Горы Каракорум
Горная система Каракорум считается одной из самых высоких на всей планете. Массив достигает почти 500 км в длину и находится на территории сразу нескольких государств:
Индия.
Китай.
Пакистан.
В нем много вершин, есть горы высотой более 7 500 м, некоторые из них — восьмитысячники. Горы расположены в северо-западной части Гималаев, с которыми его связывает Ладакхский хребет. Путешественники из Европы, посещающие систему в раннее время, именовали ее «Музтаг», что переводится «Ледяная гора».
Этимология
Название горной системы Каракорум имеет тюркскую этимологию. Оно состоит из двух слов: кара («черные») и корум, курум («каменистые россыпи»). Таким образом, кара-корум можно перевести как «черная скала» или «черная гора». Торговцы из Центральной Азии первоначально применили название к перевалу Каракорум. Ранние европейские путешественники, включая Уильяма Муркрофта и Джорджа Хейворда, использовали термин « Музтаг» (что означает «Ледяная гора].
В древних санскритских текстах (Пуранах) для описания этого района использовалось название Кришнагири («черные горы»).
Координаты горной системы
Массив можно обнаружить по следующим координатам:
35°18′00" северной широты;
76°21′00" восточной долготы.
Описание Каракорум и первые исследования
Массив очень большой, он лежит на территории 3 государств — это Китай, Индия и Пакистан. Занимает территорию в 77 154 км², простираясь на 476 км в длину. Горная система достигает 466 км в ширину. В некоторых местах ширина 200 км, увеличиваясь до 500 км и 800 км, если в нее включать представленное хребтами Пангонг и Чанг Ченмо расширение на востоке.
После Гималаев это вторая по величине горная система. Именно в Каракоруме наблюдается самое высокое количество горных вершин, большая концентрация ледников. Всего здесь больше 100 гор, некоторые из них возвышаются на 7 500 м и более, есть и восьмитысячники, один из которых второй в мире по вышине — Чогори. Ее высота составляет 8 611 м.
Горная система состоит из хребтов параллельного типа, образующих группы с отрогами. Монолитным массивом являются лишь его земли в центральной части. Южные склоны отличаются большой длиной и крутыми обрывами, на севере они тоже крутые, но короче. Очень большую часть всего массива охватывают скалы, большие камни, лежащие громадными скоплениями. В межгорных долинах можно обнаружить скалистые склоны. Долины здесь поперечные, обычно выглядят как крутые и глубокие, есть узкие овраги. Часть массива на западе еще именуют Балторо Музтаг. Она далеко не такая отлогая, как остальные. Через Каракорумский перевал идет караванная дорога из Индия до Восточного Туркестана.
География и геология
Каракорум является вторым по величине горным массивом в мире (после Гималаев), и частью комплекса хребтов, включая горы Памира, Гиндукуша и Гималаев. Каракорум имеет восемь вершин высотой более 7500 м, причем четыре из них превышают 8 000 м.
Каракорум состоит из группы параллельных хребтов с несколькими отрогами. Только центральная часть представляет собой монолитный массив. Ширина системы составляет около 240 км; длина увеличивается с 500 км 800 км, если включить его восточное расширение — хребты Чанг Ченмо (кит. Qiangchenmo) и Пангонг, входящее в тибетское плато. Система занимает около 207 тыс. км2). Средняя высота гор составляет около 6,1 км, а четыре пика превышают 7,9 км; самая высокая, Чогори (К-2), высотой 8 611 м, является второй по высоте вершиной в мире, уступая лишь Эвересту в центральных Гималаях (8848 м).
Топография характеризуется скалистыми пиками и крутыми склонами. Южные склоны длинные и крутые, а северные склоны крутые и короткие. Скалы и осыпи (большие скопления крупных упавших камней) занимают огромную территорию. В межгорных долинах встречаются скалистые склоны. Поперечные долины обычно имеют вид узких, глубоких, крутых оврагов.
Западная часть иногда называется Балторо Музтаг (ледяной хребет), она гораздо менее крута, чем восточная, и составляет часть огромного сплошного поднятия, от которого расходятся многие хребты Азии. Через перевал Каракорум (5654 м) между городами Лех в Ладахе и Хотаном идёт караванная дорога из Индии в Восточный Туркестан.
Структурно горная система Каракорум произошла от складчатости в кайнозойскую эру (то есть в течение последних 65 миллионов лет). В геологическом составе доминируют граниты, гнейсы, кристаллические сланцы и филлиты. К югу и северу центральное скальное ядро окаймлено районом известняков и слюдистых сланцев эпох палеозоя и (частично) мезозоя (то есть возрастом от 245 до 540 миллионов лет). На юге осадочные породы иногда прорезаются интрузиями гранита. Поверхности некоторых областей подвергаются воздействию сланца, который быстрее подвержен атмосферным воздействиям.
В конце мезозоя регион Каракорум характеризовался большими структурными изменениями, а сама горная система возникла в результате интенсивных геологически недавних землетрясений. В регионе все ещё наблюдается частая сейсмическая активность; некоторые сейсмические события наносят большие разрушения и часто вызывают огромные каменные и ледяные лавины. В нескольких районах встречаются горячие источники.
Вся система подразделена на районы:
Агыл-Каракорум;
Центральный;
Западный;
Восточный;
Китайский;
Северный.
Через Каракорумский перевал идет караванная дорога
Первый район — Агыл-Каракорум находится между притоком Раскемдарьи и самой рекой в Китае. Здесь располагается хребет с одноименным названием Каракорум. У вершин альпийские пики, вышина каждой из них составляет 7 000 м и более. Тянется весь массив на расстояние 200 км. Крупнейший ледник данного района в длину достигает 17 км. В районе часто встречаются участки оледенения, расположенные выше 9 км. Циклоны и осадки с Атлантического океана, Средиземного моря приходят сюда. Природа и погода здесь очень отличаются от других северных частей.
