Дом-музей Хасана Туфана
10 июня 1981 года перестало биться сердце поэта и гражданина, жемчужины татарской поэзии Хасана Туфана. Музею поэта в Старой Киремети исполнится 20 лет. Случится это 9 декабря 2010 г.
И уже десять лет прошло с тех пор, как музей перешел в новое здание. Сегодня это – настоящее крестьянское подворье эпохи, в которую жил Туфан. Все так же, как было в его детстве: рядом с домом – хлев для скотины, и даже сено уже скошено и лежит аккуратной душистой охапкой на зимних розвальнях под крышей сарая. Навстречу резному крыльцу, на котором нас встретила хозяйка музея Рушания Миннеханова – клеть для хранения зерна, муки и всякой нужной в крестьянском хозяйстве утвари.
_______________деревня Старая Киреметь
…В музее – покой и тишина, нарушаемые лишь в дни наезда посетителей.
И сам факт появления музея Хасана Туфана, как и его нового соснового здания – в первую очередь, заслуга бывшего редактора районной газеты Розы Хабибуллиной и председателя Старокиреметского сельсовета Рушании Миннехановой. Благодаря усилиям этих славных женщин, в ноябре 1997 года появилось распоряжение Кабинета Министров РТ «В целях увековечения памяти и празднования 100-летия со дня рождения классика татарской литературы Хасана Туфана», на основании которого уже была разработана республиканская программа мероприятий, посвященных юбилейной дате. В соответствии с ней на родине поэта, в Старой Киремети, было запланировано возведение нового, бревенчатого здания музея и установка его бюста. Кроме того, в рамках программы было предусмотрено построить на территории сельсовета два капитальных моста, дорогу, водопровод, обустроить родники.
…В Центральном государственном архиве историко-политической документации хранится сборник документов в двух томах с материалами следствия, суда и реабилитации Хасана Туфана (1900-1981г). Именно они помогли дополнить биографию великого поэта, большая часть которой, вплоть до 2000 года (открытия в Старой Киремети музея), не была опубликована.
Хасан Туфан и Сайфи Кудаш в гостях у Гумера Баширова. Озеро "Лебяжье
ДОМ-МУЗЕЙ
Дом - музей Хасана Туфана
Адрес: 423067, республика Татарстан, Аксубаевский район, деревня Старая Киреметь
Проезд: Авт. Казань-Аксубаево до деревни Старая Киреметь
Режим работы:* Ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания - 13.12.1986
дата открытия - 09.12.1990
9 мая - День Победы
18 мая - День музеев
1 октября - День пожилого человека
10 декабря - День рождения Хасана Туфана
10 июня - День памяти Хасана Туфана
28 ноября - День Матери
Описание:
Хасан Туфан (1900 - 1981) - поэт, классик татарской литературы.
Новая экспозиция музея, открытая к 100-летию поэта, рассказывает о судьбе Х.Туфана и богатой истории деревни Старая Киреметь. В экспозиции представлены предметы татарского быта, копии документов, свидетельствующих о насильственном крещении татар в 1557 г., и просьба крестьян о возвращении их в магометанскую веру (1906 г.). Интересен также документ о выдаче денежных и хлебных ссуд крестьянам Чистопольского уезда в 1900 году. Подробно представлена жизнь деревни с 20-х годов ХХ в.
Главная тема экспозиции - жизнь и творчество Хасана Туфана. Она знакомит с казанским периодом жизни поэта, ссылкой и пребыванием в родном селе. Воссоздан интерьер казанской квартиры, экспонируется копия личного дела Х.Туфана, репрессированного в 1940 г. и вернувшегося из сталинских лагерей в 1956 г. Из личных вещей в музее хранится рубашка, сшитая в ссылке самим поэтом, в которой он вернулся домой, книги 20-30-х годов ХХ в., написанные на татарском языке латинским шрифтом, и документы жены поэта Луизы Салиаскаровой, собранные за 16 лет ссылки мужа. Среди мемориальных вещей - работающие до сих пор механические часы - будильник "Мир", которые поэт сам неоднократно ремонтировал, первая книга Х. Туфана, изданная в 1930 году латинским шрифтом. Ее выпустили татарские критики Г.Гали и Г. Нигмати. Первая встреча Х. Туфана со своей книгой произошла в Национальной библиотеке Ташкента. Экспозицию дополняют фоторгафии Х. Туфана, в том числе в окружении татарских писателей и деятелей культуры.
Часть экспозиции рассказывает о первом учителе Х. Туфана - мулле Хасажане Ахмерове, который первым в деревне в 1906 году открыл медресе и мечеть, превратил свой дом в библиотеку и открыл ее для жителей деревни Старая Киреметь, занимался просветительством до 1930-х годов.
На открытии новой экспозиции 13 декабря 2000 г. присутствовал Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев и другие высокие гости. Подарки, преподнесенные ими, пополнили фонды музея.
Основные экскурсии:
История деревни Старая Киреметь
Годы учебы Х.Туфана в медресе г. Уфы
Казанский период жизни Х.Туфана (1923-1940)
Годы репрессий 1940-1956
Последние годы жизни Х.Туфана 1956-1981 гг.
Детство Хасана Туфана и годы учебы в деревне
Местные достопримечательности:
Мечеть каменная. Построена в 1995 г. на средства жителей д. Ст. Киреметь
Обелиск павшим воинам в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 г. Установлен в центре деревни. Открыт 9 мая 1970 г.
Родник "Тимка" в живописном месте на левом берегу р. Киреметка. Действовал с 1930-х гг. Обустроен в 2000 г.
Родник нефтяников. Находится в живописном месте на правом берегу р. Киреметка в зоне отдыха. Действовал с 1950-х гг. Обустроен в 2000 г.
Основные должностные лица:*
Директор: Минханова Рушания Фоатовна
Адрес дирекции:
423067, республика Татарстан, Аксубаевский район, деревня Старая Киреметь
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Мемориальная коллекция Х.Туфана - 800 ед. хр.
В том числе:
- Книги 20-30-х гг. на татарском языке, написанные латинским шрифтом.
- Копия личного дела Хасана Туфана, репрессированного в 1940 г. и вернувшегося из сталинских лагерей в 1956 г. (постановления на арест и обыск квартиры, протокол допроса, обвинительное заключение и т. д.).
- Рубашка Х.Туфана из светло-зеленого сукна, которую он сам сшил в ссылке в 1956 г. и в которой вернулся домой.
- Чемодан, с которым поэт вернулся из ссылки.
- Книжный шкаф с личной библиотекой поэта, в которой среди 500 книг находится первая печатная книга Х.Туфана "Поэма и лирика", написанная на татарском языке латинским шрифтом.
- Зеркало настенное, купленное Х.Туфаном по возвращении из ссылки.
- Часы-будильник, самовар ,чайник и др. личные вещи, принадлежавшие Х.Туфану.
- Ридикюль кожаный - первый подарок жене Луизе Салиаскаровой.
- Документы, собранные женой поэта за 16 лет ссылки Х.Туфана.
Любимая жена Хасана Туфана, артистка Луиза Салигаскарова.
БИОГРАФИЯ ХАСАНА ТУФАНА
Хасан Туфан - выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью.
Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 г. в деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.
Весной 1914 г. братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С.Рамиевым, М.Гафури и С.Сунчалеем.
В 1918-1924 гг. Х.Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" г. Казани.
В 1928-1930 гг. Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет Әдәбияты" (ныне "Казан утлары").
В 1940 г. Х.Туфан был репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г. поэт возвращается в Казань.
Х.Туфан начал печататься в 1924 г. А через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.
ТВОРЧЕСТВО ХАСАНА ТУФАНА
"Туфан" в переводе с татарского означает "буря", "тайфун", "ураган". Поэт выбрал этот псевдоним по прозвищу деда, отличавшегося буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним как нельзя лучше подошёл к характеру его поэзии. Словно тайфун — дерзкий, неожиданный, смело разрушающий общепринятые каноны традиционной поэтики — Туфан вступил в татарскую поэзию середины 20-х годов. В 1924 году он напечатал в газете "Кызыл Татарстан" своё первое стихотворение, а уже в 1929-м известный критик Галимджан Нигмати назвал его имя в числе пяти самых ярких звёзд на небосклоне татарской поэзии.
Хасан Туфан принёс с собой в поэзию необычную и яркую образность, напряжённую метафоричность, так резко контрастирующую с классической напевностью бытовавшего в те годы силлабического стиха.
В стихах Туфана не встретишь ни абстрактной символики, ни оторванных от реальной жизни религиозно-мифологических образов, характерных, например, для раннего Такташа. Туфан творчески усвоил всё то лучшее, чего добилась к тому времени реалистическая татарская поэзия, и повёл её дальше. Он подхватил и развил разработанную Х.Такташем свободную ритмику, максимально приближенную к интонации живой разговорной речи.
Произведения Туфана этого периода выделяются безудержным напором чувств, насыщены неожиданными метафорами, сравнениями и размашистыми поэтическими образами.
Ночь, тёмную, как чёрная корова,
Кто-то полоснул по горлу,
И хлынула алым пламенем кровь.
Это домны, точно проснувшиеся вулканы,
Тянут пожар до звёзд.
Поэт всё видит ярко, укрупнённо, в необычном ракурсе. Так, седой Урал в его стихах, лёжа на боку, попыхивает трубкой, а трубка у него — дымящая фабричная труба. И сразу в нашем воображении возникает образ этакого могучего богатыря из народных сказок — щедрого, добродушного, лениво-неторопливого. Пламя, пляшущее над графским домом во время стихийного рабочего бунта, поэт сравнивает со сворой жёлтых собак, терзающих тушу поверженного медведя. Туфан может подсмотреть, как горновые, обливаясь потом, "прячут в печь солнце".
К сожалению, значительная часть ранних произведений Туфана не переведена на русский язык (а переведённые звучат слабее оригинала). Поэтому русскому читателю непросто составить представление о своеобразии Туфана. Но ему нетрудно заметить общее с поэзией "агитатора, горлана, главаря" Маяковского. Подобно Маяковскому, звавшему рваться вперёд, чтоб "брюки трещали в шагу", Туфан весь устремлён в будущее:
Это тело... Как быть с неуклюжим?
Я пиджак развернул бы крылом,
Ну, а сердцу
пропеллер нужен,
Чтоб рвануться
вперед,
напролом.
(Перевод Р.Морана)
Туфан принёс в поэзию яркие, живые характеры людей труда: уральских рабочих, сезонников, бродяг — колоритных и неповторимых "зимагуров" (полупролетариев), "последних мамонтов" предоктябрьской эпохи. Поэту не пришлось ни выдумывать этих людей, ни специально "изучать жизнь", чтобы "отразить рабочую тему": он знал их как свои пять пальцев. Этим и объясняется жизненность и неотразимая сила поэм Туфана "Уральские эскизы", "Начало начал", "Между двух эпох", "Бибиевы". Произведения эти составили неповторимо яркую страницу в татарской поэзии конца 20-х — начала 30-х годов.
Если до него о рабочем писалось "вообще", как о некоем "условном символе", то поэмы Туфана населены живыми и полнокровными образами. Татарские рабочие впервые заговорили своим языком, зачастую грубоватым, непричёсанным, но всегда сочным и ярким. Поэт настолько проникся пролетарской темой, что даже на привычный сельский пейзаж смотрит глазами фабричного рабочего, и шелест осин под резкими порывами ветра напоминает ему гудение нефтяного пламени в раскалённой печи.
Прости мне, Родина,
Что я не соловей,
Что я твой барабанщик скромный!
Прости, что пахнут порохом и домной
Цветы души моей, —
писал он в поэме "Клятва" (перевод Р. Морана).
Его произведения покоряют правдой человеческих характеров. Вот два брата — Гимай и Чапый из поэмы "Бибиевы". Оба из деревни, оба работают на одном и том же заводе, оба ютятся в неказистом заводском бараке. Но какие они разные! Старший, Гимай, всё ещё бредит землей, мечтает, накопив деньжонок, вернуться в деревню. А для Чапыя завод стал родным домом, и он мечтает не о клочке земли для себя, а о том, чтобы всю землю отдать нищим и обездоленным. Гимай выбирает, где полегче. А Чапый работает у мартенов, где день и ночь стоит адская жара, а если увидит несправедливость, самого управляющего не побоится взять в оборот. Гимай цепко держится "за Аллаха", а безбожник Чапый верит только в рабочее братство. В то же время оба брата по-человечески привлекательны, жизненно убедительны.
Удачей автора можно назвать и образ Минапа. Это тип колоритного последнего мужика-сезонника на уральских заводах. Сочными, яркими мазками выписан Хабул — злой, ершистый, непокорный, не умеющий двух слов связать без замысловатого ругательства...
________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.nationalcard.ru/museum_info2656.html
https://www.tatar.museum.ru/M2656item
https://kitaphane.tatarstan.ru/
https://nsportal.ru/ap/ap/literaturnoe-tvorchestvo/issledovatelskaya-rabota-po-teme-izuchenie-tvorcheskogo-naslediya
https://www.business-gazeta.ru/
- Татарстан:
- Тэги:
- 11316 просмотров
Комментарии
в нашем семейном альбоме
в нашем семейном альбоме имеются фото с Туфаном, воспоминания отца. если информация вас интересует могу выслать. Фарида
да! присылайте!
Конечно присылайте -
Hafizow@yandex.ru
заранее благодарны!
Отправить комментарий