Священная роща Турек Суртан
Мари-Турек – самый восточный край Марийской республики, это фактически у реки Вятка, где соединяются Кировская область, Татарстан и Удмуртия. Здесь сохранились предания про героев и вождей марийского народа. Самый известный местный богатырь - легендарный Турек Суртан (Тура), могила которого расположена под курганом на окраине поселка Мари-Турек.
САМАЯ ВОСТОЧНАЯ ТОЧКА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО МАРИ-ТУРЕКСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!
Не всегда было спокойно на марийской земле, хоть были тут леса таежные да болота непроходимые, часто совершали на неё набеги степняки, половцы, булгары и татары. Особенно страдали от таких набегов южные границы Марийской земли и те территории, что располагались вдоль крупных рек. А Мари-Турекский край примыкает к правобережью реки Вятка, в которую легко можно попасть из реки Кама. По местным преданиям жил богатырь Турек Суртан во второй половине 14-го века, правил он своим народом мудро и справедливо, был сильным и бесстрашным воином. Не раз прогонял непрошенных гостей со своей земли.
Но однажды пришла в Поволжье неисчислимая рать – это хан Тохтамыш привел сюда свою орду (реальные события 1382 года). В первую очередь разорил он булгарские города на Волге и на Каме, где шла очень большая торговля. Но на этом его нашествие не закончилось, перешел он с войском на правый берег Камы, чтобы и тут чем-нибудь поживиться.
Узнал хан Тохтамыш, что есть на Вятке богатый торговый город Хлынов, и послал туда большой отряд, чтобы разграбить его. В те века основные пути передвижения лежали по рекам, поэтому двинулась рать вверх по Вятке. Но татарам хотелось взять не только сам Хлынов, они решили грабить и разорять все прибрежные селения и илемы. И стал собирать богатырь Турек Суртан (Тура) свою дружину, чтобы защитить марийский народ, который обитал на правом берегу Вятки.
Ударил отряд Турек Суртана неожиданно по ордынцам, так быстро, что они опомниться не успели. И хоть было татар намного больше, но опыта войны в лесу у них не было, поэтому еле спаслась бегством малая часть ордынского войска. Узнав, что населяет этот лесной край «злая черемиса», не отважились больше татары грабить вятские селения, и ушли в сторону Хлынова.
С тех пор стали считать марийцы богатыря Туру своим заступником и защитником, а как умер, то похоронили его около Марийского Турека, под курганом. Могила Турек Суртана стала почитаемой, а самого богатыря всегда поминали в определенный день, и имя его внесли в марийский пантеон богов и героев. Со временем курган стал священной языческой рощей, место это располагалось около селения Нижнего Турека (в настоящее время оно фактически вошло в поселок Мари-Турек).
Много веков почитал марийский народ своего героя, возносились к нему общественные и частные молитвы, приходили на его могилу в бедах и болезнях. Однако в советское время официальные моления в этой священной роще прекратились. Моления снова начались примерно в начале 2000-х годов, конечно, маритурекцы и раньше не забывали своего легендарного земляка, но ходили на его могилу тайно. Так был возрожден древний обряд ежегодного проведения Турек Суртан Кугыза кече около Мари-Турека.
В 2010 году на моление в честь Турек Суртана собралось несколько картов и более полусотни верующих. В центре кюсото находится старая ель (онапу), вокруг которой были выложены девять камней. Как рассказал принявший участие в поклонении Верховный жрец (Шнуй Он) чимари Алексей Якимов, эти камни символизируют девять селений, которые в древности находились на этой земле, и пользовались покровительством легендарного воина-защитника Турека.
Перед тем как организовать моление знаменитому богатырю, вошедшему в пантеон марийских богов и героев, марийцы всегда моются в бане и одевают чистую одежду. На девяти камнях, укрытых еловым лапником, выложили приношения Суртан Туреку. Часть приношений затем кладут в пламя костра, в качестве жертвы Суртан Туреку. Как правило, народ просит в роще исцелений от болезней, достатка в семье, успеха в каком-нибудь деле, мира.
Обычно моления в этой роще проводят осенью (в октябре месяце). Возглавляет языческие моления верховный марийский жрец. Люди приносят в рощу домашние свечи, специальные блины – мелна, квас, мед, другие продукты. Также приносят специально выбранных жертвенных птиц (гусей или уток).
Когда все готово, начинается общее моление. Зажигается восковая свеча, собранная из всех принесенных свечей, от ритуальной еды и напитков возьмут по одному кусочку и несколько глотков.
После моления в кюсото всё обязательно убирают, уносят весь мусор. Покидая рощу, кланяются ей и проговаривают слова благодарности за принятые молитвы. А после всего этого жрец-карт совершит обряд закрытия кюсото, взяв в руки топор и нож, и постукивая ими, сделает три круга по ходу солнца вокруг священного дерева -онапу и жертвенного очага. Этим обрядом будет построен символический "железный забор" с марийского: Кюртньо пече, так называемая защитная оболочка для святилища, чтобы к роще не могли проникнуть нечистая сила, звери и плохие люди. Потом до следующего памятного дня – кюсото как бы отдыхает и набирает «силу».
_________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Группа Вконтакте «Марий Сандалык».
Газета «Марийская правда».
«История сел и деревень Республики Марий Эл». Мари-Турекский район. 2006 г.
История Казанского ханства.
Вложение | Размер |
---|---|
Священная роща Турек Суртан | 926.34 КБ |
Священная роща Турек Суртан | 548.91 КБ |
Священная роща Турек Суртан | 676.41 КБ |
Священная роща Турек Суртан | 659.49 КБ |
Священная роща Турек Суртан | 797.63 КБ |
Священная роща Турек Суртан | 624.07 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 1375 просмотров
Комментарии
Турек Суртан
Данная статья написана на основе нескольких статей и комментариев, найденных в сети,
при этом написаны они были на марийском языке, что усложнило перевод на русский.
Вероятно, что есть неточности, так как при переводе некоторые смыслы терялись или изменялись.
Вообще про этого легендарного князя очень мало информации, хотя я думаю, что в письменных источниках она все же где-то записана, только нужно искать.
Этот герой довольно малоизвестный среди остальных марийских князей, хотя рощи с его именем есть у восточных мари на Урале.
Так, что будет просьба - у кого-то если есть материалы про Суртан Турека, просим поделиться с нами, или прислать по адресу, указанному внизу страницы нашего сайта.
Отправить комментарий