Западный Каракорум лежит в основном неподалеку от реки Хунза, Каракорумское шоссе. Основная часть района принадлежит Пакистану. На всей площади района расположено 70 гор высотой от 7 000 м и выше. Высочайшими пиками западной части Каракорума являются следующие вершины:
Ракапоши;
Кунианг Чиш;
Батура-Шар;
Канжут Шар;
Дастогиль Шар.
Вся горная система поделена на несколько районов
Восточный район принадлежит Индии, кроме северной части склона — хребта Сиачен Музтаг, он относится к Китаю. Всего на территории Восточного Каракорума больше 30 гор высотой больше 7 000 м.
Центральную часть контролируют сразу несколько государств — Пакистан, Китай, Индия. Все 70 вершин высотой 7 000 – 8 000 м. Именно в там стоит великая и известная на весь мир гора Чогори. На территории района раскинулся большой национальный парк, предназначенный сохранять редкую природу, представителей местных фауны и флоры. Туристам разрешено посещать парк для восхождений, пеших трекингов и катания на велосипедах.
Китайский Каракорум, расположенный на севере массива, принадлежит Китаю. Основное место здесь занимает долина Шаксгам. По ней протекает река с одноименным названием. Эта река очень важная, она является крупнейшим притоком Яркенда. К долине со стороны юга спускаются ледниковые массы, отроги водораздельных хребтов. Само название «Китайский» создано для того, чтобы туристы сразу понимали, что находятся на территории Китая. К тому же определить точно, где здесь проходит граница, довольно сложно. Через Китайский Каракорум пролегает Каракорумское шоссе.
Северный район находится большей частью в бассейне реки Тарим. Почти вся его территория, как сказано выше, находится под контролем Китая. Исключением является правый берег Упранг, являющийся левым притоком Шаксгама, и бассейн реки Шимшал. На территории Северного Каракорума, а именно в бассейне реки Шаксгам, лежат крупные ледники, всего их 10.
Долгое время горная система не была исследована из-за труднодоступности и сложности преодоления. Раньше пройти через горы можно было только по труднодоступным, скалистым путям, иногда для преодоления караванных сложных троп нужно было несколько месяцев. Но еще одной существенной причиной невозможности исследовать горную систему была политическая недоступность Каракорум, против посторонних людей были и местные жители.
Восхождение на одну из вершин Каракорум
Первый иностранец, взобравшийся на горы, был англичанином. Его звали Томпсон. Мужчина поднялся на перевал Каракорум в 1846 г. Позже, через 15 лет, экспедиция военных из Англии исследовала горные проходы через систему, дошла до крупнейшего ледника Балторо, изучила район самых высоких вершин. Именем своего полковника военные даже дали название высочайшему массиву исследуемой системы, хотя у него уже было наименование. Тогда часто на картах эта вершина была подписана пиком английского полковника Годвина Оустена.
После этого 25 лет официальные экспедиции не посещали этот горный массив. Сюда приезжали только отдельные исследователи. Очень целеустремленно проводили изучения английские власти Индии, используя активно пандитов. Первым русским, исследовавшим горную систему, был путешественник географ Б. Громбчевский в 1890 г. Позже, в 1898 г. хребет Каракорум был пересечен М. Ф. Новицким.
Местное население горной системы
Несмотря на довольно жесткие условия на просторах горной системы уже много лет живут люди. Здесь есть люди разных народностей. Они живут в деревеньках, в Индийской части субконтинента есть несколько городов. В основном это мусульмане-шииты, есть среди них и другие религии, распространение получил тибетский буддизм. В Каракорум проживают разные национальности: таджики, уйгуры, тибетскоязычные представители населения.
Достаточно малое количество людей населяет северные, более сухие склоны системы. За всю свою историю местное население подверглось существенным изменениям. Из-за работорговли, войны люди уехали из родных мест. Сегодня местные жители работают носильщиками, проводниками, помогают альпинистам взбираться в горы, занимаются сельским хозяйством, животноводством. Многие уезжают в Китай и Индию искать работу.
Экономика
В местной экономике доминируют натуральное сельское хозяйство и животноводство. Сельскохозяйственные культуры ограничиваются пшеницей, ячменем, сладкой и горькой гречкой, кукурузой, картофелем и бобовыми. Древесные культуры, особенно абрикосы и грецкие орехи, когда-то были важным источником местной пищи. На нижних склонах до 2,1 км вегетационный период достаточен для двойного урожая. На этих возвышениях дни теплые, ночи прохладные, а воздух чистый; засушливость региона, однако, не позволяет возделывать землю без сложных ирригационных сооружений, характерных для всех населенных районов.
Постоянная периодическая и перманентная миграция, зависимость от субсидий центрального правительства, высокая младенческая смертность и хроническое недоедание являются теми трудностей, с которыми люди сталкивались при адаптации к этим экстремальным условиям жизни. Служба в военных гарнизонах обеспечивает дополнительный доход, как и денежные переводы от мигрантов, работающих в других местах в Индии или Пакистане или в государствах Персидского залива.
Три горные дороги обслуживают южные склоны хребта Каракорум — одну из долины Кулу в индийском штате Химачал-Прадеш через несколько высоких перевалов в Лех, другую из долины Кашмира также в Лех и шоссе с твердым покрытием Каракорумское шоссе после ущелья реки Инд от Исламабада до Гилгита и далее до Кашгара. Пограничная дорога из Лхасы, в Тибетском автономном районе Китая, в Кашгар огибает восточную и северную окраины Каракорума в Китае. Есть ежедневные коммерческие рейсы в Лех из индийских городов Дели и Чандигарх и в Скарду и Гилгит из Исламабада.
Климат и высотная поясность Каракорум
На просторах горной системы климатические условия относятся в основном к полупустынным, отличаются континентальностью. На южных сторонах склонов часто наблюдаются влажные муссоны, дожди. Склоны на севере наоборот, очень засушливые. Осадки на средних и нижних склонах, редко выпадают и в очень малом количестве, не более 10 см в год. Осадки на вышине от 4 900 приобретают твердую форму, летом нередко случаются осадки в виде снега, даже на более низких возвышенностях. Выше 5 700 м температурный уровень даже в самый теплый месяц в среднем не выше 0°C. Между 3 900 м – 5 700 м температурный уровень 10°C.
Климат на Каракоруме довольно переменчивый
К климатическим особенностям региона можно отнести интенсивный ветер, высокое излучение солнца, разреженный воздух, существенный перепад температур за сутки. Высоко в горах образуются «снежные каюты», это снежные спущенные вниз торосы длиной от 1 метра и более.
Высотная поясность и ландшафты горного массива разнообразны. На вышине от 2 400 м до 2 800 м пустынные высотные пояса, растительность редкая, состоит преимущественно из эфедры, реомюрия, поташника. Но большая часть территорий совершенно без растительности. В области реки Раскемдарья есть кустарники барбариса, тополь. Пустынно-степной пояс простирается до отметки в 3 100 м, здесь наблюдаются редкие заросли злаков, терескена, ковыли, типчака. До высоты 3 500 м простираются горные, луговые степи. Выше можно встретить высокогорные степи, элементы альпийских лугов. До отметки 6 500 м растут лишайники, мхи.
Возраст и рельефное строение гор
Территория, на которой расположен массив, относится к альпийскому складчатому типу. Строение гор глыбового-складчатого характера. Система состоит из гранитных пород, в состав гор входят песчаники, теплые сланцевые структуры, известняк.
Структура основалась от складчатых изменений еще в кайнозойскую эру, приблизительно 65 миллионов лет назад, данный регион в конце мезозойского периода подвергался сильным изменениям в структуре, а сами горы образовались вследствие сильных сейсмических толчков. Горный район Каракорум сильно подвержен сейсмичности. И сегодня из-за этого иногда происходят большие деструкции, сильные обвалы из больших камней и льда.
Разнообразие флоры и фауны Каракорум
Растительность на вершинах встречается не часто, в низменных ландшафтах практически вся она антропогенна. Вдоль водостоков есть заросли ивы, олеандра, тополя на вышине 3 000 м. Среди снежных полей растут можжевельник, полынь. Территории, где есть реки и водоемы, служат пастбищами. Здесь народ занимается сельским хозяйством. На вышине до 4 000 м выращивают ячмень, горох, люцерну, есть абрикосовые, яблоневые сады, виноградники. Местное население хорошо адаптировалось к суровым условиям.
Фауна этих территорий сильно пострадала из-за человека. Активно охотились на животных не только обитающие в горах люди, но и пограничники, охраняющие границы около массива. Например, архаров сегодня увидеть можно только в Восточном Памире, животные мигрируют на запад Каракорума. На горных просторах, особенно высоких, обитают дикие овцы, на скалистых склонах живут дикие козы. Из исчезающих видов в Каракоруме обитают снежные барсы, бурые медведи, рыси. Они обитают в местных заповедниках, которые защищают их от полного исчезновения и браконьеров.
Из грызунов в горах живут пищухи, серые хомяки. Среди пустынь на востоке есть дикие яки, кианги, некоторые виды других копытных. На больших высотах летают орлы, беркуты, ястребы, гималайские гриффоны, ламмергейеры. Из других пернатых обитают куропатки, красные вьюрки, белогрудые голуби, улары.
Высочайшая вершина горной системы
Среди всех горных вершин Каракорум особой популярностью может похвастаться Чогори. Это второй по высоте восьмитысячник мира после Эвереста, его высота — 8 611 м. Находится гора на границе Синьцзян-Уйгурского автономного района и Кашмира. Другие названия вершины — K2 и Дикая гора, Годуин-Остен, Дапсанг.
Гора очень популярна среди туристов и альпинистов, ежегодно сюда прибывает много желающих покорить пик. Восхождение на него считается очень сложным, даже более тяжелым, чем на Эверест. Уровень смертности среди альпинистов у К2 второй в мире среди всех вершин от 8 000 м и выше. Успешных восхождений за всю историю насчитывается 300, погибло 85 человек. Восхождение обычно осуществляется со стороны Пакистана. Погода на Чогори из-за ее расположения очень часто ненастная и холодная. Зимой сюда приходить нельзя, большая вероятность погибнуть. Обычно альпинисты приходят к Чогори для подъема на вершину летом, в самые теплые месяцы.
Вершина Чогори
В Каракоруме расположена вторая в мире по высоте гора Чогори
Открытие вершины произошло в 1856 г., тогда ей дали наименование К2, что означало «вторая вершина Каракорума». Впервые попытка покорения горы произошла в 1902 г. английским альпинистом О. Эккенштейном и писателем А. Кроули. Но им не удалось удачно закончить восхождение, они дошли лишь до высоты 6 600 м. Первыми людьми, покорившими Чогори, стали альпинисты из итальянской экспедиции, они поднялись на самый пик в 1954 г. Самым массовым восхождением считается подъем сразу 63 альпинистов в 2018 г., один из них погиб. На Чогори сегодня существует 10 маршрутов восхождения.
Полезные ископаемые и природные объекты Каракорум
В недрах горной системы много полезных ископаемых, есть месторождения угля, графита, металлических руд. Но добывают их очень мало из-за труднодоступности.
Ледники занимают около 16 000 км² всей горной системы Каракорум. Самый крупный в системе — Сиачен, около 76 км в длину, площадью 750 км². От него идут истоки реки Нубры, у ледника много притоков. Открытие Сиачен приходится на 1848 г.
Второй из крупнейших ледников — Балторо, находится между хребтами Машербрум и Балторо Музтаг. В длину Балторо достигает 62 км, его общая площадь составляет 750 км². Его нижняя часть находится на вышине 3 400 м, общая высота 5 100 м. Выше 4 500 м Балторо сливается с другим ледником — Годвин Остин. Это место именуется Конкордия. От Балторо берет свое начало горная река Бральду. Всего у ледника около 10 крупных притоков, из которых каждый — длинный сложный ледник.
Третий по величине ледник в Каракоруме — Биафо, его длина на 63 км, площадь в 100 км². Цивилизация его почти не затронула, благодаря расположению в центре высокогорья.
Примечательно, что из-за глобального потепления во всем мире происходит таяние ледников, но в горной системе ледяные массы наоборот увеличиваются. Это для ученых стало настоящим открытием и аномалией, в процессе изучения было выявлено, что ледяной покров растет здесь из-за высокого уровня влажности, возникающей по причине ежегодных муссонов. Основная часть влаги здесь — это осадки зимой, способствующие формированию большого снежного пласта. Кроме того, немало ледников Каракорум укрыто каменными обломками, защищающих их от лучей солнца. Поэтому в теплое время года ледяные глыбы горной системы тают очень медленно.
В горной системе есть много вершин, из них выделяется несколько самых высоких, они являются настоящими природными достопримечательностями.
Гора Гашербрум I
Гашербрум I — один из семитысячников Каракорум
Гашербрум I является 11 восьмитысячником на Земле, его вышина 8 080 м. Другие наименования горы — Скрытый пик, К5. Располагается он в Кашмире, на юго-востоке горной системы. Вершина является частью горного многовершинного массива Гашербрум. Первое восхождение на гору было предпринято в 1934 г. международной экспедицией, участникам удалось подняться на высоту 6 300 м. Впервые вершина была покорена в 1958 г. американскими альпинистами. В 2013 году здесь погиб известный альпинист Артур Хайзер.
Гашербрум II немного ниже Гашербрума I, ее высота 8 035 м, является 13 восьмитысячником в мире. На гору уже совершено более 900 восхождений, окончившихся успешно. Это одна из самых менее опасных гор вышиной более 8 000 м, процент смертности на ней очень низкий, составляет всего 2,3%. Вершина расположена в Кашмире на границе с Китаем. Наименование Гашербрум означает с языка балти «Красивая гора». Впервые нога человека ступила на вершину в 1956 г., это были австрийские альпинисты.
Броуд Пик — это 12 восьмитысячник вышиной 8 051 м, находится в Кашмире, на границе с Китаем. Стоит вершина всего в 8 километрах от Чогори, это юго-восточная часть горной системы. Броуд Пик состоит из двух вершин, каждая в высоту более 8 000 м — Броуд-пик Предвершина и Броуд-пик Главный. Первый раз восхождение на Броуд-пик Главный было осуществлено в 1957 г. альпинистами из Австрии. В 2013 г. во время спуска с пика пропали двое человек — М. Бербека, Т. Ковальский. К сожалению, их тела так и не были найдены. В тот же год во время спуска погибли члены иранской экспедиции, их было трое человек. Они разработали новый маршрут с юго-западного склона горы. С самой вершины Броуд Пик первый раз в истории в 2015 г. на горных лыжах спустился альпинист из Польши А. Баргель.
Хребет Машербрум достигает в вышину 7 821 м, он расположен в Пакистане. Севернее расположен огромный ледник Балторо. С южной стороны проходит большая река Инда. В состав этого хребта входят еще несколько пиков: Чоголиза, Балтистан-Пик, Балторо Кангри. Все 4 вершины для восходителей труднодоступны, многие из них были покорены в первый раз лишь в 1970 г. Гора Машербрум стоит на 22 месте в мире по вышине, ее первое покорение состоялось в 1960 г.
Гора Чоголиза
Чоголиза — массив с двумя основными пиками: Чоголиза I и Чоголиза II. Первая достигает 7 665 м, вторая — 7 654 м. Вторая вершина была переименована в Брайд Пик в 1892 г. В 1909 г. скалолазы из Италии почти покорили пик Чоголиза I, им не хватило всего 300 метров, помешала очень плохая погода. При спуске с вершины в 1957 г. погиб известный скалолаз Г. Буль, тело которого так и не нашли. Чоголиза II впервые покорилась человеку в 1958 г., до пика дошла японская экспедиция.
Салторо-Кангри является самым высоким пиком хребта Салторо, он достигает в высоту 7 742 м. Это достаточно труднодоступная гора, так как пакистанские и индийские военные запретили восходить на нее. В 1962 г. пик все-таки был однажды покорен скалолазами пакистано-японской экспедиции.
Уникальной является долина Шаксгам. Это место находится в области северного Каракорума. Здесь сохранился первозданный вид долины, дикая природа, несмотря на то, что в этих местах достаточно много интересных для скалолазов и туристов мест, вершин восьмитысячников. Район долины до начала Второй мировой войны посетило только 7 экспедиций. В послевоенные годы сюда неоднократно приходили туристы. Если подняться на хребет Агыл-Каракорум, можно увидеть множество пиков с ледяными вершинами, величественно возвышающихся над долиной.
Между Индией и Китаем проходит Каракорумский перевал. Он самый высокий по пути из индийского города Лех. Раньше здесь находили множество костей вьючных животных, которые погибали от голода. Когда отсюда люди передвигались на верблюдах, им приходилось подниматься на высоту 5 300 метров и идти несколько дней, еды для животных на пути не было. В перевале не идет снег, не никакой растительности и постоянно дует ветер, здесь очень холодно. Несмотря на это, перевал все равно был популярен среди людей благодаря легкости подъема, отсутствия снега, но на сегодняшний он закрыт.
Каракорумская автомобильная дорога
Горную систему пересекает очень длинное шоссе — Каракорумская автомобильная дорога. Она тянется на 1 300 км и находится на высоте 4 693 м. Во всем мире нет более высокогорного шоссе. На строительство ушло 20 лет, согласно маршруту Великого шелкового пути. 494 км пути лежит на территории Китая, 806 км в Пакистане. Во время работ погибло много людей, причинами смертей стали лавины, падения с большой высоты. Из Китая здесь погибли 82 работника, из Пакистана 810 человек. Зимой по шоссе проезд закрыт, может сойти лавина.
Самые крупные реки на склонах Каракорума:
Каракаш;
Шайок;
Яркенд.
Все они получают воду главным образом от тающих ледников, снега. В зимний период в горной системе наблюдаются мощные наледи. Из-за обилия талых вод на притоках реки Инд случаются сильные наводнения.
Река Каракаш на китайском имеет другое наименование — Пиньинь. Протекает она в КНР, свои истоки берет из горной системы, питаясь водами ледников и снегов, выпадающих на вершинах склонов. Частично Каракаш течет в регионе пустыни под названием Аксайчин, впадает в Синьцзян на северо-западе. Каракаш протекает мимо нескольких городов: Гулбаша, Сумгала, Фоташа, и достигает Хайдулла.
Река Яркенд
Истоки Яркенда идут из вершин Каракорум.
Знаменитой река стала благодаря тому, что в ней находится разновидность нефрита — яшма светло-зеленого и белого оттенков. Люди добывают эту горную породу, производят из нее амулеты, посуду, различные изделия. В реке яшма появилась после размыва залежей нефрита около Гулбашена, на юго-западе Китая. Раньше вдоль реки Каракаш проходил караванный путь с севера на юг.
Река Шайок протекает в Пакистане и Индии. Общая ее протяженность составляет 550 км. Шайок является притоком Инды, сливаясь с Нуброй она расширяется. Вытекает она из ледника Каракорум. В ней имеются ценные для геологии отложения, принадлежащие четвертичному периоду. В области, где протекает река, есть долина Шайок, которая соединяется с Нубрской долиной. На берегу реки установлена большая статуя Будды Майтреи — Будды будущего. Стоит она лицом к Пакистану. У Шайок есть несколько притоков:
Чипчак;
Чангченмо;
Сидагоу;
Цзялэвэньхэ.
В верхнем течении реку Яркенд именуют Раскемдарьей. Она течет в Китае, а начинается в Каракоруме из ледника Северный Римо. Общая протяженность Яркенды составляет 858 км. В жару река становится мелкой, иногда даже пересыхает совсем, изменяет свое русло. У нее есть два больших притока: Шамалдарья и Кырчинбулак. Водохранилище Сяосихайцзы находится по левому берегу Яркенды. На нем есть два острова, на одном из них проживают люди.
Достопримечательности горного массива
На территории горного массива был открыт Национальный Парк Центральный Каракорум. Создан он был с целью сохранить местную природу, исчезающих животных, среди которых снежные барсы, бурые медведи, архары, мархуры, гималайские рыси, индийские волки. Расположен заповедник в Пакистане, но очень значим не только для Каракорум, но и для Гималаев и всей планеты.
Национальный Парк Каракорум
В горах системы расположен большой национальный парк
В нем расположено 40 семитысячников, 146 вершин высотой 6 000 м и более. Весь массив хранит в себе огромные запасы пресной воды, она находится в ледниках. Для Азии это самый большой запас воды.
Но для Пакистана открытие парка оказалось сложным делом, работа над этим делом заняла 20 лет, значительную поддержку оказала Италия. Площадь парковой зоны 75 500 км², здесь человеку предоставлена уникальная возможность поближе познакомиться с уникальной флорой, посмотреть на убежище исчезающих представителей фауны. В парке проводятся различные трекинги по заповедной территории вокруг горных вершин.
Итересные факты о Каракоруме
на строительство Каракорумского шоссе ушло немного времени, но понадобилось очень много средств — 3 миллиона долларов;
очень ценится туристами проложенный в Каракоруме велосипедный маршрут;
раньше «Каракорум» назывался только один перевал небольших размеров. Позже наименование распространилось и укрепилось за всей системой;
местное население постоянно обменивает сушеные фрукты на зерно и овощи в других районах Центральной Азии, так как выращивать в горных районах такие продукты крайне тяжело;
пересечь на автомобиле можно лишь один перевал в Каракоруме, называется он Хунджераб;
существует легенда, согласно которой самые первые жители горной системы — это муж и жена по имени Мамо Сингл и Хадиджа;
Название Каракорум (с тюркского «кара» — «черный» и «корум» — «каменистая россыпь») первоначально относилось только к перевалу на границе Китая и Индии, расположенному на высоте 5575 м. Позднее путешественники и исследователи распространили это название на всю горную систему.
Музтаг — передовой северный хребет Западного Каракорума. Тюркское слово «музтаг» часто встречается в географических названиях Центральной Азии и означает «ледовый хребет»: Балторо Музтаг (ледовый хребет Балторо), Хиспар Музтаг (ледовый хребет Хиспар). Лишь один из хребтов Каракорума называют просто Музтаг.
За последние два века крупнейший ледник Батура трижды наступал и дважды отступал. Удерживаться є современных границах ему удается благодаря обильному питанию: количество осадков на высоте 5 км достигает 1400-2000 мм в год. Однако в месте окончания ледника таяние льда идет 315 дней в году, и за это время оттаивает слой льда толщиной до 18 м. Столь большой расход влаги компенсируется невероятно высокой скоростью движения льда: в 20 км от конца ледника его скорость составляет 517 м/год.
Восхождение на любую из Башен Транго — один из сложнейших стенных маршрутов в мире — считается выдающимся достижением в истории альпинизма.
Ледники Каракорума почти не уменьшаются в размерах по сравнению, например, с гималайскими, потому что, в отличие от последних, покрыты слоем каменных обломков, предохраняющих лед от попадания прямых лучей солнца.
Старинная легенда каракорумских ваханцев рассказывает о том, что первыми жителями перевала Шимсал был Мамо Сингх и его жена Хадиджа. Их сын Шер, согласно ваханской мифологии, был умелым наездником: он сумел обыграть китайцев в игре в поло, причем китайцы находились верхом на лошадях, а Шер — на яке.
Экспедиция в Каракoрум. Пакистан
В восходительском пермите заявлены две громадные стены в Каракоруме.
Рано утром 23 мая, авиа-компанией “ British Airways ” мы прилетаем в Исламабад.
Отсюда начинается наша экспедиция в Каракорум. Слово “экспедиция” даже как-то не увязывается с нашей малочисленной по составу группой. Нас будет только двое – я и Патрик Делани ( Patrick Delaney ).
Патрик – канадец. Откуда я – это уже трудно сказать: Канада, Россия, Франция...всё так перемешалось, что сложно дать однозначный ответ. Друзья говорят, что я «человек мира». Может так оно и есть J ...
Мы достаточно разные с Патриком, но всё же есть много общего. Кроме того, что мы оба профессиональные гиды и у нас имеются совместные восхождения в Канадских горах, прежде всего нас объединяет огромное желание окунуться в непостижимый мир Высоких гор, в тот мир, где чувства трудно объяснить словами, а восприятие окружающего происходит не из головы.
Для нас обоих, это первый визит в Пакистан, это первое посещение Каракорума. Говорят, он во многом схож с «нашим» Памиром: сроки восхождений, климат, погода, и т.д.
Для большинства туристов и альпинистов, Каракорум – это прежде всего вершины свыше 8000 метров, такие как: К-2, Броуд пик, Гашербрум и другие. Но на самом деле, Каракорум – это Мекка непройденных, девственных вершин свыше 7000 метров. О многих из них, никто и никогда даже не слышал. Они «гремят» только в узком кругу альпинистов.
В настоящее время, высотный альпинизм, за редким исключением, развивается в двух ярко-выраженных направлениях:
Первое - это коммерческие восхождения по классическим маршрутам на восьмитысячники, где атрибутами экспедиций являются километры фиксированной веревки, десятки высотных шерпов и искусственный кислород.
Второе - это восхождения на те же восьмитысячники, но по маршрутам, технически более сложным. По возможности выбираются новые маршруты, и предпочтение отдается небольшой команде, нежели громоздким экспедициям.
Но в последнее время, всё больше внимания начинает уделяться восхождениям на вешины, высоты которых располагаются в диапазоне от 7000 до 8000 метров.
Для тех, кто подходит творчески к выбору маршрута, здесь всё ещё «непаханная земля». Посмотрите, сколько стоит красивых стен и гребней. Все они, ещё ждут своих первопрохождений. А ведь сколько вершин, на которые просто не ступала нога человека.
На мой взгляд, наиболее интересные и важные события в высотном альпинизме разыгрываются сейчас именно в этой категории восхождений.
Желание сохранить элемент вызова в альпинизме, заставляет часть восходителей переключаться на большие, технически-сложные, высотные стены.
Выбор легкого стиля, уменьшение группы, облегчение по весу, и соответственно увеличение скорости подъёма – это те понятия, которые всё чаще употребляются в контексте, когда начинают говорить о прохождении огромных, протяженносью в два – три километра маршрутов на большой высоте.
Кроме свободного владения техникой передвижения на разнообразном рельефе, восхождения на такие вершины требуют большой выдержки, выносливости и опыта.
Для меня, технический высотный альпинизм стал тем «инструментом», при помощи которого я пытаюсь раздвинуть свой внутренний горизонт, и заглянуть чуть дальше той черты, которую иногда называют «пределом».
В конце-концов, это так здорово, погрузиться с головой в тот мир, который мы любим, и без которого, вся наша жизнь была бы серой, скучной и однообразной.
Поэтому, я вновь собираю свои рюкзаки, и готовлюсь в дорогу. Что это опять будет нечто интересное, у меня нет никаких сомнений.
В этот раз я выбрал Каракорум, а точнее – две его красивые, пока ещё никем не пройденные вершины, два семитысячника: Kunyang Chhish East (7400 метров) и Pumari Chhish South (7350 метров) в долине ледника Хиспар ( Hispar Glacier ).
Что вершины очень красивые, хорошо видно по фотографиям, а что они сложные, говорит само за себя колличество предпринятых попыток.
Вот некоторые справки.
За последние несколько лет, по южной стене Pumari Chhish South (7350 метров), было сделано три попытки восхождения, последняя – французами в 2003 году.
Во всех трёх попытках, вершина не была достигнута.
По юго-западной стене Kunyang Chhish East (7400 метров), было предпринято пять попыток. Последняя - в прошлом 2006 году, американской двойкой: Стив Хаус – Винс Андерсон. Связка прекратила восхождение из-за технических трудностей маршрута на высоте 7100 метров.
Так написал в своём отчёте о попытке восхождения по огромной юго-западной стене, один из участников польской экспедиции 2003 года:
«На наш взгляд, юго-западная стена Kunyang Chhish East , такая же огромная и сложная, как северная стена Жанну в Непале. Эта стена действительно является одним из больших восходительских вызовов в Каракоруме».
Можно не комментировать, а только лишь добавить, что перепад обеих стен от ледника до вершины составляет 2600 – 2700 метров.
Базовый лагерь находится на высоте 4200 метров.
Как уже можно догадаться, восхождение мы будем совершать в лёгком, альпийском стиле, без предварительной организации промежуточных лагерей и фиксирования веревок.
БАЛТИСТАН – ЗЕМЛЯ ВЫСОЧАЙШИХ ГОРНЫХ ПИКОВ МИРА
Балтистан (Baltistan), также известен как Балтиюл — область в северном Пакистане (территория Гилгит-Балтистан), соответствуящая средневековому королевству с аналогичным названием, во времена британского правления в Индии была частью княжества Джамму и Кашмир и перешла под пакистанский контроль в 1947).
Граничит с Тибетом (КНР). Расположен в горах Каракорум (на юг K2), второй самой высокой горы в мире. Чрезвычайно гористая область, со средней высотой более чем 3350 м.
Балтистан занимает площадь 26000 квадратных километров, и включает в себя 5 долин: Skardu, Khaplu, Shigar, Kharmang и Rondu. Эти долины являются самыми посещаемыми в Пакистане среди альпинистов и путешественников.
На севере Балтистана расположены 4 восьмитысячника: K-2 (вторая по высоте вершина мира - 8611), Gasherbrum-I (8068), Broad Peak (8048), и Gaserbrum-II (8035); а также 40 семитысячников и 146 шеститысячников!
С давних времен возникновения королевства Балтистан, он оставался крайне изолированным от остального мира.
Впервые эта страна упоминается в летописях 747 г. н.э. в описании китайского военного похода в Тибетские земли. Тогда, очарованные красотой Балтистана, древние китайские географы назвали эту местность «Абрикосы Тибета» - из-за обилия плодов абрикоса растущих в долинах у подножья гор. И по сей день, абрикосовые деревья широко распространены по территории Балтистана.
В 15 веке Балтистан принял ислам, а в эпоху «Великих Моголов» он был присоединен к Индии.
И только после смерти Ауренгзеба: «великого могола» 1658 - 1707 года Балтистан вернулся к своей изолированной жизни и предпринял попытки к независимости страны, что привели к захвату и попеременному владению этой землей чередой Пакистанских правителей, сикхов, Догра, афганцев, и во времена британского правления в Индии была частью княжества Джамму и Кашмир.
А после обретения в 1947 году независимости Индии эта территория перешла под пакистанский контроль и сейчас является ее частью.
Всего в пятнадцати минутах полета на рейсовом пассажирском самолете от аэропорта Исламабада вы достигните границ девственного мира Балтистана с изумрудными лентами горных рек и извилистых горных перевалов; временами самолет будет пролетать даже ниже чем уровень горных дорог.
У каждого человека, посетившего Балтистан, в душе остается неизгладимое впечатление на всю жизнь, ведь куда не посмотришь, вокруг стеной стоят захватывающие дух высочайшие горные пики, среди которых человек понимает, насколько он ничтожно мал в горах.
Горные долины и каменно-пустынные равнины не сравнимы с никаким другим пейзажем… как будто пустыня Сахара была перенесена и сброшена с небес в скальные пропасти.
Большинство экспедиций, начиная свой путь из Исламабада, любят проходить по Каракорумскому шоссе в Балтистан, этот путь был полностью завершен лишь в 1978 году с обустройством 170-и километрового участка дороги Гилгит-Скарду. Несмотря на то, что с окончанием строительства Каракорумского шоссе, Балтистан стал гораздо более доступен миру, даже в 1980-х годах население этого региона (преимущественно Бельцы – этническая группа тибетского происхождения) все еще сохраняло свою аутентичность и полную независимость от 20-го века…
Дорога в Скарду - это одна из самых драматических дорог в мире: километр за километром эта дорога вгрызается во все более узкие, тёмные и мрачные колоссальные ущелья реки Инд и только нефритово-зеленая полоска реки глубоко в ущелье, кувыркаясь на порогах и пенясь, монотонно стёсывает скальные выступы горных пород. Каракорумское шоссе это пожалуй один из самых величественных подвигов в мире гражданского строительства: и вот уже Скарду, ранее бывшей «меккой» только лишь для редких альпинистских экспедиций, теперь становиться туристическим центром : здесь организовываются как альпинистские экспедиции, так и авто, треккинговые и прочие туристические походы.
Скарду, с ее мягким климатом, долгое время остается столицей Балтистана, она является шлюзом, проводя альпинистов в бескрайний мир высочайших горных вершин, Скарду это дорога к амфитеатру к 10 из 30-и высочайших горных вершин, могущественным и великолепным ледникам и озеру Satpara – одной из тайных жемчужин Балтистана.
Летом в Скарду во второй половине дня часто усиливаются пыльные ветра, которые могут держаться до самого вечера. Современный Скарду это россыпь жилых домов, магазинов, банков, больниц, рынков и гостиниц среди зарослей абрикос, тополей, и ив. На рынках и в магазинах идет оживленная торговля многими товарами: от чалм и накидок из грубой шерсти до альпинистского снаряжения. Большинство приезжающих в Скарду альпинистов и путешественников не останавливаются здесь надолго: только лишь для пополнения продовольствия; ведь они все мечтают побыстрее оказаться в горах.
Аэропорт расположен в 15-и километрах от Скарду, а из местных достопримечательностей стоит упомянуть о каменной фреске Будды, вырезанной в скале, которая находиться в полутора километрах на юг по дороге к Satpara. Это изображение датируется X веком нашей эры, ее размеры: 8 метров в высоту и 5 метров в ширину; она вырезана в скале с большим мастерством и фантазией.
Также в Скарду расположен акведук XV века постройки, форт Kharpochu, который размещен на скальной возвышенности с прекрасным видом на улицы города.
В Скарду также очень развиты туристические гостиницы, предоставляются интернет-услуги и международная телефонная связь.
Около деревни Narsok, в восточной части Скарду, расположены знаменитые в округе Skardu Rock Climb, где проводятся занятия по скалолазанию.
В 6-и километрах от Скарду на юго-запад находится великолепное озеро Satpara – жемчужина Балтистана.
В 100 километрах от Скарду находится город Khaplu (это административный центр района Ghangche), раскинувшийся в долине среди бесчисленных деревьев. В своё время этот город был вторым по значению в королевстве Балтистан. Свою значимость город приобрел как опорный пункт на торговом пути в Ладакх проходящим вдоль реки Shyok.
Дорога от Скарду к Khaplu это постоянно меняющиеся пейзажи песчаных долин рек, отражающиеся чёрными силуэтами в изумрудной воде реки Shyok вершины гор, на склонах которых местные жители обустроили свои террасные поля…
Современный Khaplu это развитый туристический и культурный центр, включающий в себя дома отдыха, магазины, гостиницы.
Khaplu это островок уникальной тибетской аутентичности, где можно увидеть как тибетский народ, так и его архитектуру. При посещении Балтистана, Khaplu обязательно должен входить в программу каждого туриста: ведь только отсюда можно быстро добраться до других высотных районов Балтистана.
Только здесь, в окружении высочайших пиков Земли, можно прикоснуться к пониманию «смысла жизни».
Рано утром в Khaplu, когда лучи солнца только начинают появляться из-за восточных склонов гор, первой ослепительной вершиной пред глазами предстаёт пик Masherbrum (7821 м).
Khaplu в истории альпинизма сыграл немаловажную роль: отсюда начинался путь многих первых исследовательских экспедиций в горные районы Каракорума.
Так, например, известный английский исследователь и путешественник Godfrey Thomas Vigne (1801-1863) – первым, из европейцев посетивший Балтистан в период с 1835 по 1838 года, выбрал Khaplu как свой «базовый лагерь» в своих экспедициях в горы. Он также, был первым человеком, который сделал описание пика Нанга Парбат (8126 м). Именем G. T. Vigne сейчас называется один из ледников, расположенный к югу от ледового массива Concordia.
G. T. Vigne совершил первую попытку восхождение на Saltoro Kangri (7742 m) в надежде найти удобный перевал.
В 1842 году G. T. Vigne написал книгу-путеводитель: «Путешествия в Кашмир, Ладакх и Скарду. А также Гималаи на севере Пенджаба».
70 лет спустя после Vigne, в Балтистан пришел легендарный Tom Longstaff который совместно с Arthur Neve и A.M.Slingaby повторили путь G. T. Vigne и нашли проход через ледник Bilafond к леднику Siachen.
В 1935 году James Waller с John Hunt, начав свой путь с Khaplu, достигли долины Kondus и совершили вторую попытку восхождения на Saltoro Kangri (7742 m) – дойдя до отметки 7467 метров по юго-восточному хребту.
Первое покорение Saltoro Kangri было совершено 24 июля 1962 года по тому маршруту James Waller на юго-восточной стороне, совместной японо-пакистанской экспедицией под руководством Т. Shidei.
В 1983 году британская экспедиция под руководством Eric Shipton пришла к вершине Saltoro Kangri перейдя через перевал Bilafond La, (который был в то время пограничной с Индией территорией) с разрешения только лишь Пакистанских властей. Этот переход послужил толчком к началу «Индо-Пакистанского конфликта Сиачен» , который до сих пор не прекращается и временами переходит в кровопролитные военные действия.
Любопытно, что до 1983 года, ни Пакистан, ни Индия никакого интереса к этому региону не проявляли: так, например, в ходе войн в 1965 и 1971 года на леднике не отмечалось вооруженных столкновений.
В 1938 году James Waller снова вернулся в Балтистан, на этот раз вместе с Graham Brown (и еще двоих альпинистов) поднялись к долине Hushe, где установили базовый лагерь на стыке двух ледников Masherbrum и Gondogoro. С этого базового лагеря команда альпинистов совершила попытку покорения вершины Masherbrum (7821 м) с южной стороны.
(Машербрум был открыт в 1856 Томасом Монтгомери, который обозначил гору на карте, как K1. В 1911 г. разведку Машербрума предпринял доктор Уильям Уоркмэн (Dr. William H. Workman) со своей женой Фанни Вокмен (Mrs. Fanny Bullock Workman).
Первые три попытки восхождения на Машербрум состоялись в 1938, 1955 и 1956 гг. и проходили с юга, первая - с юго-запада, а вторая и третья - по юго-восточному склону.
Первое и единственное восхождение на юго-западную главу совершила польская команда в 1981 г.
Однако восхождение окончилось трагически. Трое восходителей Зигмунт Анджей Генрих (Zygmunt Andrjej Heinrich), Марек Малатинский (Marek Malatynski) и Прземислав Новацкий (Przemyslaw Nowacki) из большой польской команды достигли с юго-востока седловины между главной и юго-западной главами Машербрума (высота седловины почти 7800 м), организовали бивак и поднялись на юго-западную вершину. На следующем биваке Новацкий и Малатинский умерли, а Генрих в одиночку спустился с вершины, чудом оставшийся в живых после срыва и падения на 200-300 м на высоте 7500 м.
В 1983 г. японская экспедиция повторила американский маршрут 1960 г. На вершину взошли Masahiro Nomura и Takeyasu Minamiura.) .
В 32-ух километрах к северу от Скарду, в живописной долине расположен город Shigar. Этот город считается не только более экологически чистым чем Скарду но и более богатым, и более старшим.
Shigar когда то был столицей сильного местного Раджи и построенный в этом городе форт был символом его власти.
Игры в поло и стрельба из лука были любимыми состязаниями в этом городе, здесь еще можно увидеть несколько домов с красивой старинной архитектурой. Также в этом городе есть несколько мечетей, построенных в буддистском стиле. Рядом с мечетью располагается городской базар.
Современная застройка города ведется с учетом ее старой части: все новые дома строятся вокруг старого города.
Недавно в городе исследователями были обнаружены древние буддистские поселения VIII – XX веков с настенными надписями и наскальными рисунками на которых изображены древние китайские пагоды, из этого факта исследователи делают вывод о дружественных взаимоотношениях Шигара с Китаем в VIII – XX веках.
Шигар – это «шлюз» для многих исследовательских походов, которые ведут на многие ледники и высокие вершины.
Долина Шигар образована в результате слияния (в 33-х километрах вверх по течению от Шигара) рек Braldu и Basna, которые в свою очередб берут своё начало в ледниках Baltoro, Biafo Chogo Lungma, Panmah и Chogtoi.
С Шигара начинается путь к таким гигантам как: K-2, Группы Gasherbrum, Broad Peak и Masherbrum, а также к бесчисленному множеству других более низких вершин.
Также регион Shigar включает в себя такие важные перевалы как: Sokha La, Skam La, Hisper Pass, Naushik La, Braldu La, Sim La, Muztagh Pass и Gondogoro la.
Самый лучший способ добраться до Шигара из Скарду это нанять авто. В городе есть чистые и комфортабельные отели, дома отдыха и кемпинги для авто-любителей.
________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Каракорум, хребет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Karakoram Range (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
Каракорум // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
Каракорум // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Каракорум // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Каракорум // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 329.
Индия, Непал, Бутан, Бангладеш // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 124—125. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
Инструкция по передаче на картах географических названий с хинди. — М.: ЦНИИГАиК, 1959. — С. 22.
Паниккар К.М. Очерк истории Индии. М., 1961; Касты в Индии. М., 1965.
Журнал «Вокруг света».
География Индии.
Вложение | Размер |
---|---|
Karakoram (1).jpg | 110.69 КБ |
Karakoram (2).jpg | 103.56 КБ |
Karakoram (3).jpg | 168.03 КБ |
Karakoram (4).jpg | 55.72 КБ |
Karakoram (5).jpg | 131.43 КБ |
Karakoram (6).jpg | 126.67 КБ |
Karakoram (7).jpg | 129.16 КБ |
- 4090 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий