Деревня Старый Пинигерь
Деревня Старый Пинигерь расположена буквально на границе Вятскополянского района Кировской области и Кукморского района Татарстана, при этом населенный пункт находится ближе к Кукмору, чем к Вятским Полянам. Основное население деревни (села) – татары.
СТАТЬИ ПРО ВЯТСКОПОЛЯНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Хотя это татарская деревня, однако этнографы и лингвисты сразу укажут на марийское происхождение этого топонима, и будут правы – селение основано марийцами. А в слове «Пинигерь» - явно слышится корень: «энерь, энгер», что с марийского означает: «река».
За последнее тысячелетие в этих краях происходило перемещение племен и народов, поэтому здесь перемешались пермские, удмуртские, марийские, татарские и русские географические названия. Еще в первом тысячелетии нашей эры долину реки Вятка заселяли немногочисленные пермские племена пьяноборской, ананьинской и азелинской культуры. Они активно участвовали в этногенезе древних коми, удмуртов и частично народа мари. По многим памятникам археологии в конце первого и в начале второго тысячелетия тут в основном проживали племена южных удмуртов – калмез, после них сохранились, например, названия рек – Ошторма и другие.
фольклорный коллектив Алтын Ай
Марийцы стали приходить на Вятку ближе к 12-му веку, и эта территория входила в Малмыжское княжество. Тут были непроходимые лесные чащи, а мари всегда были искусными охотниками и рыболовами, и основывали здесь свои илемы. Точная дата основания деревни неизвестно, предположительно это произошло в 17 веке. Первым, кто поселился на реке Ошторма был мариец по имени Пиар со своей семьей. Вполне возможно, что название деревни произошло от его имени и слова «энерь, энгер» - река, то есть в переводе с марийского селение Пиар на реке.
По преданиям семья Пиара была довольно большая, у него было несколько сыновей, часть которых были уже женаты и имели собственных детей. Вскоре эта деревня разрослась, требовалось много земли для полей и лугов. Поэтому переселенцы выкорчёвывали деревья и строили избы. Участок земли (лаштык), очищенный от деревьев, назывался именем того, кто его раскорчевал и почистил. Так, например, до настоящего времени некоторые полевые урочища в тех местах сохраняют имена первых хозяев: «Ак Морза», «Ларки», «Чипка» и другие.
в деревенской библиотеке
Большой приток татар начался уже через некоторое время после завоевания Казанского ханства царем Иваном Грозным. Татары бежали в эти края от больших налогов и насильственного крещения. Они искали свободные земли и селились рядом. Постепенно марийское население ассимилировалось среди татар, мари принимали ислам, татарский язык, происходили межнациональные браки. В настоящее время многие ученые считают, что у северных и восточных татар довольна большая доля марийской и удмуртской «крови». Это, в частности, видно по остаткам языческих традиций и суеверий у татар пограничных районов РТ, и у татар Кировской области.
Официальный год основания деревни -1726, но, как правило, первые поселенцы всегда приходили гораздо раньше, чем это указано в архивных данных.
праздник Сабантуй
Уже в начале 19-го века это была татарская деревня, где было более сорока дворов и около трехсот жителей. В 1873 году уже было более семидесяти дворов и более шестисот жителей.
В настоящее время в деревне живет около 1100 человек (татары).
В стародавние времена деревня славилась валяльным, скорняжным, швейным и столярным промыслами. Особенно хорошо получались у местных жителей валенки, их в большом количестве производили и продавали на Кукморских базарах, а также вывозили в разные концы Вятской и Казанской губернии. Во многом слава бренда «Кукморские валенки» относится и к деревне Пининерь. Отметим, что закупка большого количества шерсти животных и производство валенок до сих пор основное занятие жителей деревни.
После Октябрьской революции (в 30-х годах) в деревне Старый Пинигерь был создан колхоз «Политотделец», а немного позднее - слияния мелких хозяйств – появилось более крупное хозяйство — имени Мичурина.
В настоящее время это очень большая деревня, тут есть старинная деревянная мечеть (памятник архитектуры), медицинский пункт, средняя школа, почта, пекарня, магазины, сельская библиотека, дом культуры, отделение СБ РФ, детский сад.
В годы Великой Отечественной войны в деревню не вернулось 93 солдата, в честь них построен мемориал памяти.
Около деревни есть свой обустроенный майдан, где проводят основные сельские праздники, и самый главный – Сабантуй, куда приезжают гости из Кукморского района и со всего Татарстана. На Сабантуй даже приглашают звезд татарской эстрады и фольклорные коллективы.
Также в деревне существует своя хоккейная команда, выступающая в Вятскополянском районе.
Детский сад в деревне с усиленным изучением родного языка, для детей преподают татарскую литературу, они учат стихи и песни на татарском языке. Также большое внимание татарскому языку уделяется в средней школе, там также есть факультативные занятия, ведется кружок по татарской кулинарии, проводятся концерты на татарском языке. Ученики активно участвуют в днях памяти известных татарских деятелей культуры: Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Салиха Сайдашева и других.
При сельской библиотеке действует маленький музей, где местные энтузиасты собирают различные экспонаты: деревянную посуду, лапти, берестяные туески, старинную одежду и головные уборы, расшитые полотенца, есть даже найденный около деревни бивень мамонта.
Гордость деревни – старинная мечеть, сейчас ей уже около двухсот лет, она пережила времена советской власти и перестроечное лихолетье. Несколько лет назад здание мечети было реконструировано и отремонтировано. Сейчас в мечети расположен удобный молельный зал, есть комната для лекций и проповедей, собственный рабочий кабинет и небольшая библиотека религиозной литературы. Самые популярные тут книги – Коран и «Сумбуль» Зифы Кадыровой.
Также тут хранятся полное издание книг, выпущенных местным имамом Зиятдином Назмутдиновым.
Зиятдин-хазрат демонстрирует обложку новой книги
В деревни стараются беречь народные традиции и праздники, так недавно тут стали праздновать древний татарский праздник «Карга боткасы» – в переводе с татарского языка это «грачиная каша». Фактически это праздник начала весны, когда в родные края возвращаются перелетные птицы.
А уже поздней осенью сельчане празднуют «Каз өмәсе» – это праздника гусиного пера. К этой дате обычно был приурочен осенний забой гусей и уток, а также сбор пуха и перьев.
Где находится, как добраться:
Деревня Старый Пинигерь,
Вятскополянский район, Кировская область, Россия
Координаты деревни:
56.202276, 50.938923
Деревня расположена в окрестностях города Кукмора, около восточной окраины .
__________________________________________________________________________________________________________
Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Фото: Александр Ефремов
Статья Мухаметдинова С. Одна из старейших//Вятско-Полянская правда. 1999. 22 мая.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Старый Пинигерь. "Родная Вятка". Краеведческий портал.
Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".
Вложение | Размер |
---|---|
Деревня Старый Пинигерь | 295.33 КБ |
Деревня Старый Пинигерь | 1.63 МБ |
Деревня Старый Пинигерь | 396.78 КБ |
Деревня Старый Пинигерь | 405.15 КБ |
Деревня Старый Пинигерь | 1.48 МБ |
Деревня Старый Пинигерь | 136.36 КБ |
Деревня Старый Пинигерь | 75.07 КБ |
Деревня Старый Пинигерь | 169.67 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1754 просмотра
Комментарии
Татары в Кировской области
Продолжается проект на сайте Кочующих, где будет рассказываться про татарские села и деревни Кировской области. Татары компактно проживают в южных районах Вятского края - в Малмыжском, в Вятскополянском, в Уржумском и Кильмезском, также татары компактно живут в городе Кирове и в самой северной точке татарского расселения - в селе Карино.
По преданиям предки нынешних татар - булгары - обживали Вятку еще в 11-12 веках.
Потом большой поток татарских переселенцев появился на берегах Вятки уже после Казанской войны царя Ивана Грозного, в 16-17 веках деревни и села возникали на правом берегу Вятки.
Много татар переехало на Вятку уже в советское время, когда была необходимость в рабочих руках на лесоперерабатывающих предприятиях.
Много татар также проживает в Малмыже и в Вятских Полянах. Всего в регионе проживает около 35 тыс. татар, насчитывается 29 сел и деревень, где татарское население более 80%. В Кировской области насчитывается боле 35 мусульманских общин, есть мечети и медресе. В шести школах преподается татарский язык.
прочитал с интересом
Спасибо! прочитал с интересом, это мои родные места, я уже написал про Средние Шуни, в Вятскополянском районе есть еще три татарские деревни, примерно на границе с Кукморским районом татарстана, и татары тут живут очень давно, хотя конечно согласен что еще раньше тут жили удмурты и марийцы, и уже гороздо позже сюда поселились русские, это уже когда Вятская губ. была. Много татар в самих Вятских полнянах и еще в Малмыже, есть и в Сосновке и в Кр.Поляне, что на другом берегу Вятки. проводятся Сабантуй, ездим друг другу в гости, и еще в Кукмор, много конечно молодежи уехало в Казань или в Челны, там с работой лучше и зарплаты больше. А кто привык на земле то т и остался.
Отправить комментарий