Деревня Нижние Шуни
Селение Нижние Шуни расположен в самой южной части Кировской области, это самый южный населенный пункт области, находящийся в самом южном районе Вятского края, около которого находится (на реке Вятка) самая южная точка Кировской области. Соответственно, и Среднешунское сельское поселение, куда деревня входит – также самое южное.
СТАТЬИ ПРО ВЯТСКОПОЛЯНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Поэтому не удивительно, что эта деревня почти на 100 % татарская, так как населенный пункт буквально лежит на границе с Кукморским районом Татарстана. Около деревни протекает река Аллаук (старое название Шуни, Шун), которая является правым притоком Вятки, от населенного пункта до устья реки Аллаук менее одного километра. Районный центр – Вятские Поляны расположены выше по реке Вятка, примерно в 13-14 километрах на северо-западе.
Основное население татары, численность около 650 человек.
Около деревни на акватории реки Вятка (примерно 6-7 километров на юг) лежит самая южная точка Кировской области – вот её данные:
Вятскополянский район, Координаты:
56.058687, 51.327483
56.058687, 51.327483.
Еще южнее расположена территория республики Татарстан, а уже на левом берегу Вятки находится Кизнерский район Удмуртии. Таким образом, тут находится стык трех регионов Волго-Вятского района, и эти края связаны с историей четырех народов: русских, татар, мари и удмуртов.
Считается, что самыми древними жителями этого края были пермские племена пьяноборской, а потом азелинской культуры (про эти памятники археологии мы рассказывали на страницах сайта). Эти племена являлись предками вотяков (удмуртов) и отчасти марийских племен. Марийцы пришли в эти края в самом начале 2-го тысячелетия нашей эры, и стали основывать свои илемы на Вятке (по-марийски: Виче), и на её притоках. В нижнем течение Вятки было организовано Малмыжское княжество.
В переводе с марийского языка название реки (гидроним) «Шун, шунь» - означало глину (красную глину), которой много было в этих местах, особенно по берегам реки. Также и в архивных записях указано, что местную речку Аллаук также называли Шунька, по этой причине народ расселялся вдоль реки и появились: Средние и Нижние Шуни. Что интересно, иногда и соседнюю деревню Сосмак причисляли к Шуням – говорили, что это Верхние Шуни, хотя это был отдельный населенный пункт. Таким образом, общий топоним Шуни – имеет марийское происхождение и связан с древним названием реки.
старейшая жительница деревни - Зарипова Минзиган апа, которая 16 июля отметила свой 90-летний юбилей
Деревня расположена в удобном месте, закрыта от ветров холмами и склонами Вятского увала, вокруг плодородные земли, поля и луговые урочища.
Есть и татарская версия происхождения названия деревни: якобы топоним: «шун, сун, сон, су» (с татарского) означают «вода или река». Но, скорее всего, это более поздняя версия, которую использует татарское население этой деревни. В архивных данных деревень Средние Шуни и Сосмак однозначно указано, что до татар тут жили марийские племена, и что «Шун, Шуни» - финно-угорский гидроним.
Также есть разные версии появления в этой местности татарских деревень. По одним данным татары массово стали переселяться сюда уже после завоевания Казанского ханства войсками царя Ивана Грозного, в конце 16-го и в начале 17-го века. Татарское население понемногу вытеснило мари на север Вятского края, или на левый берег Вятки. При этом указывается, что часть марийцев осталась жить с татарами, выучило их язык, приняло ислам, и фактически ассимилировалось. В частности, между деревнями Средние Шуни и Сосмак в древности было марийское языческое кладбище. Кроме этого, в Вятскополянском районе множество географических названий марийского (и удмуртского) происхождения.
По второй версии татары пришли сюда намного раньше, в 1391 году татарское войско хана Бектута вторглось в Вятскую землю, и жители с левобережья Камы (бассейн реки Сон) переселились на правобережье реки Вятки, после чего татары расселились в этих краях.
По местным преданиям в стародавние времена в окрестности деревни были дремучие и непроходимые леса (тут было много диких зверей и дичи, водились медведи – около селения есть Медвежье озеро). Однако татары за много лет вырубили тайгу под пашню и пастбища, и теперь тут открытые места. Обычно редкое марийское население уходило из этих краев по причине вырубки лесов, так как их жизнь была связана с охотой, собирательством и бортничеством.
За Нижними Шунями стоит гора Ярмакай – по легенде название её произошло от того, что тут останавливался атаман Ермак со своим отрядом, когда шел на завоевание Урала и Сибири. Местное население имя «Ермак» запомнило, как «Ярмак».
День Победы в деревни Нижние Шуни
Прямо напротив деревни в русле Вятки лежит остров Балякин, по местным историям купец Балякин жил в Вятских Полянах (или Малмыже) и имел обширную хлебную торговлю. Однажды одна из его барж села на мель около д.Нижние Шуни, сюда пригнали множество народу, но сдвинуть баржу с отмели не смогли. Даже когда разгрузили зерно – баржа осталась на реке. Потом её стало заносить песком и илом, и тут образовался протяженный остров, который и получил название остров Балякина.
Деревня была известна тем, что около неё на Вятке находился Нижнешунский перевоз – переправа на Вятско-Уфимском тракте. Эта дорога соединяла Вятку, Уржум, Малмыж и Вятские Поляны с уездным городом Елабуга (тогда все входило в Вятскую губернию). Потом тракт вел в сторону Уфы – на Урал. С этим перевозом связаны события Пугачевского восстания, так как тут через Вятку переправлялись царские войска для помощи Елабуге, которая была в осаде пугачевских отрядов.
С начала 19-го века был установлен такой святой обычай – из Елабуги в сторону Малмыжа проводился крестный ход с иконой Спасителя при большом стечении народа. Крестный ход проходил через Шунскую переправу, а икону торжественно везли в специальной карете, оклад её был украшен золочением и самоцветами. Ежегодно с 1801 года через Нижнешунскую переправу пролегал крестный ход с иконой Спасителя из города Елабуги до Малмыжа. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете.
Значение Вятско-Уфимского тракта упало после строительства железных дорог и постройке мостов через Вятку в Мамадыше и в Вятских Полянах.
колхозники из "Красного шахтера" - 1934 год
В 30-х годах прошлого века в Нижних Шунях был создан колхоз «Красный шахтер» (название из-за того, что зимой крестьяне трудились на шахте, зарабатывали деньги – в окрестностях были медные штольни и шахты).
В годы Великой Отечественной войны многие жители ушли на фронт, уроженец деревни - Ф. А, Сабиров (1919 — 1990) стал Героем Советского Союза, одна из улиц деревни Нижние Шуни носит его имя. Гордятся односельчане уроженкой Нижних Шуней детской татарской писательницей Л. Ихсановой.
Где находится, как добраться:
Волго-Вятский регион.
деревня Нижние Шуни,
Вятскополянский район, Кировская область, Россия
Координаты населенного пункта:
56.117261, 51.288404
____________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Фото Елены Чудиновских.
Нурмухаметова А. Мы — шунские! // Вятско — Полян. правда. 1995. 30 нояб.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Дороги и тракты Казанской губернии (Нижнешунский перевоз).
Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожноой повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.
Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.
"Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.
Вложение | Размер |
---|---|
nizhnie_shuni (2).jpg | 402.94 КБ |
nizhnie_shuni (3).jpg | 369.16 КБ |
nizhnie_shuni (4).jpg | 277.83 КБ |
nizhnie_shuni (7).jpg | 226.18 КБ |
nizhnie_shuni (8).jpg | 391.55 КБ |
nizhnie_shuni (9).jpg | 383.5 КБ |
nizhnie_shuni (10).jpg | 179.04 КБ |
nizhnie_shuni (11).jpg | 109.01 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 2459 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий