Никола ключ

Примерно в 90 км от Нижнего Новгорода в Городецком районе Нижегородской области есть деревушка Белоглазово.
 Название она свое получила по фамилии семейства, поселившегося здесь в 16 веке. И именно с них начинается официальная история источника. 

 
Легенда гласит, что люди стали замечать, что представители этого семейства не болеют и живут дольше остальных людей. И, конечно же, всем захотелось подобного здравия. Причиной оказался родник, из которого Белоглазовы брали воду.
  


В чем же сила местной воды?
Водица здесь не простая. Исследования показали, что в данном месте в виде креста сходятся несколько водных потоков, каждый из которых несет уникальные свойства. Сливаясь в один, они объединяют свои качества, и именно в таком виде выходят на поверхность в виде ключа.
Анализ воды показал, что в ней много полезных минералов, отсутствуют тяжелые металлы и, что самое важное, она содержит большое количество серебра. Именно благодаря серебру вода может храниться долгое время и отличается мягким и приятным вкусом.  Считается, что она способна исцелять нервы, язву, глазные болезни и омолаживать организм.
Круглогодичная температура воды в источнике +4 градуса.
 
Святое место
Почему-то есть такая традиция, что практически любое место силы удостаивается внимания церкви. Вот и этот волшебный источник получил свою первую часовенку еще при Петре I. Часовня была освещена в честь Иоанна Предтечи.
Тогда возникает вопрос, почему «Никола-ключ»? По поводу названия есть несколько версий. По одной из них источник назван по имени ближайшего храма в соседней деревне в честь Николая Чудотворца. Другая же версия более интересная. Легенда гласит, что еще в 16 веке местные увидели явление Николая Чудотворца над источником, потому и ключ был назван Николой.
 
В настоящем
В настоящее время территория ключа обустроена. Есть обширная стоянка для транспорта, от которой идет дорожка к часовне и самому источнику.
 Вокруг красивый лес с соснами. От источника течет ручеек, вдоль которого можно прогуляться, подышать свежим воздухом.
 


Где находится, Как доехать на источник Никола ключ:
Источник Никола ключ находится в 28 км от Городца (в направлении на Ковернино) в деревне Белоглазово.
из Нижнего Новгорода
На автобусе:
Автобус Нижний Новгород – Ковернино, отправляется с автостанции Канавинская. Проехав Городец, до деревни Белоглазово.
Автобус Нижний Новгород-Городец, отправляется с автостанции Канавинская, в Городце нужно сделать пересадку на автобус до Ковернино. Доехать до деревни Белоглазово. Далее – по асфальтовой дороге дойти до автостоянки.
На автомобиле:
В Чкаловском направлении, через Балахну, Заволжье. Проехав Заволжье, повернуть направо на дамбу (на Городец). После проезда через дамбу ехать по главной дороге и через 5 км повернуть налево на трассу на Ковернино. В Городец заезжать не нужно. 
Доехать до деревни Белоглазово, повернуть с трассы направо (у деревни есть указатель "Никола ключ"). Расстояние от Городца - 28 км. Въехав в деревню, проехать по асфальтовой дороге до автостоянки. От стоянки до родника - метров 200, подъезда к роднику нет, только пешком.
   

В этом месте, по преданию, когда-то было явление святого Николая Чудотворца. Родниковые воды стекаются здесь крестообразно, а потому и святость в этом месте особая.
На территории есть часовня. Источник бьет в часовне и в крытом тамбуре между часовней и купальней. Есть две крытых раздельных купальни. Вода содержит много серебра.
Источник «Никола-ключ» широко известен, и желающих набрать чудотворной воды всегда хватает, особенно в выходные дни. В последнее время здесь даже сувениры стали продавать.
Стоит упомянуть, что в Крещение и на Ивана Купалу сюда съезжается множество людей!  Мне удалось побывать на ключе днем в Крещенский сочельник. Никогда я не видела здесь столько желающих набрать воды. И если в обычный день на стоянке 2-3 машины, то утром 18 января уже стояло более 10. Думаю, к ночи их будет в разы больше, да и стоянку как раз расчистили от снега под эти цели основательно.
Мои впечатления от места самые положительные. Приезжаю сюда регулярно пополнять запасы чистой питьевой воды, которая действительно может храниться достаточно долго (несколько месяцев точно). Вода очень чистая и вкусная.
  


В ночь, с 7 на 8 июля 2007 года, прежняя часовня и купальня из-за неосторожного обращения с огнем сгорели и вскоре, в тот же год, были построены новые. Благодетелем явился местный предприниматель Владимир Георгиевич Баусов, да и людей отзывчивых, нашлось немало. В светлый праздник Преображения Господня, Благочинный Городецкого округа отец Алексий провел молебен и освятил источник и вновь отстроенную часовню в честь святителя Николая Чудотворца.
 
Древняя белоглазовская земля до сих пор хранит почти в первозданности память о еще языческих временах, о верованиях и обрядах русских первопоселенцев Городецкого края. Рядом с деревней Белоглазово, в рощице из-под земли бьют родники, в виде креста сходятся несколько водных потоков, подпитывающие малую лесную речку, называвшуюся древними «Пустой».
Первая часовня над ключом была построена и освящена в честь Иоанна Предтечи еще при Петре I. В часовне, в Иоанно-Купальские дни проводились богослужения, а 24 июня и 23 сентября (ст.ст.) сюда из соседнего села Богомолово приносили крест­ным ходом, почитавшуюся в народе чудотворной, икону Иоанна Предтечи.
Делалось это по давним традициям, но без особого разрешения духовных губернских властей, а потому священник Спасской церкви Городца Григорий Васильев 20 марта 1798 года в извещал нижегородского епископа Павла, что «в состоящей близ села Богомолова какой-то на ключе часовне приезжающие люди че­рез богомоловских священников отпевают молебны, а в пристроенном к ней амбарчике купаются».
На это незамедлительно пришла резолюция: «… Дабы не подать повода к неудовольствию народному, и поелику в сей часовне отправляется молебствие через правильных священников, то оставить ее до тех пор, пока сама сгниет, вновь же построить воспретить. Ежели же что происходит непристойное и оскорбляющее благонравие при сей часовне, то за сим должны следить: господа капитаны-исправники, коим округи вверены». Припись адресовалась уже полиции Балахны, в административном управлении которой тогда был Городецкий край.
Проведенное спешно следствие показало, что чудотворная икона Иоанна Предтечи явилась людям на ключах у деревни Белоглазово в 1710-х годах, и именно по этой причине еще «во времена царствования Петра Великого выстроена с купальницею часовня, как об этом видно было из надписи на церкве, хранящейся в одной часовне».
Какого-либо «криминала» в совершении на белоглазовских ключах народных молебнах не оказалось, хотя духовных властей и смущали проводимые в ночь на 24 июня на ключах на­родные купания, более похожие на языческие Купальнические вечера.

О подобных празднествах еще в 1636 году с тревогой писали нижегородские попы во главе с Иваном Нероновым в Москву: «Да на праздник же Государь, Ивана Предтечи по селам и по де­ревням кладут огни по полям, и играют и через те огни скачут жонки и девки, и тако творят от Рожества Ивана Предтечи и до Петрова дни». Именно так, кострами, встречали ночь на Ивана-Купалу спустя  век и белоглазовцы...
   
 
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. 
Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. 
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. 
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. 
 
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор. 
 
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. 
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария. 
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. 
Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. 
Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. 
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 - 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая). 
 
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием. в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882). 
Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. 
Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого". Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца. 
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.
 
 
 Молитва перед погружением в Святой источник: 
Господи! 
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником. 
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 
Аминь.
   
   Молитва после купания. 
Господи! 
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 
Аминь.
    
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры!  Святой источник - это место особого благоговейного поведения. 
Запрещается: 
1. Распивать спиртные напитки. 
2. Курить. 
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 
4. Выгуливать и купать животных. 
5. Громко разговаривать и включать музыку. 
6. Разжигать костры вблизи источника. 
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
    

 

__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Сборник путеводитель по святым родникам Нижегородской митрополии.
Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
http://klubok-ok.ru/Nizheg.obl/Istochniki.html
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 
официальный Сайт Правительства Нижегородской области
Достопримечательности Нижегородской области
Родники и источники Нижегородской области.

 

ВложениеРазмер
Nikola24 (1).jpg174.14 КБ
Nikola24 (2).jpg207.68 КБ
Nikola24 (3).jpg152.51 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru