Родники и источники Вологодской области
Воду, драгоценный дар природы, академик А.Н.Карпинский назвал живой кровью, которая создает жизнь там, где ее не было. Эти слова невольно приходят на ум, когда видишь бьющий из-под земли источник.
Вологодская земля очень богата уникальными родниками. О некоторых из них мы сегодня и расскажем. Большой популярностью, например, пользуется в Вашкинском районе Куков (Святой) родник.
Согласно легенде, во время польско-литовского нашествия на Вологодчину поляки убили всех мужчин в округе и собирались убить детей. Узнав об этом, мать превратила сына Кука в родник, дочь - в реку Илексу, сама же обернулась елью у родника. Источник у современной деревни Зуево освящен еще до революции. Считалось, что родник дает здоровье детям. Если ребенок болен, к роднику идут тайно: нельзя никого встретить на пути к нему. При этом хранят абсолютное молчание по дороге туда и обратно.
А вот в Харовском районе, у деревни Бережок, бьет источник святого великомученика и целителя Пантелеймона. Здесь на Преображение Господне проводится служба в рядом стоящей Спасо-Преображенской Бережецкой церкви.
В окрестностях Харовска имеются три родника Пресвятой Богородицы, вода из которых помогает при глазных заболеваниях и проблемах с пищеварением. Не обделен чудотворными источниками и Устюженский район.
В деревне Дуброва славится Святой источник, возле которого в XIX веке была построена церковь Вознесения Господня, просуществовавшая до 1947 года. Воду из родника местные жители берут на праздник Крещения и считают ее святой.
На окраине Устюжны, в районе реки Ижина, имеется родник. Вода в нем чистая, холодная, вкусная, здоровая. По местным преданиям, от многих хворей помогает. По дороге в Шуйское на реке Черный Шингарь бьют три родника, рядом с которыми проходил святой Димитрий Прилуцкий, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря. С тех пор эти места считаются святыми, а с ними и родники.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ВОЛОГОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
КЛАДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Словом, в каждом районе Вологодчины есть источники, чье происхождение овеяно легендами. А все потому, что местные жители, пользуясь родниковой водицей, издавна отмечали ее необыкновенную чистоту и лечебные свойства. Вода из этих родников стояла годами. За такими родниками стали ухаживать, рядом с ними возводили часовни и церкви, им давали имена святых. Некоторым родникам посвящены легенды, не относящиеся к православию, а затрагивающие историю местных деревень или Вологодского края.
Что же это такое - родник?
Если говорить строго по-научному, то это естественный выход подземных вод на земную поверхность. Запасы подземных вод принято условно делить на естественные ресурсы, которые ежегодно возобновляются, и статические запасы, которые накапливаются веками. Эксплуатационные ресурсы подземных вод на территории нашей области составляют почти 8,7 миллиона кубометров в сутки, три четверти из них - пресные. Основная часть подземных вод поступает непосредственно в поверхностные водоемы, меньшая выходит на поверхность земли в виде родников.
Все родники делятся на восходящие и нисходящие. Первые представляют собой ключи, бьющие снизу вверх, образуя чашу с водой, на дне которой можно заметить небольшой подводный фонтанчик - грифон. А вот нисходящие родники образуются на склонах, где вода просачивается из водоносного горизонта и устремляется вниз в виде ручья. У нас в области к источникам особое отношение.
Департамент природных ресурсов с 2001 года занимается изучением и обустройством родников и колодцев. Так, в десяти районах области проведено обследование с отбором проб воды на химический и бактериологический анализ 15 родников, расположенных вдоль дорог.
По его результатам за счет средств областного бюджета были обустроены родники Куков, «У лося» в Сокольском районе, самоизливающаяся скважина в Опоках близ Великого Устюга. Построен павильон над родником в деревне Колбино Вологодского района.
Уже несколько лет в области действует Постановление Губернатора «Об обустройстве родников», а наш департамент разработал и направил в районы методические рекомендации по обследованию и обустройству выходов на поверхность подземных вод с предложениями провести их инвентаризацию и представить планы обустройства.
Администрации районов уже обследовали 840 родников с отбором проб воды на химический анализ. Проведено обустройство Чудотворного источника, расположенного вблизи деревни Нагорное Вологодского района. Здесь за счет средств ООО «Стройиндустрия», акционерных обществ «Горстройзаказчик», «Сокольский ДОК», «Стайлинг» и областного бюджета изготовлены и установлены купальня, туалеты, беседки, скамейки для отдыха, оформлен вход, проведено обустройство тропы к источнику и автомобильной стоянке. Чудотворному источнику с прилегающей территорией как объекту религиозного поклонения и паломнического туризма придан статус памятника природы.
Нельзя не упомянуть еще об одном важном документе - перечне мероприятий по обустройству родников и колодцев, финансируемых за счет средств областного бюджета до 2010 года. За последние годы из этих средств проведены работы в 22 районах области почти на 1,5 миллиона рублей, из средств районных бюджетов - на 827 тысяч.
Предприятия выделили стройматериалы и оплатили работы на сумму более 200 тысяч рублей. Обустроено свыше двухсот родников в 25 районах области. Особо отмечу Великоустюгский район, где на обустройство 59 родников муниципальный бюджет выделил более 280 тысяч рублей, а Бабушкинский район ежегодно за счет местного бюджета и частных пожертвований выполняет работ на 100-200 тысяч рублей. В 2007 году на эти цели только из областного бюджета запланировано выделить более 900 тысяч. Обустройство источников проводится также общественными и экологическими организациями. В рамках Дней защиты от экологической опасности за последние четыре года приведено в порядок более 400 источников.
Родниками или источниками, ключами называют сосредоточенный естественный выход подземных вод на дневную поверхность. Прежде чем выйти на дневную поверхность, подземные воды, фильтруясь, проходят через пористое пространство различных горных пород, поэтому родниковая вода, как правило, отличается прозрачностью, свежестью и отменным вкусом. Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства. Последние годы, когда поверхностные воды часто бывают загрязнены и не пригодны для питья, родники все больше привлекают внимание как источники питьевой воды.
Родники как природные объекты имеют важное экологическое, эстетическое, рекреационное и историко-культурное значение. Кроме того, родники являются неотъемлемой частью ландшафта и украшают его. Все это дает основание ставить вопрос о придании некоторым родникам статуса памятников природного наследия.
Происхождение родников, их химический состав и экологическое состояние определяются, прежде всего, геологическим строением и гидрогеологическими условиями региона. В гидрогеологическом отношении рассматриваемая территория расположена в центральной части Московского артезианского бассейна, начало изучения подземных вод которого положено исследованиями грязовецких железистых источников, использовавшихся для лечебных целей с конца 19 века.
Подземные воды региона приурочены к четвертичным, неоген-палеогеновым, юрским, триасовым и верхнепермским отложениям. В четвертичных отложениях они содержатся в аллювиальных, флювиогляциальных, озерно-ледниковых и гляциальных образованиях. Среди четвертичных отложений, которые развиты по всей площади рассматриваемой территории, преобладают суглинки и глины. Водоносные горизонты, приуроченные к ним, имеют островной характер распространения, а водообильность их изменчива. По данным В. П. Гея, Н. Г. Бителевой и др. (1985 г.) наиболее водообильными являются флювиогляциальные отложения, распространенные на Вологодско-Грязовецкой и Авнижской возвышенностях и по долинам некоторых рек. Родники этих районов дренируют, главным образом, четвертичные отложения.
Святые источники прп. Димитрия Прилуцкого входят в областной природный комплекс Дьяконовская поляна, находящийся в Междуреченском районе. Территорию природного памятника связывают с житием местного святого Димитрия Прилуцкого.
В годы основания святым Спасо-Прилуцкого Димитриевого монастыря Димитрий Прилуцкий долгое время жил на берегу реки Черный Шингарь. Все водные акватории этого региона стали считаться целебными.
Сегодня в самом центре Дяконовской поляны установлен росписной камень, где изображен святой. Недалеко находится поклонный крест и небольшая часовня. Целебные свойства приписываются трем крупным святым источникам на территории поляны.
Утренний ключ называют “Афанасий”. Он расположен рядом с деревней Славянка у мельницы. С помощью его воды организм очищают от шлаков.
Дневной ключ под названием “Настасья” известен способностью исцелять хронические болезни организма с затяжным течением.
Вечерний родник называют “Парасковья”. Его воды позволяют уничтожить на теле язвы, эрозии, вылечить от псориаза, астматических заболеваний.
Со слов вологодского знатока, родники подразделяются на дневной, утренний и вечерний, в зависимости от расположения по сторонам света. Воды родника на востоке поляны солнечный свет освещает утром во время восхода солнца, и ключ поэтому, называется - утренний. Дневные источники - которые солнце освещает, находясь в зените, а вечерние - находящиеся на западе поляны и освещены солнцем перед закатом. Воду утреннего набирают и пьют на восходе, дневных — с 12 до 13 часов дня, вечерних – наливают с 19 до 20 часов вечера. В лечебных целях воду вечернего родника пьют по определенной системе - первый раз в половину второго ночи, а второй — в половину шестого утра.
Координаты:
N59° 10.343'
E40° 38.536'
По характеру выхода подземных вод на дневную поверхность ключи делятся на нисходящие и восходящие. Выходы первых часто встречаются на присклоновых участках и склонах, где вода просачивается из водоносных пород и устремляется вниз в виде ручья. Восходящие родники представляют собой ключи, бьющие снизу вверх, образуя чашу с водой, на дне которой можно видеть подземные фонтанчики-грифоны. Родники, разгрузка которых происходит по долинам рек (например, по Леже, Шингарю, Тошне) имеют напорный характер – восходящие родники.
На рассматриваемой территории было выявлено картографически, проведением полевых исследований и по материалам среднемасштабной государственной геологической съемки более 80 родников. Выходы родников (ключи) наблюдаются по долинам рек и оврагов, прорезающих равнину, а также большое количество родников отмечается на периферии распространения флювиогляциальных отложений, например, на юго-западном склоне Авнижской возвышенности. Дебит родников колеблется от 0,0 n до 5,3 л/с.
Есть и уникальные в этом отношении родники с исключительно высоким дебитом, как, например, родник у д. Никола-Пенье, дебит которого составляет 22,5 л/с.
Качественный состав родниковых вод не очень разнообразен, так как родники дренируют главным образом водоносные горизонты четвертичной толщи горных пород. Наибольшее распространение получили воды гидрокарбонатного кальциевого или магниево-кальциевого состава с минерализацией до 0,6 – 0,7 г/л. Лишь в родниковых водах, дренирующих межморенные водоносные горизонты, где на их формирование иногда влияет подток вод из нижележащих водоносных горизонтов дочетвертичного возраста, наблюдается повышенное содержание сульфат-ионов и тогда минерализация родниковой воды увеличивается до 1,13 – 1,36 г/л (ключи под д. Смыково и Шеломово). В некоторых родниках к северу и югу от г. Грязовца наблюдается спонтанное выделение газа. По данным, состав спонтанного газа этих родников – азотный, содержание N? – 80,7 – 97,6 %, инертных газов – 0,948 – 1, 046 %, О? – 12,0 – 17,0 %, СО? – 0,2 – 4,1 %. В связи с очень низким содержанием в составе биогенного азота, газ относится к азотным четвертичным газам приповерхностной циркуляции.
Родниковые воды, дренирующие четвертичные отложения, формируются в процессе длительного выщелачивания горных пород атмосферными водами в условиях влажного климата. Это приводит к почти полному удалению легко растворимых солей и выщелачиванию мало растворимых. В районах поднятий (например, Дьяконовского), где дочетвертичные породы триаса и перми попадают в зону выщелачивания и хорошей промытости, формируются пресные гидрокарбонатные кальциевые или магниево-кальциевые воды. На остальной территории к водам выщелачивания можно отнести воды нижнетриасовых отложений. Однако в формировании химического состава этих вод с глубиной увеличивается значение подтока сульфатных вод из нижележащих верхнепермских отложений, чем и объясняется появление в некоторых родниковых водах повышенное содержание сульфат-ионов.
По характеру использования родниковые воды можно разделить на питьевые, лечебные и рекреационные. Многие родники в окрестностях г. Вологды широко известны и в последние годы используются как источники питьевой воды и даже освящены. Как наиболее посещаемый можно отметить родник в правом борту долины р. Тошни, что у д. Юрьево, выше моста по дороге на ст. Дикая. Родник каптирован бетонным кольцом. Вода из каптажа течет по металлической трубе и далее в р. Тошню. Вода пресная гидрокарбонатная, имеющая высокую временную жесткость.
Вологодская область » Вожегодский район » деревня Бакланово
В июне 2006 года на территории Вожегодского района благодаря местным благодетелям облагородили и обустроили Баклановский ключик, что находится у автодороги между поселками Вожега и Ючка. Родниковая вода прямиком из леса течет по деревянным лоткам внутрь недавно построенной красивой деревянной беседки, отныне людям не придется заходить в лес для набора водички.
Над местом, где набирают водичку есть иконка Девы Марии с Младенцем. Внутри в домике установлены лавочки, где можно посидеть и отдохнуть и послушать тихое журчание вод родничка и маленького ручейка от него бегущего вдоль дороги. Ключ освящен 5 июня 2006 года отцом Сергием, священником Ильинского прихода.
Над входом прикреплена табличка, которая гласит:
«Издавна наши предки считали родники, ключи священными. Они поистине чудесны: из неведомых земных глубин вырываются на поверхность чистые родниковые воды. Долгие века люди не могли ответить на вопросы: где и как рождаются родники, какая сила поднимает их снизу вверх, откуда берутся целебные свойства воды, но активно использовали подземные воды для питья. У сельских жителей умение использовать родниковые воды достигло совершенства.
Не доходя полкилометра до бывшей теперь уже деревни Баклановской, под горой найдете обычный, не каждому приметный родничок. Несколько десятилетий назад нашелся хозяин - мужик, который обустроил родник. Смастерил деревянный желоб, по которому побежали звенящие струи на волю. И с тех пор всяк идущий, едущий мимо, мог испить живительной влаги, отдохнуть у прохладного родника в тени сосен и белоствольных берез. Смастерил хозяин и берестяной ковшичек, чтобы набирать родниковую воду. И вот из года в год, по весне, появляется новый берестяной ковш, сделанный умелыми руками неизвестного мастера–труженика, чтобы неповторимый вкус родниковой воды в березовом ковшичке дошел и до наших душ. Проезжая мимо, современный путник останавливается у родника набрать воды и принести в свой дом живительные капли. И пока существуют живые родники, душа человека по-прежнему будет откликаться на все чистое и прекрасное.»
Любителям лыжных прогулок в южном направлении от г. Вологды хорошо известен «Родничок» у д. Голубково близ трассы газопровода Вологда-Грязовец. Родник обустроен и силами энтузиастов поддерживается в хорошем состоянии круглый год. Родник освящен.
Общая жесткость воды 4,9. В пределах допустимых концентраций в воде присутствуют микрокомпоненты – Fe, В, Zn, Sr. Близки по составу воды родников, выходящие у д.д. Болтино и Бурцево в правом борту р. Шограш. Воды этих источников используются местным населением и дачниками.
Как лечебные родниковые воды использовались при высоком содержании в них железа? Наиболее известными в этом отношении являются Корнильевские источники. Источники железистой воды были открыты в 1765 г. ссыльным генерал-майором И. С. Хорватом. Хотя известно, что ориентиром при выборе места для будущего Комельского монастыря в 1497 г. преподобному Корнилию послужили именно источники на p.p. Нурме и Талице. Нуромские ключи, расположенные в 250 – 300 м вверх по р. Нуроме от устья р. Талицы, бьют тремя грифонами. Один из них расположен на правом берегу реки и каптирован деревянным срубом круглого сечения. Вода в нем на 3 метра выше уровня воды в реке. Дебит порядка 3,0 л/с. Температура воды 6°С. Вода прозрачная, бесцветная без запаха, гидрокарбонатная, магниево-кальциевая с минерализацией около 0,7 г/л.
Талицкие ключи расположены в 700 м от устья р. Талицы на правом берегу реки. В настоящее время источники закрыты деревянным срубом, из которого выведена труба, по которой железистые воды, изливаясь, образуют ручей, впадающий в речку. На дне и бортах ручья – обилие охристого железистого осадка. Суммарный дебит талицких ключей около 4 л/с. Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, с терпким железистым вкусом. Температура воды 5 – 6°С. Один из естественных (не каптированных) выходов родниковых вод газирован. Дебит газа составил 2,0 – 2,5 л/с (Белов З. И., 1935). Состав газа по данным лаборатории ЦНИГРИ азотный (97.6%) с присутствием сероводорода (0,8%), метана (1,4%) и углекислого газа (0,2%). По результатам полевых исследований воды одним из авторов статьи содержание сероводорода составило 4,0 мг/л. Железа – 8,0 мг/л.
Активное использование минеральных вод началось лишь в конце 19 века. Численность больных, посещавших источник, достигала 500 человек. Для лечения железистыми водами в Корнильевский монастырь приезжали люди не только из Вологды и ее окрестностей, но и из Ярославля, Костромы, Казани, Уфы, Петрозаводска, Петербурга, Москвы и других городов. В 1884 г. под «ванное заведение» была оборудована одна из деревянных часовен вне стен монастыря. Успешно излечивались кожные и гинекологические заболевания, анемия и заболевания опорно-двигательной системы. Курорт в Корнильево просуществовал до 1935 года. С упразднением Вологодской губернии и включением в её состав Северного края курорт прекратил свое существование.
Кроме Корнильевских источников большой известностью пользуется родник с железистыми водами, расположенный в долине р. Мясниковки близ д. Девять изб (5 – 6 км севернее г. Грязовца). Источник каптирован в тридцатые годы прошлого столетия деревянным срубом круглого сечения. Температура воды 5 – 6°С. Вода прозрачная, бесцветная с терпким освежающим вкусом.
Состав воды гидрокарбонатный магниевокальциевый, с незначительным содержанием сульфат-ионов до 5-6 мг/л, железа – 8,0 мг/л. Вода источника «Девять изб» считалась у жителей близлежащих деревень целебной и до сих пор используется в качестве таковой без медицинского контроля.
Корнильевские источники и родник «Девять изб» дренируют водоносный горизонт среднечетвертичных озерных и озерно-ледниковых отложений. Повышенное содержание железа и наличие растворенного сероводорода в водах этого горизонта определяют их бальнеологические свойства. Родниковые воды источников, питаемых этим водоносным горизонтом, с давних пор рассматривались и изучались как минеральные. По многочисленным анализам разных авторов, а также по результатам анализов, проведенных одним из авторов непосредственно у источников, установлено содержание в воде двухвалентного железа менее 10 мг/л, что не позволяет по современным требованиям ГОСТа отнести их к лечебным минеральным. По мнению авторов, причиной уменьшения содержания железа в водах этих источников является антагонизм сероводорода и двухвалентного железа, что приводит к связыванию последнего и образованию марказита, сажистые отложения которого в большом количестве фиксируются на водовыводящих трубах.
В Вологодском районе не менее известен железистый источник у д. Зуево в нижнем течении ручья Лумбовец, где до сих пор видны остатки когда-то построенной над источником часовни. Вода хлоридно-гидрокарбонатная с содержанием железа по результатам анализа непосредственно у источника – 12,7 мг/л. В прошлом родниковая вода использовалась в качестве лечебной как местным населением, так и приезжими без медицинского контроля.
Самые высокие концентрации железа (до 28 мг/л) в родниковой воде близ пос. Лиминский на левом берегу р. Вологда. Вода источника гидрокарбонатная магниево-кальциевая с минерализацией 0,3 г/л.
На рассматриваемой территории выявлено лишь два источника с минерализацией воды более 1 г/л (родники у д.д. Смыково и Шеломово). Вода источников сульфатная и гидрокарбонатно-сульфатная со смешанным катионным составом. Однако воду источников нельзя отнести к минеральной, так как в ней отсутствуют специфические компоненты, а общая минерализация менее 2 г/л.
Не смотря на большую популярность родниковой воды как питьевой, необходимо помнить, что родниковые воды подвержены загрязнению. Как было отмечено выше, родники данного региона в большинстве своем дренируют на глубокозалегающие водоносные горизонты, в связи с чем они сравнительно легко подвергаются загрязнению, особенно в пределах крупных населенных пунктов, близ промышленных предприятий и сельскохозяйственных объектов. Кроме того, химический состав особенно нисходящих родников подвержен сезонному колебанию, и качество родниковой воды может ухудшаться в весенний период года. Родники чутко реагируют на любое антропогенное воздействие. Как гидрогеологические компоненты ландшафта, они могут быть важным элементом мониторинга окружающей среды.
Присутствие родника в природном комплексе, отнесенном к памятнику природы, усиливает эстетическую привлекательность, живописность, повышает рекреационное значение того или иного природного комплекса или памятника природы.
Некоторые родники должны войти в разряд геологических памятников природы, особенно те, которые расположены в пределах ценных участков, имеющих природоохранное значение.
Например, Корнильево-Комельский источник, имеющий историко-культурное значение и научную ценность, должен обладать статусом «памятника природы». Описанные выше железистые источники, без сомнения, и сейчас имеют важное экологическое и рекреационно-оздоровительное значение, ждут своего обустройства.
СПИСОК РОДНИКОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сямженский район, деревня Аниковская
Однажды в обычной деревеньке Сямженского района, километрах в тридцати от райцентра, произошло чудо: явление иконы мученицы Параскевы Пятницы. На месте обретения образа местные жители поставили часовню, а бьющий здесь источник почитали как целебный. Говорят, были случаи исцеления от болезней после молитвы перед явленным образом.
СВЯТОЙ КУКОВ РОДНИК
Вологодская область » Вашкинский район » деревня Ивановская
В районе известно более 20 родников. Чистой родниковой воды можно отведать и вблизи районного центра - это Троицкий освященный родник, вода имеет отменные вкусовые качества, но наиболее интересный и загадочный - Никоновский родник, его воды богатые серебром, стекают по желобам, с высокого холма, шумным водопадом и впадают в бурный поток реки. Красота окрестностей, плавное течение полноводной реки Кемы и родник создают прекрасные условия для отдыха.
Источник считается святым, многие из тех, кто здесь побывал, завязывают ленты на близлежащих деревьях с надеждой на избавление от всяких бед и болезней.
Куков родник сохранил некую первозданность, там не бывает много людей, в основном это путники, вода в роднике вкусная и холодная, но обливаясь ею, не мерзнешь. Под навесом находятся иконы, в роднике много монет, а кругом многоцветие тряпиц, и за каждой какая-то просьба, мольба о близких и может быть о себе и самое главное это надежда, что всё будет хорошо...
"Куков родник" находится на территории Вашкинского района у деревни Ивановская Ивановского сельского Совета, недалеко от границы Вашкинского района с Вытегорским. На дороге республиканского значения Вологда-Медвежегорск стоит деревня Зуево, в 2,5 -3 км от которой в сторону Вытегры и находится "Куков родник".
Родник расположен в нескольких метрах от дороги, что дает возможность легко подойти к источнику, набрать воды, напиться, отдохнуть в тени могучих деревьев. Это место облюбовано для отдыха и водителями дальних рейсов, и грибниками, и туристами, и колхозниками, занятыми на сенокосе, и теми, кто приехал к нему с определенной целью - набрать воды, которая, по словам старожилов, обладает чудодейственной силой. Родник приветливо встречает всех в любое время года: источник не замерзает даже в самые лютые морозы.
Старожилы вспоминают, что раньше у родника было много кустов и деревьев, ветви которых свисали до самой воды. Чья-то заботливая рука спустила в воду небольшой резной сруб, и вода скапливалась и вытекала из сруба, образуя маленький ручеек. Рядом висел берестяной ковш или кружка. Затем сруб был убран, а источник углублен и расширен. Теперь он представляет собой небольшой водоем диаметром 1,5 - 2 м, в центре которого бьют ключи. Создается впечатление, что вода кипит, песок на дне шевелится. Кустов по краям стало меньше. Кто-то поставил скамеечку и стол вблизи источника, определил место для костра.
Смотришь на воду в роднике, замечаешь монетки в "кипящем" песке и о многом задумываешься. Почему так почтительно относятся люди к роднику? Почему бросают деньги в воду? Почему среди других источников выделен этот и назван Куковым? И почему Куковым?
Вологодская область » Вашкинский район » деревня Никаново
Серебряный Никоновский родник, святой источник мучеников Кирика и Иулитты деревня Никаново
В деревне Никаново или более известное и распространенное её название Никоново, с незапамятных времен в западной части деревни есть источник.
По всей видимости появился он здесь ещё до основания деревни. Источник образуется на земляных холмах и стекает вниз по деревянному лотку.
Вся эта интересная конструкция существует здесь в таком виде уже более 70 лет, потому как, старожилы села уж и не помнят, когда точно он появился в таком виде, но точно еще до их рождения. Деревянные желоба установлены внахлест друг на дружку, вместе длиной около 30 метров, основанием для них в верхней части служит глиняно-известковая подушка, а средняя и нижняя - рубленые деревянные клети.
Ключевая кристально чистая холодная вода хорошо утоляет жажду в летнюю жару, а набранная в сосуд, долго не портится. Проведенный анализ вод показал большой процент содержания ионов серебра.
«Спаситель». Вашкинский район, деревня Конечная.
После освящения родник стал называться «Спаситель». Рядом с этим святым источником построен небольшой павильон. Здесь можно не только набрать святой воды, но и присесть отдохнуть.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК - ДЕРЕВНЯ ВЛАДЫЧНЕВО
Вологодская область » Вологодский район » деревня Владычнево
Чудотворный источник один из самых известных и почитаемых на Вологодчине святых ключей. Родник расположен в лесу, в местечке Еленга (Елегонка?), на границе Кирилловского и Вологодского районов, в семи километрах от деревни Владычнево Березниковского сельского поселения.
По преданию, передаваемое из уст в уста, несколько веков назад, жители ныне не существующей уже деревни Еленга, увидали, здесь, незнакомую женщину в чёрных одеждах. Незнакомка прошла не останавливаясь через деревню в сторону леса, в поле за деревней присела отдохнуть на большой камень, потом отправилась вглубь леса, почти не касаясь земли, через непролазное болото. Селяне были озабочены что она могла утонуть, отправились за ней в лес и увидели тропинку среди болота. Тропа привела их к иконе, когда местная жительница Елена подняла икону Божией Матери Одигитрии, из земли вырвался родник. Тогда крестьяне осознали - «Святая это женщина - Богородица».
Родник был обретен 10 августа — в день, когда все православные отмечают праздник Смоленской иконы Божией Матери. У ключика срубили часовенку, где служились молебны и освящались воды ключа.
В советские годы, когда шла борьба с «опиумом для народа», родник по приказу властей не раз заливали соляркой, но он быстро очищал свои воды. Запрещали приходить сюда, но не смотря на это, во все времена приходили сюда верующие, а в день Богородицы Одигитрии Путеводительницы служили службу.
Всегда считалось, что у источника исцеляются от любых болезней. В настоящее время родник имеет статус природного памятника, территория вокруг ключа облагорожена, источник освящен, построена новая часовня, куда люди приезжают помолится, поставить свечку, набрать святой воды. Рядом с часовней оборудованы купальни, построен домик, где можно переждать непогоду. Приведена в порядок дорога и к святому источнику можно проехать на любой автомашине.
В южном направлении от часовни через лес идет тропа к Святому камню, расположенному на опушке леса. Недалеко по лесной тропинке находится еще один святой источник в честь Пресвятой Троицы.
Вологодская область » Грязовецкий район » Корнильево
Преподобный Корнилий родился в Ростове, в семье богатых родителей, служивших у княгини Марии, супруги великого князя Василия Темного. Когда мальчику было тринадцать лет, его родители умерли, и он удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где трудился при хлебне, а также переписывал для обители книги.
Недолго оставался Корнилий в монастыре. Он пожелал стать странствующим иноком и поселился в уединении вблизи Новгорода. Вскоре молва о его строгой жизни разнеслась повсюду и к преподобному стали приходить ученики. Тогда подвижник удалился сначала в Савватьевскую пустынь, а затем в вологодский Комельский монастырь. Здесь он избрал глухое место недалеко от Вологды и некоторое время жил один. Но продолжалось это недолго, Господь призывал преподобного к служению людям. Он смирился, принял от митрополита Симеона рукоположение во священника, построил церковь и несколько келий для иноков.
За свою строгую подвижническую жизнь преподобный Корнилий сподобился от Бога дара чудотворений. Так, по его молитве излечилась рана на руке инока Иова; другого инока, до полусмерти избитого разбойниками, преподобный исцелил возложением своей руки.
До революции Корнилиево - Комельский монастырь был одним из самых известных и почитаемых на Руси. Эту известность ему снискали не только мощи великого подвижника, от которых происходило множество чудес, но и источники преподобного, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. На этих источниках даже были построены больницы с лечебными ваннами, особенно помогающими при кожных заболеваниях и параличе. После революции монастырь был разрушен, но чудесные источники сохранились до сих пор. Мощи преподобного также сохранились и в настоящее время почивают под спудом.
Колодец Преподобного Дионисия. Сокольский район, Кадников.
Рядом с местом, где находился собор Глушицкого Сосновецкого монастыря, сохранился колодец, выкопанный преподобным Дионисием, основателем монастыря. Сосновецкий монастырь находится недалеко от Кадникова, на берегу реки Глушицы.
Вологодская область » Грязовецкий район » деревня Юношеское
На правом противоположном от Павлова Обнорского монастыря берегу реки Нурмы, пройдя по пешеходному мосту и поднявшись в гору, можно посетить еловую рощу - известный памятник природы "Старый парк Юношеское".
Роща заложена монахами Павло-Обнорской обители в 1862 году.
Также здесь расположены два чудотворных источника, которые зовутся верхний и нижний и камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский.
Кладезь в еловой роще и около келии прп. Павла кристально чистой воды, славятся своей лечебной силой. На одном из источников оборудована купальня.
Чудотворный кладезь ископанный преподобным Павлом Обнорским - нижний источник, расположен на берегу реки Нурма. Верхний источник находится в 100 м юго-западнее в лесу.
Кладезь в еловой роще и около келии прп. Павла кристально чистой воды, славятся своей лечебной силой.
Колодец Преподобного Димитрия, Вологда
Святой колодец находится в Спасо-Прилуцком монастыре, близ алтаря Спасского собора. По преданию, преподобный Димитрий выкопал колодец, вода в котором обладает целебными свойствами.
Св.источник Николая Чудотворца Кадуйский р-н В селе Никольском, раскинувшемся на месте слияния норовистой и своенравной реки Шулма и не менее красивой реки Андога, в 2001 году, осенью, был освящен родник. Когда-то здесь было три храма - Никольский, Покровский, Крестовоздвиженский, но с течением времени и не без помощи безбожников оказавшихся у власти в начале прошлого века, храмы были разрушены
«Соколовский родник», святой источник святителя Николая Чудотворца урочище Кирики-Улиты, у деревни Голубково
Вологодская область » Вологодский район » деревня Голубково
Урочище «Кирики-Улита» — памятник природы регионального значения. Находится близ деревни Кирики-Улита. Представляет собой холмистую, наполовину покрытую еловым лесом местность, через северную часть которой протекает река Шограш, а в южной части расположен лесной массив с Никольским родником. Источник восстановлен и обустроен Н.А. Соколовым при участии прихода Преображения Господня, местного населения, меценатов и благотворителей.
По решению Законодательного собрания источник получил наименование «Соколовский родник».
В последнее время, уже более десятка лет, на источнике совершаются водосвятные молебны, а в 2008 году над одним из ключей была построена часовня во имя Николая Угодника.
Расположение источника вблизи Вологды и объездной дороги – части федеральной автотрассы М-8 не помешало сохранить данный природный объект, и в настоящее время является местом туризма и отдыха вологжан.
Часть лесного квартала, 2.3 га, на территории особо охраняемой природной территории, с 2010 года, находится в долгосрочной аренде у Н.А. Соколова и используется для ведения рекреационной деятельности.
Основной причиной посещения «Соколовского источника» является забор питьевой воды и кратковременный отдых на обустроенной территории, непосредственно примыкающей к источнику. В сентябре 2015 года в первую половину выходного дня на этом участке зарегистрирована средняя посещаемость 10 чел./час (без учета детей). Доля рекреантов, прибывших для забора воды, составила 80%. На остальной территории летом осуществляется не интенсивный прогулочный отдых, а зимой территория активно посещается населением ближайших деревень и, главным образом, г. Вологды, поскольку тут проходит «Лыжня здоровья» от стадиона «Локомотив» в Вологде до д. Криводино.
Где находится, как доехать:
Координаты: 59°08'12.2"N 39°51'42.0"E
Cвятой источник великомученика Пантелеимона Целителя, Харовский р-н:
В 15 километрах от Харовска, на отлогом, низменном правом берегу реки Кубена, с 1845 года по 1937 год действовала церковь во имя Преображения Господня. До 1845 года здесь были деревянные храмы. А в 1938 году церковь была передана под устройство детского костно-туберкулезного санатория и была частично разрушена. Надо отметить что местность здесь очень живописна, «парящие» холмы, корабельные сосны, солнечные поляны, источающие опьяняющие ароматы многоцветий трав, живописные берега реки.
Вплоть до 80-х годов прошлого века просуществовало здесь лечебное учреждение, но после здание бывшего храма пришло в запустение. Возрождение церкви началось в середине 90-х, а уже августе 1996 года состоялась первая литургия во вновь возрожденной церкви Преображения Господня, что на Бережке.
Близ лежащая местность никогда не была жилым местом, церковнослужители жили в некотором отдалении от церкви, на Поповской горе, вокруг которой и по сей день вековая сосновая роща. Под горой бьет целительный ключ, почитаемый в народе святой источник во имя великомученика и Целителя Пантелеймона.
Издавна воду из него брали в великие христианские праздники и батюшкам на чай. Со слов старожил, в престольный праздник - день Преображения Господня, очередь к святому источнику была от самой церкви. Ныне с восстановлением храма стараниями многих благодетелей и трудников, около живоносного родника, благоустроена территория, на радость всех приходящих к нему за водой и с мольбами о помощи.
Вологодская область » Великоустюгский район » деревня Езекиево
Святой источник расположен у несуществующих в настоящее время деревень Олбово и Котовалово Великоустюгского района, ныне ближайшая деревня Езекиево.
Это место связано с именем почитаемого Святого Блаженного Прокопия, Христа Ради юродивого, Устюжского чудотворца. На протяжении уже нескольких веков сюда совершаются паломничества.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 7 сентября 1860 года жителям Великого Устюга было рекомендовано «совершать в 25 день июня крестный ход из Устюжскаго Успенскаго собора» к часовне близ деревни Котовалово.
В житие описывается, что Блаженный Прокопий юродствовал в Великом Устюге, жил на паперти храма Успения Божией Матери и в один воскресный день, когда было много народа на службе в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного».
Затем блаженный два дня рыдал, а на третий день пошел по городу проповедовать покаяние жителям, со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного Своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». В следующее воскресение, 25 июня (примерно 3 июня по новому стилю) 1290 года, в полдень, на город надвигалась большая черная туча, стало темно, как ночью, и началась страшная гроза, так что дома в Устюге сотрясались от раскатов грома. Жители Устюга вдруг осознали и присоединились к чудотворцу и молились. Из-за долгого и прилежного с рыданием моления святого Прокопия и всего народа к Богу и Пречистой Богородице изменился воздух и тучи страшные со вспышками и громами отошли в пустынные места, отстоящие от города на 20 поприщ (около 30 км), и там выпали дождём большие горящие камни, сжегшие многие леса и дебри, теми же многими и бесчисленными камнями деревья вырывало с корнем, а другие переламывало пополам, но из людей и скотины никого не убило заступничеством Пресвятой Богородицы и молитвами святого Прокопия.
Места эти до сих пор называют в народе «каменная туча» и считаются святыми, была сооружена деревянная часовня, а затем и каменная церковь. Родник в этом районе особо почитаем, считается целебным и назван именем святого Прокопия. Прокопьевская каменная церковь была разрушена в богоборческие годы и её руины можно увидеть,сохранился также старый погост. Восстановлена Прокопьевская деревянная часовня по инициативе Вологодского архиерея Владыки Максимилиана (Лазаренко). Вокруг руин церкви, и особенно в ложбине речки Котовалки можно увидеть много больших и малых булыжников темного иногда черного цвета. Ныне крестный ход возобновлен службы проходят у камня с выбитым на нем крестом на реке Стриге и в Прокопьевской часовне.
Святой источник Феодосия Тотемского.
Источник святого праведного Феодосия Тотемского находится на территории Варницкого посада, в 2 км от города Тотьма Вологодской области, рядом с Вознесенским Сумориным монастырем. Монастырь расположен на возвышенности, в месте слияния речек Кодвы и Песья Деньга. Родник открылся ещё при жизни основателя обители святого Феодосия, который пришёл в эти места в 1553 году из вологодского Прилуцкого монастыря, нёс послушание в Варницком посаде и добывал соль. Инок Феодосий (Суморин) взял на себя подвиг, как и святой Димитрий Прилуцкий, питался только хлебом и водой, а ночи проводил в молитве, стоя у варниц, повторял: "Терпи жар и огонь, трудись в поте лица над солию вещественной, чтобы иметь в себе соль духовную".
Св.источник св.Агатипа.Тарногский район.
Маркушевский святой родник - источник за деревней Заречье почитался со времени основания Маркушевского Никольского монастыря. В монастыре был свой колодец, но монахи за водой ходили к ключику вверх по речке Маркуша. По воспоминаниям старейших жителей деревни этот источник всегда считался святым: батюшка водой из родника освящал земельные участки.
Святой источник, колодчик преподобного Вассиана Тиксненского у села Биряково
Вологодская область » Сокольский район » село Биряково
Святой колодец расположен на родине святого преподобного Вассиана Тиксненского, в урочище Бурцево, в 5 км северо-восточнее села Биряково Сокольского района Вологодской области. Святой источник на правом берегу реки Рётча, в местечке, где раньше стояли три дома и называлось оно Малое Бурцево, находилось в окружении деревень Тимонинское, Черемховая и Загоскино.
Деревня Бурцево стояла на старом Устюжском тракте, по которому путники на лошадях добирались из Вологды в Великий Устюг. В XVI веке, во времена правления Ивана Грозного, здесь безбедно жил крестьянин Василий со своей семьей, занимаясь трудом земледельческим и портновским ремеслом. Долго вынашивал Василий решение отказаться от мирской жизни, потому что предчувствовал, что встретят его, семейного человека, в Тотемском Спасо-Суморином монастыре недружелюбно. Но все-таки бурцевский крестьянин Василий стал монахом, нареченным после пострига Вассианом. Поселился монах Вассиан в соседней Тиксненской волости, где прославился чудесами и отдал Богу душу спустя тридцать лет после пострига.
Когда на Тиксне стали происходить чудеса, в Малом Бурцеве вспомнили о колодце, который собственноручно вырыл около своего дома крестьянин Василий. Деревянная часовня, на каменном фундаменте над этим колодцем, была построена в 1868 году, по настоянию уроженки Бурцева — жены кадниковского купца Четверухина. После постройки часовни, как говорили старожилы, Четверухина, которая ранее была слаба зрением, стала лучше видеть. При дороге был поставлены каменный крест и кружка для пожертвований на украшение часовни, к которым вела березовая аллея. Рядом с часовней, в ограде, росли яблони, смородина и цветы. Все это охранял сторож.
В середине XX века часовню разрушили, дорога заросла кустарником, колодец засорился. В 1997 году группой учеников Биряковской школы под руководством учителя географии Н. А. Тимонина во время туристического похода были обнаружены в лесу сгнивший сруб колодца, закрытый круглым дорожным знаком, остатки фундамента часовни и натянутая в траве проволока с привязанными к ней красными тряпочками. В 2001 году ребята облагородили колодец, прорубили к нему тропу, откопали большие камни фундамента часовни, почистили колодец, поставили новый деревянный сруб. Затем над колодцем построили надкладезную сень.
Где находится, как доехать:
Координаты: 59.601496 41.599999
Святой источник преподобного Павла Обнорского.д.Юношеское.Грязовецкий р-н
На правом противоположном от Павлова Обнорского монастыря берегу реки Нурмы, пройдя по пешеходному мосту и поднявшись в гору, можно посетить еловую рощу - известный памятник природы "Старый парк Юношеское". Роща заложена монахами Павло-Обнорской обители в 1862 году. Также здесь расположены два чудотворных источника, которые зовутся верхний и нижний и камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский.
Святой источник иконы Троеручица Пресвятой Богородицы,д.Девять Изб,Грязовецкий р-н
Рядом с деревней Девять Изб, ежегодно, в первое воскресенье августа, собираются верующие, чтобы отпраздновать светлое празднество Святой Троеручицы. При стечении многочисленных паломников проводится молебен и освящают воду родника. Как его называют "Колодчик Святой Троеручицы" располагается на расстоянии пятисот метров от ст. Мясниковка СЖД. По преданию к святому источнику ходила сама Богородица. В честь неё и была воздвигнута часовня у святого родника.
Кичменгско-Городецкий район, д. Еловино 32 км от Кичменгского Городка
В живописнейшем месте деревни Еловино рядом с церковью Космы и Домиана появилось красивое сооружение.
Находится оно на склоне, поэтому его так сразу и не увидишь. Но стоит только подойти поближе, как взору открывается чудесная картина: на месте родника с ключевой водой выросла деревянная часовенка.
Этот источник в народе давно считался святым и его обустройство стало приятным подарком для верующих.
К часовне ведёт удобная лестница с перилами и лавочками для отдыха. Внутри – просторное помещение с купелью, где верующие могут набрать воды и принять омовение.
14 июля, в Кузьмадемьян – праздник д. Еловино, состоится освящение купели. Теперь наряду с единственной деревянной церковью в районе здесь появилась еще одна достопримечательность.
Легенда источника. д. Еловино Кичменгско-Городецкий район Вологодская область
Давно это было. Самые старые люди не назовут вам года. Поселился здесь в землянке под корнями ели Божий угодник, отшельник, имя которого никому неизвестно. Обращались к старцу за исцелением от разных хворей, за советом, просили рассудить, если какой спор возникал.
Когда вознес он последнюю молитву, улегся в могилу, вырытую под корнями наклоненной ветровалом ели, и отдал Богу душу. Налетел порыв ветра, зашумело, заскрипело, и ель встала на свое прежнее место.
На том месте, где была землянка старца, забил подземный ключ. А рядом вскоре нашли неведомо откуда взявшуюся икону Космы и Дамиана. Икону эту хотели унести в церковь ближайшего села, но едва несший икону переступал речку, как что–то приключалось с его зрением, и он переставал видеть. И поставили тогда на этом месте церковь.
Родниковая вода обладает целебной силой. 14 июля 2016 года проходило освещение источника.
Водопад "Васькин ключ" в Вологодской области
Водопадов на территории Вологодской области достаточно, но именно он, "Васькин ключ", привлекает внимание не только красотой и мощностью, уникальной историей образования, но и возрастом! Как утверждают старожилы деревни Нижняя Тозьма, в 3 км от которой расположился водопад, ему более 300 лет!
Многие не верят и дивятся тому, как вода не размыла скалу, по которой стекает?! К тому же водопад падает с высоты в 10 метров, а это значительное расстояние! Весь секрет долголетия водопада заключен в химико-физическом составе воды, температура которой никогда не бывает выше 7 градусов. Видно, карбонатные соли, входящие в состав, просто цементируют скалу!
Но на этом чудеса не заканчиваются. Сегодня доподлинно известен "маршрут" водопада. Он берет свое начало дне глубокого Щучьего (Чертова) озера, и, протекая около 5 км под землей в направлении устья ручья Чернушка, выходит на поверхность.
И кто знает, кем "Васькин ключ" был создан на самом деле. Ученые утверждают, что матушкой-природой. А вот легенды повествуют о том, что жил некогда в этих краях черт Васька. Рассердился он однажды на своенравную реку Сухону, стукнул копытцем о камень и... так "родился" водопад. Сегодня он является не только местной достопримечательностью, но и геологическим памятником. "Васькин ключ" стоит увидеть каждому!
Вологодская область » Сокольский район » деревня Сосновец
Стремясь к безмолвию, Дионисий около 1420 года удалился из Покровского монастыря в уединенную болотистую местность Сосновец, в 4 верстах к югу от монастыря, на берегу Глушицы, и поселился в келье у большой сосны.
Братия вскоре узнала о его местопребывании и убедила святого остаться игуменом Покровского монастыря.
В Сосновецкой пустыни Дионисий поставил церковь во имя св. Иоанна Крестителя, которая была освящена по благословению Ростовского епископа св. Дионисия Грека († 1425), полученному при посещении преподобным Ростова в 1418/19 (6927) года; архиерей также дал Дионисию икону Пресв. Богородицы с Младенцем и церковную утварь.
Преподобный переселил на Сосновец часть братии и ввел в новой пустыни общежительный устав, время от времени он посещал Покровский монастырь. В Сосновецкой пустыни Дионисий подвизался «жесточайшим пребыванием», воздерживаясь много дней от сна, употребляя только хлеб с солью и воду.
Здесь почивали мощи прп. Дионисия и Амфилохия и находились: чудотворный деревянный резной крест, сделанный прп. Дионисием, и писанные им иконы Божией Матери — Покрова и “Знамения” и резная — “Одигитрии”.
Близ места, где находился собор Глушицкого Сосновецкого монастыря, сохранился колодец, выкопанный прп. Дионисием. В часовне, устроенной над колодцем, выкопанным прп. Дионисием, хранился большой крест из сосновых брусьев, сделанный в 1602 из остатков громадной сосны, от которой и получил свое название монастырь.
Родник Маркушевский, святой источник преподобномученика Агапита Маркушевского деревня Заречье
Вологодская область » Тарногский район » деревня Заречье
Родник Маркушевский, святой источник преподобномученика Агапита Маркушевского деревня Заречье
Маркушевский святой родник - источник за деревней Заречье почитался со времени основания Маркушевского Никольского монастыря. В монастыре был свой колодец, но монахи за водой ходили к ключику вверх по речке Маркуша. По воспоминаниям старейших жителей деревни этот источник всегда считался святым: батюшка водой из родника освящал земельные участки. Если кто-то заболевал, то в святой воде мочили нательные рубахи, платки, исподки и одевали на себя, водой омывали детей, если ребёнок плохо ходил, то мыли ему ноги. Потому, как вода стекала с тела, узнавали, безнадёжно ли болен человек, или вскоре поправится.
Возрождение и обустройство святого источника после многих лет забытья произошло уже в наше время. Над ним построили надкладезную сень из оцилиндрованных брёвен, родник расчистили и заключили в колодец, вода течёт по деревянной колоде. Для перехода через речку Маркушу сделан мостик, оборудованы мостки и место отдыха. Источник освящён, а экологическая экспертиза признала вкусовые качества воды очень хорошими.
Агапитов Маркушевский Никольский монастырь был основан в 1576 году монахом Агапитом, пришедшим в Маркушу из Борисо-Глебского монастыря, расположенного в Сольвычегодске. Он избрал местом для будущей пустыни чудской куст, стоявший на высоком холме на берегу речки Маркуши, недалеко от ее впадения в реку Тарногу. В XVI веке там шумела еще не тронутая рукой человека тайга. Кустом назывались священные еловые рощи язычников, в которых иногда были и родники, как например, Маркушевский куст.
Агапит по своей натуре был вовсе не отшельником, искавшим уединения, а весьма предприимчивым дельцом с крепкой хозяйственной хваткой. В первое же лето он выстроил на облюбованном им холме небольшую часовню, жилой дом и заложил фундамент церкви. Ясно, что строил он все это не один, с ним из Сольвычегодска пришли несколько молодых трудников.
Через два года Агапит побывал в Москве и получил у митрополита Антония разрешение на освящение церкви, и одновременно в приказе Большого Дворца - грамоту на пользование землей вокруг монастыря и на строительство мельницы на реке Лохте, в сорока верстах от Маркуши. Лохта привлекла внимание Агапита тем, что населена была довольно густо, и мельница там могла дать монастырю устойчивый доход. Построив мельницу, Агапит некоторое время сам работал на ней в качестве мельника; он требовал от лохтян, чтобы они возили зерно для размола только к нему, грозя ослушникам божьими карами. За помол он брал «десятую меру» от смолотого зерна, которая временами превращалась и в пятую. Общественные мельницы в Лохте захирели. Кроме этого, игумен Маркушевского монастыря стал прибирать к своим рукам земли крестьян, попавших в беду, выдавая им под большой процент ссуды и забирая разработанные пашни, если ссуда не была возвращена в срок. Все это сильно встревожило и озлобило лохотских хлеборобов.
Некоторые читатели могут подумать, что автор этих строк сознательно старается задним числом очернить монаха, но это не так. Историческая правда состоит в том, что даже официальные церковные биографы игумена Агапита вынуждены говорить о нем не только хорошее. Так, священник Иоанн Верюжский более чем сто лет тому назад писал «... окрестные жители ... ненавидели и злобствовали на него… опасались они, что со временем все угодья и пустоши их отойдут к монастырю». Зная о ненависти лохотских крестьян к нему, Агапит ездил по волостям под охраной вооруженных монастырских слуг, но и это не спасло его от расплаты. «Особенно недовольны были и злобствовали на преподобного жители деревни Каликино; они выжидали только случая, чтобы напасть на него, думая, что со смертью настоятеля разрушится и ненавистная им обитель… В 1585 году… в мае месяце, отправился Агапит на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двух монастырских послушников Федора и Андрея. Узнавши о том, жители деревни Каликино стали подстерегать его и, когда старец 21 мая возвращался в обитель, они под предводительством Богдашки Ляхова напали на него и убили вместе с обоими спутниками и тела бросили в Уфтюгу».
После смерти Агапита вновь избранный монахами игумен в 1587 году идет в Москву и «бьет челом» тогдашнему хозяину Кокшеньги думному боярину и царскому конюшему Борису Федоровичу Годунову. Результатом этого челобития явилась грамота об отводе Агапитовой пустыне «порожних земель». В ней земли перечислены подробно: «… земли порожние, пустоши и лесу пашенного от Николы-деи чудотворца с Маркуши и Шебенской волости до Коржи реки четыре версты, да по Корже вниз на Тарнагу реку против Коржинского устья, за реку за Тарнагу да к озеру Семчинскому в дикой лес, да от Семчинского озера на Устюгскую дорогу, на Заднюю Токушку, от монастыря пять верст, да по Токушке вниз на Тарнагу реку, да по Тарнаге вверх в дикой лес, урочищ нет, да по Коржи вверх три версты от мосту от Шебенской дороги до Тарнаского верховья».
Так, одним росчерком пера, Борис Годунов сделал Маркушевский монастырь владельцем огромной вотчины площадью чуть ли не в сотню квадратных верст. В 1598 году Борис Годунов стал царем, и новый строитель Боголеп идет к нему. Обратно он вернулся с бумагой, скрепленной малой царской печатью красного воска на малиновом шелковом шнурке. В грамоте говорилось, что «великий государь и великий князь Борис Федорович всея Руси … пожаловали строителя Боголепа з братиею» тремя деревеньками: «Федоровской (а Родионовская то ж) и Тимошинской в Заборской волости и Исаковской (а Болотовская то ж) на устье реки Уфтюги в Шевденицкой волости» и «с тех деревень… никаких податей имати не велели… а доход с крестьян емлют строитель Боголеп з братьею в монастырь». Жалованную грамоту Бориса Годунова подтверждали позднее своими подписями царь В. И. Шуйский (1607 г) и царь М. Ф. Романов (1614 г). Правда, эти правители новых деревенек монастырю уже не дарили.
В 1620-1621 годах был произведен «дозор» монастырскому хозяйству. Оно оказалось весьма внушительным: в монастыре высились два храма, в двенадцати кельях жили пятнадцать монахов. Имелась гостиная келья для проезжих людей, было два «коровьих двора» с дойным стадом в них (на их месте позднее выросла деревня Скотный Двор). Появилась вторая мельница - на реке Тарноге, в версте от обители. В отведенном монастырю лесу появились десять починков: Нестеровский, Баклановский, Ондреевский, Черепановский, Кузнецовский, Черняковский, Милогорский, Криуля, Слободка и Федотовский. Через полвека с момента возникновения Mapкушевский монастырь превратился в большое производственно-торговое предприятие феодального типа. В первой половине XVIII века эта обитель продолжала увеличивать число кабальных монастырских крестьян. К 1764 году в монастырских деревнях было 219 мужчин, а с учетом семей зависимых от монастыря людей было более 600.
Ныне от монастыря ничего не осталось.
Как добраться: на личном транспорте по трассе Вологда-Великий Устюг, затем поворот на Тарногский Городок и до Заречья Маркушевского поселения, родник расположен в 1 км юго-западнее деревни.
Координаты:
60°24′37″N
43°51′19″E
Родник, святой источник, колодец преподобного Евфросина Синозерского и «Вещая лужа» деревня Пустынь
Преподобный Евфросин пришел «В Бежецкую пятину, в непроходимую пустыню, облежащую великими и страшными дебри, и многими лесы, и зыбучими мхами, и непроходимыми блаты, ограждено же место отовсюду, яко оградою, реками и озерами, бе бо место то весьма пусто и непроходимо и окрестных весей далече…».
Около реки Чагодощи, при Гвозденском ручье преподобный остановился среди бора и основал с двумя иноками, его учениками, пустыньку. Сначала был поставлен крест, до сих пор сохранились остатки пещеры (землянка), в которой по началу они жили, затем были ископаны колодец, пруд, построены часовня и келии. Это место позже получило название Старой пустыни или Пустыньки. Старая Пустынька находится в 3-х километрах западнее деревни Пустынь.
Современное возрождение Синозерской обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни.
Старожилы указали колодец и «Вещую лужу», выкопанные Евфросином. В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на месте землянки Евфросина была поставлена и освящена часовня.
«Вещая лужа», где по легенде преподобный Евфросин обрел дар прозорливости, служившая купальней, сейчас почти полностью высохла. Она находится в 300 метрах к западу от часовни, по левую сторону от старой Синозерской дороги в сосновом бору. Заслуживающую внимания версию появления «Вещей лужи» поведала Ольга Григорьевна Моисеенко, которая родом с южного Приладожья, что и Евфросин. Очутившись на этой луже в 2002 году, она воскликнула: «Да это же ламбушка!» (В ее родной Карелии ламбами называют маленькие озера). Возможно, что Евфросин ископал его, тоскуя по своей родине. И действительно, пейзаж Старой Пустыньки напоминает те дивные земли, где вырос Евфросин. Колодец, ископанный самим Евфросином, до сегодняшнего дня почитаем, вода в нем считается святой по молитвам преподобного. Интересен тот факт, что ископанный в XX веке новый колодец, находящийся в 10 метрах от Евфросинова, воду на вкус имеет горькую и пахнущую болотиной.
Александра Алексеевна Шаронова (1922 г.р.) и Александра Андреевна Яблокова (1912 г.р.), уроженки деревни Пустынь, рассказали о традиции почитания Старой Пустыньки. По их воспоминаниям, ежегодно в день Рождества Иоанна Крестителя (7 июля) из деревни отправлялся Крестный ход, шедший до часовни, стоящей на месте первоначального поселения Евфросина, где служилась панихида по всем «За веру, царя и Отечество убиенным», далее – к колодцу, где совершался водосвятный молебен. Люди набирали воды с собой, но прежде нужно было осуществить выкуп воды – бросить в колодец монеты со словами: «Вот тебе, водичка-матушка, деньги, а мне, рабе Божией (имя), доброго здоровья». В виден момент проявления синкретизма (проникновение языческих форм в каноническое православие, при чистке колодца были обнаружены монеты разного времени, с XVII века по 1999 год.) После посещения колодца люди шли к часовне, стоящей у «Вещей лужи». В нее окунали крестики, а затем купались, причем сначала мужчины, затем женщины. По свидетельству матери Галины Викторовны Шароновой, уроженки деревни Пустынь, после смерти в 1941 году последнего пустынского священника, о. Евгения Скородумова, традиция ежегодного Крестного хода в Старую Пустынь не прекратилась, и последний раз она ходила туда в 1960 году.
Когда Галина Викторовна была маленькой, о Пустыни, легендах, связанных с ней, преданиях и традициях, ей рассказывали ее бабушки – Мария Семеновна Хазова (1900-1963) и Соколова Мария Дмитриевна (1884-1963) и Ольга Михайловна (1857-1963). Их рассказы подтверждают существование легенды о кладе, зарытом в Пустыни, и традицию почитания этого места. Также Галина Викторовна показала место нахождения часовни, которая раньше стояла в старой Пустыньке. По ее словам, в 1930-е годы часовня была разобрана по приказу председателя колхоза «Новый путь» Матвея Кузьминова, который перенес ее в деревню и поставил у своего дома, использовав сруб под баню. По воле Божией, даже оскверненная, часовня оказалась рядом с местом, где преподобный принял смерть от супостатов.
Эти сведения также подтверждает Зинаида Павловна Удальцова (1949 г.р.), уроженка деревни Лешутина Гора, внучка Марии Ефремовны Тимофеевой (1893-1963), уроженки деревни Бортниково, которая еще девочкой ходила к этому святому месту, а потом рассказала об этом своим внукам. Зинаида Павловна рассказала, что, по словам бабушки, в их деревне существовала такая традиция: обязательно ежегодно хотя бы один член семьи должен был сходить в Пустынь пешком. А Александра Андреевна Яблокова рассказала, что Старая Пустынь славилась повсюду, особенно была почитаема в Великий пост, сюда приходили со всех окрестностей, даже из Тихвина.
В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» - два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный.
В настоящее время на территории древнего монастыря по найденным в архивах подлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня, на месте святого источника поставлена часовня с купелью. На колокольне весной 2001 года установлены вновь отлитые три малых колокола. Самый большой колокол обители, некогда пожалованный монастырю Царем Алексеем Михаловичем, не так давно обнаружен на Сахалине в храме Покрова Божией Матери. Ранее он использовался на маяке Жонкьер.
Святой колодец и «вещая лужа» выкопанные Евфросином сегодня являются источником благодати, помощи и исцеления для многочисленных паломников. В старой пустыни находятся часовня и «Вещая лужа». Святой источник находится восточнее д. Пустынь.
Координаты:
59°2′24″N
35°49′10″E
Родник, cвятой источник великомученика Пантелеимона Целителя деревня Бережок
В 15 километрах от Харовска, на отлогом, низменном правом берегу реки Кубена, с 1845 года по 1937 год действовала церковь во имя Преображения Господня. До 1845 года здесь были деревянные храмы. А в 1938 году церковь была передана под устройство детского костно-туберкулезного санатория и была частично разрушена. Надо отметить что местность здесь очень живописна, «парящие» холмы, корабельные сосны, солнечные поляны, источающие опьяняющие ароматы многоцветий трав, живописные берега реки.
Вплоть до 80-х годов прошлого века просуществовало здесь лечебное учреждение, но после здание бывшего храма пришло в запустение. Возрождение началось в середине 90-х, а уже августе 1996 года, в церкви Преображения Господня в деревне Бережок, состоялась первая литургия.
Близ лежащая местность никогда не была жилым местом, церковнослужители жили в некотором отдалении от церкви, на Поповской горе, вокруг которой и по сей день вековая сосновая роща. Под горой бьет целительный ключ, почитаемый в народе святой источник во имя великомученика и Целителя Пантелеймона.
Издавна воду из него брали в великие христианские праздники и батюшкам на чай. Со слов старожил, в престольный праздник - день Преображения Господня, очередь к святому источнику была от самой церкви. Ныне, с восстановлением храма, стараниями многих благодетелей и трудников, территория около живоносного родника благоустраивается, святой источник каптирован, на радость всех приходящих к нему за водой и с мольбами о помощи.
Если идти от церкви по дороге к домам, а от них правее в лес, то вскоре будет колодец источника Святого Пантелеймона, слив воды из колодца по трубе.
Координаты:
59°59′11″N
40°3′28″E
Родник, святой источник преподобного Нифонта Телеговского деревня Нифантово
Легенда, передаваемая из поколения в поколение, гласит, что в середине XIV века пришел сюда, в дремучие новгородские леса, монах (священник) по имени Нифонт со своими сыновьями. И так понравилось им высокое место над рекой Шексной, что решили они обосноваться здесь навсегда. Около родника выстроили новоселы свои дома.
Много позднее жители деревни воздвигли деревянную часовню, освященную во имя Преподобного Нифонта-бесопрогонителя.
После 1930-го года, в рамках борьбы с религией, деревенская часовня была разобрана. Вновь отстроенная, она возродилась к жизни 21 июля 1999 года. Сюда же возвратилась и старинная икона Преподобного Нифонта-бесопрогонителя, сохранившаяся у Е. Бухониной - одной из местных жительниц. Рядом с часовней располагается колодец с «бассейном».
Построенная уже в наше время, часовня освящена в честь преподобного Нифонта Телеговского, Устюжского.
О житии данного святого нет других сведений, кроме известия о том, что он основал в 1553 году в Красноборске Троицкий Телегов монастырь, располагавшегося в 70 верстах от Великого Устюга. Монастырь сей был упразднен в 1764 году. Ныне там находится лишь приходская Троицкая Телеговская церковь.
Интересно, что на указанной иконе имеется изображение Нифонта Констанцского (Констанца – город в Румынии), а не Нифонта Телеговского!
Его житие, переведенное с греческого, было широко известно в Древней Руси. Из жизнеописания следует, что в юности Нифонт по наущению бесов, вел разгульный и распутный образ жизни. Позже Нифонт раскаялся и стал вести себя благочестиво. Как пишут церковные авторы, бесы еще долгое время угрожали ему, являлись в видениях, искушали его и вызывали на догматические споры, внушая богопротивные мысли. Но в дальнейшем Нифонт получил от Бога способность различать бесовские козни: его житие наполнено моментами, когда Нифонт изобличает бесов и их устраняет их разрушительное влияние на людей. Там же повествуется и о большом количестве вещих снов и видений с яркими картинами рая, загробных мук и мытарстве).
День памяти – 23 декабря.
Надо сказать, что во многих источниках житие данного святого имеет прямые параллели с житием Преподобного Инфанта (Нифонта), епископа Кипрского (день памяти тот же).
Поклонение Преподобному Нифонту-бесопрогонителю основывалось на необходимости избавить людей от последования языческим русалиям.
«Русалии» - моления и поклонение русалкам - отмечались 4 раза в году. Славянский календарь содержал два основных цикла русалий - зимний (12 дневный цикл) и летний. «Русальная неделя» начиналась с 4 июня.
Сейчас нет точных данных о том, каким образом праздновались «купальские» русалии. Но обрывки древних обрядов, дожившие до начала XX века, рисуют картину близкую к вакханалиям римлян либо современным карнавалам.
Ожидание «купальских» русалий было повсеместным на территории Древней Руси. Было принято одевать на праздник самую лучшую одежду и ритуальные маски. Церковные авторы XI века давали такое описание происходившему: «пение бесовское, говор бесчинный, плясование, позорование, скакание, многовертимое плясание, позорище, глумление, игрища неподобные».
Не будем подробно останавливаться на деталях русальных ритуалов, скажем лишь, что всю неделю русальцы не участвовали в христианских обрядах, не позволяя себе даже креститься.
На медных иконах Нифонт-бесопрогонитель изображался со свитком в руке, по которому шла надпись: «Проклят всяк, кто оставит Церковь Божию и последует русалиям».
Постепенно Церковь сумела положить конец магическому разгулу. Кстати, знаменитый 6-недельный Петров пост был введен именно с целью искоренения русалий.
А жителям деревни Нифантово от тех далеких времен достался небесный заступник и сохраненная память о борьбе Церкви с языческими обрядами. На иконе из деревни Нифантово Преподобный изображен со свитком, на котором написана уже неполная фраза: "Проклят всяк, иже кто возненавидит Церковь".
Путаница с небесными покровителями деревни Нифантово достаточно подробно описана в работе Саратовского Сергея Владимировича, экземпляры которой хранятся в нифантовской и костинской сельских библиотеках, у смотрительницы нифантовской часовни А.Н. Сапрыкиной.
Рядом с вновь построенной часовней есть святой колодец. Вода из святого источника неоднократно помогала местным жителями и паломникам. Дебет святого источника 1600 литров воды в час.
Координаты:
N59° 12.805'
E38° 28.088'
______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Источник: Труфанов А.И. Родники южных районов центральной части Вологодской области / А.И. Труфанов, К.А. Тулякова // Вузовская наука – региону : материалы всерос. науч.-техн. конф., Вологда, 25 фев. 2011 г. Т. 1 / [отв. ред. А.А. Плеханов]. – Вологда, 2011. – С. 315-319.
Дмитрий Орехов. «Святые источники России».
Министерство экологии и природопользования Вологодской области
Кудров, А.Г. Родники Вологодской области: формирование, экология, охрана/ А.Г. Кудров. 2000.- 128 с.
«Вологодская область» в Большой Советской Энциклопедии
фото Ильи Зимина, Скрябиной Ирины.
Официальный сайт Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.
С.И. Плоскова Полевое знакомство с геопамятниками Великоустюгского района Вологодской области Материалы научно-практической конференции /Изучение, сохранение и использование объектов геологического наследия Северных регионов (Республика Коми)/, Сыктывкар, 2007, 160 с.
Памятники природы Вологодской области.
Родники и источники Вологодской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Родники и источники Вологодской области | 368.26 КБ |
Родники Вологодской области | 414.92 КБ |
источники Вологодской области | 242.71 КБ |
- Тэги:
- 7571 просмотр
Комментарии
Отправить комментарий