Святой источник Прокопия блаженного
Вологодская область » Великоустюгский район » деревня Езекиево
Святой источник расположен у несуществующих в настоящее время деревень Олбово и Котовалово Великоустюгского района, ныне ближайшая деревня Езекиево.
Это место связано с именем почитаемого Святого Блаженного Прокопия, Христа Ради юродивого, Устюжского чудотворца. На протяжении уже нескольких веков сюда совершаются паломничества.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 7 сентября 1860 года жителям Великого Устюга было рекомендовано «совершать в 25 день июня крестный ход из Устюжскаго Успенскаго собора» к часовне близ деревни Котовалово.
В житие описывается, что Блаженный Прокопий юродствовал в Великом Устюге, жил на паперти храма Успения Божией Матери и в один воскресный день, когда было много народа на службе в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного».
Затем блаженный два дня рыдал, а на третий день пошел по городу проповедовать покаяние жителям, со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного Своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». В следующее воскресение, 25 июня (примерно 3 июня по новому стилю) 1290 года, в полдень, на город надвигалась большая черная туча, стало темно, как ночью, и началась страшная гроза, так что дома в Устюге сотрясались от раскатов грома. Жители Устюга вдруг осознали и присоединились к чудотворцу и молились. Из-за долгого и прилежного с рыданием моления святого Прокопия и всего народа к Богу и Пречистой Богородице изменился воздух и тучи страшные со вспышками и громами отошли в пустынные места, отстоящие от города на 20 поприщ (около 30 км), и там выпали дождём большие горящие камни, сжегшие многие леса и дебри, теми же многими и бесчисленными камнями деревья вырывало с корнем, а другие переламывало пополам, но из людей и скотины никого не убило заступничеством Пресвятой Богородицы и молитвами святого Прокопия.
Места эти до сих пор называют в народе «каменная туча» и считаются святыми, была сооружена деревянная часовня, а затем и каменная церковь. Родник в этом районе особо почитаем, считается целебным и назван именем святого Прокопия. Прокопьевская каменная церковь была разрушена в богоборческие годы и её руины можно увидеть,сохранился также старый погост. Восстановлена Прокопьевская деревянная часовня по инициативе Вологодского архиерея Владыки Максимилиана (Лазаренко). Вокруг руин церкви, и особенно в ложбине речки Котовалки можно увидеть много больших и малых булыжников темного иногда черного цвета. Ныне крестный ход возобновлен службы проходят у камня с выбитым на нем крестом на реке Стриге и в Прокопьевской часовне.
Как добраться, где находится:
на собственном транспорте от Великого Устюга до Будрино, около 10 километров, далее пешим ходом порядка 10 километров, так как по дороге до Езекиево проходят только УАЗики. После Езекиево держать правее, выйти к лугу, и по дорожке, потом кромкой поля по дуге и на угор 1,5-2 километра далее лесом по небольшой просеке, а там по "знакам" по тропинке лесной около 2 километров через ручей на лесной угор.
св. блж. ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ (? - 1303)
Прокопий был иностранный купец и торговал в Новгороде. Пленившись учением Православной Церкви, он отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Раздав имение бедным, поселился на некоторое время в Хутынской обители (в 10 верстах от Новгорода), но вскоре удалился в Великий Устюг и там вступил на новый путь юродства. Устюг он нашел полузырянским городом с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На паперти ее Прокопий стал проводить ночи в молитве, а днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои.
Отдыхать ложился он то на навоз, то на камне или на голой земле. Одежда на нем была изорванная и в ней он переносил северные морозы, пищу он принимал от нищих и от людей богобоязненных, а от обогащавшихся неправдою не брал ничего. Утешением для блаженного служила праведная чета – Иоанн и Мария. Иоанн Буга, или Багу, был монгольским сборщиком в Устюге. Блаженный Прокопий посещал иногда Иоанна и Марию, но не пользовался удобствами их жизни. Другом и собеседником его был блаженный Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители, но и у него не искал покоя он для плоти своей.
Любимое место, где часто и долго сиживал Прокопий, был камень на берегу реки Сухоны. Здесь, смотря на плывущие мимо суда, он молился за тех, которые вверяли судьбу свою неверной стихии.
В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «Покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного». – «Он не в уме»,– говорили слушавшие Прокопия. Через неделю после первого предсказания Прокопия, в полдень, показалось на горизонте черное облако; приближаясь к городу, оно увеличивалось более и более и наконец легло над ними черною тучею. Молнии бегали огненными полосами и страшные грохоты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и устремились в соборный храм Богоматери. Прокопий был уже здесь и пред иконою Благовещения молился со слезами. И весь народ с рыданием и воплями молился о спасении от гнева Божия: вдруг от иконы потекло миро ручейком, и по храму разлилось благоухание. В то же время произошла перемена в воздухе: не стало удушливого зноя, тучи с громом и молнией ушли вдаль.
Прокопий по-прежнему продолжал юродствовать. Он носил в левой руке три кочерги. Замечено было, что когда носил их вверх «головами», в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их «головами» вниз, бывал недостаток во всем.
Блаженный Прокопий преставился в старости 8 июля 1303 года у ворот обители Архистратига Михаила. Согласно его желанию, тело Прокопия похоронили на берегу реки Сухоны, близ соборной Успенской Церкви. Камень, на котором часто сидел он на берегу Сухоны, молясь за плавающих, положен над гробом его. Местное почитание св. Прокопия началось по частной инициативе. Но в 1471 году устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия, построили над его могилою церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного «и от того времени начаша праздновати честно и торжественно праздник блаженного Прокопия месяца июля в 8-й день». Московский Собор 1547 года утвердил местное празднование Прокопию (21 июля по новому стилю). Мощи праведного Прокопия почивают под спудом в храме, посвященном его имени.
Наружность блаженного Прокопия в «Иконописном подлиннике» описывается так: «подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику – стар и сед), волосы на голове русы, борода козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колена голы».
Чудеса блаженного Прокопия начали записывать во второй половине XV века, после построения (1471) во имя его храма, памятника благодарности за спасение устюжской дружины в Нижнем от повальной болезни: праведник явился тогда многим из дружины с обещанием помощи своей против страшной болезни. С того времени чаще стали происходить исцеления по молитве призываемого на помощь праведника.
Много недужных исцелилось у гроба сего праведника: расслабленных всеми членами, бесноватых, слепых, хромых, всякого возраста и звания.
Молитва перед погружением в Святой источник:
Господи!
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником.
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
Молитва после купания.
Господи!
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Аминь.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры! Святой источник - это место особого благоговейного поведения.
Запрещается:
1. Распивать спиртные напитки.
2. Курить.
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель.
4. Выгуливать и купать животных.
5. Громко разговаривать и включать музыку.
6. Разжигать костры вблизи источника.
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец // Русские юродивые и блаженные / [Авт.-сост.: Н. Рубина и А. Северский]. – Челябинск: 2003.
Святые места Вологодской области
Памятники природы Вологодской области.
География Вологодской области
Вложение | Размер |
---|---|
Святой источник Прокопия блаженного | 129.96 КБ |
Святой источник Прокопия блаженного | 512.55 КБ |
- Тэги:
- 2933 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий