Городище Иднакар

Давным-давно на гору Солдырь откуда-то пришел богатырь Донды, и остался тут жить. И было у него два сына - Идна и Гурья. На Солдыре у него появилось еще несколько сыновей, среди них Весья и Зуй. 
Время шло, сыновья подрастали, и стало им тесно на одном месте. Донды с младшими сыновьями отправился вверх по Пызепу, затем еще по небольшому протоку и основал себе новое городище - Дондыкар. Идна остался на прежнем месте, Гурья и Весья выбрали для себя крутые горы выше по течению р. Чепцы.
  

Все богатыри отличались сказочной силой. Там где не было подходящего места для крепости, они брались рукой за пригорок и вытягивали его кверху до величины горы, на которой и селились вместе с такими же богатырями, как и они сами. У каждого из сыновей Идны было свое любимое занятие. Гурья вырубал леса, пахал землю. Идна проводил время на охоте и в набегах на соседей. А старик Донды на новом месте земледелия не оставил, но занялся главным образом торговлей и промышленностью.


 
Идна, судя по удмуртским сказаниям, был самым сильным среди своих братьев, "ни от кого не зависел и никого не боялся." "Будучи силен ,возгордился и захотел княжить над всеми удмуртами на своей стороне", "дожил до появления русских в крае, и как князь из своего народа (эксей) вел с ними борьбу, скрываясь от неудачных битв на своем городище."

Так удмуртский эпос с присущей всему народному творчеству глубокой красотой описывает возникновение на нашей земле поселений, ставших центрами развития культуры, ремесла, торговли. И сейчас сохранились деревни с именами мифологических героев: Дондыкар, Весьякар, Гурьякар, и др. В названиях этих населенных пунктов присутствуют два корня: первый - имя легендарного основателя, второй - "кар" в переводе с удмуртского обозначает "город", "городище", "гнездо", т.е. укрепленное поселение.
На р. Чепце сейчас известно более 200 археологических памятников, которые относятся к поломской (VI-IX вв.) и чепецкой (X-XV вв.) культурам. Кроме корня "кар" удмуртским памятникам присущи и другие топонимы. "Шай" - кладбище, "гурт" - деревня, селище, "шур" - река, "вай" - лог и т.д. Крупнейшим поселением на севере Удмуртии является городище Иднакар, расположенное в 2-х километрах к западу от деревни Солдырь, в 4-х километрах к востоку от г.Глазова. Это археологический памятник Всероссийского значения, поставленный на госохрану. К сожалению, бурная деятельность потомков часто наносит непоправимый ущерб материальным свидетельствам жизни их предков. Не избежал этой печальной участи и Иднакар. В течение длительного времени производилась распашка почв (до начала 50-х гг.). На городище расположено современное кладбище, на котором захоронения были прекращены в 1985г. Долгое время там базировалась воинская часть(1954-1972 гг.).Была построена элетроподстанция. Все это разрушало культурный слой, вычеркивало целые страницы нашей истории. Лишь в 1992 г., благодаря стараниям ученых и общественности, памятник удалось отстоять от губительного влияния бездушия и вандализма, добиться освобождения всей площади городища, выведения его территории из хозяйственного оборота и его музеефикации.


 
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДИЩА "ИДНАКАР"
1615 - В материалах дозорной книги содержится запись о погосте "на городище Солдарском над рекою над Чепцою", где имелось 8 дворов. В конце XVII - начале XVIII веков деревня на бывшем городище перестала существовать, но название Иднакар сохранилось за расположенной в 1,5 км от городища современной деревней Солдырь как неофициальное.

1887- 1889 - На средства Московского археологического общества археолог А.А. Спицын совершил поездки по реке Вятка и ее притокам. Результаты исследований он обобщил в монографии "Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии" и в публикациях в "Календарях Вятской губернии". Наряду с другими памятниками в его работах есть сведения об Иднакаре. А.А. Спицын отметил, что богатый находками Иднакар с мощным культурным слоем заслуживает самого серьезного внимания исследователей.

Конец XIX века - Исследования археологических памятников на Чепце проводил инспектор народных училищ Глазовского уезда Н.Г. Первухин. Результаты исследований обобщены в монографии "Опыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской губернии". В работе даны обмеры и планы городищ, подробное описание памятников и легенды об их возникновении. Среди других сведений содержатся обстоятельные описания Иднакара и подробные содержания легенд о богатыре Идне.

1929 - Археологической экспедицией под руководством московского исследователя, ученого секретаря археологического подотдела Главнауки С.Г. Матвеева обследованы городища Иднакар, Сабанчикар, Весьякар в бассейне р. Чепцы. В работах принимал участие А.П. Смирнов, в то время аспирант Института археологии и искусствознания РАНИОН.
В отчете С.Г. Матвеева об исследовании городища Иднакар подробно описаны укрепления, вскрытые сооружения, проанализирована коллекция вещевого материала.
Иднакар наряду с другими городищами фигурирует и в серии работ А.П. Смирнова.
После публикации этих работ чепецкие городища стали эталоном удмуртских древностей эпохи средневековья.

1957 - Под руководством В.А. Семенова разведочный отряд Удмуртской археологической экспедиции провел разведочное обследование городища Иднакар. С целью определения характера культурного слоя были заложены небольшие раскопы. Собрана небольшая коллекция вещей.

1962 - Часть городища на мысовой части исследована Г.Т. Кондратьевой (Живаевой). Отчет о работах не сохранился. Собранная коллекция хранится в Национальном музее Удмуртии.

1974 -наши дни - Планомерные многолетние исследования городища проводятся экспедицией Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН под руководством доктора исторических наук, профессора М.Г. Ивановой.
Исследования последних лет позволяют утверждать, что Иднакар - культурный, административный и политический центр средневековых удмуртов. Его статус можно определить как начальную стадию развития города.
В процессе раскопок открыты остатки древних сооружений, жилищ, исследована структура памятника, из культурного слоя городища извлечено большое количество свидетельств материальной культуры жителей Иднакара - предков современных удмуртов. На основе научных исследований были реконструированы быт, занятия обитателей городища, исследован уровень социально-политической жизни общества того времени.
 

ОПИСАНИЕ ГОРОДИЩА
Городи́ще Со́лдырское I (Иднака́р) (удм. «городище [богатыря] Идны́») — археологический памятник федерального значения, средневековое городище IX—XIII веков, памятник чепецкой археологической культуры. Городище расположено в Удмуртии, в четырёх километрах от города Глазова на высоком мысу (гора Солдырь), образованном слиянием рек Чепца и Пызеп. Его площадь составляет 4 га. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 городище Иднакар включено в список памятников археологии, подлежащих охране как памятник археологии, истории и культуры государственного значения.
 
Помимо Солдырского Первого городища в районе горы Солдырь расположены также городище Солдырское II («Сабанчикар», культурный слой разрушен), несколько могильников (в том числе Бигершай) и селищ.
 
Исследованиями городища занимались: в 1885—1889 гг. — известный российский археолог А. А. Спицын и выдающийся краевед, инспектор народных училищ Н. Г. Первухин; в 1927—1929 годах московские археологи С. Г. Матвеев и А. П. Смирнов. С 1974 года планомерное изучение проводит археологическая экспедиция Удмуртского института истории языка и литературы Уральского отделения РАН под руководством доктора исторических наук, профессора М. Г. Ивановой. Непосредственным полевым руководителем экспедиции в последнее десятилетие является А. Н. Кириллов, зам. директора музея-заповедника «Иднакар». В начале XXI в. городище Иднакар стало предметом комплексного изучения в работах ижевского историка Алексея Коробейникова.
 


Легенда о возникновении 
О возникновении Иднакара рассказывает одна удмуртская легенда[3]. Когда-то на горе Солдырь поселился богатырь Донды с сыновьями, которых звали Идна, Гурья, Весья и Зуй. Когда они подросли и женились, тесно стало богатырям жить вместе. Донды с младшими сыновьями основали новые поселения, а Идна остался на Солдырской горе. Эти лихие богатыри могли запросто пригорок вытянуть кверху до величины горы, во время ссор спокойно перебрасывались брёвнами или чугунными гирями. 
До сих пор сохранились деревни Дондыкар и Весьякар в Глазовском районе. Идна удачно промышлял охотой, причём зимой за добычей ходил не на деревянных, а на золотых лыжах. Богатырь, по преданию, вёл борьбу с русскими, скрываясь в Иднакаре.

Судя по всему, эта легенда относительно позднего происхождения, поэтому отношения к реальной истории Солдырского городища она видимо не имеет.
 
Название
В настоящее время Солдырское Первое городище известно под названием Иднакар, по удмуртскому названию близлежащей деревни Солдырь. Происхождение эпонимов Идна (Игна, Иднать), Гурья, Весья, Зуй является русским. Это удмуртизованные русские имена Игнат, Гурий, Вася, Зуй. Имя «Идна» вряд ли могло появиться здесь ранее XVI века, поэтому отношения к истории Солдырского городища оно видимо не имеет.

Название «Иднакар» является раскрученным рекламным, торговым и туристическим брендом в Удмуртии. Оно широко используется в удмуртской официальной национальной пропаганде и является широким полем для мифотворчества.
 
Описание городища 
В процессе раскопок открыты остатки древних сооружений, жилищ, укреплений, исследована структура памятника, из культурного слоя городища извлечено большое количество свидетельств материальной культуры жителей городища. На основе научных исследований были реконструированы быт, занятия обитателей городища, исследован уровень социально-политической жизни общества того времени.
 
Экономика 
Солдырское Первое городище было довольно крупным ремесленным центром. Об этом говорят многочисленные находки следов металлургического производства (в основном выплавляли сыродутное железо). На высоком уровне находилось кузнечное ремесло. Широких масштабов достигло местное производство керамики. Местная керамика была негончарной, без орнамента, с добавлением толчёной раковины. На высоком уровне находилось косторезное мастерство: из кости производились копоушки, гребешки и т. п. Городище имело тесные торговые связи с соседними районами (посредством реки Чепцы), а также с Волжской Булгарией.
 
Укрепления 
На Солдырском Первом городище существует три линии укреплений. Первая линия была создана в конце IX века. Она представляла собой вал и ров, причём склоны вала были дополнительно укреплены жердями, что значительно повышало его оборонительные возможности. По мере роста городища была создана вторая линия укреплений, а первая со временем разрушилась и была заселена. Позже была создана третья линия укреплений, судя по всему, для защиты источника воды.
 
Стратегическое значение и статус 
Некоторые исследователи утверждают, что Солдырское Первое городище «представляет из себя вполне рядовое городище, каких в Прикамье обнаружено множество, имевшее довольно низкие фортификационные качества». В действительности Солдырское Первое городище обладало самыми высокими фортификационными качествами среди всех исследованных городищ по реке Чепце. Кроме того, оно располагалось на чрезвычайно удобной в фортификационном смысле и господствующей высоте района, окру́га городища просматривалась на десятки километров. Всё это говорит о стратегическом значении данного городища. Однако нет больших оснований считать его каким-то политическим или религиозным центром, а тем более «столицей древних удмуртов», как считается в удмуртской национальной историографии. На городище не обнаружено никаких следов дворца или крупного жилища правителя. Также не обнаружено следов военного гарнизона. А о государственности праудмуртов в IX—XIII веках не может идти и речи.

Некоторые исследователи считают Солдырское Первое городище булгарской факторией. Городище являлось крупным укреплённым ремесленным центром, окружённым сельскохозяйственной и промысловой округой. По раскопкам видно, что в XIII веке городище было захвачено и сожжено (возможно, монголо-татарами). В целом упадок и запустение чепецких городищ в XIII-XIV веках связаны с разгромом монголо-татарами в 1236 году Волжской Булгарии, с которой чепецкое население связывали теснейшие экономические, культурные и, возможно, политические связи.


 
Этнический состав 
Об этническом составе жителей городища нельзя говорить с полной уверенностью. Основная масса жителей Солдырского городища была, несомненно, пермоязычной, то есть находилась в ближайшем родстве с предками современных удмуртов и коми. При этом есть основания предполагать присутствие и каких-то иноэтничных групп (древнерусского населения, волжских булгар). Попытки отождествить население Иднакара с какими-либо современными этническими группами (удмуртами, коми-пермяками) представляются некорректными.
 
 
ИСТОРИКО-МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС ИДНАКАР
Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики "Иднакар"
 
Телефон: (34141) 3-55-33, +7 (912) 443-77-66 (экс. бюро)
 
Где находится, как доехать:
Адрес: 427620, Удмуртская Республика, 
г. Глазов, ул. Советская, 27       
Проезд: 
Автобус "Ижевск-Глазов", поезда: №219 "Казань-Киров"; №153 "Ижевск- Ст.Петербург"; №687 "Ижевск-Яр". 
По городу: от ж/д и автовокзала - авт. №№ 2, 4 до ост. "ДК "Россия"; авт.№№ 1, 3 до ост. "ГУМ"

афиша, события и экскурсии
 
Ночь в музее
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
    дата основания - 24.02.1997
    дата открытия   - 16.06.1999
    18 мая    - Международный день музеев
    февраль    - Масленица
    май    - Международная акция "Ночь в музее"
    сентябрь    - День города Глазов
 
В залах музея ''Экспозиция городище Иднакар''
Описание:
    ИКМЗ УР "ИДНАКАР" образован Постановлением Правительства УР за № 217 от 24 февраля 1997 г. На сегодняшний момент это единственный музей-заповедник на территории Удмуртии. Музей включает в себя территорию средневекового городища Иднакар IX-XIII вв. н.э. Городище Иднакар - уникальный памятник чепецкой археологической культуры, оставленный предками современных удмуртов. Его площадь составляет 4 га. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 городище Иднакар включено в список памятников археологии, подлежащих охране как памятник археологии, истории и культуры государственного значения.
    Исследованиями городища занимались: в 1885-1889 гг. - известный российский археолог А.А. Спицын и выдающийся краевед, инспектор народных училищ Н.Г. Первухин; в 1927-1929 гг.- московские археологи С.Г. Матвеев и А.П. Смирнов. С 1974 года планомерное изучение проводит археологическая экспедиция Удмуртского института истории языка и литературы Уральского отделения РАН под руководством доктора исторических наук, профессора М.Г. Ивановой.

    В 1999 году была открыта постоянная экспозиция, посвященная городищу Иднакар. В ней представлены около 500 экспонатов, характеризующих быт, ремесла, культуру и искусство средневековых жителей городища. Созданы музейные комплексы "Средневековое жилище" и "Средневековая кузница". Диорама "Городище Иднакар" дает наглядное представление о поселении в период его расцвета.

    В 2008 году открыта новая экспозиция "Предки удмуртов и их соседи". Посетителям представлен макет культурного слоя городища, реконструкция средневекового погребения. Интерес представляют экспонаты, отражающие этнокультурные связи чепецких племен с Волжской Булгарией и Русскими княжествами.

    В летний период на территории городища проводятся археологические раскопки, на которые организуются экскурсии.
 
Здание(я):
    Территория средневекового городища Иднакар IX-XIII вв н.э.

Городище Иднакар IX-XIII вв. - памятник археологии федерального значения (вид с юга)
Основные экскурсии:
    Городище Иднакар - археологический памятник средневековья
    Природа севера Удмуртии
    Предки удмуртов и их соседи
 
 

Образовательные услуги:
    Лекционные циклы: 
    - "Археология Удмуртии" (используются наглядные графические и видеоматериалы) 
    - "Этнография удмуртов" 
    - "История и архитектура г. Глазова" 
    - "Природа Удмуртии"
 
профессионалу

Археологические раскопки на городище Иднакар
Основные должностные лица:*
    Директор: Арекеева Ольга Владимировна, тел. (34141) 3-00-85
    Заместитель директора: Малых Юлия Владимировна, тел. (34141) 3-55-33
    Ученый секретарь: Иванова Маргарита Григорьевна, тел. (34141) 3-55-33
    Главный бухгалтер: Жуйкова Елена Николаевна, тел. (34141) 3-00-85
    Зав. экспозиционным отделом: Будин Дмитрий Николаевич, тел. (34141) 3-55-33
    Зав. отделом: Богданова Елена Борисовна, тел. (34141) 3-55-33
 
Тел. дирекции:
    (34141) 3-00-85, Факс: (34141) 3-55-33 

Адрес дирекции:
    427620, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, 27 
 
Даты открытия и основания:
    основан: 24.02.1997
    открыт: 16.06.1999
 
Бюджетный статус:
   Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
   некоммерческое учреждение
 
Тип организации:
    культурно-массовая,    исследовательская 

Классификация организации:
    историческая , музей-заповедник 
 
Реконструкция погребения №88 Солдырского III могильника
Площади организации:
    экспозиционно-выставочная 320м2
    фондохранилищ 30м2
    парковая 15га
 
Количество сотрудников:
    35, из них 12 научных 

В структуре организации имеются:
    архив, научная библиотека 
 
Вышестоящая организация:
    Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики - R657
 
Организации партнеры:
    Государственный мемориально-архитектурный комплекс "Музей-усадьба П.И. Чайковского" - M1819
    Глазовский районный историко-краеведческий музейный комплекс - M3188
    Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН - R984
    Глазовский педагогический институт им. В.Г. Короленко - R1804
 
Единиц хранения:
    37769, из них 21966 предметов основного фонда    
 
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
    Солдырское I городище Иднакар IX-XIII вв.- 960 ед.хр. 
    Солдырское I городище Иднакар IX-XIII вв. - 206 ед.хр. 
    Нязь-Ворцынский могильник XVI-XVII вв. - 5182 ед.хр. 
    Кузьминский могильник XI-XIII вв. - 6472 ед.хр.
    
 
График работы музея-заповедника

Понедельник

8.00 - 19.00

Вторник

8.00 - 19.00

Среда

8.00 - 19.00

Четверг

8.00 - 21.00

Пятница

8.00 - 19.00

Суббота

10.00 - 17.00

Воскресенье

выходной

  

Как до нас добраться
Автобусы:
От остановки «Площадь Свободы» до остановки «ГУМ»
№ 1, № 3 
От остановки «Вокзал» до остановки «КЦ «Россия»
№ 2, № 4.
 
 Такси

Служба такси 555-00  8(34141) 5-55-00, 8-912-852-05-55

Такси "Тройка" 8(34141) 3-30-00, 8-912-765-97-48

Такси 8(34141) 5-50-00, 8-919-910-00-83

Такси - мираж  8(34141) 5-55-02
 
 Кафе и рестораны

Кафе расположены в шаговой доступности от музея-заповедника.

Пиццерия «PIZZбург»
Ул. Кирова, 52. Тел. 8(34141) 3-64-34, 8 909 052 22 23

Ресторан «WOLDEMAR» 
Ул. Кирова, 52. Тел. 8(34141) 3-64-34, 7-33-66

Кафе «Престиж»
Ул. Советская, 33. Тел. 8(34141) 3-39-70

Кафе «Шарлотка»
Ул. Кирова, 35. Тел. 8(34141) 3-62-52
 
 Гостиницы

Гостиничный комплекс «Глазов» 
Гостиница «Глазов».
Ул. Кирова, 24. Тел.: 8(34141) 3-37-97, 3-40-70
Филиал гостиницы.
Ул. Советская, 33. Тел.: 8 (34141) 3-26-30
 
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Достопримечательности Удмуртии
 Иванова М. Г. Иднакар: древнеудмуртское городище IX—XIII вв. — Ижевск, 1998. — 294 с.
 Коробейников А. В. Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2006. — 246 с. — ISBN 5-93972-579-1
 О жанровом и географическом своеобразии удмуртских преданий о батырах см., напр., Напольских В. В. Батыр пезьдэт: кто есть ху?
Белых С. К. История «древнеудмуртской государственности» как продукт мифотворчества
Коробейников А. В. Иднакар: родовой центр, булгарская колония или фактория? К истории одного научного спора // Иднакар. — 2007. — № 1. — С. 65-75.
Коробейников А. В. Иднакар и анализ городищ с позиций их уровня защиты // Иднакар. — 2008. — № 4. — С. 38-63.
Макаров Л. Д. Древнерусское население Прикамья в X—XV веках. Автореф. дис. … д. ист. н. Ижевск, 2006.
 Белых С. К. К вопросу о формировании единого удмуртского этноса // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В. Ф. Генинга. Ижевск, 2000.
 Ухов С. В. Чепца и удмуртский вопрос

 

ВложениеРазмер
676577 (1).jpg338.33 КБ
676577 (2).jpg140.44 КБ
676577 (3).jpg140.48 КБ
676577 (5).jpg77.77 КБ
676577 (6).jpg47.6 КБ
676577 (7).jpg90.69 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Я так понимаю, тут хотят

Я так понимаю, тут хотят сказать , что это русские там жили?! Очень рад этому - спасибо! 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru