Источник Параскевы и Караульная гора

Сенгилеевский район – один из самых красивых и самых загадочных районов нашей области. Здесь и бескрайние леса, и красочные горы, и чистейшие реки и родники… 
А количество легенд, сказаний, историй здесь просто огромное. 
Иногда кажется, что что-то необычное есть практически у каждого пригорка, у каждого ручейка. Что ж, попробуем погрузиться в эту атмосферу загадок. И первым местом, куда мы отправимся, будет один из древнейших святых источников близ села Тушна. 

 

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ! 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО УЛЬЯНОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

РЕКА ВОЛГА В ТАТАРСТАНЕ И УЛЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГОРОД УЛЬЯНОВСК  (СИМБИРСК) -  ТУТ!                        

КЛАДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Источник Параскевы, Караульная гора

Источник Параскевы Пятницы.                                 
53°58′35.3″N 48°31′42.6″E

Находится это место в четырех километрах южнее села Тушна. А история его следующая. Сенгилеевские леса до сих пор славятся сложным рельефом и большими просторами, так что затеряться здесь не представляло никакой сложности. Именно этим сотни лет пользовались лихие люди, чтобы заниматься разбойными делами. 
До сих пор все местное население рассказывает про многочисленные Кудеяровы городки, где прятались грабители. Особенно сильно страдали проезжие купцы и местные жители. Доставалось от разбойного люда и селу Тушна. Чтобы вовремя отразить нападение, они даже были вынуждены организовать наблюдательный пункт на самой высокой горе, находящейся поблизости. Здесь выставлялся караул, отчего и гора получила название Караульной.
Точной даты, когда произошли описанные далее события, не сохранилось. А произошло следующее. Наблюдатели на Караульной горе стали замечать необычное явление: разбойники на лошадях выскакивали из леса, но, добравшись до определенного места, вдруг останавливались и поворачивали обратно. Так происходило несколько раз – какая-то неведомая сила останавливала грабителей. Чтобы выяснить причину этого необычного явления, к загадочному месту была направлена экспедиция. 
Выяснилось, что разбойники в этом месте все внезапно были поражены слепотой и потому не могли понять, куда двигаться дальше, и кони их возвращали домой сами. Именно там и была найдена Чудотворная икона Параскевы Пятницы. Она плавала в роднике, бьющем из корней березы. Реликвию с трепетом и почтением принесли в село, где икона почиталась как Чудотворная.
 
Источник Параскевы, Караульная гора

Почитаемый Тушнинский родник, является памятником природы (ООПТ), расположен в 5 км юго-западнее села Тушна Сенгилеевского района, в неглубокой балке, посреди сельско-хозяйственных полей. По дну балки течет ручей Богомольный. Родник освящен во имя Параскевы Пятницы, имеет еще одно название Часовенный. У этого родника, примерно после 1750 года, была явлена чудотворная икона Великомученицы Параскевы именуемой Пятницей.
Согласно предания, после покорения Казанского царства, царем Иоанном Грозным в 1552 году, многие, не пожелавшие принять русское подданство расселились по Поволжью в глухих местах, в лесах основали станы и совершали отттуда нападения на окрестные селения.  
 
Для фиксации чудес, которые происходили у святого источника и у иконы, была заведена целая книга, которая пропала после революции. Впрочем, чудес было так много, что источник приобрёл огромную славу, и тысячи паломников приезжали за чудесной водой. Когда погибла береза над родником, то её просто разобрали на кусочки, которые хранились среди икон во многих домах.
Но наступили времена борьбы с православием, и родник пытались уничтожить. Его и засыпали мусором, и сливали химикаты, и запрещали приходить людям.
 
Источник Параскевы, Караульная гора

Источник был полузабыт на долгие времена и лишь в 90-е годы он вновь стал приносить верующим радость и исцеление. Так, например, в 2011 году произошёл такой случай: у одной женщины очень сильно болела нога в месте, где когда-то давно был перелом. Однако, несмотря на боль, она отправилась в крестный ход к роднику как раз в день Параскевы Пятницы. Женщина была в числе людей, которые несли икону святой. 
Придя к источнику, она стала спускаться в купель, упала и сильно ударилась и без того ноющим местом. После этого женщина не могла ходить. А когда в больнице ей сделали рентген, то выяснилось, что во время перелома один осколок кости не вытащили, и он гнил в ноге годами. После того как рану прочистили, врач сказал: «Ещё две недели так проходила бы – умерла бы от заражения крови». Вот так, казалось бы, несчастное событие дало шанс человеку жить.
 
Впрочем, давно замечено, что источник чаще помогает женщинам и в домашних делах, и в любви, и в здоровье, но стоит именно искупаться. Расскажу случай, свидетелем которого был сам. Моя знакомая отправилась со мной в экскурсию по Сенгилеевскую району. У неё уже была назначена свадьба, но что-то было неспокойно на сердце. 
Помолясь святой, она искупалась в источнике, а уже вечером она звонила мне, очень эмоционально пытаясь что-то объяснить. Как выяснилось, прогуливаясь по городу, она решила зайти в кафе, в которое никогда раньше не заходила. 
И встретила она там своего ненаглядного, сидящего в обнимку с двумя девицами. При этом быть он должен быть в командировке совсем в другом городе. Увидев это, она даже обрадовалась – не зря был на сердце камень, и не зря просила Параскеву разобраться. Теперь при любой возможности она всегда приезжает на святой источник помолиться и искупаться. 
 
Далее от источника мы отправляемся к знаменитым меловым холмам, у подножия которых и раскинулось село Тушна.
 
Источник Параскевы, Караульная гора
Караульная гора. 
54°01′36.2″N 48°31′55.6″E

Тушнинские холмы считаются одним из красивейших памятников природы нашей области. Тысячи людей останавливаются здесь, чтобы сфотографировать эту красоту, но мало кто поднимается вверх, учитывая довольно суровые склоны. И напрасно, ведь именно наверху открываются фантастические виды, особенно на закате. 
Тем более стоит почувствовать себя теми самыми стражниками, которые первыми увидели чудо появления святой иконы на источнике. Но есть здесь и еще одно необычное и таинственное место. На вершине одного из холмов многие сотни лет лежит старинный жернов. Согласитесь, что просто так тащить его на такую верхотуру было глупо.  А значит, этот жернов имел большое ритуальное языческое значение. Дело в том, что в этих местах языческая культура сосуществовала с православием, и народ нередко поклонялся обоим культам.
Что же за культ жернова существовал здесь?
Прежде всего стоит рассказать, что жернова являлись главным элементом мельниц, ведь именно ими зерно перемалывалось в муку, которая была не только главным продуктом питания, но и предметом почитания.  Так, в древних представлениях славян мука осмыслялась как первоэлемент, из которого был сотворен человек. Неслучайно до сих пор существует выражение «сделаны из одного теста». Мотив творения человека из муки сохранился в детской дразнилке «Тили-тили тесто, жених и невеста». 
Сам процесс изготовления муки ассоциировался с возникновением мира, где крутящийся жернов отождествлялся с вращением солнца, а мука – первородное «тесто», из которого сотворена земля. И при этом крестьяне были уверены, что мельнику в работе помогает нечистая сила. Если мельница была водяной – помогает тот самый водяной, а если мельница была ветряной – помогает леший или вихрь. В Симбирской губернии считали, что мельник продает свою душу водяному и каждую ночь отправляется спать к нему на дно водоема. А для того, чтобы договор поддерживался, нужно было приносить жертвы: крошки хлеба, часть муки или зерна из каждого мешка.
 
Впрочем, жертвы бывали и другими. Так существует легенда, что однажды шишига (злой дух женского рода, сосуществующий с людьми и живущий в домах и строениях) не давала мельнику работать, садясь на мельничную шестерню и останавливая все устройство. Чтобы задобрить нечисть, мельнику пришлось купить табак и бросить его в воду у мельницы, после чего шишига успокоилась. 
Доставались отдельные дары и водяному. Так, на праздники в воду у мельницы лили водку. Не оттуда ли пошла традиция лить водку в воду перед рыбалкой? Разных ритуалов было очень много, когда жернова изнашивались, их часто использовали в качестве жертвенника, который уносили на высокие холмы, где они продолжали служить людям. Для того, чтобы излечить от болезни, на старый вращаемый жернов лили воду, которой обмыли больного. Считалось, что движение жернова меняет течение болезни.
Мельники всегда считались богачами, договорившимися с нечистой силой, а жернов – священным колесом богатства. Поэтому старый жернов часто использовали в качестве помощника в привлечении благосостояния. Считалось, что если о жернов ударить монету и высечь искру, то вскоре обогатишься. Использовали старый жернов и для привлечения жениха. Так, когда молодая девушка сплетала первую самостоятельную пряжу, то эту пряжу отец относил на старый жернов с пожеланием, чтобы у дочери спорилась работа. 
А такая справная работящая девушка точно без мужа не останется. Водой из-под жернова умывались и молодые люди на Юрьев день, чтобы весь год быть ловкими и здоровыми. Использовали старый жернов и для избавления от порчи. 
В общем, даже отработанные жернова являлись важным элементом в культуре простых крестьян, где вера в нечистую силу спокойно уживалась с православием. А сами ритуалы имели, как правило, личный характер и хранились в тайне.

   
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Источник "Святых ключей чистейшая слеза". Сборник путеводитель по святым родникам Симбирской митрополии. 2013 год. Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.
Автор: Борис Беляев - журнал «Город», №4, 2001 г.
Энциклопедия Ульяновской области, И. И. Шеянова.
https://ulpravda.ru/
газета «Ульяновская правда»
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А.  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Ульяновская область:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Ульяновск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова

 

ВложениеРазмер
Источник Параскевы, Караульная гора277.1 КБ
Источник Параскевы, Караульная гора1.15 МБ
Источник Параскевы, Караульная гора344.42 КБ
Источник Параскевы, Караульная гора307.58 КБ

Комментарии

Отправить комментарий