Деревня Караса


Караса:
Село - отдельное сельское поселение Аксубаевского района.
Проживали в 232 хозяйствах 605 человек , из них - 567 татар, 35 русских, 3 чуваш (2002).
В 2010г 562 чел. Полеводство, мол. скот-во. Ср. школа, дом культуры, б-ка. Мечеть.
Изв. с 1710. В 1920-х - нач. 1960-х гг. в офиц. док-тах подразделялась на 2 самост. нас. пункта: Татар. Караса с татар. населением и Рус. Караса, где проживали чуваши. С 17.5.1965 совр. назв.
Координаты: 54°44'14"N 50°40'38"E.

село Караса

_____ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ДЕРЕВНЕ

село Караса

село Караса

Край родимый, Караса
(автор: Гафиятуллина Алина)
МОУ «Аксубаевская средняя школа № 2
Научный руководитель: Горбунов Г.В.
учитель истории.

Село Караса до Октябрьской Революции 1917 года.
Заселение нашего района большей частью относится к XVI - XVII веку. В этот период на приток реки Карасинка, вдоль реки Малая Сульча заселились татары. Видимо первые заселившиеся нашли удобным это место, поскольку место было ровным и очень близко к реке, а вода играет важное значение для жизни людей.
О том, что впервые заселились татары, подтверждается татарским происхождением названия села Караса, т. е. черная вода. Это название было взято от названия Карасинка, ибо вода этой реки весной и осенью была мутной, приносила илы, поэтому была названа черной водой. В первое время село Караса состояло из нескольких улиц, тянувшихся вдоль реки Малая Сульча.
Нынешних улиц на западе не было. В 150 - 200 годах тому назад на огородах Хуснуллина Сибгата, Галимзянова Зулькарная, Калимуллиной Камили, Кучукова Ивана, Ихтонова Ивана, Ильина Егора, Прокопьевой Натальи были большие и глубокие озера. По рассказам дедов, там разводились большие лебеди и плавали на лодках.
В связи с тем, что кладбище перенесено на другое место, а от старого кладбища не осталось даже и одного камня, поэтому год основания села Караса точно пока не удалось установить (старое кладбище находится на огороде Калимуллиной Камили).

село Караса

До Октябрьской революции село Караса (расположена на левом берегу реки Карасинка) и Русская Караса (на правом берегу реки Карасинки). В татарской Карасе было две мечети да частные лавочки. В русской Карасе церкви не было, а для справления религиозных обрядов ездили в село Сунчелеево в 4 км. от Карасы. Крупным торговцем был Дмитриев Никита, он имел каменный магазин, торговал красными товарами (т.е. мануфактурой). Где теперь расположена школа, было письмо сельского муллы Хариса.
Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. В зимнее время занимались ремеслом, плели лапти, пряли холсты из ниток и ткали ткани, частично занимались производством улей. Крестьяне, как в Татарской так и в Русской Карасе, страдали от малоземелья. Лучшие и большие участки земли находились у богатых и кулаков.

село Караса

село Караса

село Караса

Огромная территория, где сейчас находится поселок Котловка, была государственной землей. Там была организована государственная мясо - молочная ферма, управляющим которой был Садовников. Землями, где сейчас находится поселок Октябрь, управлял боярин Островский. В д. Мамыково большие участки земли находились у боярина Сульчова, а его имениями управлял управляющий Колчурин. Землями теперешнего Тюрсовхоза владел князь Аносов. Потом продал свое владение князю Аболенскому. Последний был очень богатым, даже имел легковой автомобиль, который был редкостью в то время. Старики вспоминают, когда он проезжал через село, люди удивлялись этому чуду, крича "атсыз арба", т. е. "безлошадная телега", бежали за автомобилем.
Многие крестьяне, особенно бедняки из Карасы, вынуждены были наниматься к этим боярам на сельскохозяйственные работы, а за работу им платили гроши. Они различными путями обманывали крестьян.
За счет эксплуатации крестьян наживали богатство.

Около 40% дворов были безлошадные, они не могли обрабатывать свои участки, чтобы пахать и засевать, вынуждены были отдавать половину участка земли и наниматься к богатым. Уделом бедного было недоедание. Сельскохозяйственная техника крестьян состояла из сохи, деревянных борон, хлеб убирали серпами, молотили цепями. Крестьяне платили непосильные налоги: натуральные, денежные, земские и другие. Недоимщики налогов ежегодно увеличивались, а для погашения недоимки продавались последние имущества крестьян.
В деревне господствовала религии: ислам у татар, православие у русских и чуваш. Первая школа в Карасе, по архивным данным, была открыта в 1900 году. В Русской Карасе была церковная школа, где учили богомолению, татары учились в медресе и мечети: мальчиков учил мулла, девочек абыстай (жена муллы).
Пятистенные дома были только у торговцев, кулаков и муллы. Крестьяне жили в деревянных избах, покрытых накатом из бревен, наверх насыпали слой земли. Посреди стояла печь с очагом, куда вмазывался котел. В нем готовили пищу. В избе были нары, застланные войлоком, а у бедных и того не было. Для освящения применялась лучинка.

Мужская одежда состояла из длинной холщовой самотканой рубахи и широких штанов, сверх рубахи и широких штанов надевались безрукавки (камзолы). Зимой носили шубу из самодельной овчины и тулуп. На голове летом носили войлочную белую шляпу, а в зимнее время - шапку (мескен бурек). Обувались в войлочные чулки и лапти. Женская одежда мало отличалась от мужской. Жены бедняков тоже носили рубаху и длинные холщевые штаны. Голову покрывали платком.

Из Карасы в годы первой мировой войны были мобилизованы десятки и сотни крестьян: например, Галлямов Гаяз, Хатыйпов Гарай, Валимхаметов В., Гиматдинов и многие другие.
С фронта начали возвращаться раненные и искалеченные, они привозили с собой правду о войне и разъясняли, что эта война нужна империалистам. Так росло крестьянство, они начали выступать против войны и царя. Крестьяне Чистопольского уезда - русские и татары совместно разгромили имения помещика Лебедева.
Революционная борьба народа под руководством партии большевиков в феврале 1917 года привела к свержению царя Николая. Весть об этом была встречена массами с восторгом. Под руководством большевиков в городе Казани, а затем и в других городах были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. Однако в них, как и в центре, преобладали меньшевики и эсеры. Двоевластие, установившееся в столице, имелось и на местах. В результате вооруженного восстания рабочих и военного горизонта, 26 октября победила революция и в Казани.

_______________________САБАНТУЙ В ДЕРЕВНЕ КАРАСА

село Караса

село Караса

Село Караса после Октябрьской революции 1917 года.
В ноябре 1917 года была установлена советская власть и на территории нашего района.
На местах начались создаваться новые органы власти рабочих и крестьян - уезды, волости, а в сельских местностях комитеты бедноты. Недалеко от Карасы образовалось Кривозерская волость. Председателем волисполкома был назначен участник октябрьской революции и гражданской войны Горшков.
В комитет бедноты из села Тат. Караса были избраны коммунисты Ярулла, Ишмухаметов Минхаир, Гильманов Шакирьзян и др. А в Русской Карасе вошли Семенов Игнат, Арбузов Михаил и др. Комитет бедноты занимался вопросами ликвидации помещичьего землевладения.
Отобранные у помещиков земли, инвентарь и скот передавались бедным крестьянам. Кулаки противодействовали мероприятиям Советской власти.
Кабинетские земли, ныне поселок Котловка, были переданы бедным и малоземельным крестьянам села Караса. В результате осуществления первого декрета о земле, многие крестьяне нашего села получили землю, а по Карасинскому краю это составило 788 десятин, ранее принадлежавших помещикам. Был положен конец национальной розни: татары, русские, чуваши в тесном содружестве начали строить новую жизнь.

Капиталисты, помещики начали сговариваться с иностранными интервентами для свержения рабоче-крестьянского правительства. Советская Россия оказалась в кольце фронтов. Летом 1918 года полчища Чехословацкого корпуса, поддержанные кулацкими мятежами, захватили Среднее Поволжье, а 6 августа заняли Казань. Они начали расправу с коммунистами, советскими активистами. Народы нашего края вели ожесточенную борьбу с интервентами. Начали создавать партизанские отряды. Такие отряды действовали и в Чистопольском уезде. В результате героической борьбы группа войск 2-ой армии под командованием известного героя гражданской войны В. М. Азина 10 сентября 1918 года освободили Казань.
Весной 1919 года наш край стал ареной военных действий с колчаковской армией. Под ударами Красной Армии и Волжской флотилии 4 мая был освобожден Чистополь от колчаковцев.
В период гражданской войны крестьяне оказывали поддержку Советской Армии, снабжали хлебом, фуражом и другими продуктами.
Комитет бедноты вели большую работу по мобилизации в армии, по снабжению необходимыми продуктами, вели борьбу с кулацкими вылазками против Советской власти.
По рассказу Ихтонова Федора подобные случаи были и в Карасе. Так, однажды коммунист Семенов начал агитировать крестьян добровольно вступить в Красную Армию для защиты Отечества. Кулаки, собравшись, схватили его и стали бить, избивали пинками, топтали и, подумав, что он умер, бросили в речку Карасинку. Но трудовые крестьяне спасли Семенова.
Остатки белогвардейских полчищ в 1920 году, опираясь на кулаков и главарей религии (попов, муллы), начали антисоветские агитации среди трудящихся. Зная, что заманить против советской власти трудящихся им не удастся, они выдвинули лозунг: "Советская власть - против коммунистов".

В 1920 году им удалось в некоторых районах на территории нашей республики поднять вилочное восстание. Вилочное восстание проходило и через наше село. Вилочное восстание в Кривоозерке разгромило здание волисполкома. Все дела и мебель они вынесли во двор, сложили в кучу и подожгли. Председатель волисполкома Горшков сумел спрятаться в мельнице, но кулаки помогли восставшим поймать его. Завязали его руки и ноги и бросили в костер. Так варварски убивали коммунистов и активистов советской власти. От Кривоозерок восставшие направились в село Карасу, где вербовали себе сторонников. Через Карасу, направились в Мамыково. Но вилочное восстание не имело опору. Против вилочного восстания были направлены отряды и в мае 1920 года они были полностью подавлены. В 1921 году из русской Карасы выселились несколько семей и образовали самостоятельные поселки Котловка и Октябрь. Постепенно укреплялся Советский строй и народы приступили к восстановлению народного хозяйства.

В 1926 году эти активисты в количестве 6 хозяйств, во главе с Сагировым Мирсаитом (Калимуллин Ярулла, Садыков Минхаир, Ишмухаметов Минхаир, Баширов Мирза) организовали товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ). В товариществе земля, орудия труда и рабочий скот еще не были обобществлены. Они пахали, сеяли, убирали совместно, а урожай делили по количеству рабочих. Государство оказало помощь товариществу, они получили конные плуги, сеялки, самосброски, лобогрейки и другие сельскохозяйственные машины. Новые машины увеличивали производительность труда, облегчали труд крестьян.
Товарищество за определенную плату отдавало машины единоличным крестьянам на временное пользование. В 1929 - 30 г. по решению 15 съезда партии развернулась сплошная коллективизация мелких крестьянских хозяйств.
В это время члены товарищества по совместной обработке земли начали обобществлять свои участки земли, орудия труда и рабочий скот. Таким образом образовался колхоз, состоящий из 7 дворов.
В 1930 году бедные и средние крестьяне потянулись в колхоз, они начали добровольно поступать в колхоз. Здесь необходимо упомянуть такой случай: учитель Баширов Мирза, в помещении, где должно было состояться собрание граждан, повесил лозунг: "Да здравствует коллективное хозяйство, основанное безбожниками". Собравшиеся люди, когда увидели этот лозунг, возмутились, значит в колхозе должны быть безбожники. Многие отказались от поступления в колхоз. Этот факт подтвердил, что нельзя было в этот период задевать религиозное чувство, ибо религия имела глубокие корни.
Самым первым организатором коллективного хозяйства в деревне был Ишмухаметов Минхаир.
В связи с коллективизацией ставился вопрос и о прекращении работы мечетей. В 1931 году на общем собрании было вынесено решение о передаче мечети в клуб.
Постепенно число дворов в колхозе увеличивалось за счет вновь поступающих. В 1931 году в колхозе насчитывалось примерно 15 - 20 дворов. Председателем колхоза был избран Шагаев Ханиф, бригадиром - Сагиров Мирсаит.
В этом же году на общем собрании колхозников, по предложению Ишмухаметова Минхаира, колхозу было присвоено имя "Тукай" - имя великого татарского поэта.
В тех же 1929 - 30 годах образовалось коллективное хозяйство в русской Карасе, которое было названо "Комсомолец". В первое время колхоз состоял из 17 дворов. Первым председателем этого колхоза был Крайнов Михаил Иванович.
Но год за годом единоличники объединялись в колхоз, и в колхозе насчитывалось уже более 200 дворов. Надо прямо сказать, что коллективизация не шла как по маслу. Одолеть вековую нужду крестьян к частной собственности было не так - то и легким делом. Большие трудности представляло переубедить крестьян в преобразовании коллективного хозяйства. Поэтому некоторые твердые середняки не хотели вступать в колхоз.

В этом году председателем села стал Сатаров Салихзян, бригадиром - Тахавиев Фахрутдин. По воспоминаниям Тахавиева Ф., в 1933 году в колхоз прибыл первый трактор "Фордзон". Чтобы встретить трактор, дети и подростки бежали до Гладиловки. Когда трактор прибыл в село, вся деревня шла смотреть это "чудо". Даже испробовали, как он пашет землю.
Первым трактористом трактора работал Бикмухаметов Валиахмет.
В период коллективизации большую роль играл сельский совет - как орган государственной власти в селе. В период коллективизации председателем избирались Салим из Тат. Сунчелеева, затем - Хатипов Гарей.
Коллективизация в 1937 году в основном была закончена, за исключением нескольких хозяйств, все объединялись в колхоз.
Колхоз из года в год укреплялся, государство оказывало огромную помощь, ежегодно стал получать новые сельскохозяйственные машины.
Огромную роль в организационно - хозяйственном укреплении колхозов играли машинно-тракторные станции (МТС).
В 1937 году на полях колхоза вырос очень богатый урожай. Колхозники отказывались получить положенное зерно, вываливали воза с зерном в хату колхозников.
В 1939 году председателем колхоза "Тукай" был избиран Сагиров Мирсаит, который работал до начала ВОВ. В 1942 году он уехал на фронт, где героически погиб. После его ухода на фронт работал Сафиуллин Гайфулла. В самые тяжелые годы войны председателями работали: в 1942 году - после возвращения с фронта Тахавиев Фахрутдин, а в 1944 - 45 годах двадцатипятитысячник Тухватуллин Загир.

_____________РЕЧКА КАРАСИНКА

село Караса

село Караса

Караса в период Великой Отечественной войны
В 1941 году 22 июня немецкие фашисты вероломно напали на нашу Родину. Созидательный труд трудящихся был прерван. Колхозники - мужчины начали уходить на фронт защищать Родину с оружием в руках. Ушли на фронт активисты, коммунисты, первые организаторы колхоза Крайнов М., Сагиров М., Крюков М., Макаров П. и многие другие.
Постепенно вся тяжесть колхозного производства легла на плечи женщин и подростков. В годы войны сели на трактора Зайниева Гамбар, Хуснуллина Хаят, Фасахова Асма и многие другие. Не хватало запчастей в МТС, семян, транспорта. Многие колхозницы со станции Нурлат носили на себе семена и засевала поля. Непомерно трудна была жизнь. Хлеб был роскошью. Питались большей частью картофелем. Но, несмотря на это, колхозницы делали все для фронта. Выращенный упорным трудом хлеб отравляли на фронт, собирали теплые вещи для фронтовиков, средства для танковой колонны и т. д.
Из Татарской Карасы многие храбро защищали Родину от немецких захватчиков, пали смертью храбрых более 200 человек. А участвовали в ВОВ около 400 человек. Погибли на фронте в борьбе с немецкими оккупантами ветераны колхозного строительства Крайнов, Сагиров, Крючков, Макаров, Динучев и многие другие.
9 мая 1945 года радио принесло весть о праздновании дня победы. Неописуемой была радость у всех. Целый день гремели песни, народное гулянье.

______________ДЕРЕВНЯ КАРАСА

село Караса

село Караса

________________________________________________________________________________

Список литературы
Волков, В.И. Край родимый, Аксубай [Текст] .-Казань: Татарское книжное издательство, 1993
Мударисов, Р.Г. Историко-географическое описание Аксубаевского района [Текст].- Казань: РИЦ «Школа», 2008
Населенные пункты РТ.- Казань, 1997
История Татарстана: Учебное пособие для основной школы /под ред. Б.Ф.Султанбекова.- Казань: ТаРИХ, 2001
Фахрутдинов, Р.Г. Новые археологические памятники Волжской Булгарии и Закамской Татарии//СА.- 1969.- №1
Хузин, Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X – XIII веков) /Ф.Ш.Хузин.- Казань: Ферст, 1997

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.