О древних дорогах Елабужского уезда
В Елабужском районе в стороне от оживленных современных автодорог сохранились старинные инженерные сооружения – каменные мосты через речушки и овраги, а также связанные с ними участки дорог, вымощенные природным известковым камнем. Большой каменный мост сохранился на реке Каринка вблизи современной трассы на Ижевск.
Часто мы слышим, что елабужане называют эти дороги «екатерининскими» – будто бы по ним ездила сама императрица Екатерина II. Нередко эти дороги называют и Сибирским трактом. Что это за дороги, когда они были построены и какое значение имели, постараемся разобраться, используя старые карты, документы и материалы краеведов.
Так как Елабуга в прошлом долгое время являлась уездным городом Вятской губернии, то обратимся к историческим сведениям, доступным нам из учебника «География Вятской губернии» 1890 года, составленного К.Лаврентьевым. Вот какие сведения мы находим в параграфе 107 этого учебника: «Все сухопутные тракты, проходящие по Вятской губернии, делятся на почтовые, земские и коммерческие. Почтовые тракты были проложены давно, более 100 лет тому назад, когда местность была плохо известна, и кругом было много лесов».
Получается, что почтовые дороги должны были быть здесь уже в 18 веке. И действительно, есть документальное подтверждение о больших дорогах, соединяющих Елабугу с другими уездными городами. Так, на Специальном плане №6 Вятской Губернии Елабужского уезда, составленного в 1805 году титулярным советником Григорием Зельницким, обозначена «Большая дорога из города Уржума в город Елабугу»
На плане представлен участок дороги от села Лекарево в сторону Елабуги, и эта дорога изображена значительно шире, чем дороги местного значения. Подчеркнуто, что дорога была большая, а значит, по значению имела определенную важность и, безусловно, являлась почтовой дорогой. Данный план пока что является самым старым документом, по которому можно предположить, что почтовые дороги, ведущие в Елабугу, были в 18 веке и потому имеют полное право называться «екатерининскими».
На Плане земель уездного города Елабуги Вятской Губернии (1855 г.) показан Почтовый тракт в уездный город Сарапул. Он отчетливо выделяется в плане среди прочих дорог, и по всему видимому, он был устроен по всем правилам устройства почтовых дорог, утвержденных в 1817 году указом Александра I. Под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей (около 60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По пять саженей по обе стороны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорожных березовых аллей. Березовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время. По плану 1855 года трудно определить ширину дорожного полотна почтового тракта в уездный город Сарапул, но зато в плане с каждой стороны дороги обозначены по два ряда деревьев. Были ли это березы или другие деревья, теперь уже неизвестно. Но на отдельных участках вдоль дорог в Елабужском уезде росли именно сосны, которые, по сообщениям очевидцев, произрастали еще в середине 20-го века на сарапульском направлении. Сосновая аллея до сих пор существует на участке от села Умяк по дороге на Лубяны. Это бывший старинный участок почтовой дороги на Малмыж и Уржум. Но, вероятно, березовые насаждения, появившиеся со времен Александра I вдоль почтовых дорог, преобладали и надолго врезались в народную память, стали жить в рассказах и песнях. Павел Роготнев в своей статье «Государева дорога» приводит сведения, что в некоторых удмуртских деревнях пожилые женщины и старушки иногда запевают старинную хороводную песню:
«Александровска береза
Посреди круга стояла,
Она листьями шумела,
Золотым венком веяла…»
Хотя теперь уже никто и не помнит, почему береза в песне называется «александровской». И все же, видимо, на больших просторах почтовые дороги оставались незащищенными деревьями.
Содержать дорогу во все времена было непростым делом, особенно в весеннюю и осеннюю распутицу, когда местами проехать по грязной дороге было просто невозможно. Там, где дороги проходили через лес, для ремонта дорожного полотна шли и бревна, и ветки, что не всегда разрешалось.
Вновь обратившись к учебнику «География Вятской губернии», мы читаем: «Почтовые тракты делятся на губернские и уездные. Губернских почтовых трактов по Вятской губернии 6: Костромской, Нижегородский, Казанский, Уфимский, Пермский и Сибирский. Все они, кроме Сибирского, идут от города Вятки. Уездных почтовых трактов 4: Воткинско-Ижевский, Елабужско-Воткинский, Ижевский и Царевосанчурский».
На карте Вятской губернии из приложения в учебнике обозначено только два почтовых тракта, проходящих через Елабугу. Из них губернского значения – Уфимский тракт и уездного значения – Елабужско-Воткинский тракт. Елабужско-Воткинский тракт шел через Сарапул в Воткинский завод. Он совпадает в плане 1855 года с дорогой на уездный город Сарапул. Как раз сохранившийся каменный мост через речку Каринка вблизи современной трассы на город Ижевск и был построен на этом почтовом тракте.
А вот по Уфимскому тракту, двигаясь на северо-запад, можно было попасть в Вятку. Этот тракт проходил через села Лекарево, Морты, Умяк, Бажениха, далее через Малмыж и Уржум. По этому тракту можно было попасть в Вятку (современный г. Киров). Участок этого почтового тракта как раз и был обозначен Григорием Зельницким на плане 1805 года. В Малмыже Уфимский тракт пересекался с Сибирским трактом, который проходил севернее Елабужского уезда. В современное время напоминаниями об участке Вятско-Уфимского тракта Елабуга-Малмыж-Уржум являются каменный мост за селом Морты и сосновая аллея за селом Умяк.
А вот в восточном направлении Вятско-Уфимский тракт проходил в непривычном для нас месте.
Проходя через Елабугу, тракт пролегал мимо Никольской церкви и тут же пересекал реку Тойму. Далее он следовал мимо Большого озера (старое название озеро Ела) по Елабужским лугам. Вероятно, эта дорога огибала Большой Бор с юга и могла выходить к Мысовым Челнам (Набережным Челнам). Далее этот тракт следовал в город Мензелинск. На плане 1855 года этот тракт так и отмечен «Почтовая дорога в уездный город Мензелинск»
В учебнике «География Вятской губернии» отмечено, что Уфимский тракт «имеет значение только для южной половины губернии, так как проходит через уездный город Мензелинск Уфимской губернии, имеющий хорошую ярмарку, на которую ездят купцы и торговцы с товарами из южных уездов». На восток из Елабуги почтовая дорога на Уфу почти 20 км проходила по затопляемым в весеннее время пойменным лугам и получается, что в половодье движение по этому участку дороги было возможным только на лодке, либо вообще прекращалось. В.Коршунков в статье «Какими были вятские дороги» приводит сведения, что Вятско-Уфимский тракт не был обсажен деревьями и потому переметался снегом. Но в тоже время основное передвижение грузов по нему осуществлялось именно в зимнее время. Для этого лошадей запрягали цугом или, по-другому, гуськом. Но даже при этом разъехаться встречным обозам было очень сложно ввиду очень узкой дороги в зимнее время. Съехавший с натоптанной дороги обоз оказывался в снежной трясине. И действительно, в плане 1855 года на участке этого тракта близ Елабуги мы не видим обозначений деревьев вдоль дорожного полотна.
А когда же появилась каменная дорога через Малый Бор, выходящая к деревне Поспелово? На старых картах и планах 19 века удалось найти в этом месте только обозначение дороги местного значения (земская дорога). Она соединяла Елабугу с близлежащими деревнями и селами – Поспелово, Моркваши, Тихоново. Вероятно, значение этой дороги возросло в конце 19-го и начале 20-го веков, когда потребовался более удобный, независимый от сезонных условий путь на Мысовые Челны и далее на восток. Мощение этой дороги камнем было произведено уже в 20-м веке. В этих работах участвовали и военнопленные, содержавшиеся в Елабуге. В настоящее время вымощенные камнем участки дорог есть и по бывшему Вятско-Уфимскому тракту, и по старой дороге на Мамадыш. Вероятнее всего, они были вымощены либо в конце 19-го, либо уже в 20-м веке.
Таким образом, проанализировав собранные сведения о старинных дорогах Елабужского уезда, можно с уверенностью сказать, что уездный город Елабуга соединялся Вятско-Уфимским почтовым трактом с Вяткой (Кировым) через Малмыж и Уржум, а также с Уфой через Мысовые Челны и Мензелинск. Другим почтовым трактом она соединялась с Воткинским заводом через Сарапул. Учитывая, что почтовые тракты в Вятской губернии появились в 18 веке, их вполне можно назвать «екатерининскими». А то, что они позднее обустраивались по правилам, утвержденным Александром I, то могут называться и «александровскими». Знаменитый же Сибирский тракт, а именно Московско-Казанская ветвь, проходила севернее Елабужского уезда: Казань-Арск-Малмыж-Дебесы. В Дебесах Сибирский тракт соединялся с Пермским трактом, который еще называется Петербургско-Вятской ветвью Сибирского тракта. Далее в Сибирь уже шла одна дорога. Из Елабуги на Сибирский тракт можно было попасть по Вятско-Уфимскому тракту, который пересекался с Сибирским в городе Малмыже. Также по Елабужско-Воткинскому тракту (дорога в уездный город Сарапул), вероятно, свернув на другие дороги, можно было выехать на Сибирский тракт. Неспроста до сих пор у елабужан самого старшего возраста эта дорога помнится как Сибирский тракт, хотя официально таковой эта дорога не являлась. Елабуга находилась несколько в стороне от настоящего Сибирского тракта и лишь имела выход на него по другим почтовым дорогам. Очень может быть, что по пути следования в Сибирь удобнее было, сделав крюк, заехать в Елабугу. Вот и Анатолий Ганулич в своей статье "К истории производства поддужных колокольчиков в России" указал, что тракт Москва – Тобольск (тоесть Сибирский тракт) проходил через Лысково, Елабугу, Кунгур, Суксун, Екатеринбург и Тюмень. Основывался он на том, что по почтовым трактам располагались центры по производству поддужных колокольчиков. Такое производство было и в Елабуге. А.Ганулич приводит сведения о мастере Прокопии Серебрекове из Елабуги.
Дорога же через Малый Бор, более всего называемая в народе «екатерининской», до конца 19 века была всего-навсего земской дорогой, значение которой увеличилось, вероятно, лишь на рубеже двух веков – 19-го и 20-го, когда появилась необходимость более постоянного пути из Елабуги в Набережные Челны. Основные работы по ее мощению камнем, вероятнее всего, были проведены в середине 20-го века.
Тем не менее, вымощенная камнем дорога в Малом Бору, является носителем истории старинных елабужских дорог и проложена в живописном природном месте. Ныне это территория национального парка «Нижняя Кама». Эта дорога вполне может быть использована в экологическом и познавательном туризме.
________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://www.elabuga-rt.ru/ru/2012-05-22-05-53-43/item/782-o-pochtovyih-dorogah-elabuzhskogo-uezda.html
https://nkama-park.ru/
Фото:
Д.Жуков
Р. Бекмансуров
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 9957 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий