Музей марийской этнографии

Музей марийской этнографии

Уже почти 3 года собирается материал и экспонаты для музея марийской этнографии на Илети.
Занимается этим интересным делом Инесса Куляжева!
Дело в том, что Инесса (автор многих статей на нашем сайте про марийскую тематику!) давно мечтает объединить все свои предметы старины для организации этнографического музея на ст. Илеть. Музей пока в начальной стадии, расположен в доме в пос. Илеть (что около легендарного Красногорского), но по своим экспонатам очень интересен, а для частного музея – это очень много!
Может,  на эту статью обратят внимания власти Марий Эл, и как-то помогут с помещением на станции Илеть для создания музея, хотелось бы, чтобы это произошло!

МАРИЙСКАЯ ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ - ТУТ!

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ НАРОДА МАРИ - ТУТ!

 

Увы, дело пока не сдвигается с места!
 (в статье сохранены пояснения Инессы по собранному материалу, чтобы читателю было понятно, с каким трудом это было собрано!)

11.  Инесса Райд - 
Вот так примерно пока выглядят вещи из моего музея. Безусловно здесь не вся коллекция, кое что на реставрации, кое что в другом помещении, кое что я просто не хочу пока обнародовать, но то, что здесь кратенько могу показать и рассказать.
Уже заметили колесо от телеги, на переднем плане высокая и цилиндрическая - это маслобойка. На заднем плане черное пальто из войлока и старинное зеркала, а также бросаются в глаза в верхней части фотографии разнообразные лопаты для выпечки хлеба.

Музей марийской этнографии

 

12. Здесь на переднем плане старая печатная машинка, платье совсем старое в плохом состоянии, счеты, в центре картонная коробка со старинными стеклянными бутылями ( дальше вы увидите), деревянная воронка внизу в центре, бочонок деревянный для брожения пива, а на бочонке металлические крючья и чесалка для лошадей.

Музей марийской этнографии

 

13. Вот она во всей красе- СОХА, а точнее самая главная деталь сохи с кованными наконечниками, та которая вгрызается в землю и пашет её. На подиуме вы видите утеса из бересты их у меня несколько штук разных размеров, в центре маленькое деревянное ведерко- это самая первая вещь с которой, собственно, и начался мой маленький частный музей. Справа на подиуме стоят большие цилиндрические емкости ручной обработки, выдолбленные из стволов деревьев заготовки под кадки для соления грибов и помидор, возможно для мучения яблок, в них воткнуты и лопаты печные, ухваты, мотыги, прялки, короче чего там только нет.
часть сохи - та что рогатообразная - называется рассоха, это по-русски, кованные же наконечники - сошники, в далеком детстве даже на деревенских огородах использовали, с помощью оглобли - прикрепляли к лошади.

Музей марийской этнографии

 

14. Справа стоит корзина с веретенами, колодками под лапти, и челноками для прядильных станков. Вообще надо сказать у меня очень много разнообразных деталей прядильного станка, но вот целый станок -  это пока мечта.

Музей марийской этнографии

 

15. Сверху вниз - колодка для лаптей, затем инструмент которым плетут лапти, затем наш недоплетенный лапоть. Кстати, я так и нашла его лежащим на столе в сарае, а над ним в балку был воткнут этот странный инструмент, будто люди работали, затем вышли на минуту и больше никогда не вернулись.  Я не смогла его оставить там валяться. теперь они все у меня отреставрированные в моем музее. Блестящие , гладкие, приятные на ощупь, и держа в руках эти вещи, которые в последний раз были в руках человека много лет назад, я будто попадая на одну волну с ним...  Эй....где ты там в глубине веков, о чем думал, когда плел эти лапти, какие песни пел..., и почему не закончил работу...? Что заставило тебя бросить все и уйти...?
по-русски кочедык - инструмент для плетения
также инструмент называли коточик, он назывался у марийцев – с:узло.

Музей марийской этнографии

 

16. Берестяные кузовки - "курш".

Музей марийской этнографии

17. Вот на пивном бочонке чесалка для лошадей в центре, и крючья.

Музей марийской этнографии

18.  швейная машинка

Музей марийской этнографии

19. Слева полка для посуды которые были во всех крестьянских домах с древних времен, рядом корыто для просеивание муки, обратите внимание покопанное крысами и мышами, выедали остатки муки.
Корыто для просеивания муки - тагына.

Музей марийской этнографии

20. Ведёрко на марийском языке может звучать как "ленеж".

Музей марийской этнографии

21. Колокольчик в центре рядом с сохой, колотушки, старинные фотографии, валялись в брошенном доме, стало жалко я и забрала.
Коромысла. Кстати очень интересно взять коромысло в руки, сразу становится понятно, что марийские женщины были довольно мелкие и маленькие. Лично для меня коромысло мелковато, хотя я и не высокая.
Когда- то этой сохой пахали землю.

Музей марийской этнографии

22. Обратите внимание на круглый предмет из дерева справа висит - это дранка, форма для выпечки хлеба. Очень интересная штучка. Редкая.

Музей марийской этнографии

23. Дранка из дерева, форма для хлеба, слева обратите внимание колотушки для того, чтобы гладить ( отбивать) одежду из льна. Деревянное корыто,  колодки, колотушки.

Музей марийской этнографии

24. Челнок для прядильного станка.

Музей марийской этнографии

25. Зеркало восстановили и покрасили под старину. Этой рамке для зеркала лет 60, поэтому оно не особенно ценное, потому и разрешила покрасить.

Музей марийской этнографии

26. Роскошный сундук, видели бы вы в каким он был! И вот... 
Любо дорого посмотреть. Ну и прялка конечно.
Наслаждайтесь, а как приятно трогать дерево! Я влюблена в этот сундук!

Музей марийской этнографии

27. Воскресение Христово!  Кугу Кече - по-марийски Великий день!

Музей марийской этнографии

28. Возраст балалайки не определен, где то начало прошлого века.

Музей марийской этнографии

29. Вот как восстанавливаются такие сундуки. Сначала старый и грязный сундук фотографируется со всех сторон, затем с него снимается все железо и чиститься, затем сам сундук отшкуривается чиститься, прописывается специальным средством,краситься состаривающей краской в тот же цвет, что и был, затем заковывается в железо и только потом на нем восстанавливаются все те же рисунки, что и были нарисованы до реставрации. 
В результате мы получаем то же что и было, только в обновленном варианте. Ну разве он не прекрасен???!!! Прялка рядом в рабочем состоянии и полностью восстановлена.

Музей марийской этнографии

30. А вот и содержимое таинственного сундука....сразу видим совок для сыпучих продуктов, стиральная палка, справа челнок для станка, слева сито.

Музей марийской этнографии

 

31. Видали плетеную дамскую сумочку 100-летней давности???  И лапти!

Музей марийской этнографии

 

32. Колодки для лаптей.

Музей марийской этнографии

 

МАРИЙСКИЕ ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ В МУЗЕЕ

8 – головной убор - ош пу                                                                                Марийская женская одежда и украшения

 

                                           украшения марийской женщины                                         Марийская женская одежда и украшения

 

10 – нагрудное украшение  (увы, часть монет срезана и продана)                                      Марийская женская одежда и украшения

 

11 - На серебряном браслете необычные узоры выгравированы, а монеты стерлись так, что к сожалению год определить невозможно обычным способом.                                                           Марийская женская одежда и украшения

12 - Обратите внимание везде вставлены или вшиты зеркальца, кто не знает довожу до сведения- зеркала отражают негативную энергию, а значит защищают от сглаза, порчи и проклятия. Талисман и оберег.  Марийская женская одежда и украшения

 

13 - Монеты самых разных годов выпуска, но все до 1900 в основном 1813-50 годов.                              Марийская женская одежда и украшения

 

15 - ОШ ПУ - очень тяжелое украшение. Невообразимо волнующие чувства испытываешь, когда берешь его в руки и рассматриваешь...

Марийская женская одежда и украшения

 

16 - Обратите внимание, в центре " серьги" находится зеркальце, а вокруг сцеплены мелкие монеты, внизу дополнительно прицелен треугольник из проволоки и к нему прикреплены монеты покрупнее. Самая старая монета из тех что я смогла просмотреть - 1813 года, есть монеты очень старые, сильно стертые так, что визуально рассмотреть год невозможно.

Марийская женская одежда и украшения

 

17 - Здесь я сделала акцент на серьги, вернее это не совсем серьги, так как они не в уши одеваются, а цепляются к основному головному убору на уровне ушей. В общем далее увидите как это происходит.

Марийская женская одежда и украшения

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Фото и пояснения - Инесса Куляжева.

МУЗЕЙ НА ИЛЕТИ.

 

Комментарии

аватар: Кэп

Н.В. Морохин. Гусиная дорога

В книгу "Гусиная дорога" Николая Морохина вошёл его роман-эссе "Века Атлантиды" (в сокращениях) и заметки, связанные с судьбой природно-культовых памятников.

Роман-эссе - это насыщенное малоизвестными фактами размышление о древней культуре отношения с 
природой, сложившейся у финно-угорских народов Поволжья, об их культовых памятниках.

Автор изучал фольклор, мифологические представления о мире марийцев и мордвы на протяжении долгих лет, и роман-эссе ведёт читателя за исследователем, открывает то, что 
составляло тайные знания народов, рассказывает, как они оберегали окружающую их природу.

В издание включены рекомендации, адресованные тем, кто изучает этнические природно-культовые памятники и берёт их на государственную охрану, а также список таких памятников в Нижегородской области.

аватар: Кэп

Тайна марийского имени

Имя наречение в чимари юмынйӱла.

В современном мире каждый человек имеет своё имя. В традиции многих народов были и есть свои обычаи имянаречения. Заглянем немного в историю и постараемся понять, почему этот обряд для наших предков имел столь важное значение. Сейчас социум стремиться к рационализации и пытается логически трактовать все происходящее в мире. Мир современный, словно соты, состоит из множества персональных миров индивидуальностей. Но в далекие времена, мир казался древним людям гораздо более цельным и неразрывным. Как человек был не столько индивидуумом (не¬зବвисимый индивидуум просто не мог бы выжить в том мире!), сколько частью социума, который, в свою очередь, ощущал себя частью большой вселенной, точно так же и единичные предметы и явления этой вселенной (к числу которых можно отнести и слова) не существовали для него изолированно, но вступали друг с другом в сложные и подчас необъяснимые отношения.

Наши предки, исходя из своих наблюдений, полагали, что Слово, сказанное вслух, проявляет из небытия и дает Реальность. Так постепенно древние люди создавали свою картину мира, в которой человек был такой же частью, как ветер, река, птицы и так далее. В религиозной культуре чимари это находит отражение в текстах молитв и наставлениях предков, дошедших до нас в форме устных традиций. С древних времен люди придавали очень важное значение для Имени. Имя воспринималось предками как сакральный ключ. Полагая, что Имя является отражением Судьбы. Если младенцу дать имя неправильное, то у него может быть тяжелая судьба. И, с другой стороны, если имя дано правильно, то ему открыты все Пути, как говорили древние: «Бог ему в ухо шепчет». То есть человек с правильным именем, является ведомым Богом. Так же считали, что человек без имени, после своей смерти, становиться злым духом, не имеющим покоя. Поэтому имя старались дать сразу же. Но, это первое имя было временным. Позже устраивали обряд в честь имянаречения нового члена семьи. И это был настоящий праздник. До нас дошли несколько вариантов имянаречения в чимари юмынйӱла.

Для этого готовились заранее. Подбирая правильный день, обращая внимание на фазу луны. С вечера ставили тесто для хлеба. Утром после специальной молитвы каждому караваю давали имя и ставили в печь выпекаться. Пока хлеб выпекался в печи, родители и приглашенные гости общались. Когда все было готово и хлеб испекся, его доставали из печи и смотрели, какой каравай пропекся лучше, то имя давали ребенку. Так же обращали внимание на то, насколько ровный хлеб, полностью ли одинаково пропекся. Круглый хлеб олицетворяет целостность. Поэтому если хлеб ровный и одинаково со всех сторон пропекся, то впереди его ждет хорошая судьба.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

_______________________________________________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru