Мирский замок
Как вам название для посёлка: Мир? А ведь именно в этом городе находится Мирский замок, одна из ярких достопримечательностей Беларуси. Этот памятник готической архитектуры внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Комплекс состоит из резиденции-крепости, живописного парка в английском стиле, итальянского сада, пруда, часовни-усыпальницы и придорожной часовни. Формирование архитектуры Мирского замка произошло под влиянием трёх стилей: готики, ренессанса и рококо.
Первые упоминания о замке были зафиксированы от 1395 года, согласно этим данным, принято считать, что большая часть замка к тому времени уже была построена. До 1568 года хозяевами были Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828), Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами Мирского замка были Святополк-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью. С того времени до сегодняшнего дня этому месту пришлось многое пережить, начиная от перестроек, захватов и воин, заканчивая реконструкцией.
Кстати, во времена Великой Отечественной войны в Мирском замке располагалось еврейское гетто.
Загадка постройки замка
Теперь тяжело определить, какими мотивами руководствовался магнат, принимая решение о создании укреплённой резиденции. Почти все исследователи истории Мирского замка постоянно ставят вопрос, что заставило далеко не самого богатого и не самого влиятельного урядника Великого княжества Литовского взяться за масштабное строительство. Интригует и тот факт, что Ильинич затеял грандиозное строительство на склоне своей жизни. Кроме того, до XVI века в Великом княжестве Литовском совсем не строились частные каменные замки, и даже очень зажиточные паны обычно обходились деревянными укреплёнными дворами.
Среди учёных до сих пор продолжаются споры и про назначение Мирского замка. Предлогом для строительства замка могли послужить войны с Великим княжеством Московским, набеги крымских татар, сложные отношения с соседями, собственная агрессивность или желание прославиться, получить титул графа Священной Римской империи или просто положение Маршалка надворного литовского. Однако, в основе строительства могла лежать и экономическая составляющая — замок расположен на стыке трех дорог, которые существовали здесь уже в те времена, и такое расположение давало большую выгоду.
Многие исследователи связывают постройку замка с соображениями престижа и желанием Ильинича самоутвердиться. Он на протяжении более чем двух десятилетий вёл судебные тяжбы за право владения Мирскими имениями, которые завершились в пользу Ильиничей только в 1522 году, когда, вероятно и началось возведение Мирского замка. К этому времени Ильинич стал зажиточным магнатом и получал прибыли от управления Берестейским и Ковенским староствами и замками, а также воспользовался большой суммой денег в 10 000 золотых дукатов от земского подскарбия Абрама Езафовича Рабичковича.
Вызывает споры и дата строительства замка. Замок впервые упоминается в 1527 году в Литовской метрике, однако особенности архитектуры Мирского замка показывают на то, что он был заложен не ранее 1510 года. Михаил Ткачов считал, что замок был построен в 1506—1510 годах[1], встречаются также даты строительства — конец XV — начало XVI вв, и 1508—1510 годы (согласно А. Снежко). Большинство историков сходятся во мнении, что в самом конце XV века замка в Мире ещё не было. На то, что замок строился не раньше 20-х годов косвенно указывает факт постройки в 1524 году под Волковыском костёла Святого Михаила, пластика архитектурных деталей которого очень похожа на архитектурное оформление замка. Некоторые особенности архитектуры Мирского замка («кристаллические своды») также являются свидетельством того, что замок был заложен не ранее чем в 1510-х годах. На официальном сайте Мирского замка указана дата основания 1520-е годы.
В первоначальном варианте замок не был достроен, оставались недостроенными оборонительные корпуса вдоль южной и восточной стен, а также северо-западная башня. Тем не менее по мнению исследователей, в то время на всей территории Белоруссии как по размерам, так и по величию не было ничего, что могло сравниться с Мирским замком.
Как провести время
Для любителей Культурного отдыха с большой буквы «К» в Мирском замке можно организовать мероприятие на высоком уровне (2 конференц-зала), есть мини-отель на 15 номеров (цены – от 100 $ за номер “Комфорт”), также в подземельях замка есть ресторан, а в башне замка бар и сувенирный магазин.
Летом Вы сможете увидеть здесь различные рыцарские турниры с реконструкцией военных событий, концерты мировых звезд, театральные представления. Кроме того, в замке проходят музыкальные вечера, фестивали и дни ремесленничества и культуры.
Что следует посетить в Мире
Вернемся к поселку Мир, ведь это место представляет собой не только один лишь замок.
Здесь также имеются свои достопримечательности, которые стоит увидеть.
Недалеко от туристической Мекки есть костел Святого Николая.
Забронируйте экскурсию по замкам Беларуси:
Где находится, как добраться:
Адрес: 231444, Гродненская область, Кореличский район, г.п. Мир, ул. Красноармейская, 2
Учреждение «Музей «Замковый комплекс «Мир»
GPS: 53°27'04.3"N 26°28'22.6"E
Трансфер:
Если же вы не имеете личного автомобиля, вы можете воспользоваться услугой трансфера. Компании "Минск Аэропорт Трансфер" и "Autotransfer " оказывают услуги трансфера в городской поселок Мир и Мирский замок из Национального аэропорта "Минск" и города Минска. Заказать трансфер вы можете онлайн на сайте компаний "Minsk Airport Transfer" , Autotransfer и Vezu.by.
Автобусные маршруты:
Отправление с автовокзала «Центральный» г. Минска, направление на Кореличи, Новогрудок, Дятлово, Лида (через Новогрудок).
Все указанные рейсы имеют остановку в Г.П. МИР
Автомобильное сообщение:
Из Минска:
Мирский замок расположен в 90 км на юго-запад от Минска.
Магистраль М1 (Е30) (направление на Брест) до поворота на Мир →Р64 (Столбцы – Мир). На трассе установлены указатели.
Из Гродно:
По трассе М6 (Е28) (Гродно – Минск) → Р11 (д. Поречаны – Несвиж, до г.п. Мир). Примерно расстояние 200 км.
Из Витебска:
По трассе М3 → магистраль М1 до указателя «поворот на Мир» →дорога Р64 (Столбцы-Мир). Примерное расстояние 360 км.
Из Гомеля:
По трассе М5 (Е271) (Гомель-Минск, через Бобруйск до Минска) → М1 до указателя «поворот на Мир» → Р64 (Столбцы – Мир). Примерное расстояние 380 км.
Из Бреста:
Магистраль М1 (Е30) до указателя «поворот на Мир» → Р11. Примерное расстояние 265 км.
Из Могилева:
По трассе М4 (Могилев – Минск) → магистраль М1 (Е30) до указателя «поворот на Мир» → Р64 (Столбцы – Мир). Примерное расстояние 280 км.
Контакты замка-музея
Адрес:
231444 , Гродненская область, Кореличский район, г.п. Мир, ул. Красноармейская, 2 Учреждение "Музей "Замковый комплекс "Мир"
Телефоны:
(8 01596) 28 2 70 (телефон для справок с 10.00 до 18.00)
(8 01596) 28 2 90 (экскурсионный отдел)
(8 01596) 28 2 94 ресторан "Княжеский двор"
(8 01596) 28 2 92 гостиница
Электронный адрес гостиницы: gatel@mirzamak.by
Электронный адрес экскурсионного отдела: ekskursii@mirzamak.by
ИСТОРИЯ ЗАМКА
Замковый комплекс «Мир» XVI–XX вв. в г.п. Мир – историко-культурная ценность национального значения и мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Впервые поселение Мир упоминается в 1434 г., когда становится частным имением господарского маршалка Сеньки Гедыгольдовича. По составленному им завещанию в 1451 г. Мир переходит к Анне Бутримовне, его приёмной дочери. В 1476 г. Анна передаёт Мир в пожизненное владение жене Сеньки Гедыгольдовича – Милохне, а после её смерти – двоюродному брату Юрию Ильиничу, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка.
Для строительства такого мощного фортификационного сооружения у хозяина Мира были веские причины. В начале XVI в. на земли ВКЛ участились набеги крымских татар. Неустойчивая политическая ситуация обострялась враждебностью между феодальными группировками внутри государства. В частности, Ильиничи были в неприязненных отношениях с весьма могущественным и влиятельным в политических верхах ВКЛ кн. Михаилом Глинским. Существовала и еще одна немаловажная причина строительства замка. Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка.
На первом этапе строительства были возведены пять башен, соединенных стенами, толщина которых у основания достигала трех метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Они возводились с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Каждая башня высотой около 25 метров имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов. При строительстве замка была использована трехслойная кладка: наружная и внутренняя часть стен была выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а пространство между ними заполнялось мелкими камнями и кирпичным боем.
При едином объемно-пространственном решении каждая башня имеет свои архитектурные особенности: нижняя четырехгранная часть переходит на разной высоте вверху в восьмигранник, слегка уменьшаясь в объеме. На фасадах башен чередуются разные по форме и величине оштукатуренные декоративные ниши и орнаментальные пояса, вобравшие в себя традиционные приемы местного каменного зодчества.
Хозяева замка – Ильиничи – не смогли завершить строительство. За сорок лет их род полностью угас. Незадолго до своей смерти внук основателя замка Юрий Ильинич-младший завещал Мирское графство своему двоюродному брату Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу «Сиротка». Таким образом, владельцем замка стал представитель могущественного рода Радзивиллов. Он решил сделать замок одной из своих резиденций. По распоряжению князя у северной и восточной стен были возведены трёхэтажные жилые корпуса, перепланированы три угловые башни, к Въездной башне пристроен барбакан. Вокруг замка были насыпаны земляные укрепления, которые представляли собой неправильный по форме четырёхугольник с небольшими бастионами по углам. За земляными валами был выкопан ров, который заполнялся водой.
В конце XVI в. бастионные укрепления Мирского замка утратили свою актуальность. По неизвестным причинам Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» отказался от дальнейшей основательной модернизации Мирского замка, и после возведения мощного замка в Несвиже в конце XVI – начале XVII в. княжеская резиденция была перенесена туда. Мирский замок стал своего рода загородной резиденцией. Стены трёхэтажного дворца и примыкающих трёх башен были оштукатурены и окрашены в розовый цвет. Оконные и дверные порталы были выполнены из серого песчанника, крыши накрыты черепицей. Металл использовался в украшении окон, дверей, водостоков, колодцев, флюгеров.
В подвалах и на первом этаже дворца находились хозяйственные помещения и кладовые, на втором этаже располагались администрация Мирского графства, замковый суд, канцелярия, а на третьем – жилые помещения хозяев.
Юго-западная и Въездная башни, южная и западная стены замка, не примыкающие к новым корпусам, были оставлены без изменений.
После этих бурных преобразований замок на несколько десятилетий погрузился в мирную жизнь, которую оборвала война между Речью Посполитой и Русским царством. В 1655 г. Мирский замок был опустошён казаками Ивана Золотаренко и российскими солдатами под руководством воеводы Алексея Трубецкого.
Около 30 лет замок простоял в запустении. И только в 1680 г. Катажина (Екатерина) Радзивилл из рода Собеских после смерти мужа Михаила Казимира приступила к восстановительным работам. Однако Северная война 1700–1721 гг. остановила на долгие годы её начинания. В апреле 1706 г. в Мир ворвались войска шведского короля Карла XII. Было разрушено всё, что недавно успели восстановить.
В начале XVIII в. былую роскошь замку возвратил его новый владелец – князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу «Рыбонька». Были переделаны покои третьего княжеского этажа. Вместо однотипных, главным образом квадратных в плане, помещений появилась анфилада из залов разных размеров. Для этого переделывались внутренние перегородки, менялось направление лестниц. Парадный, Портретный и Танцевальный залы украшались дубовыми паркетными полами, золочеными расписными и резными потолками, превосходной мебелью работы местных мастеров, шпалерами, картинами, фарфоровыми и фаянсовыми изделиями.
Один из сыновей «Рыбоньки», князь Кароль Станислав по прозвищу «Пане Коханку», с 1754 по 1762 гг. жил в Мирском замке, устраивая здесь шикарные балы и созывая многочисленных гостей на охоту. После его смерти в 1790 г. все наследственные владения перешли к племяннику – князю Доминику Иерониму Радзивиллу, который во время войны 1812 г. выступил на стороне Наполеона. Смертельно раненный в бою Доминик умер в 1813 г. Его имения императорским распоряжением от 17 марта 1814 г. разделили на две части. Одну часть вместе с Миром и Несвижем получил троюродный брат Доминика, князь Антоний Радзивилл, другую – дочь Доминика – Стефания, которая в 1828 г. вышла замуж за царского адъютанта графа Льва Петровича Витгенштейна, сына героя войны 1812 г. Начавшиеся судебные разбирательства между ними и Радзивиллами по поводу земель Мирского графства закончились только в 40-х гг. XIX в. Мирские владения по решению специальной комиссии перешли ко Льву Витгенштейну, жившему на тот момент в Германии. Однако владеть замком его потомкам пришлось недолго. Согласно принятому в 1887 г. российскому закону иностранцам (а таковыми являлись Витгенштейны и, в частности, их дочь Мария Гогенлоэ-Шиллингсфюрст) владеть землями на территории Российской империи запрещалось, поэтому вынуждены были их продать.
В 1891 г. Мирские земли и замок купил наказной казачий атаман Войска Донского Николай Иванович Святополк-Мирский. Приехав в Мир, князь взялся за дело с большим энтузиазмом: на противоположной от замка стороне усадьбы был возведен двухэтажный дворец, построен спиртовой завод и устроен водоем с островами, который стал неотъемлемой частью английского пейзажного парка, заложенного в конце XIX в.
При старшем сыне князя Николая – Михаиле – в 1922 г. начались работы по восстановлению и приспособлению Мирского замка. Они продолжались 16 лет. За это время была отремонтирована часть восточного корпуса дворца и две башни.
Князь Михаил Святополк-Мирский прожил в замке до 1938 г., до своей смерти. Он был похоронен в церкви-усыпальнице, возведённой в начале XX вв. в пейзажном парке, по распоряжению матери – княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской.
В 1939 г. в местечко Мир вошли войска Красной Армии. В замке появились новые хозяева. В средневековых стенах была устроена производственная артель.
Во время Великой Отечественной войны с мая по август 1942 г. в замке находилось гетто.
После освобождения Беларуси в июле 1944 г. в замке нашли приют жители местечка Мир, чьи дома разрушила война. Последняя семья выселилась из замка в 1962 г.
В 1983 г. в Мирском замке начались реставрационные работы. В 1987 г. замок стал филиалом Государственного художественного музея БССР (с 1993 г. – Национальный художественный музей Республики Беларусь). В 1988 г. был принят Декрет Правительства БCCР «О статусе Мирского замка как историко-культурной ценности национального значения». В 1989 г. утвержден новый проект реставрации замка, в котором предусмотрено размещение музейной экспозиции.
В октябре 1992 г. в Юго-западной башне состоялось открытие первой музейной экспозиции. В 1993 г. за реставрацию и приспособление Мирского замка был получен диплом «Europa Nostra». В 2000 г. Замковый комплекс «Мир» был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во время реставрации
16 декабря 2010 г. после реставрационно-восстановительных работ состоялось торжественное открытие Замкового комплекса «Мир».
1 апреля 2011 г. – Мирский замок получил статус самостоятельного музея.
Мирский замок, построенный в начале XVI века, пережил целый ряд исторических эпох, насыщенных политическими, экономическими и культурными событиями и является не только отличным примером замкового зодчества Беларуси XVI–XX вв., но и знаковым символом национального наследия независимого государства Республики Беларусь.
ВЛАДЕЛЬЦЫ ЗАМКА
Ильиничи
Юрий Иванович Ильинич (?–1526) владел Миром с 1486 г. При нем в период около 1522–1526 гг. велось строительство замка, которое на момент его смерти не было завершено. Вслед за отцом умер второй сын Юрия – Николай, не дожив до раздела отцовского состояния, а старший сын Ян был лишён наследственных прав за то, что «отцу своему приносил большие горести и неприятности».
Третий сын Юрия – Станислав (около 1500–1531) владел Мирским замком с 1527 г. В 1531 г. он умер молодым и неженатым. Был отравлен женой своего слуги Новицкого. Суд присудил виновной сожжение, а приговор совершил брат покойного Щасный.
После смерти Станислава спор за мирские земли разгорелся между его братьями Яном (около 1495–1536) и Щасным (Феликсом) (около 1505–1542). Мирский замок достался Щасному, а другие мирские владения были отданы Яну.
Сын Щасного Ильинича и Софьи Радзивилл – Юрий Щаснович (около 1535 – около 1569) владел замком с 1542 г. и в конце жизни передал его своему двоюродному брату Николаю Криштофу (Христофору) Радзивиллу по прозвищу Сиротка.
Радзивиллы
Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» (1549-1616)
Выдающийся государственный и общественный деятель. Учился в Страсбурге и Тюбингене, путешествовал по многим странам, в 1583 г. совершил паломничество в Иерусалим, которое описал в книге. Участник осады Полоцка (1579) и Пскова (1581). 1579 – великий маршалок, 1586 – каштелян, 1590 – воевода трокский, 1604 – воевода виленский. Поддержал Брестскую унию. В 1579 г. пожаловал Миру привилей на неполное Магдебургское право. В 1586 г. основал с братьями Несвижскую, Олыкскую и Клецкую ординации. Перестроил Несвиж, основал иезуитский коллегиум и несколько монастырей. По его инициативе в Мирском замке был построен трёхэтажный дворец вдоль северной и восточной стен. Был женат на Эльжбете (Елизавете) Вишневецкой (1569–1596), родившей шестеро сыновей и трёх дочерей.
Ян Юрий Радзивилл (1588-1625)
Старший сын Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Учился в иезуитских коллегиумах Несвижа и Аугсбурга. Путешествовал по Германии и Италии. В 1613 г. получил должность кастеляна трокского. В 1619 г. отправился в путешествие по Европе, во время которого побывал в Падуанском и Болонском университетах в Италии. Был женат на Элеоноре Острожской. В последний год его жизни в ВКЛ распространилась чума («моравае паветра»), которая не миновала и Мир. Через год, в память о той беде, на Рыночной площади в местечке была поставлена часовня, разрушенная в 1940 г. Возможно, от чумы умер и сам Ян Юрий, поскольку в то время ему было только 37 лет.
Сигизмунд Кароль Радзивилл (1591-1642)
Сын Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Учился в Болонье. В 1612 г. вступил в Мальтийский рыцарский орден. В 1614 г. возглавил Столовичскую командорию, основанную для него отцом. Сигизмунд Кароль участвовал в битве под Хотином (1621), в войне Речи Посполитой со Швецией (1600–1629), с Русским государством (1632–1634), Тридцатилетней войне в Германии. Многократно являлся послом на сеймах. В Мире был последний раз в феврале 1635 г. В 1636 г. уехал лечиться за границу. Умер и похоронен в Ассизи (Италия).
Александр Людвиг Радзивилл (1594-1654)
Младший сын Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Образование получил в Несвиже и Германии. Занимал должности брестского воеводы и великого маршалка ВКЛ. В 1621 г. участвовал в разгроме турецко-татарской армии в битве под Хотином. В 1632–1634 гг. принимал участие в войне с Русским государством за Смоленск.
Из 13 детей, которых ему родили три жены, в живых остались пятеро: три дочери и сыновья Михаил Казимир и Доминик Николай. Умер Александр Людвиг в 59-летнем возрасте в Болонье, где находился на лечении. Его сын Михаил Казимир перевёз тело своего отца в Несвиж и похоронил в родовой усыпальнице.
Михаил Казимир Радзивилл (1635-1680)
Сын Александра Людвига Радзивилла. Начальное образование получил в Несвиже. С 1648 г. участвовал в политической жизни Речи Посполитой. После получения своей первой государственной должности – стольника великого литовского – вместе с отцом отправился в путешествие по Европе, во время которого длительное время провёл в Болонье, где учился в университете. В 1654 г. унаследовал Несвижскую ординацию и занялся укреплением Несвижа и замка. Через два года после смерти своего бездетного двоюродного дяди, Альбрехта Станислава Радзивилла, унаследовал Олыкскую ординацию.
Михаил Казимир был католиком, изучал догматы религии, имел склонность к наукам. Его женой в 1658 г. стала Катажина (Екатерина) Собесская, сестра короля Яна Собеского. В браке родилось семеро детей.
Кароль Станислав Радзивилл (1669-1719)
Сын Михаила Казимира Радзивилла. Учился в Люблине, путешествовал по Австрии, Италии, Франции, Англии и Португалии. Ординат несвижский и олыкский (1689). С 1690 г. – подканцлер, с 1698 г. – канцлер ВКЛ. Посол на сеймах. Во время Северной войны пытался лавировать между Августом II и Станиславом Лещинским. В борьбе магнатских группировок стремился оставаться нейтральным. Поддерживал униатскую церковь, основал несколько приходских церквей, а также монастырь базилиан в Мире.
Был женат на Анне Катажине из рода Сангушек. В браке родилось 15 детей.
Михаил Казимир Радзивилл (1702-1762)
Сын Кароля Станислава Радзивилла. Ординат несвижский и олыкский. Польный гетман (1735–1744), гетман ВКЛ (1744), трокский каштелян (1735–1737) и воевода (1737–1742), виленский каштелян (1742), с 1744 – воевода. Богатейший магнат Речи Посполитой. Избирался послом на сеймы. Был награждён орденами св. Губерта (1722), Белого Орла (1729), св. Андрея Первозванного (1758). Вместе с матерью основал мануфактуры ткачества в Несвиже, Слуцке и Кореличах, стеклоделия в Налибоках и Уречье, фаянса в Свержне. При нём в Мирском замке на новый лад были переделаны покои третьего этажа дворца. Появились Парадный и Портретный залы, зал для танцев.
Михал Казимир был женат дважды: первый раз – на Франтишке Уршуле Вишневецкой (1705–1753), второй раз – на Анне Мытельской (1729–1771).
Кароль Станислав Радзивилл (1734-1790)
Сын Михаила Казимира Радзивилла и Франтишки Уршули из Вишневецких. Учился в Несвижском коллегиуме иезуитов. Многократно был послом на сеймах. Маршалок трибунала ВКЛ (1755), мечник (1752–1762). В 1762 г. после смерти отца унаследовал не только его владения, но и должность виленского воеводы. Однако вскоре всего лишился, выступив против нового короля Станислава Августа Понятовского. Дважды терпел поражения от российских войск, бежал из страны. Много лет жил в эмиграции, но помирившись с Екатериной II и польским королем, вернулся на Родину. Отличался неуравновешенным характером и экстравагантными выходками. Был дважды женат: на Марии Любомирской и Терезе Ржевуской, не имел детей и умер в Бялой в 1790 г. Наследником ординации стал четырехлетний племянник Доминик.
Доминик Иероним Радзивилл (1786-1813)
Сын младшего брата «Пане Коханку» Иеронима Радзивилла (1759–1786) и княгини Софьи фон Турн-и-Таксис (1758–1808). К моменту его совершеннолетия владения Радзивиллов вошли в состав Российской империи, и князь принес присягу Александру I. Однако в декабре 1810 г. вступил в армию княжества Варшавского и на собственные деньги сформировал полк улан, с которым принимал участие в войне 1812 г. на стороне французов.
Был женат дважды: на Изабелле Мнишек (1790–1852) и Теофилии Моравской (1791–1828), от которой имел сына Александра (1808–1859) и дочь Стефанию (1809–1932). Умер от ран, полученных в битве при Ганау (1813).
Витгенштейны
Лев Петрович Витгенштейн (1799-1866)
Лев Витгенштейн, сын героя Отечественной войны 1812 г. Петра Христиановича Витгенштейна, в 1828 г. женился на княжне Стефании Радзивилл (1809–1832), дочери кн. Доминика и Теофилии Радзивилл. Приданным невесты стали огромные земельные владения. Между Витгенштейнами и Радзивиллами начались судебные разбирательства по поводу раздела имений. Первая договорённость была достигнута в течение года, но только значительно позже Мирское графство было выделено из состава Несвижской ординации и в 1840-х гг. перешло к Витгенштейнам.
От брака со Стефанией у Льва было двое детей – сын Петр (1831–1887) и дочь Мария (1829–1898). После смерти Стефании Радзивилл граф вскоре женился на Леонилле Барятинской (1816–1918). Большую часть времени супруги проводили за границей, в Германии, где Лев Витгенштейн занялся возрождением древнего родового имения своих предков.
Пётр Львович Витгенштейн (1831-1887)
Пётр Львович Витгенштейн, сын Льва Петровича Витгенштейна и Стефании Радзивилл, родился во Флоренции 10 мая 1831 г.
В 1854 г. получил от отца все материнские имения в управление, в том числе и мирские земли. После смерти отца в 1866 г. ему как старшему сыну достались и две ординации: Дружноселье (Петербургская губ.) и Каменка (Подольская губ.). Петру Львовичу принадлежал почти 1 миллион десятин земли.
Есть сведения, что кн. Витгенштейн был женат на французской актрисе Розалии Леон, которая скончалась за год до его смерти и поэтому не могла участвовать в процессе раздела наследства.
Пётр Львович Витгенштейн умер во Франции в августе 1887 г. и был похоронен в семейной усыпальнице в Дружноселье рядом со своей матерью.
Наследниками майоратных земель и прочих обширных имений являлись его родная сестра кн. Мария Гогенлоэ и его единокровные братья, сыновья отца от второго брака с кн. Л.И. Барятинской.
Мария Львовна Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (1829-1897)
Мария Львовна Гогенлоэ-Шиллинсфюрст, дочь Льва Петровича Витгенштейна и Стефании Радзивилл, после смерти брата, Петра, получила значительное наследство, состоявшее из 171 имения в Минской, Виленской, Ковенской и Витебской губерниях. Кн. Мария вместе с семьёй постоянно проживала за границей. Её муж, Хлодвиг Гогенлоэ, в 1874–1885 гг. был послом в Париже, затем заместителем Эльзаса и Лотарингии, а с 1894 г. – канцлером Германии.
По российскому закону от 14 марта 1887 г. иностранцы, имевшие владения в пределах Российской империи, должны были либо принять российское подданство, либо продать владения в течение трех лет от принятия закона. Эти обстоятельства заставили семейство Гогенлоэ-Шиллингфюрст, отказаться от российских владений. Мирские земли были проданы Святополк-Мирским.
Святополк-Мирские
Николай Иванович Святополк-Мирский (1833-1898)
В 1891 г. кн. Николай Иванович Святополк-Мирский, наказной атаман Войска Донского, приобрел у кн. Марии Львовны Гогенлоэ-Шиллингфюрст имение Замирье с руинами замка XVI в. Одним из мотивов приобретения Святополк-Мирскими этого наследия Радзивиллов было совпадение названия местечка со второй частью фамилии. Под руководством кн. Николая Ивановича был вырыт пруд, заложен винодельный завод, построен двухэтажный дворец в парке, в котором поселилась семья князя. Николай Иванович умер 15 июля 1898 г. в своем имении Мир. Земельная собственность и все имения перешли к наследнице – вдове генерала – кн. Клеопатре Михайловне, с которой князь прожил 30 лет.
Клеопатра Михайловна Святополк-Мирская (1845-1910)
Клеопатра Михайловна Святополк-Мирская, ур. Ханыкова – жена кн. Николая Ивановича Святополк-Мирского. После смерти мужа в 1898 г. в пожизненном её владении находились земли в Минской, Подольской, Кутаисской, Новгородской губерниях, а также каменный дом в Санкт-Петербурге. Клеопатра Михайловна предпочла жить в имении Замирье. По её распоряжению в 1904 г. началось возведение родовой церкви-усыпальницы на территории английского пейзажного парка, которое было завершено в 1910 г. За шесть лет до смерти ею в Санкт-Петербургской Нотариальной конторе было составлено завещание, согласно которому владельцем имения Замирье после её смерти становился старший сын Михаил.
Михаил Николаевич Святополк-Мирский (1870-1938)
Родился в 1870 г. в Царском Селе. Учился в Елизаветоградском юнкерском училище. С 1897 по 1916 гг. посвятил жизнь дипломатической карьере, находясь на службе при посольствах в Константинополе, Пекине, Стокгольме, Мюнхене, Софии, Лондоне. В 1920–1930 гг. занимался восстановлением Мирского замка. Вёл уединённый образ жизни, не был женат. Умер в 1938 г. в Варшаве. Похоронен в родовой церкви-усыпальнице в Мире.
Александр Дмитриевич Святополк-Мирский (1899-1984)
После смерти князя Михаила Николаевича в июле 1938 г. замок в наследство получил его племянник – князь Александр Дмитриевич Святополк-Мирский, который был усыновлён дядей 9 июня 1937 г. Он приехал в Мир со своей женой Катажиной Бнин-Бнинской. Однако владеть землями Александру Святополк-Мирскому пришлось недолго. 15 октября 1939 г. он был арестован, как социально опасный элемент, и был заключён в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет. В январе 1942 г. попал под амнистию как польский гражданин и был освобождён из-под стражи. Через несколько лет вместе со своей семьёй эмигрировал в Турцию, а затем в Испанию, где умер в 1984 г. в возрасте 85 лет. Дочь Александра и Катажины умерла в 5-летнем возрасте в Испании, где и похоронена. Сын Александра, Андрей, умер в 2001 г. Он и его родители похоронены в Польше.
АРХИТЕКТУРА ЗАМКА
Замок представляет собой квадратную в плане постройку с выступающими по углам могучими башнями высотой около 25 метров. Пятая, западная башня, является брамной, и некогда имела подъёмный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 метров при высоте около 13 м.
В пластическом оформлении замка использованы характерные для белорусской готики выразительные средства: готическая кладка (чередование тычка и ложка) с вмурованными камнями и использованием клинкерного кирпича, раздел стен разнообразными по форме оштукатуренными нишами, орнаментальные кирпичные пояса[133]. Внутренние плоскости ниш, тяг и поясов были оштукатурены в белый цвет, что в сочетании с тёмно-красной фактурой основного поля кирпичных стен и тёмными пятнами амбразур, в значительной мере способствовало выразительности его архитектуры[134]. Некоторые исследователи считают, что орнаментальное оформление Мирского замка, так же, как и орнамент народной одежды, предназначалось для отпугивания злых духов и охраны хозяев от злого рока[31], могучие оборонительные приспособления не подчёркиваются, а наоборот, как бы отводятся на второй план.
Несмотря на оригинальность обличья Мирского замка, по своей схеме он в определённой степени напоминает кирпичные замки-монастыри Северной Польши и Прибалтики и монастырские крепости Молдавии и Румынии.
Особенности архитектуры стен
Стены Мирского замка примечательны тем, что имели три яруса боя. Нижнюю часть стен прорезали пушечные бойницы подошвенного боя; средний ярус на высоте 8 м от земли имел вид коридора-галереи высотой около 2 м, соединявшего между собой все башни[136]; верхний ярус представлял собой боевую площадку на самом верху стены. Завершались стены прямоугольными зубцами; на одной из стен сохранились машикули.
Стены замка поставлены на массивных фундаментах глубиной около 4-4,5 метров. Фундаменты сложены из крупного камня с кирпичом в качестве наполнителя. Стена состоит из трёх пластов — двух внешних, выложенных смешанной кладкой, между которыми сделана забутовка мелким камнем и кирпичным боем на известковом тесте[138]. Нижние части замковых стен и башен сложены смешаной кладкой высотой от 1,2 до 7,3 метра. Верхние части стен и башен сложены из кирпича тёмно-красного цвета, имеющего название литовского. Преимущественный размер кирпичей 10×15×30[139], весом около 6 кг].
По периметру стен на высоте около 8 метров от земли проходит орнаментальный кирпичный пояс шириной около 70 см из шести рядков кирпичной кладки[141]. Верхний и нижний ряды — кирпичи, положенные на угол в виде традиционного поребрика. Между ними проходит пояс, побеленный извёсткой, выразительно выделяющийся на красном фоне кирпичной стены.
Для достижения выразительности композиции строители активно использовали поправки на оптические иллюзии — курватуры: все стены слегка выгнуты в плане[142].
На участке северной стены сохранились две ниши и сквозное отверстие для стока воды, также в замке имелась уборная (туалет), представлявшая собой обычный эркер, нависавший над внешней ганью северного участка западной стены. В замке сохранилась и действует система сброса ливневых стоков с территории двора.
Особенности архитектуры башен
Акцент в художественном оформлении Мирского замка был сделан на башнях. Архитектурная обработка их фасадов основана на чередовании разной формы и величины ниш (в некоторых из них найдены фресковые росписи[143]), тяг и орнаментальных поясов[11][133]. Этот приём имел широкое распространение в белорусской архитектуре XVI века (во фронтонах Сынковичской и Маломожейковской церквей).
Все башни имеют одинаковую объёмную композицию — нижняя четырёхгранная часть, на которой размещается восьмигранное завершение[144]. Башни замка конструктивно и стилистично близки между собой и в то же время каждая из них имеет свой индивидуальный архитектурный облик. Художественное совершенство фасада замка особенно подчёркивается продуманностью и слитностью орнаментальных поясов башен[11]. Они возведены с таким расчётом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль прясел стен[145]. В башнях для целей фортификации имелись камины[146]. Большинство башенных бойниц предназначались для стрельбы из пушек. Все башни спланированы как самостоятельные узлы обороны.
Фундаменты башен сложены из камней, дальше идёт смешанная каменно-кирпичная и кирпичная кладка. Толщина стен около основы составляет около 3 м, вверху 2,2 м. Завершались башни машикулями.
Архитектура въездной башни
Из всех башен Мирского замка въездная является наиболее интересной, яркой и совершенной[149]. Она имеет высоту 25 метров, стоит на фундаменте размерами 12×12 м. Башня украшена орнаментальными поясами и декоративными нишами разного размера и формы, соединяющими в себе традиционные приёмы и средства оформления местного каменного зодчества[150]: древнерусский поребрик и аркатурные фризы, а также ниши[47]. На втором этаже размещалась часовня. Снизу начинались каменные лестницы, шедшие в толще стены до четвёртого этажа, открывая выход на каждый ярус боя. Завершалась башня поясом «варовых окон».
Существовала интересная система блокирования входа: проезд на въездную башню был поднят на 1,5 м выше окружающей территории[152]. Единственный проезд в замок прорезал весь первый этаж башни, он имел двое дубовых ворот. Кроме того, створ ворот был дополнительно защищён герсой (которая, однако, не упоминается в письменных источниках, поэтому отдельные исследователи высказывают сомнения в её существовании)[153]). Он опускалась со второго этажа и позволяла мгновенно закрыть вход в замок[154][155]. Для предотвращения попыток уничтожения системы замыкания над въездом был сделан машикуль — отверстие, через которое на нападавших сливался кипяток, смола либо сбрасывались камни.
В конце XVI в. ворота были дополнительно укреплены, к ним пристоили барбакан. По центру его прорезал воротный проём на два полотна[156]. Тут также была боевая галерея — помост для стрелков. В середине барбакана выкопали котлован глубиной 2 м, закрывавшийся специальным подъёмным мостом. Барбакан существовал до конца XIX в..
В башне согласно описания инвентарей 1681 и 1688 годов находилась тюрьма, она состояла из двух помещений: первое при входе называлось Верхняя тюрьма, второе — «подвал под воротами» (Нижняя тюрьма). Такое разделение соответствовало нормам наказания Статута 1588 года[158]. Нижняя тюрьма считалась значительно более тяжёлым наказанием и находилась в погребе размерами 6×4,5 м и 2,7 м высотой на глубине 4 м от уровня проезда.
В конце XVI в. в надбрамном помещении была сделана часовня, к которой через галерею на северном фрагменте западной стены был сделан ход во вновь построенный северный дворцовый корпус. В восточной нише молельной залы в стиле маньеризма был установлен алтарь св. Христофора.
На третьем этаже башни имелись большие часы с боем, циферблат часов со стрелкой размещался на внешней стене башни.
Согласно данным инвентаря замка 1688 г., около воротной башни стояли три железные пушки.
Архитектура юго-западной башни
Из всех угловых башен, построенных в XVI в., почти целиком сохранилась юго-западная, позволяющая изучить систему планировки и организацию боя всех этажей. Фундамент башни представляет собой несколько перекошенный квадрат размером 10×10 м с глубиной заложения 4 м, сложенный из валунов длиной до 1,5 м. Высота башни 23 м.
Каменная лестница башни
В середине башня разделена на пять ярусов. На первом этаже размещались семь пушечных бойниц, фланкировавших огнём замковые ворота, западную и южную стены. На второй этаж, где стояли шесть пушек, вела крутая узкая каменная лестница. В XX веке на месте некоторых бойниц сделали большие окна. Перекрытие второго этажа башни сводчатое, а остальных трёх — на балках. На верхних этажах были бойницы, рассчитанные на огонь, ведущийся из пушек и ручного огнестрельного оружия. На уровне четвёртого этажа стены башни переходят в «восьмерик». На самом верху башенной стены местами сохранились полузаложенные кирпичом «варовые окна».
Для удобства подъёма наверх военных припасов и амуниции в башне был спроектирован так называемый «замковый лифт». С самого верха башни из центра вниз к каменному перекрытию третьего яруса опускался переброшенный через балку или железный каток шнур-верёвка. В деревянных перекрытиях были сделаны отверстия, закрывавшиеся откидными дверцами. Из замкового двора в свою очередь имелось приспособление для доставки грузов на третий ярус. «Замковый лифт» сохранился до нашего времени и экспонируется в башне.
Остальные башни отличаются от юго-западной размерами основ, объёмами помещений и некоторыми деталями. Все они очень похожи между собой внутренней планировкой, объёмно-пространственным решением и назначением помещений.
Архитектура дворцового комплекса
Постройка дворцовых корпусов замка имела систематизированный характер. Подвал и первый этаж использовались как склады. Второй был предназначен для прислуги, третий — для хозяев. Планировка подвала и нижних ярусов обоих крыльев дворца представляла собой ряд секций, размещённых периодично. Приготовление еды осуществлялось в самом замке, где к южной (со стороны двора) и западной стенам пристроили кухню, пивоварню и пекарню. С внешней стороны к южной стене была пристроена конюшня.
Считается, что архитектурные и конструктивные решения окон почерпнуты в Италии. Окна представляли собой одну нитку одноцветного витража в металлической раме, вставленной в каменное оправление. Механическое их использование в климатических условиях Белоруссии создавало дополнительные проблемы утепления помещений, особенно в верхних покоях. Большие размеры окон вызывали значительные потери тепла, компенсировать которые пытались установкой большого количества больших печей. В просторных парадных помещениях дополнительные печи нетипичной для ренессансного периода конструкции с размещением топки снизу устанавливали у внешних стен.
Во дворце была создана система удобных уборных (туалетов), размещённых на третьем и втором этажах. Нечистоты вымывались из них по устроенным в стенах вертикальным каналам и сбрасывались для фильтрования в подземную выгребную яму. В связи с этим участки между северной и восточной стенами замка и соответствующими участками земляного вала для прогулок не использовались. Во дворце был построен пешеходный мостик, проходивший со второго этажа северного крыла дворца на валовый ход.
Для освещения дворца использовали подвесные и настенные светильники, большие и малые подсвечники, которые устанавливали на пол и мебель. Расстановка и развешивание светильников не были постоянными, для предотвращения краж они хранились в специальных помещениях и устанавливались или развешивались в случае необходимости[164].
Бастионы
В начале XVII в. вокруг Мирского замка были насыпаны бастионные укрепления из глины, крупного песка и земли. Они имели вид мощного четырёхугольника размерами 170×150 м так называемого голландского типа, и стали первой линией обороны замка[36]. Существует мнение, что по углам были не классические бастионы, а своеобразные платформы, на которые ставились деревянные башни.
До нашего времени сохранились северо-восточный бастион, северная и частично восточная куртины высотой 4 м. Раньше земляные валы были до 9 м, перед ними имелся ров, наполняемый водой при помощи системы прудов[165]. Одним из основных недостатков бастионных укреплений Мирского замка была небольшая высота вала, что не позволяло закрыть замок от вражеского обстрела.
На верху вала не сохранилось остатков земляного бруствера. Его роль мог исполнять деревянный палисад или ряды корзин-габионов с бойницами для стрелков и амбразурами для пушек.
Фортификация и вооружение Мирского замка
Мирский замок был построен на небольшом возвышении у слияния речек Миранки и Замковой. Равнинный характер местности обусловил заложение укрепления правильной формы: прясла оборонительных стен длиной 55-60 метров создают близкий к квадрату двор-детинец. По углам замка полностью выступают за периметр стен четыре фланкирующие башни, пятая башня-брама построена посередине западной стены. Правильная конфигурация кладки создавала наилучшие условия для обороны стен с угловых башен.
Общий рисунок фортификации первоначального замка имел следующий вид. На дальних подступах врага сдерживала артиллерия, размещённая на трёх угловых башнях; подходы к стенам прикрывали частоколы и сухой или заполненный водой ров. Около самих замковых стен огонь вёлся из ручниц и гаковниц с угловых башен, машикулей и с бойничного пояса в пряслах стен.
Бойницы в северной стене
Оборона замка была сконцентрирована в башнях, бывших настоящими центрами обороны замка. Первый, четвёртый и пятый этажи были предназначены для стрелков из ручного огнестрельного оружия, второй для установки тяжёлых гаковниц и пушек-фоглеров, а третий — для ведения огня на далёкое расстояние[169]. Для размещения пушек на третьем этаже были нужны большие бойницы, поэтому до этого уровня башни сохраняют четырёхгранную форму. Дальше башня превращается в восьмигранник, что создавало возможность расширить область обстрела вокруг башни, покрывая «мёртвые зоны» перед углами четырёхгранника.
Отличается от других северо-восточная башня, в ней переход от четырёхгранника в восьмигранник происходит на уровне третьего этажа. Этот факт и её чрезвычайно богатое декоративное оформление объясняется тем, что башню могли использовать как жилую[170]. В башне-браме первый этаж занимает проезд брамы, а на втором этаже находится часовня, начиная с третьего этажа башня переходит в восьмигранник. В башне все боевые уровни предназначались для стрелков с ручным огнестрельным оружием[170]. Оборонительные элементы Мирского замка кроме своего прямого предназначения играли значительную роль в декоративном оформлении постройки, они придавали замку праздничность, торжественность.
Сведения про пушки в Мире очень скупые. Исследователи считают, что пушки могли находится в бойницах, а в брамной башне имелись «3 железные пушки, неоправленные». В «Описании предметов в мирском скарбце» 1636 года упоминается небольшая пушка «спижовое делко» с 30 ядрами, находившаяся в юго-западной башне[172]. Известно, что в арсенале имелось 56 гаковниц, 20 «меньших» гаковниц, 8 гаковничных и 15 полугаковничных стволов, 15 «кобыл», или «старосветских пулгаков» (полугаковниц). Большая часть оружия попала в замок ещё при Николае Радзивилле Сиротке, но часть оружия могла храниться в замке ещё с первой половины XVI в. Гаковницы оставались основным оборонительным оружием замка ещё в первой половине XVII в.
В 1660 году в замке оставалось 11 гаковниц, 12 неоправленных фитильных мушкетов, 4 самопала с 55 мушкетами. В скором времени значительная часть оружия была отправлена в Несвиж[173], а в Мирском замке остались 35 мушкетов и 1 гаковница. Согласно реестра 1681 года упоминаются только 16 ружей 3 мушкетные ствола[174].
Часовня-усыпальница Святополк-Мирских
Часовня-усыпальница была построена как родовая усыпальница князей Святополк-Мирских в стиле ампир[175]. Находится в полукилометре на восток от Мирского Замка в английском парке[176], хорошо просматривалась из усадебного дома[177].
Проект церкви-усыпальницы был разработан петербургским архитектором Робертом Робертовичем Марфельдом по заказу Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской. Строительство могильного склепа началось в 1904 году и продолжалось до 1910 года (по другим сведениям до 1911 года), была освящена в честь Святого Николая — в память о муже княгини Клеопатры — Николая Ивановича.
Основной объём постройки прямоугольный в плане, со срезанными с северной стороны углами и 5-гранной апсидой. Главный фасад имеет асимметрично-динамическую объёмно-пространственную композицию, доминантой которой является башня-звонница (3-ярусная, 4-гранная, завершена куполом). Главный фасад раскрапован ризалитом и украшен большим многоцветным (синий, охристый, золотистый) панно — «Христос Вседержитель» и объёмным чеканным гербом-картушем князей Святополк-Мирских с гербами двух городов: Киева и Москвы. Церковь состояла из нартекса, храма и алтарной части. Крипта храма была рассчитана на двадцать захоронений.
В могильном склепе пять захоронений: могилы князя Николая Святополк-Мирского, первоначально похороненного у стен Свято-Троицкой церкви, княгини Клеопатры Михайловны, их внучки Сонечки (дочери сына Ивана), двух сыновей Ивана и Михаила.
В 1939 году церковь была разграблена, оставшееся церковное имущество было вывезено в Свято-Георгиевскую церковь, а помещения церкви были передадены под зернохранилище спиртового завода. 1 декабря 2008 года церковь-усыпальница открыла свои двери для посетителей.
Придорожная часовня
Придорожная часовня в Мире была построена в начале XX века (после 1909 года) на месте деревянной часовни по заказу местной мещанки Франтишки Заславской. Сохранилась входная надпись: «Часовня сия построена Франтишкой Заславской за упокой сына её Владимира Францевича Заславского 1909 г.»
Часовня представляет собой небольшую по объёму постройку, квадратную в плане. Постройка оштукатурена и побелена, покрыта едной крышей, над которой находится крест. В западной стене имеются деревянные двери, в южной и северной — по одному окну. В 30-е годы XX в.всередине часовни находилась Голгофа — крест с распятием на подставке.
Часовня построена для чествования имени Владимира Францевича Заславского, умершего 28 марта 1909 года в возрасте 37 лет.
Придорожная часовня считается памятником архитектуры, сохранившей память про представителей рода Заславских, живших в Мире в конце XIX — первой половине XX века.
Въездные ворота с домиком сторожа
Домик сторожа был построен в начале XX века в одном стиле с часовней-усыпальницей Святополк-Мирских[186]. Постройка из красного кирпича и камней с бетонными вставками представляет собой небольшое квадратное в плане здание с тамбуром (3,5 на 2 м). Стены сторожки разделены горизонтальными тяжами и рустом. Въездные ворота созданы лучковой аркой, переброшенной от сторожки на квадратный столб[187]. В арке расположены кованые ворота. Над въездными воротами размещена икона Богородицы.
В первой половине XX века через ворота проходила дорога из местечка Мир к княжеской церкви. Впервые домик сторожа упомянут в 30-е годы XX века. После прихода Красной Армии и установления Советской власти в домике продолжал жить княжеский сторож, до этого бывший звонарём в церкви. Наследники звонаря продолжали жить в этом домике до 1990 года. Теперь помещение приспособлено под газовую котельную для подачи тепла во дворцовую часть замка и церковь-усыпальницу.
Легенды замка
Вокруг Мирского замка распространено несколько легенд, служащих для привлечения туристов.
Подземный ход.
Существует расхожее мнение, что Мирский и Несвижский замки соединяет тоннель длиной свыше 30 км, по которому некогда мог свободно проехать запряжённый тройкой экипаж. Когда российские войска в 1812 году захватили Несвиж, приверженные радзивиловские слуги успели спрятать несвижское сокровище в подземный тоннель и взорвать вход. Это сокровище до сегодняшнего дня не найдено, а среди них, как считается, находятся золотые фигуры двенадцати апостолов[125]. Но исследования и даже облёт на вертолёте предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали положительного результата.
Легенда о призраке Белой Девы,
Софье Святополк-Мирской, которую местные жители ласково называют Сонечкой. Считается, что она не так охотно показывается людям[205], как её «коллега» с Несвижа — знаменитая Чёрная Дева, но музейные работники говорят, что Софья часто уходит по подземному ходу до своей подруги в Несвиж.
Легенда о саде
В конце XIX века на месте Мирского озера был яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский распорядился его вырубить и на этом месте выкопать озеро. Время было весеннее, все яблони стояли в цвету. Жители Мира отказались рубить деревья. По народному поверью, рубить цветущее дерево — большой грех, люди, которые губят молодую жизнь, будут прокляты, а их род будут преследовать несчастья. Но князь не хотел отказываться от своей задумки и терять время и собственноручно срубил несколько цветущих яблонь[206], после чего ему ночью во сне явилась незнакомка и прокляла его род. По другой версии к князю пришла мать одного из лесорубов, погибшего во время вырубки сада, и прокляла эти места, сказав, что с этого времени каждый год в пруду будет тонуть по одному человеку за каждое вырубленное дерево. Причём, сколько именно деревьев срубили не известно, и тонут в пруду только мужчины. Так или иначе, но до нашего времени в пруду каждый год тонул человек… А сам князь Михаил был найден на его берегу мёртвым в 1898 году. А по желанию его жены на поляне между дворцом и замком в знак траура были высажены сосны.
Легенда о бараньей голове.
На южной стороне Мирского замка отчётливо выделяется небольшой камень, напоминающий голову барана. Считается, что под влиянием язычества строители замуровали в южную стену символическую «голову барана». Она могла быть как магическим знаком и предостережением врагам, так и напоминанием об Агнце Божьем[208]. Согласно с древней легендой, пока существует этот «баран», будет стоять и Мирский замок[31]. Среди многочисленных преданий христианского происхождения есть легенда о принятии Богом жертвы Авеля, с покорной молитвой отдавшего своего любимого ягнёнка. Есть также объяснение, что подобное изображение в стене — это «стафия», или «стихия», и означает привидение, тень живого существа, охраняющего дом и стерегущего клады.
Одна из легенд замка рассказывает, что соперник Юрия Ильинича Литовор Хрептович, после многолетней тяжбы, не дождавшись в суде правды, проклял Ильиничей. Проклятие пало на детей и внуков всего рода. После смерти Юрия замок остался недостроенным. Одного из четырёх сыновей — Ивана отец лишил наследства за то, что «имел от него значительные неприятности». Злой рок преследовал и другого сына, Николая, умершего сразу после смерти отца. Свои права на наследство начинает доказывать Иван. В борьбу братьев вмешался великий князь Сигизмунд Старый, своей грамотой от 27 мая 1527 года оставивший замок за третьим сыном Станиславом, в 1531 году умершем в молодых годах. Согласно с другой легендой он был отравлен женой своего слуги. Жена слуги, красавица Кася, была обманута паничем и насильно была выдана замуж за слугу. Её новорождённое дитя убили. Поэтому, гордая мирянка отомстила обидчику и отравила его, но и сама умерла страшной смертью. Суд приговорил её к сожжению. Приговор исполнил младший сын Юрия Феликс по прозвищу Щенсны. По его приказу красавицу сожгли в юго-западной башне и там же замуровали её кости. В лунные ночи душа несчастной блуждает по замку в поисках ребёнка. Сын Иван также умирает бездетным, и последний сын Щенсного Юрий также прожил короткую жизнь[210]. На этом род Ильиничей обрывается.
Легенда о воинах.
Во время реставрации замка, проводившейся при Михаиле Святополк-Мирском, при вскрытии полов были обнаружены два скелета, захороненные позже по приказу хозяина на православном кладбище. По легенде, в новогоднюю полночь можно услышать лязг мечей, а затем продолжительный стон.
По другой легенде, во время постройки замка во время рытья котлована были найдены кости мамонта. Но не знали кому они принадлежат, и решили, что это кости великана и навесили их на цеп ворот въездной башни[140]. Народная фантазия превратила настоящие кости живого существа в легендарных великанов-строителей Мирского замка.
Существует легенда, согласно с которой Юрий Ильинич отождествлял башни со своей семьёй. Главная башня означала его самого: большого и сильного, гостеприимно открывающего ворота для друзей и приятелей. Размещённые по углам четыре меньшие башни — это его сыновья: Николай, Ян, Станислав и Щенсны. однако Ян в последние годы отцовской жизни отдался кутежам, поэтому возведение его башни остановилось. И, действительно, возведение северо-западной башни завершилось только при Радзивилле Сиротке.
Другая легенда связана с событиями Отечественной войны 1812 года, когда был оставлен автограф на стене около окна во дворцовой столовой. Считают, что он мог принадлежать французскому маршалу Луи Даву. Автограф с датой 1812 был найден во время реставрации и взят в рамку.
Во время реставрации дворца на одном из каминов была найдена выбитая на граните надпись: «Здесь моя Италия. Здесь моё солнце». Считается, что надпись могла принадлежать управляющему князя Михаила Николаевича Святополк-Мирского Франклину, итальянцу по происхождению. Не известно, при каких обстоятельствах была сделана надпись, сам же Франклин недолго служил князю и умер, не выдержав местного климата.
В кинематографе
У Мирского замка богатая кинематографическая история. Первое появление Мирского замка в кинематографе состоялось в 1928 г. в немом фильме «Пан Тадеуш» (режиссёр Р. Ордынский, Польша). Полная кинематографическая история Мирского замка выглядит следующим образом:
1964 г. — военная драма «Через кладбище» (реж. В. Туров, СССР);
1966 г. — военная драма «Восточный коридор» (реж. В. Виноградова, СССР);
1970 г. — военный фильм «Пятёрка отважных» (реж. Л. Мартынюк, СССР);
1973 г. — фильм-сказка «Горя бояться — счастья не видать» (реж. В. Туров, СССР);
1977 г. — фильм «Три весёлые смены» (реж. Д. Михлеев, В. Поздняков, Ю. Оксанченко, СССР);
1979 г. — военная драма «Пани Мария» (реж. Н. Трощенко, СССР);
1994 г. — фильм «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (реж. В. Туров, Белоруссия);
2008 г. — сериал «Ермоловы» (реж. В. Краснопольский, В. Усков, С. Виноградов, Россия);
2009 г. — военная драма «Снайпер. Оружие возмездия» (реж. А. Ефремов, Россия/Белоруссия);
2012 г. — фильм «1812: Уланская баллада» (реж. О. Фесенко, Россия).
2016 г. — мини-сериал «Любовь вне конкурса» (реж. И. Хотиненко, Россия).
________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://mirzamak.by
Мирский замок // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
Иодковский И. Замок в Мире // Древности. — М., 1915.
Митятин А. Я. Замок в Мире. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Белорусский политехнический институт им. И. В. Сталина
Трусов О. А., Чернявский И. М., Кравцевич А. К. Архетектурно-археологическое изучение Мирского замка и г. п. Мир // Советская археология. — 1984 — № 4.
Калнин В. В. Мирский замок.— Мн.: Полымя, 1986.— 63 с., ил.
Хілімонаў В. А. Мірскія былі: Гіст. нарыс. — Мн.: Полымя, 1990. — 53 с.: іл. ISBN 5—345—00128—6.
Краўцэвіч А. К. Гарады і замкі Беларускага Панямоння XIV—XVIII стст.: Планіроўка, культурны слой.— Мн.: Навука і тэхніка, 1991.— 171 с. ISBN 5-343-00615-9.
Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік/Беларуская Энцыклапедыя; Рэдкал.: А. А, Воінаў і інш. — Мн.: БелЭн, 1993. — 620 с.: іл. ISBN 5-85700-078-5.
Краўцэвіч А. К., Якшук Г. М. Стары Мір.— Мн.: Навука і тэхніка, 1993. 85 с.: іл. ISBN 5-343-01107-1.
Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 5. М — Пуд / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн.: БелЭн, 1999. — 592 с.: іл. ISBN 985-11-0141-9.
Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 10: Малайзія — Мугаджары / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 2000. — 544 с.: іл. ISBN 985-11-0169-9 (т.10).
Памяць: Гіст. дак. хроніка Карэліцкага р на. — Ми. Ураджай, 2000.—645 с.; іл. ISBN 985-04-0347-0.
Калнін В. В. Мірскі замак. — Мн., 2002.
Ткачев М. А. Замки Беларуси / М. А. Ткачев. — Мн.: Беларусь, 2002.-200 с.: ил. ISBN 985-07-0418-7.
Шишигина-Потоцкая К. Я. Замки Мирский и Несвижский = The castles of Mir and Nesvizh /К. Я. Шишигина-Потоцкая. — 2-е изд. — Барановичи: Баранов, укрупн. тип., 2003. — 48 с. ISBN 985-6676-35-5.
Карэцкі А. Гісторыя аднаўлення Мірскага замка ў другой палове XVII — пачатку XX стст. Мірскі замак і замкі Цэнтральнай і Усходняй Еўропы. Праблемы рэстаўрацыі і музеіфікацыі. Міжнародная навукова-практычная канференцыя 4 чэрвеня 2005 г. г.п. Мір, Гродзенскай вобласці. Навуковы рэдактар Н. Ф. Высоцкая. Мінск., ТАА «Белпрынт», 2006, 192 с.
Інтрыга вокол 10 тысяч дукатаў. Мірскі замак. Канцэпцыя рэстаўрацыі і праблемы музеефікацыі: Рэсп. навук.-практ. канф., 16 чэрвеня 2007 г., г. п. Мір Гродзен. вобл. / Навук. рэд. А. У. Карпенка. — Мн.: ТАА «Бел- прынт», 2008. — 168 с.: іл. ISBN 978-985-459-114-8
Калнін В. Зняволенне і пакаранне ў Вялікім княстве Літоўскім ў 16-18 стст. Мірскі замак. Канцэпцыя рэстаўрацыі і праблемы музеефікацыі: Рэсп. навук.-практ. канф., 16 чэрвеня 2007 г., г. п. Мір Гродзен. вобл. / Навук. рэд. А. У. Карпенка. — Мн.: ТАА «Бел- прынт», 2008. — 168 с.: іл. ISBN 978-985-459-114-8
Калнин В. Жизнерадостный замок эпохи сурового средневековья // Отделочные и строительные материалы: Что выбрать, № 6, 2008.
Махоўская І., Раманава І. Халакост у мястэчку Мір паводле матэрыялаў вуснай гісторыі. Мірскі замак. Канцэпцыя рэстаўрацыі і праблемы музеефікацыі: Рэсп. навук.-практ. канф., 16 чэрвеня 2007 г., г. п. Мір Гродзен. вобл. / Навук. рэд. А. У. Карпенка. — Мн.: ТАА «Бел- прынт», 2008. — 168 с.: іл. ISBN 978-985-459-114-8
Мирский замок: история создания и современность / А. С. Судакова (Представлено: канд. филол. наук С. М. Сороко) // Труды молодых специалистов полоцкого государственного университета. Основан в 2004 г. Выпуск 29. Гуманитарные науки: Литературоведение, Культурология, Лингвистика. Новополоцк. 2008.
Трусаў А. Археалагічнае вывучэнне Мірскага замка. Мірскі замак. Канцэпцыя рэстаўрацыі і праблемы музеефікацыі: Рэсп. навук.-практ. канф., 16 чэрвеня 2007 г., г. п. Мір Гродзен. вобл. / Навук. рэд. А. У. Карпенка. — Мн.: ТАА «Бел- прынт», 2008. — 168 с.: іл. ISBN 978-985-459-114-8
Усова Н. Наказной атаман Войска Донского князь Николай Святополк-Мирский (1833—1898) — первый владелец Мира из рода Святополк-Мирских. Материалы к биографии. Мірскі замак. Канцэпцыя рэстаўрацыі і праблемы музеефікацыі: Рэсп. навук.-практ. канф., 16 чэрвеня 2007 г., г. п. Мір Гродзен. вобл. / Навук. рэд. А. У. Карпенка. — Мн.: ТАА «Бел- прынт», 2008. — 168 с.: іл. ISBN 978-985-459-114-8
Воейков А. И. Мирский замок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Мирский замок: Популярная энциклопедия / Редкол.: И. П. Шамякин (гл. ред.) и др. — 2-е изд. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1989. — 599 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85700-001-7.
Кокорев Ю. М. [Достопримечательности Белоруссии]. — Изд. 2-е, доп. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — 136 с. — (По родным просторам). — 40 000 экз. (1-е издание — 1966)
Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь / Ред. Р. А. Агеева. — 2-е изд. — М.: Русские словари, 2002. — С. 65. — 512 с. — 5000 экз.
Мирский замок. Республика Беларусь (Минск, 2006, Е. Г. Киреенко, Н. В. Науменко) — учебное пособие.
Вложение | Размер |
---|---|
mirskij_zamok (1).jpg | 119.23 КБ |
mirskij_zamok (2).jpg | 82.76 КБ |
mirskij_zamok (3).jpg | 109.52 КБ |
mirskij_zamok (4).jpg | 82.88 КБ |
mirskij_zamok (5).jpg | 100.31 КБ |
mirskij_zamok (6).jpg | 322.29 КБ |
- Тэги:
- 2488 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий