Музей марийской этнографии

Музей марийской этнографии

Уже почти 3 года собирается материал и экспонаты для музея марийской этнографии на Илети.
Занимается этим интересным делом Инесса Куляжева!
Дело в том, что Инесса (автор многих статей на нашем сайте про марийскую тематику!) давно мечтает объединить все свои предметы старины для организации этнографического музея на ст. Илеть. Музей пока в начальной стадии, расположен в доме в пос. Илеть (что около легендарного Красногорского), но по своим экспонатам очень интересен, а для частного музея – это очень много!
Может,  на эту статью обратят внимания власти Марий Эл, и как-то помогут с помещением на станции Илеть для создания музея, хотелось бы, чтобы это произошло!

МАРИЙСКАЯ ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ - ТУТ!

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ НАРОДА МАРИ - ТУТ!

 

Увы, дело пока не сдвигается с места!
 (в статье сохранены пояснения Инессы по собранному материалу, чтобы читателю было понятно, с каким трудом это было собрано!)

11.  Инесса Райд - 
Вот так примерно пока выглядят вещи из моего музея. Безусловно здесь не вся коллекция, кое что на реставрации, кое что в другом помещении, кое что я просто не хочу пока обнародовать, но то, что здесь кратенько могу показать и рассказать.
Уже заметили колесо от телеги, на переднем плане высокая и цилиндрическая - это маслобойка. На заднем плане черное пальто из войлока и старинное зеркала, а также бросаются в глаза в верхней части фотографии разнообразные лопаты для выпечки хлеба.

Музей марийской этнографии

 

12. Здесь на переднем плане старая печатная машинка, платье совсем старое в плохом состоянии, счеты, в центре картонная коробка со старинными стеклянными бутылями ( дальше вы увидите), деревянная воронка внизу в центре, бочонок деревянный для брожения пива, а на бочонке металлические крючья и чесалка для лошадей.

Музей марийской этнографии

 

13. Вот она во всей красе- СОХА, а точнее самая главная деталь сохи с кованными наконечниками, та которая вгрызается в землю и пашет её. На подиуме вы видите утеса из бересты их у меня несколько штук разных размеров, в центре маленькое деревянное ведерко- это самая первая вещь с которой, собственно, и начался мой маленький частный музей. Справа на подиуме стоят большие цилиндрические емкости ручной обработки, выдолбленные из стволов деревьев заготовки под кадки для соления грибов и помидор, возможно для мучения яблок, в них воткнуты и лопаты печные, ухваты, мотыги, прялки, короче чего там только нет.
часть сохи - та что рогатообразная - называется рассоха, это по-русски, кованные же наконечники - сошники, в далеком детстве даже на деревенских огородах использовали, с помощью оглобли - прикрепляли к лошади.

Музей марийской этнографии

 

14. Справа стоит корзина с веретенами, колодками под лапти, и челноками для прядильных станков. Вообще надо сказать у меня очень много разнообразных деталей прядильного станка, но вот целый станок -  это пока мечта.

Музей марийской этнографии

 

15. Сверху вниз - колодка для лаптей, затем инструмент которым плетут лапти, затем наш недоплетенный лапоть. Кстати, я так и нашла его лежащим на столе в сарае, а над ним в балку был воткнут этот странный инструмент, будто люди работали, затем вышли на минуту и больше никогда не вернулись.  Я не смогла его оставить там валяться. теперь они все у меня отреставрированные в моем музее. Блестящие , гладкие, приятные на ощупь, и держа в руках эти вещи, которые в последний раз были в руках человека много лет назад, я будто попадая на одну волну с ним...  Эй....где ты там в глубине веков, о чем думал, когда плел эти лапти, какие песни пел..., и почему не закончил работу...? Что заставило тебя бросить все и уйти...?
по-русски кочедык - инструмент для плетения
также инструмент называли коточик, он назывался у марийцев – с:узло.

Музей марийской этнографии

 

16. Берестяные кузовки - "курш".

Музей марийской этнографии

17. Вот на пивном бочонке чесалка для лошадей в центре, и крючья.

Музей марийской этнографии

18.  швейная машинка

Музей марийской этнографии

19. Слева полка для посуды которые были во всех крестьянских домах с древних времен, рядом корыто для просеивание муки, обратите внимание покопанное крысами и мышами, выедали остатки муки.
Корыто для просеивания муки - тагына.

Музей марийской этнографии

20. Ведёрко на марийском языке может звучать как "ленеж".

Музей марийской этнографии

21. Колокольчик в центре рядом с сохой, колотушки, старинные фотографии, валялись в брошенном доме, стало жалко я и забрала.
Коромысла. Кстати очень интересно взять коромысло в руки, сразу становится понятно, что марийские женщины были довольно мелкие и маленькие. Лично для меня коромысло мелковато, хотя я и не высокая.
Когда- то этой сохой пахали землю.

Музей марийской этнографии

22. Обратите внимание на круглый предмет из дерева справа висит - это дранка, форма для выпечки хлеба. Очень интересная штучка. Редкая.

Музей марийской этнографии

23. Дранка из дерева, форма для хлеба, слева обратите внимание колотушки для того, чтобы гладить ( отбивать) одежду из льна. Деревянное корыто,  колодки, колотушки.

Музей марийской этнографии

24. Челнок для прядильного станка.

Музей марийской этнографии

25. Зеркало восстановили и покрасили под старину. Этой рамке для зеркала лет 60, поэтому оно не особенно ценное, потому и разрешила покрасить.

Музей марийской этнографии

26. Роскошный сундук, видели бы вы в каким он был! И вот... 
Любо дорого посмотреть. Ну и прялка конечно.
Наслаждайтесь, а как приятно трогать дерево! Я влюблена в этот сундук!

Музей марийской этнографии

27. Воскресение Христово!  Кугу Кече - по-марийски Великий день!

Музей марийской этнографии

28. Возраст балалайки не определен, где то начало прошлого века.

Музей марийской этнографии

29. Вот как восстанавливаются такие сундуки. Сначала старый и грязный сундук фотографируется со всех сторон, затем с него снимается все железо и чиститься, затем сам сундук отшкуривается чиститься, прописывается специальным средством,краситься состаривающей краской в тот же цвет, что и был, затем заковывается в железо и только потом на нем восстанавливаются все те же рисунки, что и были нарисованы до реставрации. 
В результате мы получаем то же что и было, только в обновленном варианте. Ну разве он не прекрасен???!!! Прялка рядом в рабочем состоянии и полностью восстановлена.

Музей марийской этнографии

30. А вот и содержимое таинственного сундука....сразу видим совок для сыпучих продуктов, стиральная палка, справа челнок для станка, слева сито.

Музей марийской этнографии

 

31. Видали плетеную дамскую сумочку 100-летней давности???  И лапти!

Музей марийской этнографии

 

32. Колодки для лаптей.

Музей марийской этнографии

 

МАРИЙСКИЕ ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ В МУЗЕЕ

8 – головной убор - ош пу                                                                                Марийская женская одежда и украшения

 

                                           украшения марийской женщины                                         Марийская женская одежда и украшения

 

10 – нагрудное украшение  (увы, часть монет срезана и продана)                                      Марийская женская одежда и украшения

 

11 - На серебряном браслете необычные узоры выгравированы, а монеты стерлись так, что к сожалению год определить невозможно обычным способом.                                                           Марийская женская одежда и украшения

12 - Обратите внимание везде вставлены или вшиты зеркальца, кто не знает довожу до сведения- зеркала отражают негативную энергию, а значит защищают от сглаза, порчи и проклятия. Талисман и оберег.  Марийская женская одежда и украшения

 

13 - Монеты самых разных годов выпуска, но все до 1900 в основном 1813-50 годов.                              Марийская женская одежда и украшения

 

15 - ОШ ПУ - очень тяжелое украшение. Невообразимо волнующие чувства испытываешь, когда берешь его в руки и рассматриваешь...

Марийская женская одежда и украшения

 

16 - Обратите внимание, в центре " серьги" находится зеркальце, а вокруг сцеплены мелкие монеты, внизу дополнительно прицелен треугольник из проволоки и к нему прикреплены монеты покрупнее. Самая старая монета из тех что я смогла просмотреть - 1813 года, есть монеты очень старые, сильно стертые так, что визуально рассмотреть год невозможно.

Марийская женская одежда и украшения

 

17 - Здесь я сделала акцент на серьги, вернее это не совсем серьги, так как они не в уши одеваются, а цепляются к основному головному убору на уровне ушей. В общем далее увидите как это происходит.

Марийская женская одежда и украшения

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Фото и пояснения - Инесса Куляжева.

МУЗЕЙ НА ИЛЕТИ.

 

Комментарии

аватар: Кэп

Н.В. Морохин. Гусиная дорога

В книгу "Гусиная дорога" Николая Морохина вошёл его роман-эссе "Века Атлантиды" (в сокращениях) и заметки, связанные с судьбой природно-культовых памятников.

Роман-эссе - это насыщенное малоизвестными фактами размышление о древней культуре отношения с 
природой, сложившейся у финно-угорских народов Поволжья, об их культовых памятниках.

Автор изучал фольклор, мифологические представления о мире марийцев и мордвы на протяжении долгих лет, и роман-эссе ведёт читателя за исследователем, открывает то, что 
составляло тайные знания народов, рассказывает, как они оберегали окружающую их природу.

В издание включены рекомендации, адресованные тем, кто изучает этнические природно-культовые памятники и берёт их на государственную охрану, а также список таких памятников в Нижегородской области.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru