Могильник Атамановы Кости

На территории Вятского края огромное количество памятников археологии и истории древних эпох. Особенно интересны те памятники и объекты, которые связаны с обитанием в этих местах пермских племен пьяноборской, азелинской и ананьинской культур, так как на их базе происходил немного позднее этногенез местных финно-угорских народов: удмуртов, мари и коми. Одним из этих объектов является древний могильник «Атамановы Кости» (2-3-ий век нашей эры) – это археологический погребальный памятник пьяноборской эпохи. 

   

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МАЛМЫЖ - ТУТ!

 
 
Рядом с могильником обнаружено древнее городище «Атамановы кости» первобытных людей бронзовой эпохи. Могильник находится в 4-4,5 километрах от населенного пункта Мари-Малмыж (Малмыжский р-н Кировской обл.) в сторону деревни Ахпай. Памятник расположен на правом берегу реки Вятка на второй узкой надпойменной террасе (шириной до десяти метров) береговой линии. При исследовании памятника археологии были выяснены его границы: с севера он ограничен Кужинерским оврагом (Кужинер корем – с марийского языка), с юга его ограничивает Бахмутов овраг.
Местные жители с давних времен знали, что тут расположено древнее городище, так как река Вятка в процессе своего развития постоянно подмывает правый берег. Поэтому тут часто находили кости, украшения, металлические изделия, остатки керамики и т.д. 

                                      Археологические находки в могильнике "Атамановы кости"                             Могильник Атамановы Кости
Официально могильник Атамановы кости был обнаружен в 1860-м году жителем окрестной деревни  Ахпай (первое погребение). После чего об этом историческом объекте стало известно ученым-археологам в городе Вятке и в Казани. 
Первая экспедиция на могильник состоялась летом 1877 года, сюда приехала для изысканий группа археологов Общества истории и этнографии из Казанского университета под руководством С.К. Кузнецова. Тогда экспедиция подтвердила тот факт, что на берегу Вятки существует древнее захоронение (погребение по способу ингумации). Похороненный лежал в могиле на спине, при этом голова его была направлена в южную сторону. Рядом с телом, обнаружены кости лошади, череп которой также был направлен на юг. Около могилы были также найдены погребальные предметы: нож, железная пряжка, точило, бронзовая подвеска и другие.
Археологическая экспедиция на это место была повторно проведена летом 1881 года также под руководством ученного С.К. Кузнецова. В этой экспедиции Кузнецов также организовал сбор у местного населения тех исторических предметов и артефактов, которые они обнаружили раньше. Среди находок были бронзовые изделия эпохи поздней бронзы, при переходе к железному веку (2-ой век нашей эры). Отмечено, что добыча и литье бронзы в этих краях продолжалось почти все средневековье, так как на правом берегу Вятки с незапамятных времен люди находили и использовали медную руду для изготовления оружия, орудий труда и украшений.

                                                                   Вятка у деревни Мари-Малмыж                                              
Найденные артефакты и предметы представляют большой интерес для археологии, так как относятся к «пьяноборской» культуре на Нижней Вятке и в Камском регионе. Памятников такого типа в Кировской области очень мало, а захоронение человека с конем – это вообще уникальный случай, больше такого могильника на Вятке не обнаружено.
Более поздние археологические раскопки на этом могильнике проводил ученый А.А. Спицын в 1901 году, по его публикациям можно узнать про некоторые интересные находки в этом месте. Его экспедиция за одно лето обнаружила: кольца, бусины, пряжки, подвески, наконечники стрелы, застежки, остатки стекла, бронзовые и железные изделия (смотри представленный рисунок-схему находок на могильнике).
Археологические исследования «Атамановых костей» были продолжены в советское время. Летом 1928 года здесь работала экспедиция Антропологического института Московского университета (отдельный Вятско-Камский отдел). Однако к тому времени местные жители и искатели разных кладов перекопали все в этой окрестности. Поводом к этому послужили легенды и предания о зарытых сокровищах в этих местах, после чего могильник был фактически уничтожен. А редкие находки в виде бронзовых и железных изделий либо использовали в крестьянском хозяйстве, либо просто выбрасывали за ненадобностью. Информации о найденных золоте и серебре в этих краях никто, конечно, не разглашал.
Рядом с могильником также находится еще один памятник археологии – это городище Атамановы кости, он более ранний, так как относится к 6-му веку до нашей эры – до 4-го века нашей эры. То есть достаточно большой период времени от позднего бронзового века до раннего средневековья. Соответственно, основная часть его принадлежит пьяноборской и азелинской культуре Вятско-Камского региона.

 
Само городище было обнаружено во время археологической экспедиции 1877 года под руководством ученого С.К. Кузнецова. Недалеко от раскопок могильника – на берегу Вятки – было найдено несколько пряжек, бусин, ножей, втульчатых топоров. Кроме того, сам С.К. Кузнецов в публикациях упоминает о находках, которые ему показал местный житель П. Плаксин. Он в 1860-х годах, обнаружив несколько древних могил, забрал из них железные и медные наконечники стрел, копий. Над площадкой могильника Кузнецов отметил сохранившиеся остатки древнего городища «Атамановы кости», но раскопок и подробных исследований на его территории не делал, а только расспрашивал местных жителей. По перечню археологических находок (железным вещам и лепной керамике азелинского облика) выходит, что городище действовало и было населено в тот же период времени, когда появился могильник Атамановы кости.
 Как ученый-этнограф С.К. Кузнецов собрал предания и легенды про этот исторический объект. Было записано следующее предание про разбойный стан Атамановы кости:
Верст в четырех по Вятке ниже Черемисского Малмыжа (Мари-Малмыж), на подмываемом весенней водой берегу р. Вятки находится могильник, известный под названием Атамановых Костей. Народное предание утверждает, что некогда здесь был притон разбойников, именно «большая землянка с дверью без окон, а под нею подвал, куда они сажали и морили голодом тех, кто не отдавал им своих богатств. Но не потерпел Господь грехов разбойницких, послал смерть атаману ихнему. Схоронили его с честью: надели на него самолучшее платье, в железный нагрудник нарядили, ружей, сабель тут положили и добро его все тут же схоронили – золото и серебро, которое поотнимал он у добрых людей, а самого на коня посадили, да так и зарыли. Выбрали нового атамана, но удачи разбойникам уже не стало, сели они в лодки и увели в низовые города. Некоторые из разбойников впрочем остались на старом месте. Потомки их и ныне живут в Черемисском Малмыже и носят фамилию Атамановых».

Лет сто тому назад река Вятка, подмывая берег, вынесла наружу человеческие кости и подтвердила предание, переходившее из поколения в поколение. Кладовщики и искатели сокровищ словно набросились на древнее городище, и стали его копать вдоль и поперек. Река Вятка действовала с ними заодно, она все больше и больше подмывала коренной берег, и вскоре не осталось почти ничего от места, столь важного для истории нашего края. Остались только местные предания о том, что единожды в году, примерно в самую макушку лета, когда на Вятке идут «светлые» ночи, и заря сходится с зарей, можно увидеть одинокого всадника, который как бы поднимается из-под земли верхом на коне. Свидетели этого указывают, что как от коня, так и от всадника остались только кости, только на человеке сохранилось оружие и часть железных доспехов. Так, якобы, сам зарытый на могильнике атаман бережет свои сокровища, мол, именно в эту ночь там можно откопать заветное золото, но не находится в окрестности такого смельчака, который бы стал искать клад при виде такого ужасного призрака. Поэтому лежат те сокровища как бы «под спудом» уже не одну сотню лет, и может быть, пролежат еще долго.   
      

 
Где находится, как добраться:
Село Мари-Малмыж
Малмыжский район, Кировская область, Россия
Координаты:
56.502206, 50.865531
От Казани можно добраться по Арской дороге (трасса 33Р-001).
Следует ехать на город Малмыж, а дальше ехать в восточном направлении до населенного пункта Мари-Малмыж. Могильник находится к югу от села на правом берегу Вятки.
   
       
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://kraeved.vp43.ru/
Худяков МГ: Предания о разбойниках в городе Малмыже.
Кузнецов С.К., 1882, с.3-18; 1882а, №49 от 19 июня; №51 от 26 июня; 1882б, с.459-474; 1884, с.395-410.
Лещинская Н.А. Вятский край в пьяноборскую эпоху (по материалам погребальных памятников I–V вв. н.э.). Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т.27. Ижевск, 2014. 472 с.
Государственный реестр памятников археологии и культуры Кировской области.
Автор фото Данил Соловьев.

 

 

ВложениеРазмер
Могильник Атамановы Кости32.14 КБ
Могильник Атамановы Кости87.24 КБ
Могильник Атамановы Кости111.64 КБ
Могильник Атамановы Кости75.47 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

_______________________________________________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru