Село Средняя Елюзань
Средняя Елюзань (тат. Урта Әләзән, Urta Әlәzәn) — одно из самых больших татарских сёл в Европе; крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской обл, в 32 км к юго-востоку от районного центра г. Городище; в 10 км от Федеральной автомобильной дороги М5 «Урал». Название села имеет татарские корни — (тат. Урта Әләзән). Оно официально основано 5 сентября 1681 года темниковскими «четвертными» татарами-мишарями, когда им была отведена в этих местах земля.
Первое упоминание как татарской деревни в 1700 году.
СТАТЬЯ ПРО ТАТАР МИШАРЕЙ - ТУТ!
КЛАД
В конце XIX века в селе нашли клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина XIII-го — конец XIV веков). В то время на расстоянии нескольких километров от современного месторасположения села располагалась столица неисследованного до настоящего времени татарского государства с обнаруженными при раскопках остатками центрального отопления, монетного двора (с. Юлеево, примыкающее к восточной части районного центра г. Городище, который основан на месте древнего татарского города).
С 1780 года находится в составе Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии.
В середине XIX века в селе было 3 мечети, водяная мельница.
В 1886 году в селе было 302 двора, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз.
В 1911 году — 626 дворов, 4 мечети, при них 3 школы.
Работник совхоза Хамзя Тугушев был одним из первых участников ВДНХ СССР (1939, 1940, 1941), награждён Большой золотой медалью.
Современное состояние
На 1 января 2004 года в селе насчитывалось 2279 хозяйств, 8589 жителей. Площадь территории села 994 га. 4 вальцовые мельницы, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов.
Дом культуры,11 мечетей, медресе, 2 средние школы, детский сад, больница, поликлиника, аптека, 24 магазина, кафе-столовая, бильярдная, 3 АЗС.
Население
Данные о численности населения противоречивы, так как величина численности населения, которую публикуют органы Росстата, более чем на 800 человек меньше тех сведений, которыми располагает администрация сельского поселения.
Год Жителей
1859 1798
1886 1838
1897 2885
1911 3644
1926 4132
1930 5033
1939 4040
1959 5175
1970 7282
1979 8105
1989 7788
1996 8535
2004 8589
2010 8779
2013 8854*
2016 8878*
В селе отмечается самая высокая рождаемость в Городищенском районе. Этим объясняется, что запланировано построить в 2014 году детский сад на 250 мест, а также то, что из 57 многодетных семей Городищенского района, имеющих право бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального строительства жилья, 42 семьи являются жителями Средней Елюзани.
На начало 2015 год в селе было 1023 ребёнка.
По состоянию на 1 января 2016 года численность населения трудоспособного возраста составляла 4,0 тысячи человек, моложе трудоспособного возраста — 2,6 тысячи человек, а старше трудоспособного возраста — 2,2 тысячи человек. Из общей численности трудоспособного населения (4,0 тысячи человек) заняты:
в бюджетной сфере — 335 человек,
в сфере малого и среднего бизнеса — 426 человек;
находятся дома по уходу за детьми — 510 человек;
стоят на учёте в Центре занятости населения — 3 человека;
заняты в личном подсобном хозяйстве и безработные — 1732 человек.
В 2014 году налоговую декларация о доходах физических лиц сдали 1 345 физических лиц, из них 636 (47 %) человек за пределами Городищенского района, что указывает на значительную долю «отходников».
За 2015 год на территории сельсовета число рождений составило 134 ребенка, число смертей — 74 человека, естественный прирост составил 60 человек. В том же году зарегистрировано 53 брака, 7 разводов, 3 случая установления отцовства.
На воинском учете состоят и пребывают в запасе 2177 граждан, в том числе офицеров — 43 человек, прапорщиков — 3 человека, сержанты — 283 человек. В весеннее осенний период 2015 года призвано на срочную военную службу 36 призывника, что на 4 человек больше по сравнению с 2014 годом.
Всего в селе 11 мечетей. 7 июня 2015 года была торжественно открыта соборная мечеть (ул. Северная), средства на строительство которой пожертвовали жители села. Общая площадь мечети составляет около 1 000 квадратных метров, высота минарета — 29 метров, в тот же день была открыта и ещё одна, одиннадцатая по счёту, мечеть.
Муфтием Пензенской области с июня 2011 года является уроженец села Ислям-хазрат Дашкин, который получил исламское образование в России, а также в Саудовской Аравии, Сирии, Ливане.
В 2013 году, как отмечалось в докладе главы Городищенского района на зональном совещании по вопросам реализации государственной национальной политики и профилактики межнациональных конфликтов на территориях муниципальных районов и городских округов, в селе Средняя Елюзань имели место «противоречия в религиозной среде» и возникла необходимость в проведении мероприятий по «стабилизации взаимоотношений».
Уроженцы села
Родина генетика, селекционера, доктора биологических наук, профессора Фатиха Хафизовича Бахтеева, муфтия ДУМ Поволжья Мукаддаса Аббясовича Бибарсова, председателя ЦДУМ Ростовской области Джафяра Зуфяровича Бикмаева и др.
ИСТОРИЯ СЕЛА
История села Средняя Елюзань
Средняя Елюзань, татарско-мишарское село, центр сельсовета, в 32 км к юго-востоку от районного центра. На 01.01.2004 – 2279 хозяйств, 8589 жителей. Самое крупное татарское село в Российской Федерации. Основано темниковскими «четвертными» татарами, т.е. служилыми татарскими князьями и мурзами, которым полагалось персональное земельное жалование в четвертях (мера площади) и разрешалось иметь крепостных крестьян (запрещение иметь татарам крепостных крестьян последовало в 1756 году). Земля им была отведена в этих местах в 1684 году, впервые упоминается как татарская деревня в 1700 году.
В 1702 году один из елюзанских челобитчиков писал царю, что они поселились там, где «дано товарыщам их, Мирясу Кудайбердееву, в кругу и в ободу с Асаном мурзою князь Такшеиновым с товарыщи, что им их жеребьи отказаны, а их де жеребьи оставлены, а владеют де они с товарыщи своими [землями] по двадцати по пяти чети в поле, а в дву по тому ж, и из того поместья служат великого государя службу». С 1780 года деревня вошла в состав Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1820-х годах татары Средней и Нижней Елюзаней основали за Волгой деревню Новую Елюзань Николаевского уезда. В середине 19 века в селе было 3 мечети, водяная мельница. В 1886 году в селе было 302 двора, в том числе 98 крыто тесом, остальные соломой; 1 кабак, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 18 человек занимались торговлей, 140 человек уходили на летние земледельческие работы за Волгу; 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз, 8 семей занимались пчеловодством.
В настоящее время в селе действует СПК «Агрофирма «Елюзань» (1998), созданная на базе АОЗТ «Елюзанское», которая в свою очередь была организована в 1991 на базе центрального отделения одноименного совхоза. Площадь земель 5371 га. Хозяйство получает урожаи зерновых культур 20–23 ц, лука 90–100 ц с га. Имеется завод по производству сушеного лука, вальцовая мельница, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. Работник совхоза Хамзя Тугушев был одним из первых участников ВДНХ СССР (1939, 1940, 1941), награжден Большой золотой медалью. Дом культуры, 2 средние школы, детский сад, больница на 50 коек, поликлиника, аптека, 4 магазина, кафе-столовая, Дом быта. В конце 19 века в селе находили клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина 13-го – конец 14 веков). Родина доктора биологических наук, профессора Ф.Х. Бахтеева.
открытие новой мечети в селе
Образцовое татарское село Средняя Елюзань
Село Средняя Елюзань современного Городищенского района Пензенской области является исконно татарским селом, основанным в 80-х годах XVII столетия. Самое крупное село с компактным проживанием татар, не только в России, Европе, но и мире, насчитывающее около 11 тысяч жителей.
Одной из внешних черт облика села является основательность его строений. В Елюзани около 3 тысяч домов, только 7 из них – из дерева, остальные – кирпичные или смешанные. Дома, премущественно, 2-х-3-х этажные, многие украшены орнаментом из цветного кирпича, мрамора и облицовочного камня. Одноэтажные дома также крупногабаритные – от 100 до 500 и более кв.м. Помещения для скота напоминают современные мини-фермы – в них содержится 10-12 голов крупного рогатого скота в среднем. Село газофицировано и телефонизировано, газ и телефон проведены жителями за свой счет. Практически в каждом доме имеется спутниковая антенна, подключен Интернет. Внутренние дороги с асфальтовым покрытием, которое, однако, разбито, ибо в собственности у жителей села 1200 грузовых автомобилей "КаМАЗ", «МАЗ» и «Газелей», около 3-х тысяч легковых автомобилей.
Высокий уровень благосостояния жителей села обеспечен их трудолюбием. В селе нет безработицы. В условиях разрушавшегося в годы перестройки сельского хозяйства елюзанцы создавали собственные рабочие места. Имеются семь мельниц, где перерабатываются зерновые и масличные культуры.
Действуют три скотобойни, четыре цеха по переработке мяса, деревообрабатывающий цех, автопарк маршруток, курсирующих до областного центра и по РФ. В настоящее время елюзанцы закупили два комфортабельных автобуса «Мерседес», которые ежедневно курсируют из Средней Елюзани в Москву. Работают макаронная фабрика, маслобойня, четыре пекарни, пункт по ремонту сельхозтехники и техобслуживанию транспорта. Имеются 52 магазина, три крытых рынка, автосервис, бильярдная, аптека, стоматологический кабинет, ателье и Интернет-кафе, на свои средства селяне построили ипподром и оборудовали футбольное поле, купили пожарную машину.
Елюзанцы выращивают мясо на убой (обеспечивают Москву, Саратов, Самару и другие города Поволжья, в т.ч. «халяльным» мясом), выращивают масличные и высокодоходные зерновые культуры. Собственных угодий не хватает, для откорма скота елюзанцы арендуют земли в соседних русских деревнях. Еще одной статьей дохода жителей села является отхожий извоз. Ежегодно колонны личных автомобилей жителей Елюзани привлекаются по договорам на уборку зерна, сахарной свеклы, картофеля в хозяйствах Татарстана, Саратовской, Самарской и других областей Поволжья, сотни автомобилей работают на стройках Москвы и других городов.
Отличительными чертами духовной жизни Средней Елазани является абсолютное отсутствие пъянства и приверженность жителей села исламской религии. Здесь только в двух магазинах, учредителями которых является районные государственные учреждения, продаются спиртные напитки. Их потребляют, в основном, приезжие, работающие в селе жители соседних деревень и приезжающие из других регионов на рынки села покупатели.
Пятница в Елюзани выходной день. Школа также работает в этот день до обеда, чтобы дети успевали на пятничный намаз. В селе 7 мечетей, строится еще две.
Юноши и девушки привержены мусульманским традициям – в селе не проводится шумных вечеринок, дискотек, нет праздного уличного шатания по вечерам, молодежь проводит время в спортзале, Интернет-кафе. В месяц Рамадан все село держит уразу. Характерной чертой внешнего общения является вежливость, почитание к старшим, негромкая речь с мягким мишарским говором.
В селе закрыли детский сад, ибо детей принято воспитывать в семье. В Елюзани высокая рождаемость – за 6 месяцев 2005 года появилось на свет 86 младенцев. В селе практически нет смешанных браков, большой редкостью являются разводы. Отсутствует преступность. Общественным мнением осуждаются употребление спиртных напитков, моральная распущенность, леность.
При этом присутствует терпимость к другим религиям и иному образу жизни. Жители соседних русских деревень, работающие в этом селе в качестве строителей на разных объектах, благодарны елюзанцам за работу и приют. «Это единственное место в округе, где есть работа и вовремя платят зарплату, русских не обижают, благодаря татарам мы кормим свои семьи», - заявляют они многочисленным корреспондентам, приезжающим своими глазами посмотреть на этот феномен.
Традиционными в селе являются коллективизм, взаимоподдержка и взаимовыручка. Нынешние елюзанцы помогли отстроиться и обжиться уроженцам села, вернувшимся из регионов межнациональных конфликтов в Средней Азии. Все мечети, медресе, многие социальные объекты построены и содержатся на средства прихожан. В их среде распространена приверженность зякату - религиозному налогу, когда жители вносят на социальные нужды крупные пожертвования, исчисляемые десятками тысяч рублей.
Таким образом, приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом.
Интервью с муфтием Пензенской области Исламом-хазратом Дашкиным
Нашим читателям будет интересно узнать о Вас, расскажите, пожалуйста, о себе.
Я родился 1 декабря 1978 года в селе Средняя Елюзань Пензенской области.
В 1995 году окончил среднюю школу № 2 в родном селе, после поступил в медресе «Нур-уль-Ислам» (г. Октябрьск, Башкирия). Через год меня зачислили в Татарский арабский колледж в городе Ульяновск. Закончив колледж, поступил в Мединский Исламский Университет на факультет Исламского законоведения в Саудовской Аравии.
По окончании обучении в Университете в 2004–2005 гг. работал преподавателем в Пензенском Исламском колледже.
В 2006–2009 гг. обучался исламским наукам в г. Дамаск (Сирия) и одновременно учился в магистратуре известного в исламском мире университета «Аль-Жинан» (Триполи, Ливан) по специальности «Сравнительное исламское право».
В конце 2009 г. завершил большую исследовательскую работу по изучению и корректировке рукописи крупного турецкого ученого ханафитского толка Аль-Кунави XIV в. «Жемчужины морей» («Дурару-ль-бихар»), где приводится сравнительное мнение по четырём правовым мусульманским школам.
Защитил диплом и получил степень магистра по исламскому праву.
По возвращении в Пензенскую область занимался активной общественно-просветительской, проповеднической деятельностью в регионе в целом.
В июне 2011 года избран муфтием ДУМ Пензенской области.
На Ваш взгляд, какую задачу должны исполнять исламские деятели?
На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы разбудить мусульманское сообщество, подтолкнуть его к действиям на благо уммы, к объединению и созиданию для пользы всего нашего общества. Важно подсказать дороги, которые приведут к возрождению всех мусульман. Религиозные деятели – это своеобразный мост, фундамент для будущих поколений, которые придут и сделают ещё больше на благо уммы.
Объединяя и просвещая население по вопросам Ислама, на что Вы больше всего упираетесь, на что делаете акцент?
Мир многообразен, динамично меняется день ото дня. С развитием науки и техники было бы глупо отвергать и не использовать современные технологии на благо нашей религии. Во всех сферах своей жизни мусульмане должны пользоваться достижениями науки для распространения, развития Ислама. Ислам есть цивилизация, которая не отвергает ни одно полезное новшество, если в нём есть определённое благо для общества. Поэтому мы в своей работе делаем акцент на активное продуктивное использование всех достижений современности, будь то связь, средства передвижения, политические технологии. Современный мусульманин – это гибкий, цивилизованный гражданин своей страны, который не теряет религиозную идентичность, открытый для общения и созидания.
По каким вопросам к Вам чаще всего обращаются люди?
К большому сожалению, мусульмане чаще обращаются с незначительными проблемами (вопросы фикха, религиозных обрядов и ритуалов), которые уже давно и не раз разъяснены, вместо того, чтобы задавать более глобальные вопросы, касающиеся современности: как использовать своё время на благо общества, семьи, для образования и совершенствования. В основном за этим приходят к нам, когда проблема уже случилась, как раз в поисках её решения, но нам бы хотелось больше предложений, идей и полезных советов для развития религии. Обращение с мелкими проблемами – это узкое мышление современных мусульман, которые ещё неспособны смотреть дальше и видеть больше, чем есть. Порой люди и сами не догадываются, что корень их проблем – это ограниченность их взглядов.
ифтар - разговление во время поста Рамадан
Сколько мусульман проживает в Пензе и Пензенской области?
В нашем регионе проживает более 100 тысяч мусульман, большинство из которых коренные татары.
Главный, наверное, на сегодняшний день вопрос, в какие сроки предположительно будет достроена Соборная мечеть?
Это зависит от нашей активности, желания достроить такой большой объект. Насколько мусульмане Пензы достойны этой долгожданной мечети. Но мы надеемся, что строительство нашей Соборной мечети завершится в 2017 году.
Насколько известно, рядом с соборной мечетью намечается построить просветительский центр с учебными классами. Какие задачи будут стоять перед центром?
Да, действительно, планируется строительство рядом с Соборной мечетью целого комплекса, который вместит Исламский культурный центр, Духовное управление и гостиницу. Но реализация этого проекта находится в далёкой перспективе. Основная цель – это завершение строительства мечети. А в будущем будем действовать в соответствии с задачами, которые поставит нам современность. Думаю, что мы придём к реализации проекта создания досугового центра, служащего для диалога религий и национальностей и развития молодёжи.
На сегодняшний день, есть ли другие площадки, помимо кафедры мечети, для того чтобы донести до людей слово Божье?
Конечно, есть. На сегодняшний день это Интернет-пространство и СМИ. И самое главное, это облик и поведение мусульманина. Влияние этих составляющих имеет более важное значение для развития религии в обществе, потому что молодежь обитает в Интернете, именно там сейчас необходимо показать пример истинного мусульманина, а облик верующего – это очень сильный призыв, который способен перевернуть представления об Исламе.
Вы акцентируете внимание на воспитание молодого поколения. Сложно ли работать с молодёжью, ведь у них современное представление о моральных ценностях?
Вы правы, работать с молодёжью сложно. Однако, моральные ценности, заложенные в любой религии, не вступают в противоречие с внутренним миром человека. Команда нашего духовного управления состоит из молодых грамотных специалистов, которые умеют говорить с молодёжью на их языке. Мы стараемся их понять, поручаем молодым людям определённые проекты, которые они с интересом выполняют, не вдаёмся в мелкие детали. Мы стараемся закрывать глаза на мелкие ошибки, поощряем их амбиции, но прививаем подрастающему поколению основы и ценности Ислама. Мы верим, что они по прошествии лет вернутся под крыло религии и будут работать вместе с нами.
Подростковая преступность в обществе встречается чаще других. Как Вы считаете, отражается ли беспорядочная жизнь родителей на детях?
В большинстве случаев это так и есть. Если в семье дети и родители занимают разные позиции по вопросам религии, образования, семейных ценностей, возникает непонимание, отчуждение. Если жена живёт своей жизнью, муж – своей, дети считают себя никому не нужными. Если родители не являются для детей примером, тогда такие дети ищут примеры для подражания вне дома и своей семьи. Именно в семье прививаются основные религиозные и моральные ценности. Именно родители должны служить для своих детей гордостью и авторитетом. Это огромный труд, который окупается с годами.
Насколько известно, в Пензе есть завод, который перешёл на халяльную продукцию. Как Вы считаете, есть ли потребность мусульман в такого рода производствах в Пензе и области?
Такая потребность существует не только у мусульман. Люди стараются переходить на экологичное питание, а стандарт Халяль – это гарантия здорового потребления товаров и услуг. Наша задача – создавать условия здорового питания для мусульман, а осознают ли они такую потребность – это уже другой вопрос.
Какие проекты Вы планируете осуществить в ближайшее время?
В ближайших планах ДУМ Пензенской области планирует завершить строительство нескольких мечетей по области. Также в 2015 году намечается проведение конференции по актуальным вопросам, касающимся жизни современных мусульман.
Немаловажен вопрос подготовки квалифицированных кадров, что также планируется осуществить в ближайшее время.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИСЛАМСКИХ НАРОДОВ
С 4 по 18 января 2015 г. профессурой ТАИФ по истории исламских народов в составе России проводились экспедиционные исследования в с. Средняя Елюзань Пензенской области.
Целью наших работ является изучение мозаичной картины советского ислама на основе выявления письменных источников и анализа устных историй. Нас интересует наследие, оставленное как элитарным слоем исламских «священнослужителей» (риджал ад-дин), так и более демократичной категорией сельских лекарей, поэтов и мистиков.
Наш зимний экспедиционный выезд, обеспеченный рекогносцировочными работами лета 2014 г., оказался очень удачным – удалось начать планомерную работу по систематическому анализу домашнего архива Аббаса Шабановича Бибарсова (ум. 2012 г.). Аббас-хазрат прожил жизнь, достойную описания в художественной литературе. Мастерство печника сочеталось в нем со страстной любовью к старой исламской литературе, привитой, видимо, его отцом Шабаном и учителями Насибуллой Аитовым и Джаруллой Юсуповым. Еще до поступления в медресе Мир Араб в Бухаре Бибарсов начал собирать старые книги для своей библиотеки, а после завершения обучения в Дамаске он окунулся в архив Духовного Управления в Уфе, где служил имамом и заместителем муфтия. Немало времени Аббас хазрат потратил на путешествия по местам компактного расселения татар в Европейской части России и в Западной Сибири. Из своих поездок он привозил целые мешки с книгами. После нескольких лет службы в качестве имама в Баку, Бибарсов вернулся в родное село, построил крепкий трехэтажный дом и перевез туда все собранные книжные богатства.
Нами начата работа по каталогизации архива Бибарсова и включения представленной в нем информации в более широкий контекст сохранения и передачи исламского знания в послевоенном Советском Союзе. На данном этапе мы предлагаем трехмерное видение архива Бибарсова:
1) Исламская книжность. Библиотека Бибарсова состоит из порядка сотни рукописных книг XVII-XX вв. и более тысячи редких печатных изданий на арабской графике (на татарском и арабском языках). Эти книги наглядно показывают связь мусульман Внутренней России с центрами учености в Османской империи, в Средней Азии и на Переднем Востоке. Особую ценность представляют списки сочинений местных авторов Абд ар-Рахима Утыз-Имяни, Гали Чокрый и Зайнуллы Расули.
2) Сети контактов между советскими мусульманами. Замысел Аббаса Бибарсова собрать уцелевшую после репрессий литературу по времени совпал с организацией археографических экспедиций учеными из Казани и Уфы – 1960е и 1970е годы. По сути они были конкурентами, т.к. им приходилось иметь дело с одними и теми же владельцами рукописей. Однако тем интереснее дело Бибарсова – в отличие от светских ученых, он был прочно включен в каналы книгообмена между мусульманами по всей стране, пытавшимися сохранить исламское наследие в условиях атеистической пропаганды.
3) Исламские ученые в Советском Союзе. Печати на книгах, дарственные надписи, личная и официальная переписка, а также многочисленные фотографии приоткрывают для нас дверь в ученый мир немногочисленных специалистов ('улама) по исламским дисциплинам, живших в Уфе, Махачкале, Алма-Ате, Ташкенте и ряде других городов и тесно общавшихся друг с другом. Каково было быть советским 'алимом? Ответ на этот вопрос дает нам архив Бибарсова.
В наших планах – издание каталога рукописной коллекции Аббаса Бибарсова, а также несколько других издательских и исследовательских проектов, в основе которых – наши экспедиционные материалы.
Доброй традицией нашей регулярной экспедиции является ее межрегиональный и международный характер. В этом сезоне с нами сотрудничали к.и.н. Ш.Ш. Шихалиев (ИИАЭ ДНЦ РАН) и Маттео Беннуси (Кембриджский университет). Кроме того, в состав экспедиции вошли А.К. Бустанов (руководитель), А.И. Маточкина, Д.В. Дородных, Д.З. Марданова и М.И. Газимзянов.
Считаем нашим приятным долгом поблагодарить за гостеприимство жителей с. Средняя Елюзань, а также лично братьев Мукаддаса и Аюпа Бибарсовых за сотрудничество и возможность работать с бумагами их отца.
(А.К. Бустанов, профессор компании ТАИФ по истории исламских народов в составе России)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.penzaobl.ru
https://www.geografia.ru/penza.html
Четвертные татары — служилые татарские князья и мурзы, которым полагалось персональное земельное жалование и разрешалось иметь крепостных крестьян; запрещение иметь татарам крепостных крестьян последовало в 1756 году
Полубояров М. С. «Суслоны. Весь Пензенский край. Городищенский район»
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ: города, веси, люди… СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ
Средняя Елюзань: Страницы истории самого крупного татарского села России / Р. Т. Марданов, Н. Б. Китаева. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.
Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. По состоянию на 10.12.2013.
Интервью с муфтием Пензенской области Ислям-хазратом Дашкиным
Памяти Ф. Х. Бахтеева // Генетика. — 1983. — № 7. — С. 1213—1216.
Вложение | Размер |
---|---|
67653801 (1).jpg | 183.95 КБ |
67653801 (2).jpg | 136.95 КБ |
67653801 (4).jpg | 110.72 КБ |
67653801 (5).jpg | 182.76 КБ |
67653801 (6).jpg | 153.98 КБ |
67653801 (7).jpg | 123.31 КБ |
67653801 (8).jpg | 139.98 КБ |
67653801 (9).jpg | 204.92 КБ |
67653801 (10).jpg | 122.6 КБ |
- Тэги:
- 7097 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий