Хибины, Хибинские горы
Хиби́ны (кильд. Умптек) — крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными снежниками.
При этом ни одного ледника в Хибинах не обнаружено.
Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200,6 м над уровнем моря).
В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр.
У подножия расположены города Апатиты и Кировск.
У подножия горы Вудъяврчорр — Полярно-альпийский ботанический сад-институт.
Хибины, Хибинские горы
В Хибинах совмещаются черты регионального и местного горного климата. Внешние склоны гор испытывают существенное смягчающее влияние климата окружающих равнин, а микроклимат центральной части массива значительно более суровый. Снег в горах лежит с октября по июнь.
Полярная ночь длится 42 дня. Частые циклоны, резкие перепады атмосферного давления. На открытых пространствах вершин может дуть ветер со скоростью до 50 м/с. С августа и до середины апреля можно наблюдать северные сияния.
Лето короткое, в горах 60-80 дней без морозов. В предгорьях период со средней суточной температурой выше 10 °C длится около 70 дней. Летом также выпадает максимум осадков. Полярный день длится 50 дней.
В Хибинах выпадает от 600—700 мм осадков в долинах, до 1600 мм осадков на горных плато. В течение года осадки распределяются почти равномерно, чуть больше летом, немного меньше зимой. Летом без осадков обходится около 20 % дней при средней величине осадков в 2 мм / день, зимой всего лишь 10 % при средней величине осадков в 1,5 мм / день. Хибины, Хибинские горы
Флора и фауна
Флора Хибин очень ценная. На территории массива произрастает большое количество видов, включенных в «красные книги» разного ранга.
В фауне наземных позвоночных Хибинского горного массива представлено 27 видов млекопитающих, 123 вида птиц, 2 вида пресмыкающихся, 1 вид земноводных. Здесь представлены практически все млекопитающие Мурманской области. Некоторые из них отнесены к охраняемым или находящимся на грани исчезновения.
Геология
Хибинский щелочной массив представляет собой сложное по форме и составу интрузивное тело больших размеров. Возраст по данным гелиево-свинцового метода определен как карбоновый и составляет 290 ±10 миллионов лет. Характерной особенностью Хибинского массива является кольцевое (в плане) строение, имеющее ряд аналогий среди некоторых других щелочных массивов. Комплексы горных пород, слагающие массив, образуют как бы сложенные друг в друга дуги, открытые к востоку, что объясняется внедрением магмы вдоль чередующихся кольцевых и конических разломов.
На территории Хибинского массива в настоящее время установлено около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность, 110 не встречаются нигде больше. Такое сосредоточение на ограниченной территории огромного количества минералов не имеет аналогов ни в одном месте земного шара. Своеобразие геохимии Хибинского массива ведет к накоплению редких минералов и создает месторождения совершенно новых полезных ископаемых. Хибины, Хибинские горы
Комплексы пород, слагающих Хибинский массив:
комплекс хибинитов и эндоконтактных нефелиновых сиенитов,
комплекс трахитоидных хибинитов,
комплекс рисчорритов,
комплекс ийолит-уртитов, малиньитов и луявритов,
комплекс среднезернисых нефелиновых сиенитов,
комплекс фойяитов.
В пределах Хибинского массива найдены уникальные[источник не указан 558 дней] минеральные ассоциации, не характерные для остальных массивов щелочных пород, в том числе топаз, шпинель. В ксенолитах горы Эвеслогчорр находится проявление синего сапфира — драгоценного камня высшей категории.
озеро Длинное, Хибины
Добыча полезных ископаемых
Хибинские горы.
На территории Хибинского массива расположены крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд.
B настоящее время функционируют следующие рудники: Кировский (месторождения Кукисвумчорр и Юкспор), Расвумчоррский (месторождения Апатитовый цирк и плато Расвумчорр), Центральный (плато Расвумчорр) , Восточный (месторождения Коашва и Ньоркпахк) и недавно открытый - Олений ручей (месторождение Коашва). Добыча полезных ископаемых ведется как подземным, так и открытым способом. Количество открытых горных работ снижается и вскоре разработка месторождений будет вестись только подземным способом.
Основными минералами, добываемыми в Хибинах, являются: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит. Раньше добывался ловчоррит.
Экспедиции и путешественники
1840 А. Ф. Миддендорф.
1887—1892 В. Рамзай, А. Чильман, А. Петрелиус и др.
1880 Н. В. Кудрявцев.
1907 М. М. Пришвин.
1914 начало строительства Мурманской железной дороги.
1920 академиком А. Е. Ферсманом обнаружены редкие щелочные минералы.
1925—1926 А. Н. Лабунцовым открыты крупные залежи апатита.
1930 на берегу озера Большой Вудъявр начато строительство апатито-нефелиновой обогатительной фабрики (АНОФ-1).
2012 в восточной части Хибин, на берегу озера Умбозеро открыт ГОК Олений ручей.
В настоящее время Хибины популярны у горных и лыжных туристов, а также альпинистов. Для их преодоления как летом, так и зимой необходима хорошая физическая подготовка участников. Тем не менее, большинство перевалов некатегорийные, либо имеют 1-2 категории. Все хибинские перевалы можно разделить на два типа - седловинные и ущелья. Хибины, Хибинские горы
Высочайшие вершины:
Вершины
Высота
Категорийность
Юдычвумчорр 1200,6 м зимой 1А, летом н/к -
Часначорр 1189 м -
Путеличорр 1111 м зимой 1А, летом н/к -
Интересен тот факт, что до определённого времени высочайшей точкой Хибин считалась гора Часначорр (1189 м). Хотя и сейчас в интернете нередко встречаются ресурсы, в которых Часначорр указана как высочайшая точка. Не менее интересен и такой факт: по разным данным высота горы Юдычвумчорр составляет от 1200 до 1206 метров.
гора Юдычвумчорр
ОБЪЕКТЫ ХИБИН
Юдычвумчорр (кильд. «гудящая гора») — гора с обрывистыми стенами и плоской вершиной, расположенная на Кольском полуострове в юго-западном блоке Хибин. Высота 1200,6 метров. С юга и юго-востока Юдычвумчорр ограничивает глубокая долина реки Малая Белая, а с запада — долина ручья Ферсмана. Является высшей точкой европейского Заполярья России.
Юдычвумчорр иногда именуют также горой Ферсмана, в честь исследователя Хибин, знаменитого советского геохимика и минералога Александра Евгеньевича Ферсмана.
Кукисвумчорр — горный массив на Кольском полуострове. Самый большой из входящих в Хибинские горы. Высшая точка — гора Кукисвумчорр (1143 м над уровнем моря). Расположен в центре Хибин. Сложен нефелиновыми сиенитами. Склоны гор крутые, покрытые лесотундровой растительностью. Вершины плоские, каменистые. В северной части расположены два ледника. По западной стороне массива протекает река Вудъяврйок. На массиве берут начало реки Тульйок и Кунийок. У подножия гор расположены озёра Большой Вудъявр и Малый Вудъявр. В горах располагается озеро Академическое. В предгорье расположен одноимённый отдаленный район Кировска в котором ведется разработка апатито-нефелиновых руд.
На южном склоне горы Кукисвумчорр расположен одноимённый горнолыжный комплекс, в котором проводятся ежегодные соревнования по фрирайду.
21 октября 2010 года в микрорайоне Кукисвумчорр произошло техногенное землетрясение магнитудой 3,2 балла. Толчки ощущались и в Мурманске. Последствиями землетрясения стали лишь незначительные разрушения на близлежащем руднике.
перевал Кукисвумчорр
Часначорр (саамск. — Гора Дятла) — горный массив, расположенный в западной части Хибин. Вторая по высоте гора — 1189 м.
Гора ограничивает бассейны долин Меридионального ручья с востока (соединяется с меридиональным хребтом Поачвумчорр), реки Кунийок и ручья Петрелиуса с запада. С севера отделена от горы Индивичвумчорр перевалом Южный Чоргорр, а на юго-западе смыкается с высочайшим плато Юдычвумчорр. На этой перемычке расположены наиболее труднопроходимые перевалы хибинских гор: Ферсмана и Крестовый. В северном цирке горы берет свое начало река Часнайок. Высшая точка — плато. Гора ограничена с севера, востока и на юге обрывистыми стенами.
ПЕРЕВАЛЫ ХИБИН
Арсеньева Восточный
Категория: н/к
Высота: 1030 м.
Подходы:
Верховья ручья Меридионального.
Верховья ручья Ферсмана.
Описание:
Расположен между вершинами Ферсмана и Палгас-вум-чорр (в 2 км востоку от пер. Зап. Арсеньева). Соединяет верховья ручьев Меридионального и Ферсмана – правого притока Малой Белой.
От реки Малой Белой идем по ручью Ферсмана до подножия перевала (1 км не доходя каньона). Перевал – неявно выраженная плавная седловина в гребне хребта слева по ходу. Из долины путь ведет по склону крутизной до 20° на террасу правого берега и подходит к подножию перевала. Отсюда идем по снежному (возможно, обледенелому) склону крутизной 20–40°, 200–300 м, так, чтобы подняться на хребет чуть правее по ходу перевала, так как левее склон круче. Подъем без лыж, время до перевала от дна долины – 2 часа. Подъем на перевал с другой стороны идет по центральному истоку ручья Меридионального. Подниматься проще, траверсируя юго-западный склон вершины. Спускаться в сторону ручья Ферсмана нужно очень аккуратно, восточнее перевала, так как прямо с него свисают карнизы. Следует помнить, что верхние участки обоих склонов перевала довольно круты и могут быть покрыты фирном, тогда их нужно проходить в кошках.
г. Южный Чоргорр, озеро Имандра
Арсеньева Западный
Категория: зимой 1Б, летом 1А
Высота: 1010 м.
Подходы:
Верховья ручья Меридионального
Долина второго снизу правого притока реки Малой Белой
Описание:
Расположен между в. Палгасвумчорр и в. Юмъечорр. Соединяет верховья ручья Меридионального с долиной второго снизу правого притока реки Малой Белой.
Путь от границы зоны леса на ручье Меридиональном пролегает его правым по ходу истоком, а затем следует подъем на правый по ходу склон. Далее подъем на перевал происходит траверсом по склонам крутизной до 40° (летом – мелкая осыпь). Выйдя на верхнюю часть перевального взлета, по склону крутизной до 45° можно выйти на перевал.
Спуск производится по левому борту кулуара. Крутизна его до 45°, летом это мелкая осыпь с выходами скальных плит, зимой – лавиноопасный снежный склон. Спуск занимает 30-40 минут. Далее по пологому дну ручья из-под перевала спуститься в долину реки Малой Белой (1–2 часа). Хибины, Хибинские горы
Безымянный
Категория: зимой 2А, летом 1Б
Высота: 830
Подходы:
Долина реки Тульйок
Долина верхнего левого притока реки Вудъяврйок
Описание:
Перевал Безымянный расположен на высоте 830 м между вершинами Кукисвумчорр и Кукисвумчорр Южная. Представляет кратчайший путь из Снежного цирка в верховья р Тульйок. Соединяет долины реки Тульйок и верхнего левого притока реки Вудъяврйок. Сложность перевала завышена зимой из-за лавиноопасности (с востока – карниз!). От поселка Кукисвумчорр поднимаемся по дороге к перевалу Кукисвумчорр, затем сворачиваем вправо по притоку реки Вудъяврйок, берущему начало в южном цирке массива Кукисвумчорр. Через 2 часа подходим под перевал. Поднимаемся сначала на лыжах серпантином 150 м, затем 50 м без лыж вверх-влево, лавиноопасно. Крутизна 25–30°. Сам перевал - глубокая щель с отвесными и на удивление гладкими стенами, длиной 150 м. Примерно в середине щели лежит глетчер, по нему нужно идти осторожно – гладкий скользкий лед. Ущелье понижается к востоку, высота стен, наоборот, возрастает. Подъем и прохождение щели занимает 25–30 минут.
Спуск в долину реки Тульйок – широкий снежник крутизной до 30°, протяженностью более 300 метров. Спуск при благоприятных условиях (отсутствие карниза и лавинной опасности) занимает 10 минут пешком по линии падения воды. Иначе – значительно дольше. Внизу надеть лыжи и съехать по плотному снегу среди морен к лесу в долине Тульйока. Спуск на лыжах занимает 30 минут.
Прохождение летом из долины реки Тульйок в долину реки Вудъяврйок.
Вышли со стоянки за крестом, по тропе дошли до родников, из которых начинается Тульйок и перешли русло. Через полчаса, оставив справа и сзади 5-тиметровые скалки, обозначенные на карте, поднялись на ягельный холм. Малоснежная зима оставила от снежника на перевале едва ли треть. Справа от снежника виднеется тропа.
Первая часть подъема – крупная сыпуха, местами, внутри овражков, поросшая мелким кустарником. Уклон около 35°. Через 35 минут дошли до снежника. К нему можно подойти и по левому склону, вдоль скал, где немного положе.
В левой стене ущелья дыра. Она начинается на высоте пояса и вмещает 2-3 человек.
Можно идти по снежнику (уклон порядка 40°), можно обойти его справа, по сыпухе.
Через полчаса прошли снежник. Дальше провал, снова подъем со снежником – к туре. При ближайшем рассмотрении второй снежник оказался льдом, покрытым снегом.
За 20 минут спустились с перевального взлета по достаточно крутой извилистой тропе и через 15 минут дошли до буровой. От нее идет дорога вдоль русла ручья. Через час вышли на дорогу, идущуюс с Кукисвумчоррского перевала.
вид с горы Кукис, великолуние
Ворткеуайв
Категория: зимой 1А, летом н/к
Высота: 800 м.
Топонимика: ручей Громотуха (встречается также перевод: ручей Караульный)
Подходы:
Верховья верхнего правого притока реки Тульйок
Долина реки Лопарская
Описание:
Расположен юго-восточнее вершины Кукисвумчорр Южная. Соединяет верховья верхнего правого притока реки Тульйок с долиной реки Лопарская.
Путь начинается вверх по долине реки Туль-йок вдоль русла. Отвилка правого притока, ведущего к перевалу Вортке-уайв, расположена как раз на границе леса, поэтому легко определяется. Через час после развилки выходим к каньону. Прохождение каньона занимает 30 минут. Крутизна подъема в конце каньона до 30°, далее склон выполаживается. Продолжаем движение на юг. В конце выполаживания путь подъема на перевал обозначен деревянными вешками. Далее крутизна склона увеличивается до 30–35°, продолжаем движение по руслу ручья, зажатому с двух сторон скалами. Далее по крутому длинному склону выходим на перевал Ворткеуайв.
С перевала спускаемся траверсом влево, обходя снежную яму, затем по некрутому склону спускаемся вниз. По долине ручья достигаем рудника имени Кирова (1–1,5 часа от перевала).
река Малая Белая, Северное сияние
Географов
Категория: зимой 1Б, осенью 1А, летом 1А
Высота: 650 м.
Топонимика: Названо в честь Петроградского географического института в 1921 г. участниками почвенной экспедиции проф. И.И. Прохорова (расстрелянного в 1938 г. за потерю географической карты)
Подходы:
Озеро Малый Вудъявр.
Долина правого притока реки Большой Белой.
Описание:
Перевал Географов расположен между вершинами Вудъяврчорр и Тахтарвумчорр. Ведет от озера Малый Вудъявр в долину правого притока реки Большой Белой.
Подъем на перевал начинается от ручья, вытекающего из озера Малый Вудъявр. Сначала поднимаемся по некрутому склону, поросшему криволесьем. Склон выводит на почти горизонтальную площадку. После площадки поднимаемся по правой стороне склона. Траверсируя склон, выходим в снежную мульду под перевальным ущельем. Путь от ручья занимает 2 часа. Ущелье перевала довольно длинное (около 250 м), дно его – хаотическое нагромождение обломков скал. Перевальная точка ближе к южной оконечности ущелья. Первые 200 м спуска проходят по крутому склону, который выводит в цирк правого притока реки Большая Белая. Движемся по правому берегу. Через 3 часа после перевала выходим в зону леса. Далее, для того, чтобы попасть в город Апатиты, обходим склады справа и движемся вдоль ручья.
Крестовый
Категория: зимой 2А, летом 1Б
Высота: 950 м
Топонимика: Крестовый (топоним)
Подходы:
Ручей Петрелиуса
Ручей Меридиональный
Описание:
Перевал Крестовый расположен между вершинами Часначорр и Крестовая (1124 м). Соединяет ручьи Петрелиуса (цирк Петрелиуса) и Меридиональный (цирк Ферсмана).
Наиболее сложный перевал хребта.
От слияния истоков ручья Петрелиуса путь идет по правому притоку, набирая высоту, (траверсируем правый по ходу склон – максимальная крутизна 15°). Впереди видна огромная щель перевала Орлиное гнездо (Снежный). Выйдя на верхнюю террасу цирка, снимаем лыжи. Далее траверсом влево-вверх выходим по склонам средней крутизны (до 35°) в самую верхнюю часть перевального желобка и поднимаемся по нему на перевал (между камнями может быть лед!). Перевальный гребень узкий, плавно переходящий без пологого участка в карниз в сторону цирка Ферсмана. Подъем занимает 30–40 минут. Далее идем по гребню в право на следующую его ступень (плечо, 50 м, 10 м по высоте), с которой хороший спуск в кулуар, идущий с перевала. По нему спускаемся вдоль левого по ходу края (30–45°, снег, лавины!) до окончания скальных бортов у небольшой наклонной террасы, где можно передохнуть. Далее по фирновому склону спускаемся на дно цирка. Длина всего спуска – 200–250 м, требует 0,5–1,5 часов. В малоснежные годы спусковой кулуар может быть обледенелым. По плато цирка спускаемся на лыжах на запад. После крутого участка (до 30°) ручей поворачивает вправо. Недалеко отсюда расположена граница зоны леса.
Летом в кулуаре может остаться очень плотный снег со льдом, для прохождения его могут потребоваться кошки или навеска перил по скалам.
Кукисвумчорр
Категория: н/к
Высота: 479 м.
Топонимика: Длинная долина
Подходы:
Долина р. Кунийок
Долина р. Кукисйок
Описание:
Представляет собой длинную долину (название его так и переводится), местами напоминающую ущелье, с плоским дном и крутыми стенами Кукисвумчорра и Поачвумчорра. Перевал Кукисвумчорр - прямой путь из города Кировска по долине реки Кукисйок в долину Кунийока.
Вход в долину со стороны Кировска перегорожен высокой конечной мореной, оставленной ледником. Под мореной лежит озеро Сейтесъявр, питаемое ключами. Морена служит резкой границей леса. С гребня морены на юге видно озеро Большой Вудъявр, на севере - долина Кукисвум с крутыми стенами, поднимающимися на 500 м над дном долины. На самом перевале 3 озера с водой густого сине-зеленого цвета, окаймленные камнями с черным налетом - свидетельством пребывания их в воде в начале лета. Северное озеро находится у входа в долину Кунийока. От перевала до границы зоны леса 5 км. Надо помнить, что здесь часто идет встречные лавины со склонов Кукисвумчорра и Поачвумчорра, особенно опасные весной, когда огромные массы слежавшегося снега даже проламывают лед на озерах. По перевалу проложена автомобильная дорога, летом проходимая всеми видами транспорта, зимой - вездеходами.
Прохождение перевала от Базы КСС до поселка Кукисвумчорр занимает зимой около 5-6 часов.
Обманный
Категория: н/к
Высота: 563 м.
Подходы:
Среднее течение реки Кальйок
Верховья реки Обманной
Описание:
Название дано академиком А.Е. Ферсманом в 1922 г. Перевал Обманный расположен в отроге вершины Центральный Лявочорр (1047 м) западнее вершины Валлепахк. Соединяет среднее течение реки Кальйок и верховья реки Обманной.
С севера перевал виден классической седловиной. Выход из зоны леса на реке Обманной довольно трудный – сплошные кусты, а выше них довольно крутопадные наледи. За ними еще примерно 2–3 км пологого подъема по долине среди морен в цирк с озером под перевалом. Подъем осуществляется по центру 100-метрового снежного склона с многочисленными камнями, крутизна 25–30°. Тур слева. На перевале небольшое каменистое плато. Спуск в долину Кальйок по каньону, однако вскоре из него нужно уходить – стены становятся отвесными, в каньоне на крутом участке карнизы. Из каньона выходим на правый склон и по нему спускаемся в долину реки Кальйок. В месте выхода каньона Кальйок перегорожен большим каменистым завалом.
С долины реки Кальйок перевал не виден. При взгляде вверх по каньону заметна пологая вершин ка, которую по пути вверх на перевал из долины реки Кальйок нужно оставить слева. Кальйок – большая река, летом мелкая, спуск пологий.
Орлиное гнездо
Категория: 2 А
Высота: 1090 м.
Топонимика: Орлиный
Подходы:
Верховье ручья Петрелиуса (цирк Петрелиуса)
Ручей Ферсмана (южный цирк Ферсмана) - правый приток Малой Белой
Описание:
Перевал Орлиное гнездо (Орлиный) расположем между узловой вершиной 1124м (Крестовая) и вершиной Юдычвумчорр. Путь к нему из верховий ручья Петрелиуса (цирк Петрелиуса) в ручей Ферсмана (южный цирк Ферсмана) - правый приток Малой Белой.
С цирка левого (западного) истока ручья Петрелуса прямо по ходу виден крутой снежный кулуар с карнизом, который ведет к перевалу. По кулуару прямо вверх (лавиноопасно!) по скрону крутизной 35-45°, в верхней части до 50°, под карниз. Проходим карниз (нужна страховка!) и выходим на седловину перевала. Седловина шириной 10м, длиной 100м, со слабым наклоном в торону ручья Ферсмана, имеет характер небольшого ущелья.
Спуск в сторону ручья Ферсмана крутизной 30-35°, перепад высот около 300м, здесь также лавиноопасно. Большую часть спуска следует проходить пешком по линии падения воды, а затем под прикрытием больших камней одеть лыжи и скатиться в русло ручья Ферсмана. По пологой долине за 30 минут можно спуститься до границы зоны леса.
Путеличорр
Категория: зимой 1А, летом н/к
Высота: 1111 м.
Топонимика: Массив Пришельца. Назван саамами в связи с появлением здесь "пришельцев" - экспедиции А. Е. Ферсмана, основавшего в этом месте свою базу.
Описание:
По западному гребню путь лежит по северному ребру горы Маннепахк, расположенному по левому берегу ручья Маннепахкуай. Через 1,5 часа выходим на перемычку, соединяющую вершины Маннепахк и Путеличорр. Далее начинаем траверс северного склона вершины, находящейся между вершинами Маннепахк(845) и Путеличорр. Далее выходим на перемычку и поднимаемся на вершину Путеличорр по западному ребру, оставляя справа скальные сбросы. Подъем от зоны леса занимает 5 часов.
По южному гребню от самого начала перевального ущелья Северный Чорргор со стороны озераИмандра по участкам снега на скальных полках поднимаемся (местами круто – до 40°) выше скал. Далее по выполаживающемуся гребню выходим на плато. На плато может не быть снега. По пологому длинному плато выходим на вершину Путеличорр. От перевала Северный Чорргор 1–2 часа.
озеро Имандра с перевала Аку-Аку
Рамзай (Ущелье Рамзая)
Категория: н/к
Высота: 650 м.
Топонимика: Старое саамское название ущелья Рамзая – Пъелька
Подходы:
Долина реки Малая Белая
Долина реки Поачйок
Описание:
Ущелье-перевал между хребтом Поачвумчорр и массивом Тахтарвумчорр. Название дано в 1920 г. А.Е. Ферсманом в честь руководителя финляндских экспедиций геолога Вильгельма Рамзая (Ramsay), изучавшего геологическое строение Кольского полуострова в 1887–1914 гг.
От ст. Хибины путь к перевалу лежит по долине реки Малой Белой до ее последнего разветвления, где долина поворачивает к северу. Подниматься иногда проще по террасе ее правого берега. Левый приток ведет к перевалу. Подъем на перевал пологий и короткий (до 25°, 100 м). Перевал – ущелье длинной 300 м и с высокими стенами. Здесь в 1997 г. установлена мемориальная доска в честь В. Рамзая. Уже во второй половине ущелья заметен наклон в сторону Малого Вудъявра. Спуск по узкой долине реки Поачйок пологий и длинный, но с несколькими резкими перепадами в узких каньонах, однако не очень крутыми (до 20°). Местами долина очень узка, склоны хребта Поачвумчорр лавиноопасны. Подъем на перевал от леса занимает 2 часа, спуск до озера Малый Вудъявр – 1 час.
Перевал Ферсмана — перевал в Мурманской области, высота — 974 м над уровнем моря. Располагается в западной части Хибин между вершиной Ферсмана и плато Юдычвумчорр, соединяет долины Меридионального ручья и Малой Белой реки. Назван в честь советского геохимика и исследователя Хибин — Александра Евгеньевича Ферсмана.
река Рисйок Хибины, Хибинские горы
ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ГОРНОМ ПОХОДЕ В ХИБИНЫ
Отчёт о горном туристском походе II к.с. по Хибинам
Дата: 14 июля - 2 августа 2006 г.
Маршрутная книжка №177-04/3-216
Руководитель: Ольховская И.Г. (Москва)
1. Справочные сведения о походе
Организация: ГОУ ДДЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы, ГОУ СОШ № 1037 "Лингва".
Округ: Южный.
Район похода: Кольский полуостров, Хибины.
Вид туризма: горный.
Категория сложности похода: вторая.
Нитка маршрута: Москва - ст. Апатиты- г. Кировск - База ПСС - пер. Северный Лявочорр (н/к, 713) - пер. Высокий (1А, 1125) - пер. Северный Рисчорр (н/к,875) - База ПСС - пер. Южный Рисчорр (н/к, 895)- пер. Безымянный (1А, 925) - пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093,8) - пер. Западный Петрелиус (н/к, 846) - пер. Орлиный (1Б, 1105) - ст. Хибины - Апатиты - Москва.
Протяженность маршрута: 127,5 км.
Сроки похода: с 14 июля по 2 августа 2006 года.
Продолжительность активной части: 12 дней.
Маршрутная книжка № 177-04/3-216.
Туристские возможности района
В Хибинах можно совершать пешеходные походы до IV КС, горные - до III КС.
Перевалы Алявумчорр Восточный, Алявумчорр, Буревестник, Крестовый, Полночный, Трещина имеют категорийность 2А в летний период и позволяют это сделать.
Хибины и альпинистский район. На вершины Тахтарвумчорр, Вудъяврчорр, Юмъечорр проложены классифицированные маршруты от 1Б до 4Б. Мурманское издательство "Север" выпустило каталог с описанием этих маршрутов.
Хибины - очень популярный лыжный район. Здесь можно планировать маршруты до III КС. Однако начинающие лыжные группы должны быть подготовлены к категорированному маршруту, иметь опыт холодных ночевок, уметь действовать в лавиноопасной обстановке.
Хибины развивающийся горнолыжный район. Прямо из г.Кировска можно сесть на подъемники и заехать на горнолыжные склоны. Есть гостиницы, развит частный сектор. Склоны укатываются ратраками.
Варианты подъезда и выезда с маршрута
Основной вид транспорта для подъезда и выезда - железная дорога, которая проходит через город Апатиты и далее по западному краю Хибин (восточный берег озера Имандра). После города Апатиты, в пределах Хибин, есть станции: Хибины, Нефелиновые Пески и Имандра.
В Апатиты мы ехали на поезде №212. Отправление из Москвы в 1.17. утра с Ленинградского вокзала, прибытие в Апатиты на следующий день в 10.16. Стоимость проезда 1047 рублей. Обратно на нем же, №211. Отправляется из Апатит в 21.25., прибытие в Москву на Ленинградский вокзал в 4.40.утра. Стоимость проезда 1140 рублей.
По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитах нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.
Город Апатиты связан автобусным сообщением с Кировском (южная часть Хибин) и с посёлком Коашва (восточная часть Хибин).
В Апатитах имеется аэропорт, который способен принимать самолёты из дальних мест. В настоящее время регулярных пассажирских рейсов из Москвы нет.
Из Апатитов до Кировска ходят несколько номеров автобусов. Из них только один номер (101) идёт от ж/д вокзала. Если ехать другими номерами, то нужно в центре Апатитов (у магазина "Север") пересесть на 101 или 8 маршрут. Стоимость проезда 6 рублей.
Быстро добраться из Апатитов до станции Имандра непросто. Электричек только две -Апатиты-Оленегорск (в 7 утра) и Оленегорск-Апатиты (в 4 вечера). Автомобильной дороги, как известно, туда нет. Именно поэтому на данный участок приходится оставлять больше времени.
От станции Хибины до Апатитов можно добраться автобусом, который ходит каждый день в 15.00. и в 17.00. Автобус в пути 40 минут, стоимость проезда 34 р.80 коп. Так же рабочим поездом, который ходит по будням в 17.00.
Другие возможности ж/д проезда: из Москвы и обратно есть три поезда сообщением Москва-Мурманск. № 15/16, 111/112, 181/182.
Сведения о возможности организации заброски на маршруте
Конечно, основная возможность организации заброски связана с базой ПСС. Еще одна возможность - это станция МГУ, если там проходит маршрут. Всегда можно оставить заброску просто в камнях, но для этого она должна быть соответствующим образом подготовлена. Т.е. в коробках и обязательно в п/э пакетах на случай дождя. Конечно, надо не забыть место заброски и получше ее замаскировать.
Мы планировали разложить три заброски в трех разных местах. Но по дороге на базу спасатель нас предупредил, что в данный момент в тех местах бродит медведица, может разорить заброску. Поэтому в камнях мы оставили только одну заброску ( под спуском с перевала Безымянный), а две другие отвезли на базу Куэльпор. Решили, что лучше пробежать лишние километры, чем остаться без продуктов.
По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитих нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.
водопады под пиком Марченко
3. Организация похода
Выбор маршрута
Группа совершила горный поход II КС. Районом для путешествия были выбраны Хибины в связи с наличием в составе группы троих неопытных участников, примкнувших в школьной турсекции "Эдельвейс" в 2005-2006 учебном году. У остальных участников довольно приличный туристический опыт: горная I КС в Хибинах, горная II КС в Саянах.
Основная часть участников в Хибинах не первый раз. Поэтому при построении нитки маршрута выбирались перевалы, на которых мы ещё не были. Многие участки запланировано проходить траверсом без тропы.
В 2004 году, совершая горный поход I КС, мы проводили снежное занятие под перевалом Орлиный (1Б), но на сам перевал идти не могли. Теперь, в походе II КС, мы могли пройти понравившийся нам и нехарактерный для Хибин перевал. Так же, мы могли позволить себе побывать и на других сложных перевалах.
В 2005 году Громов В.В. выпустил классификатор перевалов по Хибинам, состоящий из 93 перевалов. В нем у перевала Орлиный есть ещё одно название - Балтийский проход, у перевала Крестовый - Скалистый, не совсем понятно где находится перевал Крутой ( или он и есть Орлиный?). Какой перевал имеется в виду под названием Высокий? На эти и другие вопросы мы хотели найти ответы.
Запасные и аварийные варианты маршрута
Были предусмотрены запасные варианты:
Вместо пер.Высокий (1А) перевалы Находка (1А) и Юж.Партомчорр (н/к).
Вместо перевалов Крутой (1Б) и Ферсмана (1Б) перевалы Южный Чоргорр (н/к, 850) и 60 лет Октября (1Б).
Запасные варианты позволяют сохранить заявленную категорию.
Аварийные варианты маршрута позволяют выйти из района самым простым путем за наиболее короткое время (см. обзорную карту района похода). В нашем случае это из района перевалов Северный и Южный Лявочорр, Северный и Южный Рисчорр, пер.Орлиный - на базу ПСС. Там могут помочь с транспортом, отвезти в Кировск. С Высокого - через Северный Портомчорр на базу. С перевала Безымянный - в Кировск. С перевалов Орлиный, Ферсмана - на станцию Хибины. Со станции Хибины можно уехать на автобусе или рабочем поезде в Апатиты. Аварийный выход можно осуществить за сутки.
гора Рисчорр Хибины, Хибинские горы
5. Техническое описание маршрута
Пояснения к техническому описанию
В тексте берега рек и стороны долин имеются в виду орографические, если не оговорено отдельно. Переходы совершались по 25 минут, если нет дополнительного пояснения. МН - место ночевки. На простых осыпных склонах крутизной до 200 везде применялась самостраховка ледорубом или альпенштоком.
Первый ходовой день.
Станция Апатиты- г. Кировск - База ПСС - озеро Гольцовое - подход под перевал Северный Лявочорр (н/к, 713).
Ночёвка на высоте - 400 м.
Набор высоты -200 м.
Сброс высоты - 0 м
Километраж - 4,8 км.
ЧХВ - 40 мин.
15 июля поездом № 212 Москва - Мурманск приехали на станцию Апатиты в 10ч.00мин. Нас встречал 3ИЛ 130 с базы ПСС. Мы поехали в Кировск. В Кировске остановились на площади Ленина возле остановки "Почта". Дали 2 телеграммы: в СЮТур и в ДДЮТЭ. Зашли в аптеку, купили участнику туристические ботинки в спортивном магазине за 1 800 рублей. Купили хлеб на первые 3 дня.
Потом поехали на базу ПСС, по пути оставив заброску №1 под спуском с перевала Безымянный. Приехали на базу Куэльпорр, отметились у спасателей, оставили две заброски №№2 и 3. Всего 11 коробок.
Проехали озеро Щучье, и остановились на правом берегу озера Гольцовое за впадением р. Лявойок справа по ходу в озеро. Дальше водитель не поехал, т.к. дороги вдоль озера нет. Возможно движение машины по песчаному берегу озера. Но тоже, довольно недалеко. Так же, мы опасались проехать мимо нужной нам долины. Поэтому высадились сразу после переезда через пролив между двумя озерами. В 15.00 встали на обед.
В 17.00 выходим с обеда. Движемся вдоль озера Гольцовое правым по ходу берегом без тропы по краю озера (фото № 1). Нам предстоит пересечь устье р. Сев. Лявойок, впадающей в озеро справа по ходу. Устье состоит из 4-х рукавов, которые мы пересекаем вброд. Брод несложный, по щиколотку, ширина рукавов по 2-3 метра. Пересекаем их в бродильной обуви. Идём на перевал Северный Лявочорр не вдоль русла реки Сев. Лявойок, так как там тропы нет. Вокруг густое криволесье. Поэтому движемся далее на север вдоль озера ещё 1 км до дороги, отмеченной на карте. Как ориентир на эту дорогу можно использовать залив в озере Гольцовое слева по ходу на западной стороне озера практически напротив дороги. Встаем на дорогу и движемся по ней один переход (25 мин.), выходим к реке Сев. Лявойок, делаем привал. В течение этого перехода встречаем три места под ночёвки. Встать можно не в любом месте, т.к. долина реки узкая, каменистая. Вокруг криволесье, смешанный лес, невысокие берёзы, сосны, глубокая моховая подстилка, прошлогодние ягоды (брусника). Брусники этого года ещё нет. Шикша ещё не поспела, а только начинает. Голубика тоже только начинает - рано мы пришли. Проходим ещё 15 минут, и находим место под ночёвку. Это каменистые площадки в долине реки, можно поставить палатки и непосредственно в лесу. Решаем его не пропускать, потому что дальше уже мест может не быть. А до перевала Северный Лявочорр ещё около 3 км. В18.30. становимся на ночёвку. Вода из реки. Дрова в лесу есть.
16 июля.
Второй ходовой день.
Перевал Северный Лявочорр (н/к, 713) - долина реки Кальйок.
Ночёвка на высоте - 700 м.
Набор высоты -313м на перевал + 100 м через хребет + 100 м к МН =513м
Сброс высоты - 200 м.
Километраж - 8,4 км
ЧХВ -2ч 05 мин.
Выход в 10.00. От МН продолжаем движение по дороге. На самом деле, эта дорога ведёт под перевал Центральный Лявочорр (1А, 909), но до слияния ручьёв под перевалами Северный и Центральный Лявочорр можно ей воспользоваться для подхода под перевал Северный Лявочорр. На фото № 2 видно, как отрог вершины Лявойок (1047,1) делит долину: налево - к Северному Лявочорру, направо - к Центральному. От МН это один переход, т.е. 25 минут.
Ещё через 15 мин подходим подножию отрога вершины Лявойок. Дорога уходит направо по ходу, к Центральному Лявочорру (ф. № 3) и виден его перевальный взлёт. А мы уходим с дороги налево, движемся по еле заметной тропе по средней и мелкой осыпи по дну долины 10 мин. Отсюда открывается вид на перевальную седловину (фото № 4).Ещё через один переход мы на перевале (фото №5). Перевальный взлёт длиной 200м, крутизной 200 - 250, мелкая осыпь. Седловина широкая, тур в центральной части. С перевала открывается вид в долину реки Кальйок .С перевала мы немного приспускаемся вниз, огибаем вершину Лявойок (1047,1), оставляя ее справа по ходу. Траверсируем склон, покрытый мелкой и средней осыпью, крутизной 200. За два перехода доходим до понижения в хребте между вершиной Лявойок справа по ходу и вершиной 905 м слева. Таким образом, мы поднялись на отрог с вершины Лявойок. Он выше перевала Сев.Лявочорр на 100 метров. С него видно, что с вершины 905,0 м в долину реки Кальйок идёт дорога.
Мы же, траверсируя склоны горы Лявойок, спускаемся к верховьям реки Кальйок. Со склонов Лявойока открывается вид в верховья долины Кальйока, к горе Лявочорр и к перевалам Южный и Центральный Лявочорр .
Внизу видна заброшенная буровая вышка. Недалеко от неё, поближе к воде, мы встанем на ночёвку.
Прямо вниз спускаться круто. Склон покрыт мелкой осыпью, длина 200 м, крутизна 500-550. Поэтому мы уходим траверсом немного левее и выходим к дороге, идущей с вершины 905,0м. Проходим по ней до первой воды (это Кальйок), делаем перекус. От перевала до этого места 4 перехода по 25 мин.
Поднимаемся левым (орографически) берегом реки Кальйок по грунтовой дороге, ведущей к вышке. Проходим один переход, в течение которого мальчики случайным попаданием камня добывают в пищу куропатку. Приходится встать на ночлег у вышки, так как рядом с ней есть дрова для приготовления пищи. Как показал следующий день, встать выше такой большой группой было негде. Но под одну-две палатки можно найти место на протяжении ещё одного перехода. Встаём на ночёвку в 17.00. Вода из реки, дрова можно собрать вокруг заброшенной вышки. Довольно большая каменистая ровная площадка.
17 июля.
Третий ходовой день.
Перевал Высокий (1А, 1125) - подход под перевал Северный Рисчорр (н/к, 875.)
Ночёвка на высоте - 440 м.
Набор высоты - 425 м на перевал+200 м на хребет=625 м.
Сброс высоты - 625 м в дол. р. Майвальтайока+ 260 м в дол. р. Сев. Каскаснюнйок=885 м.
Километраж -14,4 км.
ЧХВ -2ч20 мин на подъем + 2ч 30 мин на спуск.
С МН от вышки вышли в 10.00. Движемся по дороге, но в течение первых 10-15 мин. она закончилась. Река есть, но она время от времени уходит под камни. То с одной, то с другой стороны лежат снежники. За один переход доходим до спуска с перевала Центральный Лявочорр. На морене, под перевалом, можно поставить 1-2 палатки - местами есть мелкая галька, вода кое-где выходит на поверхность. Морена сложена средними и крупными камнями.
Проходим ещё один переход, впереди открывается место слияния ручьёв, дающих начало реки Кальйок. Понятно, что нужно идти либо налево, либо направо. Налево - на вершину Лявочорр (1188,6), направо - на перевал Высокий (1А,1125), то есть перевал Южный Лявочорр. Орографически это название более логично. Мы идем на перевал Высокий, поэтому пошли направо. Снизу перевальный взлёт показался невысокий, но длинный и пологий ( 200м, крутизна 200). Но после подъема на него впереди открывается огромное плато вершины Лявочорр (фото № 11), по которому мы шли 2 перехода, пока не открылся вид в другую долину. Это долина ручья, впадающего в р. Майвальтайок. На перевале в 13.10. Сняли 2 записки: 2003 года, 2005 года. В одной из них написано, что это - Южный Лявочорр, а в другой - Высокий.
Таким образом, подъем на перевал простой. 1А он за другую сторону, по которой мы спускаемся. На спуске склон длиной 300м, крутизной 30-350, сложен средней и крупной осыпью. Камни острые. Спускаемся, соблюдая правила движения на камнепадоопасных участках, самостраховка ледорубом, в касках. Общее направление спуска - влево-вниз. Тропы нет. Весь склон усеян частями разбившегося самолета. По запчастям, которые мы взяли, сделали вывод, что это случилось в 1985 -1986 гг. Спуск занял 25 минут.
Под перевалом, при спуске, два озера. Одно, дальнее, видно сразу с перевала. Другое - приблизительно с середины перевального взлета. На карте отмечено одно. У второго, дальнего озера, в 1400 делаем перекус.
Вышли с перекуса в 1530. Наш следующий перевал Северный Рисчорр. Склоны долины довольно пологие, до 200, покрыты мелкой осыпью. Поэтому мы не спускаемся вниз в долину Майвальтайока, а траверсируем восточные склоны г.Портомчорр (1081), оставляя гору справа. Движемся без тропы. За два перехода доходим до ручья, вытекающего из под Северного Портомчорра. Переправляемся через него по камням. Отсюда хорошо видна его седловина.
Продолжая траверсировать склон, обходим г.Портомчорр с юга на протяжении двух переходов. Движемся по простому осыпному склону крутизной до 200. Таким образом, обогнули гору с юга.
Выходим к крутому спуску в долину ручья, вытекающего из под перевала Южный Портомчорр. Это левый приток р. Каскаснюйок. Крутизна склона около 300 - 350, протяженность участка 200 м, перепад высот120 м, покрыт мелкой осыпью. Применяя самостраховку ледорубом, в касках, серпантином спускаемся со склона к ручью, пересекаем ручей по камням и на правом берегу в 1900 становимся на ночлег на ровной каменисто-травянистой площадке. Дров нет, вода из ручья.
18 июля.
Четвёртый ходовой день.
Перевал Северный Рисчорр (н/к, 875) - база ПСС.
Ночёвка на высоте - 280 м.
Набор высоты - 435 м.
Сброс высоты - 595 м.
Километраж -10,8 км.
ЧХВ - 4 ч 10 мин.
От МН поднимаемся на отрог с вершины 1083м за один переход (25мин) и спускаемся к реке, текущей из-под перевала Умбозёрский (н/к, 527). Это левый приток Северного Каскаснюйока. Переходим его по камням. За два перехода пересекаем отрог вершины Рисчорр (1017,9 м), траверсируя ее склоны. Склоны покрыты мелкой осыпью, местами поросшею мхами и лишайниками. Траверсом выходим в ущелье перевала Северный Рисчорр. С правого по ходу борта ущелья видна перевальная седловина Северного Рисчорра. За 10 минут подходим под перевальный взлет. В нижней части это осыпной склон, крутизной 200-300, мелкая подвижная осыпь. Движемся сначала по ней до снежника, потом выходим на снежник. По нему идти удобнее, чем по подвижной осыпи. Снежник длиной 200 м, крутизной 200 - 300. При движении по снежнику первый бьет ступени.Подъем на перевал из под перевального взлета занимает 20 минут. На перевал поднимаемся в 12.50. Выходим прямо к туру. Тур сложен из больших камней, из него торчит лыжная палка. Берём записку группы педагогов под руководством Устинова С.В. из ДДЮТЭ ЮАО г.Москвы. Они были здесь 15 июля этого года ( т.е. три дня назад) и прошли его в другую сторону - к Умбозеру.
Ущелье Рисчорра узкое и длинное, забитое снегом. Высота стен - скал ущелья 7м, длина 300м.
Проходим перевальную седловину и выходим из перевальной щели. Начинается дождь. Спускаемся в долину Рисчорра. Практически сразу с перевала начинается тропа, по которой мы и идём. Спуск в долину Рисйок проходит по простому осыпному склону крутизной 200. Спускаемся два перехода по 25мин. и выходим к грунтовой дороге. Здесь начинается лесная зона. По дороге идём вниз. По правому берегу р.Рисйок 1 час, с 14.00 до 15.00., и выходим к пересечению с дорогой, ведущей на базу ПСС. Мы поворачиваем направо, идём 300-400м, 10 минут, выходим к базе ПСС.
На базе располагаемся в домике с печкой. Проживание в домиках спасателей стоит одни сутки 120 рублей с человека. Можно заказать баню. 1 час - 300 рублей.
На территории ПСО построена и функционирует гостиница"Рамзай". Но расценки в ней значительно выше.
19 июля.
Днёвка на базе КСС.
20 июля.
Пятый ходовой день.
База ПСС - перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) - озеро Академическое - подход под перевал Безымянный (1А, 925).
Ночёвка на высоте - 420 м.
Набор высоты -615 м.
Сброс высоты - 475 м.
Километраж -18 км, в зачет 14,4 км.
ЧХВ - 4 часа 35 минут.
Из-за дождя откладываем выход до 1200. Из-за тумана видны только ближайшие горы. Идём на перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) по дороге, знакомой нам по спуску с перевала Северный Рисчорр. Она идет вдоль правого берега реки. За один час (рюкзаки лёгкие - взяли продуктов на три дня, до следующей заброски) доходим до места перехода через реку Рисйок , где дорога раздваивается. Налево на Северный Рисчорр, направо - на Южный Рисчорр. Нам направо.
Ещё за один переход (до 1400) подходим к перевальному взлёту (200-300, длина 250м, скально-осыпной) Южного Рисчорра (фото №21). На перевал идёт тропа. За 40 мин поднимаемся на перевал. Тур в центральной части перевала, возне него лавочка, две памятные таблички. Идёт снег, ветер. Поэтому мы быстро фотографируемся и спускаемся вниз.
Наш следующий перевал - Безымянный (1А, 925). Поэтому мы не спускаемся в долину р. Каскаснюнйок, а траверсом выходим к озеру Академическое, далее траверсируем восточные и южные склоны в.905м и попадаем в долину реки Тульйок.
В заявленном маршруте планировалось подняться на плато над озером. Однако, погода и ее прогноз плохие. Видимость ограничена (500 м). Поэтому решили на плато не подниматься.
Спустились в долину реки и сразу попадается тропа, идущая в сторону перевала Безымянный. Встали выше границы леса на травянистых площадках рядом с тропой. Ниже на 400 м виднеется криволесье. Спускаться к нему бессмысленно, т.к. это потеря высоты и от травы и кустарников только ещё больше намокнешь. Т.к. дождь не прекращался, то все вокруг мокрое. И возможные дрова тоже. Ужин готовим на горелках, вода из реки. Палатки ставим тандемом, между ними готовим, т.к. дождь и ветер. Перевал время от времени заволакивает туманом.
21 июля.
Шестой ходовой день.
Долина реки Тульйок - Перевал Безымянный (1А, 925 м) - озеро Малый Вудъявр.
Ночёвка на высоте - 360 м.
Набор высоты -505 м.
Сброс высоты - 565 м.
Километраж -12 км.
ЧХВ -5 часов.
Утром дождь и сильный ветер. Дежурные встают в 9.00. Готовим в тамбуре под тентом. Еду дежурные разносят по палаткам.
22 июля.
Седьмой ходовой день. Полудневка.
Экскурсия в ПАБС - 23 км г. Кировска - подход под перевал Тахтарвумчорр.
Ночёвка на высоте - 500 м.
Набор высоты -40 м ( от ПАБС к МН)+ 140 м (подход под перевал).
Сброс высоты - 40 м ( от МН к ПАБС).
Километраж -18 км, в зачет 14,4 км.
ЧХВ -3 часа 20 минут.
23 июля
Восьмой ходовой день.
Пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093)- долина реки Малая Белая.
Ночёвка на высоте - 400 м.
Набор высоты -593 м.
Сброс высоты -693 м.
Километраж -12 км.
ЧХВ -6 часов 15 минут
Выход от МН от границы леса у переправы через ручей в 10.00. Идем выше ручья по правому борту долины по средней осыпи, местами попадаются крупные валуны. Траверсируем склон. За 2 перехода, к 11.30, подходим под перевальный взлет. Это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Общая длина перевального взлета 500-550м. В нижней части это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Сначала движемся по мелкой и средней осыпи 1 переход. Подходим под снежник длиной 100 м, крутизной 300-450. Снежник занимает практически весь перевальный взлёт по ширине. Пока возможно идти справа от него по скалам, мы идём.
Глубина снежника по пояс и выше. А справа от него уже не осыпь, а скалы, к тому же мокрые. Поэтому далее движемся по снежнику, повесив одни вертикальные перила длиной 40м. Участники одевают страховочные системы. Крепятся к перилам схватывающим узлом. Работают в касках и рукавицах. Палки на темляке на руке, ледорубы пристрахованы. На перилах по одному человеку. Крутизна снежника местами достигает 450. Веревку закрепили за большой камень. Зам. руководителя проходит скальный участок лазанием и крепит веревку за большой камень для движения группы по снежнику. Руководитель при движении по снежнику бьёт ступени. Участники поднимаются по ступеням с использованием перил с самостраховкой схватывающим узлом.
После выхода с первого снежника справа появляется осыпной участок, по которому возможно движение. Движемся по нему 15 м в обход снежника и выходим на скально-осыпной участок. Здесь группа собирается, т.к. осыпь довольно подвижная, склон камнепадоопасен. Вероятно попадание камней в нижних участников, которые поднимаются по снежнику. Поэтому собираем группу над первым снежником. Продолжаем движение вверх по мелкой и средней осыпи. Длина этого участка 200 м, крутизна 300. На мелкой осыпи видны следы спусковой тропы, однако подниматься по ней неудобно.
Выходим на второй снежник. Он тоже занимает весь перевальный взлет от скал слева до скал справа. Двигаться по нему проще, чем по скалам, поэтому выходим опять на снежник. Крутизна его 300, длина 100м. Второй снежник проходим без перил, первый бьет ступени.Самостраховка осуществляется альпенштоком или ледорубом. Второй снежник выводит на перевальную седловину. Она длинная, как видно по карте. Этот перевал ещё называется Щель дракона. Перевальная седловина и представляет собой довольно протяженную щель длиной 400м. Перевальная седловина местами забита снегом.
С перевала спускаемся прямо вниз. Перевальный взлёт с этой стороны представляет собой скально-осыпной склон, покрытый средней, местами мелкой осыпью. В его средней части лежит снежник, который легко обходится справа по ходу. Длина склона 300-350м, крутизна 300. Спуск занимает один переход (25мин). Уже со спуска видели внизу озеро, у которого планируем встать на перекус. За 2 перехода спускаемся к нему в 16.20. Начинается дождь. Натягиваем тент. Во время прохождения перевала дождь то начинался, то заканчивался несколько раз. После перекуса движемся 3 перехода по морене вдоль ручья правым берегом. Морена сложена средними камнями. Тропы нет. Выходим к границе леса и долине реки М.Белая.
Спуск к реке проходит по криволесью, которое мы пересекаем за 10 минут. Через реку переправляемся вброд. Брод несложный, глубина 20-30 см. У реки нас обрадовано встречает огромное количество комаров. После переправы углубляемся в лес на 100 метров и выходим на очень набитую тропу, ведущую в цирк перевалов Западный, Восточный Петрилиус и Рамзай. Сразу встречаем детскую группу, бодро идущую на Рамзай в 21.00. вечера. По тропе проходим вверх 200м, обнаруживаем очень хорошее место для ночевки и разбиваем лагерь. Дрова в лесу в достаточном количестве, т.к. это уже не криволесье. Вода из М.Белой. Опять дождь. Время 21.00.
водопад на реке Тульйок
24 июля.
Девятый ходовой день.
Долина реки Малая Белая - перевал Западный Петрелиус (н/к, 846) - долина реки Петрелиус. Радиальный выход на базу.
Ночёвка на высоте - 600м.
Набор высоты -446 м.
Сброс высоты - 246 м.
Километраж - 21,6 км, в зачет 10,8 км ( до озера).
ЧХВ -3 ч 15 мин (до озера).
25 июля.
Дневка. Возвращение с базы ПСС.
Часть группы возвращается с базы по известному уже ей пути, приносит продукты.
26 июля и 27 июля.
Дни отсидки в лагере под перевалом Орлиный из-за плохих погодных условий. Видимость от 50 до 150 м.
28 июля.
Десятый ходовой день.
Верховья реки Петрелиус - подход под перевал Орлиный (1Б, 1105).
Ночёвка на высоте - не было.
Набор высоты -100 м.
Сброс высоты - 0 м.
Километраж -1,5 км.
ЧХВ - 1 час.
29 июля.
Одиннадцатый ходовой день.
Перевал Орлиный (1Б, 1105) - долина реки Малая Белая.
Ночёвка на высоте - 300 м.
Набор высоты - 405м.
Сброс высоты - 480 м.
Километраж -9,6 км.
ЧХВ - подъем на перевал 3 ч40 мин + спуск до площадок 1 ч + спуск в дол. Малой Белой 1 ч20 мин = 6 ч.
Надеваем системы, готовим веревки, схватывающие узлы, карабины, одеваем кошки. Кошек всего три пары, поэтому их одевают зам. руководителя, который пойдет первым и будет вешать перила, и два участника. Руководитель идет вторым по перилам и бьет ступени, где ботинками, где подрабатывая ледорубом. Участники поднимаются по перилам с самостраховкой схватывающим узлом, в рукавицах, на голове каска.
Перевальный взлет длиной 400м, крутизной 300-45?, снежный, местами скально-осыпной. Весь снизу не просматривается.
По средней осыпи подходим под снежник. Осыпь как бы языком вклинивается в снежник. Её дина 100м, крутизна 30?.
Наши веревки - две по 40 м, две по 30 м. Первым идет зам. руководителя. Это самый сильный и опытный участник. Он идет в кошках, с самостраховкой ледорубом, самовыпуском по перилам. Они крепятся на станции на ледорубе.
Первую веревку крепим на скале за петлю, справа по ходу. На ней, кстати, уже есть чья-то петля. Но мы вешаем свою.
Со снежника выходим вправо по ходу на скально-осыпной участок крутизной 35?- 40?, и собираем группу. Так как все подходят по одному, то этот процесс занимает около 30 минут. Время от времени налетает туман. Сильный ветер, морось. Здесь небольшой свободный от снега пятачок, на котором можно посадить группу. Чтобы не мерзнуть, накрываемся тентом. Пока ждем, навешиваем третью веревку в 30 м. Опять на ледоруб. Четвёртую сразу не вешаем, так как нужно будет в том месте всем собраться в ожидании веревок снизу. Пока последние из 14 человек не пройдут предыдущие перила и не принесут их. А в том месте на снежнике отсидеться негде. Нет прикрытия скалами от пронизывающего ветра. К тому же ноги от снега практически у всех уже мокрые. Поэтому собираем группу здесь, после второй веревки, а не после четвертой.
После подхода последних участников с веревками и ледорубами, начинаем вновь движение вверх. Проходим по уже готовым 3-им перилам в 30 м, потом 2 веревки по 40 м и еще 30 м. Все крепим на ледорубах, они входят по головку.
Оказываемся по ширине, в средней части снежника. Все снаряжение задействовано. На скалах справа просматривается место, где можно снова собрать группу. Наводим к скалам направо горизонтальные перила из петли в 10 м и выходим на скально-осыпной участок ().
Проходим вдоль скал (крутизна 30?) 70 м до небольшой открытой площадки и собираем группу. Накрываемся тентом. Дальше наверх не поднимаемся, пока не придут все участники, чтобы не засыпать камнями нижних участников. Так как скалы мокрые, камни на них не держатся. Если бы ни это обстоятельство, можно было бы подняться еще выше на 100 м. Там есть грот в скале, укрытие, в котором можно собрать группу. От места второго сбора группы веревок больше уже не вешаем. Проходим вдоль скал, по границе снежника, 100 м мимо этого грота и выходим опять на снежник крутизной 20?. Первый бьет ступени. Проходим так 70 м с самостраховкой ледорубом и выходим на перевальную седловину.
30 июля.
Двенадцатый ходовой день.
Долина реки Малая Белая - ст. Хибины - ст. Апатиты.
Ночёвка на высоте - 160 м.
Набор высоты - 0 м.
Сброс высоты - 140 м
Километраж - 7,2км.
ЧХВ - 2ч.
Подъем в 10.00. В этом месте, где дорога пересекает реку с правого берега на левый, река разливается на два рукава, огибая островок. Реку Малая Белая в этом месте вполне можно перейти в брод. Сначала один рукав, затем другой. Но часть группы не желает мочить "бродильную" обувь, поэтому решаем навести переправу через реку. К тому же, один участник болен. Ноги ему мочить в холодной воде нежелательно. У больного забрали почти всё из рюкзака.
Начинаем организовывать переправу в 11.20. С островка на другой берег. И там, и там есть деревья.
Переправляемся сами, рюкзаки отдельно (). В 12.10 вся группа на другом берегу. 10 мин уходит на сбор снаряжения, и в 12.20 выходим по дороге на запад, к станции Хибины.
Дорога идет по смешанному лесу. Идем три перехода по 40 минут и доходим до первых дачных домов поселка у станции Хибины. Так как сегодня воскресенье, то встречаем грибников, у которых узнаем, что сегодня лучше уехать на автобус в 17.00. в Апатиты. А вообще он ходит по вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям в 15.00 и 17.00. Стоимость проезда 34р 80.коп. Рабочий поезд ходит по рабочим дням, в Имандре он бывает в 17.00. Но с ним случается частенько такое, что он опаздывает, может ехать от Имандры до Апатитов 3 или 4 часа.
31 июля.
Ст. Апатиты - поезд "Мурманск - Москва".
8. Выводы и рекомендации
Выбор района и нитки маршрута
При выборе района и маршрута похода мы руководствовались следующими соображениями. Район должен быть не очень удаленным и не очень сложным, т.к. в группе есть трое неопытных участников. В тоже время, в маршруте должны быть интересные перевалы для более опытных участников. Поскольку район для нас не новый, пришлось поискать сложные перевалы, на которых не была основная часть группы. Уложить их на нитку маршрута с учетом организации забросок. В результате прошли малопосещаемые перевалы в Хибинах. Это Южный Лявочорр (Высокий ( 1А, 1125)), Тахтарвумчорр ( 1Б, 1093), Орлиный ( 1Б, 1105).
Мы ставили перед собой цель внести ясность в названии и месторасположении некоторых перевалов. В походе мы выяснили, что перевал Высокий ( 1А, 1125) это перевал Южный Лявочорр. Находится в южной части массива горы Лявочорр.
Предполагаемое месторасположение перевала Крутой(1Б, 1030) сфотографировали с двух сторон () и отметили на схеме прохождения перевала Орлиный (1Б, 1105).
Из-за плохих погодных условий мы потеряли время в отсидке под перевалом Орлиный и не побывали на перевале Ферсмана.
Прохождение перевала Орлиный стало кульминацией всего похода. Оно оказалось самым сложным по погодным условиям и с технической точки зрения, но и самым интересным и запоминающимся. Время прохождения перевала можно сократить, если проходить его в связках и при наличии у каждого участника кошек. Но в Хибины мало кто берет с собой кошки на каждого участника, т.к. снежные перевалы для этого района все же не характерны.
Интересные объекты
Район похода известен как один из крупнейших в мире по добыче апатит и других полезных ископаемых, из которых можно сделать очень много полезных вещей и предметов. Например, облицовочную плитку, бокалы, чашки и многое другое, что нас окружает в повседневной жизни. Да и сама добыча руды в карьерах технологически интересна. Обо всем этом можно узнать в Минералогическом музее в Кировске.
История освоения района связана с разведывательными работами, что отразилось в названиях перевалов в честь геологов, работавших в этом районе. Например: Рамзай, Петрелиус, Арсеньев. На перевале Рамзая есть мемориальная табличка. По дороге к озеру Малый Вудъявр находится памятник из кирпичной кладки на месте первой научно-исследовательской станции изучения Хибин при МГУ под руководством академика А.Е.Ферсмана. Она продолжала работать даже в годы Великой отечественной войны.
Уникальным является Полярный альпийский ботанический сад в районе 23 км. Это один из самых высокогорных ботанических садов в мире. Рекомендуем всем там обязательно побывать. Ботанический сад предлагает посетителям ряд экскурсий: в Тропическую оранжерею, "Интродукция растений и озеленение городов Заполярья", "Экологическая тропа, географов", которая знакомит с высотной зональностью растительного покрова Хибинских гор.
Наиболее благоприятные сроки для посещения данного района - конец июля - начало августа. В это время созревают черника, голубика, много грибов. И уже комары и мошкара пошли на убыль.
Мы застали начало созревания ягод, хотя, если бы и пошли позже, поесть их смогли бы только в начале и конце похода, т.к. все остальное время были выше границы леса.
С собой у каждого были накомарник и аэрозоль от комаров. Надо заметить, что выше границы леса комаров значительно меньше.
Выполнила Ольховская И.Г.
__________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.khibiny.net
https://skazmurman.narod.ru/
https://www.hibiny.com
М. М. Пришвин «Хибинские горы»
Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
Петиция министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донскому: Не допустить возобновления конфликта в Хибинах
Особенности прохождения перевалов Хибин зимой
Классификатор препятствий спортивного туризма. Хибинские Тундры Кольского полуострова. Перечень перевалов. Перевал Арсенина.
"Туристские путешествия по Кольскому полуострову", О.Славинский, В.Царенков, Издательство "ФиС", 1965г.
Загадки Кольского полуострова
Сайт Википедия
https://www.photosight.ru/
https://www.skitalets.ru/mountain/2007/khibiny_olkhovskaya06/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 26224 просмотра
Комментарии
нужна информация
сможете скинуть контактный телефон для заброски на машине
Отправить комментарий