Деревня Боламык

 Деревня в Сармановском районе, на р. Мензеля, в 5 км к югу от пос. Сарманово.
На 2000 г. - 28 жителей (татары).  Полеводство, овцеводство.
Основан в 1-й половине 18 в. В дореволюционных источниках известна также как д. Акимбетово. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, работали по найму в помещичьих имениях. В конце 19 в. земельный надел сельской общины составлял 488,7 дес.  

 

Деревня Боламык

В переводе с татарского это слово означает  - 
1. болтушка, мешанина (кушанье). 
2. перен мямля, размазня.
 
До 1920 г. посёлок входил в Альметь-Муллинскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. 
С 1920 г. в составе Мензелинского, с 1922 г. Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Сармановском районе. 
Исключён из учётных данных в связи со слиянием с с. Муртыш Тамак 26.10.1967 г. Вновь зарегистрирован как самостоятельный населенный пункт 18.09.1997 г.
Число жителей: 
в 1816 г. - 32 души мужского пола, в 1859 г. - 192, в 1870 г. - 142, в 1913 г. - 261, в 1920 г. - 286, в 1926 г. - 249, в 1938 г. - 212, в 1949 г. - 118, в 1958 г. - 83 чел.
                                                                пруд на реке Мензеля                                                                                
Деревня Боламык

Старинная татарская деревня в самой глубинке Сармановского района. Приземистые бревенчатые домишки с оконцами в затейливых, нарядно украшенных наличниках. Сколоченные из разнокалиберных деревянных досок и накренившиеся в разные стороны, почерневшие от дождей и времени заборы, утопающие в густых зарослях лопуха и крапивы. Старики на завалинках, провожающие долгими взглядами приезжего незнакомца…   
  
Так выглядит в наши дни татарская деревушка Боламык, в которой сегодня едва ли наберётся три десятка жителей. C татарского название её переводится буквально как «мучная каша». И хотя я расспрашивал многих жителей о странном названии, никто не смог толком объяснить, почему так  именуется это крохотное поселение.   
  

Деревня Боламык

ДЕРЕВУШКА-СПУТНИК 
«Размазня, каша на киселе!..» – так насмешливо говорили в старину о тихих, не в меру скромных людях, которые не способны были постоять за себя и частенько искали поддержки в лице более сильного соседа. Может быть, поэтому деревенька Боламык приютилась под крылом соседнего села Муртыш-Тамак, что находится всего в двух километрах, на берегу реки Мензели. Там и сельсовет, и сельмаг, и школа имеются. И даже музей истории села функционирует. А вот в Боламыке ничего этого нет. Хотя возникли эти два соседних населённых пункта практически в одно время – в середине XVIII столетия. 
Правда, в отличие от Муртыш-Тамака, основное население которого составляли башкиры-вотчинники, в Боламыке проживали исключительно татары. Относились они к так называемым государевым крестьянам и занимались хлебопашеством, скотоводством – разводили главным образом овец, а также работали по найму в помещичьих усадьбах соседних сёл.   
Никогда не было здесь ни школы, ни даже магазина –за всем самым необходимым жители Боламыка всегда ходили в Муртыш-Тамак. 
И тем не менее люди здесь жили и трудились замечательные, порой с интересными, а иногда и трагическими судьбами   
– В шестидесятые годы прошлого века я постоянно гостил в Боламыке у своей бабушки в дни летних каникул, – вспоминает житель Казани, художник журнала «Чаян» Ринат Абзалов. 
– Там и тогда насчитывалось не более полутора десятка домиков, а сейчас, наверное, и того меньше… 
Никогда не было здесь ни школы, ни даже магазина –за всем самым необходимым жители Боламыка всегда ходили в Муртыш-Тамак. 
И тем не менее люди здесь жили и трудились замечательные, порой с интересными, а иногда и трагическими судьбами. 
– С малых лет там всё мне знакомо, – продолжает Ринат-абзый. 
– Через каждый дом – родня. Почти о каждом жителе деревни можно рассказать что-то интересное. Подробно остановлюсь на двух судьбах.   
  
 
Деревня Боламык

ДЕРЕВЕНСКИЕ МУЖИКИ 
После войны мужиков в Боламыке можно было пересчитать по пальцам – одни старухи да дети. Среди деревенских жителей особым почётом пользовался Касыймхан, потерявший на войне обе ноги. Вернулся в родную деревню с фронта на костылях. Казалось бы, такое горе у человека, а он был рад тому, что остался живым.
 Никогда не унывал и без дела не сидел ни минуты. Постоянно его можно было увидеть то за верстаком с рубанком и молотком в руках, то с паяльником над прохудившейся кастрюлей своего соседа. И всегда при этом он непременно что-то тихонько напевал, насвистывал себе под нос… Славился на всю округу как умелый мастер на все руки. 
И столярничать мог, и плотником был отменным, и паял. Помогал каждому, кто к нему обращался. У многих односельчан в избах можно и сегодня увидеть шкафы, кровати-тахты и резные буфеты, изготовленные умелыми руками Касыймхана. 
Очень его уважали не только в Боламыке, но и в соседних деревнях и сёлах.   Несмотря на своё скромное население, из деревни Боламык вышло немало известных людей   
Давно уже нет в живых этого человека, а добрая память о нем живёт в сердцах односельчан. Впрочем, не только о нём одном с теплотой вспоминают боламыкцы. 
– Клуба в Боламыке тоже никогда не было, – продолжает Ринат-абзый. 
– Мой дядя Файзрахман Шарипов – младший брат бабушки (до сих пор по нему скучаю), инвалид, перенёсший инсульт, работал сторожем на местной овцеводческой ферме. 
Умный, обаятельный человек – вечерами для соседских старушек устраивал чтения газет на завалинках и сложенных у домов брёвнах. Вспоминаю, с каким интересом слушали бабушки новости и публикации из газет «Кызыл Татарстан» и «Советская Татария». 
Сейчас перезваниваюсь с его дочкой Танзилёй – она живёт в Сарманове, но часто бывает в Боламыке у восьмидесятилетней мамы. Боламык – самое яркое воспоминание нашего детства, к сожалению, сейчас уже грустное… 
 


  САБАНТУЙ – ОН И В СОЧИ САБАНТУЙ 
Надо сказать, что, несмотря на своё скромное население, из деревни Боламык вышло немало известных людей. Об одном из них – жителе города Сочи генерале Загирове – следует рассказать особо. Тридцатого июля неподалёку от Сочи в сосновой роще у пансионата «Фрегат» представители татаро-башкирского культурного общества для сочинцев и гостей курорта организовали праздник Сабантуй. 
И хотя мероприятие это проводится в Сочи в семнадцатый раз, нынче оно проходило с небывалым размахом. Немалая заслуга в том представителя местной татарской диаспоры, уроженца маленькой татарской деревеньки Боламык Сармановского района Татарстана генерала Рашида Загирова и его земляков – татар и башкир. Ведь сам генерал является председателем татаро-башкирского культурного общества в Адлерском районе города Сочи.   Уроженец деревеньки генерал Рашид Загиров и представители татаро-башкирского культурного общества организовали Сабантуй для сочинцев и гостей курорта.   
На этом Сабантуе, кроме традиционных состязаний – бега в мешках и с яйцом в ложке, борьбы на поясах и перетягивания каната, – прошёл концерт, на котором выступили вокальные и хореографические коллективы.
 Здесь же можно было отведать губадью, медовый чак-чак, ароматные элеши и эчпочмаки, конскую колбасу казылык и другие блюда татарской кухни. А любители сувениров и памятных подарков могли приобрести нарядно расшитые тюбетейки и другие изделия народных промыслов. На праздник в курортный черноморский город своих гостей прислали Краснодар и Астрахань, Ростов-на-Дону и Казань 
– Президент Татарстана Рустам Минниханов передал приветствие в адрес сочинского Сабантуя. На празднике присутствовало много детей. Для них организаторы приготовили интересные конкурсы и викторины. Так, юные гости Сабантуя смогли получить первые уроки гончарного искусства, поучаствовать в мастер-классе по раскрашиванию узоров и лепке забавных фигурок из глины. 
«Мы заложили хорошую и добрую традицию, которая, уверен, долгие годы будет не только приносить пользу представителям татарского и башкирского народов, проживающих в Сочи, но и станет хорошим примером проведения поистине народных мероприятий для других национальных общин города-курорта», – заявил гостям генерал Загиров. 
Жаль вот только, что в родной деревне генерала Сабантуй уже давно не проводят. Впрочем, как знать, может, в будущем засверкает красками деревенский майдан у речки Мензели?   
 


ПОКА ЖУРЧИТ РОДНИК… 
Справедливости ради отмечу: день рождения своей деревеньки в Боламыке празднуют каждый год. Происходит это обычно в начале лета. Отмечали его и в этом году. На праздник прибыли гости, в том числе и те боламыкцы, которые давно покинули родную деревню и сейчас проживают в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске. 
Многие приехали к своим старикам с детьми, внуками и даже правнуками. Среди гостей был также и упомянутый выше приехавший из Сочи генерал-лейтенант в отставке Рашид Загиров.   Художник-карикатурист сатирического журнала «Чаян» Ринат Абзалов любит приезжать на родину и проводить время за чашкой ароматного чая.   
Художник-карикатурист сатирического журнала «Чаян» Ринат Абзалов оставил в подарок своим землякам книжку ностальгических стихов о светлых днях беззаботного детства и юности, проведённых среди здешних полей и лугов. 
А потом за чашкой ароматного чая состоялся вечер воспоминаний. В ватсаповской группе села, которую можно найти в Интернете, это стало знаменательным событием. 


– Грустно сознавать, что жизнь в деревне постепенно затухает, – говорит Ринат-абзый. 
– Тем не менее жители Боламыка надеются на то, что их поселение всё-таки сохранится. Ведь по-прежнему журчит родник как символ Боламыка. 
Отсюда я в детстве носил воду в чайнике для бабушкиного чая… Родник этот не так давно кто-то облагородил и обустроил. Говорят, завершая свой жизненный круг, человек стремится вернуться к дорогим его сердцу истокам. 
К тем местам, где прошло его детство, где он впервые познавал этот удивительный мир. К роднику, из которого он пил жарким июльским полднем студёную воду из старенького ковшика, прислушиваясь к грозному гудению шмеля и таинственному шелесту крыльев стрекозы… 
И пока струится деревенский родник, верится: будет жить деревня с необычным названием Боламык.

 
 
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Группа Боламык Вконтакте.
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда с кратким их описанием. Казань. 1885
Газета Республика Татарстан
Статья Артема Субботкина.
Материалы на сайте Института Татарской Энциклопедии
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885
Очерки истории Республики Татарстан. К., 1999.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.

 

ВложениеРазмер
Деревня Боламык346.23 КБ
Деревня Боламык57.24 КБ
Деревня Боламык654.79 КБ
Деревня Боламык348.51 КБ
573676790 (5).jpg543.33 КБ
573676790 (6).jpg729.09 КБ
573676790 (7).jpg477.85 КБ
573676790 (8).jpg413.62 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.