Деревня Тебеняки, сылвенские мари

Особую часть восточных марийцев (эрвел мари) составляют марийцы Пермского края, которые компактно расселились на юге региона вдоль некоторых притоков Камы. В частности, марийскими переселенцами была освоена река Сылва (по-марийски: Сулий). Обычно эту этнографическую подгруппу называют прикамские или пермские марийцы. 

   

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!

СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

 
Про одну такую сылвенскую деревню Тебеняки (по-марийски: Сулий ял) мы хотим рассказать в данной статье.
Буквально недавно у селения Тебеняки возобновили языческие моления в древней роще – кюсото при помощи уральских картов и марийских активистов. Сейчас медленно идет восстановление традиционной марийской религии в уральских деревнях.
 Из истории Поволжья известно, что после завоевания царем Иваном Грозным Казанского ханства, а также после нескольких Черемисских войн (вторая половина 16-го века) луговые мари попали в орбиту молодого Московского государства. А развитие и рост каждой империи предполагает налогообложение, администрирование, общая вера (идеология), унификация общественной жизни.

Деревня Тебеняки, сылвенские мари

Большое количество марийского народа было несогласно с этим, лесная воля и свободные промыслы (охота, рыболовство и бортничество)  - вели мари на восток. То есть в глухие таежные края, где не было непомерных налогов и сборов, насильственного крещения и рекрутских наборов в армию. Плюс ко всему, эти края были не обжиты, богаты зверьем и дичью, в реках было много рыбы.
Так, при движении мари по притокам Камы возникли кунгурские, или сылвенские марийцы (по-марийски: Кöҥгыр марий, Сулий марий). Дело в том, что южная часть Пермкой земли относилась к Кунгурскому уезду – от этого названия произошло имя данной этнографической группе. Появление этой подгруппы эрвел мари записано к началу 17-го века, хотя многие историки указывают, что марийцы тут появились несколько раньше – в конце 16-го века.
По архивным данным в конце 17-го века в кунгурском краю уже насчитывалось более 100 марийских илемов с численностью мужского пола почти 400 человек. В основном мари селились по берегам рек Сылва и Ирень. Впоследствии часть марийцев перемешалась с русскими и татарами Пермского края.
В настоящее время основная часть пермских мари компактно проживает в Суксунском районе Пермского края (селения Васькино, Иванково, Красный луг, Каменка, Сызганка и в некоторых других). Общая численность марийского населения в районе 1482 человека.
Деревня Тебеняки расположена берегу реки Сылва, примерно в 20 километрах от пгт. Суксун Пермского края. Селение известно по архивным данным с 1740 года, но, скорее, всего марийцы пришли в эти края намного раньше этой даты.
Численность населения деревни около 270 человек. В основном жители занимаются сельским хозяйством и подсобными участками.
  

Деревня Тебеняки, сылвенские мари

У многих деревень до сих пор сохранились священные рощи, в том числе, у деревни Тебеняки (Сулий), но в годы советской власти моления в них прекратились, и практически не возобновлялись (за исключением краткого промежутка во время Великой Отечественной войны).
В этом году, после почти 70-летнего перерыва, в священной роще д. Тебеняки  прошло осеннее моление традиционной марийской религии (19 ноября).
Инициативу выдвинули местные жители (под руководством Галины Пньковой), они обратились к главе Фонда сохранения и развития нематериального культурного наследия народа мари «Ош Кече» Виталию Головину – с просьбой помощи для освящения Кӱсото. После этого было принято решение по организации в роще праздничного моления.
Руководство Фонда «Ош Кече» совместно с руководителем национально-культурной автономией марийцев Пермского края Раисой Шамратовной Поповой и главой централизованной религиозной организации Марийской Традиционной Религии Республики Башкортостан Геннадием Павловичем Пастиевым после согласования с жителями деревни Тебеняки, приняли решение провести освящение 19 октября 2020 года.
Перед проведением моления местные жители провели уборку рощи, так как за много лет тут было много валежника и сухих веток и другого лесного хлама. 

моление восточных мари

 Перед назначенным днем, в воскресение  - марийские карты (по-марийски – онаеҥ), провели моление в Краснокамском районе Башкортостана, а потом поехали в Пермский край, в деревню Тебеняки. 
Для моления народ приготовил чистые национальные белые одежды и полотенца, а также продукты специально для таких молений: квас, марийские блины, специальный хлеб, медовый напиток – шорва. Также для молений в кюсото изготовлялись специальные свечи из настоящего воска (напомним, что церковные свечи сейчас делают из парафина с добавками) – нужно три штуки. А также другие культовые вещи.
На древнее марийское моление собрались не только жители данной деревни, сюда также приехали марийцы из соседних деревней Муксунского района.
Рано утром, одев белые одежды, и совершив обряды, взяв свечи и продукты – люди во главе с картами пошли к священной роще – Кӱсото. Руководил молениями Верховный Карт Башкортостана (по-марийски – эрвел мари-влакын Тӱҥ Онаеҥ) Геннадий Павлович Пастиев. Ему помогали карт из Краснокамского района РБ Виталий Искаков, карт из города Казани, президент Фонда «Ош Кече» Виталий Головин, помощник карта – учо из Калтасинского района Радислав Зиятдинов и местный активист Сергей Александров.

Сулий

Следует указать, что мистическим центром священных рощ являются особые деревья – онапу – они как бы являются энергетическими каналами или проводниками для связи с богами и духами. Эти деревья – онапу помечаются ритуальными полотенцами, различными надписями и свечами. В роще может быть несколько таких  священных деревьев, и каждое дерево может быть посвящено различному богу.
Традицию проведения обрядов, состав молитвенных текстов, религиозные ритуалы – все это нигде не записывается, а, как правило, передается устно из поколения в поколение, от карта к ученику (учо).
Традиционная марийская религия является культурной базой марийской нации, основой сохранения марийского языка, её внутренней сакральной сущностью. 
Марийцы считают, что пока проводятся моления в священных рощах, до тех пор будет существовать марийский народ!
  
   
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Марийцы. Энциклопедия Пермского края.
 ВПН-2010. Численность и размещение населения Пермского края. 

Группа Восточные (эрвел) мари Вконтакте.
Шумилов Е. Н. Населенные пункты Пермского края: Краткий исторический справочник. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Пермь, 2012. — 107 с.
Коряков Ю. Б. База данных «Этно-языковой состав населённых пунктов России».
Серкин С. П. Тайны земли Камской, 2008.
Мастерица за ткацким станом. Деревня Тебеняки Суксунского района. Марийцы. Фото А. Черных. «Декоративно-прикладное искусство». Народные промыслы и ремесла, Черных А. В.
«История восточных марийцев». Кельмаков И.Н. издание г. Уфа, 2005 год.

 

ВложениеРазмер
Деревня Тебеняки, сылвенские мари614.79 КБ
Деревня Тебеняки, сылвенские мари582.69 КБ
восточные марийцы257.72 КБ
эрвел мари155.98 КБ

Комментарии

Отправить комментарий