Большой Сардек (история татарского народа)

Команда Кочующие - Большой Сардек (история татарского народа)

 

Административный центр – село Большой Сардек, также в поселение входят сёла Адаево, Копки, Чишма-Баш, деревня Аш-Бузи, посёлок Кара-Елга. В 2008 году площадь территории составляла 6960 га, из них сельхозугодья – 6423, пашня – 5142, луга – 273, пастбища – 1026, леса – 313, болото – 4, другие земли – 179. На территории Большесардекского сельского поселения проживают татары, численность населения 3557 человек, в том числе, трудоспособного возраста - 1727 человек, общее количество дворов 1010. Плотность населения – один кв. км на 5 человек. В каждом населенном пункте имеются фельдшерские пункты, детские сады, школы, мечети, магазины, клубы.

Самое крупное сельское поселение Кукморского района. Территория села Большой Сардек протянулась на расстояние длиной в 2, 5 километра и шириной один километр. В селе Большой Сардек находится центральная усадьба агрофирмы «БОР», здесь насчитывается 296 дворов, в которых проживает 974 человека. Село основано в XVI веке.

 

 

 

Село Большой Сардек расположено в северной части Кукморского района. Одно из самых крупных сельских поселений в районе. В центре деревни протекает речка Сардек (Бурец).

 

Интересно происхождение слова «Сардек». Одни ученые полагают, что слово «Сардек» должно быть турецкого происхождения. Татарский ученый Шигабутдин Марджани происхождение слова «Сардек» связывает со словами «Сары-тау», «Сары-дак-Сардыг-Сардык-Сардек». Ученый Г.Саттаров полагает, что свое название деревня получила от растения сныть (татарское сэрдэ), которое росло на территории села в больших количествах.                  

 

Предположительно деревня Большой Сардек была основана до 1550-1552 годов. В эти годы деревня располагалась на месте нынешней деревни Старый Бурец Кировского района. Когда и как основались в Старом Бурце? Г.Гарипов пишет так: «Из деревни Адаево, которая относилась к Малмыжской волости, сбежали Шаех баба, Ишмухаммет бине Тукмухаммет, Халфа баба, Акбатыр баба и еще 6 человек, имена которых неизвестны. Они не согласились отказаться от своей религии». Шигабутдин Марджани уточняет о Шаех баба: «Могилы муллы Балтая и его отца Ишмухаммет шаеха находятся в деревне Адаево». Также уточняет и следующее: «Ишмухаммет бине Тукмухаммет по прозвищу Шаех баба был в деревне Адаево, которая расположена на берегу реки Бор».                                         

 

Люди старшего поколения нашей деревни рассказывают так: «Шаех баба и Халфа баба в наших деревнях распространяли ислам. Акбатыр баба указывал им дорогу. Сам Акбатыр был язычником. Мы верим, что жили три исторические личности, которые распространяли ислам. Халфа баба похоронен в деревне Казаклар. Один из родников в этой деревне до сих пор называют родником святых. В Адаево есть колодец Шаех баба. За целебной водой, которая полезна для зрения, приезжают издалека. После смерти Акбатыр баба марийцы (жители деревни Китяк) не дали захоронить его в местном кладбище, посчитали, что он принял ислам. Сейчас его могила находится на окраине кладбища. На его могиле растет ветвистая старая береза. Могила заботливо ухожена. В его честь приносят в жертву большого откормленного барана», — пишет бывший учитель истории Халима апа Мухаметгалиева.

                                        ПОЛОВОДЬЕ  НА  РЕКЕ  БУРЕЦ - САРДЕК                                                                   

 

На территории современной деревни Старый Бурец Кировской области наши предки жили предположительно до 1552 года, то есть до завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. После разгрома Казанского ханства царь Иван IV запретил татарам жить на берегах больших рек. Наши предки вынуждены были покинуть обжитые места и переселиться в более укромные территории. Таким образом, наши деды, переселившись из Старого Бурца, расположились рядом с деревней Янгул. И по сей день на территории, где жили наши предки, растут несколько старых сосен. Это место называют «Изгелэр зираты» («Кладбище святых». Старшее поколение ходит сюда поклониться.

В 1700 году по каким-то неизвестным причинам наши деды покидают земли рядом с деревней Янгул Кировской области и переселяются на территорию, где расположена современная деревня Большой Сардек. В жизни людей началась новая эпоха.

 

                                                   ПРАЗДНИК  САБАНТУЙ В СЕЛЕ  САРДЕК            

 

 

 

 

 

                                                            ПРАЗДНИК  ТУГАН ЯК  ТУРГАЕ                          

 

 

Мечети и судьба этих мечетей

Переселившись на новое место, примерно 300 лет назад, жители деревни приняли ислам. Судя по сделанным записям бывшего муллы деревни Габдрахмана Бахтиярова, первая мечеть в деревне была построена в 1715 году, в мечети выполнялись все религиозные обряды.

19 ноября 1742 года царица Елизавета приказывает разрушить все мечети на территории России. На основании этого указа в Сибирской, Астраханской губерниях были разрушены многие мечети. Что привело к народным бунтам.  

 

23 марта 1747 года Сенат для того, чтобы предотвратить стихийные народные волнения, приказал прекратить уничтожение мечетей в Казанской, Сибирской, Астраханской и Воронежской губерниях.
Но к этому времени уже успели пострадать многие мечети мусульман. Но, несмотря на объявленные ранее запреты, татары на месте разрушенных мечетей строят новые.

Но сельская мечеть осталась не разрушенной. Об этом свидетельствует документ «Экстракта в правительствующий сенат ис Казанской губернии о татарских мечетях» от 1742 года, который хранится в Государственном архиве старинных актов города Москвы.

«+В деревне Нижнем Сардыке (Большой Сардык) мечеть не сломана при шестидесяти пяти дворах. Рас(с)тоянием до Сабанчинской мечети в тринадцети верстах. Новокрещен во оной деревне не имеетца. Рус(с)кое село Бурец (Старый Бурец — ?) в двадцати верстах. А скаскою той (д(е)р(е)вни жители показали: в котором году мечет(ь) их построена — не упомнят».

Исходя из этих данных, в XVIII веке в деревне Большой Сардек была одна мечеть. А в 1756 году специальным указом разрешено строительство новых мечетей для татар. И в состоятельных деревнях приступают к строительству новых мечетей.

 

 

Но с конца 18 века нет сведений, что были построены в селе Большой Сардек новые мечети.
В 19 веке государство дало частичную свободу для религиозных людей.

По архивным данным, в 1860 году в деревне Большой Сардек Малмыжского уезда Вятской губернии были две мечети, построенные в 1813 году. Таким образом, в начале 19 века в деревне были 2 мечети, которые служили на благо сельчан.

В данном документе также говорится о строительстве в начале 20 века в Вятской губернии Малмыжского уезда еще 4 мечетей. Примечательно, что одна из них была построена в деревне Большой Сардек. По словам старейшей жительницы нашей деревни Афзалнисы Гарифуллиной, до советской власти в Большом Сардеке было три мечети.

Одна из них располагалась на месте дома бывшего директора местной школы ныне покойного Сабитова Закирзяна. Сюда приходили совершать намаз и другие религиозные обряды жители верхнего конца деревни. В годы Советской власти, когда минарет сильно обветшал, здание мечети разобрали и перенесли на участок позади современного Дома культуры. Долгие годы мечеть служила читальней или же библиотекой. Затем здание передали колхозу под склад. Здесь размещали на временное хранение куриный помет, золу, которые поручали собирать учащимся в качестве удобрения для полей колхоза.

Построенная уже очень давно главная мечеть располагалась в центре деревни на участке напротив участковой больницы. До Октябрьской революции имамом здесь состоял священнослужитель с прогрессивными взглядами Габдрахман мулла Бахтияров, который вдобавок к религиозному получил еще и хорошее светское образование. Среди сельчан он пользовался большим уважением. Его невестка Фатиха абыстай преподавала религию детям и обучала их грамоте. Габдрахман мулла также совершал религиозные обряды, в том числе читал никах, заупокойные молитвы, нарекал именем новорожденных и так далее. Его двухэтажный дом, который цел и по сей день, сегодня после перестройки служит частью современной участковой больницы.

Муэдзином при мечети состоял Саляхутдин бабай, который был человеком весьма кроткого нрава. Его супруга абыстай Гайниямал также обучала религии прекрасную половину деревни Большой Сардек. После Октябрьской революции мечеть была перепрофилирована под сельский клуб. После того, как в Большом Сардеке был построен новый отвечающий требованиям времени современный Дом культуры, ее перевезли в качестве сельского клуба в деревню Аш Бузи.

 

Третья мечеть тоже уцелела до наших дней. История ее такова. Двое братьев Хусаиновой Амины, которая в нашей деревне пользовалась большим уважением, уехали из Большого Сардека по делам и перед отъездом дали обет построить здесь мечеть. Вернувшись, они начали воплощать обещанное в жизнь. Строительным материалом для мечети послужил лес, который в ту пору обильно покрывал склон возле прибрежной территории речки, что протекает в Сардеке.

Эта мечеть располагалась напротив кладбища. До Октябрьской революции обязанности имама здесь исполнял мулла по имени Бари. Когда же установилась советская власть, и эта мечеть перестала быть храмом Всевышнего. Долгие годы она служила школой, затем — детским садом, после здесь располагался филиал Кукморской шестой швейной фабрики, еще позднее — магазин.

Как известно, в 30-е годы 20 века страну накрыла волна политических репрессий. Советская власть, активно насаждавшая атеизм, подвергла гонениям и священнослужителей. Закрывались церкви, мечети, многие муллы и имамы были вынуждены отказаться от своей деятельности. В том числе в 1930 году в Большом Сардеке два имама и три муэдзина сложили с себя свой сан.

Имам Габдрахман хазрат Бахтияров, о котором мы говорили в самом начале, переехал в Казань. Спустя некоторое время перебрался уже в деревню Студеный Ключ Малмыжского района Кировской области, где продолжил свою деятельность имама. Муэдзин Саляхутдин бабай же был взят под арест. Его супругу абыстай Гайниямал с детьми из их большого двухэтажного дома переселили в менее просторное жилье. Сыновья Саляхутдина бабая Вагиз и Тагави погибли в Великую Отечественную войну, не сложилась жизнь и у его дочерей Рашиды и Макарамы.

 

                                            В  СЕЛЬСКОМ  ШКОЛЬНОМ  МУЗЕЕ                                                              

 

Несмотря на атеистическую пропаганду, население продолжало тайком соблюдать религиозные предписания и каноны. В разные годы на намаз собирались в домах у Каримы Шакировой, Хатимы Хасановой, Габдельхая Хасанова, Гайшабики Валиевой. Известно, что в ту пору имамами в Большом Сардеке в разные годы были Бурган Мустафин, Динмухаммет Ишмухамметов, Сунгатулла Юзмиев, Сабир Закиров. Все они втайне от советской власти совершали мусульманские обряды и ритуалы, в том числе читали пятничные и праздничные намазы.

В 80-е годы атмосфера сменилась: эти годы ознаменовались возрождением славных традиций и обычаев предков, в воздухе повеяло демократией и свободой вероисповедания. В том числе и большинство большесардекцев вернулись в лоно мечети. Для разросшейся деревни нужна была еще одна мечеть. О необходимости ее строительства заговорили в гаит 1991 года местные старцы, и тут же начался сбор пожертвований. Накопилась достаточная для сруба мечети сумма. В тот же год по другую сторону Вятки был приобретен деревоматериал и хозяйство переправило его за свой счет через реку.

                                       ОБУСТРОЕННЫЕ  ИСТОЧНИКИ В СЕЛЕ САРДЕК                                                

 

 

 

В то время председателем колхоза был Шамсутдинов Габделхай. Он всячески помогал в строительстве мечети. В 1991 году заложили фундамент. Поскольку мечеть заложили на неровной низменности, пришлось одну сторону фундамента поднять на три метра. Чтобы укрепить его края, понадобилось 90 тракторов глины. Весной 1992 года подняли сруб, крышу мечети покрыли жестью. Украшением любой мечети, делающим ее заметной еще издали, является минарет. Минарет этой мечети построил ветеран Великой Отечественной войны Гаян абый Ахметшин.

5 июня 1992 года из новой мечети впервые пропел азан Сабир абый Закиров, призывая сельчан на пятничный намаз. 11 июля состоялось торжественное открытие мечети. Сегодня имамом нашей деревни является Рифат хазрат Ибрагимов — молодой и энергичный священнослужитель. Он активно работает над совершенствованием морального и нравственного облика прихожан, приобщает к религии молодое поколение, организовывает летние лагери для детей.

 

 

 

Духовные ценности

Большой Сардек славится своим образованным населением с высоким уровнем культуры не только в районе, но и в республике. Еще в 1912 году здесь была открыта русско-татарская начальная школа, в числе первых педагогов данной школы значился близкий друг великого татарского поэта Габдуллы Тукая Сагит Сунчалай. Светское образование у большесардекцев оказалось не менее востребованным, чем религиозное.
Мечети не только совершенствовали моральный и духовный облик человека, приближали его к Богу, но и сплачивали людей.

К сожалению, в годы коммунистической идеологии мы чуть было не утратили наше духовное достояние. Но время расставило все по своим местам, наглядно показав, какие ценности истинные, а какие оказались ложными. Увы, при освещении истории деревень теме религии уделялось мало внимания или же она обходилась стороной. Но если человечество в погоне за материальными ценностями забыло бы о духовных, оно остановилось бы в своем развитии. Мечети и их деятельность — это часть нашей духовной культуры. Поэтому данный вопрос нуждается в более глубоком рассмотрении и изучении.
P.S. Третью мечеть нашей деревни снесли летом прошлого года. Как только ее разобрали, поднялся сильный ветер, который накрыл деревню густым облаком пыли.
(Ляйсан ШАГАБИЕВА, учительница истории Большесардекской гимназии.)

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Газета «Трудовая слава»

http://muslem.ru/

http://2berega.spb.ru/

фото Фирзалия Сафиуллина.

http://www.panoramio.com/

 _

 

Комментарии

Добрый вечер! Мой прадед, дед

Добрый вечер!
Мой прадед, дед и отец родились в Большом Сардеке. Прадед был имамом мечети, дед - незабвенный бабай - Фатхурахман Бахтияров - муллой, затем учителем татарской школы. Отец - военным.
Их давно нет в живых - прадед покоится в Казани, бабай - в городе Кизел, Пермского края, отец - в Перми.
Да и я уже не молод - скоро 63, живу в Майкопе.
Было очень приятно прочитать о прадеде на Вашем сайте.
Если буду жив-здоров - обязательно навещу летом историческую свою родину.
С большим уважением - Э. Бахтияров.

спасибо что зашли!

Спасибо что зашли в гости!

очень рады что материал на сайте находит отклик у читателей!

история села Большой Сардек как зеркало истории татарского народа, и не каждое село может похвастаться такой интересной летописью! И самое главно, что местные жители помнят про это и передают детям! В селе даже есть школьный музей! И природа здесь очень красивая - я сам часто бываю на реке Вятке проездом, в любое время года здесь здорово!

Конечно нужно посетить свою Родину!

А напротив кладбища , где

А напротив кладбища , где магазины (бывшая начальная школа) не мечеть была?

скорее всего...

скорее всего там было сельское медресе, потом открыли школу...

Нет, не медресе. Там была

Нет, не медресе. Там была комната (хранился глобус, больше не помню, наверно учителя не пускали нас, мы называли эту комнату михраб- что это означало- не знаю), на южную сторону, и там мулла кричал азан. Это помню по рассказам.

тогда конечно!

тогда конечно там была мечеть, так как михраб - центральная цасть мечети, 

которая выходит на южную сторону - в сторону Мекки.

как правило в михрабе молится мула или имам мечети, 

но где же тогда было медресе?

Наверно и спросить уже не у

Наверно и спросить уже не у кого. Бывшее здание школы деревянное, может оно (рядом с кирпичной школой)? А может и не было медресе. Припоминаю, что говорили, было 3 мечети.

После В центре деревни

После В центре деревни протекает речка Сардек (Бурец). не отображается 2 фотографии. Не смогли бы что-то исправить , может большой объем. Пожалуйста. Спасибо заранее

потеря фото...

увы, сейчас эти фото восстановить нельзя!

после переноса сайта со старого ресурса на новый - было потеряно около 300 фото, 

программисты сказали, что безвозвратно...

Можно поискать эти фото в архиве, но это уже после всех праздников!

Поиск подруги и одноклассницы

Всем доброго дня! Разыскиваю свою подругу детства Розу Хабибрахманову-Николаи. В последний раз мы общались с ней по телефону перед моим отъездом в Болгарию. Здесь мой номер телефона сменился и я могу говорить только по Вайберу,через интернет. Мне сказали,что она живет в вашем селе. Прошу всех,кто читает эти строки,помочь найти подругу,у нас ведь времени совсем мало остается .Моя эл.почта lana.melyaeva@mail.ru

Да она в нашей деревне живет

Да она в нашей деревне живет

Зарипов

Здравствуйте! Меня зовут Аскар Зарипов. Мой прадед Зарипов Харис 1893 года рождения с села Большой Сардек. После революции 1917 года был направлен в Киргизию, в Кеминский район. Вот так он и обосновался в Кеминском районе, был ветеринарном и имамом. Несколько раз ездил на родину. Старшый сын Мансур (мой дед) родился в Кукмаре в 1922 году , остальные дети родились в Киргизии. Пробабушка Садыкова Бибинур 1893 г.р. тоже родом оттуда. Хотел бы узнать, есть ли родня или кто знает моих предков???

Моя бабушка Гарифа Галиуллина

Моя бабушка Гарифа Галиуллина 1882г.р. из Большого Сардека. В 1917 г. её выдали замуж за Курбангалеева Ибрагима во Всеволодо- Вильве Кизеловского района пермской области .Она там же похоронена в 1970 году Её брат Галиулла торговал в Луньевке и Кизеле лошадьми и похоронен в Кизеле в 1937 году.

координаты или почту

Уважаемые читатели и гости!

Прошу вас оставлять в комментариях хотя бы свою эл. почту.

Многие односельчане или ваши земляки, которые видят ваши отзывы - 

пишут нам на почту и просят сообщить ваши эл. адреса,

чтобы с вами связаться.

Кто-то ищет своих родных или друзей, знакомых одноклассников и т.д.

Но как им с вами связаться?

Поэтому эл. адрес - отличный контакт чтобы найти друг друга!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.