Священная роща Кузебаево

   Часто на нашем сайте появляются статьи про священные марийские рощи, однако такие святилища есть и у наших соседей – удмуртов, их не так много, но в последнее время моления в них возобновляются. Такая священная роща есть рядом с деревней Кузебаево (Алнашский р-н на юге Удмуртии), называется она родовое святилище, по-удмуртски: Быдӟым куала (Великая куала). А сама роща называется – Луд. 

 

  ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

 
По своей сути Быдӟым куала - представляет собой не просто священную рощу, а определенный синтез священной рощи и культового сооружения, которое сооружено для проведений молений родом или семьёй. Это святилище расположено примерно в 2,5 километрах от деревни Кузебаево, на окраине большого оврага, где бьют родники. Сама священная роща огорожена по периметру, есть специальный вход через калитку, в роще имеются костровище, столы и лавки.

Родовое святилище Быдӟым куала
Моления в роще проводятся по мере надобности,  до последнего времени их было всего три раза в течение года (Пасха, Троица, Покров), но постепенно этот ритуал расширился, и моления стали проводить гораздо чаще.
В данной статье будут фотографии и описание моления, которое проводится ранней весной – в начале апреля, перед весенними сельскими работами в Удмуртии. Таким образом, жрецы и молящиеся как бы просят благословение от высших сил на будущее лето.
Как правило, у удмуртов приносят в жертву утку или гуся (что характерно для многих финно-угров, например, для мари), жертва приносится от каждой семьи или рода.
Домик в роще называется по-удмуртски:  Куала – это сруб с двускатной крышей, небольшого размера, где не бывает окон. Внутри куалы есть лавки, расположенные вдоль стен, а также бывает очаг и всё необходимое для моления.

Родовое святилище Быдӟым куалаСама священная роща представлена вековыми липами и огромными елями с небольшим подлеском. Правила поведения в святилище примерно такое же, как и в марийских рощах: нельзя ничего ломать и рубить, нельзя сквернословить и плохо себя вести. За нарушение табу, по словам старосты, могут наступить бедствия, болезни и даже смерть, что подтверждается многочисленными преданиями и реальными историями (например, из советского времени).
Многие деревья в священной роще с аномальными наростами, некоторые деревья причудливо изогнуты, кажется, что в данной местности существует аномальная зона.
В первую очередь удмурты молятся духам-покровителям своего рода, этот дух олицетворяет преемственность многочисленных поколений из самой глубокой древности. 

Священная роща Кузебаево

 Первое весеннее моление начинается с того, что жрецы и местные жители приходят утром к входу у рощи, становятся на колени и общинно обращаются к богам и духам этой рощи, чтобы они дали разрешение на вход и моление в святилище. Первая просьба обычно о проведении весеннего молебного обряда на текущий сельско-хозяйственный цикл, для получения хорошего урожая, чтобы не было падежа скота, чтобы избежать засухи и заморозков, чтобы были силы для работы.
Как правило, женщины не допускаются до молений (хотя в настоящее время это не такой строгий запрет), а все мужчины-жрецы  одевают специальные обрядовые пояса (видно на фото), который дают благословение на проведение обряда.
Куала – это общественное молельное место, поэтому местные жители общинно ухаживают за этой территорией, собирают средства для содержания и ремонта. При этом у удмуртов (как и у марийцев) наблюдается двоеверие (синкретизм), когда они могут посещать православный храм, и в тот же день могут прийти на моление в священную рощу. 

Священная роща Кузебаево
Получив разрешение от духов рощи, жрецы и остальные люди идут в сторону куалы, где будет проведен весеннее молебное действие по особому ритуалу.
Специально для совершения обряда удмурты готовят специальную кашу и жертвенную утку, все продукты для этого люди заранее готовят и приносят с собой из деревни.
Во время готовки жертвенной пищи жрецы совершают моления, чтобы боги и духи приняли этот дар от людей.
 
По преданию сперва обрядовую кашу на утке невидимо пробуют духи священной рощи, и только потом к ней приступают люди. После того, как жертвенную кашу съедают, главный жрец выходит к людям с большим блюдом и собирает денежное пожертвование на будущее моление и на содержание куалы. 


   
После этого жрецы разводят костер около куалы и проводят обряд – поминают своих усопших предков – Обряд Огня, при этом читаются определенные молитвы.


 Главный жрец в ходе молитвы намного поливает огонь из маленькой чаши.
Как правило, такие моления совершаются без головного убора. Однако в других священных рощах удмуртские жрецы могут одевать белый головной убор, который очень напоминает аналогичную марийскую шапку, которые надевают карты, когда идут в кюсото.
Отдельно следует указать, что на больших общественных молениях удмуртов жертвенную пищу готовят не в самой куале, а около неё – в больших котлах на костровишах.

    

Где находится, как добраться:

 деревня Кузебаево, расположение: Алнашский район, Удмуртская Республика, Россия.

координаты: 
56.074042, 52.699945
Деревня в Алнашском районе Удмуртии, входит в Кузебаевское сельское поселение.

Селение находится в 19 км к юго-востоку от села Алнаши и в 92 км к югу от Ижевска.

Расположена на речке Варзи.

Добраться можно на автомобиле от Ижевска через Алнаши.

 
     
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Автор фото: Ольга Кожемякина
Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.
 Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз I-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 26; Эскиз II–й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков в рассказах стариков и в современных обрядах / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 6-8.
 Егоров, Е. К. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области // Научно-отраслевой архив УИИЯЛ УрО РАН. Ф. РФ. Оп. 2-Н. Д. № 437. С. 47.
 Атаманов, М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск, 1997. С. 175.

 

ВложениеРазмер
Священная роща Кузебаево128.05 КБ
Священная роща Кузебаево120.97 КБ
Священная роща Кузебаево114.89 КБ
куала101.96 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru