Село Соколка
Село Соколка находится на р. Зай, в 20 км к северу от г. Бугульма. основано в середине 18-го века, до 1860-х годов жители относились к категории государственных крестьян.
Село образовано из крестьян сословия - однодворцев переселённых из-под Курска во время планового заселения территорий, предположительно из села Средние Апочки Горшечинского района. Жители села занимались земледелием, разведением скота.
В начале 20 в. в селе функционировали церковь, церковно-приходская и земская школы, 4 водяная мельницы. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4117 десятин.
фольклорная группа Сокольская Курчаночка
До 1920 г. село входило в Микулинскую волость Бугульминского уезда Самарской губернии. С 1920 г. в составе Бугульминского кантона ТАССР. С 10.08.1930 г. в Бугульминском районе.
Число жителей: в 1859 г. - 1052, в 1889 г. - 1160, в 1897 г. - 1779, в 1910 г. - 1961, в 1920 г. - 1797, в 1926 г. - 1517, в 1938 г. - 941, в 1949 г. - 699, в 1958 г. - 692, в 1970 г. - 721, в 1979 г. - 625, в 1989 г. - 440, в 2002 г. - 489 чел.района). Сохраним традиции и обычаи наших предков!!!
Соколка. Часовня Всех святых.
Часовня на кладбище
Республика Татарстан / Бугульминский район / Соколка
Альметьевская и Бугульминская епархия / Бугульминское благочиние
Часовня. Действует.
Освящена в честь: Всех Святых
Год постройки: приблизительно не позже 2010.
Адрес: Республика Татарстан, Бугульминский район, село Соколка, сельское кладбище.
Координаты:54.649022, 52.868684
Проезд:
Из Бугульмы в северо-восточном направлении по автодороге Бугульма - Азнакаево. Через 7 км после выезда из города повернуть налево по указателю "Соколка", еще через 4,5 км налево к кладбищу. Через 300 метров часовня будет слева от входа на кладбище.
В селе Соколка Бугульминского района безвозмездно отремонтирована после поджога часовня
04.01.2014
Накануне Рождества Христова строители ООО " Жилсервис" под руководством Анатолия Красильникова сделали хороший подарок православным верующим села Соколка Бугульминского района, отремонтировав там часовню, не так давно пострадавшую от поджога.
Благотворительный ремонт обошёлся спонсору в сумму свыше 175 тысяч рублей. Правда, требуется ещё реставрация купола, который до пожара был изготовлен и позолочен за пределами Татарстана.
ФОЛЬКЛОР
Курчанские бабушки тоже были звёздами.
Юные краеведы Подгорненской средней школы изучили песенные традиции переселенцев из-под Курска.
Им посчастливилось прикоснуться к фольклорным записям курчанских бабушек, которые участвовали во Всесоюзном фольклорном фестивале «Московская осень».
…Село Соколка расположено на побережье небольшой, но красивой реки Зай.
Давным-давно пришли в эти края переселенцы из Курской губернии. Привезли с собой детей в старых телегах да раздольные песни, которые до сих пор любимы в каждой семье. Построили рубленые избы, накрыли их по осени ржаной соломой и начали новую жизнь. Трудились от зари до зари. На помощь приходили народные песни: то печальные и протяжные, то задорные и весёлые. Их мелодии и ритмы приспособлены к движениям человека во время тяжёлого труда.
Шли годы. Репертуар становился богаче, разнообразнее. Народ пел и в горе, и в радости. Песни гневные, могучие и вольные. Село строилось, хорошело год от года. Курчане разводили коров, овец. В реке водилась форель. В годы Советской власти построили коровники, кошары. Совхозные земли были плодородными и давали богатый урожай. Появились мини-электростанции, запруды, радиоузел.
Но курчане не только хорошо работали, но и культурно отдыхали. Молодёжь вечерами танцевала под балалайку или гармонь. А в начале 60-х годов прошлого столетия был создан хор «Курчаночка», который прославился на всю округу.
Бывшая заведующая Сокольским клубом Лидия Яковлевна Григорьева рассказала:
- Хор «Курчаночка» насчитывал пятьдесят человек. Баянист приезжал из города. Песни для выступлений подбирали сами - лирические, патриотические, шуточные. Была своя агитбригада. Ставили интермедии, выступали на праздниках, посвящённых первой борозде, уборке урожая, праздникам 8 Марта, 23 февраля, Новому году, Дню работников сельского хозяйства. Хор «Курчаночка» каждый год выезжал на районные, республиканские смотры, фестивали и конкурсы самодеятельных коллективов.
Однажды в Бугульминский район приехала представитель из Министерства культуры СССР. В 80-е годы руководство страны уделяло большое внимание фольклорным коллективам. Нина Михайловна (так звали московского специалиста) и заведующая Бугульминским отделом культуры Клавдия Константиновна Нагорнова приехали в Соколку и пригласили участников хора «Курчаночка» - Анну Ильиничну Останкову, Евдокию Ивановну Григорьеву, Марью Михайловну Насонову и Марию Федоровну Литвинову, чтобы они исполнили старинные песни.
Бабушки собрались, без труда подобрали нужный репертуар, вспомнили голоса. И полились песни… А голоса и вправду были красивые! Их выступление очень понравилось Нине Михайловне, и она пригласила песенниц в Москву на Всесоюзный фольклорный фестиваль «Московская осень». Совхоз «Сокольский» оплатил пошив костюмов и поездку в столицу. Лидия Яковлевна и художественный руководитель хора Галина Краснова сопровождали бабушек.
По приезду в Москву наших артистов поселили в гостиницу. На второй день они выступали на сцене концертного зала имени Чайковского. Спели шесть народных песен. Прослушав выступление хора, композитор Левашов предложил записать каждую на студии грамзаписи «Мелодия». Это был невероятный успех!
Неделя прошла незаметно, домой курчанские бабушки вернулись звёздами!
…Прошли десятилетия, уже нет в живых знаменитых курчанских бабушек. Но их песни звучат и поныне. Традиции продолжает новый состав хора «Курчаночка» при Подгорненском сельском доме культуры.
Мы радовались большому успеху «Бурановских бабушек» на «Евровидении-2012», а как оказалось, и наши курчанские бабушки были тоже знаменитыми! Нам посчастливилось найти фотографии знаменитых бабушек и записи их песен.
Ксения МАЛЫХИНА, юный краевед Подгорненской школы Фото из архива школьного музея.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ
Право получения здесь земель правительство предоставило государственным крестьянам, преимущественно однодворцам, которые составляли 76% крестьян-переселенцев. Однодворцы были потомками служилых людей, стрельцов, детей боярских, поселенные в XVI—XVIIвв. на южные границы Русского государства для защиты от астраханских ,крымских и казанских татар. Они представляли собой наиболее зажиточную и культурную прослойку среди крестьян, некоторые из них даже имели своих крепостных. Однодворцы были в большинстве своем грамотными людьми. В Бугульминский уезд первоначально переселялись преимущественно средние и зажиточные слои однодворцев.
Из обозрения дел Самарской казенной палаты видно, что им принадлежит первоначальное устройство водяных мельниц, прудов, колодцев, фруктовых садов, устройство других хозяйственных обзаведений в глухой степи, которые оживляли край. Они шли впереди хозяйственной и промышленной жизни края. Однодворцы были грамотны, и в то отдаленное и глухое время в семьях их можно было встретить даже гражданскую книгу, составлявшую редкость и среди городского населения России. В семьях их сохранялись по наследству разные интересные рукописи. Как грамотные и более развитые люди, они несли общественные должности и являлись первыми учителями народа, собирая детей для обучения грамоте. Первая школа грамоты возникла у нас среди них. Однодворцам наш край многим обязан своим развитием.В селе Соколка в 1890 году их значилось 1960 человека.
Надо сказать, что под однодворцами разумеется класс людей, образовавшийся из служилых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов: казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщеков, воротников.
Мужчины однодворцы слыли домовитыми и аккуратными; двор строили укромно, в отличие от крепостных крестьян, любили высокие плетни и каменные заборы. Одевались чисто и «не без форса». По цвету их домотканых рубах можно было отличить, из какой они губернии. Жены однодворцев в XVI-XVII веках носили юбки-андараки из клетчатой шерстяной материи. Ткани домотканой одежды однодворцев окрашивались растительными красителями. Так, для окраски в черный цвет использовали кору ольхи или черноклёна, для окраски в синий — кору вайды или синила, а кору морены красильной — для окраски в красный. При этом красный цвет всегда был наиболее предпочтителен, считался цветом плодородия, света, долголетия и могущества. В однодворческой среде он преобладал в праздничной и свадебной одежде, а также в костюме молодых людей. В XVIII веке костюм однодворцев часто приближался к дворянскому, а мундир, оставшийся после службы в драгунах или в ландмилиции, мужчины бережно хранили и надевали по праздникам.
Известный российский общественный деятель и юрист Я. Л. Тейтель, в 1870 году об однодворцах и их женах писал: «…мужчины большею частию теряли свой дворянский облик, среди женщин же попадались лица, свидетельствовавшие о расе и дворянском происхождении…»
Об особой гармонии платья и природной красоте однодворок писал известный литературный критик В. П. Боткин, посетивший вместе с А. А. Фетом деревни Курской губернии: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее — одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках».
Однодворческие женщины, в отличие от крепостных соседок, хорошо готовили. Стол у них, хоть и был «небогатый», но разнообразный. Многие старинные кушанья можно попробовать именно в однодворческих семьях. Например, саламата — густой как каша молочный суп, кипящее молоко заправленное мукой, куда иногда добавляют ещё и каймак; также суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пшеничной мукой.
Несомненно, саламата — еда восточного происхождения, обычная казачья пища в степных походах старого времени. У сегодняшних мусульман есть похожее ритуальное блюдо, которое готовят в ночь перед празднованием новруза (зороастрийского Нового года). Очень самобытно выглядело праздничное угощение у Курских однодворцев. Садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хозяйка тут же выносила блюдо с нарезанным тёплым хлебом-ситником, политым коровьим маслом (память о «поклонении хлебу»), а хозяин — «обносил» гостей. При этом пили все из одной чарки. Следующее блюдо — холодец, залитый домашним квасом, на манер окрошки. А уже потом ставили другие закуски, смотря по-зажиточности. Но обязательными были жирная лапша и молочная каша на десерт. Кроме этого, индейки и гуси разводились главным образом однодворцами, а уже затем распространились в другие деревни.
Что же до сильной стати потомков однодворцев, то великий русский писатель, граф Л. Н. Толстой однажды верно подметил: «…они (однодворцы) никогда не знали помещиков-крепостников. Это и сказывалось на их свободном и доверительном отношении, и чувстве собственного достоинства. Они относились к дворянам не как к господам, а как к богатым хуторянам, здороваясь они протягивали руки, приглашали их в гости, не стеснялись, не притворялись…»
Колядки на Рождество в селе
Соколка – малая Родина
Самые яркие и неизгладимые впечатления человека связаны с его детскими годами. И есть места, которые не найти ни на одной карте, но они всегда в наших сердцах. Для моих земляков, подгорненцев, это речка Зай, где купается детвора, цепляясь за ветви ивы; овраг Суходол, маленький, но быстрый ручей Солоязка, многочисленные родники с живой водой. Наши места красивы в любое время года.
Начиная с первого класса школьники села изучают родной край, народные традиции и обычаи, учатся любить и беречь природу. А в кружке краеведения воссоздаем историю Подгорного, встречаемся с первыми рабочими Сокольской МТС, старожилами.
Интересным собеседником стал для юных краеведов Михаил Николаевич Жилин, рассказавший о становлении совхоза «Сокольский». Сам Михаил Николаевич родом из деревни Забугоровка, родился там в 1931 году. Отец его, Николай Романович, работал на Бугульминской МТС бригадиром. Но в военном 1943 году Жилины переехали на новое место жительства, поскольку райком партии направил Николая Романовича главным механиком на Сокольскую машинно-тракторную станцию. Станция была построена в тридцатые годы ХХ века на пустыре между деревней Солояз и селом Соколка. Здание МТС сохранилось до наших дней, сейчас, правда, не используется, но все еще крепкое. В мастерских находились токарный станок, склад запчастей, нефтяной генератор для выработки электроэнергии, который затем заменили двумя дизельными. Здесь ремонтировали тракторы и комбайны со всего района.
На МТС трудились жители близлежащих деревень, эта работа с техникой нравилась молодежи. Для рабочих были построены два деревянных общежития. Вот в одном из них и поселилась семья Жилиных. В начале пятидесятых, когда труд начали оплачивать деньгами, жить стало легче, и в 1954 году работники поставили свои собственные дома вдоль Солоязки. На первой улице жили семьи Мазловых, Рассохиных, Канищевых, Котловых, Хаминовых, Галочкиных, Богдановых.
В 1954 году Михаил Николаевич женился на Антониде Ивановне, и молодая семья в 1956 году начала строить дом. Через год состоялось новоселье. Семейная жизнь сложилась хорошо: вырастили двоих детей, дождались внуков.
Сокольская машинно-тракторная станция обслуживала колхозы и совхозы Бугульмы, а также Азнакаевского и часть Лениногорского районов. Со временем центром МТС стал Подгорный; тогда он состоял всего из одной улицы, менее чем из 20 домов. Интересна история названия поселка. Вначале, как вспоминают старожилы, его хотели назвать Ивановским, так как многих мужчин звали Иванами. Но кто-то предложил назвать Подгорным, раз место защищено горами. К этому времени уже стояли четыре двухквартирных дома, столовая, контора, мастерская, каменные складские помещения. В марте 1957 года организовали сов-хоз «Сокольский» зерно-животноводческого направления, который возглавил Лев Равилович Шарифуллин. В том же году протянули высоковольтную линию, построили несколько зданий из природного камня, который добывали здесь же, возле Соколки. Когда через пять лет совхоз принял Анвар Исхакович Батыршин, это было уже большое хозяйство, в составе которого находились 36 деревень и 20 тысяч гектаров пашни.
За этот период в поселке построили медпункт (ныне располагается исполком Совета Подгорненского сельского поселения), контору, в которой находились библиотека, красный уголок (теперь там почтовое отделение). Тут же продуктовый ларек. По вечерам и в выходные дни жители центральной усадьбы совхоза «Сокольский» приходили в красный уголок, играли в шашки, домино, бильярд, проводили соревнования, смотрели фильмы, которые привозила передвижная киноустановка. А на концерты все спешили в село Соколку, где имелся большой клуб. Очень любили слушать, как поет хор «Курчаночка». Певческий коллектив был в свое время знаменит. Его выступлениями восхищались не только на юго-востоке ТАССР, но и в Казани. С помощью Интернета недавно удалось найти записи песен в исполнении солисток хора, которые были сделаны на московской студии грамзаписи.
В 1966 году «Сокольский» разделили на пять совхозов, три из которых отошли в Азнакаевский район. С 1966 по 1970 годы в нашем директорствовал А.Александров. В 1968 году к Дню Победы в Великой Отечественной войне сельчане поставили памятник воинам и заложили капсулу с именами погибших. Разбили также парк, посадили аллею вдоль дороги. Инициаторами создания памятника были А.Александров и А.Винокуров. В эти годы получает развитие свиноводство, стало увеличиваться население. Работать на новые фермы приезжали люди со всей округи. Поселок Подгорный уже тогда привлекал людей красотой природы, благоприятными условиями для жизни.
крестьянский обед на полевых работах
В начале 1971 года директором совхоза «Сокольский» становится Д. Мубаракшин. В годы его работы резко увеличились доходы производства, началось крупное строительство жилищно-коммунальных объектов. Процветал также и совхоз «Пугачевский», где директором был А.Малыхин и где построен свинокомплекс на 54 тысячи голов. Для выращивания животных требовались разные специалисты. Местные жители до сих пор вспоминают, как в «Пугачевский» рабочих доставляли только из Подгорного на четырех вахтовых автобусах. А ведь приезжали еще из Старого Сумарокова, Бугульмы. Население в Подгорном выросло до 2,5 тысячи человек. Люди нуждались в жилье, и два совхоза начали строить для них дома улучшенной планировки, объекты соцкультбыта.
В 1981 году открыли восьмилетнюю школу. Первым директором стала Валентина Петровна Малыхина, которая отдала много сил и душевного тепла своим ученикам, коллегам, односельчанам. Затем построили детский комбинат «Сказка», заведующей которого стала Мария Максимовна Ильина. Через пять лет распахнул двери дом культуры, один за другим заселили 22 двухэтажных благоустроенных дома, появилась телефонная станция.
На территории поселка раньше было два конных двора. На одном из них держали породистых лошадей. Наши спортсмены (М. Лукашев, М.Ильин) со своими рысаками участвовали даже в российских скачках и занимали призовые места.
Сельсовет, который долгое время находился в Соколке, в восьмидесятые годы перевели в Подгорный. Много лет его председателем люди избирали Бориса Ивановича Канищева. А еще живет у нас ветеран труда - почетный донор Евгения Вячеславовна Куприянова, любимый фельд-шер. Много лет она заботилась о здоровье земляков.
К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в торжественной обстановке открыли памятник с мемориальными досками, где высечены фамилии погибших воинов всех сел, входивших в состав совета местного самоуправления.
90-е годы ушедшего века принесли с собой не-уверенность в себе, потерю некоторых ценностей. Люди покидали родные места в поисках лучшей доли. Но, несмотря на трудности, хлеборобам и животноводам поселка Подгорный во главе с Тауфиком Исхаковичем Салаховым удалось сохранить хозяйство. Оно переименовано в ООО «Пугачевский».
Отрадно, что сейчас многие возвращаются в поселок вместе с семьями. Снова звенят детские голоса на улицах Подгорного. Зимой взрослые с детьми выходят на лыжню, летом – в лес, на речку. Когда проходят народные праздники, то на улице собирается и стар и млад. Большой популярностью пользуются у нас такие праздники, как встреча Нового года, Рождество, Масленица, Сабантуй.
А среди выпускников местной школы, которыми гордятся односельчане, есть и профессора, и кандидаты наук, аспиранты, и известные спортсмены. Ребята подрастают на примерах достойных людей - заместителя начальника Бугульминской полиции А.Канищева, депутата Госсовета РТ Л. Малыхиной, кандидата наук, преподавателя КГУ М. Исаевой, чемпиона России по армрестлингу А. Курашкина. На всю республику прославилась династия хлеборобов Тугаевых. Наши юноши с честью несут нелегкую, но почетную службу в рядах Российской армии. Сергей Лукашев служил в Чечне и за заслуги перед Отечеством награжден боевой медалью.
Мы можем с гордостью сказать: старшее поколение сумело передать детям свою любовь к родной земле. Регулярные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, известными людьми края убедили в том, что мы – потомки великого народа, сила которого заключается в патриотизме, трудолюбии и свободолюбии.
_________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Село Соколка Вконтакте – Курчане.
https://www.bugulma-tatarstan.ru/
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
https://sobory.ru/
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ: Терентий, С.Тихонов.
- Татарстан:
- Тэги:
- 10145 просмотров
Комментарии
сёла и деревни Татарстана!
до сих пор неизучены и не систематизированы многие исторические села и деревни республики,
древние места, исторические памятники, место рождения и жизни известных людей, археологические памятники, могильники, стариные кладбища, булгарские курганы и городища,
культовые места, священные рощи, храмы, мечети, часовни, и многое другое -
всё это ждет историков, краеведов и археологов!
Увы, до сих пор нет конкретного интернет-ресурса по этой теме в РТ.
к сожалению нет должной истории сел и деревень РТ, как например есть сайт по данной тематике в Марий Эл, небольшие крохи информации есть по отдельным селам...
Я ищу Лидии Григорьевой
Я 1974 году был в гостях Бугульминском районе село Соколки. Там познакомился с Лидиией Григорьевой. Потом переписавались. Сейчас не знаю где она находится. Помогите пожалуйста найти ее.
С приветом Хатиф Гараев.
Это моя бабушка.
Это моя бабушка.
Уважаемые читатели!
Уважаемые читатели и гости сайта!
Если вы откликнулись на чье-то сообщение или ищете ваших родственников, знакомых и земляков -
оставляйте ваши контакты, можно тут, хотя бы электр. почту, поскольку потом уже пишут нам и просят дать ваши контакты, а мы также ими не владеем, поэтому для удобства лучше оставлять тут!
С уважением администрация сайта!
внук
В годы войны председателем колхоза Сокольский был не Жилин, а Ильина Елизавета Петровна и она помогала фронту и людям.
Добрый день! Интересуюсь
Добрый день! Интересуюсь историей села разыскивая следы предков по линии бабушки-Мальцевой Марии Васильевны. Она была отдана замуж за Золотухина Артемия Ивановича из села Андреевки. Может старые люди села, а именно Мальцевы что ни будь и помнят о своих предках. Хотя уж очень давно все было. Спасибо. До свидания.
Отправить комментарий