Клады республики Коми

СЕРЕБРО

Недра Сыктывкара кладоносными назвать трудно. Обычно «сокровища» зарывали в богатых регионах и там, где часто проходили войны. Ни особым богатством, ни боевым прошлым Усть-Сысольск похвастаться не мог.

Редкий житель вспомнит, когда именно и где здесь были найдены клады. Разве что «сберегательная» кубышка с монетами, раскопанная в столице, на месте старого купеческого особняка на перекрестке улиц Бабушкина-Кирова, где сейчас находится Пенсионный фонд РК, да винный погреб, обнаруженный на месте нынешнего магазина «Эльдорадо».
 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО РЕСПУБЛИКУ КОМИ - ТУТ!

САМЫЕ ВЫСОКИЕ ГОРЫ УРАЛА - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ - ТУТ!
 

Клады республики Коми

 10 САМЫХ ЛЕГЕНДАРНЫХ КЛАДОВ КОМИ
1. Наследие чуди
В каждом комяцком селе есть предание, где именно обитал странный народ - «чудь белоглазая». Странные это были люди, ездили на неких «петухах-лошадях», а застрелить их можно было только «пулей с хлебом». Оставим исторические изыскания специалистам. Считается, что чудь оставила после себя множество кладов. Старожилы отдаленных деревень рассказывают о сундуках золота, которые утащили с собой в леса не желающие принимать христианскую веру язычники.

Если кратко, то «чудские клады» можно искать вот где: в деревнях Черныб, Селиб, Мучкас и Чернутьево Удорского района, у деревни Мелентьево около холма Яранкыр (тот же Удорский район), на реке Подчерье, в селе Большелуг Корткересского района, возле озера Чуб (Чуд), в деревне Лывма возле Чудского холма (Корткересский район). В том же районе — село Богородск, Нившера (возле реки Нившера), в верховьях реки Печора и возле реки Вычегда. В селе Керчомья Усть-Куломского района есть сказание о большом кладе под сосной.
 
2. Золотая баба (с.Вотча Сысольского района)

Согласно "Церковно-историческому описанию Вотчинского прихода Устьсысольского уезда, Вологодской губернии" от 1911 года говорится: "От 1032 года уже известен поход Нормана Улеба, родственника Ярослава Мудрого по жене, к железным воротам и последние находились неподалеку от села Вотчи и неподалеку от одной из возвышенностей – что носит название «Кар – ил» (по – русски город-холм) будто бы находится чудский клад. Что за клад и из чего он состоит, народ не дает точного ответа на эти вопросы. Одни утверждают, что зарыто в горе чудское идолище – золотая или серебряная баба, имеющая до двенадцати рук и вооруженная какими-то орудиями". Здесь напрямую указывается Вотча как одно из местоположений утерянного языческого идола, имевшего центральное положение среди народов коми и зырян. А именно Зарни-ань - что в переводе означает Золотая баба.
 
3. Сухановские сокровища

Торговая династия князей Сухановых обитала в Сыктывкаре, тогда еще — в Усть-Сысольске, несколько столетий. Слухи о сухановских кладах и подземельях будоражат народ с начала XX века. Один из потомков княжеского рода, бывший геолог Николай Владимирович Суханов, несколько лет назад сообщил о сухановском кладе. Будто бы он был зарыт под могучим кедровым пнем, стоявшим во дворе сухановского дома. Дом этот до 1969 года находился на высоком берегу Сысолы. Сейчас на этом месте в Сыктывкаре территория детского парка. Глубоко зарытые сокровища так и не нашли.
 

Клады республики Коми

4. Клад миллионеров Рябушинских

В лесах Усть-Цилемского района, на реке Умбе, в 1921 году было зарыто золото известных российских миллионеров Рябушинских. С 1921 года и до самой смерти сокровища охранял старовер из деревни Скитская Сидор Нилович Антонов. Он шестьдесят лет прожил в лесной избушке на реке Умба, неподалеку от того места, где до сих пор могут хранится бочки с золотыми монетами, которые привезли на север Рябушинские. Считается, что золото так и хранится в лесах на Умбе. Здесь на берегу много небольших пещерок, леса глухие, поэтому найти сокровища миллионеров практически невозможно.
 
5. Церковное золото (Усть-Куломский равон)

В Усть-Куломском районе, в окрестностях бывшего Стефано-Ульяновского монастыря, должен находиться клад, спрятанный в годы революции старшим духовенством. Перед тем, как до обители, расположенной в 160 км от Сыктывкара, добрались красные, монахи вывезли монастрыскую казну, золото и иконы в леса. Пока что никому этот клад не открылся. Косвенно на богатства духовенства указывает небольшой клад, найденный уже после Великой отечественной в бревнах дома казначея Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря отца Мелетия. Там было 116 российских монет достоинством 3 и 5 копеек с 1832 по 1915 г. Даже если это были «закладные» деньги, такое количество указывает на достаточную обеспеченность казначея.
 
6. Екатерининский тракт и купеческие «схроны» (Прилузский район).

Из архивов доподлинно известно, что через Прилузский район в 18-ом веке пролегал Екатерининский тракт. Купцы на лошадях из разных уголков государства возили на ярмарки свои товары, а золото и драгоценности, опасаясь разбойников по пути, как гласит предание, зарывали как раз в тех местах. Искать клад имеет смысл на территориях вымерших окрестных деревушек Былатовка, Прошкино, Лавровка и других, говорят старожилы Прилузья.
 
7. Княжпогостские захоронения

По реке Емва (Вымь) и вокруг озера Синдор располагаются сотни стоянок, поселений, погребений, святилищ. Здесь найдено большое количество памятников старины и уникальных кладов. Что до древности, то уже более 400 лет существуют деревни Кони, Весляна и Раковицы, село Серегово. А селам Княжпогост и Туръя свыше пяти веков. Там поиск тоже должен быть удачным.
 
8. Речной клад Тыл Пур Яка

Разбойник с таким замысловатым имечком по некоторым данным, был крестьянином в Усть-Сысольском уезде. Потом он завел небольшую банду и повадился грабить торговые суда, плававшие по рекам Малая Печора и Ылыдзь. Этот и другие разбойники деньги хранить не умели, и зарывали в землю свои сокровища. Искать можно в устьях небольших речек, впадающих в Ылыдзь (р.Дац, р.Юксо). Данные из «Вологодского сборника» конца XIX века.
 
9. Лоемский городок

Лоемские старики донесли до нашего поколения легенду о Юрьине — большом сгинувшем городище. Давным-давно, в десятом веке (может быть, и позже), существовало Лоемское или, как еще его называют, Юрьино городище. Существует народное предание о битве воинства князя Юрия, правителя городка, с полчищами чуди. Место, где расположено это поселение, до сих пор учеными и не установлено, хотя экспедиции туда определенно посылали.
 

Клады республики Коми

10. Царская казна

Древний путь через Уральские горы имел название Зырянская дорога, так как первыми о ней прознали зыряне, народ, населявший территорию современной Республики Коми. Позже тракт был назван Сибиряковским - по имени русского предпринимателя Сибирякова, попытавшегося сделать дорогу основной торговой магистралью, связывающей Сибирь и Европу. Начинается древняя дорога от деревни Усть-Щугер в Республике Коми. Есть рассказ о том, что во времена постоянных стычек красных и белых по данному тракту куда-то из города Саранпуль вывезли часть царской казны. Может быть, довезли до Коми, а, может, стоит отправиться за золотом вдоль по бывшему тракту.

Ну и в завершение статьи можно упомянуть, что в районе деревень Додзь и Нёбдино в больших количествах встречаются «куль чунь» - чертовы пальцы, окаменевшие моллюски белемниты. В интернете купить их предлагают по 150 рублей за штуку. Также находят в болотах на севере Коми бивни мамонта. Но уже без металлоискателей.
 

Где искать золото
Достаточно часто старинные монеты попадались на месте разрушенного Покровского собора. Рядом с храмом в разные века располагались кладбище и торговое место. Ныне это стадион Кировского парка.
При желании можно даже составить карту наиболее кладоносных районов города. Это территория перерытой нынче набережной Кировского парка, улиц Советской, Ленина, районов Кируль, Париж, Кочпон, Давпон. Более перспективно искать в тех местах, где стояли купеческие дома. Совсем нет смысла — в верхней части города (от улицы Карла Маркса и дальше, до вокзала, — там были поля и леса), в Орбите, Лесозаводе. Большинство кладов, найденных в Сыктывкаре и вцелом в Коми, коммерческой ценности не представляют. Хотя тот факт, что первые серебряные монеты Московского государства были отлиты из руд Коми края, может питать надежду кладоискателей.
Разумеется, клады находят. Но, в отличие от советского времени, стараются не оглашать находку и несут ее не в музей, а к коллекционерам. Так, осенью 2004 года клад нашли на месте строительства «Башни», что возвышается сейчас на улице Первомайской. До революции город здесь кончался, начинались поля. Позже на этом месте стояли коммерческие склады. Как рассказал мне один из коллекционеров, который выкупил часть клада, при рытье котлована рабочие наткнулись на целую россыпь серебряных рублей и медных копеек. Монеты находились в почти истлевшем туеске и на поверку оказались советскими деньгами начала 20-х годов прошлого века. Рабочие не стали афишировать находку, а разделили ее поровну. Кто-то оставил монеты себе на память, кто-то решил продать. Это был последний из найденных «денежных» кладов, о котором мне довелось узнать. Кстати, согласно Гражданскому кодексу РФ, клад — это «зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги и ценные предметы, собственник которых не может быть установлен».

 

Находка в храме Бывают и «неденежные» клады. В детстве в поисках сокровищ мы с одноклассником вдоль и поперек излазали стоявший в советское время в запустении храм в Кируле. И однажды обнаружили небольшой лаз в толстой кирпичной стене — внутри оказалась круто уходящая внутрь лестница. В темноте, среди запутанных паутиной влажных кирпичных стен, мы спустились в подвал храма. Косые лучи заходящего солнца, пробиваясь сквозь небольшие оконца, освещали полуразрушенное подземелье. В центре стояла большая печь. Обыскав помещение и ничего ценного не обнаружив, мы решили проверить и печку. Сунул я руку в топку и среди пыли и битых кирпичей нащупал влажную мешковину. «Клад!» — мелькнула мысль. Потащил и извлек на свет Божий кем-то спрятанный мешок. Развязали мы его и достали из мешка …кости и череп. В ужасе все побросали и стремглав вылетели на улицу.
Другая церковная находка оказалась более значимой. Два года назад, в июле 2006 года, накануне праздника иконы Божией Матери Казанской, во время реконструкции Свято-Казанского храма в Кочпоне и возведения новой колокольни, плотник Иван Кустов нашел настоящий клад. В тот день плотник пришел на работу раньше всех и в одиночку начал разбирать кровлю с южной стороны церкви. И здесь, в одном из свесов, обнаружил большой и тяжелый сверток, обмотанный черной плотной тканью и перевязанный веревкой. 
Внутри оказались вовсе не золото и бриллианты, а восемь газетных свертков с обычными недорогими алюминиевыми и медными крестиками и медальонами с изображением Богоматери и святых. Иван сложил свертки в ведро и спустил крестики в церковную лавку. Всего получилось два ведра. Все крестики были завернуты в весенние и летние номера газеты «Правда» 1958 года. Плотник на четверть находки претендовать не стал. Все раздали прихожанам. Один крестик и я взял на память. Интересно, что после такой находки Иван Кустов, его жена и сын приняли крещение в Кочпонском храме. Когда стали думать, кто спрятал крестики, сразу же вспомнили, что в 1950-е годы в Кочпоне служил известный старожилам Сыктывкара отец Владимир Жохов. Вероятно, он и спрятал этот клад в годы гонений на церковь.

 

Десять кладов
В отделе истории Национального музея РК действует уникальная выставка, посвященная десяти кладам, обнаруженным на территории нашей республики и сданным в музей. Самый ранний из них найден в июле 1951 года. Тогда житель Прилузской деревни Черемуховка решил вскопать на нетронутом берегу Летки огород под картофель. 
И близ того места, «где находятся курганы, около ямы в земле под липовой корой в берестяной посуде» откопал клад, состоящий из полутора тысяч серебряных монет XVII века достоинством «денга» и «копейка». 
Кстати, самая древняя монета, найденная на территории Коми, — бухарская драхма V века. Ее нашли в древнем святилище в Канинской пещере на берегу Печоры. Самый крупный клад в республике был найден в 1993 году в Сыктывкаре. Произошло это на углу улиц Бабушкина и Кирова. Рабочие наткнулись на целую россыпь монет — всего около двух тысяч штук середины XVIII-начала XX века. Когда-то на этом месте находился дом купца второй гильдии Забоева. Кстати, это оказался последний клад, который сдали в музей. Монеты принесли в ведрах. И особенно музейщиков поразило то, что деньги прямо на глазах …позеленели.
Куратор выставки Светлана Бандура рассказала мне, как и когда находили клады в Коми. Так, десять серебряных рублей XVIII века найдены при разработке приусадебного участка жительницей села Турья (Княжпогостский район). Находка передана в музей в 1960 году. 
В Кируле в 1982 году во время осенних полевых работ обнаружен клад из 26 российских монет 1838-1930 годов. 
В Давпоне в июне 1971 года при перекопке огорода на глубине 30 см наткнулись на глиняный сосуд. 150 российских монет достоинством 5 и 10 копеек XVIII-XIX веков были завернуты в холст и уложены в горшок. 
Медные монеты XIX-начала XX веков нашли в Ульяново (Усть-Куломский район) в 1980 году при разборе дома бывшего казначея Ульяновского монастыря. Всего там оказалось 116 российских монет достоинством 3 и 5 копеек. 
В 1959 году близ скотного двора деревни Мыла (Усть-Цилемский район) найден клад из 25 российских медных монет конца XVIII века. 
В 1920 году житель Усть-Цильмы, раскапывая грядки, нашел несколько медных монет XVIII-XIX веков.
 В июне 1950 года также при копке картофельного огорода в селе Аныб (Усть-Куломский район) были найдены сто медных монет XVIII века. Клад находился в берестяном лукошке — чумане.
 В 1962 году в деревне Кадзес (Усть-Вымский район) при разрытии земли бульдозером на глубине 60-80 см в жестяной банке найдено 150 российских медных монет 1840-1915 годов. На месте находки, по словам старожилов, стояли амбары богатых людей села. Любопытно, что ни одного клада с золотом в музей не сдали. 
То ли золота не было, то ли нашлись более интересные способы распорядиться найденным добром.

 

Чудские тайны
Много историй о кладах связано с легендарным народом чудь. Считается, что, уходя от новой веры, чудь оставила много сокровищ. Но все они заговоренные, «заветные»: найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях охраняют эти клады.
Вот какую историю записали фольклористы в 1951 году в удорском селе Чернутьево: «У меня был дед. Этот дед много рассказывал о чуди. Их главные владения были на Городищенском холме. Новой вере они не поддались, и некоторые из них сами себя вместе с вещами и хозяйством в землю зарыли. Их ямы и сейчас еще видны возле гумна. Там после них находили много красивых чашек из-под масла, небольшие блюдечки. Когда они убегали, взяли с собой большой ящик, полный золота. Но нести не смогли, и этот ящик закопали в девяти-десяти километрах от Чернутьева. Наш дед неделю искал, но не нашел. Искали мужики и из Селиба и Мучкаса, но им тоже сундук так и не попался».
Говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны чуди, но обходилось им это очень дорого. Вид «чудаков» столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в «чудских могилах» на кости «заживо погребенной» чуди: мертвецы, охраняя свои клады, внезапно оживали, как только кто-нибудь приближался к их сокровищам.

 

Сухановские сокровища История Сыктывкара неразрывно связана с историей «зырянских князьков» Сухановых, которые несколько веков играли главную роль в общественной жизни Усть-Сысольска. Династия купцов на протяжении веков переживала взлеты и падения, а их семейная история обрастала легендами и преданиями. Слухи о сухановских кладах и подземельях будоражили город на Сысоле еще в начале XX века. Немало потомков «зырянских князьков» и поныне живет в Сыктывкаре. Один из них, бывший геолог Николай Владимирович Суханов, несколько лет назад рассказал мне о сухановском кладе. 
Он был зарыт под могучим кедровым пнем, стоявшим во дворе сухановского дома. Николай Суханов с детства помнит этот пень в полтора обхвата, который стоял во дворе его деревянного двухэтажного дома. Дом этот до 1969 года находился на высоком берегу Сысолы. Сейчас на этом месте территория детского парка. В семье бытовало предание, что под вековым кедром спрятан клад. Когда засохший кедр спилили, могучий пень так и не смогли выкорчевать. Чтобы разрешить тайну наследия предков, решили взорвать пень. 
Подрыли под него яму, заложили порох, селитру и завалили камнями. От взрыва все камни буквально впечатало в деревянные стены дома, стоящего в пяти метрах. Удивительно, но все окна уцелели. Пень даже не шелохнулся, так и не открыв свою тайну. Когда сухановский дом сносили, бульдозером убрали и пень. Глубоко зарытые сокровища так и не нашли. Возможно, что он и поныне там, недалеко от Замка Берендея. А откроется этот клад, по семейному преданию, только одному человеку — белоголовому Ивану Суханову.
  
 КЛАДЫ КОМИ
Клад  можно встретить не только в романах Стивенсона, Луи Буссенара или Майн Рида, но и в Гражданском Кодексе РФ. Именно там определено, что добропорядочный гражданин должен делать с ценной находкой. По закону клад делится пополам между тем, кто его нашел, и собствеником земли, где хранилось сокровище. Если же клад имеет культурное или историческое значение, то каждая сторона вправе расчитывать на 25% его стоимости, а остальная сумма отходит государству.

Сейчас в разгаре дачный сезон, так что новые находки, вероятно, ждут местных огородников. Вот только обольщаться по поводу ценности найденного медяка с царским гербом не стоит. В Национальном музее Коми объясняют, что эти монеты выпускались в больших количествах и сегодня они далеко не редкость. Заинтересоваться таким \"кладом\" могут лишь коллекционеры-нумизматы, к которым иногда обращаются \"черные археологи\" (кладоискатели-любители) с предложением купить пару-тройку монет, откопанных где-нибудь в Выльгорте.

К сожлению, выйти на \"черных археологов\" оказалось довольно сложно. Во-первых, таких людей у нас по пальцам можно пересчитать, а во-вторых, - они как огня боятся прессы. Стало лишь известно, что среди них есть так называемые \"чердачники\", ищущие клады по чердакам старых домов, \"гробокопатели\", специализирующиеся на старых могилах, \"монахи\", разыскивающие клады на местах у монастырей и разрушенных церквей. Заниматься этим делом их тянет дух авантюризма, ведь доход местных археологов-любителей, по правде сказать, ничтожен.

Стать кладоискателем может каждый. Решившимся на этот героический шаг не стоит забывать, что часто самые выдающиеся находки делали именно любители. Вспомните хотя бы археолога-любителя Шлимана, благодаря которому мир узнал о сокровищах Трои. Чем черт не шутит! Глядишь, и в наших широтах что-нибудь ценное да найдется. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.
  

Жительница Корткеросского района переплавила редкую золотую монету в обычную цепочку

Это случилось осенью 2000 года в деревне Важкуръя, когда во время сбора урожая картофеля женщина наткнулась на клад - старинную лампаду. В древней вещице нашлись золотой пятак 1818 года, пара серебряных рублей и деревянный образок, превратившийся от времени в труху. Вполне вероятно, что деньги на черный день припрятало духовенство из находящейся неподалеку старинной церквушки.

К несчастью, женщина, не имевшая понятия о стоимости находки, поспешила переплавить монету в золотую цепочку: желание приукрасить себя возобладало над собственной выгодой. Стоимоть золотого пятачка составляет более 6000 рублей, а изготовленное из него украшение - максимум 600 деревянных.
  
КЛАД В СЫКТЫВКАРЕ
Ещё совсем недавно на перекрестке улицы Бабушкина и Первомайской в Сыктывкаре стояли деревянные домики... 
Когда строили на их месте огромное здание Бабушкина 31а (вроде), там, где сейчас находится "Кофейный дворик", "Панда" и магазин "Наутилус", вырыли большой котлован... 
Далее уже рассказывали очевидцы стройки с девятиэтажной общаги напротив (там, где Пельменная), что строители внезапно прекратили работу и собрались в кучку, что-то горячо обсуждали... 
Оказалось, что на месте старых домиков был найден клад, а точнее горстку монет прошлых веков... 
Говорят, что всё найденное забрало государство, но ходят слухи, что есть люди, кто эти монеты прибрал к себе...
 

Клады республики Коми

КЛАДЫ В МУЗЕЯХ КОМИ
Выставка Легенды и клады. Коллекция монетных кладов  в собрании Национального музея Республики Коми\» откроется в Национальном музее 16 мая.

Как сообщили »Комиинформу» в музее, в его собрании хранится коллекция монетных кладов XVI – начала XX веков, которые отражают определенные этапы развития денежной системы России, а также показывают некоторые закономерности и особенности функционирования общероссийской системы на территории Коми республики.

Монетные клады как памятники нумизматики, отражающие историю социально-экономического развития Коми республики на протяжении нескольких столетий, вызывают большой интерес у широкого круга специалистов-исследователей — историков, краеведов, нумизматов и коллекционеров.

На выставке впервые будет представлена одна из интереснейших коллекций музея – коллекция 10 монетных кладов, обнаруженных на территории республики. Они были найдены в старых населенных пунктах региона, история которых связана с развитием торговли.  Клады передавались в дар музею на постоянное хранение.

Топография кладов охватывает разные районы: Прилузский, Княжпогостский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Усть-Куломский,  Усть-Цилемский район. Несколько кладов были обнаружены в Сыктывкаре.
  
КЛАД МИЛЛИОНЕРА
Клад миллионеров Рябушинских хранится в лесах Усть-Цилемского района Коми

 В Усть-Цилемском районе, на реке Умбе в 1921 году было зарыто золото известных российских миллионеров Рябушинских. Тайна клада уже много десятилетий притягивает в этот глухой угол авантюристов и искателей приключений, сообщает финно-угорский портал.

С 1921 года и до самой смерти сокровища охранял старовер из деревни Скитская Сидор Нилович Антонов. Он шестьдесят лет прожил в лесной избушке на реке Умба, неподалеку от того места, где до сих пор могут хранится бочки с золотыми монетами, которые привезли на север Рябушинские.

Геолог, начальник отдела воспроизведения минерально-сырьевых ресурсов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Вячеслав Лихачев — один из немногих сыктывкарцев, кто встречался с хранителем клада. Хотя он тогда и не знал ничего про золото, но колоритный старожил северного леса произвел на молодого геолога незабываемое впечатление. Встреча произошла в 1975 году. Вячеслав Лихачев работал в составе экспедиции по исследованию пижемского месторождения титана. На берегу Умбы геологи встретили колоритного бородатого старика — Сидора Антонова. В его лесной избушке горожан особенно поразило большое количество старинных церковных книг. Через несколько лет Вячеславу Лихачеву довелось снова посетить те места, но Сидора Антонова уже не было в живых, а на месте его избушки лишь чернела куча головешек.

Про клад до сих пор рассказывают истории в Усть-Цилемском районе. Вячеслав Лихачев считает, что золото так и хранится в лесах на Умбе. Здесь на берегу много небольших пещерок, леса глухие, поэтому найти сокровища Рябушинских практически невозможно.

* Рябуши́нские — династия российских предпринимателей. Основателями династии стали калужские крестьяне — старообрядцы братья Василий Михайлович и Павел Михайлович, открывшие в 1830 годах несколько текстильных фабрик. В 1867 году братьями был учрежден торговый дом \"П. и В. Братья Рябушинские\" (в 1887 году реорганизован в \"Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями\"). Семейное дело унаследовали сыновья Павла Михайловича: Павел Павлович, Владимир Павлович, Степан Павлович, Михаил Павлович, Николай Павлович и другие (всего в семье было 8 сыновей), в 1902 году основавшие \"Банкирский дом братьев Рябушинских\" (в 1912 году преобразованный в Московский банк). Братья входили в число лидеров партии \"прогрессистов\", издавали газету \"Утро России\". Известностью пользовалась художественные собрания братьев (особенно коллекция икон Степана Павловича). После революции все братья эмигрировали.

  
Мифология коми - Самооткрывающиеся клады
Деньги и золото как квинтэссенция денег неразрывно связаны с человеком, с его душой и судьбой. В отличие от "двойняшек", деньги не являются личным "предметом силы" - из-за частых переходов от владельца к владельцу они впитывают коллективные человеческие черты. Всякое золото, и в особенности золото древнего происхождения, является в определенном смысле одушевленным. Надежно и давно спрятанные клады могут неожиданно вступать в разговор с людьми, стремясь "выйти наружу" и снова вернуться в обращение среди людей. При этом они показываются людям в виде живых существ: необычного вида зайца, поросенка, или даже маленького незнакомого мальчика. Воплощенные клады вступают с людьми в диалог, просят "кинуть в них чем-нибудь". И если в такого мальчика бросить, например, рукавицу, он превратится в кучу золота.

Есть коми-пермяцкое предание о солдате, который остановился переночевать в заброшенном доме. Посреди ночи он был разбужен непонятным побрякиванием и светом неизвестного происхождения. Протерев глаза, солдат не обнаружил рядом с собой никого. 
Не успел он как следует удивиться, как из-под половых досок кто-то крикнул: "Выйду!!!".
Солдат не знал, как на это реагировать. Из подполья снова закричали: "Выйду!..", и солдат снова промолчал. Когда крикнули в третий раз, солдат собрался с духом и сказал: "Если охота - выходи".
Пол растворился, и из земли выскочил горшок. Стукнулся о стену и рассыпался золотом. Так деньги по собственной воле возвращаются к людям...
 


 Мифология коми - Левый глаз
При определенных обстоятельствах человек может научиться видеть левым глазом невидимых духов vorsa. Обычно это происходит благодаря встрече с ними у них "дома", когда человек сможет остаться незамеченным.
В нормальном состоянии человек не способен увидеть дом vorsa (или то место, где встречается несколько духов). Как правило, он попадает в него случайно, заблудившись "среди трех сосен". Место встречи духов может оказаться где угодно, даже в лифте. Оказавшись в таком месте, человек впадает в омраченное состояние сознания, и от него требуется немало воли и самоконтроля, чтобы остаться живым.
Одна женщина случайно оказалась в таком "доме", прогуливаясь по лесу. Она увидела дом, которого никак не должно быть на этом месте. Женщина вошла внутрь, чуть-чуть осмотрелась и услышала странный стук и треск - это приближались духи. Она сумела спрятаться и увидела двенадцать высоких черных фигур, которые вошли в "дом" как бы ниоткуда и некоторое время находились в нем. Потом духи ушли и оставили немного своей еды. Женщина, будучи голодной, попробовала ее, прежде чем вернуться домой, и превратилась в "видящую".

На следующий день она увидела в продуктовой лавке vorsa, который преспокойно воровал мясо и вино под носом у "обмороченного" продавца. Духи отлично умеют отводить глаза простым людям.

- У вас же мясо воруют! - сказала продавцу женщина, не сумев удержаться.

Vorsa сразу же подошел к ней и спросил, каким глазом она его видит. Женщина ответила, что левым. Дух тут же вытащил у нее левый глаз и исчез.
    
Легенда о чуди
Чудью у коми называют несуществующий народ, который жил на пермских землях в стародавние времена. Чудские люди были маленького роста, ни с кем не общались и не понимали ни русского языка, ни языка коми - так рассказывают старики. Считается, что природа чуди была двоякой: наполовину это были люди, наполовину - сверхъестественные существа, родственные духам.

Однако они не смогли защитить себя, когда в их края пришли чужие люди - переселенцы, осваивавшие новые перспективные земли. Терпеть издевательства "пришлых" не было никаких сил. И тогда чудь решила уйти. Они собрали весь свой скарб, забрали детей и с плачем покинули свои деревни, свою родину.

Куда они ушли? По одной версии, чудь вырыли в лесу глубокие норы, залезли под землю и обрушили подпорки, заживо себя похоронив. По другой, чудь-народ воспользовался своей двоякостью и переселился в параллельный мир ("мир-двойник"). Их присутствие хоть и нельзя увидеть обычным глазом, но игнорировать его невозможно. Поэтому среди коми распространен обычай "поминать чудь" в Семицкую субботу. На старые кладбища дети несут блины и оставляют там со словами: "Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку!.." 

Согласно некоторым легендам, чудские не смогли взять с собой все свои богатства, и по всей пермской земле спрятаны золотые чудские клады, которые ни при каких обстоятельствах не открываются современным людям. Все эти сокровища защищены так называемым "завещанием чуди". Если же знать заветные слова, клад сам выйдет навстречу.

Жить на Камской земле и не помнить, не знать о чуди означает обрекать себя на постоянные неудачи, вызывая раздражение спрятанных людей.
  
  


ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ О ЗОЛОТОЙ БАБЕ
В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет Мань-Пупу-Нер. Горой Малых Богов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси. И это название неслучайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая – льва, третья – умудренного старца с поднятой рукой.
 
Семь застывших великанов

Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп – это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями. Некогда семь великанов-самоедов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.

Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера – Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издает Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».

Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?
 
Великая Биармия

В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.

Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.

Русские летописцы нравы древней Перми описывали так: «Поклоняются идолам, жертвы им приносят... издалека приходят, подарки принося... или соболей, или куниц, или горностаев... или лисиц, или медведей, или рысь, или белку... золото, или серебро, или медь, или железо, или олово». Золотом северные земли богаты. Но как быть с алмазами? После недавнего обнаружения под Архангельском месторождения этих драгоценных камней сомнения отпали.

Но шло время и окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.

Сначала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя все чаще стали пробираться в когда-то заповедные леса северные. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

Откуда же появилось у манси такое странное божество? Оно так нехарактерно для обычаев этого народа, что, кажется, упало к ним прямо с неба. Большинство ученых считают, что Золотая баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой переводится на русский язык как «золотая женщина».

По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и «христианского» происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.
 
Охота на Золотую бабу

Завладеть Золотой бабой пытались давно.

В поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки Восточной Европы. Обычно они выступали при этом под видом купцов. Однажды викингам удалось напасть на след святилища биармов и ограбить его. В нем стояла деревянная копия Золотой Бабы. Подлинник остался для скандинавов недоступным. В XI веке Биармия была покорена русами. Русы в отличие от немцев чужих святилищ не разоряли. Их удовлетворяла обычная дань. Золотая Баба продолжала оставаться главной защитницей биармов. Чем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Это была личность выдающаяся по уму и образованности. Одновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Летописец бесстрастно сообщает: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваяные, издолбленные боги их. В конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях».

Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но кумир исчез. Только позднее выяснилось, что его унесли за Уральские горы. В середине XV века московске воеводы начали покорять Северное Зауралье. Самый выдающийся поход они совершили в 1499-1501 годах. Крупная по тем временам рать из 4 тысяч человек во главе с Семеном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимней порой через Приполярный Урал. Лыжники вышли в бассейн Северной Сосьвы и повоевали всю Югорскую землю. Они захватили 42 крепости и колонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков, кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.

Границы Московской Руси все дальше и дальше отодвигались на восток и юго-восток. Такой же путь был и у Золотой Бабы. Чем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Биармии мы ее находим. Позднее след кумира затерялся. Землепроходцы в XVII веке исколесили всю Сибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминается. В то самое время, когда иностранцы помещали Золотую Бабу на берегу Северного Ледовитого океана, ее знали значительно южнее.

В конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в Астрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою». В схватке был убит царский посол. Терпению Ивана Грозного пришел конец. Казаки, спасая головы, бежали в приуральские окраины государства. Их охотно приняли камские купцы и солепромышленники Строгановы. За Каменным поясом лежало Сибирское царство хана Кучума. Этот потомок Чингисхана то и дело разорял камские селения, уводил жителей в рабство. Прибывшим казакам была поставлена задача – отбить у Кучума охоту к нападениям.
 
Поход за Камень возглавил Ермак Тимофеевич Аленин. К его казацкому отряду из 540 воинов Максим Строганов добавил 300 своих ратников. Армия сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из Казани. Но ничто не спасло ее от разгрома. После нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде Сибирь. К северу от города они столкнулись с остяцкими идолами. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват Демьянских и Назымских городков. Городки эти лежали в низовьях Иртыша и близ его впадения в Обь. Защитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. Три дня казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Но тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами Кучума с Руси: «Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит».
 
Новость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. Чуваш вызвался похитить статую и проник в крепость. С нетерпением ждали его возвращения. Но лазутчик вернулся с пустыми руками. Крепкая охрана помешала исполнить задуманное. Когда городок захватили, идол исчез. Выйдя на Обь, Богдан и сотоварищи приблизились к священному для остяков Белогорью. Здесь было «мольбище великое богини древней». За несколько лет до покорения Сибири в Польше уже знали о том, что Золотая Баба – это женщина с ребенком на руках. Белогорский кумир выглядел так же: «нага, с сыном на стуле сидящая». Более поздние источники называют его Золотой Бабой.

Грозна была белогорская богиня. Вот что поведали о ней участники похода: «И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет. Имеет жрецов много и общину великую». Не убоялся Богдан потревожить священный покой, вошел в Белогорье. Тогда повелела владычица угров спрятать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. Вскоре по возвращении из похода казаки вместе с Брязгой попали в засаду и были истреблены.

Через год к Белогорью вышел хорошо вооруженный отряд Ивана Мансурова. В устье Иртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Большое остяцкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Назавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. Русские не стали дожидаться окончания молебна, после которого Золотая Баба должна была явить свою силу. Чтобы не искушать судьбу, ударили по собравшимся из пушек. Одно из ядер достигло цели. Из летописей узнаем: «Древо оно, под ним же стоял бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша».

Несмотря на заверения летописцев об уничтожении идола, сообщения о Золотой Бабе появлялись и позднее. В начале XVIII века за ней безуспешно гонялись Филофей и Григорий Новицкий, истреблявшие остатки язычества среди зауральских угров.

В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.

Плато Маньпупунёр (Мань-Пупу-нер)

 
Хозяйка Медной горы

Верховную богиню угров знали под разными именами: Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли и другие. Верховный бог Нуми-Торум был ей братом и мужем. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница.

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Фольклор уральских горнорабочих знает еще одно ее имя Золотая Баба. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок. Горняцкая Золотая Баба, как и белогорская богиня, не любила жадных и криводушных.

Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье и звали ее Малахитница. Но все это означает, что идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой.

Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.

Среди угорских древностей много изделий из меди. На Урале часто встречаются следы давних горных разработок и металлургического производства. Ими, например, было испещрено Гумешевское медное месторождение. Гумешки находятся близ истоков реки Чусовой. Первые рудокопы появились здесь 35 веков назад. Именно в районе Гумешек протекали главные события бажовских сказов.

Русские горняки связывали своих подземных покровителей с эпохой «старых людей», среди которых были те же угры. Поэтому в тождестве подземных властелинов сказов и угорских богов нет ничего удивительного.

О том, что мы на верном пути, говорит свидетельство Юлия Лета. Этот итальянский историк XV века знал о медных статуях угров, живших близ Ледовитого океана. Лет полагал, что угры были в составе варварской армии Алариха и захватили скульптуры при разграблении Рима. Русские сказы дали нам путеводную нить, которая ведет к еще одной хозяйке медных гор. Как это ни странно, но при этом мы попадаем в места, удаленные от Урала на тысячи километров.

У живущих на Лене якутов есть мифы – олонхо. В них говорится о многих богах. Но особым могуществом наделяется Дьэс Эмэгэт («медная баба»). Медная идолица была богиней племени адьяраев. Эпические якуты то враждовали с адьяраями, то вели с ними мирную торговлю.

Страна адьяраев лежала на берегу Ледовитого океана на крайних западных пределах известного якутам мира. Правили в ней Дьэс Эмэгэт и кузнец Кюэттэнни. Географические ориентиры и имя кузнеца ведут нас к кетам. Кеты славились редким на Севере кузнечным мастерством. Кузнецы в древности были одновременно и рудознатцами, и металлургами. Сейчас кетов осталось совсем немного. Живут они в низовьях Енисея. Раньше кетоязычные племена были известны на обширных пространствах.

Из всех групп якутов только одна обитает у берегов Северного Ледовитого океана. Это так называемые долганы, занимающие значительную часть Таймырского полуострова. В прошлом долганы и кеты соседствовали. Именно от долган сведения о племени медной идолицы попали к остальным якутам. Кеты говорят на языке, не похожем на угорский. Но до революции их прозывали остяками, как и угров. Следовательно, несмотря на языковые различия, в культуре и тех, и других было много общего.

Судя по названиям норильских рек и озер на их берегах жили как кеты, так и ханты. Якуты всех их звали адьяраями. Интерес кузнецов-адьяраев к этому району не случаен. Здесь сосредоточены богатейшие медно-никелевые месторождения, а рядом с ними – запасы необходимого для плавки руды угля. Причем кое-где руды и уголь выходят на поверхность.

Культ Золотой Бабы сопровождали музыкальные инструменты. Приуральский манси Самбиндалов так передавал местные предания: «Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал». Манси не читал исторических сочинений. Между тем задолго до него Александр Гваньини (1578 г.) писал: «Рассказывают даже, что в горах, по соседству с этим золотым истуканом, слышали какой-то звук и громкий рев, наподобие трубного».
 
Об этих же трубных звуках знал Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в Московии в начале XVI века. В якутских олонхо медная идолица выглядит так:

На спине крутясь,
Одержимо вертясь,
Вскрикивая,
Подпрыгивая,
Как сверчок, звенеть начала.

Исследователи олонхо отмечали, что в песнях идолицы явственно слышится колокольный звон. Они даже отождествляли ее с колоколом.

Путешественники начала XVII века видели в районе Норильска огни и чувствовали запах серы, обычно сопровождающий плавку сульфидных руд. При этом они слышали колокольный звон. Следовательно, в царстве медной идолицы действительно были колокола, и данные олонхо точны. На Урале Золотую Бабу сопровождала роговая музыка, а на Енисее – колокольные перезвоны и звук трещотки.

Кеты на Севере были пришельцами. Их прародина лежала в Южной Сибири. Но и угры переселились в Приобье и Восточную Европу из Южной Сибири. Некогда оба народа соседствовали, что и объясняет их общие черты. Главный очаг медного производства Южной Сибири лежал в Минусинской котловине. Отсюда должна была начать свой путь на Север Хозяйка Медной горы.
 
Египтянка

Рассказ Герберштейна о Золотой Бабе долго ставил ученых в тупик. Вот он: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».

Получается, что внутри неродившегося ребенка есть еще одно дитя. Столь маловероятная ситуация разъяснилась после находки в Приуралье бронзовой фигурки богини угров. Из тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выглядывает еще одно лицо. Перед нами мифологический образ.

Вроде бы тайны Золотой Бабы исчерпались. Древним металлургам не составляло особого труда изготовить медный идол. Фигурки Золотой Бабы местного производства, конечно же, существовали. Но сам знаменитый кумир был сделан совсем в другие времена, далеко от России.

Сохранилось несколько рисунков и словесных портретов Золотой Бабы. Она то стоит, держа в руке копье, то сидит в кресле с жезлом или ребенком на руках. Иногда наряду с младенцем подле кресла появляется дитя постарше. Богиня предстает то в одежде, то без нее.

 

Золотая Баба – верховное угорское божество. Но историки предполагают, что статуя первоначально изображала какую-то иную богиню. Мнения на этот счет существуют самые разные: Богородица, славянская Золотая Майя, Будда, Гуаньинь и т. д.

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это изображение зеленоглазого Осириса.

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» – бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида – богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно так же и уральская богиня – богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде. Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду знали как богиню музыки. Из-за этого таким звучащим был ее культ на Севере. В свое время богиня изобрела трещотку-систр, с которым ее часто изображали. Основанием систра обычно служила фигура кошки с человеческой головой.

Говорящие земляные кошки находились в свите Хозяйки Медной горы. В уральских сказах кошка Исиды предстает то в виде кошки Огненные Уши, оберегавшей храбрую Дуняшу, то домашней Муренки, уговорившей козлика Серебряное Копытце позабавить девчушку Даренку самоцветами.

В одном из сказов встречаем бегущих по заветной тропке мурашей. На ногах у них – золотые лапоточки. Лапоточки увеличивались в размерах по мере движения их хозяев. Перед нами отголоски египетского мифа о жуке-скарабее, катящем солнце по небу.

Исиду сами египтяне – звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть – «река Исиды». По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Земляную кошку знали в Сысерти, чье название произошло от систра. Некогда здесь было капище, в котором хранился музыкальный зверек богини.

Осирис, он же Золотой человек, в рассказах западноевропейцев выглядит как стоящее подле Золотой Бабы дитя. Следовательно, его золотой кумирчик был миниатюрным. Бажовские сказы знают еще один миниатюрный золотой персонаж – женский. Золотая богиня принимает в них облик Огневушки-Поскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки Синюшки. Эта владычица золотых жил обитала в воде, защищала девушек и чистых душою горняков.

Перед нами вновь Исида, но теперь уже золотая. Значит, имя Золотая Баба родилось не на пустом месте. Вначале так звали золотую статуэтку, а позднее – медную статую Исиды и все иные ее изображения.

О том, что Золотая Баба – Исида, знал Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских скульптур в Сибири.
 
Сибирские славяне

Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось ее по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало еще одно, и опять же славянское – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называлась Словутес, то есть «славянка». Ее иртышский супруг Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Кроме этого, страна почитателей русских богов называлась Сибирь. Название это средневековые авторы связывали со славянским словом «север». Но затем это правильное объяснение сочли невероятным и придумали иные.

Разгадка появления славянских имен содержится в известиях мусульманских писателей раннего средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян. Расшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале.

О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Морена – Исида.

Славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Тагарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из района верховий Енисея на восток и на север. Разделившийся народ поделил и святыни. Золотой Осирис и Медная Исида оказались на Таймыре, оттуда попали в Прикамье, затем – в Западную Сибирь. Золотую Исиду перенесли на Урал. Медный Осирис остался на месте.

Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.

Следы присутствия славян на сибирской земле ощущались очень долго. Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые'.

Прорвавшиеся за Каменный Пояс казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.
 
Наследие Матери богов

Путешественники XIX века отмечали, что в их время у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. Делали их очень просто. Кумир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. Одну такую Серебряную Бабу вроде бы приобрел финский ученый Карьялайнен и увез к себе на родину. Видимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Неужели правы летописцы, и пушечное ядро уничтожило Медную Исиду еще в XVI веке? Нет. Ядро ей вреда не причинило.

О сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. Из более ранних и достоверных известно, что ядро раскрошило одно лишь рядом стоящее дерево. Позднее этот рассказ был несколько приукрашен.

Медная Исида и Золотой Осирис после падения царства Кучума были перенесены в древнее капище близ современного Норильска. Где-то в таймырских горах Путорана они сокрыты и по сию пору. След Золотой Исиды теряется близ истоков Чусовой и Исети. Сказы указывают на Азов-гору у современного города Полевского. Медный Осирис так и не покинул Енисея. Когда-нибудь заступ археолога наткнется на скульптуры, изготовленные в Египте почти 30 веков назад.

 

Сидит Золотая Баба среди своей бесценной казны. За столетия дорогие соболя и заморские ткани превратились в прах. Но уцелело главное – память о Великой Славянке, давшей жизнь роду людей и богов. В своем обновленном облике Богородицы ласково глядит она на нас со стен православных храмов.
 
Инопланетный след

Не прошли мимо удивительной Золотой бабы, совершенно не похожей на остальных идолов, грубо вырубленных шаманами из дерева, и уфологи. Они знали, что удивительному идолу поклонялись, да и сейчас поклоняются, народы ханты и манси. Металлическая Золотая баба как будто упала с неба. А может быть, действительно упала?

Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.
 
Несколько историй от оленеводов манси неизвестных, С.Ермакову, подтверждают его гипотезу.

На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. Вот что рассказал о ней кинооператору М. За-платкину, снимавшему кинокартину о каменных идолах Мань-Пупу-Нера, проводник-манси Петр: «Давно-давно гора ходи нельзя было. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотой баба. Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал. Люди говори страшный голос».
 
Человек умирает от звука голоса. Возможно ли такое?

Немного севернее горы Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой также связаны легенды о страшном крике Золотой бабы – Койп. О ней я уже рассказывал в начале статьи. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище Золотой бабы. У подножия горы лежит совершенно круглое озеро. Такого больше нет на Северном Урале. На его берегу можно увидеть покрытые лишайниками глыбы, в которых при небольшом воображении можно угадать остатки святилища.

Перегоняющие летом стада оленеводы-манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, как будто вырубленной руками людей, гранитной глыбе.

Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой бабы, есть еще одно место, также, может быть, связанное со страшными криками. Только произошло это последнее событие уже в наше время. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Северного Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников похода, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. По мнению комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из причин, приведших к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

 

Станислав Ермаков сделал предположение, что Золотая баба-робот, брошенная инопланетянами, могла не только говорить, но и двигаться. Что же и когда сделало робот неподвижным? На этот вопрос может ответить один любопытный эпизод, содержащийся в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу Биармии. Все, у кого было золото и товар для мены, получили хороший барыш. По окончании торга с полным грузом дорогого пушного товара викинги спустились по Двине и, выйдя в открытое море, стали держать совет.

Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться и, если посчастливится, овладеть собранными там сокровищами. Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько могли унести. Сложили их в свое платье.

Добрались они и до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее биармийского бога висела драгоценная золотая цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой".

Отрубить голову литой статуи викинг, пожалуй, не смог бы. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем металла. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробиться к кораблям, побросав собранные около Золотой бабы сокровища.

Где же находится сейчас идол или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби,верховья Иртыша в районе. Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если считать, что на Отортене "кричала" Золотая баба. Охота за ней продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие - золото, третьи - кладезь инопланетной технологии.
 
  
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/26-o-kladah-v-rossii/1942-kart-kladov-respubliki-komi.html
http://obzor-novostei.ru/komi
 « Уральский следопыт», №12, 2006 г.
Статья А.Копылова
http://www.trp.su/interesting/41/74/

ВложениеРазмер
Клады республики Коми54.96 КБ
Клады республики Коми67.92 КБ
Клады республики Коми191.65 КБ
Клады республики Коми92.57 КБ
Клады республики Коми56.26 КБ

Комментарии

Отправить комментарий