Пепкинский курган

Наиболее интересным археологическим памятником этого региона достойного внимания туристов  является Пепкинский курган.
Пепкинский курган – это единственный в своем роде, уникальнейший памятник абашевской культурно-исторической общности (II тыс. до н.э). Абашевцы это древние скотоводы степной полосы, занимающие в эпоху бронзы обширные территории Подонья, Приуралья и Среднего Поволжья. На территории Марийского края они появились в результате резкой смены климата – наступления сильной засухи, результатом которой стало изменение ландшафта до лесостепного и степного.
 

 


В 1960 году недалеко от г.Козьмодемьянска у деревни Пепкино марийской археологической экспедицией под руководством профессора А.Халикова был исследован курган яйцевидной формы. Это оказалось коллективное захоронение 28 мужчин и женщин со следами насильственной смерти. Авторы раскопок объясняли случившее так: на местное население напало вражеское племя, которое перебило практически всех взрослых, а в качестве трофеев унесло часть черепов (некоторые скелеты обезглавлены). Однако местным жителям удалось отбить погибших и похоронить тела в братской могиле.
 
Заведующий сектором археологии МарНИИ им.Васильева В.Никитин  утверждает, что можно принять и эту версию, но все-таки встает ряд вопросов, которые эта гипотеза не объясняет: почему в коллективной могиле именно 28 скелетов, почему отдельно от всех 2 захоронения – мужчины и женщины, почему курган имеет яйцевидную форму, зачем вокруг кургана 9 столбов, почему у некоторых скелетов вместо головы сосуды и почему убитые положены двумя рядами в противоположные стороны. Нет ли здесь определенной системы, закодированного представления древних о миропонимании, смысле жизни и смерти, о месте во Вселенной, связи с Землей  и Небом.

 


 
А числовая мистика? 
9 столбов вокруг кургана, девятилепестковые подвески, 9 обезглавленных скелетов в верхнем и 3 в нижнем ряду коллективного захоронения? Случайны ли эти цифры? Не отголосок ли это какого-то стройного учения древности, известного нам лишь фрагментарно? Ведь в обрядовых и культовых праздниках многих народов фигурируют тайные, наделенные особым смыслом, числа.  К примеру, на празднике урожая некоторых народов брали от каждого злака по 9 горстей зерна, делили каждую на 3 части и 27 раз бросали в общую кучу.
Может и то, что скелетов 28, тоже имеет какой-то скрытый смысл. Ведь 28- усредненная продолжительность лунного месяца (27+29=56/2), кроме того, ровно через 28 лет в точности повторяется картина звездного неба. Не потому ли с погребенными положено определенное количество сосудов с календарной символикой? Они могли служить астрономическими приборами, которые ставились около плеч погребенного и уподоблялись не только Вселенной, но и голове человека. Сосуд ставился как бы вместилищем потустороннего разума, постигающего сущность мироздания.
 


Но кто же похоронен: убитые врагами или это ритуал, известный у многих народов на заре их цивилизаций? Может, это один из способов передачи в потусторонний мир?
Тайны, скрытые в Пепкинском кургане, свидетельствуют о том времени, когда у народов Индоевропы был общий язык и одно мировоззрение. 
Понятия и слова, связанные с космосом, светилами, богами, колдунами, частично зверями и деревьями, зачастую общие у всех народов.
  


ИНФОРМАЦИЯ О ПАМЯТНИКЕ АРХЕОЛОГИИ
Пепкинский курган – могильный курган чудес, расположенный у д. Пепкино Горномарийского района  РМЭ. Здесь  летом 1960 г. археологи открыли  курган высотой 143 см, овальной формы (16 х 12 м), вытянутый с северо-запада на юго-восток.  
Выявилась огромная могильная яма,  обложенная досками, а сверху перекрытая накатом из деревянных плах. На перекрытии были  вещи типичные для населения абашевской культуры эпохи бронзы. В засыпи вместе с землей встречались угольки, обломки костей животных (корова, кабан, медведь) и мелкие человеческие кости, а между ними круглое темное гуммированное пятно диаметром 1 м.  Возможно, здесь был столб-идол. 
Все это вместе с большой ямой ограждалось девятью вертикально поставленными по краям кургана столбами. Центральная яма глубиной 60—70 см содержала останки 27 мужских костяков, положенных на подстилку из бересты.  У 11 костяков черепа вообще отсутствовали, а у 7 костяков черепа отрублены и  были  положены около верхней половины костяка. Почти на каждом костяке имелись следы смертельной травмы. Удары всем нанесены по вискам, темени, затылку. 
В районе грудной клетки в тринадцати костяках торчали однотипные наконечники стрел. Костяки лежали на спине с подогнутыми и приподнятыми в коленях ногами.  Погребение было совершено одновременно. Антропологи пришли к заключению, что все они были мужчинами, не достигшими тридцатилетнего возраста. 
Самому младшему было около 18 лет, большинству - 20-25 лет, многие из них состояли в тесном кровном родстве.  Кто же здесь похоронен две тысячи лет назад до нашей эры? Мужчины попали в засаду и перебиты на ночлеге? Врагам первоначально удалось одержать победу, и они почти у всех убитых унесли головы. Но торжество победителей было недолгим - подоспевшие соплеменники убитых сумели отбить тела погибших? Имеет место посмертное вскрытие черепной коробки для получения  костного  амулета  для последующего использования в ритуальных целях? 
Может быть, бытовал культ головы у соплеменников погибших, либо у их врагов, ставших причиной их смерти? Это могли быть члены одного «мужского дома»? В известных случаях   юноши с наступлением половой зрелости и до вступления в брак жили коммунами в больших, специально построенных «домах холостых».
 
 
ПОЗДНИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
В начале II тыс. до н.э. завершается распад Циркумпонтийской металлургической провинции. Вся прежняя система культурно-производственных связей в Северной Евразии перестраивается. Границы новых этнокультурных образований и производственных систем приобретают в позднем бронзовом веке совершенно иные очертания. С пространствами бывшего северного блока Циркумпонтийской провинции (Балкано-Карпатский регион, Восточная Европа и Кавказ) связаны три металлургические провинции: Евразийская, Европейская и Кавказская. Очаги металлургии и металлообработки юга Восточной и отчасти Западной Сибири вошли в систему Центрально-Азиатской провинции, а южных районов Средней Азии — в систему Ирано-Афганской. Эти процессы сопровождались исчезновением старых культур, активными миграциями крупных групп населения, формированием новых культур и общностей, что коренным образом изменило весь ход этнокультурной истории в северной зоне Евразии.

Формирование и развитие культур позднего бронзового века в значительной степени были связаны с ландшафтно-климатическими изменениями. Ранняя и финальная фазы развития этих культур происходят на фоне особенно резкой аридизации климата.
 
В позднем бронзовом веке происходит значительное расширение зоны культур с производящими формами хозяйства, особенно в северном, северо-восточном и восточном направлениях. Мир металлоносных культур достигает Европейского Севера и охватывает гигантские пространства Северной и Центральной Азии. Во всей этой зоне быстро и повсеместно распространяется технология изготовления оловянных бронз как ведущего типа сплавов на медной основе и тонкостенного литья орудий труда и оружия. Здесь были открыты сотни новых месторождений медной и оловянной руды. В Донецком кряже, на Кавказе и Урале, в Казахстане и Средней Азии, Саяно-Алтае, Прибайкалье и Забайкалье существенно выросли масштабы горных работ и производство меди и бронз. В знаменитых Каргалинских рудниках в Южном Приуралье и на меднорудных месторождениях Джезказ¬ган и Кенказган в Казахстане за 3-4 столетия было добыто несколько миллионов тонн руды, из которой выплавлено огромное количество меди. Торговля и обмен металлом, как и в предшествующие эпохи, являлись важнейшим фактором развития культур позднебронзового времени.
Границы металлургических провиций позднего бронзового века (границы Евразийской провинции приведены на период второй её фазы.
Границы металлургических провиций позднего бронзового века (границы Евразийской провинции приведены на период второй её фазы.
 


В эту эпоху на большей части евразийской степи и лесостепи — от Днепра и Северского Донца на западе вплоть до Минусинской котловины на востоке — сформировался скотоводческий хозяйственно-культурный тип производящей экономики. Основой жизнеобеспечения культур этой зоны являлось, прежде всего, пастушеское скотоводство, но отнюдь не земледелие, как это считалось ранее. Бескрайние и богатые травостои степи и лесостепи позволяли выпасать огромное количество крупного и мелкого рогатого скота и лошадей, а также создавать достаточный запас кормов на зиму.
Отгонное и полукочевое скотоводство практиковалось в основном в горных и полупустынных районах Кавказа, Казахстана, Средней и Центральной Азии. Земледелие, причем в ограниченных масштабах, появляется в этой части Евразии только в финале бронзового века. Культуры Северного Причерноморья, Кавказа и юга Средней Азии унаследовали земледельческо-скотоводческий хозяйственно-культурный тип, сформировавшийся здесь еще на заре эпохи раннего металла. Северная лесостепь и юг лесной зоны входят в ареал многоотраслевой экономики с динамичным сочетанием производящих и присваивающих занятий. Последние остаются основой жизнеобеспечения населения глубинных лесных и таежных районов Восточной Европы и Сибири, различаясь лишь подвижным или оседлым образом жизни обществ охотников и рыболовов.
 
Поздний бронзовый век — время активных этно- и культурогенетических процессов в Северной Евразии. Многие археологи и лингвисты считают, что именно в степной и лесостепной зоне Восточной Европы происходит дальнейшее разделение индоевропейской языковой семьи — выделение индоиранской группы, отождествляемой в современной науке с населением срубной и андроновской общностей. В Западной и Центральной Европе формируется другой блок культур (так называемые культуры полей погребений или культуры полей погребальных урн), с которым связаны истоки германо-балто-славянского праязыкового единства. В лесной полосе Восточной Европы и Западной Сибири концентрировался массив прафинно-угорских народов. Пограничье леса и лесостепи являлось естественным рубежом, разделявшим и соединявшим культуры древних финно-угров и индоиранцев. Прародина народов алтайской языковой семьи находилась в Южной Сибири, в районах Саяно-Алтая. Остаются дискуссионными этапы истории северокавказской языковой семьи, прародина которой локализуется лингвистами в Переднеазиатском регионе.
 
В этнической истории Старого Света колоссальная роль принадлежит степной и лесостепной зонам Восточной Европы, являвшимся прародиной народов индоиранской языковой группы. Именно с носителями последней правомерно отождествлять термин «арии, арийцы», служивший самоназванием определенной индоиранской группы индоевропейских племен, затем разделившихся на индоарийскую и индоиранскую ветви. Многие ученые связывают гибель древнеиндийских цивилизаций Мохенджодаро и Хараппы с нашествием северных степных народов. Переселение и инфильтрация носителей индоарийских и индоиранских диалектов были длительным
процессом, не сопровождавшимся сменой аборигенного населения на территории Средней Азии, Афганистана, Индостана и Ирана. При этом пришлые племена усваивали образ жизни и культуру местных народов. Тем не менее пути миграции археологически фиксируются в материальной культуре аборигенного населения. Это прежде всего появление лепной керамики, металлических изделий, погребальных комплексов, новых сюжетов и образов в наскальной живописи, характерных для северных степных народов, а также распространение колесного транспорта и культа коня.
 
Отголоски активных миграционных процессов на территории Евразии в начале позднего бронзового века зафиксированы в хеттских документах, ведийских текстах, иранской Авесте. Они донесли до нас первые письменные сведения о древнейших индоариях и индоиранцах, которые наряду с лингвистическими данными привлекаются для реконструкции лексики, связанной с материальной и духовной культурой племен эпохи поздней бронзы. Согласно исследованиям, эти племена занимались скотоводством и земледелием; особое значение придавалось коневодству; в военном деле использовались колесницы. У них были развитая металлургия и другие ремесла, сложная социально-иерархическая структура общества, употреблялось понятие «царь». Титул правителя обозначал буквально «управляющий когтями». По отношению к привилегированной военной знати использовался термин «стоящий на колеснице». Выделилось сословие жрецов, которое осуществляло регулирование системы правовых и нравственно-этических норм через сложные обряды и ритуалы.
 
Среди первого блока культур и производящих центров начала позднего бронзового века ведущая роль принадлежала абашевской культурно-исторической общности. Название происходит от села Абашево в Чувашии, близ которого впервые были изучены курганы этого типа. Ареал — преимущественно лесостепные пространства Восточной Европы от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола — на востоке, на юге — с выходом в степь до излучины Волги и Дона; отдельные могильники известны в лесной зоне. В общности выделяются доно-волжская, средневолжская и уральская культуры.
 
Памятники абашевской общности датируются первой третью II тыс. до н.э. В ее развитии намечаются ранний и поздний периоды. Однако в центре Русской равнины выделяется, кроме того, пласт протоабашевских древностей, относящийся к среднебронзовой эпохе. Его формирование происходило во взаимодействии южных культур ямно-катакомбного круга и северных — области боевых топоров и шнуровой керамики. В начале II тыс. до н.э. абашевцы расселяются на восток (Южный Урал) и северо-восток (Среднее Поволжье). Поздний период характеризуется активными контактами с населением раннесрубной (покровской) и синташтинской культур. Памятники представлены поселениями, могильниками, рудными выработками (Таш-Казган и Никольское), кладами металлических изделий (Верхне-Кизильский, Красноярский, Долгая Грива).

Абашевцы селились обычно по берегам рек, на возвышенных мысах, на дюнах, редко — на вершинах скальных выступов (Урал). Поселения с мощным культурным слоем и остатками наземных, слабо углубленных, реже земляночных и полуземляночных построек, иногда окруженные рвами, выявлены в бассейне Дона и на Южном Урале. Постройки сооружались с применением каркасной (столбовой) конструкции; крыша — двускатная или четырехскатная; внутри — очаг или несколько очагов открытого типа, хозяйственные и жертвенные ямы, иногда колодец.
 
Погребения — от одного до нескольких — совершались под круглыми или овальными насыпями. В Подонье и в Самарском Поволжье известны захоронения в более ранние курганы, а также грунтовые могильники. На Средней Волге и Оке курганы иногда окружались кольцевыми ровиками и столбовыми оградами, в Южном Приуралье сооружались каменные ограды. Могильники в основном небольшие; крупные — до 50 (Пеленгерский 1) и даже 100 (Подклетненский) курганов — являются исключением. Погребения совершались в ямах прямоугольной или овальной формы, реже в камерах с деревянной или каменной облицовкой стен и иногда с перекрытием из бревен, плах или плит камня. Погребенные — одиночные, реже парами, рядами и коллективные — укладывались на спину с подогнутыми огами, иногда на левый бок, в слабо скорченном положении. Известны случаи расчлененных и частичных костяков, а также кенотафы. Погребенные сопровождались керамикой, медными и серебряными украшениями, иногда ножами и шильями, изделиями из камня и кости.
 
Среди абашевских памятников выделяется одиночный Пепкинский курган в Поволжье (Марий Эл). Под невысокой овальной насыпью вскрыто три погребения. Одно из них поразило исследователей своими размерами и картиной, представшей после расчистки. На дне траншеи (10,2 х 1,6 х 0,65-0,7 м) с деревянным перекрытием и берестяным покрытием дна покоились останки 27 костяков и два отдельно положенных черепа. Все принадлежали мужчинам, погибшим насильственной смертью и погребенным в братской могиле. Почти на каждом костяке обнаружены следы тяжелых травм и смертельных ран — рубленые и стреляные повреждения, нанесенные медным топором и кремневыми наконечниками стрел. На некоторых черепах сохранились следы надрезов, оставленных, как предполагают антропологи, при снятии скальпов. Один из костяков (кузнец-литейщик) сопровождался уникальным набором инструментов (глиняная литейная форма для отливки топоров, тигли, каменные наковальня, молот, молотки и абразивы).
 

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
https://www.maavald.ee/
http://www.12rus.ru/
Халиков А.Х., Лебединская Г.В., Герасимова М.М. Пепкинский курган: (). Йошкар-Ола, 1966

  

ВложениеРазмер
Pepkinskyi (1).jpeg750.79 КБ
Pepkinskyi (1).jpg161.69 КБ
Pepkinskyi (2).jpeg582.99 КБ
Pepkinskyi (3).jpeg622.08 КБ
Pepkinskyi (5).jpeg401.48 КБ
Pepkinskyi (7).jpeg979.15 КБ
аватар: Кэп

Лоцману!!!

посмотри какая большая ширина текста в этой статье!

Текст не влазит в монитор компьютера - 

читать неудобно!

и фотки от этого плывут по тексту - 

их гоняет вправо!

сделай что нибудь с этим!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru