Музей-заповедник Мусоргского
Музей-заповедник М. П. Мусоргского — единственный в мире музей русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Расположен в посёлке Наумово Псковской области на берегу Жижицкого озера.
Народный музей композитора появился в 1968 году в Жижицкой средней школе по инициативе директора А.И. Качнова.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ПСКОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
Сегодняшний музей основан 1 января 1970 года, открыт 1 января 1972 года в здании бывшего барского дома XIX века. В доме жил дед и родилась мать композитора, Ю.И. Чирикова. Внутри сохранился интерьер XIX века. Вокруг расположен парк. Является филиалом Псковского музея заповедника.
Музейное здание — это дом с мезонином, колоннами и балюстрадой. Рядом с домом — флигель, амбар, оранжерея, людская и молочная.
Количество посетителей — 7000 человек в год.
Усадьба расположена на верхней площадке пологого холма, спускающегося к озеру. По его склону разбит фруктовый сад. В южной части территории усадьбы находится парк, деревья которого насчитывают 150 – 200 лет. Парк относился к типу искусственно разбитых английских романтических парков с небольшими тенистыми аллеями и беседками из лип, с прудом, декоративными кустарниками и цветниками.
На усадьбе два пруда – овальный - в парке, другой – с островом, – в восточной части парка. Граница усадьбы со стороны парка и сада четко отмечена посадками из двух рядов елей. Близ усадьбы, несколько в стороне от парка, на возвышении, растет древний дуб, который насчитывает более 300 лет.
История Наумовской усадьбы уходит в 17 век. Сельцо Наумово являлось владением рода Чириковых с 1653 года. В XVII и XVIII веках Наумово переходило по прямой наследственной линии к представителям рода дворян Чириковых. В 1821 году владельцем имения значится уже сын И.С.Чирикова, губернский секретарь, помещик Иван Иванович Чириков.
По соседству находилось имение Алексея Григорьевича Мусоргского, деда великого композитора. Став ближайшими соседями, Чириковых и Мусоргских разделял лишь погост Пошивкино, и здесь же в погосте, находилась церковь Одигитрия, "общая" для обеих помещичьих семей.
Петр Алексеевич Мусоргский, отец композитора в 1828 году женился на дочери соседа, торопецкого помещика и губернского секретаря Ивана Чирикова, Юлии Ивановне. В приданое за ней было отдано небольшое сельцо Наумовское да 28 душ крестьян, одно из многочисленных владений богатого недвижимостью помещика Ивана Ивановича Чирикова.
Экспозиции музея
«Жизнь и творчество М.П. Мусоргского» (главный дом);
«Постановка опер М.П. Мусоргского» (флигель);
«Быт крестьян XIX века» (людская);
«Зимний сад» (оранжерея).
ЖИЖИЦКОЕ ОЗЕРО
Жижицкое — озеро в Куньинском районе на юго-востоке Псковской области.
Площадь — 57,3 км², максимальная глубина — 7,8 м, средняя глубина — 3,2 м. Второй водоём области после Псковско-Чудского озёрного комплекса.
Проточное озеро. Лещово-судачье-снетковый. Массовые виды рыб: судак, лещ, щука, плотва, окунь, густера, снеток, уклея, ерш, красноперка, сом, линь, налим, синец, карась, жерех, пескарь, вьюн, щиповка, елец, верховка, язь, угорь, минога, быстрянка, голавль, бычок-подкаменщик.
Берега озера отлогие и низкие, частью заболочены. В озере 28 островов площадью 134 га (1,34 км²). Дно неровное (нальи, ямы), в центре — ил, заиленный песок, отдельные камни, в литорали — песок, песок с галькой и камнем, камни, заиленный песок.
Через проточное озеро Жакто и реку Жижица соединяется с рекой Западная Двина.
На полуострове в северо-западной части озера находится городище древнего города Жижец.
По озеру названа жижицкая археологическая культура середины III тысячелетия до н. э. (поздний неолит).
В 1245 году близ Жижицкого озера князь Александр Невский разгромил остатки литовского войска, после того как победил его под Торопцем.
Биография Мусоргского. ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ И МУЗЕЯ
21 (9) марта 1839 года в Торопецком уезде Псковской губернии, в селе Карево родился великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Здесь прошло его детство (первые 10 лет жизни). Детские впечатления в деревне глубоко запали в душу ребенка, став истоками его творчества. «Сын старинной русской семьи», - так М.П. Мусоргский пишет о себе в Автобиографической записке.
Мусоргские принадлежали к старинному, некогда княжескому роду, вели свою родословную от смоленских князей – потомков Рюрика. Модест Петрович Мусоргский потомок Рюрика в 33 поколении. В роду Мусоргских был родственник – Роман Васильевич Монастырев, он имел прозвище «Мусорга». «Мусоргос» в переводе с греческого обозначает «певец, музыкант». Так образовалась фамилия Мусоргский. Род Чириковых (по материнской линии) славился предками – мореплавателями, и находился в родстве с фельдмаршалом М.И. Кутузовым.
Любовь к музыке проснулась рано, в 4 года Юлия Ивановна заметила музыкальные способности сына, стала с ним заниматься игрой на фортепьяно. В 13 лет он написал инструментальную пьесу «Подпрапорщик-польку». В этом же возрасте поступил учиться в школу гвардейских подпрапорщиков.
После окончания школы в 17 лет Модест поступил на службу офицером в привилегированный лейб-гвардии Преображенский полк. В этот период он знакомится с Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым, Стасовым. Образовался музыкальный кружок «Могучая кучка». В 19 лет композитор ушел в отставку, навсегда распрощался с военной службой, чтобы целиком посвятить себя творчеству. С 24-летнего возраста он вынужден был работать, служил чиновником в Инженерном, а затем в Лесном департаментах.
М.П. Мусоргский умер в марте 1881 г. Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре. Смерть оборвала жизнь композитора, но он остался бессмертен в своих произведениях.
Мусоргский написал оперу «Борис Годунов» на слова А.С. Пушкина, оперу «Хованщина» - либретто написал сам. Эти оперы золотым фондом вошли в мировую классическую музыку. На слова Н.В. Гоголя написаны две оперы: «Женитьба» и «Сорочинская ярморка». Композитор создал симфонию «Ночь на лысой горе», инструментальный цикл «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Без солнца», «Детская» и многие другие произведения.
Творчество Мусоргского глубоко народно и реалистично. Он был новатор по призванию, ломал стереотипы и создавал новый музыкальный язык. Его девиз – «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона».
В 1968 г. в Жижицкой средней школе по инициативе директора А.И. Качнова в двух классах был открыт народный музей М.П. Мусоргского. В Наумове, в бывшей барской усадьбе XIX в., принадлежавшей деду композитора И.И. Чирикову, сохранились в первозданном виде: дом с мезонином, флигель, оранжерея, людская. В этой усадьбе родилась мать композитора Ю.И. Чирикова, здесь прошло ее детство и юность.
Этот дом часто посещал Модест Петрович. В 1972 г. во флигеле открыли первую экспозицию «О жизни и творчестве М.П. Мусоргского». В 1979 г. после пятилетней реставрации к 140-тию рождения композитора открыли экспозицию в главном доме. В здании «Людской» в 1973 г. создали экспозицию «Быт крестьян XIX в». Перед зданием музея установили бюст композитора (скульптор А. Измалков).
1989 г. весь мир отмечал 150 лет со дня рождения композитора. В здании оранжереи создали экспозицию «Зимний сад». В Кареве на месте бывшей усадьбы Мусоргских установили памятник композитору (скульптор В.Х. Думанян, архитектор А. Степанов).
В 2008 году открыли новый музей объект. На погосте Пошивкино проведена музеефикация семейного склепа Чириковых, в котором похоронена мать композитора и другие родственники. На могиле Ю.И. мусоргской установили надгробную плиту. Модест Петрович любил свою мать благоговейно.
ПРОГРАММЫ МУЗЕЯ
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
(6-11 лет)
Обладатель диплома «Гран-при», областного конкурса среди музеев
Кукольный музыкальный спектакль «Расскажи мне, нянюшка».
Интерактивная программа проходит в специальном театральном зале флигеля музея. Музыкальное оформление спектакля - фрагменты из вокального цикла «Детская» и фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
В спектакле используются декорации Избушки на курьих ножках и Старого замка, а также куклы: Баба Яга, Гном и мальчик из дворянской семьи. Два сотрудника музея изображают Няню, Маму-курицу и Автора.
Героиня произведений композитора - Нянюшка, встречает всех у дверей. Она предлагает одеть желтые плащи и кепочки, чтобы дети стали участниками программы, т. к. в конце представления им нужно будет исполнить «Балет невылупившихся птенцов». Через переживания, связанные со зрительным восприятием кукольного спектакля, при помощи пояснений экскурсовода, с участием самих школьников в спектакле наши маленькие посетители смогут открыть для себя удивительный мир музыки М.П. Мусоргского. А родители порадуются за своих детей и сделают эксклюзивные фотографии.
Стоимость программы:
- на группу до 20 человек - 1000 руб.;
- группа более 20 человек - 50 руб./чел.
Продолжительность программы - 20 мин.
Для детей средней возрастной группы (10+)
Музыкальный теневой спектакль «Легенда о цветущем папоротнике».
Театр теней - это очень интересный и увлекательный мир. Спектакль проходит в специально-оборудованном помещении флигеля музея, музыкальное оформление - музыка М.П. Мусоргского.
Зрители находятся в темноте перед большим экраном, подсвеченным с обратной стороны. Нереальные герои (плоские картонные фигуры) появляются на экране и оживают. Иван да Марья, Леший и Ведунья, Сова и Совенок, расскажут красивую древнюю легенду о том, как человек преодолел страх перед нечистой силой и овладел волшебным ярко огненным цветком папоротника, которому подвластны силы природы и тайны земли. Смотреть такой спектакль интересно и увлекательно, посетители найдут для себя что-то новое и непознанное.
Стоимость программы:
- на группу до 20 человек - 1000 руб.;
- группа более 20 человек - 50 руб./чел.
Продолжительность программы - 20 мин.
Для старшей возрастной группы:
Театрализованная интерактивная программа (10+)
«Быт, традиции, обряды крестьян Псковской губернии XIX века»
Программа проходит в здании Людской в интерьере крестьянской избы, у русской печки.
Экскурсовод в нарядном сарафане приглашает посетителей в «женскую половину избы». Звучит народная песня в исполнении женского фольклорного коллектива. Зрители сразу становятся участниками программы, в процессе которой они знакомятся с жизнью крестьян, смотрят представление «Петрушкин балаган» и сами разыгрывают роли Козы и Медведя, принимают участие в народной игре «Сидит олень» и выполняют задания ведущей: погладить холст рубихой и каталкой, пронести ведра с водой на коромысле, обуть настоящие лапти, спеть русскую народную песню, зажечь лучину... По ходу программы экскурсовод проводит мастер-класс, показывая, как пекут блины в русской печке. Желающие могут выполнить это сами.
На Руси званых гостей встречали хлебом-солью, поэтому посетителей угощают чаем с блинами. После чая, получив заряд бодрости, все поют народную песню. Заканчивается театрализованная экскурсия игрой в «Ручеек». Под песню «Красна девица вила кудёрушки…» экскурсанты покидают избу.
Стоимость программы:
- на группу школьников - 2000 руб. + 50 руб. (входная плата).
Продолжительность - 40 мин.
Театрализованная, костюмированная, интерактивная программа
«Мир дворянской усадьбы XIX века» (12+)
Экскурсия проводится по комнатам старинного барского дома и знакомит посетителей с бытом и традициями дворянского сословия XIX века. В каждой комнате экскурсовод подробно рассказывает о ее назначении и использовании в быту. Например, в комнате для прислуги - «Девичьей» - могла звучать народная песня, поэтому фольклорный коллектив музея исполнит одну из песен свадебного обряда, а в женской комнате «Хозяйка и ее племянница» раскроют посетителям секреты языка веера, который использовали на балу, в малой гостиной расскажут про карточные игры и покажут тайник секретера-бюро, в музыкальной гостиной вы увидите фрагмент из спектакля «Женитьба» по произведению Н.В. Гоголя, а Белом зале посетители сыграют в фанты (исполнить романс, прочитать стихотворение, станцевать вальс и принять участие в игре «Пожарная команда»).
В завершении программы во флигеле музея на киноэкране посетители познакомятся с традиционными бальными танцами XIX века.
Стоимость программы:
- на группу взрослых - 3500 руб. + 50 рублей (входная плата);
- на группу школьников (14+) или студентов - 2000 руб. + 50 руб. (входная плата).
Интерактивные программы для любого возраста:
«Масленичный балаган» (6+)
(проходит на протяжении всей масленичной недели, кроме понедельника)
Программа состоит из 2-х частей:
Первая часть проходит в здании Людской в интерьере крестьянской избы. Это театрализованное представление участников фольклорного коллектива «Сударушки», которое приглашает посетителей побывать на посиделках масленичной недели, узнать о том, как отмечали этот праздник наши предки, посмотреть выступление Петрушки и артистов «Масленичного балагана», а также принять в нем участие, исполнив роли Козы и Медведя, принести воды на коромысле, зажечь лучину, испечь в русской печке блин....
Вторая часть программы проходит на улице, у чучела Масленицы, где построена снежная крепость и стоят нарядные сани. Под звонкую масленичную песню экскурсанты, приплясывая, взявшись за руки цепочкой, выходят на улицу и заводят хоровод вокруг Масленицы. Ведущая предлагает принять участие в конкурсной программе: перетягивание каната, взятие снежной крепости, бой мешками на бревне, эстафета на ходулях, веселый перепляс...
Финал программы - сожжение чучела «Масленицы» и прощание с праздниками до светлого дня Пасхи. В чайной комнате после программы (по согласованию с администрацией) можно отведать блинов со сгущенкой и вареньем.
Стоимость программы:
- на группу школьников - 2000 руб. + 50 руб. (входная плата).
Продолжительность - 40 мин.
«На неведомых дорожках» (6+)
В Белом зале музея проводится интерактивная новогодняя программа для малышей и среднего школьного возраста.
В центре зала стоит нарядная высокая елка, как это было принято в семьях помещиков Чириковых и Мусоргских, зал празднично украшен, звучит новогодняя музыка.
Ведущая сказочного представления Зимушка-Зима встречает гостей. На опушке стоит лубяная избушка, из которой хитрая Лиса выгнала трусишку Зайчика...Посетители помогают героям сказки и зовут Дедушку Мороза. Вместо доброго зимнего персонажа вдруг появляются Баба Яга и ее друзья. Дед Мороз, Снегурочка и их помощники лесные жители победят Бабу Ягу, ее подругу Кикимору и ворчуна Лешего.
Наши посетители сами исполняют роли сказочных персонажей, принимают участие в хороводе и новогодних затеях, а главное получают заряд позитивной энергии, побывав на представлении в старинной барской усадьбе.
Стоимость программы:
- на группу взрослых - 3500 руб. + 50 руб. (входная плата);
- на группу школьников (14+) и студентов - 2000 руб. + 50 руб. (входная плата).
«Традиции рождества» (16+)
В Белом зале музея проводится интерактивная, новогодняя программа для взрослой аудитории.
В центре зала стоит нарядная, высокая елка, зал украшен.
Ведущая знакомит посетителей с традициями празднования Рождества на Руси с древних времен до наших дней. Оживают истории Вертепных спектаклей, Ряженья на колядной неделе, Святочных гаданий и многое другое.
Дед Мороз, Снегурочка и их помощники - лесные жители победят Бабу Ягу, ее подругу Кикимору и ворчуна Лешего.
Наши посетители сами исполнят роли сказочных персонажей, примут участие в хороводе и новогодних затеях, а главное получат заряд позитивной энергии, побывав в старинной барской усадьбе.
Стоимость программы:
- на группу взрослых - 3500 руб. + плюс 50 руб. (входная плата);
- на группу школьников (14+) или студентов - 2000 руб. + 50 руб. (входная плата).
Музыкальная квест-игра «Тайна Буки страшного» составлена по произведениям известного цикла композитора «Детская» (9+)
Новая музейная программа подготовлена специально для учащихся средних и старших классов.
Участники интерактивного и познавательного путешествия познакомятся с персонажами из произведений М.П. Мусоргского - Нянюшкой старенькой, сказочным Царем, зачарованной Царицей, полосатым Котом Матросом, а в конце путешествия дети смогут увидеть самого Буку страшного...
Вся программа состоит из придуманных заданий по теме цикла. Это кроссворд-великан, зашифрованный старинный текст, путаница из букв, загадки по предметам с выставки и многое другое.
В финале игры, чтобы подвести итог наши посетители увидят музыкальный и познавательный документальный фильм - «Детская М.П. Мусоргского»
Стоимость программы:
- на группу взрослых - 3500 руб. + 50 руб. (входная плата);
- на группу школьников (14+) или студентов - 2000 руб. + 50 руб. (входная плата).
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
В усадьбе ежегодно в марте проходит «Фестиваль русской музыки», посвященный дням рождения композиторов М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова. Впервые он был открыт 17 марта 1995 г.
«Межрайонный конкурс детского инструментального и вокального творчества» с участием ДШИ южных районов Псковской области, посвященный дню рождения композитора.
1 октября в музее проходит конкурс «Музыкальный ринг», приуроченный к международному дню музыки.
Где находится, как доехать:
АДРЕС МУЗЕЯ:
182000, Псковская область, Куньинский район, п. Наумово
Телефон: 8(81149)31-140
E-mail: musorga@yandex.ru
ПРОЕЗД:
Расстояние от Москвы – 420 км; от Пскова – 340 км; от Великих Лук - 70 км.
На автотранспорте:
по трассе «Москва-Балтия» до указателя «Музей М.П. Мусоргского» (музей расположен в 15 км от трассы).
На поезде:
из Москвы – «Москва - Великие Луки» до ст. Жижица;
из Великих Лук – «Великие Луки - Москва»;
«Великие Луки - Нелидово» до ст. Жижица.
Музей расположен в 2-х километрах от вокзала.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
Ежедневно: с 9.00 до 17.00
Перерыв: с 13.00 до 14.00
Выходной день – понедельник.
В праздничные дни музей М.П.Мусоргского
работает только по предварительным заявкам!
ВХОДНАЯ ПЛАТА:
- взрослые - 100 руб.
- студенты, школьники, пенсионеры - 50 руб.
Экскурсионное обслуживание:
Стоимость на группу взрослых:
- от 1-5 чел. - 500 руб.;
- от 6 до 15 чел. - 1000 руб.;
- от 16 до 31 чел. - 2000 руб.
+ входная плата 50 руб./чел.
Стоимость на группу школьников до 32 человек - 1000 руб. + входная плата - 50 руб.
Имеется гостевой дом - гостиница.
Стоимость проживания:
- за 1 сутки - 800 р.;
- 2-е суток и более - 450 р. за сутки;
Хронология жизни Мусоргского
Этот русский композитор сказал веское слово в истории музыки – хронологическая таблица Мусоргского станет тому подтверждением. Он начинал как автор небольших произведений для фортепиано, но постепенно освоил и значительные музыкальные формы. Будучи активным членом “Могучей кучки”, Модест Петрович также оказал значительное влияние на формирование русской национальной идеи. Вместе с тем его творчество не всегда находило признание в академических кругах. Именно это привело к нервной лихорадке и, в итоге, смерти композитора.
Биография Мусоргского в таблице по датам необычайно познавательна. Она рассказывает об основных событиях его жизни и творческого пути не только ученикам, но и всем, кто интересуется темой. Найти хорошо структурированную информацию на нашем ресурсе легко – она расположена в соответствующем разделе.
1839 год, 9 марта (21 марта)– родился в cеле Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей.
1849 – поступил в Петропавловскую школу в Петербурге.
1852 — поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков.
1856 – несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения французского писателя-романтика Виктора Гюго;
поступил в гвардейский Преображенский полк.
1857 – Модест познакомился с композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них — с композитором, пианистом и дирижером Милием Алексеевичем Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции) и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым;
вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки».
1858 – после нервного или духовного кризиса, Модест Петрович Мусоргский уволился из армии.
1859 – первое посещение Москвы.
1863-1865 – работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести французского писателя Гюстава Флобера;
служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми.
1865 – случился первый серьезный запой (возможно, это была реакция на смерть матери).
1867 – был отчислен со службы.
1867, лето – Модест Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе».
1867, осень – Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки».
1869 – вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по Александру Сергеевичу Пушкину и Николаю Михайловичу Карамзину.
1870 – Модест Петрович Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова.
1872 – опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Бесселя.
1874 – состоялась премьера «Бориса Годунова», которая прошла с большим успехом.
1880, январь – Модест Мусоргский вынужденно покинул государственную службу;
Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пения.
1881, февраль – был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя.
Последние годы жизни композитора
В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» — тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее:
Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, что давно сделано, к чему их никто не зовет <…> Могучая кучка выродилась в бездушных изменников; «бич» оказался детской плёточкой.
— Письмо В. В. Стасову, 19-20.10.1875
Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями — Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова:
На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались.
— Письмо А. А. Голенищеву-Кутузову 10.11.1877
Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»[], усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872 г. занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Эта поразившая присутствующих импровизация была (по воспоминаниям очевидца) его «последним „прости“ не только усопшему певцу „униженных и оскорблённых“, но и всем живым».
Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1972 году в деревне Наумово (Куньинского района Псковской области) в усадьбе Чириковых (материнская линия Мусоргского) открыт Музей-заповедник М.П. Мусоргского. Усадьба Мусоргских в селе Карево (расположенном рядом) не сохранилась.
Творчество
В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме; наконец, в разработке сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. С. Даргомыжского. Любовная лирика как таковая привлекала его мало[]. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского, искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. др.
В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь»] и др.).
Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору). Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877; слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка и т. д.).
Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872 гг.), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция, сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке — «многие шероховатости и промахи».
Такого рода предрассудки были характерны, например, для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. Придирок была полна и рецензия Кюи, вышедшая вскоре после премьеры «Бориса». По мнению рецензента, либретто оперы
…не выдерживает критики. В нём нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных.
— Санкт-Петербургские ведомости, 6.2.1874
Подобные утверждения перекочевали и в советские учебники музыкальной литературы. В действительности не только инструментовка, драматургия, техника композиции, но и весь стиль Мусоргского не укладывались в прокрустово ложе романтической музыкальной эстетики, которая господствовала в годы его жизни.
Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). «Хованщина», в основу которой Мусоргский положил собственный сценарий и текст, писалась с большими перерывами и к моменту его смерти не была закончена[22]. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада.
Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Менее известны «Интермеццо» (сочинено для фортепиано в 1862 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII в., и торжественный марш «Взятие Карса» (1880), приуроченный к победе русских над турками в 1877 г.
Выдающееся произведение Мусоргского для фортепиано — цикл пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.
Признание
За 10 лет «Борис Годунов» был дан в Мариинском театре 15 раз и затем снят с репертуара. Музыка Мусоргского завоевала признание в России и во всём мире уже после смерти композитора (характерно, что на его надгробном камне изображён нотный фрагмент из хора «Поражение Сеннахериба», известного и по сей день только знатокам).
На большую сцену/концертную эстраду музыку Мусоргского вывел Н. А. Римский-Корсаков, который отдал нескольких лет жизни, чтобы привести в порядок наследие своего покойного друга. Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как «неаутентичные», поскольку редактор решительно вмешивался не только в инструментовку, но зачастую правил «из лучших побуждений» и гармонию, и ритмику, и форму оригинала. Типичный «редакционный метод» Римского-Корсакова задокументирован им в предисловии к редакции «Женитьбы»:
Частые перемены размера с двухдольного на трёхдольный, не ощущаемые слухом и ритмическим чувством, <…> в некоторых случаях <…> уничтожены посредством вставки или отнятия промежуточных пауз. <…> Некоторые аккорды и сочетания, не имеющие музыкального обоснования, заменены другими, подходящими по настроению, но более обоснованными.
— Н. А. Римский-Корсаков.
Борис Годунов (фрагмент). Последнее созвучие (квартоктаву) на слове «безмолвно» Римский-Корсаков истолковал как «неграмотность» Мусоргского (поскольку кварта в басу без последующего разрешения в академическом контрапункте невозможна, «неправильна») и поменял её на «правильную» квинтоктаву.
Афиша первой постановки «Хованщины» в Москве (1897). В партии Досифея (обозначен на афише как Василий Корень) был занят Ф. И. Шаляпин
Несмотря на очевидные недостатки редакторского волюнтаризма Римского-Корсакова, историки признают, что именно благодаря его грандиозному труду оперные и оркестровые сочинения Мусоргского были восприняты как законченная и грамотно оформленная музыка, вошли в регулярную исполнительскую практику. Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой «Шестёрки», а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «Русских сезонов» (в Париже).
В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова[25], силами любительского Музыкально-драматического кружка. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897 г. в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина).
Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. А. Римского-Корсакова, реже — в авторской редакции. Программность и колорит фортепианных «Картинок с выставки» вдохновили композиторов на создание оркестровых (в последнее время также «электронных») их обработок; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит М. Равелю.
В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение». Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др.) стали вполне репертуарными. Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора — все в авторской редакции.
Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в гармонии музыковеды ныне видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского повлияла на творчество Л. Яначека, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О. Мессиана. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк. Сочинения Мусоргского оркестровали Э. В. Денисов, Н. С. Корндорф, Е. Ф. Светланов, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие известные композиторы.
____________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://museum.pskov.ru/virtual/filial/musorg
Музей М.П. Мусоргского — статья из Большой советской энциклопедии.
Музеи Псковской области.
В. Н. Топоров. О северо-западном локусе балтийской гидронимии (из цикла «По окраинам древней Балтии») // Res Balticae. Pisa, 1995 32-33.
Достопримечательности Псковской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Musorgskii1 (1).jpeg | 86.47 КБ |
Musorgskii1 (1).jpg | 149.02 КБ |
Musorgskii1 (2).jpg | 306.56 КБ |
Musorgskii1 (3).jpg | 748.31 КБ |
Musorgskii1 (4).jpg | 115.58 КБ |
Musorgskii1 (5).jpg | 119.47 КБ |
Musorgskii1 (6).jpg | 227.87 КБ |
- Тэги:
- 2546 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий