Музеи Тульской области
Тульская Область может похвастать массой интересных достопримечательностей. Вообще, первая ассоциация, возникающая при упоминании области, это, конечно, знаменитые тульские пряники, самовары и оружейники. Соответственно, получается, что осмотр достопримечательностей Тульской области логичнее всего начать с её главного города — Тулы.
Набор архитектурных памятников Тулы довольно стандартен — Кремль с двумя соборами, жилой посад 18 века и множество красивых церквей. Однако не обошлось без тематических музеев, которыми больше не может похвастать ни один город России. Настоящая жемчужина Тулы — Музей оружия, старейший в стране, и Музей тульских самоваров. Ну а пряники можно купить в любой кондитерской города.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ТУЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В числе знаковых достопримечательностей городов Тульской области — прежде всего, музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна», где писатель провёл большую часть жизни и создал многие классические произведения. Другой гений прекрасного — на этот раз живописи — художник Василий Поленов обосновался по соседству, в собственноручно спроектированной усадьбе на живописном берегу реки Оки. Сегодня здесь можно посетить главный дом и постройки на территории, а также полюбоваться великолепным садом, посаженным самим живописцем.
Всех неравнодушных к отечественной истории ждут на Куликовом поле. Там можно походить по местам легендарных сражений, увидеть архитектурные памятники — колонну Дмитрия Донского, храм-памятник Сергия Радонежского и т. д., и узнать больше о судьбоносной битве в истории нашей страны.
Туризм — развивающаяся и перспективная отрасль, которая связана с формированием положительного имиджа города Тулы, организации занятости населения, привлечением инвестиций в развитие разных отраслей экономики, ростом налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Огромное культурно-историческое наследие города, насыщенность музеями, памятниками истории и культуры связывают Тулу с высоким уровнем организации приёма и обслуживания туристских потоков. На территории города Тулы функционирует более 160 туристских фирм, 16 предприятий гостиничного типа общим номерным фондом 527 номеров и количеством мест — 984. Тульский туризм является внутренним туризмом, развитие которого в большей степени связано с историей города Тулы. Более 90 % туристов, посещающих Тулу, приходится на граждан России.
Музеи Тулы
В Туле располагаются ряд крупных музеев, существующие в городе уже многие десятилетия. Наиболее популярными у публики являются следующие:
Тульский государственный музей оружия — один из старейших в стране, он внесён в книгу «100 музеев мира» . Началом сбора образцов оружия стал указ Петра I, а в декабре 1775 года Екатерина II распорядилась на Тульском оружейном заводе создать Палату редкого и образцового оружия.
Музей «Тульские самовары» — открыт в 1990 году в двухэтажном здании, построенном в 1910—1911 годах архитектором В. Н. Сироткиным на Менделеевской улице вблизи стен Тульского кремля. Основной для экспозиции музея стала большая коллекция образцов самоваров XVIII—XX веков, собранная за многие годы музейным объединением Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей, филиалом которого стал и Музей самоваров.
Музей «Тульский пряник» — образовался в 1996 году в бывших флигелях оружейников и самоварщиков братьев Лялиных. Музейными экспонатами являются разнообразные пряничные доски различной формы, многие из которых ранее принадлежали знаменитым кондитерам Серикову и Козлову, пряничные упаковки, фотографии и предметы быта тульских пряничников, а также сами пряники, среди которых самый маленький и самый большой в России.
Мемориальный музей Н. И. Белобородова — создателя хроматической гармоники. В музее находится его первая хроматическая гармонь, постоянно проводятся выставки, музыкальные вечера. Среди музейных экспонатов — продукция фирмы «Мелодия», информация об известных конструкторах баянов и гармоник.
Тульский музей изобразительных искусств — один из крупных областных музеев России. В коллекции древнерусского искусства — иконы XVI—XX веков, металлопластика, шитьё и другие виды прикладного искусства. Большую художественную значимость представляют произведения выдающихся мастеров Италии, Голландии, Франции, Германии.
Дом-музей Л. Н. Толстого Ясная Поляна — уникальный центр исторической и культурной жизни России, связанный с именем крупнейшего писателя и мыслителя XIX—XX веков. Центром природно-мемориального комплекса, несомненно, является дом Л. Н. Толстого, в котором писатель прожил около полувека. Уникальность этого дома — в сохранении подлинной обстановки, личных вещей его обитателей (например, кабинет писателя, где создавались «Война и мир», «Анна Каренина», главы «Воскресения» и другие произведения). Музей располагает интереснейшей коллекцией полотен российских мастеров живописи: И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, В. А. Серова, Л. О. Пастернака; собранием скульптурных работ, фамильных портретов, фотографий, миниатюр.
Дом-музей В. В. Вересаева — единственный в России музей, посвящённый жизни и творчеству В. В. Вересаева — тульского врача, русского, советского писателя, пушкиниста, переводчика и литературоведа.
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК КУЛИКОВО ПОЛЕ
По классической версии, летом 1380 года властвовавший в степях между Днепром и Волгой темник Мамай с огромным войском двинулся на Русь, чтобы наказать князя Дмитрия, систематически не выплачивавшего положенную дань. Покорность Москвы и её ресурсы были необходимы хозяину Дикого поля для продолжения борьбы за власть в Золотой Орде с ханом Тохтамышем. Помимо татарских конных корпусов-туменов, в воинстве Мамая были отряды вассальных племен (ясов, аланов, буртасов, половцев, касогов) и формирования наемников, в том числе генуэзские копейщики и арбалетчики, считавшиеся тогда лучшей пехотой в мире. Чтобы гарантировать победу в войне с заметно усилившейся Москвой, темник заключил союзы с литовским правителем Ягайло и рязанским князем Олегом.
Решив не допустить соединения сил коалиции, Дмитрий Иванович выступил навстречу самому опасному из противников – Мамаю. Ему тоже удалось собрать внушительную рать: на призыв московского государя, забыв о взаимных претензиях, собрались полки из Владимира, Костромы, Суздаля, Устюга, Ярославля, Звенигорода, Пскова, Серпухова, Можайска и других городов. Пришли со своими дружинами даже литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи. Летописи отмечали, что «от начала мира не бывала такова сила русских князей».
На рассвете 8 сентября (по старому стилю) объединённая русская рать переправилась через Дон, уничтожив за собой мосты, и выстроилась в боевые порядки на Куликовом поле. Навстречу им со стороны Красного холма двинулись войска Мамая. После нескольких часов ожесточенной сечи, татарам удалось прорвать левый фланг русских и зайти им в тыл. В этот момент в спину атакующим из дубравы ударил засадный полк воеводы Боброка-Волынского и князя Владимира Серпуховского. Ряды воинства Мамая смешались. Степняки бежали с поля боя вслед за своим предводителем. Русские преследовали врагов до реки Красивая Меча, «избиша их великое множество».
Территория музея-заповедника «Куликово поле», как и все объекты культурного наследия федерального значения и особо охраняемые природные территории России, находится под защитой государства. Охранная зона музея-заповедника – это участок площадью 7,5 тыс. га на юго-западе Тульской области, на стыке Богородицкого, Кимовского и Куркинского районов. Здесь находится 11 лесостепных памятников – особо охраняемых природных территорий.
Наиболее интересны, в ботаническом отношении, памятники природы Нижний Дубик, Средний Дубик, Водяное поле и Татинки. Здесь сочетаются участки луговых степей и типичных остепненных дубрав. Но особенно важно, что это единственные территории, где сохранилась реликтовая растительность. Только изучая структуру степных сообществ этих памятников природы, можно представить, какой была степь на Куликовом поле. На заповедной территории знаменитой битвы средневековья запрещена любая хозяйственная деятельность, которая может нарушить целостность природных и исторических памятников Куликова поля или создать угрозу их разрушения.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова – один из крупнейших музеев-заповедников страны.
Его территория охватывает 870 га. Она включает усадьбу художника с усадебным парком и садом, а так же, окружающую территорию усадьбы лугами, лесами и сельскохозяйственными угодьями. В окружающую территорию также входит Троицкая церковь в селе Бёхово, кладбище, на котором похоронен В. Д. Поленов и его семья, а также требующая восстановления усадьба Старое Бёхово.
Незаурядный художник пришел на открытый всем ветрам холм над Окой и увидел все окружающее совершенно по-новому. Поленовская усадьба стала неотъемлемой частью окружающей природы.
Ушедшее ХХ столетие стало временем создания совершенно нового явления, начало которому положил еще в конце XIX века Василий Дмитриевич Поленов. Имя этому явлению – заповедник русского пейзажа. Ведь и до настоящего времени, леса и луга поленовского заповедника мало изменились: на протяжении всего XX века эту землю сберегали потомки художника.
Одно из основных направлений деятельности музея – развитие и рост заповедника, полное сохранение исторического ландшафта, создание уникального национального парка на севере Тульской и Калужской областей, в верхнем течении реки Оки, парка-заповедника среднерусского пейзажа. Ведь Поленов, поселившись на окском холме, сумел бережно сохранить удивительную красоту окского пейзажа. В настоящее время территория музея-заповедника с окрестными лесами и лугами представляют мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды.
Музей-усадьба «Ясная Поляна» является мемориальным и природным заповедником. Приезжая сюда, Вы попадаете в ту самую толстовскую усадьбу, о которой в своих дневниках и письмах писали сам Лев Николаевич и его близкие и которой так восхищались гости Ясной Поляны. Более девяноста лет все яснополянские ландшафты бережно сохраняются и восстанавливаются усилиями сотрудников нескольких музейных отделов.
Мемориальность яснополянских лесов заключается в сохранении неизменности лесокрытой площади заповедника: в искусственных насаждениях – посадки лесов по склонам оврагов, долин рек, на неудобьях. При этом используется тот же породный состав, который использовался Л.Н. Толстым. Формирование же естественных лесов проходит согласно законам природы.
Одним из наиболее привлекательных объектов природы, являющимся, по праву, общероссийским туристским брендом является знаменитый Бежин луг, расположенный в Чернском районе Тульской области.
«Возьмите атлас, найдите на карте России дорогу, которая ведет из Тулы в Орел, и если между этими двумя городами Вы обнаружите местечко, именуемой Чернь, представьте себе, что я нахожусь в двух французских лье от этого местечка», - писал Иван Сергеевич Тургенев во Францию Полине Виардо летом 1850 года. Маленькое имение, где жил писатель, - это село Тургенево Чернского уезда Тульской губернии, прежде принадлежавшее деду и отцу писателя.
И.С. Тургенев подолгу жил в этом имении, исходил все окрестности с ружьем за плечами, знакомился с местными жителями. Эти встречи, рассказы крестьян нашли отражение во многих произведениях писателя. Здесь были задуманы и написаны рассказы из знаменитого цикла «Записки охотника»: «Певцы», «Свидание», «Бежин луг».
В память о великом писателе в Чернском районе стараниями энтузиастов сохранен знаменитый Бежин луг, где ежегодно (с 1983 года) в июне проводится Всероссийский литературно-песенный праздник «Песни Бежина луга», а с 2015 года реализуется новый событийный проект – фестиваль «Тургениус».
Традиционно на Бежином лугу собираются тысячи гостей: известные журналисты, артисты, маститые поэты и писатели, жители России и ближнего зарубежья.
Работы по развитию туристского имиджа Чернского района Тульской области, где расположены знаковые места, связанные с творчеством И.С. Тургенева, в том числе и Бежина луга, продолжены в рамках выполнения Указа Президента РФ от 5 марта 2014 г. № 114 «О праздновании 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева».
Уже создано фермерское хозяйство «Тургенево», которое обеспечивает экологически чистой продукцией туристов. Инвестор оказывает содействие в ремонтно-реставрационных работах культурных объектов села, создает туристическую инфраструктуру. Для приема туристов в селе Тургенево построен современный туристический комплекс, который включает в себя: комфортабельную гостиницу, кафе на 40 мест с банкетным залом, автостоянку туристических автобусов с пунктом приема туристов, ведется строительство клуба в с. Тургенево. В ближайших планах – строительство конного двора и мельницы. Однодневное событийное мероприятие «Песни Бежина луга» будет трансформировано в интерактивную туристскую программу. В настоящее время сотрудниками научно-исследовательского института им. Д.С. Лихачева в с. Тургенево проведены научно-исследовательские и экспертно-аналитические работы по разработке основных положений концепции развития достопримечательного места «Бежин луг» и проекта визуализация идеи (создание электронного макета достопримечательного места). Реализация комплексного проекта позволит превратить Бежин луг в социокультурный бренд Тульской области, тем самым увеличить туристские потоки к тургеневским местам. Использование историко-культурного наследия Тульской области в качестве фактора роста туристских потоков позволит привлекать инвестиции в развитие области.
В с. Тургенево создан музея-заповедник И.С. Тургенева «Бежин луг».
В г. Новомосковске Тульской области находятся истоки Дона. По Тульской области Дон течет 90 км, принимая притоки Бобрик, Люторич, Непрядву, Мокрую Таболу и другие. С Верхним Доном связана история казачества в XVI-XVII веках.
Мемориализация Куликова поля
Обширность Куликова поля всегда вызывала серьёзные затруднения в точной научной локализации конкретного места исторической битвы. Эпические масштабы гипотетических реконструкций XIX века с шириной фронта построения полков в 7—10 вёрст, навеянные реалиями относительно недавнего Бородинского сражения, в действительности не имели никакой научной основы. Современные археологи и исследователи пришли к выводу о незначительной площади непосредственного боевого столкновения, не превышающей 1,5—2 кв. км.
Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Место сражения находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы. Поскольку накануне празднования 600-летия битвы в 1980 году не удалось найти материальных свидетельств этого события на традиционном месте (на правом берегу Непрядвы), в начале 1980-х годов историк В. А. Кучкин и геохимик К. П. Флоренский предложили свою версию локализации места битвы на левом берегу, принципиально отличающуюся от устоявшихся канонических взглядов начала XIX века. Эта новая трактовка показала полное отсутствие научного обоснования традиционной версии, тиражируемой лишь в силу исторической инерции.
Лишь в последующие годы при помощи методов палеогеографии учёные установили, что вблизи Дона «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Похожая ситуация выявилась и на правом берегу, где свободные от леса пространства представляли собой узкие поляны, не превышающие в длину 2—3 километра. Массовые перемещения конницы в таких условиях были бы невозможны. Это породило противоречие между имеющимися источниками и сложившимися взглядами на проблему.
Согласно одному из поздних книжных преданий XIX века, не имеющему никакого документального подтверждения, император Пётр I, посещая строительство шлюзов на Иван-Озере, Дону и Шате во время сооружения Ивановского канала осмотрел место Куликовской битвы и приказал заклеймить оставшиеся дубы так называемой «Зелёной Дубравы», чтобы их не рубили.
Первым исследователем своего участка Куликова поля стал Степан Дмитриевич Нечаев. Он целенаправленно покупал у тульских старьёвщиков и антикваров старинные предметы вооружения и личного христианского благочестия, которые представлял найденными на предполагаемом месте битвы. На основе своей коллекции он создал экспозицию из двух залов, в которых разместил по стенам кольчуги, сабли, бердыши, наконечники копий и кремневые пистолеты различных времён.
Он предпринял также натурные исследования предполагаемого места сражения и попытался увязать ход битвы с реальной местностью, предложив считать местом ставки Мамая во время битвы самый большой и красивый холм на своей земле, в середине XIX века получившего наименование Красного. «Красными холмами» историки и краеведы Тульской губернии называли предполагаемые места древних языческих капищ — холмы с лежащими на вершинах крупными каменными известняковыми блоками.
По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В. Ф. Васильев в 1820 году выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле.
В 1836 году Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска Александра Брюллова. 8 сентября 1850 года памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.
При большом стечении народа 8 сентября 1880 года в день 500-летия битвы рядом с памятником Дмитрию Донскому на Куликовом поле после панихиды состоялся военный парад с артиллерийским салютом.
К началу XX века среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору Алексею Щусеву, завершившему работу в 1911 году. Храм строился четыре года (1913—1917 гг.). Окончанию строительства помешали события октября 1917 года и гражданская война. Храм был закрыт и постепенно пришел в упадок. Во время гражданской и особенно Великой Отечественной войн Памятник-колонна Дмитрию Донскому получила значительные повреждения.
В середине 1960-х годов по инициативе местных краеведов у мемориального комплекса на Красном холме стали проводиться экскурсии, а затем создан филиал Тульского областного краеведческого музея (ТОКМ). В конце 1960-х годов были начаты работы по реставрации памятников и благоустройству территории. Огромный объём восстановительных работ был выполнен после принятия Постановления Совета министров РСФСР «О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы». По воспоминаниям Валентина Фалина, к тому времени на Куликовом поле царило запустение:
«Решаем с женой возложить на месте действий цветы в память о подвиге Дмитрия Донского и его дружины. Добрались на машине до Тулы. Спрашиваем постового милиционера, как проще доехать до Куликова поля. В ответ слышим: „А что это за поле такое?“ Одолели-таки ухабы и объезды. Перед глазами картина, не вдохновляющая — слава Богу, щусевские аллегорические сооружения не обрушились, несмотря на отсутствие должного ухода. Интересуемся, а что там за нелепые постройки вдали. Оказалось, свинарники. Право, за державу обидною. Пишу записку М. А. Суслову, заодно докладываю, во что превращена церковь Рождества Богородицы и как обстояло дело с захоронениями Пересвета и Осляби. На могилах двух монахов-героев, сражением которых с татарскими батырами открывалась Куликовская битва, завод „Динамо“ установил компрессоры. Скандал. Под напором Суслова кое-что было подправлено, хотя к юбилею прорехи залатать так и не поспели» .
— С. Чапнин, Е. Стрельчик. «Можно отделить Церковь от государства, но нельзя отделить Церковь от народа» // Журнал Московской Патриархии. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2013. — Июль (№ 7).
Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в селе Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме.
Постановлением Правительства РФ в 1996 году на Куликовом поле был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
С 1997 года на Куликовом поле проходит ежегодный международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» посвященный годовщинам Куликовской битвы и амуниции времен Куликовской битвы, I-й и II-й Отечественной войн.
В честь исторического места названа расположенная в 23 км к югу от него железнодорожная станция «Куликово Поле» Юго-Восточной железной дороги.
По часовой стрелке с левого верхнего угла:
Тульский кремль, Музей оружия и ротонда на набережной Упы, Дворянское собрание, Успенский кафедральный собор, памятник Тульскому прянику, Пряничная фабрика Баташовых.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТУЛЫ
Музей «Тульский пряник»
Тула, ул. Октябрьская, 45
Узнать об истории тульского пряника, о традициях его печатания в Туле с 17 века, увидеть старинные пряники и отведать свежеиспеченных, — все это можно сделать в музее «Тульский пряник». В бутике музея «Тульский пряник» можно приобрести свежие съедобные сувениры, а также продегустировать выпечку на чайной паузе.
Некрополь Демидовых
Тула, ул. Демидовская, 9
Некрополь Демидовых — это историко-мемориальный музей в Туле, посвященный легендарной дворянской династии промышленников, оружейников и меценатов, во главе с ее основателем Никитой Демидовичем Демидовым. Открытие некрополя для посетителей в 1996 году было приурочено к 340-летию со дня рождения Никиты Демидова.
Тульский кремль
Тула, Кремль
В настоящее время Тульский кремль — это уникальный, хорошо сохранившийся с 16 века, комплекс памятников архитектуры и истории. Его территория охватывает Успенский собор, построенный в стиле русского барокко в 1766 году, Богоявленский собор конца 19 века — память воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года, а также торговые ряды 19 века.
Тульский музей оружия
Тула, ул. Октябрьская, 2
Всем нам с детства известна сказка про тульского мастера Левшу, сумевшего подковать блоху. Но мало кто знает, что у этой сказки есть практическая подоплека: Тула — один из самых старых в России центров слесарного мастерства.
Тульский музей самоваров
Тула, ул. Менделеевская, 8
Музей родился в 1990 г. из коллекции Тульского областного историко-архитектурного музея. Однажды количество самоваров в его фондах стало настолько велико, что ее решено было выделить в отдельный музей. Так и сделали.
Музей старая Тульская аптека
где находится, как добраться:
г. Тула, проспект Ленина, д. 27
54.189935, 37.614563°
Телефон
+7 (4872) 31‑26-61
Режим работы
Cр-сб 10:00–19:00; вс 11:00–19:00
Стоимость
Взрослые – 100 рублей. Школьники, студенты, пенсионеры – 50 рублей. Абонемент на 10 посещений (выставки, лекции) – 700 рублей
Музей «Старая тульская аптека» известна каждому жителя Тулы и пользуется высоким спросом среди туристов. Она была построена в 18 веке, а только в середине 19 начала настоящую жизнь.
Теперь это постоянная экспозиция Тульского историко-архитектурного музея.
Находится по проспекту Ленина, где была открыта магистром фармации Фердинандом Георгиевичем Белявским. Именно здесь он открыл собственную аптеку, которая стала одной из самых популярных в городе.
Сегодня же подобная аптека дает представление всем, как могла бы выглядеть «Старая тульская аптека» в 18 веке. Зеркальные шкапы, торговые залы, обилие стекла – все это будет ждать именно здесь. Зависимо от собственных предпочтений, посетители могут отведать программы:• из аптеки к звездам;
• полезное чаепитие;
• тайны парфюмерии.
Все это будет весьма познавательно каждому человеку. Также в историко-архитектурном музее находится и выставочный зал, где экспонируются работы современных художников.
Успенский собор Тульского кремля
Тула, Кремль
Кажется, что рассматривать результат мастерства зодчих, что за несколько столетий постоянно подновляли и реконструировали церковь, можно бесконечно. И, все же, производя столь игрушечное впечатление, Успенский собор остается одним из самых величественных в Туле.
Богородичный Щегловский монастырь в Туле
Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1
Богородичный Щегловский монастырь — это мужская обитель в Туле, единственная в России названная в честь иконы Божьей матери «Млекопитательница». Эта редкая икона очень символична — на ней Иисус Христос представлен в образе младенца, пьющего молоко своей матери, как обычное земное дитя.
Музей филимоновской игрушки
Тульская обл., пос. Одоев, ул. Сильверстова, 11
«Маленькая радуга», «Солнышко» — так с любовью и нежностью называют филимоновскую игрушку — знаменитые глиняные фигурки, нарядно расписанные яркими красками. Именно этому русскому промыслу и посвящён одноименный музей в тульском Одоеве.
Тульский областной художественный музей
Тула, ул. Ф. Энгельса, 64
Тульский музей изобразительных искусств основан в 1919 году и содержит в основном произведения, поступившие при национализации дворянских поместий.
Тульский экзотариум
Тула, ул. Октябрьская, 26
У входа в Тульский экзотариум посетителей встречает статуя тираннозавра, шуточно прозванная жителями Тулы «памятник теще». В дни праздничных мероприятий тираннозавра наряжают в оригинальные костюмы, например, первоклашкой на 1-е сентября или в кимоно с черным поясом в честь визита в Тулу президента Путина.
Автомобильный музей
где находится, как добраться:
Тульская область, Чернский район, с. Черноусово
53.394493, 36.909736°
Телефон
+7 (987) 874-58-78
Режим работы
Пн-вс 10:00–18:00
Стоимость
200 руб.
Те, кто интересуется ретро-автомобилями, наверняка хоть раз слышали об уникальной выставке коллекции автомобилей СССР, которая находится в деревне Черноусово Тульской области, а также о человеке, который ее создал. Это Михаил Красинец, профессиональный автомеханик и бывший автогонщик.
Идея коллекционирования возникла в 90-х годах, когда автолюбители начали массово освобождаться от своих «раритетов» и безжалостно сдавать их в лом. Такой несправедливости Красинец допустить не мог и начал собирать возле своего дома в Москве старенькие «Москвичи», «Волги», «Победы» и «Запорожцы». Чтобы уберечь авто от посягательств, мужчина решил продать свою московскую квартиру и перебраться в маленькую деревеньку в 300 км от столицы.
Сейчас коллекция насчитывает более трехсот экспонатов, выпущенных с 1946 по 1991 гг. Экспозиция в открытом поле получила официальный статус филиала краеведческого музея.
Здесь можно увидеть почти все модели машин, выпущенные в свое время Московским, а также Горьковским автозаводами. Представлена милицейская и тяжелая техника, а также первые экземпляры, появившиеся в коллекции: «Мерседес» 1964 года выпуска, «Чайка» ГАЗ-13, «Москвич». В планах коллекционера – проложить к своему дому нормальную дорогу и построить крытый комплекс.
Музей Тульские древности
где находится, как добраться:
г. Тула, проспект Ленина, д. 47
54.186384, 37.610619°
Телефон
+7 (4872) 36-16-63
Режим работы
Пн-пт 9:00–18:00
В начале 90-х депутаты Тульского горсовета приняли решение об открытии археологического музея муниципального уровня. Название «Тульские древности» - своеобразная дань уважения Николаю Ивановичу Троицкому, известному в Туле краеведу конца 19 столетия, создавшему первый в городе историко-археологический музей «Палата древностей». В мае 95-го года прошлого века в торжественной обстановке состоялось открытие археологической экспозиции, рассказывающей о событиях, происходивших в Тульском крае с глубокой древности до 18 столетия.
Большинство экспонатов появились в результате деятельности Тульской археологической экспедиции в период с 1990-го по 96-й годы. После открытия в 96-м году музея-заповедника «Куликово поле», «Тульские древности» стали его филиалом.
На сегодняшний день основное внимание уделяется максимальному взаимодействию с посетителями, интерактивности экспозиций, применению мультимедийных технологий. Каждый посетитель может попробовать себя в средневековых ремеслах, подержать в руках древнее оружие и предметы боевого облачения, что несомненно производит гораздо более глубокое впечатление, чем «обычное» посещение музея.
Усадьба Бобрики
Донской, Бобрик-гора, ул. Красноармейская, 9
Исто́рико-мемориа́льный музе́йный ко́мплекс «Бо́брики» — муниципальный краеведческий музей, расположенный в посёлке Бобрик-Гора в трёх километрах от города Донского (Тульская область). Включает городской краеведческий музей, планетарий, некогда расположенный в здании храма (ныне планетарий не действует, а экспозиция хранится в фонде музея, но не выставляется) памятник федерального значения — усыпальницу графов Бобринских (архитектор Василий Милинский, 1815) и усадебный парк — памятник садово-парковой архитектуры XVIII—XIX веков.
Директор — Третьякова Вера Дмитриевна.
2 ноября 1933 года решением Наркомпроса РСФСР на Бобрик-горе в посёлке Донском организован музей Подмосковного угольного бассейна. 1 мая 1935 года он был открыт для посетителей. Особенностью музея был второй в СССР планетарий (1940—1991), который работал на аппарате, сконструированном сотрудником музея, изобретателем-самоучкой М. В. Чистозвоновым (1883—1942). Основатель музея — Владимир Николаевич Хмелёв (1892—1948).
В феврале 1996 года музей и планетарий были перепрофилированы в городской краеведческий музей, на базе которого в том же году создан историко-мемориальный музейный комплекс «Бобрики». Музей располагает кинозалом, лекторием, архивом и научной библиотекой.
Экспозиция и экскурсии
Главное место музейного комплекса — усадьба «Бобрики», основанная императрицей Екатериной II. Усадьба была завещена ею своему внебрачному сыну А. Г. Бобринскому. Архитектурный ансамбль усадьбы создан по проекту И. Е. Старова в стиле строгого классицизма. В усадебной церкви во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя (И. Е. Старов, 1774—1778 годы) в настоящее время действует Храм Свято-Преображения, в котором в 1998 году была восстановлена колокольня. В устройстве усадебного парка принимал участие агроном, учёный и писатель XVIII века А. Т. Болотов.
Наиболее ценные коллекции музея включают:
Палеонтологическая коллекция костей плейстоценовых животных;
Археологические коллекции: каменные топоры эпохи бронзы, селище вятичей XIII—XIV веков;
Коллекция документов и личных вещей героя гражданской войны Н. А. Руднева (1894—1918);
Коллекция материалов (документы, книги, журналы) русского писателя А. А. Демидова (1883—1932);
Прижизненные издания трудов основоположника теоретической космонавтики К. Э. Циолковского (дар его дочерей);
Коллекция материалов по строительству первого советского аппарата «Планетарий» (1939—1940).
Мемориальная коллекция (личные вещи и документы) представителей рода графов Бобринских, потомков императрицы Екатерины II.
Основные экскурсии:
Донской. Страницы истории — рассказывает о первых поселениях на месте современного города Донского, об Ивановском канале, об истории угледобычи в крае, периоде Великой Отечественной войны, послевоенном строительстве и современном состоянии. Проводится на базе музейной экспозиции.
Екатерина II и усадьба «Бобрики» — повествует об истории усадьбы, жизни и деятельности её владельцев, о генеалогии рода графов Борбинских. Экскурсия начинается в экспозиции музея, после чего экскурсанты совершают пешеходную прогулку по Бобрик-горе, знакомятся с памятниками истории и архитектуры XVIII—XIX веков.
К местным достопримечательностям относятся:
валы и шлюзы Ивановского канала
бобриковское лесничество (в прошлом — Бобриковская лесная дача, год основания — 1876)
верховья Дона.
«Поле́ново» — государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Поленова в Заокском районе Тульской области, на правом берегу Оки, в бывшей усадьбе Борок. Расстояние до Москвы — около 130 км, до Тулы — 70 км.
По проектам В. Д. Поленова в усадьбе построены главный дом, мастерская художника «Аббатство», флигели, службы, а также расположенная в 2 км от Поленова в селе Бёхово Троицкая церковь.
В 1931 году открыт дом-музей.
План территории музея
1 Большой дом
2 Аббатство (мастерская)
3 Фахверк
4 Адмиралтейство
5 Детский домик
6 Каретный сарай
7 Конюшня
8 Погребица
9 Сенной сарай
10 Коровник
11 Курятник
12 Банька, «Домик Прокофьева»
13 «Греческий» театр
14 Туристический центр
15 «Город мастеров»
16 Школа В. Д. Поленова (с. Страхово)
17 Церковь Святой Троицы (с. Бехово)
18 Могила В. Д. Поленова и его семьи (с. Бехово)
19 Источник иконы Казанской Божией Матери («Громок»)
20 Причал
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
В 1887 году, по дороге в Крым, из окна вагона Поленов увидел Оку, и раз и навсегда попал под обаяние этой дивной реки. «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться». И, несколько дней спустя, возвращается к этой теме: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».
Мысль о постройке дома именно в этих, поразивших красотой местах, не покидала художника. Вернувшись в Москву, В. Д. Поленов, несмотря на глухое осеннее время, поехал на Оку, которая так понравилась ему во время летнего путешествия. В «Хронике Бёхова и Борка», написанной его рукой, 12 октября 1887 года отмечено: «Я ехал на пароходе по Оке от имения Рошфора под Алексиным и увидел места около Тарусы и Бехова».
Поездки на Оку возобновлялись. Вместе со своим учеником Константином Коровиным в мае 1889 года Поленов вновь приехал в Бёхово: в это время там продавала маленькое запущенное имение обедневшая помещица.
Расположение усадьбы обоим художникам не понравилось, да и жизнь в купленном, но все же чужом доме, навязывала свои нормы жизни, свои правила, и мечтам не отвечала. А вот «Борóк» - высокий холм над Окой, привлек их внимание чудесным видом, который открывался на Оку и противоположный берег. («Борóк» - потому, что у подножия холма поднималась редкий молодой лесок). «Это последнее время, я только и мечтаю о Бехове», «Всё мне представляется, как мы в Бехове заживём, если это только сбудется...», - повторял в письмах Василий Дмитриевич. И Наталья Васильевна строила планы: «Мое единственное желание – Бёхово, на него вся надежда, да от времени до времени за границу, в Москве уж как можно меньше времени».
УСАДЬБА И ОКРЕСТНОСТИ – ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Большой дом
«И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…». Ф. Д. Поленов.
Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно–прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера. Эстетические идеи У. Морриса породили веру в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером, заполненный подлинно художественными вещами, рано или поздно позволит стать человеку внутренне чище, лучше и свободнее. Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной в зрительный образ, слово, музыку.
В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется как художественное, музейное. Декор каждого помещения – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома в идеале отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии, воплощенное в архитектуре и интерьерах. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника.
Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Взаимосвязь и неделимость двух миров Поленов заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в замысел архитектора – пейзажиста и обрело глубокий философский и этический смысл.
Дом был оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны. Отапливался дом, кроме обычных дровяных печей, так называемыми «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поленов проявил себя как замечательный мастер интерьера, тонко чувствующий его художественные и утилитарные особенности.
На первом этаже: Столовая, Библиотека, Кабинет, «Игральная» для детей (впоследствии – Портретная). Облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью, окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление стремления вверх. С помощью этого приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.
Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича.
Ясная Поляна – уникальная русская усадьба, родовое имение великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился, прожил большую часть жизни, здесь он похоронен. Здесь был его единственный любимый дом, гнездо его семьи и рода. Именно в Ясной Поляне можно по-настоящему «окунуться» в мир Толстого и его произведений – ежегодно этот знаменитый музей посещает огромное количество людей со всего мира.
Первые сведения о Ясной Поляне относятся к 1652 году. С середины XVIII века усадьба принадлежала предкам писателя по материнской линии князьям Волконским. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт – парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля.
Вместе с архитектурным ансамблем этот ландшафт сохраняется уже более ста лет – по образцу 1910 года, последнего года жизни Толстого. Один из усадебных флигелей со временем стал домом для писателя и его семьи. Здесь Толстой прожил более 50 лет, здесь им были созданы шедевры мировой литературы. Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких. Коллекция музея насчитывает более пятидесяти тысяч экспонатов, наиболее уникальными из которых являются предметы обстановки Дома Л.Н. Толстого и библиотека писателя, внесенная в реестр ЮНЕСКО «Память мира».
Вековые деревья и молодая поросль, живописные аллеи парков и укромные лесные тропинки, зальная гладь прудов и бездонное небо – все это Ясная Поляна, удивительный мир, вдохновлявший Льва Толстого. Этот мир писатель не покинул и после смерти – его могила находится в лесу Старый Заказ, на краю оврага. Место своего погребения Толстой указал сам, связав его с памятью своего старшего брата и его историей о «зеленой палочке», на которой написан секрет всеобщего счастья.
Судьба была благосклонной к родовому гнезду Толстых на протяжении всего XX века. Усадьба не пострадала в годы Гражданской войны - из уважения к памяти Толстого яснополянские крестьяне уберегли ее от погрома. Через одиннадцать лет после смерти писателя, в 1921 году, стараниями его младшей дочери Александры Львовны в Ясной Поляне был открыт музей. Потомки Льва Николаевича и в дальнейшем принимали участие в судьбе музея. В 1941 году, когда над Ясной нависла угроза оккупации, внучка писателя Софья Андреевна Толстая-Есенина, руководившая музеем, организовала эвакуацию большинства экспонатов Дома Толстого в Томск.
Дом Волконского
Совершенно новый этап в развитии Ясной Поляны начался в 1994 году, когда директором музея стал праправнук Льва Николаевича Владимир Ильич Толстой. С этого момента можно говорить о возвращении Толстых в Ясную Поляну и возвращении к истории, корням, традициям старой русской дворянской усадьбы. Эти традиции продолжает и нынешний директор музея – Екатерина Александровна Толстая, занявшая этот пост в 2012 году.
На данный момент Ясная Поляна – это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба – настоящая, «живая», именно такая, какой ее знал и любил Толстой. Здесь сохраняются многие виды хозяйственной деятельности: в огромных садах собирают яблоки, пасека приносит мед, радуют глаз грациозные лошади… Вся «яснополянская» усадьба с ее неповторимой красотой сохраняет не только свой подлинный облик, но и дух толстовской эпохи.
Архитектурный ансамбль усадьбы
Дом Л. Н. Толстого
Дом Волконского
Флигель Кузминских
Башня въезда
Конюшня и каретный сарай
Инвентарный сарай
Кучерская
Кузня и плотницкая
Купальня
Баня
Садовый домик
Житня и рига
Теплица
Скамейка Л. Н. Толстого
Березовый мостик
Беседка-вышка
Кучерская в усадьбе Ясная поляна
Дом-Музей Л. Н. Толстого
Переехав в усадьбу, Л. Н. Толстой расширил один из флигелей. В этом доме писатель прожил более 50 лет и создал в нём большую часть своих произведений. Сейчас Дом является музеем Л. Н. Толстого.
Музей был создан решением ВЦИК 10 июня 1921 во многом благодаря стараниям А. Л. Толстой, дочери Льва Николаевича. Она и её брат Сергей Львович были первыми директорами музея. Во время Великой Отечественной войны его экспонаты были эвакуированы в Томск, а сама Ясная Поляна была оккупирована 45 дней. При отступлении немецко-фашистских войск дом Толстого был подожжён, но пожар удалось потушить. К маю 1942 усадьба была вновь открыта для посетителей. В 1950-е годы были произведены масштабные реставрационные работы.
В экспозицию музея входят подлинная обстановка усадьбы, личные вещи Л. Н. Толстого, его библиотека (22 000 книг). Обстановка в доме-музее Л. Н. Толстого оставлена такой же, какой её оставил сам писатель, навсегда покидая Ясную Поляну в 1910 году. Директором музея в настоящее время (2015 год) является В. И. Толстой, праправнук Л. Н. Толстого.
Дом Волконского
Князь Н. С. Волконский, дед Л. Н. Толстого, полностью перестроил усадьбу. Его дом является старейшей постройкой на территории усадьбы.
Флигель Кузминских
В этом доме в 1859—1862 годах располагалась школа, открытая Л. Н. Толстым для крестьянских детей. Потом во флигеле останавливались гости, чаще которых останавливалась Т. А. Кузминская, свояченица Льва Николаевича.
Купальня
В 1890-х годах на Среднем пруду в английском парке писателем была устроена купальня, которую в разные годы либо сколачивали из досок, либо сплетали из хвороста.
Мост для бывшей мельницы Ясной Поляны
При жизни Л.Н. Толстого на территории усадьбы Ясная Поляна на реке Воронка была мельница, которая использовалась для хозяйственных нужд. В настоящее время ее нет. Остался только мостик, приспособленный для установки мельницы, на берегу лежит одна из частей мельницы (каменный круг).
Музей Хомякова
Адрес
Тульская область, Ленинский район, п. Октябрьский, д. 1
54.335792714956, 37.56996453777°
Телефон
+7 (4872) 72‑67-41
Режим работы
среда – воскресенье: 10:00 – 17:00
А. С. Хомяков – русский поэт, философ, мыслитель и богослов, считающийся основоположником славянства. Богучарово – единственное семейное имение Хомяковых, дошедшее до наших дней в первозданном виде. Сегодня это историко - художественный музей.
Согласно историческим данным, этот музей был открыт еще в первой половине 19 века. Он является культурным и историческим наследием России и охраняется действующими нормами законодательства.
Музей А.С. Хомякова – это уникальный памятник архитектурного наследия. Экскурсоводы обращают внимание посетителей не только на его построение, но на уникальные образцы материальной и бытовой культуры прошлых лет, представленные в экспозициях. Здесь можно ознакомиться и с творчеством художников Э.В. Шурлаповой и И.М. Путятина, и с генеалогическим древом семьи Хомяковых.
В музее можно послушать интересные лекции о личности основателя славянофильства, об истории Богучарово, а также об образе и быте русской провинциальной усадьбы периода 19 века на примере этого историко - художественного музея. Здание также служит центром для интерактивных занятий, в которых могут принять участие ученики от начальных до старших классов.
Дом-музей Болотова
Тульская обл., Заокский р-н, дер. Дворяниново
С берега реки Скнига открывается удивительный вид: на ее противоположном крутом и высоком берегу, среди сочных древесных крон стоит большой добротный деревянный дом. Особенно хорош этот вид летом, в ясный день, когда солнце, небо, река и зелень устраивают настоящую феерию красок.
Музей-усадьба Никольское-Вяземское
Усадьба Никольское-Вяземское — фамильное имение Толстых, расположенное в селе Николо-Вяземском Чернского района Тульской области, является филиалом музея в Ясной Поляне.
История усадьбы восходит ко второй половине XVIII века. С 1797 года она принадлежала княжне Пелагее Горчаковой — жене Ильи Андреевича Толстого, деда писателя Льва Николаевича Толстого. В течение ряда лет усадьба передавалась по наследству членам семьи Толстых. В 1860 году после смерти Николая Николаевича Толстого — старшего брата писателя — владельцем усадьбы стал Лев Толстой. В Никольско-Вяземском Лев Толстой работал над рассказами, повестью «Казаки», романом «Война и мир». В последний раз Л. Н. Толстой был здесь в 1910 году, за четыре месяца до своего ухода из Ясной Поляны.
Усадьба значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В 1980-е годы Тульский машиностроительный завод, на балансе которого находился усадебный комплекс, провел большую работу по восстановлению и музеефикации родового имения Толстых. Воссозданы по старым фотографиям главный усадебный дом и купальня на берегу реки Чернь, расчищены основные аллеи парка, проведена частичная реставрация усадебной церкви Успения Пресвятой Богородицы, восстановлена колокольня храма. Торжественное открытие дома-музея состоялось 6 сентября 1986 года. В 1988 году при въезде в усадьбу установлен скульптурный памятник Л. Н. Толстому.
В 1999 году Никольское-Вяземское было передано музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» в качестве филиала. В усадебном доме размещена музейная экспозиция, включающая подлинные предметы, принадлежавшие семье Толстых.
Дом-музей Бунина в Ефремове
Тульская область, Ефремов, ул. Тургенева, 47
Тульская область, пожалуй, может считаться одним из лидеров по количеству достопримечательностей, связанных с видными деятелями русской культуры в общем и писателями в частности. Кто только не жил или не гостил хоть какое-то время на ее живописных просторах — Толстой, Тургенев и писатель Бунин.
Дом-музей Вересаева
Тула, ул. Гоголевская, 82
Сохранилось всего одно место, где можно познакомиться с жизнью и бытом известного писателя В. В. Вересаева. Речь идет о доме-музее, созданном в честь автора — здесь расположена экспозиция, посвященная его творчеству в период 1867-1945 гг.
Богородицкий дворец-музей и парк
Окунуться с чарующую атмосферу позапрошлого столетия с легкостью можно и в наши времена.
Свернув с трассы Москва – Дон у указателя «Богородицк» через четверть часа езды путник оказывается в бывшей усадьбе графов Бобринских.
В давние времена этот дивный уголок именовался путешественниками и гостями Тульской области не иначе как местом, «достойным любопытства». Первым владельцем этого «чудесного имения Богородицкого» был родоначальник фамилии и сын Григория Орлова и императрицы Екатерины II.
Сейчас в Богородицком дворце Вы будете тщетно искать следы прежней роскоши убранства и пышности интерьеров. Время нещадно стирает все и вся. Но тем не менее не все подвластно времени, и печать изящного вкуса еще надолго останется в этих стенах. В XVIII столетии «великолепный дом графа Бобринского», расположенный на плоском холму, а еще больше - «обширный сад», который прилегал к усадьбе, считался «чудом здешнего края”. С этим мнением путешественников начала прошлого века солидарны и историки наших дней.
В наше время, как и в былые времена, восстановленный из руин архитектурный ансамбль и сам Богородицкий дворец продолжают радовать взор путников и гостей усадьбы. Находясь здесь, понимаешь, что истинные ценности вечны и неизменно хороши и среди шороха опадающих листьев, карпов кои, и среди шума весенней листвы, в пору летнего многоцветья и в суровые российские зимы.
Приезжайте в Богородицкий дворец-музей и на несколько часов Вы погрузитесь в удивительный мир неброской прелести пейзажей и классически строгого изысканного дворца.
Дворец и парк
Расположен Богородицкий музей на территории усадьбы конца ХVIII в., которая некогда принадлежала графам Бобринским. К музейным объектам ансамбля относят дворец площадью 670 кв. м с его 13 экспозиционными залами, 49 гектаров парковой зоны и въездную башню.
На заре русского классицизма на месте остатков Богородицкой крепости, разрушенной еще в 1660-х гг., возводится один из значительных загородных ансамблей. Работы ведутся под руководством тогда еще начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова.
Заказчицей постройки тогда выступила сама Екатерина Великая и уже летом 1773 года в основание Богородицкого дворца закладывается первый камень. На холме над запруженной рекой Упертой на высоком цокольном этаже возведен эффектный двухэтажный дом, щедро украшенный легким бельведером. Западный фасад дворца в центре выделен полукруглым выступом, определившим находящиеся внутри овальные залы. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа.
К сожалению, в наше время трудно составить целостную картину о первоначальных интерьерах дворца, утраченных в начале XIX в. после опустошительного пожара. В нашем распоряжении лишь разрозненные и скупые описания управляющего имением А. Т. Болотова и единственный уцелевший чертеж И. Е. Старова. Нам известно лишь то, что «пышные и высокие палаты» выглядели под стать белокаменному, великолепно построенному «дому с большими окошками, дверьми».
В композицию ансамбля дворца зодчий включил и многоярусную въездную башню. Она представляет собой колокольню в стиле петровского барокко, которая была возведена на рубеже 60-70-х гг. ХVIII в. по проекту неизвестного архитектора. Башня являлась звонницей усадебной Казанской церкви и парадными воротами во двор.
Успенский и Богоявленский соборы Тульского кремля
Построены с разницей в сто лет: в XVIII и XIX веке соответственно. Успенский выполнен в стиле русского барокко. При советской власти был закрыт, но теперь отреставрирован и работает. Колокольня четырехъярусная. Уникальный иконостас восстанавливали много лет, так же, как и росписи стен. Богоявленский собор не действующий. Он имеет статус музея. Раньше здесь хранилась коллекция оружия.
Мемориальный музей Н. И. Белобородова
Тула, пр. Ленина, 16
Гармонь — наряду с самоваром и пряником — один из символов Тулы. Такую громкую славу ей принес конкретный человек, Николай Иванович Белобородов. Музей, открытый в живописном голубом особняке на проспекте Ленина, посвящен жизни и творчеству музыканта, дирижера и педагога.
Музей контр-адмирала Руднева
Тульская обл., Заокский р-н, д. Савино
Многие знают строчки из известной песни про крейсер «Варяг», ставшие крылатыми. Но далеко не все скажут, о каком конкретно военном конфликте идет речь. И уж совсем единицы назовут топоним Чемульпо, а также фамилии моряков, сложивших головы за Отечество.
Новомосковский музей
Новомоско́вский исто́рико-худо́жественный музе́й — музей истории города Новомосковска. Музей располагает двумя обособленными подразделениями: археологический музей (ул. Комсомольская, дом 16)и музей истории села Спасское (Новомосковский район, село Спасское, улица Центральная, дом 5в).
Экспозиционно-выставочная площадь — 701 м². Более 7000 единиц хранения.
Директор музея — Юлия Николаевна Алексеева.
Музей открыт 8 мая 1966 года, первая экспозиция — «Живым и павшим в боях с фашизмом посвящается…»[2]. Первым директором был художник Василий Максимович Астахов. В 1999 году открыт археологический музей — филиал городского музея.
В дальнейшем были открыты новые залы, экспозиции и выставки, посвящённые строительству Сталиногорского химического комбината и города, восстановлению промышленности в послевоенные годы. Фонды музея пополнялись материалами, документами и предметами быта.
В 1981 году в музее открыта экспозиция, посвящённая поэту Я. В. Смелякову, который в качестве заключённого жил в Сталиногорске в 1945—1947 годах. В конце 1980-х годов перед музеем была установлена боевая машина БМ-13-16 «Катюша», принимавшая участие в боях за город.
В 2001 году музей получил статус историко-художественного. Ежегодно музей организует более 20 временных выставок, а также показывает большую коллекцию художественных произведений: картины местных художников, прикладное искусство, предметы старины, нумизматика и многое другое.
В музее хранятся исторические материалы о строительстве «Новой Москвы» — города Новомосковска, о военных годах, трудностях послевоенного восстановления и дальнейшего развития города. В музее можно найти информацию о предприятиях, научных и образовательных учреждениях города, а также о людях, чьи имена вписаны в историю города: шахтёры, химики, строители, труженики села.
Отдельная экспозиция посвящена поэту Я. В. Смелякову, который работал в Сталиногорске в 1945—1946 годах. Представлен большой фотографический и документальный материал, в том числе черновики стихов, из сталиногорского периода жизни Смелякова, личные вещи (переданные вдовой поэта), а также книги учеников и друзей поэта с дарственными надписями.
Музей — не только хранитель истории, но и культурный центр. В музее регулярно проводятся художественные выставки, в нём располагаются экспозиции самого разного характера, начиная от детского рискунка и заканчивая тульскими самоварами, показом гербариев или уникальных коллекций морских раковин.
С 1980-х годов на территории Новомосковского и соседних районов ведутся археологические раскопки. Большую часть экспонатов в археологический музей предоставили новомосковские археологи во главе с Олегом Заидовым.
12 декабря 1941 года во время освобождения Сталиногорска с огневой позиции близ деревни Урусово 12-й отдельный гвардейский миномётный дивизион реактивной артиллерии двумя залпами накрыл скопление немецких войск на станции Маклец. Выполнив боевую задачу, дивизион начал передислокацию на южный берег Шата. Однако попав под интенсивный обстрел, колонна развернулась и форсировала Шат по льду. Автомашина, тягач и несколько «катюш» прошли, но одна установка БМ-13-16 затонула.
25 ноября 1988 года группа энтузиастов подняла затонувшую машину со дна Шатского водохранилища. После восстановления на заводе по ремонту дорожных машин, «катюша» была установлена на постамент у краеведческого музея. Горожане ассоциируют музей именно с этой боевой машиной, принимавшей участие в боях за город, и называют музей «У Катюши».
Музей Порфирия Крылова
Тула, ул. Кутузова, 10
Что мы знаем о Порфирии Никитиче Крылове? Пожалуй, только то, что он был членом художественной группы «Кукрыниксы», поражавшей остротой своих карикатур, особенно на военные темы. Многие помнят смешные и едкие рисунки про Гитлера, юмористичные призывы к борьбе с врагом.
Музей станка
Тула, ул. Каминского, 24
В Туле, знаменитом городе мастеров, открылся первый в России Музей Станка, полностью посвященный индустриальной культуре. Это мультимедийный музей, который рассказывает историю развития промышленности в России и мире через экспозицию станков и аудиовизуальные технологии.
Музей филимоновской игрушки
Тульская обл., пос. Одоев, ул. Сильверстова, 11
«Маленькая радуга», «Солнышко» — так с любовью и нежностью называют филимоновскую игрушку — знаменитые глиняные фигурки, нарядно расписанные яркими красками. Именно этому русскому промыслу и посвящён одноименный музей в тульском Одоеве.
АРАПОВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Система подземных ходов у деревни Тетяковка Новомосковского района Тульской Области.
Араповская пещера находится на территории Тульской области, совсем недалеко границы Московской и Рязанской областей.
Система ходов имеет длину более 250 м, и вырыта в песчаном грунте склона реки Тетяковка (старое название Араповка).
Пещера состоит из геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки. Многие ходы заканчиваются комнатами, а некоторые завалены и постепенно очищаются спелеологами любителями.
История пещеры довольно туманна.
Достоверно только известно, что в примерно 1840-х годах пещеру использовали для богослужений некие монахи, но официальная церковь идею подземного монастыря не поддержала и в результате входы в пещеру были уничтожены властями в 1856 году.
Существует также версия, что Араповская пещера - остатки оборонительного сооружения использовавшегося для защиты защиты города-крепости, находящегося на месте современного села Гремячее в 13-14 веках.
Первые христиане, спасаясь от преследований римских язычников, были вынуждены прятаться от них в глубоких катакомбах. Там молились, служили литургию, проводили христианские таинства. Но есть и другие примеры подземных церквей и монастырей, возникших гораздо позднее. Таков легендарный Араповский пещерный монастырь, который находится на границе трех областей — Тульской, Московской и Рязанской.
Мы не знаем доподлинной истории возникновения здесь рукотворных пещер, но существует несколько версий и объяснений. Первая состоит в том, что система подземных ходов возникла в этих местах в 16 столетии.
Некогда, подле села Араповка находилась крепость, главной задачей которой было сдерживание крымских татар. А ходы эти имели важное стратегическое значение, так как соединяли село, крепость и долину реки Тетяковки. По другой версии, некий Яков Павлов (в различных источниках упомянут то как монах, то как крестьянин), побывав в разных святых местах и увидев там пещерные храмы, решил создать нечто подобное в своем краю. Вроде бы даже начались богослужения и прибыли сюда иноки, но консистория богослужения запретила.
Что посмотреть
Сегодня пещеры — уникальная достопримечательность. Общая длина доступных для посещения ходов составляет около 250 м, но наверняка сеть их гораздо обширнее. Коридоры имеют правильную геометрическую форму, ширина их около 1,5 м, а высота — примерно 3 м. По бокам размещены ниши, впадины, кельи, вдоль стен вкопаны скамьи.
Некоторые тупики, увы, завалены грунтом. Дело в том, что пещеры постепенно разрушаются, несмотря на то, что некогда они задумывались как обитель, в которой можно было находиться круглый год.
Круглый год температура в пещерах держится примерно на одном уровне — около +8...+9 °C.
Одоевский краеведческий музей
Одоев, ул. К. Маркса, 35-а
Во время путешествия по небольшим российским городкам не стоит упускать возможность посетить местные краеведческие музеи: нередко в них можно найти нечто уникальное. Старинный Одоев — не исключение. Его музей — одна из главных достопримечательностей, которых в городе, к слову, немало.
Муниципальное казенное учреждение культуры «Одоевский краеведческий музей» открыт 20 ноября 1980 года в стенах бывшего дома купца Каширина. Основателем которого был Иван Васильевич Папунен. «Одоевское краеведческое общество» было организовано в 1920-е годы, протоколы заседаний которого с 1929 по 1953 годы хранятся в музее. В план общества входило проведение экскурсий, изучение состояния природных объектов (р. Упа, р. Хлевенка), этнографических (обряды в селах) и исторических (дом Мирковичей, ДОТ).
Открытие Одоевского краеведческого музея было достаточно трудоемким и длительным. 25 марта 1971 г. было принято решение «Об открытии районной краеведческой комнаты», а три года спустя 15 мая 1974 года исполкомом Одоевского районного Совета депутатов трудящихся было принято решение «О создании районного краеведческого музея» в помещении бывшего спортзала Одоевской восьмилетней школы. Осенью того же года было принято решение «Построить Одоевский краеведческий музей на месте старой Одоевской крепости».
На протяжении десятилетий Одоевский краеведческий музей является местом встреч для интересных людей и точкой отсчета многих творческих начинаний. В его стенах собираются местные поэты.
Краеведческий музей является хранителем истории Одоева разных времен, в масштабе России небольшого, но очень любимого многими Одоевского края.
Экспозиция из 6 выставочных залов Одоевского краеведческого музея отражает историю развития Одоевского края от каменного века до современного периода: Город-крепость, Куликовская битва, история Засечной черты, купеческий Одоев. Здесь можно увидеть храмы Одоева, которые не сохранились до наших времен.
Станция «Козлова Засека»
Тульская обл., Ясная Поляна
«Козлова Засека» — это не только полноценный железнодорожный узел, принимающий пригородные, пассажирские и грузовые поезда, но с недавних пор и музей. Конечно, сюда вряд ли стоит ехать специально (знакомство с экспозицией и прилегающей территорией займет не более получаса).
Тульский мотоциклетный музей Мото-Авто-Арт
Тульская обл., Ленинский р-н, дер. Харино, ул. Ореховая, 1
Тульский Музей «Мото-Авто-Арт» — логическое продолжение частной коллекции Леонида Павловича Зякина, начало которой было положено более 30 лет назад. В 2008 году музей мото- и автотехники был официально зарегистрирован, однако его официальное открытие состоялось только в сентябре 2014 года.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Тула: Памятники истории и культуры: Путеводитель / Общая редакция доктора технич. наук В. Н. Уклеина; Художник В. С. Матвеев. — Тула: Приокское книжное издательство, 1969. — 192 с. — 25 000 экз.
Тула: Памятники истории и культуры: Путеводитель / Общая редакция доктора историч. наук, проф. В. Н. Ашуркова; Художник А. С. Макаров. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Тула: Приокское книжное издательство, 1973. — 208 с. — 50 000 экз.
Майорова Т. В. История Тульского края в географических названиях. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009.
Майорова Т. В., Майоров М. В. Улицы Тулы XVII—XXI веков: Энциклопедический словарь-справочник тульских городских названий. — Тула: Шар, 2005. — (Тула — Я).
Рассаднев С. А. Прогулки по улицам Тулы. — Тула, 2003.
Тенцер М. Б. Тульская губерния на старой открытке. Альбом. — Тула, Типография «Борус», 2009.
Тульские градоначальники, 1777—2007 / Парамонова И. Ю., Кириленко Н. Н., Кириленко Ю. П., Щербакова Э. Ю., Никулина Ю. М. — Тула, «Слайд-медиа», 2009.
Тульский биографический словарь: В 3 T. — Тула: Пересвет, 1996; 2003.
Достопримечательности Тульской области.
Сайт Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области https://ekolog.tularegion.ru/
Музеи Тульской области. Авторы: Карпунин А.М., Мамонов С.В., Мироненко О.А., Соколов А.Р.
Главный редактор - Орлов В.П.
Официальный сайт дворца-музея
https://www.palace-museum-park.org/
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Богородицкий дворец-музей и парк Вконтакте.
Афремов И. Ф. «Куликово поле : с реставрированным планом Куликовской битвы в 8-й день сентября 1380 года : отрывок из исторического обозрения Тульской губернии» — М. : Тип. В. Готье, 1849
Отин Е. С. Топонимия поля Куликова // Русская речь. 1980. № 4. С. 56-61.
Поле русской славы: Фотоальбом. — Тула: Приокское книжное издательство, 1984. — 240 с. — 28 000 экз.
Куликово поле // Поле славы: Книга-альбом / Составитель В. И. Калугин; Предисловие И. Ф. Стаднюка; Вводные статьи В. И. Калугина и А. Б. Иванова; Подбор иллюстраций: В. М. Ходов; Художник В. Мирошниченко. — М.: Молодая гвардия, 1985. — С. 52-103. — 360 с. — (Отечество). — 10 000 экз. (в пер.)
Хотинский Н. А. История и география Куликова поля. — М.: Знание, 1988. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике). (обл.)
Хотинский Н. А. Ковыль-трава на Куликовом поле / Рецензенты: д-р ист. наук Р. Г. Скрынников, д-р геогр. наук П. А. Каплин; Художник И. В. Тарханова; Фотографии В. А. Мачуговского, Е. П. Кассина. — М.: Мысль, 1988. — 176, [16] с. — 30 000 экз. — ISBN 5-244-00219-8. (обл.)
Гоняный М. И., Александровский А. Л., Гласко М. П. Северная лесостепь бассейна Верхнего Дона времени Куликовской битвы / Отв. ред.: д-р геогр. наук Д. А. Тимофеев, канд. ист. наук А. К. Зайцев; Государственный Исторический музей, Институт географии РАН, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». — М.: ГИМ, 2007. — 208 с. — ISBN 5-89076-143-9. (в пер.)
- Тэги:
- 1570 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий