Сарское городище
Сарское городище — остатки укреплённого поселения, существовавшего в VII — начале XI веков на территории современного Ростовского района Ярославской области.
Сарское городище находится южнее озера Неро, в излучине реки Сара, к югу от станции Деболовская.
Племенной центр мери, выполнял также торговые и военные функции. Имел сложную, дважды обновлявшуюся систему укреплений, на его территории обнаружено большое количество предметов вооружения.
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО НАРОД МЕРЯ - ТУТ!
РЕКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ И КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Археологические материалы
Исследовалось П. С. Савельевым в 1854 г., Н. К. Рерихом в 1903 г., Д. Н. Эдингом в 1924—1925 и 1929—1930 гг., А. Е. Леонтьевым в 1972—1973 и 1980 гг. Городище состояло из трех площадок, каждая из которых была защищена отдельным валом.
В X веке площадь городища достигала 3 га. Среди находок — два клада дирхемов начала IX века, финские и скандинавские украшения IX—XI вв., предметы вооружения, ремесленные инструменты. Городище окружено неукрепленным посадом. На селище рядом с Сарским городищем найдена доспешная пластина, относящаяся к X веку. Ещё несколько пластин от доспехов этого времени найдены на древнерусской территории только в Гнёздово.
Вблизи находился мерянский могильник. На противоположном берегу реки исследован небольшой сезонный лагерь для воинов и торговцев, проходивших здесь с торговыми караванами по Волжскому пути.
Занятия населения
Основные занятия жителей Сарского городища:
ремёсла: кузнечное, бронзолитейное, ювелирное, обработка кости, кожи, камня;
разведение лошадей, крупного рогатого скота и свиней;
земледелие;
промыслы: охота и рыболовство.
Торговля
Результаты раскопок свидетельствуют о важной торговой функции поселения — обнаружено большое количество иноземных серебряных монет, слитков меди и олова, а также разнообразных изделий: оружия и орудий труда, украшений и предметов из западной Европы, Прикамья, Волжской Булгарии, Киевской Руси.
История
Окрестности близ реки Сары встречаются в местных исторических хрониках. Интересное упоминание в летописях имеет так называемое Сарское городище. Это укрепление, существовавшее на трех гектарах в излучине реки с VII по XI век, выполняло военные функции и способствовало торговле.
Городище имело сложную, состоявшую из трех площадок, укрепительную систему. Каждая площадка была защищена отдельным валом. При раскопках было обнаружено огромное количество украшений, атрибутов вооружения и ремесленных приспособлений. Среди находок также – элементы могильника и лагеря для воинов.
Основным занятием жителей городища было земледелие, рыбный промысел, кузнечное и ювелирное ремесло.
Поселение на реке Саре начинает свою историю как племенной центр финно-угорского племени меря. В VII-VIII веке - это небольшой, окруженный земляным валом поселок, население которого занималось охотой и рыбной ловлей, змледелием и разведением скота.
В IX—X веке, всвязи с началом славянского заселения Волго-Окского междуречья, изменяется характер Сарского поселения - оно становится многоэтничным. Расширяется территория поселения (до 2,7 га в X в.), сооружаются новые мощные укрепления. В отдельную отрасль производства выделяются ремесла (кузнечное, бронзолитейное, ткачество, обработка камня и кости). Среди находок начинают встречаться иноземные (скандинавские и восточные) вещи. Одной из наиболее интересных из них является меч западноевропейского производства с неизвестным прежде клеймом мастера «+LUN FECIT+» ("ЛУН ДЕЛАЛ").
Тогда же, с первой половины IX века в окрестностях Сарского городища появляются первые клады восточных монет (дирхемов), в том числе обнаруженный в 1913 г. Угодический клад (813 г.), состоявший из 140 целых, 8 обломков монет и 2-х браслетов. Появление импортных предметов вооружения и монетных кладов свидетельствует о включении Сарского городища в систему Великого волжского торгового пути.
В X веке жизнь на городище достигает своего расцвета, Сарское поселение превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Ростовской земли. Если в IX веке едва тронутое древнерусским влиянием мерянское население продолжает, наряду с ремесленной деятельностью, активно заниматься охотой, рыболовством и разведением скота, то в X в. главным занятием жителей городища становятся ремесло и торговля.
Снабжение городища продуктами сельского хозяйства превращается в функцию его сельской округи. К началу X века относится появление на противоположном городищу левом берегу р.Сары "сезонного лагеря", так называемого комплекса Сарское-2. Лагерь использовался в течение летнего сезона гостями городища, приезжими воинами и торговцами. О чем свидетельствует отсуствие постоянных жилых сооружений, находки вооружения, следы от наземных сооружений типа шатров и палаток.
Рядом с Сарским городищем в 1930 г. во время карьерных разработок был открыт внушительный могильник. Он располагался в 100 м к юго-западу от поселения за валом №3 и занимал площадь около 1 га. Большая часть захоронений, к сожалению, была разрушена при разработке карьера. Хранящаяся в Ростовском музее опись сарских коллекций из раскопок 1929—1930 гг., позволяют частично восстановить инвентарь и обряд лишь 17 погребений.
В XI веке жизнь на городище приходит в упадок. Население городища покидает город, переселяясь в новый административный центр Ростов, основанный древнерусскими князьями на рубеже X-XI вв. для контроля над мерянскими территориями.
Вместе с тем на месте Сарского городища сохраняется небольшое поселение, которое существует еще в XII-XIV веках. В этот период Сарское превращается в феодальный замок, пригород Ростова ("городок на Саре").
Под 1216 г. в летописи упоминается о присоединении у городка на Саре ростовских дружин князя Константина к коалиции новгородцев, псковичей и смольнян, созданной для войны с Владимирскими князьями.
Особенности
Ход реки Сары имеет местами мелкий и ветвистый характер, а иногда идет в глубину. Внизу течения она бежит вдоль Ярославского шоссе, и огибая Сарское городище, пересекает железную дорогу в районе железнодорожной станции Деболовкая. Этот участок Сары сохранил свое древнее название – Гда. Далее – у поселка Петровское, Сара становится мелководной и извилистой. А дойдя до железнодорожного моста, снова углубляется.
Непосредственно перед озером Неро, река минует объемную болотистую тростниковую местность и формирует собой широкую дельту, которая выдвигается в озеро.
Сара популярна у местных жителей и приезжих любителей рыбной ловли, что неудивительно, ведь ее воды полны щуки, леща, судака и плотвы. Также, она является неплохим водоемом для желающих отдохнуть на природе и провести время с пользой, отправившись в близлежащий лес за грибами и ягодами. Лесные поляны близ Сары богаты на черничники, а начиная с позднего лета, здесь полно клюквы и брусники.
Окрестности Сары имеют базы отдыха, также в близком расположение есть рыбацкие и охотничьи домики.
Как добраться, где находится
Имея желание порыбачить или просто отдохнуть, целесообразнее всего будет добраться до Сарского городища – популярного места отдыха в нижнем течении реки. Путь на автомобиле составит около 74 километров к юго-западу от Ярославля и займет менее часа.
А при желании доехать поездом, выбирайте Северное направление железной дороги от Ярославля с конечным пунктом – село Деболовское. А чтобы добраться до устья реки Сары, необходимо проехать еще около пяти километров в этом же направлении до пункта Поречье-Рыбное, находящегося в месте впадения реки в озеро Неро.
Сарское городище, посещение картов
Следующая точка нашего путешествия – Сара Вареш (Сарское городище) - археологический памятник мирового значения, расположенный в нескольких километрах от озера Неро на излучине Сары-реки (Сара Йуг). Которая берёт своё начало на Сарском болоте и впадает в озеро Неро.
Местное население до сих пор называет её нижнее течение - Гда, что означает Река - в мерянском языке, не речка, ибо к небольшим речушкам оно не прилагается. А один из правых притоков Сары - Реки носит сходное название Печегда. ПЕЧЕГДА=пече--забор, изгород, огараживание территории+река......НЕР===нос,....САР=воин, война....
Итак, Сарское городище - это бывшая столица загадочного народа Меря, относившегося к фино-угорской группе и проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, восточной части Московской и западной части Костромской областей России. Этот народ принял в себя пришлые народы и растворился в них, заложив тем самым основы русского ГеноТипа.
В 30-х года прошлого века, Сарское городище было уничтожено карьерными разработками. Восстановить его облик сегодня крайне сложно, остаётся лишь довольствоваться тем, что сохранилось до наших дней. Но, его можно почувствовать, достаточно закрыть глаза, и развести руки в стороны, словно крылья над луговыми травами. Вы, можете услышать его голос и песни, словно эхо земли отражённое в небесах.
На весеннее РавноДенствие эта песня рождается в дремучих Лесах, а на осеннее уходит вглубь земли, но никогда не исчезает.
Конечно, вокруг Москвы много значимых археологических мест. Но вот древняя столица только одна - Сарское городище. Глубоко впечатано в землю мерянскую копытом лося Небесного Сарское городище. И, как руна, высеченная на камне сакральном, хранит тайны неведомые.
Да указывает Дорогу и путникам небесным, и птицам перелётным, что по весне огибая подкову Сарскую, приносят в МерьяМаа обновление и тепло долгожданное. Не я один заметил, что не только косяки уток прилетая весной разворачиваются над Сарским городищем. Но, и самолёты рисуют загзаги в небе именно над этим местом. Встав лицом к Солнцу, мы зажгли свечу и обратились к Ош Поро Кугу Юмо. Перед этим омыли руки и лицо чистой водой из родника неподалёку.
Мерянская культура
Современные авторы выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI-IX вв. как метисную финско-славянскую.
Впоследствии «Повесть временных лет», описывая ситуацию в конце I тыс., отмечает мерю - в районе Ростова, весь - на Белоозере мурому - в Муроме; последняя ко временам летописца (XII век) уже практически ассимилировалась.
В книге А.А. Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии», в сообщении о селе Вепрева пустынь говорится: «По рукописи, в древности на этом месте будто бы поселился какой-то христианский проповедник, обративший в христианство княгиню Римну, жену князя Мери, за что и был убит вместе с Римной». Как видим, здесь топонимическая легенда пытается объяснить само название племени меря от имени князя Мери.
Территория мери по летописным и археологическим данным охватывает Верхнее Поволжье, район оз. Неро и Плещеево, Суздальско-Юрьевское Ополье.
Мерянский (друс. мер(ь)скый), ныне мёртвый, финно-угорский язык в период наибольшего распространения занимал, очевидно, территорию современных центральных областей европейской части России - Ярославской, Ивановской, Костромской, (частично) Калининской (Кашинский р-н), Московской (за исключением юго-западной части), Владимирской (к северу от Клязьмы и отчасти к югу от нее, за исключением земель муромы, другого финно-угорского племени, у впадения Клязьмы в Оку). Не исключено, что и вне этой территории, компактно заселенной Мерей, в частности к северу от нее имелись группы носителей мерянских диалектов или близкородственного мерянскому языка.
В 6 - нач. 7 в. дьяковская к-ра приходит в упадок. Начинается период раннего средневековья (6-9 вв.). В Волго-Клязьминском междуречье формируется мерянская к-ра. Финно-угорские племена мери известно по источнику 6 в. (Иордан. 1960. С.89) «Повесть временных лет» под 907 г. помещает мерю в районе оз. Неро и Клещино (ПВЛ. 1996. С.10). Ряд исследователей не находят прямой преемственной связи мерянской к-ры с местной дьяковской. А.Е. Леонтьев склонен связывать возникновение мерянской к-ры с приходом нового финского населения из региона рязанских могильников (Леонтьев А.Е. 1996. С.21, 22). В.В. Седов отрицает такую возможность и сложение мерянской к-ры считает результатом прилива нового населения из Среднеевропейского ареала, прослеживаемого археологически по распространению в этом регионе изделий провинциальноримских типов, в частности браслетообразных разомкнутых височных колец. Это среднеевропейское население, в составе которого преобладал славянский этнос с некоторой примесью восточнобалтского, и заложило во 2-й пол. 1-го тыс. н.э. основы мерянской к-ры (Седов В.В. 2002. С. 388-397).
6-7 вв. представляются довольно смутным временем в этнической истории Ярославского края. Прекращается жизнедеятельность на большинстве дьяковских городищ. Основным типом поселений становятся открытые селища. Мерянские поселки располагаются на речных и озерных террасах, на склонах коренных берегов рек, ручьев и оврагов, в зонах плодородных, пригодных для пашенного земледелия почв, с выходом на пойменные луговые участки, благоприятные для животноводства. По площади они значительно превышают дьяковские. Они известны вокруг оз. Неро и Плещеево, на р. Волга и обычно объединяются в группы взаимосвязанных поселений. Мерянские поселения в большинстве исследованы лишь рекогносцировочными раскопками. Основным типом жилищ служили наземные постройки срубной конструкции площадью 16-25 кв. м. с очагами в одном из углов, сложенными из мелких камней насухо. Наиболее исследовано широко известное Сарское городище, с возможной обстоятельностью описанное А.Е. Леонтьевым по далеко не плохо сохранившимся материалам.
Сарское городище
7-10, 11-13, 14-17 вв.
Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, крупный укрепленный прото-город на реке Сара впадающей в озеро Неро, существовал в земле меря уже в VII в. и долгое время был мерянским племенным центром.
Располагается в 1.5 км. к юго-западу от села Деболовское, моренная гряда в излучине правого берега р. Сара (приток оз. Неро). Исследовалось в 1854 г. П.С Савельевым: «рыто 13 канав и разрыто 4 кургана» («курганы» были отвалами поздних перекопов). Незначительные по объему и неясные по результатам работы произвел в 1880-е гг. местный краевед А.А. Титов. В 1903 г. Н.К. Рерихом «были сделаны четыре ямы в наиболее сохранившихся местах», в центральной части городища было вскрыто до 30 погребений христианского кладбища. В 1924-1925 гг. Д.Н. Эдинг произвел раскопки в разных местах городища траншеями шириной 3 м. Собранная им богатая коллекция плохо документирована и не увязана со стратиграфией. В 1929 г. он же в аварийном порядке раскопал траншеями ок. 2000 кв. м., а в 1930 г. его исследование ограничилось надзором за карьерными работами. Сохранилась только полевая документация. Более реальное описание городища дал П.А. Раппопорт на основании собственного обследования. Обстоятельное исследование городища провел А.Е. Леонтьев в 1970-е гг.
Городище располагалось на возвышенной части гряды высотой до 13 м. от поймы и было разделено четырьмя поперечными валами и рвами на три части. Древнейший центральный участок площадью ок. 8320 кв. м. (по Д.Н. Эдингу) ограждался с напольной северо-восточной стороны валом 1, с юго-западной мысовой стороны валом 2 и рвами с наружной стороны валов. Несколько позже, но не ранее кон. 10 в., к городищу было добавлено два новых участка площадью ок. 6500 кв. м. каждый, огражденных валами 3 с юго-запада и 4 с северо-востока. Общая площадь вместе с неукрепленной частью оценивается в 2.7 га.
Вал 1 был длиной 38.5 м., шириной в основании 22 м., высота от уровня площадки 3.9 м., от уровня наполья ок. 6 м., а с внешней стороны ров глубиной 3 м. В основании вала 1 прослежен пласт обгоревших бревен, уложенных вдоль его продольной оси. На высоте 1.6 м. от основания лежал второй слой бревен, уложенный позже при реконструкции вала. Вал 2 имел длину 51 м., ширину в основании 15.3 м., высота от средней площадки 2.3 м., а от юго-западной площадки до 3.9 м. в основании этого вала также лежал пласт обгоревших бревен. Оба вала, ограничивающих центральную площадку, насыпаны на материке.
Вал 3 был сооружен на подстилающем его культурном слое кон. 10 в., отмеченным находкой шиферного пряслица. Основание его было выровнено подсыпкой суглинка. Он имел длину 70.5 м., ширину в основании 10 м., высота над материком 2.5 м. С внешней стороны к нему примыкал ров глубиной и шириной до 2 м. Поперек вала на расстоянии 4.3-4.8 м. друг от друга были уложены сиенки из бревен сохранившиеся на высоте до 0.35 м., перекрытые насыпью. В 12-13 вв. вал был досыпан до высоты 7.1 м. от площадки городища, ширина в основании достигла 23.5 м. За валом, в 4 м. дальше прежнего, был вырыт новый ров.
В это же время по краю юго-восточного склона между валами 2 и 3 была построена стена – «терасы», заполненная культурным слоем поселения 8-11 вв. Напольный вал 4 был уничтожен еще до раскопок П.С. Савельева в 1854 г.
В центральной части городища выявлено несколько углублений в материк и полуземляночных жилых и хозяйственных построек срубной конструкции. Жилые постройки отапливались очагами, выложенными из камней, а в одной постройке была печь-каменка, сложенная на глиняном растворе. Кроме того, было выявлено несколько открытых очагов, часть которых могла относиться к наземным постройкам.
На городище получены материалы, характеризующие его как развитый экономический центр. Здесь найдены остатки развитого ремесла с полным набором кузнечного, ювелирного и бронзолитейного инструментария, различные изделия и ювелирные украшения местного стиля, сырьевые слитки меди и олова.
Городище выступает и как важный торговый центр, о чем свидетельствуют многочисленные находки предметов импорта и торгового инвентаря (клады монет 9 в. и украшений, в т.ч. европейского происхождения; бусы стеклянные, сердоликовые, хрустальные, янтарная; чашечки от весов).
В комплексной экономике населения городища важное место занимало сельское хозяйство. Косвенным подтверждением этому могут быть находки жернового постава и обломка жернова, серпа и пяти кос-горбуш. По костным остаткам определен состав домашнего стада: лошадь, крупный рогатый скот, свинья. Находки костей бобра, медведя, кусков лосиных и оленьих рогов, а также рыболовных крючков, грузил и остроги говорят о занятиях жителей охотой и рыболовством. Городище выделяется большим количеством и разнообразием предметов вооружения: 66 наконечников стрел, 10 наконечников копий, 3 сулицы, меч и обломок однолезвийного меча, боевые топоры, кольчуга, навершие шлема, удила, псалии, рукоять плети.
наконечники копий - Сарское городище
В развитой селищенской округе, сформировавшейся в мерянское время на берегах оз. Неро и оз. Плещеево (см. Переяславско-Залесское княжество), Сарское городище выделяется как крупный племенной центр ростовской и, вероятно, клещинской группировки мери и к 10 в. приобрел все признаки городского центра, но к этому времени этносоциальная среда в регионе существенно меняется. В 10 в. происходит интенсивный процесс расселения славян в Волго-Клязьминском междуречье и сопутствующее ему включение этой территории в состав древнерусского государства с центром в Киеве. Административно-политический центр учреждается в Ростове, а Сарское городище утрачивает свое значение и в 11 в. жизнь на городище прекращается.
В 12-13 вв. в юго-западном секторе городища возникает феодальная усадьба-замок, просуществовавшая до рубежа 14-15 вв., вновь укрепляются валы 2 и 3, строятся укрепления по склону городища - городни. Местная традиция связывает замок с именем легендарного ростовского богатыря Александра Поповича.
В центральном секторе на «Старом Городце» располагалось христианское кладбище.
Грунтовые погребения была свойственна всем финно-угорским народам Поволжья и Приуралья.
- Сарский грунтовый могильник, 7-10 вв.1.5 км. к югу юго-западу от с. Деболовское, мысовая оконечность песчано-гравийной гряды в излучине правого берега р. Сара, 100 м. к юго-западу от вала 3 Сарского городища. Открыт в 1930 г. в процессе карьерных работ, разрушивших большую часть могильника, и тогда же в аварийном порядке исследовался Д.А. Крайновым и Д.Н. Эдингом, по оценке которых могильник занимал площадь ок. 1 га. По неполным описаниям, хранившимся в РЯМЗ, А.Е. Леонтьев частично восстановил обряд и состав инвентаря 17 погребений. Погребения по обряду кремации и ингумации находились в грунтовых могилах, ориентировка погребений и размеры могил в документации не указаны.
Всего учтено 6 предположительно мужских погребений по обряду ингумации и 11 женских погребений, в т.ч. 5 кремаций и 6 ингумаций. В мужских погребениях были предметы вооружения, конского снаряжения и бытовые вещи (наконечники копий, топоры-кельты, ножи с прямой спинкой и коротким черешком, железная булавка с бронзовым грибовидным навершием, бронзовые сюльгамы с коротким усами, подвески-цепедержатели в виде трехрогих лунниц, железные овальные пряжки, фитильные трубочки и пр.).
В женских кремациях и ингумациях находились частью деформированные в огне детали головных венчиков из бронзовых спиралек, шумящие подвески с треугольными пластинчатыми, бутыльчатыми и пирамидовидными привесками, спиральные и дротовые браслеты, сюльгамы с длинными усами, ножи, фрагменты железных овальных пряжек, фитильные трубочки, ножи, литейные формочки, льячки и пр. В ингумациях встречались также фрагменты или развалы сосудов, в т.ч. с подлощенной поверхностью. В одном погребении найдена подвеска-конек мерянского стиля с привесками из треугольников. В музейной коллекции сохранилось много депаспортизованных вещей из могильника: сюльгамы, застежки с «крылатой иглой», наконечники копий, кельты, ножи. Могильник, несомненно, был некрополем Сарского городища и свидетельствует о мерянском этносе его поселенцев.
***
В Суздальско-Юрьевском Ополье в 7 в. появились крупные неукрепленные поселения, площадь которых исчисляется несколькими гектаров. Размеры некоторых из них превышали суммарную площадь всех известных более ранних городищ. Особенно большим был поселок у с. Кибол под Суздалем, протянувшийся почти на 1 км. вдоль левого берега р. Каменка и состоявший из отдельных крупных земельных участков. В Ополье нет городища типа Сарского у меря или Чаадаевского у муромы. Как и в дьяковское время, здесь продолжали существовать небольшие укрепленные поселки. Слои 2-й пол. 1-го тыс. н.э. отмечены здесь на возникших в более раннее время городищах у дд. Лазаревское, Теньки, Горицы, Якиманское и др.
На территории Владимирской обл. известен только один мерянский могильник - Сунгирский (см. Седыш-Град)). В нем исследованы захоронения 10-12 вв.
В 9-10 вв. в обиходе мери и муромы появляются изделия, свидетельствующие о связях с соседними финно-угорскими племенами (мордвой, племенами Прикамья), кочевниками степи и, опосредованно, с Прибалтикой и Сев. Европой. Финно-угорские племена включаются в международную торговлю по волжско-окскому торговому пути, в результате чего появляются клады и случайные находки арабских серебряных монет (Марков А.К. 1910; Янин В.Л. 1956; Монгайт А.Л. 1961). Наиболее ранний клад, датированный 40-ми гг. 9 в., найден на мерянской территории, на городище Выжегша в Юрьев-Польском р-не (Фомин А.В. 1988). С этим кладом связана также уникальная находка 14 стандартных оловянисто-свинцовых слитков, попавших на поселение в результате дальних торговых связей с Зап. Европой (Леонтьев А.Е. 1988). См. Городище Выжегша.
Традиционная муромская и мерянская посуда изготавливалась от руки, лишена орнамента, но отличалась в своем большиснтве хорошим обжигом, тщательным заглаживанием поверхности, иногда - лощением.
С кон. 9-10 вв. в материальной культуре финских племен начинает ощущаться древнерусское влияние, что проявилось в появлении новых типов украшений, орудий труда, бытовых предметов и керамики.
Большинство финских поселений и могильников во Владимиро-Муромской земле прекращает свое существование к сер. 11 в. Однако, как показывают материалы мещерских могильников, отдельные группы автохтонного населения могли существовать еще на протяжении столетий.
***
На рубеже 5-6 вв. дьяковская к-ра перерастает в раннесредневековую культуру мери - племени или союза племен поволжских финно-угров. На юге Ивановской обл., в низовьях рр. Теза и Лух, известны памятники муромы. Здесь меря и мурома жили практически на одной территории.
Следы пребывания мери сохранились в топонимике и гидронимии Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской и Московской обл., а также в названиях «мерянских станов» документов 16-17 вв.
Мерянскую культуру на территории Ивановской обл. можно относить ко времени от рубежа 5-6 до 10-11 вв., т.е. до времени массового расселения здесь славян. Основным типом поселений становятся открытые селища, но продолжают функционировать некоторые городища, сооруженные еще в дьяковское время, сохраняются древние приемы домостроительства и типы жилищ, техника изготовления керамической посуды. По сравнению с дьковским временем увеличивается количество металлических изделий, совершенствуются типы орудий труда, быта, оружия, складывается своеобразный тип мерянской одежды и набор украшений.
В верхнем горизонте слоя городища у с. Малое Давыдовское раскопками А.Ф. Дубынина открыты остатки углубленного в землю жилища с очагом, сложенным из камней, в котором найдены вещи, половинка арабского диргема 918/919 г. и бусы 10-11 вв., что позволяет в целом датировать верхний слой памятника 10-11 вв. жизнь на Пеньковском городище, по всей видимости, продолжалась до конца 12 - нач. 13 вв.
Для мери характерны грунтовые могильники. На территории Ивановской обл. исследовался могильник у с. Хотимль, в котором было вскрыто 24 погребения, совершенных по обрядам трупосожжения и трупоположения. Сожжения совершались в особых кремационных ямах, пережженные кости с остатками погребального костра ссыпались на дню могилы, вещи складывались в кучки на остатках сожжения. В трех могилах отмечено частичное сожжение: с кальцинированными костями захоронены черепа, не подвергшиеся воздействию огня. В могилах с трупоположениями костяки ориентированы черепами на восток, юго-восток и юг юго-восток. В одной могиле обнаружено захоронение коня. В заполнении могил неоднократно встречались зубы и другие кости коня и челюсти с удилами. В женских погребениях найдены костяная подвеска, изображающая коня. Ритуальные захоронения коней известны у восточных финнов с 6 в., особенно широко они были распространены у муромы в 8-9 вв.
В мужских погребениях могильника были найдены: двулезвийный меч; втульчатые наконечники копий, одно- и двушипные, с ромбическим и листовидным пером; наконечники стрел - трехлопастные и прямые срезни; топоры (кельты и проушные); ножи; пластинчатые и овальные дротовые кресала; тесло; рыболовный крючок, оселок. Женские погребения сопровождались проволочными височными кольцами, разнообразными по форме шейными гривнами, нагрудными бляшками и подвесками с привесками в виде колокольчиков, подковообразными фибулами, браслетами, в том числе спиральными, перстнями, бусами и другими украшениями, различными поясными накладками и пряжками и пр. В ногах ставились лепные горшки приземистых форм. Интересно погребение женщины-литейщицы.
Мерянский каменный топор, стилизованный под морду медведя - Ростов Великий
Основными занятиями мерянского и муромского населения были скотоводство, охота, рыболовство и земледелие, вероятно подсечное. Производство железа из местных болотных руд в 9-10 вв., видимо, выделилось в самостоятельную отрасль хозяйственной деятельности. Известны поселения, которые специализировались на выделке железа: Сокольское, Тумовское в Муромском р-не Владимирской обл. Изготовлением производственного инвентаря и оружия занимались кузнецы-профессионалы в общинных кузнецах, обслуживая нужды своей общины. Широкое развитие получают ювелирное и медно-литейное ремесла. Были известны приемы литья по восковой модели и в каменных формочках.
Медно-литейное ремесло первоначально, вероятно, было делом женщин-литейщиц. К 10 в. оно сосредоточилось уже в руках мужчин. Сырье для него получали путем натурального обмена. Меря и мурома к 10 в. переживали последнюю ступень разложения первобытнообщинного строя, стояли на пороге классообразования и образования государства.
С 10 в. в междуречье Волги и Клязьмы начинается массовое расселение славян. Этот процесс связан с укреплением Киевской раннефеодальной державы, стремившейся к расширению сферы феодальной эксплуатации, обложению свободных общинников податями. Стремясь избежать феодальной эксплуотации, славянские общинники уходили на новые места, в том числе занятые иноязычным населением.
Проникновение славян в Ивановское Поволжье носило первоначально мирный характер, сопровождалось установлением дружественных, в том числе брачных, связей между славянами, с одной стороны, мерей и муромой - с другой, которые изучались археологически. Но следом шла княжеская колонизация края, не замедлившая включить новые земли в орбиту феодальной государственности. Новые социально-экономические отношения нарушили племенную организацию мери и муромы. Меря быстро славянизировалась и как народность уже к 12 в. утратила самостоятельность. Такова же была судьба и муромы.
***
В 9 в. в Волго-Клязьменском междуречье становится более заметным влиянием западной славянской к-ры. Железные изделия по форме и качеству приближаются к древнерусским 10-12 вв. На смену топорам-кельтам приходят проушные топоры, рабочие и боевые. Появляются ножи с прямой спинкой без уступа от черенка к обушку и с уступом. Наконечники стрел в большиснстве черешковые, с ромбовидным и ланцетовидным пером. Наконечники копий втульчатые, с более или менее коротким или удлиненным ромбовидным и ланцетовидным пером. Встречаются одно- и двушипные наконечники дротиков с удлиненной втулкой.
На Сарском городище найдены кузнечные инструменты и предметы ювелирного ремесла: наковальни, молотки, клещи, зубила, пробои, тигли, льячки, литейные формы, сырые в виде слитков и обломков из бронзы, серебра, олова со свинцом. В убранстве и украшениях ярко проявляются традиционные черты, свойственные финским народам Поволжья: сюльгамы, подвески-пирамидки, дисковидные бляхи с «дверцей» и др. Появляются характерные мерянские шумящие украшения, сделанные в наборной технике: коньки, каркасные треугольники. В коллекции проволочных височных колец из бронзы и серебра выделяются типично мерянские втульчатые кольца.
Экономика мерянского населения базировалась на земледелии и скотоводстве с приоритетной ролью зернового производства. Косвенным подтверждением тому могут быть находки жернового постава и обломка жернова на Сарском городище. Они не имеют определенной датировки, но тип жернового постава с коническим выступом-осью на нижнем камне характерен для северной зоны и наиболее распространен в раннесредневековом ареале финских племен (Леонтьев А.Е. 1996. С. 130-132). На некоторых селищах встречены зернотерки, зерна ячменя. Находки серпа и пяти кос-горбуш трудно увязываются с культурным слоем. Лишь одна коса из культурного слоя близка к типу кос позднедьяковских городищ (Краснов Ю.А. 1971. С. 127-128). По костным останкам из некоторых селищ Ростовской округи отмечается преобладание крупного рогатого скота в домашнем стаде и значительное конское поголовье; костей свиньи и мелкого рогатого скота заметно меньше. Видное место в хозяйстве занимал пушной промысел, кости бобра встречаются на всех поселениях.
Из других промысловых животных есть лось и в меньшем количестве олень, кабан, медведь (Леонтьев А.Е. 1996. С. 43, 44). В домашнем производстве применялись железные шилья, долота, ложкари, струги. Широко представлены различные инструменты и поделки из кости: различные проколки, рукояти ножей, односторонние резные гребни, копоушки, пряслица из кости и глины.
В сер. 10 в. из северо-западной области славянского мира в Волго-Клязьминском междуречье начинается приток нового населения. Первые крупные группы поселенцев осваивают окрестности оз. Неро и Клещино. Несколько поселков было основано на мелких притоках рр. Трубеж и Нерль. Славянские поселения возникают в освоенных мерей местах, чаще в непосредственном соседстве с мерянскими поселками, или на месте прежних поселков. Группа поселков близ г. Ярославля (Б. Тимерево, Михайловское, Петровское) возникала в кон. 9 в., первоначально, видимо, на месте торжищ, связанных с функционированием Волжско-Балтийского торгового пути (Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. 1986. С. 189-297; Леонтьев А.Е. 1986. С. 3-9), в 10 в. разросшихся и оформившихся в погосты (Леонтьев А.Е. 1989. С. 79-86).
Длительный процесс славяно-мерянского взаимодействия обусловил включение мери в сферу славянского мира. В сер. 9 в. словене ильменские, кривичи и меря составили конфедерацию из трех племен. Они отказались платить дань варягам и изгнали их за море, а в 862 г. пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика, по легенде вместе с братьями (ПВЛ. 1996. С. 13, 149). Как член сложившегося военно-политического объединения меря упоминается в числе других участников похода Олега на Киев в 882 г. и на Константинополь в 907 г. (ПВЛ. 1996. С. 14,16,150,152).
Событиями 862-907 гг. определяется время вхождения мери в состав Древнерусского государства. В начале оно выражалось в установлении даннических повинностей и союзнических обязательств. В этих условиях возникают такие центры, как Ростов, Б. Тимерево, Михайловское.
Как показали раскопки 1980-х гг., мерянское поселение на месте Ростова занимало береговую террасу к западу от устья р. Пижермы. Оно не было укреплено, но защищалось Пижермой, заболоченной низиной р. Ишни и, видимо, засеками в окружающем лесу и подводными частоколами на р. Которосли и озере. Поселение находилось напротив острова - огромного камня-останца, почитавшегося мерянами, и служило центром культа божества, аналогичного славянскому Велесу, связанного также с медвежьим культом. Еще в XIX в. память о нем жила в ростовской поговорке: «Он зол, как идол Велес».
Ростов - один из древнейших городов России. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о существующем городе, которым владел варяг Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к фино-угорскому племени меря; в дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще».
О времени возникновения собственно Ростова, существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в раннюю эпоху, другие - перенос с Сарского городища в X в.
А. Е. Леонтьев считает Сарское городище - племенным центром меря, Ростов - опорным пунктом Новгорода. По мнению В. Плешанова, основывающемся на результатах последних археологических исследований, Ростов возник как мерянский поселок в кон. VIII в. или несколько раньше; во времена Рюрика он стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь в других отношениях пригородом Сарского городища; с дальнейшим развитием государственных отношений, в 10 в. он приобретает господствующее значение.
История о Казанском царстве упоминает черемис (мари) как коренных жителей Ростова, часть из них не пожелали креститься и поэтому покинули город отправившись к родичам за Волгу. Другая, основная часть осталась и имела в составе позднего Московского царства свои национальные автономии (Мерьские станы). Местные черемисы-мари имели самоназвание «мäpы» (меря), которое сохранилось у этногруппы северозападных мари, проживающих ныне в нижегородской и костромской областях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Бояркин А. Городище на реце Сарре // Вестник Европы. М., 1820. Ч. 113. С. 311.
Леонтьев А. Е. Археология мери. (К предыстории Северо-Восточной Руси). М., 1996.
Леонтьев А. Е. Сарское городище в истории Ростовской земли.(VIII—XI вв.). Автореф. канд. дис. М., 1975.
Леонтьев А. Е. Заметки о ранней истории Ростова.
Плешанов Е. В. К вопросу о происхождении города Ростова.
Сарское городище
Сергей Каинов про Гнёздовские курганы и оружие в них
Леонтьев А. Е. Сарское городище в истории Ростовской земли (VIII—XI вв.): Автореферат кандидатской диссертации. М., 1975.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район / под ред. В. П. Шабан. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
Сарское городище - Археологический вестник.
Сайт Википедия.
Памятники природы Ярославской области.
Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. — М., Искусство, 1987. (Серия «Дороги к прекрасному»).
Маркин В. Два драгоценных озера России // Наука и жизнь, 1991, № 11 — С. 16-22
Арефьева Т., Филимонова Т. Пещерный народец // Русский Репортёр. — 2009. — Вып. 40.
Чернобров В. А. Энциклопедия загадочных мест. — 3-е изд. — М.: Вече, 2000.
Третьяков П. Н. К истории племён Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э. Материалы и исследования по археологии СССР №5. — Ленинград: изд-во Академии наук СССР, 1941.
Бадер О. Н. Древние городища на Верхней Волге // Материалы и исследования по археологии Верхнего Поволжья. Материалы и исследований по археологии СССР № 13. — М.-Ленинград: изд-во Академии наук СССР, 1950. — С. 90-132.
Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 389.
Леонтьев А. Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. Археология эпохи великого переселения народов и раннего средневековья. Выпуск 4. — М.: Институт археологии РАН, 1996.
Вложение | Размер |
---|---|
Сарское городище | 91.71 КБ |
Сарское городище | 822.55 КБ |
Сарское городище | 84.63 КБ |
Сарское городище | 57.37 КБ |
sarskoe_gorod (5).jpg | 456.83 КБ |
sarskoe_gorod (6).jpg | 991.5 КБ |
- 4890 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий