Святые источники Семь Ключей, Семиключье

святые Семь ключей

Родники, святые источники Семь Ключей, Семиключье, Семиключи у сел Мордовская Норка и Русская Норка.
Семь Ключей, бывший поселок богомольцев в урочище Семь Ключей, на левом берегу Узы, в лесном массиве, в 3,6 км южнее села Мордовская Норка и в 4 км северо-восточнее села Русская Норка. 
Фактически, здесь, выбивает не менее 15-ти крупных родников.   

 
Некоторые считают, что название представляет собой искажение более древнего мордовского названия, в котором присутствовала основа термина со значением «питьевой, пить» (по-мордовски симемс), наряду с этим существует предание. 
 
Родники, святые источники Семь Ключей, Семиключье, Семиключи у сел Мордовская Норка и Русская Норка 


По преданию, в стародавние времена, на рубеже XVII-XVIII вв., еще до нашествий иноплеменников, в глухих мордовских лесах поселились монахи. Молились сугубо, жили скромно и строго в сени густо заросшего крутояра. 
Во время очередного набега кочевников (кубанцев) в 1717 году семеро из них были убиты и из-под земли забили семь ключей – родников сильных и многоводных, различных по характеру истечения и вкусу воды. Говорят, что временами даже запах от той воды не то цветочный, не то ладаном отдает. И место сие получило имя: «Семиключье». 
  
По прошествии времени чудесным образом явилась у тех ключей икона Божией Матери «Тихвинская». Подивились люди и решили святыню перенести в церковь, что в селе Русская Норка. Только недолго она там пребывала: чудесным же образом вновь оказалась в Семиключье. Снова перенесли икону в церковь, и снова она оказалась у родников. И так трижды…
 
Родники, святые источники Семь Ключей, Семиключье, Семиключи у сел Мордовская Норка и Русская Норка         
 

Тогда здесь поставили часовню. В начале ХХ в. в клировых ведомостях Русской Норки упоминается «часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в 2-х верстах от села, в местности, именуемой "Семь Ключей"».
На девятую пятницу от Пасхи здесь ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи. В 1914 года здесь 3 кельи и 4 жителя мужского пола (богомольцев).
 
В начале 1930-х гг. всех их разогнали, само Семиключье было разорено, власти, чтобы пресечь паломничества, сливали в воду бензин, хотели построить санаторий. Но все равно верующие продолжали посещать это место — и в 1940-х, и в 1950-х, и позже, а в 1944 г. сельсовет даже обустроил его.
 
Родники, святые источники Семь Ключей, Семиключье, Семиключи у сел Мордовская Норка и Русская Норка     

В марте 1959 г. райисполком сообщал, что для пресечения паломничества к Семи Ключам предполагается занять территорию под пастьбу колхозного стада и устроить карду с навесом. Однако уже в мае уполномоченный Совета по делам РПЦ С. С. Попов писал:
«Первоначально намечалось… организовать там постоянную стоянку скота. Однако сейчас от этого намерения отказались. Будем искать другие пути «закрытия» этого источника. Трудности при этом заключаются в том, что Семи Ключи расположены в лесу, в 7 клм. от населенных пунктов. Использование этого родника под хозяйственные цели, а земельного участка под посевы и другие цели полностью исключено».
 
20 мая 1959 г. Семиключье посетил инспектор Совета по делам РПЦ К. Г. Иванов из Москвы. Вот как он описывает свои впечатления:
«На роднике были 3 женщины, прибывшие к источнику из населенных пунктов соседнего района. В беседе они нам рассказали, что они этот источник посещают ежегодно и считают его целебным. Кроме того, сообщили, что сейчас они приехали потому, что 21 мая «Никола». Нам удалось выяснить, что к источнику привозят юродивого из села Терновки, Пензенского района гр-на Шумилина Михаила, инвалида с детства.
 
Затем мы поехали в церковь в селе Русская норма, Шемышейского района. В этой церкви в день 9-й пятницы после пасхи проводятся церковные службы в течение двух дней в честь явленной на водном источнике 7 ключей иконы Тихвинской божией матери.
 
В беседе с местными жителями, работниками сельского совета и настоятелем церкви села Русская норка священником Калмыковым Д. М. нам удалось установить, что паломничества к водному источнику «Семь ключей» действительно имеет место в 9-ю пятницу, в течение двух дней в церкви проводятся церковные службы, посвященные Тихвинской божией матери и безусловно это способствует посещению паломников в эти дни к так называемому «святому источнику»…
 
Священник Колмыков Д. М. письмо патриарха Алексия и правящего архиерея не зачитывал перед верующими и не разъяснял. В результате этого верующие не знают содержания письма по линии церкви по вопросу прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Нами рекомендовано священнику Колмыкову зачитать письмо патриарха и правящего архиерея и сделать необходимые разъяснения с амвона перед верующими, чтобы они не ходили к истоку. Надо думать, что при этих случаях паломничество к источнику «Семь ключей» уменьшится».
Иванов указывает, что на 10-ю пятницу к Семи Ключам собирается 200-300 человек.
 
К этому С. С. Попов добавляет:
«В церкви с. Р-Норка Шемышейского района, расположенной в 5-6 км от родников Семи Ключи, хранится копия иконы «Тихвинской божей матери», которая якобы 200 лет тому назад «явилась» на этом роднике. Настоятель этой церкви свящ. Калмыков с целью побуждения хождения верующих к родникам Семи Ключи в течение 2-х дней в день «9 пятницы» устраивая торжественные службы в честь этой «явленной иконы» Тихвинской божей матери». Верующие, прибыв в церковь для почитания этой иконы, после церковной службы естественно направлялись и к месту, где эта икона якобы явилась, т.е. шли к родникам Семи Ключи. Такими действиями Калмыков способствовал паломничеству верующих к роднику Семи Ключи».
Священник был переведен из Русской Норки в Головинскую Варежку.
 
К концу мая 1959 г. «в целях прекращения паломничества к роднику Семи Ключи Шемышейский райисполком разместил на этой территории пасеку и производит ее ограждение. Доступ к роднику будет закрыт».
Служба в церкви на праздник также не совершалась. Паломничество на девятую пятницу сократилось, и в 1959 г. сюда пришли только 220-240 (или 150-200) человек против тысячи в прежнее время. В мае-июне 1961 г. на Семиключье все-таки была построена пасека, место огорожено. Райисполком издал постановление о запрете паломничества. Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся на роднике, из церкви Русской Норки была передана в пензенский Успенский собор. По оценкам Попова, в этом же году паломничество прекратилось полностью.

 
Родники, святые источники Семь Ключей, Семиключье, Семиключи у сел Мордовская Норка и Русская Норка        
 


С 2000 г. Семиключье снова благоустраивается. В девятую пятницу после Пасхи стало непреложным обычаем всенепременно посещать Семиключье. И стар и млад, и пеший и «конный» - сотни людей стекаются сюда в этот день с разных сторон. Бывают и очень дальние. Служится торжественный молебен, возжигаются свечи, звучат праздничные церковные песнопения. 
Поток людской к месту святому не иссякал, и, как неиссякаемы ключи по сей день, так нескончаем поток людской на поклонение к святому месту. Ближние и дальние паломники так растолкли дорогу и тропинки у ключей, что стали они заболачиваться – без сапог не подойти близко. Но нашлись добрые люди и замостили тропинки битым камнем. Им же обложили бережки родников и руслица ручьев, утекающих в заросшее озеро. 
 
Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Источник на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель. 
И мосточки настелили добрые руки и перильца поставили, чтобы не упал старый или немощный человек в ключевую воду. И купаленку сделали, чтобы можно было с верой Христовой во исцеление души и тела окунуться во святые воды. И над всем этим великолепием на овражном склоне трехсотлетний дуб раскинул мощные ветви, охраняя покой и тишину святого места. И семь крестов в память мученикам восстали, как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого от старшего к младшему и «опоясанных» единой нижней перекладиной. Имеются свидетельства чудесных исцелении различных болезней и недугов тех, кто с верою искупался в Источнике. Набранная здесь вода не портится длительное время.
 
12 августа 2001 г. источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная купальня.
 
Того, кто придет в Семиключье ранним летним утром, встретит многоголосый хор певчих птиц, не умолкающих целый день. Капли тяжелой росы будут глухо падать в траву и звучно на гладь древнего озера, поросшего кувшинками. Не потревожит торжественную тишину ничто земное, разве только плеснувшая в озере живность…
 
По бытующему поверью, – что тот, кто с истовой молитвой трижды обойдет вокруг дуба – получит исполнение желаемого, – некоторые, как бы смущаясь, как бы крадучись, обходят дуб, скользя на косогоре, по в песок растолченной земле у его корней. Набирается в сосуды святая вода: от каждого родника – равная толика. Сдержанный гомон людских голосов – как бы многократно усиленный звук пульсирующих из глубин земных родниковых струй. А через два-три часа снова запоют притихшие, было, птицы, и снова послышится журчание струй, неспешно грядущих в Вечность.
  
 
Где находится, как доехать:
Родники, святые источники Семь Ключей, Семиключье, Семиключи у сел Мордовская Норка и Русская Норка.
Пензенская область » Шемышейский район » село Русская Норка.
Добраться до Семи Ключей можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку, но и в дождливое время поток паломников не прекращается.
Координаты: 
52.813904 45.443846

 
 Молитва перед погружением в Святой источник: 
Господи! 
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником. 
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 
Аминь.
    
   Молитва после купания. 
Господи! 
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 
Аминь.
     
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры!  Святой источник - это место особого благоговейного поведения. 
Запрещается: 
1. Распивать спиртные напитки. 
2. Курить. 
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 
4. Выгуливать и купать животных. 
5. Громко разговаривать и включать музыку. 
6. Разжигать костры вблизи источника. 
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Святые источники Пензенской земли. Белохвостиков Е. П. Пенза, 2007 г.
Достопримечательности Пензенской области
Рябов А.М. Особо охраняемые природные территории / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 421-422. Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, Приложение 14. Особо охраняемые природные территории Пензенской области на 1 июня 2000 г., с. 713-714.
Памятники природы Пензенской области
 Антонов (1, 2, 4); С любовью к природе; Проблемы охраны биоразнообразия России: Материалы Всерос. конф. 24–26 сентября 1996 г. П., 1996; Научно-практическая конференция «Экологические проблемы земледелия». 20–21 июня 1996 г. П., 1996.
А. М. Рябов. Особо охраняемые природные территории / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961, 264 с.

 

 

ВложениеРазмер
istochniki-sem-klyuchey-semiklyuche (1).jpeg197.67 КБ
istochniki-sem-klyuchey-semiklyuche (1).jpg83.73 КБ
istochniki-sem-klyuchey-semiklyuche (2).jpg273.68 КБ
istochniki-sem-klyuchey-semiklyuche (3).jpg386.64 КБ

Комментарии

Отправить комментарий