Историческое село Иж-Бобья

 О

Иж-Бобья (тат. Иж-Бубый) — село в Агрызском районе Республики Татарстан.

Муниципальный район Агрызский Сельское поселение Иж-Бобьинское

Координаты: 56°28?08.41? с. ш. 52°59?45.29? в. д.? / ?56.469003° с. ш. 52.995914° в. д. (G) (O) (Я).

Население 710 человек (2010г.)

Национальный состав татары

Конфессиональный состав мусульмане-сунниты.

Часовой пояс UTC+4

Автомобильный код 16, 116.

Близлежащие города: Ижевск, Пермь, Киров.

 

Известные люди сельского поселения

 

ИСКАНДЕР ЗИГАНГАРАЕВ!!!

Выходцами из д. Иж-Бобья были такие известные люди, как: Валидов Юнус Нуриманович (1889-1924 гг.) - первый нарком земледелия ТАССР (1920-1924 г.). До 1917 года работал учителем. В 1918-1920 гг. - комиссар дивизиона на Южном фронте, зам. Начальник политотдела Центральной мусульманской военной комиссии.

Халили Якуб Ибрагимович (1878-1937 г.) - Журналист, педагог, просветитель. В 1913-1918 гг. - издатель и редактор журнала «Балалар д?ньясы». Автор учебных пособий для татарских школ: «В мире науки» («Гыйльме халь», 1910 г.), «Новейшая азбука» («И?-я?а ?лифба», 1910 г.), основатель и первый редактор журнала для женщин «Сююмбике» (1913-1918). После 1917 года работал в различных государственных учреждениях Казани и Буинска.

Абдрахманов Кутдус Абдрахманович (1882-1953 гг.) - Педагог и просветитель, автор учебников на татарском языке. Выпускник медресе Буби, в 1903-1911 гг. - его преподаватель. После закрытия медресе продолжал работать в Иж-Бобье в земской школе. В 1921-1923 гг. он был заведующим отделом народного образования кантона, в 1923-1945 г. - работал директором Иж-Бобьинской средней школы.

Его сын Асаф Кутдусович Абдрахманов (1919 г.р.) - Герой Советского Союза.

Ахметзянов Мигдат Мухаметзянович - доктор медицинских наук, кардиолог. Балтанов Губайдулла Тажетдинович - руководитель в области образования и культуры.

Сайманов Харис - работал долгие годы в области образования - учителем. Зайнаб Максудова (1897-1980 г.) - просветитель-журналист, археограф. Назип Думави (1883-1933 г.) - писатель.

ПОЛОВОДЬЕ В ИЖ-БОБЬЕ

О

Педагоги - просветители Буби: Буби (Нигматуллин) Габдулла (1871-1922 гг.), богослов, педагог. Брат Губайдуллы и Мухлисы Буби. Образование получил в медресе «Буби». С 1895 года совместно с братом участвовал в реформировании этого учебного заведения, преподавал богословие дисциплины. В 1911 году арестован по обвинению в пропаганде панисламизма. После освобождения из тюрьмы в 1913 году с семьёй выехал в г.Кульджа (Китай), где с женой Хуснифатимой организовал школу, которая имела и женские классы. В 1917-1918 гг. - преподавал в учительской семинарии Яушевых (г.Троицк).

С 1918 года продолжил педагогическую деятельность в д.Иж-Бобья. Габдулла - автор богословских сочинений, внесших значительный вклад в формирование татарской религиозно-реформаторской мысли начала 20-ого века, автор переводов М.Е.Салтыкова-Щедрина, и автор сатирических рассказов.

Буби (Нигматуллин) Губайдулла (1866-1936 гг.), педагог.

Брат Габдуллы и Мухлисы Буби. Образование получил в медресе «Буби», в Стамбуле. В 1895 году после возвращения на родину вместе с братом приступил к переустройству медресе. До 1911 года руководитель мударрис, преподаватель естественной дисциплины. После разгрома медресе переехал в г. Уфу; В 1912-1924 гг. преподавал физику и географию в различных медресе и школах.

В 1924-1926 гг. был директором сельхоз. Техникума в г. Казани, в 1927-1930 гг. - директором школы в г.Коканде (Узбекская ССР). С 1930 года жил в Ленинграде. Губайдулла - автор учебников по географии, физике, естествознанию, этике, грамматике татарского языка, которые в 1898-1917 гг. неоднократно переиздавались.

Буби (Нигматуллин) Мухлиса (1869-1937 гг.) - религиозный и общественный деятель, педагог.

Сестра Габдуллы и Губайдуллы Буби. Вместе с братьями и их жёнами - Насимой и Хуснифатимой Нигматуллиными организовала женскую школу в д.Иж-Бобья, ставшую практически первой женской гимназией у татар, в которой обучались многие представители тюркских народов России.

В1912-1917 гг. возглавляла татарскую женскую школу в г.Троицке и преподавала в женской гимназии. В 1917 году была избрана членом Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, и стала первой женщиной - кази в России. Необоснованно репрессирована; реабилитирована посмертно.

 

Достопримечательности села:

Д. Иж-бобья известна своим медресе «Буби», домом купца М. Ахметзянова – архитектурным памятником конца XIX века.

ИСКАНДЕР ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ ИЖ-БОБЬИНСКОЙ ШКОЛЫ

О

Иж-Бобьинское сельское поселение Агрызского муниципального района Республики Татарстан 422202, Республика Татарстан, Агрызский район, с. Иж-Бобья, ул. Центральная, д.41 Телефон: (85551) 3-40-45 Глава: Халиуллин Айдар Явдатович.

 

Географическое положение

Иж-Бобьинское сельское поселение Агрызского муниципального района расположено в 5 км от районного центра г. Агрыза.

В состав Иж-Бобьинского сельского поселения входят два населенных пунктов: д. Иж-Бобья, д. Иж-Байки. Административным центром поселения является населенный пункт – д. Иж-Бобья.

По территории Иж-Бобьинского сельского поселения протекают несколько рек, которые в основном охватывают всю территорию сельского поселения.

Это реки: Иж, Бобинка, Лекешмеска.

Площадь, численность и состав населения Территория муниципального образования занимает – 6223,8 га, в т.ч. площадь земель сельскохозяйственного назначения 2919 га. Численность постоянного населения (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 863 человек, в т.ч. в возрасте: моложе трудоспособного – 183 чел., трудоспособном – 462 чел., старше трудоспособного – 218 чел.

О

Краткая историческая справка о поселении Иж-Бобья Село Иж-Бобья расположена в Агрызском районе Республики Татарстан, в живописнейшем месте, на берегу речки Бобьинки недалеко от ее впадения в реку Иж. Отсюда произошло и название деревни.

В Х1Х- начале ХХ веков она входила в Сарапульский уезд Вятской губернии и находилась на расстоянии 50 километров к западу от уездного города. Первые мусульмане появились в этих краях, населенных марийцами, около 1730 годов. Это были Сулейман и Габдулла, выходцы из деревни Карадуган Казанской губернии (д. Карадуван Балтасинского района РТ).

Возможно, они перебрались сюда, так как через эту местность пролегал торговый путь из Среднего Поволжья в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, торговые люди Сулуейман и Габдулла решили обосноваться здесь. После завоевания Казанского ханства - татары бежали в леса и пустынные места, мусульмане начали строить деревни и обустраивать свою жизнь.

Иж-Буби вполне могло быть подобным селом. Как бы там ни было, постепенно число мусульман – татар в Иж-Буби увеличилось, а многие марийцы перебрались в близлежащие марийские селения или омусульманились (очень часто в татарских архивах так и пишется, но, зная менталитет мари, хочется отметить, что просто так они не принимали ислам, тем более, в сельской местности, где языческий дух был очень крепок).

О
Как и повсюду, поселившиеся здесь татары рубили лес, сеяли хлеб, пасли скот, косили сено, охотились, ловили рыбу, занимались бортничеством. А так же торговали, кто был более удачливым торговал сам, а менее удачливые нанимались перевозить товары принадлежавшие другим. 1716 году в 10 хозяйствах проживало 45 татар (учитывались только мужские души).

Торговцы из Иж-Буби уже XVIII веке торговали в Оренбурге, Москве, Перми, Средней Азии, Сибире и Мекке. Уже в начале ХХ века Иж- Буби представляла из себя городской посад, со своими магазинами, торговыми рядами и двух этажными домами . Известно, что с конца XVIII века в Иж-Бобье функционировало медресе. Особую известность медресе получило в конце Х1Х века.

Таким образом, в конце Х1Х в начале ХХ века Иж-Бобья стала одним из центров татарского просветительства наряду с такими большими городами как Казань, Оренбург, Уфа. До 1917 года функционировала одна мечеть (здание сохранилось до сегодняшнего дня) 1895 года постройки, жилой дом известных просветителей Бобинских (здание сохранилось), дом купца Габдуллы Губайдуллина (здание сохранилось).

Здание знаменитого медресе в конце 20-х годов ХХ столетия было перевезено в г. Агрыз и долгое время служило поликлиникой, потом музеем истории Агрыза и Агрызского района. До 1921 года за рекой Иж в живописнейшем месте имелась лечебница, где разводили кобыл и лечились кумысом и куда приезжали лечиться из многих мест, содержал лечебницу купец Габдрахман Губайдуллин.

О

Мусульманское просвещение в Иж-Бобье Деревня Иж-Бобья более известна своим медресе, чем Иж-Байкинская. Видимо, в середине XVIII века в Иж-Буби появилась маленькая мечеть. Первым муллой там был Юлдаш бине Бигем бине Девлеткильде и от него остались переписанные его рукой две книги, но сведений о том, что было медресе в Иж-Буби нет, хотя перепиской книг занимались шакирды.

В истории точно известно, что медресе в Иж-Буби было и официальной датой основания Иж-Бобинского медресе считается 1781 год. И муллой в то время был Габдулкариме бине Халиулла бине Гусман неизвестно когда он родился и где учился, известно, что он был мударрисом и имел много шакирдов. Особую известность Иж-Бобинское медресе в мусульманском мире начал получать в конце Х1Х столетия и вплоть до разгрома царским правительством в 1911 году была одним из ведущих учебных заведении мусульманского мира.

В то время руководили Иж-Бобьинским медресе родные братья Габдулла Габдулгаллямович Нигматуллин–Буби и его брат Губайдулла Габдулгаллямович Нигматуллин-Буби. Этот период развития Иж-Бобьинского медресе является периодом расцвета данного учебного заведения. С 1907 года начала работу первая в истории мусульманского мира женское медресе руководила женским медресе сестра братьев Бубинских, Мухлиса Нигматуллина-Буби и в плоть до закрытия медресе так же занималась обучением девушек.

О

В 1911 году по доносу Ишми хазрата медресе было разгромлена, книги и прочая литература была уничтожена самими шакирдами. После суда в 1912 году, где были оправданы все обвиняемые в панисламизме, медресе прекратила свое существование как светоч науки в мусульманском мире. Однако обучение не прекращалось. После революции 1917 года и гражданской войны жизнь в деревне продолжалась своим чередом. В 1921 году началось становление Советской власти в с. Иж-Бобья.

Первым председателем Сельсовета был избран по архивным документам Гиззатуллин Харис. В 1928 году была организована первая артель, называлась она «Красный садовод». Организаторами артели были Садыков Багави, Шляпин Габдрахман, Кабиров Шарафи. В 1929 году был организован первый колхоз назывался «Изиль» (Исполним заветы Ильича) 1929-1931 год, 1932-1956 год «Каганович», 1957-1992 год «Искра», 06.02.1992 года «Ялкын», с 2006 года в составе агрофирмы «Ак-Барс Агрыз».

Одновременно совместно с коллективизацией проводилось повсеместное раскулачивание наиболее зажиточных семей, так в 30-х годах ХХ столетия были сосланы в Магнитогорск и в Челябинскую область 15 семей, дома в которых они жили, были переданы в Советские учреждения и в колхоз, вот некоторые из них: Каримов Ибрай - дом перевезен в г. Агрыз, стоял на рынке, служила лабораторией по проверке качества молока. Нафиков Хасан - дом перевезен в г. Агрыз, мельница в колхозе. Исмагилов Ахметзян - дом перевезен в г. Агрыз, долгое время служила зданием типографии. Арслангали - здание сельсовета. Файзуллин Мулла – долгое время дом в г. Агрыз служил военкоматом. Камкин Хузя – дом долгое время служил правлением колхоза. Так же дома и несосланных граждан были переданы различным учреждениям: Дом Мухаметзяна Ахметзянова со всеми надворными постройками передан Иж-Бобьинской средней школе, снесен в 2004 году из-за аварийного состояния. Дом братьев Буби было школой, а в последние годы здание занимает правление колхоза. В 1928 году Иж-Бобьинская школа получила статус средней школы. С 1944 года в здании бывшей мечети с. Иж-Бобья приказом Совнаркома СССР был открыт детский санаторий для больных туберкулезом. В 2004 году санаторий перевели в с. Кр.Бор, здание мечети решением главы администрации Агрызского района Габбасова Ф.Г. было возвращено мусульманской религиозной организации Иж-Бобьинского прихода. Развитие в послевоенный период вплотную связано с развитием колхоза. Первые послевоенные годы отмечены бурным ростом сельскохозяйственного производства, тогда колхоза «Имени Кагановича». Одновременно с хозяйственными постройками возводились и объекты соцкультбыта. Особенно бурное строительство велось с 1964 года по начало 90-х годов.

О

В 1967 году загорелась первая электрическая лампочка от гидроэлектростанции, до этого электроэнергия вырабатывалась своей дизельной электростанции, уже 1952 году стрижку овец производили с помощью электроэнергии в дома проведено радио. Занимались разведением черно-бурых лисиц, свиноводством, овцеводством и разведением КРС. Передовикам производства можно отнести депутата Верховного Совета Татарской АССР Камкину Камал.

С 1934 года в с. Иж-Бобья работает сельский клуб с библиотекой построенный на колхозные средства. В 1975 году был построен сельский дом культуры на 200 посадочных мест. С 1999 года с. Иж-Бобья и д. Иж-Байки подключены к сетевому газу, все объекты соцкультбыта и более 350 домов так же подключены к сетевому газу. В 2003-2005 год линии электропередач были обновлены и проведена оптико-волоконная связь на телефонную связь и к 1 января 2006 года в обоих населенных пунктах установлено более ста точек телефонной связи.

О

СТАТЬЯ «Иж-Бобья – отдельная история»

«Я приехал с хорошими новостями», – начал свое выступление на встрече с учащимися Иж-Бобьинской школы наш земляк, выпускник этой же школы, казанский предприниматель, председатель общественного фонда «Наследие Буби» Искандер Зигангараев (также он является участником Команды Кочующие!). Эта встреча под названием «Иж-Бобья – отдельная история» началась с выступления бывшего директора школы, директора фонда «Наследие Буби» Раифа Гараева. Он рассказал о богатой истории села, остановился на исторических памятниках. «Здесь сохраняется 8 исторических зданий.

Такого не встретишь ни в одном селе. Недавно на эти здания с помощью фонда были установлены мемориальные доски», – сказал Раиф Мухаметзянович. Доски установлены на доме, где жили Габдулла, Мухлиса и Губайдулла Буби (сейчас он реконструируется в музей), на гостинице Габдуллы Губайдуллина (сейчас – мечеть), здании магазина Ахмета Муратова (магазин райпо), на месте медресе для девочек (не сохранилось), на мечети, построенной купцом Мухаметзяном Ахметзяновым (ведется реконструкция), на месте дома, где он жил (не сохранился), на его магазине (склад), амбаре (склад), на доме, где жили преподаватель медресе Кутдус Абдрахманов и его сын – Герой Советского Союза Асаф Абдрахманов, на доме купца Арслангали. «Наша цель – поднять Иж-Бобью до уровня комплекса «Село-музей», сделать музей истории при школе филиалом Национального музея РТ», – завершил выступление Раиф Гараев. Музей сейчас расположен в школе.

В ближайшем будущем планируется перенести его в дом, где жила семья Буби. Крыша этого дома заменена, фасад частично отремонтирован. Благодаря материальной поддержке предпринимателя вскоре начнут ремонтировать и потолки этого здания. «Я приехал на эту встречу с большим воодушевлением. 9 декабря в Татарском Государственном театре имени Мусы Джалиля состоялась премьера спектакля Ркаиля Зайдуллы «Безумная любовь», посвященного тяжелой судьбе первой кадии, женщины-преподавательницы, открывшей женское медресе в Иж-Бобье, Мухлисы Буби. Всех зрителей спектакль поразил до глубины души, плакали даже мужчины.

По окончании премьеры зал 20 минут аплодировал стоя. Это представление должны увидеть и вы, ребята. Я сам повезу самых достойных учащихся в Казань на спектакль, который состоится 27 декабря», – сказал Искандер Рустамович. Также предприниматель подарил школе комплект для игры в теннис. Сообщил еще одну радостную весть: в конце учебного года он намеревается организовать поездку в какое-нибудь историческое место для лучшего класса. «Вы живете в историческом селе, учитесь в школе имени Буби, что является большой гордостью. Учитесь хорошо, любите спорт и труд.

Только тогда вам несложно будет найти свое место в жизни», – обратился к учащимся гость. «Мы никогда не забываем о том, что являемся продолжателями истории. И дальше будем хорошо учиться, заниматься спортом. Теперь вот появилась возможность заняться теннисом. За это от всех нас большое спасибо», – поблагодарил его ученик 5 класса Фанзиль Хамидуллин.

О

Да, ученики этой школы часто принимают участие в различных конкурсах и конференциях с работами, отражающими историю села и медресе. 9-классники Рустам Халиуллин и Раиль Карамиев под руководством учителя Разили Мадишиной написали исследовательскую работу на тему «Я не ищу историю вдали, Иж-Бобья – отдельная история». Эта работа напоминает экскурсию по историческим зданиям. Недавно Рустама и Раиля чествовали в выставочном центре «Казанская ярмарка».

Получение Диплома, экскурсия по историческим местам Казани оставили неизгладимые впечатления в сердцах девятиклассников. Памятной стала для школьников и эта встреча, побуждающая к дальнейшим достижениям.

О

СТАТЬЯ ПРО СЕЛО ИЗ ГАЗЕТЫ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Есть в Агрызском районе нашей республики село, название которого давно уже стало "знаковым" не только для татарстанских учителей, но и для их коллег из других регионов. Почти забытая властью, для тысяч педагогов и историков Иж-Бобья осталась настоящим памятником мужеству духа наших предков... Впрочем, интересно оно не древней, а сравнительно недавней историей конца девятнадцатого - начала двадцатого века, когда в селе возникло медресе "Иж-Буби". Вся жизнь этого села напоминает судьбу иного гордого и талантливого человека - расцвет, всеобщее уважение и признание, а затем неожиданное забвение и одиночество. Вернется ли к Иж-Бобье ее былая слава? Вопрос этот отнюдь не праздный...

От райцентра до Иж-Бобьи езда на машине занимает всего минут пятнадцать. Видимо, из полностью татарского Агрыза и потянулись сюда в свое время переселенцы. Так и стало село с удмуртским названием типичным татарским аулом. Но если уж вести разговор об Иж-Бобье, то начинать его надо с местного медресе. Судя по архивным документам, оно было открыто в 1781 году. Но кто был его основателем, сейчас никто не знает. Известно лишь, что к концу девятнадцатого века его возглавлял мулла Абдулгаллям Нигматуллин, в семье которого родились два сына и дочь - Губайдулла, Абдулла и Мухлиса. Закончив отцовское медресе, Губайдулла уехал в Турцию, где с 1890 по 1895 год довольно успешно учился в стамбульском султанском лицее "Игдадия". Талантливому молодому человеку предлагали продолжить образование в Парижском университете, но, зная, что в родном селе его ждет отец, чтобы передать ему медресе, в 1895 году Губайдулла возвращается домой. С возвращением его в Иж-Бобью здесь произошли поистине революционные изменения...

В лице своего младшего брата Абдуллы, который к тому времени закончил обучение в родном медресе, он нашел не только единомышленника, но и инициатора реорганизации медресе. С этого времени жизнь в сонной Иж-Бобье ускоряется. Буквально за несколько лет братья успевают изменить здесь все, вплоть до своей фамилии. Привезя из Стамбула моду на фамилию по месту проживания, Губайдулла, а вслед за ним и все остальные родственники, берут себе фамилию Бобинские.

А в самом медресе зреют перемены куда более неожиданные.В программу обучения, длившегося 12 лет, помимо ислама, были включены светские предметы, среди которых математика, французский язык и любимая "стамбульцем" физика. Чуть позже к ним прибавились история, философия, русский язык - всему хотелось научить молодых шакирдов, число которых в заштатном некогда селе перевалило уже за полторы сотни!

О

Под медресе были отведены два больших деревянных одноэтажных здания - в одном размещалось само училище, другое было отдано под общежитие шакирдов. Уровень образования и, соответственно, популярность медресе были столь высоки, что своих сыновей сюда посылали на учебу татары не только из Поволжья России, но и из Польши, Финляндии, с Урала, здесь стали учиться казахи, киргизы, башкиры. К 1907 году медресе стало хорошо известно в мусульманском мире.

В этом же году в селе под руководством Мухлисы Бобинской заработала шестилетняя реформированная школа для девочек. Они изучали татарский, арабский, персидский, русский, турецкий языки, арифметику, геометрию, алгебру, всеобщую историю, географию, санитарию, химию, зоологию, ботанику, рукоделие, уход за детьми и многие другие предметы. Естественно, что и это учебное заведение стало знаменитым. Дошло до того, что в 1907 году 35 шакирдов из Оренбургского медресе переехали в Иж-Бобью. Разумеется, образование требовало денег. И молодые Бобинские не стеснялись где только возможно собирать пожертвования на школу, в первую очередь у татарских купцов.

Самую большую поддержку оказал им земляк Мухамметсадык Гайса, эстафету благотворительности у которого переняли Мухамметжан Ахметжанов и Абдрахман Ибрагимов. "Медресе Боби", как оно стало называться, превратилось в центр подготовки педагогических кадров, деятелей науки и культуры не только татарского, но и других тюркских народов Российской империи. Поток "абитуриентов" сюда увеличивался, и в 1908 - 1911 годах здесь уже обучалось около 500 шакирдов. Однако восхищение медресе со стороны российских тюрков отнюдь не передалось чиновникам Министерства народного просвещения России. Среди них рассылается циркуляр, в котором медресе обвиняется в распространении пан-исламистских идей. В ночь с 29 на 30 января 1911 года Вятское губернское жандармское управление послало сюда отряд конных жандармов с обыском, после чего преподаватели были арестованы и заключены в Сарапульскую тюрьму. Естественно, что и следствие искало здесь прежде всего следы пропаганды панисламизма, однако Губайдулла и Абдулла заявляют одинаково: "К панисламистскому движению я непричастен... даже не понимаю значения слова "панисламизм..."

Въедливый Абдулла еще и добавляет: "Я думаю, что панисламистского движения, задачи которого объяснены в прочитанном мне требовании судебного следователя, не существует в действительности и таковое является выдумкой некоторых газет..." Тем не менее, если не в панисламизме, то в неуважении к властям и распространении литературы бунтовщического характера братьев все-таки обвиняют и приговаривают Абдуллу - к шести, а Губайдуллу - к двум месяцам тюремного заключения. Мухлиса Бобинская вынуждена была уехать из родного села в Троицк, где стала руководить школой для девочек, а чуть позже - преподавать в Троицкой женской гимназии. Само медресе было разгромлено, а шакирды разогнаны.

После освобождения из тюрьмы Абдулла уехал в Китай, где в городе Гульджа возглавлял татарскую школу (и там названную им "медресе Бубий") до 1917 года, а вернувшись, умер в родном селе в 1922 году. Губайдулла уезжает в Уфу, потом работает в Казани, в Средней Азии. Свои последние дни он встретил в Ленинграде в 1938 году. Трагичной оказалась судьба Мухлисы. В 1937 году она была арестована, ложно обвинена в организации повстанческого движения в Башкирии и расстреляна. Заметим, что Мухлиса Бобинская была единственной в истории исламского мира женщиной, носившей звание духовного судьи. Его она получила в 1917 году на Всероссийском мусульманском съезде.

В 1991 году в Иж-Бобье прошла научная конференция, посвященная 210-летию со дня открытия здесь медресе. На нее съехалось множество известных людей. В том числе и внучка Абдуллы Бобинского Нелли Вассер, австралийка Лейла Садри, мать которой окончила Иж-Бобьинское медресе. На встрече говорили и о таких малоизвестных фактах, как отмена занятий в медресе по поводу смерти Льва Толстого, приезд в село Габдуллы Тукая, решившего проведать в женском медресе любимую девушку. Подытоживая вклад медресе в культуру республики, один из писателей даже назвал Иж-Бобью татарскими Афинами...

Обо всем этом рассказала мне Рамзия Халиуллина - руководитель музея при Иж-бобьинской средней школе, который в 1999 году занял первое место среди всех школьных музеев республики. И школа иж-бобьинская - одна из лучших татарских школ в республике. В Иж-Бобье быть высокообразованным человеком не исключение, а, скорее, правило. Р.Халиуллина познакомила меня с нынешним председателем здешнего коллективного хозяйства - ООО "Искра" Расимом Закировым.

Рассказав коротко о своем хозяйстве, он застенчиво поинтересовался у гостя из Казани: неужто не нужна в столице былая слава Иж-Бобьи, как известнейшего просветительского центра? Открытие сейчас в Иж-Бобье хотя бы педагогического техникума дало новый толчок развитию педагогики в республике. Увы, традиции национальных просветителей сегодня забыты.

Автор статьи: ГАВРИЛЕНКО Александр

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

https://agryz.tatarstan.ru/rus/ig_bobyinskoye/about.htm

https://www.agryz-rt.ru/component/k2/item/479-izh-bobya-–-otdelnaya-istoriya.html

https://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/

https://nailtimler.narod.ru/rayony_pages/agryzsky_rayon/agryz_rayon_izh_bodya_tatarstan.html

фото Вадима Прохорова, Николая Тарасова

https://www.panoramio.com/

 

 

ВложениеРазмер
bobya (1).jpg23.5 КБ
bobya (2).JPG83.33 КБ
bobya (3).jpg141.91 КБ
bobya (4).jpg113.29 КБ
bobya (5).jpg84.34 КБ
bobya (6).jpg124.66 КБ
bobya (7).jpg33.79 КБ
bobya (8).jpg137.76 КБ
bobya (9).jpg107.07 КБ
bobya (10).jpg87.73 КБ
bobya (11).jpg127.09 КБ

Комментарии

Искандеру!

ждем от тебя фото твоей малой Родины!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.