Святой источник Табынской иконы Божией Матери
Родник, святой источник «Табынской» иконы Божией Матери между селами Сунарчи и Новогафарово
Родник с чистой и вкусной водой расположен в живописном месте, между холмов, слева от дороги соединяющую села Сунарчи и Новогафарово. Святой источник обустроен. Построена часовня, источник каптирован, территория поддерживается в чистоте и порядке.
Памятники геологии Оренбургской области - тут!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ВОДОПАДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Родник, святой источник «Табынской» иконы Божией Матери
19 июня 2009 года состоялось ежегодное празднество иконе Пресвятой Богородице Табынской, прошли торжественные службы во всей округе. До этого дня источник был безымянным, но почитаем среди местного населения, ключ освятили и назвали в честь иконы Табынской Божией Матери. Чин освящения вод источника произошел при большом стечении верующих, этому способствовал организованный крестный ход из села Черкассы.
Родник, святой источник «Табынской» иконы Божией Матери
Где находится, как доехать:
Оренбургская область » Саракташский район » село Новогафарово
Координаты:
N51° 39.313' E56° 41.790'
ТАБЫНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ.
Икона имеет крупные размеры (74 х 106 см) и характерную особенность - очень темный лик. Настолько темный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других. Однако настоящая Табынская икона отличается от всех копий своими ранами, нанесенными ей при втором её явлении:
а) на верхнем крае имеется довольно значительный разруб;
б) в нижней половине иконы в середине - вставка.
И последняя характерная особенность в том, что она всегда была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям иконы.
ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ ТАБЫНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
Около места явления Табынской иконы Богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная, вероятнее всего, в 80-х годах XVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что уже в 1597 г. пустынь называлась Пречистой Богородицы явления иконы Казанской и московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы I - сокращенно Пречистенский монастырь. Это говорит о том, что икона Пресвятой Богородицы, называемая ныне «Табынская», была впервые обретена в 80-90-х гг. XVI века в царствование Феодора Иоанновича.
Местом явления послужил удивительный по красоте уголок природы. В 18 км от села Табынского, основанного еще при царе Иоанне Грозном, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадали в реку Усолку, на большом камне явилась эта чудотворная икона.
В двухстах шагах от них, вверх по реке произрастала березовая роща, при входе в которую была небольшая пустынь, называемая Вознесенскою. В ней было 30 насельников-монахов, живущих вывариванием соли. Один из них, иеродиакон Амвросий, проходя вечером с полевых работ мимо камня, слышал тихий голос Богородицы: «Возьми мою икону» и не обратил на это внимания и лишь на третий день, там же слыша голос, увидел наконец нашу Спасительницу и Ходатаицу.
В великой радости иеродиакон прибежал к братии и сообщил им радостную весть. Братия же, не мешкая, крестным ходом отправилась к камню и с превеликою честию и пением принесла святую икону в храм. Утром чудесно явленную икону не обнаружили, но обрели её на монастырских вратах. Монахи сильно удивились, но, не познав волю Божию, вернули её на прежнее место. Утром опять икона оказалась на монастырских вратах.
Тогда братия, уверившись воле Царицы Небесной, построила надвратную часовню, где в честь её совершались молебны и литии. Сразу после явления святой иконы стали свершаться многочисленные чудеса. Вследствие чего святая икона Богоматери была носима для удостоверения в Казань, а потом в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне у той же пещеры.
История существования Пречистенской пустыни связана с постоянными набегами восставших башкир.
И была не раз сожжена, но усердием митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, а также игуменом Успенского уфимского монастыря Соломоном была восстановляема.
Пречистенская пустынь владела землей в 45 га, рыбными промыслами Белого озера, озера Куккуль и лесами. В 3-4 км, в местечке Белый Камень (раньше назывался Попов Камень), располагался скит монастыря. От него осталась поляна, называемая местными жителями Монастырскою. В 1663 г. пустынь была окончательно разрушена, и более никаких сведений о ней мы не имеем.
За 80-летний период существования Пречистенской пустыни известны лишь пять имен: первоначальник игумен ЕВФИМИЙ, старец ИОНА, иеромонах ИЛЛАРИОН, иеромонах ЗАХАРИЙ, иеродиакон АМВРОСИЙ.
Где была после этого святая икона Богоматери, под спудом ли разрушенного монастырского храма или в другом месте, нам неизвестно, но как истинно Божий дар в подкрепление святой веры и на спасение роду человеческому, Царица Небесная открылась, вновь явившись во святой своей иконе на том же месте и на том же камне.
ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ
Второму явлению святой иконы предшествовали следующие события: указом императрицы Анны обер-секретарь Сената И.К. Кириллов и его помощник полковник Тевкелев - по национальности башкир, по словам А.С. Пушкина, были отправлены для основания крепости Оренбурга. При этом Кириллов прибыл в село Табынское, называемое так по имени здешних башкирских племен, и положил начало крепости Табынской: было заложено пять земляных бастионов и добавлена в гарнизон рота солдат. Одновременно был заложен и Табынский храм, названный в честь погибшей пустыни Вознесенской, с приделом в честь пропавшей чудотворной иконы, называемой тогда Казанской.
Заложение крепости и храма произошло в 1736 г. 14 июля. В этом же храме и явилась Табынская икона Божией Матери в середине XVIII в., в 1765-1768 гг. Во всяком случае святая икона явилась следующим образом. Три пастуха-башкира пасли усольский скот около соленых ключей, и вдруг они увидели на том же камне большую икону Божией Матери, саму собой стоящую. Не познав в этом чуда Божия, распаленные ненавистью к христианам, они бросились рубить ее.
Вскоре ослепнув, они стали плакать и рыдать, говоря, что не уйдем отсюда, пока русский Бог нас не исцелит. Тем временем жители Усолки (Богоявленский завод) стали волноваться, так как стадо не пришло вовремя. В поисках стада у соленых ключей они увидели, что на камне стоит израненная икона Богородицы, скот весь разбрелся по окрестностям, а у реки плачут слепые пастухи. Один из них, самый молодой, стал молиться и прозрел, по его молитвам прозрели и другие. Молодой пастух-башкир так уверовал в Господа, что крестился и всегда ходил за чудотворной иконой Богородицы зимой ли, летом ли, всегда босой, в одном подряснике и в скуфье. Прожил сей Святый старец 130 лет, никогда не отходя от иконы. И предал Богу душу свою, идя за святой иконой под Челябинском.
Святая икона была поставлена в храме Покрова Божией Матери Богоявленского завода. В те времена на заводе умножалась ересь пашковцев. Ее основатель, один из хозяев этого завода, немало способствовал уничижению церкви. Возможно, по этой причине святая икона Богородицы избрала другой удел.
Утром следующего дня великая радость охватила село Табынск, ибо открывши храм, табынцы обрели много лет чаемую ими чудотворную икону Богородицы, пропавшую вместе с Пречистенской пустынью. С тех самых пор называется эта икона Табынскою, так как сама Царица Небесная избрала себе удел. Случилось это в IX пятницу по Пасхе (в то же число Пасхи, но через два месяца) и ныне празднуется с великою честию при стечении множества людей.
КРЕСТНЫЙ ХОД С ТАБЫНСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Крестный ход с Табынской иконой Богоматери являлся самым продолжительным в истории России. Его возникновение тесно связано с великими милостями, оказанными Пресвятой Девой роду христианскому. Такое чествование образовалось не сразу, но, как ниже увидим, приняло всеобщий характер. Нам известна лишь самая малая толика тех чудес, которые, по преданию, непрестанно изливались от святой иконы.
1. Однажды грозил Табынску сильный башкирский набег. И вот казаки, помолившись в саму IX пятницу, мужественно выступили против мятежников и разбили их. Причем это случилось как раз на соленых ключах. С чего, можно подумать, появился крестный ход из Табынска на соленые ключи.
2. В благодарность за избавление от холеры жители города Стерлитамака стали ежегодно сразу после IX пятницы брать крестным ходом чудотворную икону к себе.
3. Примеру Стерлитамака последовал и Оренбург, уже много лет страдавший от холеры. Он стал принимать к себе великую гостью в благодарность за избавление от смерти, ибо город к тому времени уже почти вымирал. Здесь крестный ход получил особую славу, так как был высочайше утвержден, и кафедральный собор г. Оренбурга был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1856 г. святая чудотворная икона Богородицы торжественно носится из Табынской веси в города Стерлитамак, Оренбург, Самару, Тобольск, Кустанай, Уральск и по их губерниям.
4. В 1861 г. страшная засуха охватила Уфимский край, жители Архангельского завода, принявшие святую икону, были очевидцами чуда Божией Матери - при усердном молебствии появились дождевые тучи, обильно орошая поля.
Существовало множество и других чудес, источаемых иконой, описанных в акафисте и монографиях. Но мы здесь хотим обратить внимание на другое чудо - Великий крестный ход.
Вот сокращенно представленный маршрут следования Табынской чудотворной иконы Богоматери в 1908 - 1910 гг.:
20 июня - село Табынск;
22 июня - (IX пятница) - завод Богоявленский;
23 июня - дер. Зигановка; дер. Макарово; башкирские земли (здесь святую икону несли сами башкиры);
27 июня - заводы: Авзяно-Петровский, 30 июня - Кагинский, 2 июля - Узянский, 6 июля - Белорецкий;
9 июля - г. Верхнеуральск;
26 июля - г. Троицк;
15 августа - ст. Таналыкская;
20 августа - г. Орск;
30 августа - ст. Верхнеозерная;
7 сентября - г. Оренбург; 5 декабря - г. Уральск; январь - Самарская губерния
и т.д. до следующей IX пятницы.
В этот праздник собирается на Святые ключи до 20 тысяч людей из городов Уфы, Оренбурга, Челябинска, Златоуста, Астрахани, Кустаная, Тобольска, Киева, Самары. Саму же святую икону возили на особой карете с пятью главками. Ее сопровождало всегда несколько священников, при этом существовала определенная епархией череда следования с иконой.
В карету запрягались только специально предназначенные для святой чудотворной иконы лошади, на которых никто никогда не садился. Часто бывало, что карета останавливалась сама собою и так, что никто не мог ее сдвинуть. При расследовании оказывалось, что на том месте, где она останавливалась, был когда-то закопан младенец убиенный или были совершены другие злодеяния. Икона как бы призывала к покаянию. В некоторые селения Табынская икона вовсе отказывалась заходить. Многочисленные чудеса исцелений поражали всякого, кто решался пройти с каретой хотя бы самую малость. Посему каждый старался принять икону Владычицы к себе.
Год от года крестный ход все растягивался и едва мог уместиться по срокам в календарный год. Табынская икона почиталась как святыня всего Оренбургского казачьего войска, присутствуя во время Первой мировой войны на фронтах. При ней служили молебны перед атакой. Последний крестный ход прекратился около Оренбурга.
Ежегодно к празднику Poждества Пресвятой Богородицы Оренбург встречал её Табынскую икону (накануне 7 сентября по старому стилю). Beсь клир 42 храмов Оренбурга, казачьи части, горожане выходили навстречу своей утешительнице. Встреча эта происходила самым торжественным образом.
В 25 км от Оренбурга, в селе Нежинка, встречали карету со святой иконой. Серебряную ризу, в которой она путешествовала, меняли на золотую, Оренбургскую. Однако на этот раз совсем рядом проходил фронт. Тут же явились «красные» и разогнали с помощью оружия всех богомольцев. Обе ризы забрали, а саму икону бросили на дороге. За ними шли казаки атамана Дутова, которые благоговейно приняли святую икону и уже отступали вместе с ней. Во время Гражданской войны в период наибольших колебаний казачества атаман А.И. Дутов для поднятия настроения и боевого духа казаков вывозил в войска покровительницу оренбургских казаков - Табынскую икону Божией Матери. Таким образом они дошли до города Благовещенска на реке Амур, но дальше святая икона не пошла. Горе и отчаяние охватило тогда русских солдат. Из всего, что было, осталась Табынская икона Матери Божией. И вот Она, всегда их спасавшая, не хочет идти за рубеж. «Красные» приближаются и уже скоро погубят оставшихся в живых...
Была построена часовня из камыша над чудотворной иконой. Епископ Камчатский Нестор вместе с архиепископом Оренбургским Мефодием, архиепископом Томским Мелентием и многими священниками три дня постились и слезно молились, и вот святая Табынская икона двинулась через границу в Китай. Об этом осталась запись в дневнике знаменитого атамана: «...Вынесли только оружие, патроны и икону».
ТАБЫНСКАЯ ИКОНА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Первый храм её за рубежом был в монастыре города Харбина. Там прославилась Табынская икона многими чудесами так, что китайцы молились ей, говоря: «Если Табынь поставишь свечку - все будет хорошо, если не поставишь - плохо». В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Потом русских по настоянию большевиков изгнали из Китая. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской Церкви Заграницей, перевез икону в город Сан-Франциско. Все попытки митрополита Мануила вернуть святую икону не увенчались успехом. Так и мы ныне уповаем лишь на волю Пресвятой Владычицы.
Однако гонению подверглась не только святая Табынская икона, но и день чествования её - IX пятница по Пасхе. Еще в 1922 г., не дожидаясь окончания Гражданской войны, большевики запретили этот праздник. Разрешили его лишь однажды. Однако это стало самым настоящим торжеством православия. В 1947 г. на Святые ключи с трех сторон двинулись крестные ходы из Уфы, Оренбурга и Стерлитамака. У Святой горы архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иоанн (Братолюбов) вместе со множеством священников пел акафист. Три монашеских хора из монастырей Уфы, Оренбурга и Енатского монастыря воспевали Богородицу так умиленно, что молчали даже птицы. А когда особым распевом все множество людей пело «Радуйся, Невесто Неневестная», то слезы у людей рекой лились из глаз.
В то же время произошло прославление копии Табынской иконы Богоматери в городе Оренбурге. В 1948 г. владыка Мануил был арестован. Вновь назначенный епископ Борис (Вик) прибыл на свою кафедру и по обычаю должен был поклониться Табынской иконе Божией Матери. Однако, увидев её темный лик, не захотел, говоря себе: чему же тут молиться, на иконе ничего не видно. И вдруг свет осиял святую икону, и Матерь Божия отвернулась от него. Сильно пораженный владыка Борис повелел всем беспрекословно поклоняться святой иконе, объявил сбор серебра и золота на ризу Богородицы и установил петь после каждой литургии «Высшую» перед святой иконой.
МЕСТО ЯВЛЕНИЯ ТАБЫНСКОЙ ИКОНЫ
После 1947 г. праздник был строжайше запрещен. Вокруг источника устанавливался тройной кордон милиции, комсомольцев и пионеров. Устраивались облавы, угрожая оружием, разгоняли паломников со Святых ключей. Однако не было ни одного года, чтобы в сам праздник паломники не прорывались к источнику и не набирали соленой воды. Такое же гонение терпели в Верхнем Авзяне около источника Табынской иконы Божией Матери, что на Малиновой горе. Но там часовню сразу взорвали (под гор. Белорецком). А над Святыми ключами часовню сначала перестроили в лечебницу. Но каждый день ванны лечебницы были полны змей. Больные боялись «жены», одетой в черное, постоянно появляющейся у часовни и обходящей ее.
Лечебницу построили рядом, но Матерь Божия не допускала туда людей, так и до сих пор курорт не может использовать воду 1-го источника.
По требованию журнала «Наука и религия» 1972 г. часовня и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны. Место вокруг обезображено, спилены деревья, окружавшие источник, наброшен всякий хлам, все заболочено и выглядит отхожим местом. Воистину глаголы Господни: «...Егда узрити мерзость запустения на месте святом... знайте, что близко, что при дверях...»
Молитва перед погружением в Святой источник:
Господи!
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником.
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
Молитва после купания.
Господи!
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Аминь.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры! Святой источник - это место особого благоговейного поведения.
Запрещается:
1. Распивать спиртные напитки.
2. Курить.
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель.
4. Выгуливать и купать животных.
5. Громко разговаривать и включать музыку.
6. Разжигать костры вблизи источника.
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Книга А. Чибилёва «Природное наследие Оренбургской области». Оренбургское книжное издательство, 1996 г.
Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Оренбургской области / сост. А.С.Паженков. — Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды. — Оренбург: «Экотон», 2010. — С. 117. — 259 с. — 200 экз.
Из книги Олега Бедулы "Живые родники", 2011 г.
Родники и источники Оренбургской области.
Матвеев В., Ильина И., Задульская О. // « Охраняемые природные территории Оренбургской области / Сост. Захаров А. С., Горелов М. С.. — Оренбург: Кн. изд-во, 1995. — С. 155—156. — 352 с. — ISBN 5-7575-0465-X.
"Святых ключей чистейшая слеза". Сборник путеводитель по святым родникам Оренбургской митрополии. Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Вложение | Размер |
---|---|
Святой источник Табынской иконы Божией Матери | 317.09 КБ |
Святой источник Табынской иконы Божией Матери | 69.55 КБ |
Святой источник Табынской иконы Божией Матери | 89.24 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 3492 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий