Дом Шамиля, Литературный музей Габдуллы Тукая


Дом Шамиля — здание в историческом центре города Казани, перестроенное в начале XX века в эклектичном стиле. 
Дом Шамиля является яркой достопримечательностью Старой Татарской слободы, памятником архитектуры и объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения.  Располагается на старой Юнусовской площади.
С 1986 года в нём располагается Литературный музей Габдуллы Тукая.

 

Дом Шамиля представляет собой двухэтажное кирпичное, квадратное в плане, здание, площадь которого составляет около 430 м², а объём — 4200 м³.
Общий архитектурный облик особняка представляет собой вариации на темы средневековой европейской архитектуры, но из многообразных форм архитектурного декора выбраны мотивы, наиболее отвечающие вкусам местного населения. Архитектурный стиль здания сочетает элементы эклектики и национально-романтического модерна.
Главный фасад обогащён большим эркером над парадным подъездом, ризалитом со ступенчатым завершением слева от парадного входа и полукруглым эркером справа, завершённым высоким шатром с флюгером. Фасад изобилует декоративными элементами: машикулями, аркатурными поясками, лепными вензелями, башенками с кованными завершениями.

 


История дома Шамиля
Около 1863 года для Ибрагима Исхаковича Апакова — почётного потомственного гражданина Казани, купца первой гильдии, миллионера — в Старой Татарской сободе на Екатерининской улице у Юнусовской площади был построен двухэтажный особняк.
В 1884 году единственная дочь купца Апакова Бибимарьямбану была в 18-летнем возрасте выдана замуж за 45-летнего генерала Мухаммед-Шафи (Мухамет-Шафи, Мухаммадшафи, Магомедшафи) Шамиля, третьего сына имама Шамиля. В связи с этим, каменный двухэтажный дом с прилегающими одноэтажным флигелем, хозяйскими постройками и садиком был передан им в качестве свадебного подарка.
Во всех сохранившихся документах, оставшихся после купца Апакова, здание указывается как принадлежащее «госпоже Шамиль». Он был передан ей отцом по купчей (налог с продажи недвижимого имущества был ниже налога с наследства) незадолго до его кончины.


В 1902 году здание пострадало от большого пожара в Старо-Татарской слободе, уничтожившего более 300 домов.
В 1903 году дом был существенно перестроен (этот факт удостоверяют заметка в «Казанском телеграфе», окладные книги тех лет, фиксировавшие взимавшийся налог на недвижимость), по проекту Генриха Бернардовича Руша и Фёдора Романовича Амлонга. Он стал одним из последних построенных домов Руша и одним из первых — Амлонга.
В 1906 году во время очередной поездки в Кисловодск Мухаммед-Шафи скончался, и вдова с дочерьми вскоре переезжает в Санкт-Петербург. Усадьба с домом была продана преуспевающему 25-летнему купцу второй гильдии Валиулле Ибрагимову.
В 1919 году собственность купца Валиуллы Ибрагимова экспроприировали. Дом Шамиля был заселён жильцами, и оставался жилым до 1981 года. Среди горожан за домом прочно закрепилось название «дом Шамиля».
Постановлением Совета Министров ТАССР № 601 от 23 октября 1981 года Дом Шамиля поставлен на охрану как памятник истории и архитектуры. В середине 1980-х годов Татарская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская (ТатСНРПМ) провела реставрационные работы в здании.
11 июня 1986 года, в рамках празднования 100-летия со дня рождения Габдуллы Тукая, в Доме Шамиля был открыт Литературный музей Габдулы Тукая — филиал Государственного объединённого музея Татарской АССР — созданный согласно решению Татарского обкома КПСС от 30 мая 1984 года. Расположенной рядом площади, на которой в 1913 году состоялся посвящённый поэту траурный митинг, также присвоили имя Г. Тукая (до 1997 года, когда площадью Тукая стала называться площадь Кубышева).
В 2001 году в литературном музее был открыт Мраморный зал лауреатов Государственной премии имени Г. Тукая.
В 2006 году были отремонтированы фасады здания.
В 2011 году некоторые помещения музея нуждались в ремонте. Летом 2011 года в здании прошли реставрационные работы.


Интересные факты
В Казани «домом Шамиля» именовали также дом Блохина (располагался на Профсоюзной улице, 32), построенный в 1849 году по проекту архитектора А. Песке и купленный во второй половине XIX века Мухаммед-Шафи. Сын Шамиля жил в нём до переезда в Старую Татарскую слободу.
Валиулла Ибрагимов открыл в доме конфетную лавку и стал впоследствии известен как «конфетный король» Казани.
Родившаяся и выросшая в доме дочь Бибимарьямбану и Мухаммед-Шафи Фатима-Зухра вышла замуж за революционера Мухаммед-Али Дахадаева, в честь которого названа Махачкала.
Один из основателей татарского профессионального театра — Габдулла Кариев — планировал устроить стационарный татарский театр в Доме Шамиля.

 

Литературный музей Г.Тукая

Адрес: 420022, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тукая, 74.
Музей открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00. В первую среду каждого месяца - вход бесплатный.
Профиль музея: литературный.
Музей основан в 1984 г.Открыт 11 июня 1986 г.
Филиал Государственного объединенного (Национального) музея Республики Татарстан с 1984 г.
Габдулла Тукай
(1886-1913) - великий татарский народный поэт.
Музей занимает двухэтажный особняк - бывший дом Шамиля, архитектурный памятник рубежа ХIХ - ХХ вв. Расположен на территории Старо-Татарской слободы. Общая площадь 719 м2.
Музей включает:
экспозиционные залы;
лекционный и выставочный залы.
26 апреля 2011 г. в Литературном музее Габдулы Тукая прошла Акция спецгашения почтовой карточки с уникальной маркой - изображением великого поэта и штемпелем специального гашения.

 

Статья про Дом Шамиля
Одно из самых красивых зданий Старо-Татарской слободы
на площади Тукая в Казани было построено для миллионера Ибрагима Апакова. Но в народе его называют «домом Шамиля». Название его связано не с легендарным борцом за независимость Кавказа Шамилём, а с его сыном Шамилём-аль-Гали, который жил и умер в Казани.
Одно из самых красивых зданий Старо-Татарской слободы Казани в народе называют "домом Шамиля". Щедро украшенное лепниной двухэтажное каменное здание контрастирует с окружающей застройкой изысканностью форм национально-романтического модерна. Авторы проекта — предположительно Федор Амлонг и Генрих Руш. Построен этот дом в начале ХХ века для Ибрагима Апакова — почётного потомственного гражданина Казани, купца первой гильдии, миллионера, торговца мануфактурой и владельца солидного недвижимого имущества в различных местах города. Но при чём здесь легендарный борец за независимость Кавказа Шамиль? Имам Шамиль здесь ни при чём: он никогда не был в Казани. В одном из самых людных мест города, на Рыбной площади (ныне площадь Тукая) в трактире долго висел большой портрет имама Шамиль-аль-Гали с окладистой, красного цвета бородой (такой цвет придавала хна, которой окрашивали тогда бороды). Потом в этом здании размещался магазин "Колбасы". Сегодня ни магазина, ни здания, увы, уже нет. А "дом Шамиля" хорошо сохранился. Но прозвание его связано не с имамом, а с его сыном, который жил и умер в Казани. 
Шамиль-аль-Гали имел трёх дочерей: Наджибат, Сафиат и Баху-Меседу. Сыновей от разных жён было пятеро: Джамалуддин, Кази-Мухамед, Саид, Мухаммед-Шафи и Мухаммед-Камиль. 


Джамалуддин (1831—1858) был первенцем имама. При штурме селения Ахульго в 1839 году он был отдан заложником начальнику русского отряда генералу Грабе. Джамалуддина отправили в Санкт-Петербург, где представили Николаю I, определили в Александровский кадетский корпус. В 18-летнем возрасте он был произведён в корнеты и зачислен в кавалерию, в 21 год произведён в поручики. Имам Шамиль в эти годы вновь развернул активные военные действия против царских войск. К нему в плен попадают две знатные грузинские княжны. По предложению имама происходит их обмен на привезённого из Санкт-Петербурга Джамалуддина. Однако вскоре чахотка, которой Джамалуддин заболел, видимо, ещё в Питере, свела его в могилу 
Кази-Мухамед (1833—1902), второй сын имама, всю свою боевую жизнь был рядом с отцом. Горцы любили его за храбрость, военную смекалку и находчивость. После смерти Шамиля с разрешения царя он выехал сначала в Аравию, а затем поступил на службу в турецкую армию. Дослужился до звания маршала; похоронен в Мекке рядом с могилой отца. 
Саид (род. 1839) грудным ребёнком погиб вместе с матерью во время осады царскими войсками Ахульго. 
Мухаммед-Камиль (1863—1951) был самым младшим сыном имама. Сведений о нём сохранилось очень мало: он всю жизнь жил за пределами России — сначала в Аравии, а затем в Турции, где и похоронен на кладбище в Стамбуле. 

                                         на улицах Старо-татарской слободы

Наконец, средний сын имама Мухаммед-Шафи. Родился он в 1839 году. Рос любознательным, но неусидчивым. 
На Кавказе детей женили рано. Первая жена Мухаммеда-Шафи была дочерью известного наиба Энков-Хаджи по имени Аминат. В 19-ти летнем возрасте наш герой вместе с молодой женой был в числе последних, кто держал оборону в осаждённом царскими войсками селении Гуниб. После пленения Шамиля в Гунибе и ссылки его в Калугу Мухаммед-Шафи вместе с другими членами семьи имама тоже переехал в Калугу. 
"Несмотря на то, что немного объёмистая полнота тела портит несколько грациозность его фигуры, взамен того детский огонь в небольших карих глазах, подвижность и свежесть лица, очень приятная шепелявость языка и, наконец, сами жесты, когда их не связывало присутствие отца, — всё это говорило, что ему ещё очень хотелось бы поиграть, пошалить", — так описал в своих "Заметках о Шамиле" калужский пристав А.Руновский, присутствовавший при встрече отца с сыном в Калуге, свои первые впечатления о Мухаммед-Шафи. 
Молодой горец с согласия отца 8 апреля 1861 года заступает на военную службу в царскую армию. Начал корнетом лейб-гвардии в Кавказском эскадроне Собственного Его Величества конвоя. В том же году Мухаммед-Шафи вместе с женой переезжает из Калуги в Санкт-Петербург к месту своей воинской службы. Нездоровый климат столицы после чистоты горного воздуха пагубно сказался на здоровье его супруги Аминат. Прожив на новом для себя месте всего один год, она умирает от скоротечной чахотки. Милостью самого императора России Мухаммеду-Шафи было разрешено сопровождать тело покойной жены в Дагестан для похорон. Детей от первого брака у Мухаммеда-Шафи не было. Вскоре он женится второй раз. Вторая жена тоже была горянкой — по имени Джарият, она родила Мухаммеду-Шафи сына, названного Мухаммед-Загидом. 
25-летний горец за неполные три года воинской службы возводится в чин поручика, а ещё через два года становится штабс-ротмистром. Через три года Мухаммед-Шафи отправляют по служебным воинским делам в длительную командировку за границу, во время которой он побывал во Франции, Англии, Германии, Турции и Италии. Если после жизни в горах он был поражён увиденным в Санкт-Петербурге, то пребывание в странах Европы оставило ещё более сильный след в его взглядах на повседневную жизнь. По возвращении в Россию он награждается орденом Св.Анны 3 степени и откомандировывается на Кавказ для отбора молодых горцев в Кавказский эскадрон. 
Прибыв из командировки, Мухаммед-Шафи узнаёт, что отцу с семейством разрешили выехать на паломничество в Мекку. Однако Мухаммеда-Шафи оставили в России: он находился на воинской службе. Вскоре за безупречную службу следует производство в ротмистры и назначен командиром взвода горцев в царском конвое. Но усердие Мухаммеда-Шафи отмечается не только чинами. В 1873 году он награждается ещё одним орденом — Св.Станислава 2-й степени. На следующий год молодой офицер удостаивается и зарубежной награды: австрийский император награждает его орденом Железной Короны 3-й степени. Блестящая военная карьера Мухаммед-Шафи продолжается и в следующие годы. В неполные 37 лет он становится полковником. Решительный и храбрый молодой офицер, почувствовавший запах пороха с детских лет, в годы русско-турецкой войны просится на фронт в действующую армию, но получает отказ царя: судьба поставила бы сыновей имама Шамиля-аль-Гали по разные стороны фронта… 
Наверное, самый спокойный и благополучный период своей жизни Мухаммед-Шафи провёл в Казани. Приехал он сюда уже в чине генерал-майора. Интеллигентный и красивый 43-летний генерал, недавно ставший вдовцом, быстро завоевал симпатии казанского высшего общества. Своим обликом он скорее напоминал европейца, чем горца. Безукоризненно одетый, в пенсне, с бородой — таким он предстал перед казанской публикой. И только рыжеватая борода, которую все горцы красили хной, выдавала в нём сведущему человеку сына гор. 
Никто из современников не оставил воспоминаний, где и как пересеклись пути генерал-майора и недавней выпускницы одной из казанских женских гимназий. В качестве свадебного подарка единственная 18-летняя дочь купца Ибрагима Исхаковича Апакова Бибимарьямбану и 45-летний генерал Мухаммед-Шафи получили каменный двухэтажный дом на площади Юнусова в Старо-Татарской слободе. Купец И.И.Апаков помимо торговли владел большим количеством домов в различных частях города. Дом, подаренный молодой чете, был построен сравнительно недавно — предположительно в 1863 году. Здание находилось в небольшой усадьбе, где имелись ещё и каменный одноэтажный флигель, хозяйственные постройки, небольшой садик. 
Однако это вовсе не тот дом, который с лёгкой руки казанской прессы впоследствии "окрестили" "домом Шамиля". Существующее сегодня здание под номером 74 на улице имени Тукая — это реконструкция старого дома, а можно сказать, что и новая постройка, осуществлённая в 1903 году. Нынче — его столетний юбилей. Это удостоверяют заметка в "Казанском телеграфе", окладные книги тех лет, фиксировавшие взимавшийся налог на недвижимость. Хотя в историю это здание вошло как "дом Шамиля", во всех сохранившихся документах, оставшихся после купца Апакова, оно числится принадлежащим "госпоже Шамиль". 
Но вернёмся к нашей молодой чете. Купец Ибрагим Исхакович Апаков понимал, что гордость зятя-генерала, свойственная жителям Кавказа, не позволит брать, а тем более просить деньги у тестя. Поэтому со свойственной ему чуткостью и прозорливостью он часть домов по купчей (налог с продажи был ниже налога с наследства) оформил на Бибимарьямбану. Зятю же тактично предложил начать совместное торговое дело. Для этого на первом этаже семинарии на Воскресенской улице был открыт магазин по торговле товарами для ученья и сопутствующими товарами. Однако Ибрагим Исхакович скоропостижно скончался и на этом, почти не начавшись, коммерческая деятельность Мухаммеда-Шафи завершилась. 
В это же время в Казань приезжает единственный сын Мухаммеда-Шафи от второго брака — Мухаммед-Загид (1868—1920); нахлебником он не стал — со временем Казань узнает его как издателя и редактора журнала "Тарбия-атфаль", составителя библиографии татарской книги. 
С первых же дней совместной жизни Мухамеда-Шафи и Бибимарьямбану можно было заметить если не главенство, то заметное влияние на жизнь семьи со стороны молодой жены. Имея достаточную материальную основу — 6000 рублей ежегодной пенсии Мухаммеда-Шафи и 25000 рублей, получаемых женой от аренды принадлежащих домов, жизненный уклад в доме генерал строил по европейскому образцу: не зря в Европу ездил. У них появляется экипаж с фонарями, выписанный из Франции, кучер в ливрее и цилиндре. Наряды молодой хозяйки, убранство в доме — всё соответствовало веяниям моды. Бибимарьямбану подражают молодые женщины Старо-Татарской слободы, что, думается, исламское духовенство воспринимало без восторга. 
Семья Шамиля пополнилась двумя дочерями. Сразу же после рождения первой было решено снять дачу на окраине Казани, которую все называли "Немецкой Швейцарией". Арендодатели отмечали, что "госпожа Шамиль разбила на участке большой плодоносящий фруктовый сад и прекрасный цветник, а дом находится в отличном состоянии". 
Бибимарьямбану по-русски говорила чисто, почти без всякого акцента. Мухаммед-Шафи также прекрасно говорил по-русски, а по-татарски изъяснялся плохо. Поэтому прислуга в дом набиралась из русских. Бибимарьям бану ярко выраженных пристрастий не имела, а вот Мухаммед-Шафи ещё с детских лет очень любил лошадей: временами в конюшне усадьбы Шамиля их насчитывалось до 18 разных пород. 
Мухаммед-Шафи хотя и врос, можно сказать, корнями в российскую землю, из всех других мест для лечения и отдыха предпочитал Кисловодск. Туда он ездил почти ежегодно на разные по длительности сроки. Так было и в 1906 году. Но, прибыв в Кисловодск и прожив там несколько дней, он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Исполняя законы ислама, похоронили его в тот же день до захода солнца на мусульманском кладбище в 30 километрах от города. Ему было 66 лет. 
Вдова Бибимарьямбану вскоре уезжает с дочерьми в Санкт-Петербург. Усадьбу с домом, являвшуюся украшением Старо-Татарской слободы, она продаёт преуспевающему 25-летнему купцу 2-й гильдии Валиулле Ибрагимову, ставшему впоследствии "конфетным королём" Казани. 
В Санкт-Петербурге приобретается небольшой, но добротный дом. Появляются новые знакомые и друзья. Среди них и выпускник Петербургского железнодорожного института Мухаммед-Али (Махач) Дахадаев, ставший впоследствии видным революционером. Этот 32-летний красивый горец предлагает руку и сердце 25-летней старшей дочери Мухамед-Шафи Фатимазухре. Свадьба состоялась осенью 1912 года в Санкт-Петербурге. А в 1918 году во время контрреволюционного восстания он был схвачен в городе Порт-Петровске и расстрелян. С 1922 года этот город в его память носит название Махачкала. 
Потомков Ибрагима Апакова ни в Казани, ни в Санкт-Петербурге нет. Следы семьи госпожи Шамиль затерялись. В Казани память сохранило лишь одно название — "дом Шамиля". 
Судьба же этого дома сложилась так. В 1919 году собственность "конфетного короля" Валиуллы Ибрагимова экспроприировали, в том числе и "дом Шамиля". Его заселили жильцами. Жилым он оставался до 1981 года. А в 1986 году в нём был открыт Литературный музей Габдуллы Тукая.

Статья Рустема Ахунова про музей Габдуллы Тукая
Рассказ гида, Лены Ивановны, меня растрогал, было много чего интересного и познавательного, водили с длительными и пространными рассказами по залам экспозиции более часу!!! За всё то, вкупе с приобретёнными музееведческими китаплар (книгами по-татарски), уплатил вполне доступную сумму – 231 таньга! Да при таких расценках можно лишь удивляться, что музей ещё держится на плаву!
В нашем Суверенном и Солнечном Татарстане каждому, независимо от его национальности, известно, что Габдулла Тукай самый почитаемый и первый в плеяде татарских поэтов и писателей. Его образ увековечили многие художники, в том числе, в металле на улице Пушкина, воплотил его образ и мой дядя – первый татарский национальный скульптор Садри Ахун. В книге «Тукай» написанной Нуруллиным и вышедшей в серии ЖЗЛ (М 1977), как раз приведена именно эта скульптура, с 1958 года ставшая одной из «визитных карточек» Казани.

К сожалению, в тех разделах казанского музея Г.Тукая,  где представлены произведения других деятелей культуры, в чьём творчестве нашли отражение произведения Габдуллы Тукая, нет иллюстраций выдающегося татарского художника Ф.А.Аминова, который создал множество замечательных иллюстраций по мотивам его произведений, от которых невозможно оторвать взгляда. Но сотрудники Государственного музея изобразительных искусств РТ поведали о том, что некоторые работы Ф.А.Аминова всё же есть в экспозиции музея Г.Тукая в Кырлае. Поездка в Новый Кырлай, принёсшая множество положительных эмоций, подтвердила эту информацию. А вот в этом казанском музее Тукая обнаружил издание его «Шурале» на арабском языке (1979), которое случайно сохранилось и у меня дома.

Экспозиция нашего казанского музея Габдуллы Тукая, освещающая детский период жизни этого выдающегося татарского поэта, самая условная, т.к. об этом периоде жизни Тукая известно лишь по его воспоминаниям. Хотя вроде найдены некоторые документы, где зафиксировано рождение будущего поэта Габдуллы. Но так и не понял, оригинал здесь экспонируется или его имитация.
         
Документ с записью о рождении  

 Общеизвестно, что Габдулла Тукай водил дружбу с многими деятелями татарской культуры, которые были не только духовно образованы, но и имели обширные светские познания. Друга Тукая - Мутыгая Тухватуллина, называют татарским Шаляпиным. Он много сделал для продвижения музыкальной культуры и развития татарской народной музыки. Именно в части этой дружбы, музей Тукая насыщен музыкальными инструментами, как национальными: кубыз, татарская гармошка, курай, так и имевшими в то время общее употребление: семиструнные гитары, порой весьма причудливой формы, мандолины. А на фотографии любительского татарского ансамбля народных струнных инструментов, слева вверху общей фотографии, вроде, вырисовывается и oud!

                           

    Мандолина в интерьере эпохи     

    
    Татарская гармошка, кубыз, музей Тукая

В одном из разделов музея экспонируются старинные издания русской и зарубежной классики на русском языке и их тукаевские переводы на татарский язык Представлены документы и фотографии отражающие события жизни татарского театра, издания и оригинальные автографы Тукая, в т.ч. и его рисунки.

 

Представлены здесь и личные вещи Габдуллы Тукая, его подарки друзьям, в т.ч. его тюбетейка, и его тогдашний личный дорожный «кейс». Тюбетейка в очень хорошей сохранности, но будучи взрослым, Габдулла Тукай не любил носить головной убор, исключая холодное время года. Это видно на многих его фотографиях. Габдулле Тукаю приходилось совершать поездки и в соседние губернии, его приглашали в гости богатые купцы. Когда возникало желание навестить соратника по перу Сагитта Рамиева, общение с которым у Габдуллы не всегда завершалось мирно, Тукай покупает билет на пароход «Тургенев» и третьим классом отправляется в Астрахань... Как символ путешествий Тукая, в соответствующем разделе музея установлен подлинный судовой штурвал той эпохи.

                  
Дорожная корзина Г.Тукая        

Непосредственно с жизнью Габдуллы Тукая сам дом Шамиля, расположенный у бывшей Юнусовской площади, никак не связан. 
     В качестве музея Поэта, его выбрали по другой причине. Находящаяся в центре забулачной части города, где жили в основном татары, Юнусовская площадь издавна служила местом массовых сходок и собраний. В апреле 1913 года здесь в связи с кончиной выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая происходило многотысячное стечение народа. Отсюда, не обращая внимания на непогоду, эта огромная и нескончаемая толпа людей провожала Поэта в последний путь. В советский период, Юнусовская площадь утратила своё прежнее значение, её территория была засажена деревьями (кроме проезжей части) и превращена в сквер.

 

      могила Г. Тукая на кладбище в Новой татарской слободе

          

Последние дни Тукай провёл в клинике врача Клячкина (Островского, 11/6), где в советский период располагалась «клиника гинекологии и акушерства ГИДУВа, ныне там размещается Министерство здравоохранения РТ. В эту клинику, уже умирающего от туберкулёза Тукая, переправили из гостиницы «Булгар», где долгое время он жил в 40-м номере. Умирал Габдулла Тукай именно здесь, и на фасаде экс-клиники Клячкина со стороны ул.К.Наджми установлена мемориальная доска, с указанием даты кончины выдающегося татарского поэта, и того, что последние трагические дни Г.Тукая прошли здесь. Администрация нынешнего Министерства здравоохранения РТ, в противовес слишком рационально мыслящей молодёжи (по-видимому, отпрысков нуворишной «аристократии», причём, не только татарской), как дань уважения памяти поэта и культурному наследию татарского народа, создало в этом здании памятную комнату Г.Тукая.

 

Общая статья про город Казань - тут!

Старо-татарская слобода в Казани - тут!

Статья про Тукай-Кырлай - тут!

 

 

Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
http://www.tatworld.ru/
статья Ильдара Алиева.
http://rustik68.narod.ru/
сайт Википедия.
http://www.tatar.museum.ru/Tukay/
Казань в памятниках истории и культуры / Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алиева. — Казань: Татарское книжное издательство, 1982.
Багаутдинова Д. Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. — Казань: Татарское книжное издательство, 1989.
Салихов Р., Хайрутдинов Р. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII — начало ХХ веков). — Казань: ФЕСТ, 1995.

ВложениеРазмер
ShamilMG (1).jpg105.08 КБ
ShamilMG (2).jpg40.63 КБ
ShamilMG (3).jpg66.93 КБ
ShamilMG (4).jpg74.09 КБ
ShamilMG (5).jpg72.48 КБ
ShamilMG (6).jpg95.41 КБ
ShamilMG (7).jpg57.97 КБ
ShamilMG (8).jpg36.22 КБ
ShamilMG (9).jpg101.99 КБ
аватар: Кэп

Казань - Поезд Победы!

4 мая в 8 часов утра в столицу Татарстана прибудет праздничный ретро-поезд Победы. На станции Казань пройдет торжественный митинг, посвященный 70-летию годовщины Победы в ВОВ, в котором примут участие работники и ветераны-железнодорожники Казанского региона Горьковской железной дороги.

Поезд, который поведет паровоз, будет красочно оформлен венками, гирляндами, фотографиями военных лет и праздничными плакатами. В составе мемориального поезда платформа с военной техникой времен Великой Отечественной войны, а также вагон с полевой кухней и вагон-музей с экспозицией, посвященной подвигу железнодорожников в годы войны.

Мемориальный состав проследует в период со 2 по 8 мая по всей Горьковской магистрали через станции Дзержинск, Ильино, Ковров, Владимир, Муром, Арзамас, Сергач, Шумерля, Канаш, Казань, Шемордан, Вятские Поляны, Кизнер, Можга, Агрыз, Красноуфимск, Чернушка, Янаул, Сарапул, Ижевск, Игра, Балезино, Зуевка, Киров, Лянгасово, Котельнич, Шахунья, Урень, Ветлужская, Семенов и Нижний Новгород.

На полигон Казанского региона Горьковской железной дороги праздничный поезд прибудет 3 мая в 20.30 (мск) на станцию Канаш. Следующая остановка состава состоится в Казани 4 мая в 8.00 (мск), днем того же дня в 11.25 (мск) поезд Победы остановится на станции Шемордан, а уже в 13.05 (мск) остановка праздничного состава произойдет на станции Вятские Поляны.

"Поезд Победы" будут встречать  руководители городских,  районных, сельских  органов  местного самоуправления,  ветеранские организации, местные жители, учащиеся школ. 8 мая мероприятие завершится торжественным митингом у Центрального дворца культуры железнодорожников города Нижний Новгород.  

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru