Село Байса (Кугунур)

История уржумских мари тесно связана с историей Вятского края, в современной Кировской области было несколько удельных марийских княжеств с центрами в Уржуме, Малмыже, Кукарке (Советск), Ижевском городище и других укрепленных местах. Вятские марийцы представляли собой отдельный подэтнос луговых мари. 

 

ВЯТСКИЕ МАРИ (МАРИЙЦЫ) - ТУТ!  

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ! 

СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЧЕМБУЛАТ НА НЕМДЕ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО УРЖУМСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

   

Село Байса (Кугунур)
Движение марийских племен в сторону Вятки началось в 11-12 веке, они постепенно двигались на восток и теснили племена удмуртов. Обычно такой процесс длился столетиями и проходил относительно мирно. В глухих лесных урочищах, на просторах бескрайней тайги марийские илемы вполне могли соседствовать с поселениями удмуртов, ведь основной формой хозяйствования были охота, собирательство и рыбалка. Плотность населения была крайне мала. 
Однако в период раннефеодальной стадии общественного строя стало актуально формирование национальной элиты, укрепленных городищ и захват стратегических населенных пунктов, именно в этот период между мари и удмуртами было несколько войн.
В итоге удмурты (одо-мари ) постепенно вытеснялись за Вятку. Именно удмурты были коренным населением Вятского региона и притоков Вятки. Упоминания об ушедшем народе одо – сохранилось в легендах и преданиях местных марийцев. Часто такие легенды связываются с загадочным народом овда, которые жили в глухих лесах и оврагах уже после ухода удмуртов. И следы пребывания которых сохранились в топонимике местных названий гор, родников, холмов, лесных урочищ и оврагов.
 
Само село Байса очень древнее, заселение уржумского края марийцами произошло около 13-14 века, а вероятная дата основания села – 1609 год. Историк Д.Казаков предполагает, что село основали 11 мари, после разгрома марийского восстания в Кукарке (Советск). В это время период беспокойных Черемисских войн уже прошел (вторая половина 15-го века), но в отдаленных уголках – на Вятке еще возникали очаги сопротивления. Именно в этот достаточно глухой край бежали и уходили те луговые мари, которые не хотели мириться с новой властью.
А самое первое упоминание о селе Байса было в 1715 году в Ландратской переписи – когда тут указали 11 душ мужского пола. 

                                             марийский фольклорный коллектив в селе Байса (Поса)                         Село Байса (Кугунур)
Уже в советское время Уржумский райисполком отнес основание Байсы к 1689 году, а в переписной книге 1772 года  значится: «Буйской волости деревни Кугунур – 44 души, лет 183», то есть она основана в 1539 г. («Уржумская старина», 1998, №9).
Населенный пункт был основан на берегу речки Паравойка – приток реки Байса. Паравойка протекает прямо через село, а её исток недалеко от населенного пункта – в Бушковском лесу (который известен по озеру Шайтан). Сама речка Байса протекает в полутора километрах на севере от села.
Именно река Байса и дала название этому селению, так как в старом марийском варианте она звучала: Поса-вюд, где вюд – вода, река, а Поса – название реки. Потом уже название реки изменилось на Байса. Название самой реки предположительно произошло от марийского слова: посна – отдельный, особый, единичный. Таким образом, указывает на то, что в этом глухом краю в стародавние времена селились отдельно от других мест, обособленно.
Есть варианты происхождения названия реки из удмуртского языка, так как древнее населения этих мест было вотяцкое. Слово «пос» - с удмуртского означает запястье, браслет - в переносном смысле полукружье, то есть эта речка как бы огибала какое-то населенное место, вероятно поселение. Также это понятие следует рассматривать в качестве оберега.
Есть более поздний вариант перевода слова «Байса» уже с татарского языка, якобы произошло от слов: бай-су – место богатое водой, речное место. Татары, конечно, пришли в эту местность раньше русских, но все же позже удмуртов и мари. Скорее всего, более верный будет удмуртский вариант происхождения названия реки, так как гидронимы – саамы «старые, старшие» из всех топонимов.
Второе название села – Кугунур – означает Большое поле (место).   

                                                              грибные места около села Байса                                                       Село Байса (Кугунур)
Первоначально, по местным преданиям, марийские переселенцы образовали Кокло-Кудо (средний дом, среднее поселение), затем было название Шолкер (осина, осинник), и только при расширении села (и соединении малых деревень) возникло название по реке – Байса (С. Соловьёв. Прошлое Байсы. – «Уржумская старина», 1991, №2).
Вокруг н.п. Байса много других селений с марийскими названиями – Посенур, Изимор, Рын-мари, Мари-Байса  и другие деревни. 
 
В современном селе сама Байса – стала улицей Советской, нижняя часть  - улицей Калинина, верхняя часть – Первомайская, Сосновка – Октябрьская и т.д.
Жители селения были язычниками, и у каждой деревни была своя роща – юмото, где проводились моления и отмечали праздники.
Однако со временем православие стало проникать (как государственная идеология) и в эти вятские уголки. Обычно местные народы формально принимали крещение, так как это давало некоторые послабления в налогах и повинностях, а крупным селам давали возможность административного возвышения (получить статус - волостной или даже уездный центр). 
По церковным вятским архивам в селе Байса в 1760 году побывал свияжский архиепископ Евмений – тогда жителям дали разрешение на строительство часовни. А уже 1830 году был основан приход, который начал сбор на строительство храма.  Строительство затянулось – только в 1838 г. был освящён деревянный храм с одним престолом во имя св. Василия Великого. С 1864 г. начали строить каменный храм. По бедности села – один  придел во имя святителя Василия был освящён только 23 ноября 1878 г., а левый во имя преподобного Сергия Радонежского – только в 1879 г.

                                                      церковь святителя Василия Великого                                           Село Байса (Кугунур)

В 1918 г. усадебная земля храма была конфискована, а церковные дома и амбары были заняты пол учреждения и склады. 
В 1921 г. один из колоколов был передан в пожарное отделение д. Посенур. В 1993 г. его передали в храм в Лебяжье, и колокол расплавился при пожаре в 2001 г. 
Сельская церковь была закрыта решением облисполкома от 12 сентября 1940 г.  После этого в здании храма находился склад зерна (глубинка). После неоднократных просьб верующих 12 марта 1945 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР предписал рассмотреть вопрос об открытии храма. В начале 1945 г. он открылся. 3 августа 1960 г. правление колхоза им. М.И. Калинина и исполком сельсовета просили РИК передать здание храма под ремонтные мастерские. 17 мая 1963 г. райисполком рассмотрел ходатайство колхоза им. Калинина о передаче церковного здания для ремонтных мастерских. 
 В 1990 г. община была снова зарегистрирована, и весной 1991 г. в Вознесение храм был вновь освящён. С того времени происходит его реставрация и капитальный ремонт.
В 1874 году в селе имелось одноклассное училище, а первая начальная школа появилась в 80-х годах 19-го века.
По переписи 1913 г., согласно С. Соловьёву, в селе было 14 грамотных марийцев и 27 грамотных русских, а в школе – 8 учащихся. 

Село Байса (Кугунур)
После революции в селе открыли единую трудовую школу второй ступени, в 1925 г. на базе училища – школу крестьянской молодёжи. На месте церковно-приходской школы открыли женскую марийскую национальную школу. 
В 1936 г. была на базе ШКМ была открыта неполная средняя школа с интернатом. Первым её директором был, видимо, Я.С. Петров. 
Одновременно в селе работала русская начальная школа. Так, у 1940-41 учебном году в НСШ было 116 учеников, а в русской начальной школе - 180 детей (ф. 12, оп. 1, д. 3, л. 6об). 5 августа 1942 г. Уржумский райисполком решил перевести в Байсу детский дом им. Пирогова. Его решили разместить в здании русской школы (ф. 1, оп. 1, д. 114, л. 94). 
Первая изба-читальная была открыта в Байсе в 1904 году, потом она была переоборудована в библиотеку, но её фонд был очень маленьким. Практически не было газет и журналов. Только уже в советское время фонды стали пополняться, постоянно приходили новые книги. В послевоенные годы количество читателей библиотеки превышало пятьсот человек.
Эта библиотека в селе действует до настоящего времени.
В 1930 году в селе построили клуб, а в 1937 году был построен новый сельский дом культуры в Байсе – он был одним из первых в районе. Почти сразу после войны в селе был также организован собственный радиоузел, а в 1955 году открыта кинопрокатная точка.
Почта и отделение сберкассы в селе открыли в 1939 году.
Также в довоенные годы в селе начали работу медицинский пункт и ветеринарный участок.
  

                                                      фестиваль марийской песни в селе Байса                             Село Байса (Кугунур)
Недалеко от села Байса и по реке Байса есть несколько интересных памятников природы.
В окрестностях села расположен известный Бушковский лес, который является природной охранной зоной и местом произрастания редких растений. В этом лесу расположено одно из самых загадочных озер Волго-Вятского региона – Шайтан – вокруг которого существует много легенд и преданий. Он является гидрологическим памятником природы. Это озеро имеет карстовое происхождение и периодически выбрасывает высокие фонтаны воды.
Сам Бушковский лес также окутан мистикой и тайнами, считается, что именно в нем были сакральные объекты и священные рощи древних удмуртов и мари. До сих пор живы легенды и настоящие истории, как в этом лесу плутали охотники и грибники, как в лесу показывались видения высоких людей в белых одеждах, есть записанные в книгу случаи наблюдения НЛО в этом лесном массиве и в его окрестностях.

                                                     устройство навеса на местном роднике                               
На территории Байсинского сельского поселения есть несколько родников, о них мы еще расскажем на нашем сайте. Отметим, что у всех вятских мари была традиция особого почитания водных источников – точнее почитания духа воды – Вюд ава – мать воды. Многие сакральные места располагались именно у родников и истоков рек и ручьев. Этот древний культ в Вятском краю сохранился до сих пор, например, на источнике Мари-ушем, родник в Кугушурге. Правда, поклонение родникам сочетается с православными праздниками, например ко дню весеннего Николы (в честь святителя Николая Мирликийского), которого по-марийски называют Никола-юмо.
На притоке речки Байсы есть место Глекмашор – где ручей в глубоком овраге пробивает известняковые уступы и образует водопады, там же есть карстовый грот с небольшими сталактитами. Есть и другие интересные места, а также природные объекты.
Чуть ниже по течению Байсы, примерно в  2,5 км. от села, есть деревня Соль-Грязь, там бьют известные на всю область минеральные источники и найдена лечебная грязь – это в долине реки Байса. У воды обнаружены различные целебный свойства.
      
  
Где находится, как добраться:
Село Байса, Уржумский район, Кировская область
Координаты села:
57.199101, 49.527724
Добраться до памятника природы можно от трассы Уржум – Киров (33Р-002),
Либо от города Уржум через села Поповка – Буйское – Мазары – Байса.
Либо с этой же трассы от н.п. Елизарово – Кокорево – Байса.
     
    
____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Альманах «Уржумская старина», 1998, №9 – Д.Казаков.
Краеведческий сайт Уржумского района.
Книга  Ворончихина  "По Вятскому краю".
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 
Фото Сергея Чиндина.
официальный Сайт Правительства Кировской области

 
  

ВложениеРазмер
Село Байса (Кугунур)238.94 КБ
Село Байса (Кугунур)67.85 КБ
Село Байса (Кугунур)149.17 КБ
Село Байса (Кугунур)115.61 КБ
Село Байса (Кугунур)100.3 КБ
Село Байса (Кугунур)176.86 КБ
Село Байса (Кугунур)105.63 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru