Церкви и монастыри Казани
Казань – уникальный город на Волге!
В столице Татарстана – такое великолепие храмов и православных церквей, причем каждый год восстанавливаются и строятся новые церкви!
Самое знаменательное событие – это приезд в Казань летом 2016 года патриарха Кирилла с целью – начать восстановление монастыря в честь всемирно известной Казанской иконы Божией Матери! Событие это получило большую огласку в средствах массовой информации.
Будем надеяться, что Казань станет ещё красивее и популярнее среди всех городов России.
Петропавловский собор Казани расположен на ул М.Джалиля, 21, до революции 1917 года улица по собору называлась Петропавловской.
В царствование Петра I по всей России создаются замечательные храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительный.
Петропавловский собор всегда был самым впечатляющим в ожерелье казанских храмов, его посетителями были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.
Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню, дом причта.
История собора Петра и Павла
Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I. Это было уже третье посещение города Петром, первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши.
4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) торжественно освятил новый храм.
КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).
Где находится, как доехать.
Место это в Казани очень интересное и колоритное. Икона находится на данный момент в Богородицком монастыре, недалеко от Казанского Кремля!
Монастырь находится на улице Большая Красная, дом 5.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти).
Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу.
Монастырь этот — мужской. Соблюдайте дресс-код, когда посещаете такие места. Монахи очень бывают огорчены, что люди туда ходят как на прогулку, хотя место это совсем не простое.
Казанский Богородицкий монастырь (возрождается с 2005 г.)
Святыня монастыря:
переданный 21 июля 2005 г. Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ЗИЛАНТОВ МОНАСТЫРЬ
Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.
В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.
В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг . настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия.
Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем распалась.
Монастырские храмы
Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля
Преображенский собор (XVI век), снесён в 1930-х гг.
Церковь Николы Ратного (XVI век)
Церковь Киприана и Иустинии (XVI век), снесена в 1930-х гг.
Колокольня с церковью св. Варвары (XIX век), снесена в 1930-х гг.
Троице-Сергиев монастырь Казанского кремля (упразднён в XVIII веке)
Троицкая церковь
Сергиевская церковь
Казанский Богородицкий монастырь на ул. Большой Казанской (Большой Красной)
Софийская церковь (XVII век)
Казанский собор (XIX век), снесён в 1930-х гг.
Храм Николы Тульского (XIX век)
Крестовоздвиженский храм (XIX век), в котором находится почитаемый список Казанской иконы Божьей Матери
Зилантов Успенский монастырь (ул. Зилантова гора)
Успенский собор (1625 г.), снесён в 1930-х
Храм Всех Святых (1681 г., перестроен в 1890-е гг.)
Алексеевский храм над восточной стеной (1720 г.), снесён в 1930-х
Иоанно-Предтеченский монастырь ул. Малая Проломная (Профсоюзная)
3-х шатровый Иоанно-Предтеченский собор (XVII век, полностью перестроен в конце XIX века), снесён в 1930-х
Введенская церковь (XVII век)
Кизический Введенский монастырь на Кизической (Декабристов) улице
Введенский собор (конец XVII века), снесён в 1930-х
Успенская церковь (1881-82 гг.), снесена в 1930-х
Надвратная Владимирская церковь (конец XVII века, перестроена в в 1746 г.)
Феодоровский монастырь (полностью снесён в 1930-х гг., на его месте в 1980-х выстроен «Ленинский мемориал», сейчас НКЦ «Казань»)
Троицкая церковь (XVII век)
Феодоровская церковь (XVII век)
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (Казань) на озере Кабан (не действует, в собственности НИИ «Нива Татарстана»)
Воскресенский собор (освящен в 1698 г.)
Церковь св. Тихона Амафунтского (освящена в 1706 г)
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного - Иоанну Предтече.
Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича, и 7 сентября 1652 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж - храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем - кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. 3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе - Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями. 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.
Приходские храмы Казани, построенные до 1917 года
Действующие храмы
Бывший кафедральный Благовешенский собор и колокольня, разрушенная после 1917 г.
Церковь Тихвинской иконы Богородицы, XIX в.
Благовещенский собор Казанского кремля (в ведении музея-заповедника «Казанский кремль»), бывший кафедральный
Кафедральный Никольский собор (Николо-Нисская церковь) на Большой Проломной (сейчас ул. Баумана)
Церковь святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (Церковь Ярославских Чудотворцев) на Арском поле (ул. Н. Ершова)
Петропавловский собор на ул. Петропавловской (М. Джалиля)
Богоявленская церковь на ул. Большой Проломной (Баумана)
Спасский храм-памятник павшим воинам на реке Казанке у Кировской дамбы
Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы на ул. Большой Казанской (Большой Красной)
Евдокиинская церковь на углу Нижнефедоровской (Федосеевской), Поперечно-Казанской, и Засыпкина
Тихвинская церковь (кряшенский приход) на ул. Тихвинской (М. Худякова)
Варваринская церковь на Арском поле (ул. Н. Ершова)
Раифское подворье (сохранилась колокольня храма Московских чудотворцев, построена одноимённая новая церковь, на месте разрушенной) на ул. Московской
Сошествия Святого Духа (Духосошественская, Духосошественная церковь) на ул. Георгиевской (Т. Миннуллина)
ХРАМ ВЕЛИКОМУЧЕННИЦЫ ПАРАСКЕВЫ
Церковь возведена в 1730-е гг. на средства И.А.Михляева (г. Казань). Церковь носит название Пятницкой по наименованию левого придела во имя Святой Параскевы Пятницы.
В храме находилась чтимая икона Параскевы Пятницы 16 века. В начале 1830-х г., по данным Дульского, по проекту П.Г.Пятницкого был построен входной портик. В 1855г. был разобран и выстроен заново левый придел.
Объемно-пространственная композиция осевого построения церкви следует изменениям рельефа. Храм - высокий восьмерик на приземистом двусветном четверике — занимает верхний участок. Над сомкнутым сводом вознесена небольшая главка на высокой пятке, сидящей на граненом глухом барабане. Обширная полукруглая апсида под конхой ниже четверика храма и охватывает его с востока.
Одноэтажная трапезная на три окна спускается ниже по склону. К ней примыкает северный придел под небольшой главкой на высокой шейке. Нижний сохранившийся ярус колокольни — высокий четверик — заглублен в объем трапезной по основной оси церкви. Входной четырех колонный портик с арочной центральной частью, выдвинутый к западу, выполнен в классицистическом стиле.
Убранство церкви отличается лаконичностью. Стены, закрепленные по углам огибающими лопатками, прорезают редкие, симметрично расположенные прямоугольные окна в фигурных наличниках. Восьмерик и шейка центральной главки по верху окаймлены аркатурными поясами.
Недействующие храмы
Надвратный храм Нерукотворенного образа Спасителя Казанского кремля
Гостиный двор и церковь Николы Гостинодворского
Никольская единоверческая церковь на Булаке
Макарьевская церковь на Макарьевской (ул. Большая, 98) улице в Адмиралтейской слободе, в настоящее время Сизо-2
Николо-Гостинодворская церковь при Гостином дворе на ул. Малая Проломная (Профсоюзная)
Николо-Преображенская Единоверческая церковь на перекрёстке Правобулачной и Университетской
Закрытые после 1917 года приходские храмы Казани
Боголюбская церковь, стоявшая на месте речного техникума
Воскресенский собор на ул. Воскресенской (Кремлёвской, стоявший на месте химфака КГУ), в котором пел Максим Дормидонтович Михайлов
Владимирский собор, стоявший на углу ул. Кирова и Чернышевского, сейчас на его месте сталинский дом
Георгиевская церковь на Петербургской (быв. Георгиевской) улице
Смоленско-Дмитриевская церковь в Ягодной слободе
Церковь Московских чудотворцев Раифского подворья на Московской улице
Владимирский собор на Владимирской (Московской) улице
Успенский собор на перекрёстке Успенской (Московской) и Триумфальной (Ташаяк) улиц
Боголюбская (Екатерининская) церковь на Екатерининской (Кожевенной?) улице в Адмиралтейской слободе
Борисоглебская (Екатерининская) церковь в Плетенях на перекрёстке Екатерининской (Г. Тукая?) и Поперечно-Екатерининской (Ахтямова?) улиц
Варлаамовская церковь на Большой Варлаамовской (Г. Исхаки?) улице
Вознесенская церковь на перекрёстке Вознесенской (Островского?) и Поперечно-Вознесенской (Астрономической?) улиц
Воскресенская церковь на Воскресенской (Кремлёвской) улице (сейчас на её месте химфак КГУ)
Георгиевская церковь на Георгиевской (Петербургской?) улице
Грузинская церковь на Грузинской (К. Маркса) улице
Ильинская церковь на 1-й Мокрой улице (на месте пустыря между железнодорожным вокзалом и Дворцом спорта)
Кирилло-Мефодиевская церковь на ул. Муратовской (Лесгафта)
Матфеевская церковь, ул. ?
Михаило-Архангельская церковь на Дальнеархангельской (Хади Такташ?)улице
Николо-Вешняковская церковь на перекрёстке Вознесенской (Островского) и Петропавловской (М. Джалиля) улиц
Николо-Ляпуновская (Магистратская) церковь на Большой Проломной (Баумана)
Серафимовская церковь, стояла во дворе дома № 72/19 по ул. Достоевского (бывшая Вторая Солдатская), снесена в 1967 г.
Смоленская церковь на Большой (Декабристов) улице в Козьей слободе
Смоленско-Димитриевская церковь на перекрёстке Смоленской (Энгельса?) и Архангельской (Гладилова?) улиц в Ягодной слободе
Трёхсвятительская церковь на перекрёстке улиц Лаврентьева (Качалова) и 1-й Оренбургской (Шаляпина)
Троицкая церковь на перекрёстке Ямской (не переименовывалась) и Посадской (Т. Гизата) улиц
Покровская церковь на Покровской (К. Маркса) улице
Четырёх-Евангелистовская Единоверческая церковь на перекрёстке Евангелистовской (Татарстан?) и Левой набережной оз. Кабан (ул. Марджани?)
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК
Церковь Богородицы в поселке Савиново, что в Ново-Савиновском районе Казани, возымела добрую молву сравнительно недавно. В обиходе её называют Живоносовской церковью. Этот православный храм не древний. Его строительство началось в 1995 году, а завершилось в 1999 году. Но это место не новое для церкви, так как здесь находился старый деревянный храм. Освящение было проведено 22 марта 1999 года. С тех пор многие паломники и туристы прибывают к стенам этой святыни.
Алтарная часть церкви является исторической ценностью, так как это сохраненная часовня, где был упокоен купец Заусайлов (1898 год).
Особым почетом в храме пользуется икона Богородицы «Живоносный источник». Именно к этой святыне и стекаются православные со своими молитвами и просьбами.
Богослужения проводятся в храме в праздничные и воскресные дни. Утренняя литургия начинается в 8.00. На вечернем Богослужении священнослужители ждут паломников и прихожан в 17.00. Каждый четверг в 10.00 служится молебен.
Рядом с церковью находится деревянная часовня, которая расположилась над источником. Его вода давно уже славится целебной силой. Источник был освящен владыкой в 2000 году.
Церкви военные
Спасская, в Спасской башне, во имя Нерукотворенного Образа Спасителя
Никольская, на пороховом заводе, во имя св. Чудотворца Николая
Св. Марии Магдалины, в лагерях под Казанью, освящена летом 1895 года
ЦЕРКОВЬ ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Проезд по ул. Ершова до ост. Парк Горького.
ЦЕРКОВЬ ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском Алтарькладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).
В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.
Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм,Внутреннее убранство храма будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской.
В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь Административное здание прихода в нем хранились чудотворные иконы:
- Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
- Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
- икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
- икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
- Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.
ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
Церковь святой великомученицы Варвары была построена в конце XVIII века.
На месте ее находился «казанского вице-губернатора Кудрявцева» загородный дом, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 гг. церковь и была перестроена.
На церковном антиминсе стояла дата - 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.
Сибирская застава - 18 век, окраина Казани, Большой Сибирский тракт
Первоначально Варваринская церковь была построена как холодная (летняя, т.е. не отапливаемая) церковь. Придельным теплым храмом являлся храм во имя Жен-Мироносиц, в процессе перестроек превратившийся в придел Варваринской церкви. По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским. Причем вплоть до 1818-1819 гг. кладбищенский храм являлся приписным к Варваринскому.
Священники Варваринской церкви совершали требы в военном госпитале, приписанном к храму в богослужебном отношении. Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан.
Варваринская церковь в XIX веке находилась еще на окраине города, напротив Сибирской заставы, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешила жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим, а затем сам сосланный туда же.
По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали (и бывали в ней): А.Н.Радищев (1790), А.И.Герцен (1835), Н.Г.Чернышевский (1864), В.Г.Короленко (1884). В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын гениального поэта Е.А.Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда. 25 апреля 1903 года в этой церкви был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе Варваринской церкви неоднократно пел подростком Федор Шаляпин.
Храмы при учебных заведениях
Воздвиженская церковь при Казанском Императорском Университете
Александринская церковь при Родионовском Институте, во имя царицы Александры
Крестовоздвиженская церковь при 1-й Императорской гимназии на углу улиц Воздвиженской и Казанской
Церковь при 2-й Императорской мужской гимназии
Варфоломеевская церковь при 3-й Императорской мужской гимназии, на быв. Старо-Комиссариатской улице близ Первой Горы
Церковь при 1-й Мариинской женской гимназии
Михаило-Архангельская церковь при Духовной Академии
Иоанно-Богословская церковь при Духовной Семинарии
Богородице-Рождественская церковь при Епархиальном училище
Святых Антония и Феодосия, при духовном мужском училище
Во имя Введения во Храм Пресвятыя Богородицы при женском епархиальном училище
Павловская церковь при Духовном Училище?
Гурьевская церковь при Крещено-татарской школе
Захариевско-Елисаветинская, при Инородческой учительской семинарии, во имя преподобных Захария и Елисаветы
Андреевская церковь при Учительском Институте
Введенская церковь при Окружном женском училище для девиц духовного звания
Введенская церковь при земской учительской школе
Во имя Введения во Храм Пресвятыя Богородицы при Земской женской учительской семинарии
Пантелеимоновская церковь при училище слепых (Здание снесено в 2008 г.)
ХРАМ-ПАМЯТНИК СПАСУ НЕРУКОТВОРНОМУ
Храм Нерукотворного Образа Спасителя, или Памятник павшим при взятии Казани в 1552 году. Именно на этом месте находится братская могила тех, кто завоевывал Казань.
Храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа - воинский памятник-храм.
Нерукотворного Образа Спасителя – самый необычный в богатой культовой архитектурой Казани. Он стоит на острове на реке Казанке. В 1552 году, после взятия города Иваном Грозным, тысячи павших воинов были захоронены на этом месте. Над братской могилой по распоряжению царя возвели храм, но его пришлось перенести на более высокое место из-за паводков, которые затапливали храм каждую весну. На месте захоронения осталась часовня, и только в 1823 году здесь появился памятник-храм, созданный архитектором Николаем Алферовым. Памятник представляет собой усеченную пирамиду, ее высота составляет 20 метров. С четырех сторон находятся входы в здание. В центре пирамиды размещается храм.
вид на храм-памятник и на Казанский кремль
Как доехать. Где находится.
Проезд: до ост. «Речной техникум» на трамвае №1; троллейбусах: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96
Координаты: 55.801, 49.0775
Памятник павшим воинам при взятии Казани
Остановка «Речной техникум»
Кизический Введенский монастырь (Свято-Введенский мужской монастырь, Кизический мужской монастырь) — действующий православный мужской монастырь в городе Казани, основанный в 1691 году, своим наименованием давший название Кизической слободе и дамбе через реку Казанка.
История основания Кизического монастыря такова: в 1654-1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань - только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 тыс. человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиезерной Богородичной пустыни. В трех километрах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I, при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила. Тогда было решено ежегодно приносить эту икону в Казань. На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря.
ВНУТРЕННИЙ ДВОР КИЗИЧЕСКОГО МОНАСТЫРЯ
Архитектурный ансамбль Кизического монастыря
Введенский собор
Надвратная церковь св. Владимира
Большая колокольня XIX века.
Успенская церковь
Юбилейная часовня к 200-летию монастыря.
Братский корпус.
Дворовая колокольня.
Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига св. Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения св. Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины св. Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.
Собор в честь Живоначальной Троицы
Собор Грузинской иконы Божией Матери
Храмы при медицинских учреждениях
Александровская церковь при Казанской городской больнице во имя св. блгв. кн. Александра Невского
Во имя иконы Божьей Матери Неопалимый Купины при земской больнице
Церковь при Новой клинике Университета
Церковь при Старой клинике Университета (во имя Божией Матери Скорбящих?)
Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих при окружной лечебнице душевнобольных
Во имя иконы Скорбящей Божией Матери при Военном госпитале
при богоугодных заведениях
Александринская церковь при Чемесовской дворянской богадельне
Александровская церковь при Александринском детском приюте
Церковь во имя Нерукотворенного Спаса при богадельне Крупенникова на быв. ул. Большой Лецкой (Здание снесено в 2005 г. На его месте выстроено здание представительства Турции в Казани)
Сергиевская церковь при доме призрения
Тюремные храмы
Александровская церковь при арестантском отделении
Троицкая церковь при тюремном замке
Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.
Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.
Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм – Вознесенский.
В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.
БРАТСКИЙ КОРПУС Семиозерного МОНАСТЫРЯ
Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.
Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.
С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).
Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).
Старинные храмы, вошедшие в черту города после 1917 года
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Царицыно
Тихвинская церковь в Вознесенском (на границе Советского района и Азино)
Борисоглебская церковь в Борисоглебском (Авиастроительный район)
Церковь Николы (Николая Чудотворца) в Красной Горке
Часовни
В память избавления императора Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. на Грузинской улице около здания Дворянского собрания (в советское время Дом офицеров, в настоящее время городская Ратуша)
В память мученической кончины императора Александра II 1 марта 1881 г. в ограде Владимирского собора
Часовня с образом Богоматери в ограде Вознесенской церкви
Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи при Николо-Ляпуновской церкви (при спуске от рынка на Большую Проломную улицу)
В память 900-летия крещения Руси, в Адмиралтейской слободе, при мещанской Мариинской богадельне.
Храмы, построенные после 1985 года
Церковь прав. Иоанна Кронштадтского при семинарии
Церковь Рождества Христова на ул. Адоратского
Церковь преп. Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Умиление» на ул. Сафиуллина
Церковь преп. Сергия Радонежского в Кировском районе
Храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Савиново
Молитвенный дом Смоленской иконы Божией Матери на Сухой Реке (на месте разрушенного одноимённого храма)
Успенский приход в Дербышках
Храм в честь священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского на ул. Чистопольской Новосавиновского района (строится)
Церковь Александра Невского (Юдино) (Юдино)
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КАЗАНИ - ТУТ!
ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ КАЗАНИ - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КАЗАНИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КАЗАНИ - ТУТ!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- Сайт Казанской митрополии.
- Протоиерей Владимир Мухин «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е, 30-е годы ХХ столетия»
- Статьи А. М. Елдашева о казанских монастырях и храмах.
- А. М. Елдашев Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI — начало XX вв.).
- Монастыри и храмы на сайте Казанской епархии
- Татарстан:
- Тэги:
- 12319 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий