Вятско-Уфимский тракт (Елабужская дорога)
Вятско-Уфимский тракт с давних времен соединял центры двух больших губерний – города Вятку и Уфу, при этом путь от Вятки до Уржума и Малмыжа шел по Старому Казанскому тракту. А около Малмыжа эти два тракта разъединялись, и Казанский тракт переходил на Большой Сибирский тракт, Вятско-Уфимский тракт шел на Вятские Поляны и на переправу около села Нижние Шуни.
ДРЕВНИЕ ДОРОГИ ЕЛАБУЖСКОГО УЕЗДА - ТУТ!
СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ (ОТ ВЯТКИ) - ТУТ!
СИБИРСКИЙ ТРАКТ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДРЕВНИЕ ДОРОГИ И ТРАКТЫ КАЗАНИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО БОЛЬШОЙ СИБИРСКИЙ ТРАКТ - ТУТ!
На территории Вятского края (Малмыжский уезд) этот тракт также в древности назывался Елабужской дорогой, так как вел из Малмыжа в сторону города Елабуги, и именно по этой части тракта было самое оживленное движение по торговой части. Всего от Уржума до Елабуги было расстояние в 232 версты, а от Елабуги до города Уфы – почти 300 верст.
Вятско-Уфимский тракт играл важную стратегическую роль, связывая северные губернии со степным краем (Оренбуржье) и уральскими регионами. Также по этой дороге активно проходили торговые маршруты с Камы на Вятку в зимнее время, когда судоходство на реках было закрыто из-за ледостава.
Вятско-Уфимский тракт около села Мурзиха
С восточных и южных губерний на Вятку поставлялись лошади и прочий степной скот, руда, просо, гречка, горох, пшеница, шкуры. Со стороны Вятки уходил разный щепной товар и продукция переработки древесины, лён, пенька, кудель, лубяной товар и прочее.
С Урала на Вятку поставлялась рыба в разных видах (соленая, мороженая, вяленая).
Эта дорога имела огромное значение для торговых связей, так, в середине 19-го века рождественская ярмарка в городе Мензелинск (на тракте), проходившая с конца декабря по 11 января, набирала суммарный оборот до двух миллионов рублей, что было огромной суммой по тем временам. Вятская губерния отправляла в разные стороны мед, воск, готовые шубы, войлочный товар, телеги, тарантасы, мебель, валяльную обувь и прочее.
тракт в Елабужском районе
Вятско-Уфимский тракт был сопряжен с речными путями на Вятке и Каме, так как вдоль этой дороге были пристани в Елабуге, Уржуме, Малмыже, Мензелинске, Носовых Челнах, в Вятских Полянах. Особое значение эта дорога имела по причине пересечения с Большим Сибирским и Казанским трактами. В настоящее время по некоторым участкам тракта проходят современные дороги, например, трасса «М-7». А около несуществующей деревни Барановка установлен памятный знак, который напоминает об Уфимском тракте.
От Вятских Полян тракт шел на юг – в сторону Нижне-Шунского перевоза. Эта переправа играла большую роль для села Кукмор и прочих населенных пунктов Казанской губернии. Ведь в стародавние времена Кукмор поставлял огромное количество валенок (и прочей валяльной обуви), множество людей там работало пимокатами и раскатчиками войлока. Этот товар также уходит на восток по Вятско-Уфимскому тракту.
участок тракта на левом берегу Вятки - сейчас Удмуртия
В зимнее время движение по тракту усиливалось из-за остановки навигации на реках, но из-за того, что тракт был почти не обсажен деревьями (хотя на то было высочайшее указание), он часто заметался вьюгами и буранами. Это затрудняло торговые экспедиции, иной раз встречные обозы не могли разойтись из-за глубокого снега и больших обозов.
Появившееся во второй половине 19-го века пароходство на Вятке и Каме, несущественно уменьшило грузооборот по тракту, однако с поздней осени до вскрытия рек – эта артерия соединяла многие губернии Вятско-Камского региона. Только повсеместное появление железной дороги существенно повлияло на эту дорогу.
переправа через Вятку - Нижние Шуни
Большое значение в жизни тракта играл Шунский перевоз (село Нижние Шуни на Вятке). Эта переправа известна с начала 17-го века, а земли рыбные ловы вокруг были в монастырском владении. В 18-м веке переправа числилась казенной, тут постоянно работали три парома и еще три вспомогательных лодки, числился штат паромщиков.
Во время Пугачевского восстания в 1774 году через переправу прошли гусары и гренадеры численностью до двух рот, усиленные пушкой, на помощь осажденному городу Елабуга.
С начала 19-го века был установлен такой святой обычай – из Елабуги в сторону Малмыжа проводился крестный ход с иконой Спасителя при большом стечении народа. Крестный ход проходил через Шунскую переправу, а икону торжественно везли в специальной карете, оклад её был украшен золочением и самоцветами.
каменный мост на тракте через речку Каринка
Ежегодно с 1801 года через Нижнешунскую переправу пролегал крестный ход с иконой Спасителя из города Елабуги до Малмыжа. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете.
После переправы через Вятку тракт уходил на левый пойменный берег, и тут его состояние всегда было неудовлетворительным. Вокруг были пойменные озера, заболоченные лощины, кочки, овраги, мелколесье и прочее. В период разливов Вятки вся низменность затоплялась на многие версты, что делало невозможным сухопутное путешествие по тракту, порой нужно было 2-3 недели, чтобы дороги подсыхали, а грязь с них пропадала. Такой сложной дороги было на левобережье более 20 верст.
тракт около села Морты (Елабужский р-Н РТ)
От переправы Вятско-Уфимский тракт шел в сторону села Лубяны, потом на Черемисский Куклюк, и заходил в большое село Морты. В древности в нем на вешнего Николу всегда проводили большую ярмарку. Эти земли вплоть до Революции относились к Елабужскому уезду Вятской губернии. С Елабуги на Вятку отправляли пеньку (на канатные фабрики Герасимова), отсюда в сторону Кукмора шла поставка шерсти для производства валяльной обуви.
По Вятско-Уфимскому тракту почти каждый день перевозилась земская и казенная почта, только в самом конце 19-го века по тракту установили телеграфную связь. Саму кабельную линию также провели по дну реки Вятка, за её состоянием наблюдал специальный сторож.
план тракта в городе Елабуга
От Елабуги Вятско-Уфимский тракт пересекал реку Тойма, проходил по обширным заливным лугам, огибая Большой Бор (сейчас это территория НП «Нижняя Кама»). Примерно около села Мысовые Челны – была переправа через реку Кама (сейчас Набережные Челны). После чего данная дорога шла вдоль левого берега Камы в сторону уездного города Мензелинск. При этом в весеннее время левобережье сильно затоплялось, и движение тут возможно было только на речных судах и лодках.
тракт под Елабугой - Малый Бор
До сих пор в Елабужском районе сохранились участки тракта, которые были мощены местным камнем, а также сохранились каменные мосты через речки и ручьи (Большой Бор, Морты, Мурзиха). В древности от Елабуги в сторону Сарапула и Воткинска уходила почтовая дорога, так соединялся Уфимский и Большой Сибирский тракт. До последнего времени жители Елабуги Вятско-Уфимский тракт называют Екатерининским трактом, мол, по этой дороге путешествовала сама императрица в конце 18-го века.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Сайт НП "Нижняя Кама".
Дороги и тракты Казанской губернии.
Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожноой повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.
Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.
"Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.
Краеведческий сайт города Малмыж.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Вложение | Размер |
---|---|
Вятско-Уфимский тракт | 308.69 КБ |
Вятско-Уфимский тракт | 630.31 КБ |
Вятско-Уфимский тракт | 216.14 КБ |
Вятско-Уфимский тракт | 223.29 КБ |
Вятско-Уфимский тракт | 204.7 КБ |
Вятско-Уфимский тракт | 246.01 КБ |
- 1639 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий