Деревня Старая Татарская Киреметь


СТАРАЯ КИРЕМЕТЬ, Керемет-пуçĕ – село в Аксубаев. р-не Респ. Татарстан, центр сел. поселения. Расположено на р. Киреметь, в 8 км к С от райцентра.

До слияния в 1960-х гг. 2 населён. пункта: с. Старая Татарская Киреметь (проживали татары) и д. Верхняя Чувашская Киреметь с чуваш. населением (историч. названия: Вершина Чувашская Киреметь, Вершинно-Чувашская Киреметь).

Жители до 1860-х гг. государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством. Основано в кон. 17 – нач. 18 вв. В 18 в. в составе Ногайской даруги Казан. у., с 1780 – Чистопол. наместничества, затем уезда Казан. губ. (до 1920).

 

______Старая Киреметь - родина Хасана Туфана                                                                                                                          Дом-музей Хасана Туфана

 

Дом-музей Хасана Туфана

____________ДОМ-МУЗЕЙ ХАСАНА ТУФАНА                                                                                                            

Дом-музей Хасана Туфана

В 1890 открыта школа грамоты. В языке и традицион. культуре наблюдаются общие для закам. чувашей черты, основанные на смешении элементов низовой и верховой традиций: çĕнĕ çул, çăварни, мункун, çумăр чук, уяв, ваттисене ас­ăн­­ни.

Число жителей в Верх. Чуваш. Киремети: в 1795 – 114 муж.; 1830 – 75; 1840 – 106 муж.; 1857 – 177 чел.; 1897 – 644; 1911 – 581 чел.; в С.К.: в 1989 – 456 чел.; 2005 – 494 чел., проживают татары (55%), чуваши (40%) и др.

Родина доктора искусствоведения А.А. Трофимова.                                                                                                            Старая Киреметь

Старая Киреметь

Старая Киреметь

Иске Кармят (Деревня Старая Тат.Киреметь Аксубаевского р-на РТ)

Деревня Старая Тат. Киреметь раньше назывался Баш Кармят авылы Аксубаевской волости, Чистопольского уезда Казанской губернии. Деревня Старая Киреметь располагается у маленькой речушки Киреметь. На одном берегу живут татары, на другом чуваши и несколько русских семей.

С трех сторон деревню окружает лес, одна сторона открыта.                                                                                          Старая Киреметь

Легенда появления нашей деревни.

По рассказам Салих бабая Ахметшина в 1925 году, когда он учился в Чистопольском педагогическом техникуме им задали домашнее задание: написать историю своей деревни. В то время в деревне жил 90 летний Нафигулла (Няпи) бабай. Вот к нему он и обратился. Нафигулла бабай 15 лет служил в солдатах и ходил он, как под музыку марша.

При разговоре вставлял русские слова, был очень интересным собеседником.

 

____________ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ДЕРЕВНЕ С.КИРЕМЕТЬ                                                                                                                Старая Киреметь

Старая Киреметь

 

Рассказ Нафигулла бабая.

Самый первый на место деревни пришел человек по имени Карый Оммят. Это имя со временем преобразился в Киреметь (Кармят) и деревню со временем назвали Кармят.

Хотя есть и другая версия названия деревни. Раньше нашу деревню Вершенный Киреметь, а со временем стали называть Баш Кармят, потому-что рядом стали появляться и другие деревни – Чув. Кармят на другом берегу,Русск. Киреметь в 3-х километрах и Нов. Киреметь в 7-ми километрах.

Также есть версия, что раньше всех тут жили чуваши-язычники, у них была Кереметь - то есть священное место, где они молились семьями пред посевными работами. Место это очень почиталась всеми жителями. Потом сюда пришли и татары - они назвали деревню Татарская Кереметь, но сами были мусульманами!

Говорят, что жители чуваши сохраняли языческие традиции практически до революции.

В 1555 годы Иван Грозный взял Казань и начал крестить всех татар. Эту историю помнят все. И Карый Оммят с 18 – тью детьми переехал на место нынешней деревни. В это время на этом месте была глухая тайга. Они прочистили, прорубили лес и на этом месте начали жить, и со временем тут и образовалась деревня. Раньше река Киреметь была очень большая и прилетали много лебедей. Вот поп дошел и до Киремети и окрестил всю деревню, но какая-то часть поселян сумела скрыться.

Так в деревне появилась олы и кече ара. Олы ара-это те, которых окрестили; кече ара, которые скрылись от крещения. И жили они между собой как враги, не выдавали замуж и не женили, даже не ходили друг к другу. Но тем не менее крещенные жили, как и раньше, в церковь не ходили, не венчались , держались мусульманской веры. Где-то в 1880 годах (примерно) первую девушку из поколения Шярип бабая (олы ара), которую звали Мягзюмя (дочь Маргуба) отдали за сына Хасанша (отец Эбдивяли).

Старая Киреметь

 

Второй случай: сын Мидубая (Минуш) Селетдин ( кече ара) берет дочь Нагыйма ( отец Салеев Кашаф) олы ара. и.т.д. Одна сторона на другую сторону выходить не могла, но сын Миндубая (Минуш) Гари Сафа, сын Сафы Гарифулла, сын Гарифуллы Гарифулла не боялись выходить на другую сторону. Они никого не боялись, были очень сильными, дрались, если к ним придирались.

Даже на полях женщины и дети работали отдельно друг от друга. До революции в деревне богатых было мало. Самый богатый был Сабитов Шихамят. Было у него много земли, на зиму оставлял много стогов сена, было у него много леса, был также магазин, две жены и трое сыновей от первой жены, четверо от второй. Старшую жену звали Мафтюха, младшую Хадичя.

В деревне было две мечети, две муллы. Одного звали Замалетдинов Галяутдин, он был не грамотный. Второго звали Ахмеров Хасанжан. Было две школы: женская и мужская. Возможно, жителей Баш Кармят окрестили вторично в 1730(60) годах.

__________________МЕЧЕТЬ В ДЕРЕВНЕ

Старая Киреметь

 

________________РОДНИК В ДЕРЕВНЕ

Старая Киреметь

_________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://www.nationalcard.ru/museum_info2656.html

http://vk.com/club5012603

http://kitaphane.tatarstan.ru/ http://enc.cap.ru/?t=world&lnk=2148

 

                                          
 

аватар: Кэп

версия о происхождении...

версии о происхождении названия деревни, скорее всего, не совсем верны, ведь такое название нельзя объяснить именем или прозвищем первых поселенцев, а, скорее всего, от слова Киреметь (Керемет) - то есть языческой рощи (святилища), которое имеет данное название у мари, чувашей и даже татар, явное указание, что раньше тут жили язычники,
много фактов, что и марийцы рассеяно проживали в Закамье, например в Нижнекамском и Чистопольском районах РТ...
Киремети были и у древних булгар...

аватар: Гость

Назваеия идёт скорей от

Назваеия идёт скорей от название речки и таких названий много то есть это гидронима! Тем более так и назвалась вершина речки Киреметь

аватар: Кэп

однозначно...

однозначно, что Кереметь или Киреметь - это языческое святилище или молебная роща у разных народов Поволжья, в том числе, у чувашей, марийцев, мордвы, это как бы общее название такого места.

От этого приметного для местного населения места - пошли гидронимы и топонимы и т.д.

вероятно, что уречки и была настоящая киреметь - а там уже так и речку назвали и деревню.

аватар: Лилия Шигапова

Легенда скорее всего

Эту историю (даже можно сказать легенду),ничем не подтвержденную документально,написал когда-то Салих бабай Ахметшин, мой двоюрный дед,еще в 1925 году со слов стариков деревни, когда он учился в пед.техникуме как реферат, может даже курсовую работу.

А я перевела, вот кто-то выставил как свою, слово в слово))

аватар: Гость

Крешенные татары староверы

Крешеные татары староверы варили пиво и ходили на кереметь .почитайте Описаниецерквей и приходов казанской епархии 1904 года

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru