Артезианский источник, Урочище Гнань

урочище Гнань

Гнанский источник, святой родник в честь Николая Чудотворца село Гнань

Курская область,  Железногорский район,  село Гнань

Гнанский источник освящен в честь Николая Чудотворца. Святой источник стал известен в 1621 г. В 1977 г. признан памятником природы. Расположен у дороги между слободой Михайловка и поселком Гнань. Почитаемый родник обустроен, планируется возведение купели. 

 

Координаты:

52°14′23″N

35°23′41″E

Освятили купель и источник в Гнани

Преосвященнейший Вениамин, епископ Железногорский и Льговский, в сослужении благочинного Железногорского церковного округа протоиерея Алексея Калашникова совершил чин освящения источника и купели в честь Святителя Николая Чудотворца  в  Гнани.

Свидетелями исторического события на исходе лета стали жители Железногорского района и многочисленные гости. Множество людей собралось в одном из известнейших мест Железногорья, на святом источнике —  месте явления иконы святого Николая Чудотворца. В 1977 году Гнанский артезианский источник был объявлен государственным памятником природы местного значения.

Сейчас он является местом многочисленного паломничества, сюда по традиции приезжают свадебные кортежи. Чудесная вода помогает людям, как и молитвы святому Николаю Чудотворцу. Заместитель главы Железногорского района Геннадий Николаевич Александров, известный исследованиями в области краеведения, указал, что это место — одно из древнейших населений   в Курской области.

— Выше находятся старинные курганы – могильники языческой эпохи, там же было языческое капище. По старинным легендам, считалось, что место это -нечистое. В то время Русь испытывала много невзгод от нападения половцев, печенегов и других кочевых племен. В 1620 году, по указу русского царя -первого из династии Романовых Михаила Федоровича Романова, Гнань была объявлена пограничной сторожей.

Наверху были установлены дозорные вышки, и родилось поселение Гнань. В это же время, когда стали здесь заселятся люди, в начале 17 века был построен в Гнани храм, освященный во имя Святого Николая Чудотворца. В последующие годы здесь под корнями дерева была обретена икона Святителя Николая. Её перенесли в Гнанский храм, и находилась она там несколько веков, вплоть до октября 1917 года. На месте обретения 400 лет назад была поставлена часовня, в ней хранился список с обретенной иконы и описание святого колодца, от которого проходил вниз деревянный желоб на расстоянии 30-ти метров.

Уже тогда люди понимали, что вода здесь целебная, а потом анализы показали, что это многойодистая вода, которая служила большим подспорьем для здоровья человека, в том числе — укрепляла плод у рожениц. Со всех краев приезжали сюда люди, особенно молодые беременные женщины. Когда в Михайловке был построен храм, сюда совершались крестные ходы.

Удивительно, но факт: со строительством храма и часовни прекратились и набеги кочевников. В 1645 году деревенские люди разбили многочисленного врага, а было это 19 декабря, в день, когда мы чествуем Николу Зимнего.

Гнанский храм и местная часовня прекратили свое существование во время Великой Отечественной войны. Но образ Николая Чудотворца цел до сих пор и находится  у одного из жителей поселка Ленинский. Икона стала семейной реликвией и принесла много добра этой семье. На иконе есть уже заросшая щель от попадания молнии. Таким образом икона отвела смерть от мальчика, который находился рядом во время страшной грозы.

— Есть уверенность, что люди здесь будут всегда. Хочу призвать относиться к святыне с почтением, не допустить здесь святотатства. Такое было в 1 903 году, когда михайловский крестьянин попытался ограбить ящики, в которые люди бросали пожертвования. Когда он открыл их, какая-то сила его оттолкнула и он не смог ничего взять. Здесь действительно есть чудодейственные силы, — подчеркнул Геннадий Александров.

Владыка Вениамин возглавил чин освящения вновь построенной купели, в каждом сердце благоговейно отозвались слова: «Славен Бог наш и ныне и присно и во веки веков…».

Правящий архиерей сердечно поздравил всех со свершившимся, подчеркнув, что воплотились его мечты, как и чаяния многих.

— Эту драгоценную воду набирают множество людей. Всегда утром, днем и вечером здесь кто-то да есть. Теперь можно и искупаться.

Владыка отметил, что без воды нет жизни. С ней мы готовим пищу, пьем, омываемся ею, но вода имеет и огромное значение в нашей духовной жизни. Освященной водой изгоняются духи нечистые, люди получают исцеление.

— Но помните, что по вере вашей да будет вам! Без веры ничего не бывает. Больше всего человек очищается покаянием. Каждый маленький грех пускает корни в нашу душу и никакой водой это не смыть. Вы должны причащаться, каяться и участвовать во всех Таинствах. Будет чистая душа, будет и полноценная радостная жизнь, не будет болезней, будет мирно и спокойно. Грех надо разрушать только под епитрахилью у священника во время покаяния.

Владыка Вениамин высказал пожелание, чтобы это место хранили и не загрязняли. Наказанием человеку, совершившему такое святотатство, как, например, воровство со святого места, будет не осуждение людей и тюрьма, а суд Божий. Также Его Преосвященство отметил, что святые места часто образуются в тех местах, где были капища. На Афоне были языческие поклонения, теперь великое святое место: «Это место, подобное Афону, только маленькое. Тоже здесь были капища, а ныне нашей православной богоугодной святыней здесь попирается то плохое, что было. На все есть промысел Божий, воля Божия. Будем молиться, поминать усопших, спасать и нашу душу. Молитесь и спасетесь», — призвал Владыка и выразил уверенность, что это место послужит людям до будущего века до Царства Божьего.

Глава Железногорского района Александр Дмитриевич Фролков поблагодарил Владыку за освящение источника и купели, назвал освященную купель красивейшей в Железногорском районе. Признался, что поставить здесь купель было у него в планах. Как только пришел работать главой района.

— Бог нам помог. Помог Михайловский ГОК, огромная благодарность главе Веретенинского сельсовета Елене Михайловне Косиновой за ее труды и упорство, Роману Сергеевичу Лимаренко, который строил эту купель и Плотниковой Нине Петровне, которая проектировала купель. Это благое дело для людей. Купель будет приносить пользу. Давайте чтить, следить, чтобы была чистота, и купель прослужит нашему народу и людям, которые приезжают сюда не один десяток лет.

Выступил также депутат представительного собрания муниципального образования Железногорский район Курской области Игорь Михайлович Шумаков:

— Свершилось то, что должно было свершиться. Не так  просто все происходило. Сопротивлялась природа в определенный момент, были и люди, выступавшие против. Природа уступила, перестала водой наполнять это место и отталкивать от себя строителей. Это место отдаст нам добром!

Начальник межмуниципального отделения МВД Сергей Петрович Маркин отметил, что через очищение души и тела мы приближаемся к Богу.

— Только через очищение и приближение к Богу мы становимся добрее, а общество чище и здоровее. Дай Бог, чтобы на всей планете проходили мероприятия, подобные тому, что мы сейчас проводим.

Говорили также индивидуальный предприниматель Роман Сергеевич Лимаренко, глава Веретенинского сельского совета Елена Михайловна Косинова. Каждый выразил радость от того, что святое место благоустроено, и благодарили Господа за помощь.

 

Установочные сведения

Текущий статус ООПТ:  Перспективный

Категория ООПТ:  памятник природы

Значение ООПТ:  Региональное

Местоположение ООПТ в структуре административно-территориального деления: 

Центральный федеральный округ›Курская область›Железногорский район

Площадь морской особо охраняемой акватории:  0,0 га

Обоснование создания ООПТ и ее значимость: 

Гнаньский источник Святителя Николая. Известен с 17 века, питьевая вода с отличными вкусовыми качествами. Является одним из достопримечательных мест Железногорского района.

 

Нормативная правовая основа функционирования ООПТ:

Постановление правительства Саратовской области от 25.09.2009 №475-П

О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года N 385-П 25.09.2009 475-П

Постановление администрации Курской области от 20.07.2012 №607-ПА

Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года 20.07.2012 607-ПА

Постановление администрации Курской области от 17.06.2015 №366-па

О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 20.07.2012 № 607-па "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года" 17.06.2015 366-па

 

Территориальная структура ООПТ

Кластерность: 

Количество участков: 1

 

Обеспечение охраны и функционирования ООПТ

Государственные органы и юридические лица, ответственные за обеспечение охраны и функционирование ООПТ: 

Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области

Областное казенное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями Курской области"

 

  

СЕЛО ГНАНЬ

Гнань — село в Железногорском районе Курской области. Входит в состав Веретенинского сельсовета.

Расположено в центральной части Железногорского района, в 10 км к югу от Железногорска на высоком правом берегу реки Свапы при впадении в неё ручья Гнанки. В селе есть пруд, расположенный на этом ручье. К северу от села находится урочище Гнанка, к юго-западу — урочище Криница. Высота населённого пункта над уровнем моря — 192 м[3]. Ближайшие населённые пункты — слобода Михайловка и деревня Остапово.

Этимология

По преданию, село получило название потому, что некогда на этом месте русские воины нагнали и разбили татарский отряд. Сохранились 5 курганов над могилами убитых.

В XIX веке Гнань упоминается также под вторым названием — Николаево, полученным от здешнего храма Николая Чудотворца.

 

История

Является одним из старейших селений на территории современной Курской области. За околицей села находятся курганы и остатки языческого капища. Документально Гнань упоминается с 1-й половины XVII века в составе Радогожского стана Комарицкой волости. В те времена Комарицкая волость находилась в приграничной полосе Русского государства и часто подвергалась нападениям крымских татар. В 1620 году по указу царя Михаила Фёдоровича в Гнани была организована пограничная сторожа. Тогда же здесь был построен первый деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. Село упоминается в «Книге Большому чертежу» 1627 года:

А ниже Желени, вёрст с 16, пала в Свапу против Гнани речка Усожа…

В 1628 году Гнань значится как село с острожком (крепостью). В середине XVII века жители Гнани упоминаются среди комарицких поставщиков хмеля. По переписи 1705 года в Гнани было 18 дворов (15 «жительских», 1 двор попов и 2 двора дьячков), проживало 64 человека (в том числе 19 недорослей, 8 человек на военной службе). В 1707 году в селе проживало 75 человек (в том числе 30 недорослей). Как и в других селениях Комарицкой волости, до начала XVIII века местные жители были дворцовыми крестьянами.

С 1711 года Гнань входит в состав вотчины молдавского князя Дмитрия Кантемира, дарованной ему Петром I. Таким образом, жители села на полтора века оказываются в крепостной зависимости. Во 2-й половине XVIII века Гнань принадлежала Трубецким и Репниным. Так, в 1763 году за Трубецкими здесь числилось 24 души мужского пола, за Репниными — 27[8]. В 1866 году в селе было 28 дворов, проживало 268 человек (127 мужского пола и 141 женского), действовал православный Николаевский храм[9]. В 1861—1923 годах село входило в состав Веретенинской волости Дмитровского уезда Орловской губернии.

В 1926 году в Гнани было 29 дворов, проживало 124 человека (56 мужского пола и 68 женского). В то время село входило в состав Веретенинского сельсовета Долбенкинской волости Дмитровского уезда. С 1928 года в составе Михайловского (ныне Железногорского) района. Во 2-й половине 1920-х годов в Гнани была организована женская пчеловодческая артель — «8 марта» (председатель М. И. Китина). 12 февраля 1929 года Гнань была передана из Веретенинского сельсовета в новообразованный Остаповский сельсовет. В 1937 году в Гнани было 36 дворов. Во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по февраль 1943 года, село находилось в зоне немецко-фашистской оккупации.

 

Храм Николая Чудотворца

Первый деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца, был построен в Гнани в 1620—1621 годах. Во время его строительства у источника рядом с селом была обретена икона Николая Чудотворца, которая была перенесена в гнанский храм. По данным 1705—1707 годов в этой церкви служил священник Сергей Евтифеев, у которого было 2 сына: Андреян, в солдатах, и Леонтий, 15 лет. Также в то время здесь служили 2 дьячка: Акиндин Евтифеев и Афанасий Федоров, у которого был сын Яков, 23-х лет, и братья Степан 12 лет и Карп 9 лет. На церковной земле в то время жил бобыль Мина Яковлев, а также бобыль Максим Минаев с сыновьями Василием и Елисеем. К 1707 году семья Максима Минаева переехала с земли Николаевского храма, в деревню Ратманово Рыльского уезда.

В 1802 году было построено новое, каменное здание Николаевского храма. Церковь располагалась на высоком левом берегу реки Гнанки, где в настоящее время находится база отдыха «Верхняя Гнань». Помимо Гнани, к приходу Николаевского храма были приписаны деревни Веретенино, Остапово, Солдаты и Толчёное. В начале XIX века в храме служил протоиерей Василий Егорович Амфитеатров — брат митрополита Киевского Филарета и литератора и педагога Семёна Егоровича Раича, отец богослова Егора Васильевича Амфитеатрова. Василий Егорович родился в селе Высокое Кромского уезда и был основателем гнанской ветви рода священнослужителей Амфитеатровых.

В 1865 году в церкви служили священники Николай Розанов и Фёдор Амфитеатров. Диаконом был Пётр Введенский, причетниками — Фёдор Колпенский, Павел Воскресенский, Фёдор Покровский и Василий Иовлев. В том же году церковному старосте Николаевского храма Сергею Доронину был выдан похвальный лист за «полезное и усердное служение церкви»[16]. В конце 1866 года Николай Розанов умер, на его место был назначен священник из села Гапоново Севского уезда Николай Никольский.

С конца XIX века и до 1919 года священником в Николаевском храме был Захарий Фёдорович Амфитеатров. Несмотря на небольшую численность населения в Гнани, стараниями отца Захария при Николаевском храме была открыта церковно-приходская школа, в которую также ходили учиться дети из соседних деревень. В 1898 году для детей из отдалённой деревни Толчёное Захарий Амфитеатров устроил в церковной сторожке ночлежный приют на 30 человек. Оставаясь в приюте 6 учебных дней, ученики приносили из дворов необходимые продукты и сами под присмотром сторожа готовили себе еду.

В марте 1919 году большевики утопили в Свапе около слободы Михайловки Захария Амфитеатрова и священника михайловского Никольского храма Якова Бакринева. Поводом для этого послужило заступничество священнослужителей за ограбленных красным продотрядом крестьян. Старший сын Захария Амфитеатрова, уроженец Гнани Николай Захарович (1887—1971) после революции эмигрироровал из России, умер в Кембридже, похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в штате Нью-Йорк, США. Младший сын, Фёдор (1898—1970) участвовал в Гражданской войне, воевал сначала на стороне белой армии, затем за красных. Чудом избежал репрессий, работал ветеринаром. Награжден орденом «Знак Почета», золотой медалью ВДНХ, знаком «Отличник социалистического сельского хозяйства», занесен в Почетную книгу ВДНХ. Умер от неудачной операции аппендицита.

В 1930-е годы в гнанском храме служила монахиня Татьяна Соболева, вскоре репрессированная по делу «группы освобождения церкви». После этого храм Николая Чудотворца был закрыт, а затем разрушен. В Государственном архиве Орловской области хранится единственная уцелевшая метрическая книга Николаевского храма — за 1883 год.

  

     

______________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Заповедные уголки соловьиного края. — Воронеж, 1978. С. 17.

 Дёжкин В. В. В мире заповедной природы. — М.: Сов. Россия, 1989. — 256 с.: ил. — С. 11-13.

Гусев А. А., Покаржевский А. Д. Проблема малых заповедных территорий. //Ж. «Природа», 1983, № 8, с. 53.

Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 400. — ISBN 5-89365-005-0.

 Малая Курская Энциклопедия (МКЭ).

Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 400. — ISBN 5-89365-005-0.

Курская область: Атлас / Отв. ред. атласа Н. Н. Чугунова. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство геодезии и картографии.. — Омск: Роскартография. ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2009. — 96 с. — (Регионы России). — 500 экз. — ISBN 978-5-9523-0255-6. (обл.)

Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 7. Донской район / под ред. Д. Д. Мордухай-Болтовского. — Л.: Гидрометеоиздат, 1964. — 267 с.

Голубев А. А. Край родной. Курск, 1999.

 

ВложениеРазмер
gnanskij-svyatoj-istochnik (1).jpg313.52 КБ
gnanskij-svyatoj-istochnik (2).jpg179.93 КБ
gnanskij-svyatoj-istochnik (3).jpg316.14 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru