Земля Франца-Иосифа
Земля Франца-Иосифа известна многим по песням Юрия Визбора, который объездил все северный моря от Мурманска до Чукотки и дальше по Дальнему Востоку!
И это стоит того, ведь Земля Франца-Иосифа (сокращённо - ЗФИ) бьёт множество российских и мировых рекордов: там самая северная точка островной суши России, самая близкая земля к Северному Полюсу, самая северная погранзастава РФ, самая северная почта и самый северный аэродром в мире, самый северный театр боевых действий в Отечественной войне, самый экстремальный из наших островов!
И этот список можно долго продолжать!
И, конечно, самый северный православный Крест – нашим героям, исследователям и путешественникам, кто не щадя живота своего расширял границы нашей беспредельной Родины!
РЕКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ТУРИЗМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
МЕГАЛИТЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Земля Франца-Иосифа
География: островная точка: мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа расположен всех севернее — 81° 49' с.ш., расстояние от мыса Флигели до Северного полюса составляет всего 900 км.
Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км?. Почти полностью покрыт ледником.
Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.
В освоении многих отдаленных территорий нашей страны ведущую роль играли военные. Кое-где на Крайнем Севере и Дальнем Востоке гарнизоны по сей день являются основным типом населенных пунктов. Правда, в постсоветское время число таких гарнизонов и численность населения в них резко снизились. Однако до сих пор наши учебники географии о «военном» освоении не пишут ничего даже в тех случаях, если оно давно уже не является тайной. Это немного удивительно, поскольку для многих и староосвоенных районов, и регионов нового освоения части разных силовых ведомств выполняют функции градообразующих предприятий.
Земля Франца-Иосифа была открыта в конце XIX в. австро-венгерской экспедицией, отправившейся в 1872 г. в поисках Северо-Восточного прохода, а может быть, и для достижения Северного полюса и в 1873 г. прижатой льдами к берегам доселе не известной земли, названной по имени тогдашнего императора Австро-Венгрии*. З.Ф.И., как ее обычно называют на Севере, имеет площадь примерно 16 тыс. км2 и состоит из 191 острова.
Первое постоянное поселение на Новой Земле появилось в 1877 г. Называется оно Малые Кармакулы. В 1896 г. в Малых Кармакулах была создана гидрометеорологическая станция, существующая по сей день и являющаяся старейшей полярной станцией в России.
ОБЩИЕ СВЕДЕНЬЯ ПРО АРХИПЕЛАГ
Земля́ Фра́нца-Ио́сифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км².
Открытие
Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал ещё Ломоносов, позднее — Шиллинг и Кропоткин.
Последний даже представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.
Открыт совершенно случайно: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff)[1], отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной её окраины.
Пайеру удалось достигнуть 82°5' с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.
Земля Франца-Иосифа
Исследования
Карта района экспедиции лейтенанта Брусилова в 1912—1914 гг. из книги В. И. Альбанова «На юг к Земле Франца Иосифа!» — Петроград, 1917 год.
Вейпрехт и Пайер в 1873 году исследовали южную часть архипелага, а весной 1874-го пересекли его весь с юга на север на нартах. Была составлена первая карта.
В 1881—82 гг. архипелаг посетил шотландец Бенджамин Ли Смит (англ. Benjamin Leigh Smith) на яхте «Эйра». Англичанин Фредерик Джексон в 1895—97 годах произвёл ряд важных обследований южной, средней и юго-западной частей архипелага, оказавшегося состоящим из гораздо более значительного числа островов, нежели предполагали раньше, но меньших размеров сравнительно с обозначенными на карте Пайера.
В течение этого же времени северо-восточная и средняя часть архипелага была посещена ещё Нансеном и Йохансеном, которые во время своего знаменитого путешествия вынуждены были, в середине августа 1895 года, зазимовать на берегу острова Джексона — одного из северных островов архипелага. На пути к этому месту Нансен убедился, что архипелаг не имеет продолжения к северо-востоку, кроме небольших островков. В июне 1896 года Нансен наткнулся на зимовку Ф. Джексона на острове Нортбрук и таким образом связал свои работы с его трудами.
В 1898 году американский журналист Уолтер Уэллман (англ. Walter Wellman) зимой отправился на Землю Франца-Иосифа с целью достигнуть полюса. Основная база экспедиции располагалась на острове Галля. На о. Вильчека зиму провели 2-е норвежцев-участников этой американо-норвежской экспедиции. Один из них — участник экспедиции Нансена Бернт Бентсен — умер в период зимовки. Весной 1899 года, по льду, ему удалось добраться только до 82° с.ш., по восточной стороне острова Земли Рудольфа, на которой бывал и Пайер. Другая часть экспедиции, под руководством Болдуина (англ. Evelyn Briggs Baldwin), обследовала неизвестные части юго-восточной окраины архипелага, который, как оказалось, не идет далеко на Восток; наконец, летом удалось посетить среднюю часть архипелага. На обратном пути экспедиция встретила другую, итальянскую, герцога Абруццкого, которой удалось очень легко пройти в конце июля 1898 году на судне до острова Рудольфа и даже побывать на его северном берегу, причём он оказался гораздо менее обширным, нежели предполагал Пайер. Зимовали приблизительно около места, до которого в 1874 году Пайер добрался на нартах. Отсюда была предпринята весной 1900 года поездка на собачьих упряжках по льдам к северу, под начальством капитана Каньи. Ему удалось пройти до 86°33' с.ш.; эта поездка окончательно выяснила, что земли Петермана к северу от острова Рудольфа и земли Короля Оскара к северо-западу, значившихся на карте Пайера, не существует, и вообще дальше к полюсу нет никакой сколько-нибудь значительной земли.
Летом 1901 года южные и юго-западные берега архипелага были посещены и обследованы вице-адмиралом С. О. Макаровым. Все эти работы установили, в общих чертах, размеры архипелага. В 1901 — 1902 годах на Земле Франца-Иосифа зимовала американская экспедиция Болдуина-Циглера, а вслед за ней в 1903 — 1905 годах экспедиция Циглера-Фиала, имевшие целью попытаться дойти по льдам до полюса. Крушение судна вынудило участников экспедиции Циглера провести на архипелаге два года в изоляции, прежде чем они дождались спасения.
В 1913 — 1914 годах в бухте у острова Гукера зимовала экспедиция Г. Я. Седова. В попытке дойти до полюса Седов умер и был похоронен на острове Рудольфа.
Летом 1914 года до старой базы экспедиции Джексона-Хармсворта на мысе Флора на острове Нортбрук удалось дойти штурману Альбанову и матросу Конраду, последним оставшимся в живых членам экспедиции Брусилова. Затем они были спасены шхуной «Святой Фока», зашедшей на мыс Флора из-за нехватки топлива.
самая северная точка России - мыс Флигели - Крест в честь Георгия Седова
Объявление российской территорией и освоение архипелага
В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетила экспедиция И. И. Ислямова. Ислямов объявил архипелаг российской территорией и поднял над ним российский флаг.
В 1929 году в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.
В июле 1931 года в бухте Тихой состоялась встреча немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» и советского ледокола «Малыгин». С дирижабля на ледокол была передана почта.
В 1936 году на острове Рудольфа была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжёлых четырёхмоторных самолёта АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира. А на острове стала действовать полярная станция.
В 50-е гг. XX в. на Земле Франца-Иосифа были созданы «точки» Радиотехнических войск Войск ПВО страны. Они располагались на острове Греэм-Белл (30-я отдельная радиолокационная рота «Греэм-Белл» и отдельная авиакомендатура, обслуживавшая ледовый аэродром), и на острове Земля Александры (31-я отдельная радиолокационная рота «Нагурская»). «Точки» входили в состав 3-го радиотехнического полка 4-й дивизии (штаб и полка, и дивизии был в п. Белушья Губа на Новой Земле) 10-й отдельной армии Войск ПВО страны (штаб был в Архангельске). Сообщение с этими точками поддерживалось через Диксон, официальный почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2, в/ч ЮЯ 03177». Эти «точки» были самыми северными войсковыми частями Советского Союза. Они были упраздены в начале 90-х гг.[2]
После развала Советского Союза многие объекты на архипелаге, а также техника и запасы ГСМ были заброшены. По оценке на 2010 год на островах Земли Франца-Иосифа находится около 250000 бочек с топливом (до 60 тыс. тонн нефтепродуктов), хранящихся в ненадлежащих условиях и угрожающих экологии островов. Кроме того, по островам разбросано ещё порядка 1 миллиона пустых бочек.
В 2008 году в ходе экспедиции на атомном ледоколе «Ямал», был открыт новый остров, отделившийся от острова Нортбрук. Новому географическому объекту присвоено название «остров Юрия Кучиева», в память об арктическом капитане Ю. С. Кучиеве.
10 сентября 2012 года экспедиция ААНИИ на атомном ледоходе Россия обнаружила ещё один остров, отделившийся от острова Нортбрук.
Земля Франца-Иосифа Полярная станция в бухте Тихая
География
Земля Франца-Иосифа — одна из самых северных территорий России и мира. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км². Делится на 3 части: восточную, отделённую от других Австрийским проливом, с крупными островами Земля Вильчека (2,0 тыс. км²), Греэм-Белл (1,7 тыс. км²); центральную — между Австрийским проливом и Британским каналом, где расположена наиболее значительная по численности группа островов, и западную — к западу от Британского канала, включающую наиболее крупный остров всего архипелага — Земля Георга (2,9 тыс. км²).
Поверхность большинства островов архипелага Земля Франца-Иосифа платообразная. Средние высоты достигают 400—490 м (высшая точка архипелага — 620 м).
Берег западнее мыса Флигели на острове Рудольфа — самая северная точка России и Земли Франца-Иосифа. Мыс Мэри-Хармсуорт — крайняя западная точка архипелага, остров Ламон — самая южная, мыс Олни на острове Греэм-Белл — самая восточная.
остров Греэм-Белл (Белл) Земля Франца-Иосифа
Геология
Бо́льшая часть островов сложена песчаниками, алевролитами и известняками, перекрытыми эффузивной толщей горизонтальных базальтовых покровов (мощность базальтов 20—30 м). Среди юрских глинистых сланцев и песчаников на мысе Флора обнаружен бурый уголь. Главными полезными ископаемыми архипелага являются бурые угли, фосфориты и связанные с ними попутные компоненты - титан, ванадий, иттрий, скандий, редкоземельные металлы, торий.
Население
Погранзастава «Нагурское» пограничного управления ФСБ на острове Земля Александры
На архипелаге отсутствует постоянное население. Нет ни одного муниципального образования и населённого пункта. Временное население составляют ученые на исследовательских станциях, метеоорологи и пограничники ФСБ.
На территории острова Хейса в 2005 г., по сообщениям прессы, было открыто самое северное в мире почтовое отделение «Архангельск 163100», которое должно было работать в течение 1 часа, с 10 до 11 часов во вторник, среду, четверг и пятницу. По состоянию на сентябрь 2013 года, под индексом 163100 значится почтовое отделение «Архангельск — о. Хейса Земля Франца-Иосифа», которое работает с 10 до 11 часов по средам.
Гидрология
Большая часть островов покрыта ледниками, на свободных от них местах множество озёр, большую часть года покрытых льдом. Вечная мерзлота.
Озёра
Многие озёра до сих пор не имеют названий, собственными обозначениями обзавелись следующие: Космическое, Ледяное, Мелкое, Северное, Утиное, Ширшова.
границы Баренцева и Карского морей
Ледники
Изучение оледенения архипелага началось особенно интенсивно с началом Международного геофизического года. В итоге двухлетних полевых работ участники этой российской экспедиции АН СССР получили первую сводку гляциологии территории, увидевшую свет в коллективной монографии «Оледенение Земли Франца-Иосифа» (авторы М. Г. Гросвальд и др, 1973). В ней содержалась характеристика морфологии ледниковых комплексов, ледникового климата, зон льдообразования, температурного режима, структуры и тектоники ледников. Отечественный гляциолог М. Г. Гровальд с сотрудниками впервые сделал тогда важный вывод о том, что оледенение ЗФИ убывает: за последние 30 лет архипелаг в среднем терял 3,3 км³ льда в год. До этих работ мировое научное сообщество придерживалось мнения о том, что оледенение ЗФИ стационарно, или даже растёт.
Ледниками покрыто 87 % территории архипелага. Мощность льда колеблется от 100 до 500 м. Ледники, спускающиеся в море, производят большое количество айсбергов. Наиболее интенсивно оледенение наблюдается на юго-востоке и востоке каждого острова и архипелага в целом. Льдообразование происходит лишь на вершинных поверхностях ледниковых куполов. Ледники архипелага интенсивно сокращаются, и если наблюдающийся темп деградации сохранится, то оледенение Земли Франца-Иосифа через 300 лет может исчезнуть.
Климат
Климат архипелага типично арктический. Средняя годовая температура до −12 °C (остров Рудольфа); средние температуры июля от −1,2 °C в бухте Тихой (остров Гукера) до +1,6 °C (остров Хейса, где расположена самая северная в мире метеорологическая станция — обсерватория имени Кренкеля); средняя температура января около −24 °C (минимальные температуры зимой до −52 °C), ветер достигает 40 м/сек. Осадков выпадает от 200—300 мм до 500—550 мм (в зоне аккумуляции ледниковых куполов) в год.
Флора и фауна
В растительном покрове господствуют мхи и лишайники. Встречаются также полярный мак, камнеломки, крупки, полярная ива. Из млекопитающих встречается белый медведь и реже песец. В водах, омывающих острова, водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха. Наиболее многочисленны (26 видов) птицы: люрики, чистики, кайры, обыкновенная моевка, белая чайка, бургомистр и др., образующие летом так называемые птичьи базары. На островах Земля Александры и остров Рудольфа работают полярные станции. На острове Хейса расположена геофизическая обсерватория имени Э. Т. Кренкеля (с 1957 года).
Перспективы развития
12 октября 2004 года на Земле Александры установили памятную доску «в знак того, что здесь, на Нагурской, Земля Франца-Иосифа, будет создана первая российская база, с которой начинается освоение Арктики в XXI веке». В команде заявителей значились ФСБ России, Арктическое региональное пограничное управление, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников», Полярный фонд, Научный центр изучения Арктики и Антарктики «Полюс», Институт имени Г. Я. Седова.
12 сентября 2008 года здесь же, вблизи самой северной погранзаставы ФСБ России «Нагурское» на острове Александры прошло выездное заседание Совета безопасности России. Оно было посвящено «вопросам наращивания присутствия России в Арктике».
28 апреля 2010 года Землю Франца-Иосифа посетил премьер-министр России В. В. Путин. Он остался поражён огромным количеством мусора (в основном в виде ржавых бочек с ГСМ) и заявил, что «гигантскую помойку в Арктике необходимо ликвидировать в ближайшее время… нужно организовать генеральную уборку в Арктике».
мыс Флора, остров Нортбрук Земля Франца-Иосифа
ОСТРОВ НОРТБРУК
Но́ртбрук — остров, расположенный в южной части архипелага Земля Франца-Иосифа. Самая высокая точка острова — 344 метра над уровнем моря. Этот остров — один из самых доступных островов архипелага.
Летом покрытые зелёным мхом берега острова почти полностью освобождаются от снега. Поэтому он часто являлся главной базой полярных экспедиций конца XIX-го — начала XX века. Назван в честь графа Нортбрука (англ. Thomas Baring, 1st Earl of Northbrook), который был президентом Королевского географического общества с 1890 по 1893 год. В 2006 году появилась информация, что остров разделился на две части. В 2013 году в ходе экспедиции гидрографической службы Северного флота она подтвердилась: западную и восточную часть острова разделил пролив.
География
Крайняя северная точка острова — мыс Лагерный.
Крайняя восточная точка острова — сильно выдающийся мыс Баренца, расположенный на юго-востоке.
На северо-западе Нортбрук от острова Брюса и острова Уиндворд отделяет пролив Майерса. С востока остров от Итона и островов Этеридж отделяет широкий пролив Де-Брюйне. С юга остров омывает открытое море.
Прилегающие острова
Остров Робертсона, небольшой остров, лежащий вблизи восточного побережья острова Нортбрук. Назван в честь Томаса Робертсона, капитана парусника «Scotia» в ходе шотландской антарктической экспедиции 1902—1904 годов. Менее 1 км в длину.
Остров Юрия Кучиева — отделившаяся юго-западная часть острова Нортбрук. Был обнаружен в 2008 году экспедицией на ледоколе Ямал.
айсберг около острова Блисс Земля Франца-Иосифа
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ АРХИПЕЛАГА ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА
По мере освоения островов открывались все новые бухты и строились новые поселения. Одним из таких поселений стала и нынешняя «столица» Новой Земли поселок Белушья Губа, основанный в 1897 г. Кроме Белушьей Губы и Малых Кармакул, на Новой Земле до революции было создано еще несколько поселений, все они давно исчезли.
Западное побережье Южного острова. Малые Кармакулы. Открытка конца XIX — начала ХХ в. А.А. Борисов. Чум ненцев в Малых Кармакулах. Новая Земля. 1896. Государственная Третьяковская галерея
Годы Гражданской войны Новая Земля пережила тяжело. Поскольку ее освоение до революции шло на государственные средства, а их поступление в 1917—1919 гг. прекратилось, то население островов попало в очень тяжелое положение.
В 20-е годы продолжилось создание новых поселений и полярных станций. Например, на берегу Чёрной губы строится становище Красино, остатки которого сохранились до настоящего времени. В 30-е годы строятся полярные станции на мысе Желания, в Русской гавани, на побережье Маточкина Шара (мыс Столбовой). В это же время создаются полярные станции и на З.Ф.И., в 1928 г. официально провозглашенной частью территории СССР.
В Малых Кармакулах — ныне полярная станция Северного межрегионального территориального управления Росгидромета. Даты на фронтоне (надпись, сделанная к 100-летию станции) — 1896—1996
В 1942 г. к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа начинают проникать немецкие подводные лодки. И не только проникать, но и отстаиваться здесь. На берегах Новой Земли немцами были размещены автоматические гидрометеостанции, а на Земле Франца-Иосифа была построена полярная станция (Земля Александры)**. Остатки этой станции были обнаружены в 50-е годы.
Для борьбы с германским флотом в 1942 г. создается Новоземельская военно-морская база (ВМБ), имевшая статус временной. В состав базы были включены практически все существовавшие к этому времени населенные пункты и полярные станции. Штаб Новоземельской ВМБ размещался в Белушьей Губе. Базе были переданы два соединения сторожевых кораблей, несколько батарей и полубатарей береговой обороны, а также зенитно-артиллерийские батареи. В 12 км от Белушьей Губы был построен аэродром Рогачёво***.
В июле 1942 г. к Новой Земле подошли несколько судов печально известного конвоя PQ-17. Полярные станции, суда и поселения на Новой Земле обстреливались германскими подводными лодками.
Рогачёво. Здание штаба зенитно-ракетного полка (в/ч 03308). Современное состояние. belushka.ru/forum
Осенью 1942 г. германские самолеты подвергли бомбардировкам Белушью Губу. Весной 1943 г. на аэродроме Рогачёво были размещены истребители «И-15бис». Первые военные летчики на Новой Земле жили в палатках круглый год. Только побывав на островах зимой, можно оценить подвиг этих людей.
В 1946 г. Новоземельская военно-морская база была упразднена. Корабли ВМФ ушли с острова, были вывезены орудия артиллерийских батарей. Годы существования базы, однако, дали мощный толчок развитию Белушьей Губы. Аэродром Рогачёво обеспечивает поселку позиции «столицы островов». В 1947 г. был создан первый аэродром Нагурское на Земле Александры, входящей в состав Земли Франца-Иосифа.
Мыс Желания— крайняя северная точка Новой Земли и почти крайняя восточная точка Европы. Возле метеостанции на границе Баренцева и Карского морей в 2005 г. установлен знак в память о вынужденной зимовке экспедиции Виллема Баренца в 1596—1597 гг. на Новой Земле. Знак в виде прозрачного паруса доставлен из Нидерландов — с родины мореплавателя, именем которого названо море, омывающее Новую Землю с запада.
В 50-е годы Арктика начинает рассматриваться СССР и США в качестве вероятного театра военных действий, поскольку кратчайший путь для стратегической авиации между двумя тогдашними сверхдержавами пролегает через Северный полюс. Вновь создаваемые Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО страны) проявляют интерес к созданию позиций на арктических островах, в том числе на Новой Земле. Новая Земля и Земля Франца-Иосифа начинают рассматриваться как своеобразный «зонтик», прикрывающий с севера Европейскую часть СССР.
В 1949 г. был произведен первый атомный взрыв в СССР на Семипалатинском полигоне. Решение о создании второго, военно-морского, полигона принимается в 1953 г. Причин того, почему именно Новая Земля стала местом его размещения, несколько. Пути к островам были хорошо известны, побережье более или менее освоено, построены пристани и аэродром. Однако при этом здесь были обширные незаселенные территории.
В 1954 г. начинаются работы по созданию полигона. Первым местом для проведения испытаний атомного оружия была выбрана губа Чёрная, где 21 сентября 1955 г. был произведен подводный атомный взрыв. В 1957 г. здесь же был осуществлен единственный на Новой Земле наземный взрыв. В 80-е годы берега Чёрной губы были завалены бронетехникой — танками, БМП, БТР, на которой, видимо, проверялось воздействие атомных взрывов. Поселок испытателей строится неподалеку от Чёрной губы, в губе Башмачная. Территория между Чёрной и Башмачной губами застраивается разного рода сооружениями, назначение которых угадать удается не всегда. Но их число, а зачастую и размеры поражают. В тех местах очень легко понять, во что превратилась бы планета в случае, если бы испытывавшиеся на Новой Земле «изделия» нашли свое боевое применение.
По всей видимости, поселок на берегу губы Башмачная был оставлен в 1969 г., когда произошел выброс радиоактивного газа после испытаний в известняках. В этом поселке все носит следы поспешного бегства, даже строительный раствор, оставленный у недостроенной кирпичной стены. В центре поселка в 80-е годы еще стоял памятник с надписью «Памяти наших погибших товарищей» (текст воспроизвожу по памяти, видел один раз, и более двадцати лет назад). Памятник погибшим товарищам в центре мертвого поселка производит сильное впечатление. Район Чёрной и Башмачной губ впоследствии стал именоваться «Южной зоной» полигона, после выброса 1969 г. и эвакуации поселка испытания здесь не проводились.
Несколько позднее на Новой Земле и З.Ф.И. начинается развертывание частей и подразделений других родов войск и видов вооруженных сил. Были здесь части Ракетных войск стратегического назначения, которые следили за испытательными пусками ракет и запуском космических аппаратов с космодрома Плесецк. В Белушьей Губе дислоцируются военно-строительные части («стройбаты»). На Земле Александры в 70-е годы была создана погранзастава «Нагурская», ставшая самой северной пограничной заставой Советского Союза и нынешней России. Эта погранзастава существует и сейчас.
На острове Греэм-Белл, входящем в состав Земли Франца-Иосифа, существовала отдельная авиакомендатура, поддерживавшая в работоспособном состоянии ледовый аэродром, способный принимать и тяжелые самолеты.
В 1956 г. началось создание «Северной зоны» полигона в районе пролива Маточкин Шар. У западного входа в пролив с южной стороны строится поселок Северный, где и проводились основные испытания в 60—70-е годы. Если «Южная зона» полигона создавалась для испытаний атомного оружия, то первоначальной целью создания «Северной зоны» были испытания ядерного оружия, которое по мощности многократно превосходит атомное. Основные испытания ядерного оружия (водородных бомб) проводились на Новой Земле.
НОВЫЙ РОССИЙСКИЙ ОСТРОВ
В Арктике появился новый российский остров
Один из островов архипелага Земля Франца-Иосифа был разделен проливом на две части
В составе архипелага Земля Франца-Иосифа, находящегося в акватории Северного Ледовитого океана, образовался новый остров. Этот факт был подтвержден в ходе экспедиции гидрографической службы Северного флота (СФ), заявил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Западного военного округа по СФ, капитан первого ранга Вадим Серга.
"В ходе гидрографических исследований на архипелаге Земли Франца-Иосифа экспедиция обнаружила пролив, разделяющий остров Нортбрук на две части. Участники экспедиции провели топографическую съемку побережья и промер глубин в образовавшемся проливе", – цитирует его РИА "Новости". Серга уточнил, что в экспедиции принимало участие гидрографическое судно "Горизонт".
Информация о том, что от Нортбрука отделилась часть острова, появилась еще в 2006 г., но до настоящего момента она не была подтверждена документально. Первым о размытом перешейке между западной и восточной частью Нортбрука сообщил капитан атомного ледокола "Ямал" Станислав Румянцев.
Помимо нового острова в ходе экспедиции гидрографической службы Северного флота был сделан еще ряд открытий. В частности, отряд обнаружил каменную гряду в районе острова Земля Александры, зафиксировал изменения береговой черты острова Галля, обследовал более 20 геодезических пунктов и провел оценку рельефа дна, что будет учтено при корректуре навигационных карт и пособий для судоходства. В общей сложности, экипаж "Горизонта" провел работы на более чем 4 тыс. кв. километров. Сама экспедиция была приурочена к 100-летию похода Георгия Седова к Северному полюсу.
остров Галля, мыс Тегеттхоф Земля Франца-Иосифа
ЗЕМЛЯ АЛЕКСАНДРЫ
Земля Александры — остров архипелага Земля Франца-Иосифа. Административно входит в состав Приморского района Архангельской области России.
Земля Александры на фрагменте обзорной карты. Атлас командира РККА 1938 год.
На северо-востоке находится полуостров Полярных лётчиков. Высшая точка острова — ледяной купол Лунный — 382 метра. Высшая точка непокрытой льдом суши — 68 метров.
На острове находились:
Гидрометеорологическая полярная станция «Нагурская» Госкомгидромета СССР — восточнее холма Приметного, 31 метр над уровнем моря (закрыта в 1997 году).
Вспомогательный аэродром «Нагурское» Оперативной Группы Арктики (ОГА) Дальней авиации СССР (закрыт, по состоянию на 2009 год используется как взлетно-посадочная площадка авиации пограничной службы ФСБ России).
На острове расположены:
С мая 2007 года — база пограничной службы ФСБ России «Нагурская» 80°48′38″ с. ш. 47°39′01″ в. д. .
В 2008 году инфраструктура полярной станции была обновлена, в составе нового городка для пограничников были построены административно-жилой корпус площадью 5000 м², гараж, энергоблок, склад ГСМ, необходимые строения водопровода и канализационной системы.
Купола и ледники
Бо́льшая часть территории покрыта двумя ледниковыми куполами: Лунным и Кропоткина. Крупнейшие ледники Лунного купола это: ледник Вустер, Норденшельда и Пайера.
Озёра
На свободной от ледяных куполов территории множество озёр. Из них крупнейшие Утиное и Ледяное.
Прилегающая акватория
Остров омывается Баренцевым морем.
Проливы
Между полуостровом Полярных лётчиков и полуостровом Армитидж проходит Архангельский пролив. Южнее Архангельского пролива находится пролив Кембридж, омывающий южную часть острова.
Бухты и заливы Земли Александры
Перечисление от крайней западной точки по часовой стрелке:
Бухта Отмелая
Бухта Зверобоев
Бухта Топографов (между мысом Мелехова и западным берегом полуострова Полярных Лётчиков)
Залив Дежнёва
Бухта Северная
Бухта Островная
Залив Вейпрехта
Залив Норденшельда
Мысы Земли Александры
Перечисление от крайней западной точки по часовой стрелке:
мыс Мэри-Хармсуорт
мыс Нимрод
мыс Стрелка
мыс Нагурского
мыс Заманчивый
мыс Томаса
мыс Мелехова
мыс Двойной
мыс Бабушкина
мыс Ледяной
мыс Абросимова
мыс Палец
мыс Лудлова
мыс Лофли
середина полярного лета на ЗФИ
ЗЕМЛЯ ВИЛЬЧЕКА
Земля Вильчека — остров в Северном Ледовитом океане, второй по размерам остров архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван по имени Ганса Вильчека, финансировавшего австрийскую экспедицию Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера, открывшую остров в 1873 году.
Расположен в восточной части архипелага. Отделён от западной группы островов Австрийским проливом, от лежащего северо-восточнее острова Греэм-Белл проливом Моргана. Поверхность острова представляет собой плоскогорье с относительными высотами 400—600 м и почти полностью покрытое ледником. Площадь острова — около 2000 км², наивысшая точка — 606 м.
Близлежащие малые острова
В 9 км к югу от бухты Персей лежит остров Клагенфурт, названный в честь австрийского города Клагенфурт.
Недалеко от восточного побережья расположены острова Горбунова, названные в честь русского натуралиста Григория Петровича Горбунова.
В 1,5 км к юго-востоку лежат четыре небольших острова:
Деревянный
Дауэс
Мак-Культа
Тилло
Климат
Климат суровый, арктический. В году, в среднем, регистрируется всего 18 дней с температурой выше 0 °C. Среднегодовая температура воздуха составляет −12 °C, максимальная зарегистрированная температура +12 °C, минимальная −42 °C. Среднегодовое количество осадков — 280 мм.
ОСТРОВ ГРЕЭМ-БЕЛЛ
Гре́эм-Белл — самый восточный остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа, в Баренцевом море, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Архангельской области. Площадь — 1,7 тыс. км².
Был открыт в 1899 году во время санной поездки американским метеорологом Ивлином Болдуином, назван в честь Александра Грейама Белла.
Высшая точка — 509 метров, ледниковый купол Ветреный.
Крупнейшее озеро на острове — Мелкое, второе по величине — Северное.
Самая северная точка острова — мыс Аэросъёмки, восточная — мыс Семерых (мыс Песчаный). Самой восточной точкой острова и всего архипелага является мыс Олни, севернее которого расположен мыс Кользат; крайняя южная точка — мыс Лейтер.
На западе расположен крупный залив — залив Матусевича. На востоке находится небольшая бухта Илистая со множеством мелких песчаных островков.
Ближайшие острова — остров Перламутровый и Трёхлучевой. На западе Греэм-Белл отделён от острова Земля Вильчека проливом Моргана.
мыс Триест, остров Чамп
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
Архипелаг Земля Франца-Иосифа — это не только самая удаленная северная часть России, но и, пожалуй, один из самых неизведанных туристических уголков в мире. Нет, специалисты там, несомненно, поработали и постарались во многом разобраться, а вот для туристов этот край нашей страны по-прежнему «Терра инкогнита».
Действительно, во-первых, возможность посещать эти острова для отечественных и зарубежных любителей путешествовать появилась буквально пару десятилетий тому назад. Во-вторых, попасть туда можно или по воздуху, например, вертолетом, или по морю-океану, из Мурманска, но это далеко, или из Архангельска — это, конечно, поближе, но в обоих случаях туристические поездки в район ЗФИ случаются не часто. В-третьих, посещать их возможно в течение весьма ограниченного времени, около трех месяцев в году.
Но имеется еще и в-четвертых. Поездка туда любым из приемлемых способов стоит приличных денег, говоря другими словами, ну, много денег надо, поэтому любознательных иностранцев из разных регионов Земли, для которых такие суммы не являются критическими, побывало на архипелаге значительно больше, чем россиян, хотя и наши соотечественники туда стали добираться, и чем дальше, тем больше.
Чудеса на ЗФИ встречаются буквально на каждом островке, но среди всех есть один весьма удивительный клочок суши. И название у него тоже необычное — Чамп, такое вот короткое, но очень звучное. Оказалось, что назван он в честь Уильяма Чампа, который в 1905 году, будучи личным секретарем американского миллионера Циглера, отправился в качестве руководителя спасательной операции по поиску пропавшей полярной экспедиции, финансированной все тем же Циглером.
Так вот арктический остров имени Чампа — одно из уникальнейших мест на Земле — он весь усеян странными, идеально круглыми камнями, получившими название «сферолиты», при этом они бывают от маленьких, карманного формата, до гигантов с диаметром более двух метров и весом во много тонн. Природа их происхождения до сих пор наукой не объяснена. Все это нам рассказали на одном из брифингов, и даже фотографии показали. Очень впечатляющие фотографии, надо сказать. Представляете, как мы возжаждали там побывать!
Вот к этому необычному острову и устремился наш корабль. И все бы ничего, но чем ближе мы подходили к острову, тем плотнее становился туман, и тем меньше была вероятность нашей высадки. Основную опасность в такую погоду представляли медведи, ведь звери могли подойти совершенно бесшумно, им-то туман не помеха, а организовать стопроцентную охрану туристов было весьма затруднительно. Да и осматривать остров в такой туманище — весьма сомнительное удовольствие.
Было решено, что «50 лет Победы» немного постоит вблизи острова Чампа, и мы все подождем, вдруг боги будут милостивы, и туман рассеется.
Вот после принятия такого решения туристы, дабы отвлечь их от грустных мыслей, были приглашены в лекционный зал на еще одно необычное и удивительное мероприятие — Благотворительный аукцион, самый северный из всех, которые когда-либо проводились в мире, все средства от него должны попасть в фонд охраны белых медведей.
Мы еще немного поскучали, но тут прозвучало приглашение всем прибыть на ужин, и мы отправились в ресторан. Там нас ждал большой сюрприз — русский ужин, все официантки были одеты в русские национальные костюмы, на «шведском» столе, вместе с обычными салатами и закусками, лежали традиционные русские продукты — банки с черной икрой, бутылки с разнообразнейшей водкой, какой там только не было: и Столичная, и Царская, и Пять озер, и прочая, и прочая. Не было только Плохой, но такой и в анекдотах не бывает.
Все было хорошо, беда одна — и банки, и бутылки, как были закрыты, так закрытыми и остались до конца ужина. Может, это муляжи были? Мы так и не поняли.
После ужина нас уверили, что, если туман рассеется ночью, а это ожидалось в районе часов двух ночи, то нас поднимут, и мы поедем на экскурсию на «зодиаках», темноты-то не будет, ведь полярный день за бортом не прекращается и ночью.
Мы спали крепко, но вот по громкой связи прозвучало:
— Приглашаем всех на экскурсию на остров Чамп.
Пока это сообщение дублировалось на остальных языках, мы успели одеться, и только в дверях обратили внимание на экран телевизора. Увиденное нас поразило, оказалось, что действительно было 2 часа ночи.
— Во дают, — вырвалось из нас одновременно.
На верхней палубе мы встали в длинную очередь, оказалось, что почти все иностранцы уже собрались, а первыми стояли китайцы, по-видимому, они все спали, не раздеваясь, иначе как можно так быстро собраться.
Началась посадка, «зодиак» за «зодиаком» наполнялись туристами, но не уходили, а собирались неподалеку в стайку, мы все ближе и ближе пододвигались к трапу, заполнилась шестая лодка, и все они тут же исчезли в тумане. Да, да, именно в тумане, который ни на сколько не уменьшился, казалось, он сгустился еще сильней.
— Может это только тут, вокруг корабля, такой туманище, а у берега чисто? — прозвучал чей-то голос за спиной.
Мы переглянулись, такая простая мысль нам не пришла в голову. А, ведь, наверное, это действительно так, подумалось мне, иначе, зачем нас туда тащат среди ночи?
Лодки ушли, нам сказали, что их возвращения придется ждать не менее часа. Значит, они дойдут до берега, высадятся там, погуляют немного и вновь сядут в «зодиаки», чтобы вернуться на борт, и только после этого поплывем мы. Часть туристов ушла, решив, что ожидание посреди ночи не оправдано, но нам было так любопытно, так хотелось увидеть эти круглые камни, а один, что скрывать, тайком положить в карман, что мы остались, и не прогадали. Вот что, в конце концов, произошло.
Мы стояли, опираясь на перила, в томительном ожидании возвращения лодок. Наши глаза были направлены в туманную даль в сторону кормы корабля, нас не волновали посторонние звуки, ничто не отвлекало нас, мы были, как бы это правильней сказать, наверное, зацикленными на самом процессе ожидания. Сами представьте, будят вас посреди ночи и говорят: надо постоять и часок подождать. Чтобы вы сами делали, если бы согласились часок постоять и подождать в 2 часа ночи?
Прошло еще около получаса, на яхтах началось активное шевеление, по-видимому, получили «Добро» и начали готовить резиновые лодки к спуску на воду, но тут из тумана выплыли наши «зодиаки», и мы переключили свое внимание на них. По трапу поднимались туристы, в основном они были молчаливыми и какими-то огорченно-унылыми. Кто-то из россиян, успевших на первый заход, пояснил нам, что там туман не меньше, смотреть не на что, кроме птиц никто им из живности не попался, в общем, плыть не стоит.
Но мы посчитали неразумным отказываться от поездки, после того как столько уже прождали, да еще в такое время, и разместились на бортах лодки, которой управлял Дмитрий. Рядом с нами оказалась еще только одна лодка, больше пассажиров не нашлось. Через несколько минут ледокол исчез в тумане, вторая лодка держалась поблизости, но иногда она тоже начинала растворяться в пространстве и тогда ее контуры с трудом просвечивали через набегающие волны плотного тумана. Двигались мы по наитию, никакими навигационными приборами «зодиаки» не были оснащены, но проскочить мимо довольно большого острова мы не должны были, да и с ледокола по рации могли откорректировать наш маршрут, ведь они-то нас прекрасно видели, вернее не нас, конечно, а ту точку, которая на экране локатора соответствовала нашему местоположению.
Туман немного рассеялся, стало видно и получше, и подальше. Перед нами возник берег острова, покрытый ледником, сползавшим в море, один из айсбергов, недавно отколовшийся от этого ледника, плавал совсем рядом. На айсберге разместилось много птиц, избравших его в качестве подвижной базы отдыха. Часть птиц плавала на воде.
Дмитрий направил лодку в сторону айсберга, чтобы мы смогли как следует рассмотреть птичек. И тут между берегом и лодкой в море появились две быстрые и ловкие фигуры — это были молодые моржи. Звери, не обращая на нас никакого внимания, ныряли, исчезая надолго под водой.
Моржи в очередной раз нырнули и надолго исчезли под водой. Дмитрий завел мотор и начал движение в ту сторону, где недавно были моржи.
— Мы их не напугаем? — спросил кто-то.
— Да, нет, наоборот. Они же любопытные, на шум сами подойдут ближе.
Так все и произошло. Моржи вынырнули рядом с нашей лодкой и какое-то время плавали поблизости, как бы позируя, чтобы мы могли их хорошенько рассмотреть. Интересный факт: согласно эволюционной теории, морж — это ушедший под воду медведь. Мы пытались найти сходство между медведем и моржом, иногда это получалось, но чаще морж походил на кого угодно, но только не на медведя.
путешествие по ЗФИ - ледокол Капитан Драницын
ОСТРОВ ГАЛЛЯ
Шли мы в это время с крейсерской скоростью в сторону острова Галля, одного из самых южных островов архипелага. Именно там у нас была запланирована последняя вертолетная высадка на столовую гору мыса Тегетхоффа. Столовая гора — так по-научному, называют все вершины с усеченной, плоской вершиной. В мире таких гор неисчислимое количество, их образование объясняют выветриванием осадочных пород, из которых они сложены. Много их мы видели и на ЗФИ. Но мне показалось, что там вершины гор просто-напросто ледник или слизнул, или так придавил, что ровная поверхность и образовалась.
Море было спокойно, туман клубился где-то вдали, видимость была весьма приемлемая, поэтому еще очень зáдолго мы, те, кто находились на ходовом мостике, увидели огромный айсберг, одиноко лежащий на поверхности моря.
Тут же возник капитан, распорядившийся сбавить ход и приблизиться к этому красавцу. А там было на что посмотреть. Глыба голубого льда неподвижно разлеглась на морской поверхности, казалось, что она просто так лежит на самом верху, вытянувшись в длину на добрую сотню с лишком метров и вздымаясь вверх на высоту десятиэтажного дома, такая вот горушка возникла перед нами.
За айсбергом уже виднелись острова, к которым мы стремились, но было не до них. Мы впервые увидели настоящий айсберг и жаждали рассмотреть его со всех сторон. Стала понятна причина гибели «Титаника», наткнись на полном ходу на такую преграду и не уцелеет ничто, ни один корабль, возможно, даже такой, как наш ледокол.
Ледокол подобрался к ледяной горе почти вплотную, а затем слегка ткнулся своим носом в краешек этой стены, и сразу же с нее посыпались куски и кусочки, слабенькая оказалась стена.
Шло массовое фотографирование на фоне этого чуда природы. Люди принимали самые причудливые позы, только чтобы поймать понравившийся им ракурс. Не отстали от всех и мы.
Мы стояли высоко над уровнем воды и смотрели вниз, поэтому отчетливо видели, что гора уходит прямо под воду. Было невозможно определить, как далеко, вернее, глубоко она продолжается под водой, но очевидно, что специалисты правы, и большая часть льда находится там внизу, именно под водой, но вот насчет 90%, не знаю, мне кажется, что эта цифра несколько преувеличена.
Атомоход не спеша обходил вокруг ледяной горы, было очевидно, что природа свое дело знает хорошо, лед был весь изъеден нежарким солнцем, туманами и дождями. Было ясно, что долго этому кусищу льда в океане не проплавать, скоро ему придет конец, и объем морской водички ненамного пополнится.
Мы оплыли вокруг айсберга и увидели его обратную сторону, казалось это создание человеческих рук, такая ровная, слегка наклонная, стремящаяся вверх поверхность, предстала перед нами, ну прямо взлетная палуба авианосца, и сразу же перед глазами мысленно возник красавец «Адмирал Кузнецов».
Всë, айсберг остался далеко позади, а мы продолжали свой путь к острову Галля. Перед нами лежала, казалось, бесконечная полоса островов, покрытых снегом и льдом, возможно именно подобную картину и увидели австрийские моряки — первооткрыватели этих островов.
Судно бросило якорь неподалеку от знаменитого мыса Тегетхоффа. Ну, раз уж я написал, что мыс знаменит, то надо пояснить, чем же. Дело в том, что с этого мыса началась история освоения архипелага Земля Франца-Иосифа. Ведь именно в район острова Галля, а если быть точнее, то к этому самому мысу 30 августа 1873 года льды принесли шхуну «Адмирал Тегетхофф» австрийской экспедиции — первооткрывателей ЗФИ. В память об их высадке на мысе установлен памятник шхуне.
Мы смотрели с палубы атомохода на острые кекуры, торчащие прямо из морских глубин, которые известный русский полярник Виктор Боярский образно обозвал «Клыки дракона», и ведь действительно напоминают что-то подобное, правда, самих драконов повидать не удалось, но их клыки могли быть только такими и никакими иными, да и место, казалось бы, прямо-таки для них создано.
Началось долгое ожидание нашей очереди на вертолетную экскурсию. Справедливости ради руководство поменяло очередность полетов, и в этот раз первыми лететь должны были туристы из самой последней группы. Процедура была построена следующим образом. Прежде всего на гору улетела охрана, от медведей можно ожидать чего угодно. Кстати сказать, первыми туристами внизу был замечен белый мишка, но, скорее всего, его сильно напугал вертолетный грохот, и он предпочел скрыться, мы его уже не увидели. Вместе с охраной туда улетел и Ян со товарищем, которые и руководили всеми посадочно-высадочными действиями.
Вертолет пустой вернулся на корабль, в него загрузились китайские товарищи, и карусель закрутилась — вертолет мотался туда-сюда, вез с ледокола очередную группу, затем забирал с острова предшествующую и так до самого конца, когда он совершил последний рейс, вывезя с острова Яна и охрану. Мы оказались теперь уже почти в конце, но очередь, как бы она медленно ни ползла — ведь на полет в два конца с двумя взлетами-посадками и сменой туристов уходило около 10–12 минут — до нас все же добралась, и мы, усевшись в вертолет, на этот раз рядышком с пилотом, чтобы лучше все рассмотреть, отправились на остров.
Так вот перепрыгивая с камня на камень, мы и передвигались от места высадки, пожалуй, единственного по-настоящему ровного, пригодного для вертолета места, к краю вершины, откуда можно было сделать приличные фотографии мыса, моря и корабля, а затем назад к месту посадки.
Сверху, конечно, вид на мыс очень даже ничего, прекрасно видны две скалы- останцы, высотой 25 и 60 метров. У мыса проходит граница — на юг уходят воды Баренцова моря, а на севере лежит бухта Суровая, которая уже входит в акваторию Северного Ледовитого, вот так. Надо сказать, что четко эта граница никак не разграничена.
Не спеша передвигаясь по горе, мы пытались найти хоть какие-нибудь признаки жизни, но вокруг лишь камни, камни, лед и снег, ан нет, вот в одном месте нашелся малюсенький островок зелени, который порадовал нас своим жизнелюбием.
Всë закончилось, вертолет прилетел за нами, пора отправляться вниз на корабль, но прежде надо осмотреть остров сверху.
Вниз от вершины столовой горы острова Галля простираются красивые скалы, названные в память о выдающемся советском геологе академике Александре Николаевиче Заварницком, скалами Заварницкого, протянувшиеся на 15 километров вглубь острова, достигая максимальной высоты в 500 метров.
Ну вот, винт вертолета замер, все вернулись на борт, можно отправляться дальше. С удивлением мы восприняли объявление, что ледокол разворачивается, и мы пойдем назад к острову Чамп. Очень нам понравилось такое решение, может быть, все же удастся попасть на остров с каменными шарами.
Отправляясь дальше, мы в последний раз бросили свой взгляд на «клыки дракона», с этой точки их можно было принять за своеобразные ворота, преграждающие путь к острову Галля и на сам мыс с двумя останцами, украшающими его.
__________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Саватюгин Л.М., Дорожкина М.В. Архипелаг Земля Франца-Иосифа: история, имена и названия. — СПб.: ААНИИ, 2012. — 484 с. — ISBN 978-5-98364-054-2
Сергей В. Попов, Владилен А. Троицкий Архипелаг Земля Франца-Иосифа // Топонимика морей советской Арктики / Под ред. Л. А. Борисова. — Ленинград: Географическое общество СССР, 1972. — С. 85-128. — 316 с. — 1000 экз.
Земля Франца Иосифа : Сборник статей / СССР, Науч.-техн. упр. ВСНХ № 352. — М.: Государственное Техническое Издательство, 1930. — (Труды Института по изучению Севера ; вып. 47).
Михаил Н. Иванычук 14 месяцев на земле Франца Иосифа. Впечатления зимовщика. — Харьков: Український робiтник, 1934. — 122,[2] с.
https://greenbag.ru/russia/
Мартынов В. | Новая Земля — военная земля | Газета «География» № 09/2009
Остров капитана Кучиева | Корабельная сторона от 2 апреля 2008 г. | Издательство «Северная неделя»
Крюков В. Д., Зацепин Е. Н., Сергеев М. Б. Исторический очерк Полярной морской геологоразведочной экспедиции. "Разведка и охрана недр" №8 2012 г.
Самое северное отделение Почты России.
Партнеров Путина в Арктике ждут два миллиона бочек — Наука — GZT.RU
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
https://www.photosight.ru/
фото В.Балякин, О.Паршина, А.Золотина, С.Анисимов
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 18655 просмотров
Комментарии
ЗФИ от Ю.Визбора
Посмотри-ка ты ночью туда,
Где полярная светит звезда.
И пиши теперь письма свои
На архипелаг, на ЗФИ.
O-о-о-о, ЗФИ, синие горы,
Мне не забыть снега твои,
Твои просторы.
Мы сойдем на льды, мы найдем следы.
Здесь надежды лежат у замерзшей воды.
Припев:
Вот какая там есть широта,
Вот какая там есть долгота.
O-о-о-о, ЗФИ, синие горы,
Мне не забыть снега твои,
Твои просторы.
И седой совсем здесь ходил Нансен,
И спасая других здесь погиб Амундсен.
И спроси ребят, как я жил скорбя.
Здесь я понял, что я не могу без тебя.
Отправить комментарий