Гора Тельпосиз

Тельпосиз

Часть Уральских гор от массива Косьвинский Камень на юге до берега реки Щугор на севере называется Северный Урал. В этом месте ширина Уральского хребта составляет 50-60 километров. В результате поднятия древних гор и воздействия последующих оледенений и современного морозного выветривания на территории среднегорный рельеф, с плоскими вершинами. 
Северный Урал очень популярен у туристов. Особый интерес представляют скалы и останцы массивов Мань-Пупу-Ньер, Торре-Порре-Из, Мунинг-Тумп. В стороне от водораздельного хребта расположены главные вершины этой части Урала: Конжаковский Камень (1569 метров), Денежкин Камень (1492 метров), Чистоп (1292), Отортен (1182), Кожим-Из (1195), Тельпосиз (1617).

 


Самая северная вершина горной системы Урал – гора Тельпосиз в Коми. Расположен объект на территории республики. Гора Тельпосиз в Коми сложена кварцитовыми песчаниками, кристаллическими сланцами и конгломератами. На склонах горы Тельпосиз в Коми произрастает таёжный лес, - горная тундра. В переводе с языка местного населения ороним обозначает «„Гнездо ветров“».
 
Приполярный Урал - один из наиболее красивых районов нашей Родины. Широкой дугой протянулись его хребты от истоков реки Хулги на севере до горы Тельпосиз на юге. Площадь горной части района около 32 000 км2.
Малоисследованная суровая природа, обилие в реках и озерах рыбы, в тайге ягод и грибов влечет сюда путешественников. Хорошие пути сообщения по Северной железной дороге, на пароходах и катерах по Печоре, Усе, Оби, Северной Сосьве и Ляпину, а также сеть авиалиний позволяют разрабатывать на Приполярном Урале водные, пеше-водные, пешие и лыжные маршруты с пересечением Уральского хребта или вдоль его западного и восточного склонов.
Характерная особенность рельефа Приполярного Урала - большая высота хребтов с альпийскими формами рельефа, асимметрия его склонов, глубокое расчленение сквозными поперечными долинами и ущельями, значительная высота перевалов. Наиболее высокие вершины находятся в центре Приполярного Урала.
Абсолютная высота перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, и через хребты, расположенные к западу от него,- от 600 до 1500 м над уровнем моря. Относительные высоты вершин близ перевалов 300-1000 м. Особенно высоки и труднопреодолимы перевалы на хребтах Саблинском и Неприступном, склоны которых заканчиваются крутостенными карами. Наиболее легкопроходимые перевалы через Исследовательский хребет (от 600 до 750 м над уровнем моря) со сравнительно пологими незначительными подъемами, позволяющими легко осуществлять волоки, расположены в южной части хребта между верховьями Пуйвы (правый приток Щекурьи) и Торговой (правый приток Щугора), а также между верховьями Щекурьи, Маньи (бассейн Ляпина) и Большого Патока (правый приток Щугора).
В районе горы Народной и на Народо-Итьинском хребте высота перевалов 900-1200 м, но и здесь через многие из них проходят тропы, по которым сравнительно легки волоки из верховьев Хулги (Ляпина), Хаймаю, Грубею, Хальмерью, Народы в верховья притоков Лемвы, на Кожим и Балбаныо (бассейн Усы).
  

ГОРА Тельпосиз 
Тельпосиз (коми Тöлпозиз — гора гнезда ветров) — главная вершина Северного Урала, находящаяся около условной границы Северного Урала с Приполярным на левом берегу реки Щугор, расположенная в Республике Коми. Представляет собой двухвершинный горный массив, высотой 1617 м.

Сложена кристаллическими сланцами, кварцитовыми песчаниками и конгломератами. На склонах — таёжные леса, выше 500 м — горная тундра.
Встречается несколько вариантов написания оронима — Тельпосиз, Тельпос-Из, Тэл-Поз-Из. В переводе с языка коми название означает «Гора гнезда ветров» (коми из — «камень», «гора», «хребет», поз — «гнездо», тол — «ветер»). На русский язык как правило переводят просто «Гнездо ветров». Это название образно — район Тельпосиза известен плохой погодой — с вершины горы часто дуют сильные ветра, несущие облака, дождь или снег.
В работах А. Регули эта гора по-ненецки называется Нэ-Хэхэ — «Женщина-идол», «Баба-идол». Мансийское же название Нэ-Пупыг-Нёр, или Нэ-Пупыг-Ур рассматривается лингвистами как перевод с ненецкого, так как значит «Гора бабы-идола». Э. К. Гофман приводил мансийскую легенду о боге, превратившем в каменного идола женщину, которая во всём противоречила мужу, и запретившем манси подниматься на эту вершину: «если кто осмелится это сделать, то поднимется такая буря, что смельчак как раз полетит в пропасть». Коми, по словам краеведа П. А. Сорокина, также считают, что на вершину Тельпосиза нельзя подниматься, так как в этой горе живёт бог Шуа, или Войпель, бог ветра и холода, который не любит шума и не позволяет людям врываться в своё жилище. На одной из вершин Тельпосиза якобы есть следы громадных ног бога Шуа. Если же Шуа услышит шум проходящих мимо Тельпосиза, то «поднимется страшный ветер, снег, и люди должны погибнуть, или же превращаются в камень». Таким образом, в виде легенды оленеводов предостерегали держаться подальше от этой горы.
Некоторые исследователи полагают, что гора Столп, о которой рассказывал русский полководец XV—XVI вв. князь Семён Курбский, — это Тельпосиз, но это предположение труднодоказуемо.
Меридиональную горную цепь, начинающуюся у левого берега реки Щугор и идущую к вершине реки Подчерем, по горе Тельпосиз часто именуют Тельпосской цепью или Тельпосским (Тэлпозским) хребтом, хотя, по свидетельству Е. Д. Сошкиной, коми называют Тэл-Поз-Изом только наиболее высокую северную часть хребта, остальную же зовут Сёд-Из — «Чёрный хребет» (коми сьӧд — чёрный).
  
Как добраться, где находится?
Гора Северного Урала расположена на левом берегу реки Щугор Республики Коми. Восхождение лучше всего совершать летом. 
Заброска в район восхождения на вертолете или по дороге вдоль газопровода "Сияние севера" до пересечения возвышенности Сотчем Парма, затем - на север вдоль Уральского хребта к склонам вершины Тельпос. 
Возвращение или пешком к этой же дороге, или сплавом на туристских судах по реке Щугор или реке Подчерем. 
В 90 км. западнее находится город Вуктыл. Добраться до него из Сыктывкара можно на прямом автобусе или авиарейсом на самолете.
 ОЗЕРО ТЕЛЬПОС
ОЗЕРО ТЕЛЬПОС — одно из таких высокогорных озер на Северном Урале, расположенное в каре северного склона горы Тельпосиз на высоте 1081 м над уровнем моря и являющееся, по-видимому, остатком недавно растаявшего небольшого ледника. 
Площадь озера всего 0,25 кв км, наибольшая длина 0,75 км, ширина до 0,36 км, наибольшая глубина 49,5 м. 
Зеленоватая вода Тельпоса исключительно чистая, прозрачна, слабоминерализированная На глубине 9 м хорошо видно каменистое дно. 
Есть ли рыба  в озере, до сего времени не установлено.
   


ПОХОД НА ТЕЛЬПОСИЗ
 Описание снегоходного путешествия по реке Щугор с восхождением на гору Тельпосиз группой свердловских единомышленников в период с 6 по 15 марта 2011 года.
Инициатор идеи- Володя Кирилов (Кирьян). Сама идея: в мартовские праздники заброситься на снегоходах по старому Сибирякоскому тракту от деревни Усть-Щугор до массива горы Тельпосиз (манс. «гора гнездо ветров») и совершить зимнее восхождение. Судя по названию гора известна своим суровым нравом. Временной лимит (с учётом запасных дней)- 11 суток. Народ откликнулся. Заранее поставили в известность руководство национального парка «Югыд Ва» и оформили разрешения. В итоге команда из 7 человек с 4-мя снегоходами отправилась в путь.
6 марта 2011г. 
До места старта- посёлка Усть-Щугор- добираемся 3-мя машинами. Первая- газель Пети Саар везёт основной груз- 2 снегохода Буран, сани-волокуши и часть общего и индивидуального снаряжения. Второй водитель на газели- организатор и руководитель похода- Володя Кирилов. Вторая машина- Шевроле-Нива Павла Воздвиженского, на прицепе снегоход Рысь 500+. Второй водитель- автор отчёта Мальцев Володя. Третья машина- Land Rover Discovery 4 со снегоходом Ski-doo Сергея Макарова. С ним вместе едут Костя Силаев и Дима Старостин (экипаж второго бурана).
Дорога Екатеринбург (6 марта, старт 3:00)-Качканар-Горнозаводск-Губаха-Березники-Усолье-Никино-Басим-Чирково-Кордон-Юксеево-Васькино-Гайны-Шумино-Серебрянка-Усть-Чёрная-Кажим-Койгородок-Подгорье-Визинга-Сыктывкар-Вогваздино (ночёвка)-Ухта-Нижний Одес-Вуктыл (7 марта 12:00)- около 1850км. 

7 марта 2011г. 
В Вуктыле нас уже дожидались Петя с Володей. Заехали на заправку (Лукойл) за бензином для снегоходов. И двинулись дальше по зимнику 80км на Усть-Щугор. Зимник чистят. В одном месте небольшая наледь. Ширина достаточная, чтобы разъехаться встречным, но не на полном ходу- выкидывает на обочину. В Усть-Щугоре познакомились с Леонидычем- бывшим супервайзером ТНК-БП. Сам он из Ухты. Прикипел к этим местам. Вышел на пенсию и купил в Усть-Щугоре дом. Сейчас обживается. Помогли ему разгрузиться и почистить дорогу. За что хозяин радушно разрешил оставить машины у себя на участке и переночевать. 

Вечером Павел с Сергеем решили сделать разведку начала Сибиряковского тракта на Печоре. Безрезультатно- уперлись в высокий берег с глубоким снегом. У Леонидыча узнали: тракт уже давно не используется и пройти по нему можно разве, что пешком летом и на лыжах зимой. Местные ходят по Щугору, но не выше кордона парка Югыд Ва. Летом зимник до Вуктыла не работает. Основной путь- Печора. В хате тепло и душевно. А на улице уже давит минус 25 градусов. 

8 марта 2011г. 
С Утра встали на снегоходы. Спустились с крутого берега и помчались в устье Щугора. Пасмурно. Следы присыпаны свежим снегом. От устья поднялись 8км и стали искать вход на Сибиряковский тракт- не нашли. Через 2,5км начали искать новый выход на тракт через профиль Север-Юг. В разведку пошли буран Кирьяна и скандик Серёги. Волокуши оставили на реке. Мальцева Володю взяли в качестве картографа и выталкивателя снегоходов. Через устье малого ручья (напротив острова Токарьди) выбрались на берег и подсекли профиль. Продвигаемся медленно- преодолеваем 2 ручья, глубина снега 80см. Через 1км вышли на тракт. Вернулись за санями и остальными участниками. В итоге часам к 14:00 все вместе выбрадись на Сибиряковский тракт. Первым по тракту уходит Кирьян. Остальные отстают- зарываются на завалах и в зарослях березняка. Через несколько километров вышли на болото- здесь раздолье. Сходу дальнейшую дорогу не нашли. Поискали вдоль опушки с GPS- нашли заросший подъём. Перспектива рубиться по такой дороге не впечатляет. Решили по марям выйти обратно на Щугор. 

Тяжело дались перелески между марями и рекой. В итоге к вечеру вышли на Щугор прямо под Нижними Воротами. На реке ниже ворот ледяные торосы. 

Выше по реке через 1,5км на правом пологом берегу ставим лагерь. Вдоль берега идёт набитая буранка. На противоположном берегу на мысу стоянка с беседкой.

9 марта 2011г. 
Долго спали. Поэтому выдвинулись поздно. Теплеет. В Мичабичевнике пост национального парка. На праздники туда приехали инспектора 4 мужчины и 2 женщины. Уточнили у них дорогу: действительно, Сибиряковский тракт заброшен, но есть альтернативных вариант- профильная широкая просека Запад-Восток. Выходить на неё надо с 7км (вверх от устья) реки Катя-Ель. Восточный конец профиля упирается в Щугор напротив устья Малого Патока. Инспектора в нагрузку попросили нас отмечать сколько каких следов видели на пути.

Выше Мичабичевника в 3км и 5км впадают Катя-Ель и М.Катя-Ель соответственно. Ошибочно сунулись в М.Катя-Ель. Речка красивая. Ширина русла не больше 20м. Сильно петляет. В 1,5км от Устья речку пересекает едва заметная просека. Местами промоины, но они хорошо видны и объезжаемы. В 7..8км от устья пересекли 1,5..2м засыпанный снегом водопад. На 11км разыскали просеку шириной 5..6м. Это явно не соответствовало описаниям инспекторов. Понимаем, что ошиблись. По своему следу быстро возвращаемся назад до устья реки Катя-Ель. В итоге намотали лишних 25км и потратили драгоценное время.
Эта Катя-Ель шире- до 30м. Но также красива- петляет, местами обрывистые берега. Много наледей. Димин буран с тяжёлыми и не приспособленными для целины металлическими санями вязнет в наледи. После неё сани из-за налипшего на метал снега невозможно сдвинуть. Паша также вязнет. Но откапывается и на верёвке выдёргивает сани-волокуши. Одному лишь Серёге наледь непочём. На мощном скандике он как на водном мотоцикле прёт напролом.
Дело к вечеру. Не дойдя до заветной просеки 3км ставим лагерь на берегу. Сергей и Володя налегке отправляются вверх по реке на разведку состояния просеки. Кирьян с пустыми волокушами едет вниз разгружать Диму. Остальные ставят лагерь.
Просеку находим не сразу. Угадывается она по молодому березняку, плотно поросшему на полосе шириной 15..20м. Подъём на правый (орографически) берег: 50м- крутой, затем 250м выполаживания с поворотом налево к основному профилю. Ширина профиля 12..15м. Расстояние от устья по руслу 10км. Сергей попробовал с наскока взобраться, но в итоге повис на берёзе и зарылся. Дальше Володя на лыжах поднимается до основного профиля. Первое впечатление- завтра будем конкретно рубиться: плотная поросль молодого березняка и крутой участок на поъёме. Откопались и уже в сумерках вернулись в лагерь.
За ужином делаем выводы и обсуждаем план действий: жгём много бензина, особенно на волочении тяжёлых металлических саней. Однозначно делаем закладку и оставляем эти сани и возможно Димин буран, у которого к тому же отказала задняя передача.

 

                                                                      гора Тельпосиз                                               
10 марта 2011г. 
Как ни странно ранний подъём. Расклад такой: у нас по-прежнему 4 снегохода, 7 человек, двое из которых встали на скитуровские лыжи и едут на верёвке за санями. Но саней уже трое. Павел и Володей Мальцевым выдвигаются раньше. До подхода остальных пробиваются первые 50м крутого подъёма. Первыми поднимаются бураны. Волокуши проталкиваем отдельно или на верёвке. Для Рыси и Скандика берёзовый молодняк (названный нами «мандаволосник») приходится расчищать. Воздух теплеет (около 0..-2 градусов)- снег тяжелеет. А это дополнительное сопротивление для снегоходов.
Наконец через 2 часа выбираемся на основной профиль. Через 800м пересекаем каньон ручья Еравож. Плотность молодого березняка на подъёме здесь больше. Впрочем, тут выручил Серёга на скандике. Вначале он на легке пробился к профилю. Затем перетаскал на верх все волокуши. В итоге этот подъём проходим раза в 2 быстрее предыдущего.
Движемся дальше по просеке. Вначале также продираемся сквозь заросли. Но вскоре профиль становится чище- скорость и качество движения возрастают. Всего по профилю преодолеваем 20км и упираемся в крутой лесной берег Щугора. После лыжной разведки спускаемся к Щугору по пологому ручью. Ручей можно подсечь через 200м в юго-западном направлении от окончания профиля. Спуск вначале по правому, после поворота по левому берегу ручья. Зарослей нет. Перед устьем завал. Но снега много- преодолеваем сходу. Выходим на Щугор. Напротив устье Малого Патока.
На ночёвку встаём на стрелке М.Патока и Щугора- взъём с красивой поляной. С дровами плохо- найденная еловая сухара горит принудительно. Вообще местных дров мало- видимо из-за удобной стоянки для водников. Описанной в литературе избушки в этом месте не нашли.
Ночью было ясно и звёздно- подмораживало. Выйдя ночью из шатра, автор впервые в жизни наблюдал северное сияние: длинные дугообразные зелёные разливы на полнеба (сполохи).
11 марта 2011г.
 Ранний подъём. На повестке дня серьёзный вопрос о точке невозврата Совет стаи подсчитывает запасы бензина и решает оставить на этой стоянке, кроме лишних вещей и бензина, 2 снегохода: Рысь и Димин буран. Дальше идём двумя снегоходами с волокушами и тремя лыжниками на прицепе. На реке целина, местами надувы. Река широкая- 150..200м. Местами видно промоины. 1 раз сели в наледь. Ясное небо и яркое солнце. Ветер южный тёплый хорошо продувает по руслу. На поворотах виднеется хребет Тельпосиз.

На пересечении с Сибиряковским трактом делаем разведку. Снега слишком много. Скандик вязнет на первом же подъёме (800м от реки) даже на легке. Дорога просматривается: есть завалы, немного заросла молодняком. Идём дальше по заснеженному Щугору.
И тут Удача! Из устья Седью выходит вверх по Щугору (вдоль левого орографического берега) набитая буранка. В 2км выше устья встречаем местных. Они остановились у избушки. Едут на Глубник. От них с удивлением узнаём, что до Щугора можно добраться быстрее и экономичнее по профилю Подчерье-Седью. Главное, что по накатанной буранке будем двигаться гораздо экономичнее.
Погода ясная. Тельпосиз открыт. Отличные панорамы. 

Чем выше по руслу, тем меньше снега на реке (выдувает). От Овинпармы под ногами жёсткий наст. Буранка уходит в Глубник на кордон. Выше Глубника на Щугоре голый лёд. Идём под берегом, где есть надувы и наст. Местами лёд взломан. И здесь начинается шоу. Волокуши скатываются и разворачивают снегоходы. Особенно весело было Кирьяну на буране. Зато на скитурах с металлическими кантами как на коньках можно уверенно маневрировать.
На сегодня наша цель- ручей Дурной-Ель. Этот ручей- классический путь подъёма на восточную вершину Тельпосиз и к одноимённому высокогорному озеру. В 100 метрах от устья находим отличную поляну. Плотный снег, много дров, удобная стоянка с водой и невысоким лесом.
Время позволяет и Павел с Володей отправляются пробивать лыжню на восхождение. Поднимаемся до редколесья и хорошего наста (2,3км от лагеря). Сверху прилично дует. Хорошо просматривается глубокое русло ручья с промоинами и взломанным льдом. Левый (орографически) борт долины- крутой снежный склон. Правый- полки с редколесьем. Выше полок голый бесснежный склон. Слева впереди хребет за которым русло Няртсюю. 
По своей же лыжне быстро скатываемся в лагерь. В это время Кирьян по лыжне набил метров 200 буранки. Дальше рубиться не стал.
В лагере активные приготовления к завтрашнему восхождению- подгонка снаряжения. Народ пьёт меньше. Дима не хотит идти на гору. Рано укладываемся. Ночью поднимается ветер, но тем не менее было ясно и звёздно.
12 марта 2011г. 
Восхождение на Тельпосиз. Подъём в 7:00. Выходим двумя группами: в 8:06 Павел и Володя Мальцев; следом Володя Кирилов, Костя, Петя и Сергей. Дима остался в лагере заодно совместив и дежурство.
По пробитой накануле лыжне через 2,5км выходим в каньон ручья Дурной-Ель. Идём по каньону. Местами промоины, вздыбленный лёд. Перед выходом на плато оставляем лыжи. Под ногами фирн, местами наст. Одеваем кошки. Вершины, хребет и весь путь подъёма хорошо просматриваются.

Облачность средняя несплошная. Движемся по склону хребта Няртсюю прямо на восточную вершину. Дует сильный («тёплый») ветер с крупицами снега. За 500 метров до цели выходим на предвершинный гребень. Справа (на СЗ) крутой сброс к озеру Тельпосиз. Слева (на ЮВ) скальная стена в долину реки Няртсюю. Скальный гребень в ледяных наддувах. Траверсируем его по СЗ склону.

Вот и вершина-небольшое выположенное плато. Выглядит эффектно. К западной вершине уходит скальный гребень с наддувами. Потрясающие виды: на юг- массив Тельпосиз; на север- Приполярный Урал с хребтами и вершинами (Сабля, Колокольня). Сильный порывистый ветер не даёт расслабиться. В таких условиях попытка траверсировать гребень на запад даже не обсуждается.

Время подъёма на вершину составило 4 часа 10 минут.

Начинаем спуск. Как и во время подъёма второй группы не наблюдаем. Решаем спускаться к озеру на запад. Скоро встречаем вторую группу. Ребята практически подошли под гребень, но их сдуло и они также решили спуститься к озеру. Их было трое: Сергей на подъёме повернул назад в лагерь.

Впечатлило и озеро Тельпосиз.
 Оно находится на высоте 1080 метров нум и окружено скальным склоном западного Тельпосиз и оледенелым сбросом восточного.
Осмотрелись и продолжили спуск. Добрались до лыж и слаломом спустились по долине ручья. Из событий спуска. Павел провалился одной ногой в ручей. Петя вместо слалома устроил скоростной спуск. В результате сломал деревянную лыжу.

Первая группа спустилась в лагерь в 15:10. До 16:00 подтянулись остальные.

Отдых после восхождения. На завтра обсуждаем 2 варианта: основной- по своему следу по Щугору, собирая путевые закладки; второй- через Седью на Подчерье. Но в это случае всё-равно надо спуститься до устья Малого Патока и забрать снегоходы. Да и автотранспорт у нас в Усть-Щугоре.
Ранний отбой.
13 марта 2011г. 
Возвращение в Усть-Щугор. Утренние сборы. Погода испортилась: низкая облачность, Тельпосиз закрыт с 700..800м.

Двинулись в обратный путь. Экипаж скандика (4 человека) оторвался далеко вперёд. Через 1 км от устья Седью мы встали- у скандика закончился бензин. Володя с Павлом продолжили движение дальше на лыжах. Сергей с Петей остались ждать дозаправки от Кирьяна 80-м разведённым маслом бензином.
Через 10км скандик и буран догнали лыжников и все вместе двинулись дальше. Но не доходя 3км до устья Малого Патока скандик встаёт окончательно. Доливка бензина и манипуляции с электроникой не помогают. Вначале на буране добираемся до стоянки на Малом Патоке. Павел отвозит Сергею канистру 92-ого бензина- не помогает. И уже Кирьян притаскивает Серёгу на форкопе. Постояли ещё в надежде починить топливный насос- безрезультатно.
Решаем оставить скандик на стоянке. Всё-равно безина не хватит, чтобы его вытянуть в населёнку волоком. Далее на 3-х снегоходах с 3-мя волокушами семеро участников продолжают двигаться к стоянке на реке Катя-Ель. По дороге Дима встаёт перед ручьём Еравонж- слишком большой расход топлива у его бурана. Связались по рации. Пришлось Паше налегке закинуть ему топливные запасы Володи Кирилова. Причина расхода- вмёрзший в ходовую снег. Надо было счистить его сразу. Сумерки застали группу на спуске в Катя-Ель.
На стоянке выкапываем заначку бензина и цепляем брошенные металические сани.
Решаем идти до упора в Усть-Щугор. Достигаем цели в течение 2-х часов. Нас встречает Леонидыч. Делимся впечатлениями с гостеприимным хозяином.
В итоге за день было пройдено 130км.

14 марта 2011г. 
Сборы. Загружаемся. Также как и по дороге сюда. Но теперь Серега едет порожняком.
Добираемся до Вуктыла, где посещаем администрацию парка Югыд Ва. Объясняем ситуацию со снегоходом. Директор отнеслась с пониманием: нам выписали новые пропуска, утвердили маршрут эвакуации снегохода и дали координаты егеря в подчерье. Трое человек (Павел Воздвиженский, Володя Мальцев и Костя Силаев) на ниве с рысью возвращаются в Екатеринбург. Четверо (Володя Кирилов, Сергей Макаров, Петя Саар и Дима Стростин) остаются в Вуктыле готовить спасательную операцию.
14 и 15 марта первая группа добиралась домой в Екатеринбург. Дорога заняла 27 часов. 1 час был потрачен на поиск документов на посту ГИБДД в Горнозаводске.
14, 15 и 16 марта вторая группа доставала снегоход. Отправились 2 бурана. 15 марта по профилю от Подчерья по набитой буранке ребята добрались до Седью, спустились до снегохода и притащили его к избушке в устье Седью, где и переночевали. Для облегчения волока под гусянку подкладывали лист железа. На следующий день скандик доволокли до машин. Ночью 18 марта ребята вернулись домой.

 

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://maltcev82.livejournal.com/1140.html
Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975. 
http://www.photosight.ru/
http://www.skitalets.ru/
Сайт Википедия.

 

ВложениеРазмер
img721578 (1).jpg178.57 КБ
img721578 (2).jpg107.07 КБ
img721578 (3).jpg85.73 КБ
img721578 (4).jpg146.88 КБ
img721578 (5).jpg141.82 КБ
img721578 (6).jpg883.91 КБ

Отправить комментарий