Деревня Ибря (Салих Сайдашев)
Статус: деревня Ибря.
Муниципальное образование: сельское поселение Альдермышское (входит в состав муниципального образования).
Входит в: Высокогорский район.
Субъект Федерации: Республика Татарстан.
Подчинение: районное.
Население (чел.): 148 (2010г.)
Почтовые индексы: 422711.
Телефонный код: +7 84365.
Родовая деревня деда и отца татарского композитора Салиха Сайдашева.
В деревне расположен музей знаменитого композитора.
СТАТЬЯ ПРО БИОГРАФИЮ САЛИХА САЙДАШЕВА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО КЫЗЫЛ БАЙРАК (ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ) - ТУТ!
САЛИХУ САЙДАШЕВУ - 10 ЛЕТ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Деревня в Высокогорском р-не, на р. Саинка, в 15 км к С.-З. от ж.-д. ст. Высокая Гора.
На 2002 - 153 жит. (татары). Скот-во.
Клуб. Музей композитора С.Сайдашева. Мечеть.
Осн. в период Казанского ханства.
В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, печным, чеботарным, портняжным промыслами.
В нач. 20 в. в И. функционировали мечеть, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сел. общины составлял 630,3 дес.
До 1920 деревня входила в Студёно-Ключинскую вол. Казанского у. Казанской губ.
С 1920 в составе Арского кантона ТАССР.
С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах.
Число жит.: в 1782 - 51 душа муж. пола; в 1859 - 444, в 1897 - 680, в 1908 - 671, в 1920 - 528, в 1926 - 642, в 1938 - 599, в 1949 - 454, в 1958 - 344, в 1970 - 263, в 1989 - 150 чел.
(Лит.: Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.)
МЕЧЕТЬ В ДЕРЕВНЕ ИБРЯ
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Салих Сайдашев родился в Казани в 1900 году 3 декабря в доме №1 по улице Большая Мещанская, называемой теперь улицей Нариманова. Он родился после смерти своего отца Сайдашева Замалетдина, сына Бикчантая. Родословная Сайдашевых уходит корнями в крестьянское сословие. Дед Салиха Сайдашева Бикчантай считался зажиточным хозяином в деревне Ибря (ныне это Высокогорский район Татарстана). У него было четверо сыновей: Бикмухамет, Мухамади, Замалетдин и Сабирзян.
Первым уехал в город Мухамади. Он поступил учеником к баю-хозяину, быстро продвинулся, и вскоре с помощью отца открыл свое собственное дело, но рано умер. Наследство его поделили между его сыном и братом Сабирзяном, который взял в свои руки ведение их совместного дела. Впоследствии оба они заняли на общественной лестнице того времени место состоятельных людей.
Далее в город переехал и Замалетдин - отец будущего композитора Салиха Сайдашева. Он также начал работать по найму в артели по пошиву обуви (читек, кавеш), а потом занимался торговлей.
Замалетдин женился на Махубжамал - дочери Миннибая из Пороховой слободы.
Махубжамал - мать композитора - по рассказам всех без исключения была доброй, с мягким характером, приветливой, красивой. Шигаб Ахмеров напишет в своих воспоминаниях: "Махубжамал была красивой, статной женщиной, с редкостными и душевными качествами: гуманная, деликатная в обращении с людьми, выдержанная, приветливая, добрая".
Замалетдин прожил с ней долгую, по-видимому, счастливую жизнь. Но, простудившись и заболев, он скончался за несколько недель до рождения своего последнего, десятого ребенка - Салиха. Дети у них умирали в раннем возрасте. В живых остались только двое - Амина и Салих.
ОКРЕСТНОСТИ ДЕРЕВНИ ИБРЯ
Описание окружающей местности
Музей С. Сайдашева в д. Ибря был построен на месте дома Бикмухамета Сайдашева. А на месте дома Габидуллы в 1999 году поднялась мечеть.
В музее три зала.
В первом рассказывается об истории деревни Ибря, о народных истоках, питавших творчество композитора.
Второй зал воссоздаёт интерьер татарской избы с орудиями крестьянского труда, предметами домашнего обихода, одеждой.
Третий, самый большой зал даёт представление о жизни и творчестве композитора. Авторы экспозиции Л. Г. Валеева, Л. Б. Муллина и Р. А. Гасимова использовали при её создании историко-хронологический принцип.
Наиболее интересны подлинные вещи, прямо или косвенно связанные с Салихом Сайдашевым. Это, например, колокольчик с дуги лошади местного кучера и его кисет. Сабирзян Ганиев привозил композитора на сабантуй и угощал его табачком в дороге.
Центральный экспонат - пианино с нотными листами. Это подлинный инструмент, стоявший в комнате Сайдашева в годы его работы в театре. Тут же его дирижёрская палочка.
Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря мало кому известен.
В Ибрю приезжают поклониться памяти композитора, прикоснуться к истокам его творчества, попытаться глубже понять тайну волшебной жизнеутверждающей сайдашевской музыки.
В Ибре жил и трудился дед Бикчентай, родился отец будущего композитора. Здесь набирался впечатлений и жизненных сил сам Салих Сайдашев. Бикчентай считался в Ибре зажиточным крестьянином, имел справное хозяйство. Сыновей он поочерёдно отправил в Казань, очевидно, считая, что на имевшихся небольших земельных наделах развернуть большое хозяйство невозможно, а в деревне оставил лишь Габидуллу и Бикмухамета. Хозяйство Бикчентай разделил надвое, а сам жил у Бикмухамета.
Приезжая в Ибрю, Салих Сайдашев любил слушать шум ветра, перестук капель дождя, треск костра. Вода ключа в саду вырывалась из земли с такой силой, что поднималась фонтанчиком со своеобразным звуком, который очень привлекал его.
Дом, в котором жила сноха Салиха Сайдашева Хуснижиган Фатыхова-Сайдашева, вместе с хозяйством семьи находился по соседству с хозяйством Бикмухамета Сайдашева, и она не раз встречалась со своим тогда ещё не таким знаменитым родственником.
До войны Салих Сайдашев приезжал в Ибрю часто, отдыхая душой, набираясь новых впечатлений. Здесь он черпал мотивы и сюжеты для своих произведений. Его свояченица красавица Майсара Касимова стала прообразом героини знаменитой музыкальной драмы “Голубая шаль”. Имена ибринских жителей стали именами персонажей и других произведений композитора.
МУЗЕЙ САЙДАШЕВА В ДЕРЕВНЕ ИБРЯ
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ САЛИХА САЙДАШЕВА:
Салих Замалетдинович Сайдашев (тат. Salix Camaletdin uğlı Səydəşev, Салих Җамалетдин улы Сәйдәшев; 3 декабря 1900, Казань — 16 декабря 1954, Москва) — выдающийся татарский композитор, один из основоположников татарской профессиональной музыки.
Музыкальное дарование Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем видные педагоги Казанского музыкального училища. Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции.
В 1918 г. молодой музыкант организует оркестр. В 1920 г. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.
В 1922 г. Сайдашев возвращается в Казань и в Татарском государственном академическом драматическом театре им. Г. Камала начинает свою деятельность в качестве дирижера и музыкального руководителя. Широко развертывается творческая деятельность Сайдашева: один за другим появляются музыкальные произведения к драмам: «Галиябану» М. Файзи, «Башмагым» («Башмачки») Х. Ибрагимова, «Ил» («Родина»), «На Кандре», «Голубая шаль» К. Тинчурина, «Наемщик» Т. Гиззата и др. Сайдашев продолжил традиции заложенного С. Габяши нового жанра в татарском театральном искусстве, получившем название музыкальная драма.
В эти же годы он написал знаменитый «Марш Советской Армии», активно трудится над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как пианист и дирижер на многочисленных концертах.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
книга Д. З. Саиновой - Ахмеровой "Салих Сайдашев" (Казань, Татарское книжное издательство, 1999)
https://www.tatar.museum.ru/Saydash/default.htm
https://www.tatmedia.com/rus/news/show/313990
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 10906 просмотров
Комментарии
а сюда...
можно спокойно съездить летом на велосипедах -
недалеко есть родник, а также озеро...
Отправить комментарий