Природно-культурный комплекс «Красноречье»
Красноречье расположено в Ульяновском (Симбирском) Заволжье (буквально на границе с Республикой Татарстан). Территория включает фрагменты Старомайнского, Чердаклинского и Мелекесского современных районов.
Было время, эта местность относилась к Волжской Болгарии, к Казанской губернии, к Симбирскому уезду Симбирского наместничества, к Ставропольскому уезду Самарской губернии.
Давние культурные и экономические связи Красноречья формировали местность со своей спецификой. Как и многие культурные комплексы Русской равнины, эта земля не оконтурена реками, морями, горами, и потому не имеет четких границ.
Приграничные его участки и населенные пункты тяготеют одновременно и к Красноречью, и к соседним культурным ландшафтам.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО УЛЬЯНОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Старинные крепкие дома краснореченцев столетней давности и сегодня остаются украшением многих сел. Для местной культуры они остаются настоящими историческими и архитектурными памятниками.
После присоединения к России (1552 г.) население Красноречья в основном составляло – татары, русские и мокшанцы. Было время, когда поселялись здесь поляки, немцы. Все это обогащало местную традиционную культуру и делало ее более самобытной.
Обилие талантов в Красноречье удивляет: Габдельджаббар Кандалый, Александр Неверов, Елена Сапогова, Юлия Арсентьева, Абрам Новопольцев.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В КРАСНОРЕЧЬЕ
Фольклорный фестиваль
Статья про Чердаклы
В конкурсной заявке Чердаклинского района первым значится планируемый историко-культурный заповедник «Красноречье». В прошлых номерах «НГ» мы уже рассказали о том, что древние курганы, расположенные в его границах, регулярно опорожняются «черными» археологами. Возможно, вхождение в «чудесный» рейтинг поможет привлечь к этому проекту и силы, и средства.
Пока едем из районного центра в Татарский Калмаюр, замглавы администрации МО «Чердаклинский район» Александр Кузнецов с восхищением рассказывает о природе родного края.
— А вы не слышали о наших семи озерах, через подземные ручейки связанных между собой и подземным озером, что находится на территории районного центра? — спрашивает Александр Иванович (он, кстати, кандидат биологических наук). — Вот это — настоящее, необъяснимое чудо. На этих озерах приливы и отливы бывают: в одном может вода уйти, в другом — прибыть. Каждое озеро — особенное, три из них — памятники природы областного значения. Например, болото Кочкарь. На воде там повсюду — словно бы кочки, а это растение такое — кочкарь, которое образует крону над поверхностью.
В Татарском Калмаюре нас встречает учитель истории и общественных дисциплин Искандер Фасхутдинов (на снимке), который также заведует и школьным музеем. Вообще Татарский и Чувашский Калмаюры (села находятся рядом) — своего рода тоже чудо. Отсюда родом — большое количество знаменитостей: писатели, деятели науки, спортсмены.
— Проводя экскурсию по экспозиции музея, я хочу сказать ребятам — и у них тоже есть шанс, — говорит Искандер Фяртдинович.
Но в этот визит нас больше интересовали древние каменные плиты на могилах мусульман, первыми в наших краях принявших ислам. По данным, захоронения относятся к XIV веку. По словам педагога, это место считается у мусульман России священным. В месяц Рамадан паломники, которые не могут (из-за отсутствия средств, например) отправиться в Мекку, совершают малый хадж сюда.
Кладбище покрыто седым ковылем. И — о, чудо! — сквозь жесткую полегшую траву пробиваются подснежники. Несколько десятков шагов от входа — и вот первая плита. Искандер Фяртдинович говорит, что таких камней в наших краях не встретишь, а значит, привезти их издалека (возможно, с Севера) могли себе позволить лишь очень богатые семьи. На плитах, подверженных и ветряной, и дождевой эрозии (одна буквально срезана и расколота, возможно, еще и вандалами; какие-то сохранились лучше), кое-где хорошо виден текст.
— По-видимому, надписи сделаны на древнем арабском языке, — считает учитель. — Кое-что, но не все мне понятно. Здесь, например, похоронена женщина, скорее всего, даны ее имя, даты жизни и смерти. Интересны рисунки на обратной стороне плит. Они — разные. Возможно, они имеют сакральное значение. Обратите внимание — здесь выбит цветок с семью лепестками.
Еще лет десять тому назад плит на кладбище было больше — десятка два. Сейчас — всего шесть. Остальные стали легкой добычей (погост не охраняется) охотников за стариной.
— Необходимо срочно объявить кладбище памятником старины, что позволит сохранить эти уникальные плиты для потомков, — настаивает Искандер Фяртдинович. — Нам необходимы деньги. Сегодня мы сами со школьниками выправляем ограду. Спасибо — помогают администрации района и нашего муниципального образования. Какой-то добрый человек сделал навес над входом. Мы даже не знаем, кто именно. Да и не положено это знать.
Кстати, насчет вандалов. Брать что-либо с кладбища в любой религии считается смертным грехом. Искандер Фяртдинович рассказал нам историю о своих родителях. Будучи молодыми, они однажды пошли в лес, что за кладбищем. Путь туда лежит через древние курганы. Отец нашего рассказчика предложил жене: «Давай разроем курганы — может, клад найдем». Начали фантазировать, что купят, когда продадут находки. Здорово веселились. Наутро оба заболели — тела их покрылись чириями. (А они только подумали!). Пришлось его бабушке семь раз над ними молитву прочесть. Все как рукой сняло.
ВЫСТУПЛЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ НА ФОЛЬКЛОРНОМ ПРАЗДНИКЕ, КРАСНОРЕЧЬЕ
Краснореченское чудо – народный фестиваль
Фестиваль носит имя знаменитого краснореченца-сказывальщика Авраамия Новопольцева, жившего в XIX веке. Это красочное и любимое жителями событие. Инициатива проведения фестиваля исходила от сельского краеведческого центра «Красноречье». Все началось в 2003 году, когда в Новиковке был впервые проведён малый фестиваль имени А.К.Новопольцева. Тогда в нём приняли участие коллективы художественной самодеятельности одного Старомайнского района. А теперь вон как развернулось...
Память о выдающемся земляке, Авраамии Кузьмиче Новопольцеве, здесь чтут свято. Он родился в 1820 году в селе Ясашное Помряскино Ставропольского уезда Самарской губернии, ныне Старомайнского района Ульяновской области, в семье крестьян. В конце 1870-х поэт и собиратель фольклора симбирянин Дмитрий Садовников записал от Новопольцева 72 сказки, вошедшие в сборник «Сказки и предания Самарского края». Запись была осуществлена как раз в деревне Новиковка, в усадьбе помещика Лазарева, куда сказочник был специально приглашен. Книга вышла в 1884 году в Петербурге. Известный ученый, исследователь устного народного творчества М.Азадовский писал: «Новопольцеву принадлежит одно из первых мест в галерее мастеров русской сказки, по количеству же и разнообразию записанных от него текстов, по богатству своего репертуара он занимает бесспорно первое место».
Все краски Поволжья
В этом году фестиваль впервые стал межрегиональным. В нём приняли участие коллективы художественной самодеятельности и мастера народных промыслов из шести регионов России и десяти районов Ульяновской области - всего около 500 участников. Поэтому-то действо оказалось таким массовым и красочным. Здесь выступили хореографические и вокальные ансамбли всех национальностей, проживающих в Поволжье, - русские, мордовские, чувашские, татарские, немецкие и еврейские. Это - «Ладанка», «Шволь-бе», «Саванес», «Сударушка», «Реченька», «Рось», «Вастума», «Рябинушка», «Мишпаха -Кдола», «Сембер», гости из Тольятти - ансамбль жалейщиков «Волга-Волга».
Место проведения фестиваля представляло собой как бы околицу села Новиковка второй половины XIX века. Зрители получили возможность ознакомиться с народными национальными костюмами. На фестивале работали различные тематические площадки: фольклорно-литературная, исторической реконструкции, "город мастеров". Мастера кузнечного двора "Корч" на глазах у публики выковывали различные предметы. Люди могли поучаствовать в традиционных молодецких забавах - кулачный бой, лапта, перетягивание каната. У гостей была возможность попробовать блюда традиционной национальной кухни, приобрести сувениры. Кстати, места эти до сих пор гордятся тем, что сохранили редкие народные промыслы - лозоплетение и резьбу по бересте. А вот кузнецов, которыми когда-то особенно славилась эта земля, здесь уже почти не осталось. Хотя настоящий традиционный для этих мест обряд XIX века «кузнечная свадьба» в рамках фестиваля все-таки провели. В обряде участвовали родственники самого Новопольцева. И свадьба оказалась не понарошку, а вполне настоящей...
О ПЕРВОМ СКАЗОЧНИКЕ РОССИИ (Красноречье)
В 19 веке в Симбирской губернии родился человек, которого называют теперь первым сказочником России. Имя его – Аврамий Кузьмич Новопольцев. Родное его село Ясашное Помряскино и сегодня располагается в Ульяновской области, недалеко от Старой Майны. Но во всех энциклопедических изданиях и книгах, рассказывающих о Новопольцеве, он до сих пор именуется самарским сказочником. К удовлетворению самих самарцев и с нашего молчаливого согласия. Получается, что Новопольцева у симбирян украли, а восстановить историческую справедливость никто и не пытается – ни местные учёные, ни литераторы, ни чиновники…
Череду неточностей и ошибок в биографии знаменитого русского сказочника можно проследить по энциклопедическим изданиям, из которых информация разошлась по стране и копируется до сих пор.
Первую ошибку сделали составители 2-го издания Большой советской энциклопедии. В 1954 году вышел 30-й том БСЭ со статьёй о Новопольцеве, где он назван уроженцем Самарской губернии. Там же неправильно указаны были годы его жизни -(1820-1885), а также исковеркано название родного села – «Яксашное Помряськино». На самом деле Новопольцев родился в 1830 году в селе Ясашное Помряскино Ставропольского уезда Симбирской губернии. И только с 1 января 1851 года, когда Аврамию было 20 лет, Ставропольский уезд был передан во вновь образованную губернию - Самарскую. Но в 20 веке Ясашное Помряскино вновь стало симбирским, когда в 1928 году был образован Ульяновский округ, а затем в 1943-м – Ульяновская область. И к моменту выхода энциклопедии в 1954-ом составители просто обязаны были дать достоверную информацию о месте рождения Новопольцева.
Однако, в 26 томе 3-го издания БСЭ, который был выпущен в 1976 году, вновь с уверенностью написали: «Наиболее известным сказочником в России 19 века был самарский сказочник Абрам Новопольцев». Неверные годы жизни Новопольцева перекочевали в «Большой энциклопедический словарь», который с 1979 года до сих пор почти ежегодно переиздаётся в России. Хотя уже 20 лет назад краевед А.Авдонин обнаружил церковную книгу, в которой зафиксирована дата смерти сказочника – 25 августа 1886 года. Отпели его иерей Яков Каменский и псаломщик Василий Невский в Покровской церкви села Ясашное Помряскино, а в книге запись сделали: «Села Помряскина крестьянин-собственник Аврамий Кузьмин Новопольцев, лета умершего – 56. Отчего умер – от горячки». Отсюда наиболее вероятна и дата рождения – 1830 год.
Наконец, в изданном несколько лет назад литературном томе «Большой энциклопедии русского народа» вновь перепечатали информацию из энциклопедии 1954 года: «Новопольцев Абрам Кузьмич (1820-1885), сказочник. Родился в с. Яксашное Помряськино Ставропольского у. Самарской губ.». Если не вмешаться в работу этого печатного конвейера, враньё о нашем выдающемся земляке будет множиться и дальше.
Как рождаются сказки
Как же вышло, что стал уроженец Симбирской губернии Аврамий Новопольцев первым сказочником России?
Фамилию свою получил он от прозвища отца Кузьмы и деда Ивана. Жили они в симбирском Заволжье, на околице села Ясашное Помряскино, в местности с названием Новое Поле. Потому и было у них уличное прозвище - Новополец. И когда после крестьянской реформы стало обязательным иметь фамилию, Аврамия записали в документах Новопольцевым.
Имя в те времена давали строго по церковным святцам. Но святых с именем Аврамий в них – около десятка, и с кем из них совпал день ангела Новопольцева – пока не известно. Можно только предположить, что это был с древности почитаемый в Заволжье святой мученик Аврамий Болгарский, день которого выпадает на 1 апреля. Булгар по происхождению, он принял христианство и за отказ отречься от веры в 1229 году был убит в столице Волжской Булгарии. В 1989 году здесь, в городе Болгар, в 60 километрах от села Ясашное Помряскино, именем Аврамия Болгарского был освящён престол вновь возведённого храма…
А сказочника Аврамия односельчане при жизни называли по-простецки – Абрам. Жили Новопольцевы бедно. Аврамий каждое лето подряжался по деревням и сёлам стадо пасти, и четверых своих детей сызмальства приучал к этому. Пастушил и в соседней Новиковке, и в дальних сёлах – Ерыклинске и Никольском-на Черемшане. Зимой занимался отхожими промыслами, чаще всего дрова пилил да колол по заказам домохозяев. Детина он был здоровенный – и росту высокого, и в плечах широк. На жалейке мог сыграть. Любил выпить, побалагурить, словцо острое сказать. А более всего прославился Аврамий тем, что умел красочно рассказывать всякие небылицы.
Лились из него сказки складно да ровно – заслушаешься. Потому и приглашали Аврамия то на свадьбу, то на другую какую пирушку, чтобы гостей потешить. Память у него была изумительная, воображение богатое. Рассказывал он мастерски и детские сказки про животных и волшебников, и остроумные бытовые сказания, и назидательные легенды, и весёлые анекдоты. Сядет поудобней и давай языком чесать – выразительно да с жестами. Родственники про него так говорили: «Мы стадо пасём, а дед Абрам в кабаке бочки караулит да сказки сказывает».
Не раз приходилось ему свой талант демонстрировать и в соседнем селе Новиковка, в усадьбе помещика Лазарева. Здесь его и приметил симбирский поэт Дмитрий Садовников, который в 1871 году женился на дочери помещика и часто сюда наведывался. Он записал от Новопольцева 72 опуса, вошедших затем в книгу «Сказки и предания Самарского края». Она была издана в Санкт-Петербурге в 1884 году, через год после скоропостижной смерти Садовникова. Автор собирался в предисловии к книге рассказать о жизни самого сказочника, да не успел, а рукопись та до сих пор не найдена.
Сам Дмитрий Садовников родился в Симбирске. И в книге своей 78 из 183 сюжетов записал он именно в Симбирске, от его жителей. А 72 сказки рассказал ему Новопольцев в усадьбе тестя в Новиковке, которая в то время относилась к Самарской губернии. Поэтому, видимо, Садовников и ввёл в название книги объединённое понятие «Самарский край», и это создало у последующих исследователей впечатление, что все опубликованные сказки и предания записаны от самарцев.
Несколько десятилетий о книге Садовникова и сказочнике Новопольцеве не вспоминали. Лишь в 20-е годы прошлого века в нескольких изданиях появились исследования новопольцевских сказок. А в 1927-ом статья о Новопольцеве была опубликована даже в чешском журнале «Славия». В 1932 году известный фольклорист М.Азадовский издал книгу «Русская сказка», в которой, наконец, воздал ему должное: «Новопольцеву принадлежит одно из первых мест в галерее мастеров русской сказки, по количеству же и разнообразию записанных от него текстов, по богатству своего репертуара он занимает, бесспорно, первое место». Новопольцев в книге был назван самарским сказочником, и через несколько лет в Ясашное Помряскино приехала научная экспедиция из Куйбышева – собирала сведения о нём, встречалась с родственниками. В 1937-ом статья В.Сидельникова «Устное творчество Куйбышевского края» с подробностями биографии Новопольцева вышла в Москве в сборнике «Волжский фольклор».
Куйбышевские учёные всерьёз занимались творчеством земляка даже после 1943 года, когда всё симбирское Заволжье вновь вернулось в состав теперь уже Ульяновской области. В 1946-ом, к примеру, аспирант Куйбышевского пединститута В.Мигирин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Синтаксис сказок Абрама Новопольцева, записанных Садовниковым». А в 1952 году в Куйбышеве издали книгу «Сказки Абрама Новопольцева». В предисловии к ней известная исследовательница фольклора Э.Померанцева провела тщательный профессиональный разбор всего наследия Аврамия Новопольцева, назвав его опять же самарским крестьянином. Не было, как и в предыдущих исследованиях самарцев, только одного – упоминания, что родился Новопольцев в Симбирской губернии и что сейчас его родное село находится в Ульяновской области. Потому и появились в последующем искажённые сведения в энциклопедиях со ссылкой как раз на упомянутые выше издания.
КРАСНОРЕЧЕНСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
Краснореченский сказочно – фольклорный фестиваль имени Авраама Кузьмича Новопольцева
В восьмой раз на территории Старомайнского района прошёл Краснореченский сказочно – фольклорный фестиваль имени Авраама Кузьмича Новопольцева (местного сказочника, уроженца района). В этом году гостеприимно распахнуло свои двери Кандалинское поселение с. Большая Кандала.
Открыли официальную часть мероприятия: Глава Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Сергей Семёнович Галант, Глава администрации муниципального образования «Кандалинское поселение» Валерий Геннадьевич Шерстнёв, Народная артистка России Елена Геннадьевна Сапогова, президент общества содействия «Парквейн» Юрий Константинович Рощевский. Они поприветствовали всех участников мероприятия и рассказали про уроженца их поселения Авраама Кузьмича Новопольцева. По их словам Новопольцев – не профессор, не писатель, а «простой мужичок», который хорошо умел рассказывать сказки, но делал это настолько гениально, что прославился на всю Россию. «Вот и наш сказочный фестиваль – уникален, аналогов ему нет. А людей, которые любят и ценят фольклор в нашей стране, миллионы, поэтому потенциал у фестиваля огромный» - отметил Юрий Рощевский.
В этом году на фестиваль съехалось около четырёхсот участников из пяти регионов России: Ульяновской, Самарской, Саратовской и Владимировской области, а также республики Татарстан.
Центральным событием Краснореченского сказочно – фольклорного фестиваля стало проведение обряда свадьбы, с «Девичником» и «Выкупом невесты».
Для всех участников и гостей мероприятия в течении всего дня вела свою работу площадка, получившая название «Город мастеров». На ней представили свои работы умельцы из пяти регионов России. Это изделия из кожи и бересты, картины на бересте, керамические изделия, флористические работы, всевозможные вышивки, выполненные различными техниками, корзины, предметы мебели, домашняя утварь, изготовленные из лозы.
Более одной тысячи зрителей посетили данный фестиваль.
ПРИРОДА КРАСНОРЕЧЬЯ
В Красноречье сохранилось немало достойных памятников природы и истории.
Леса, расположенные вдоль суходола реки Красной отличаются высоким биоразнообразием лесной флоры. Они представлены сосняками и сосново-широколиственными лесами. Из них первые наиболее распространены и интересны с ботанической точки зрения. В хозяйственном отношении этот лесной массив в значительной степени влияет на экономику края. Здесь зарегистрировано более 50-ти видов редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу. В частности, в большом количестве встречается Ландыш майский. Это места для сбора грибов, различных ягод (клубники, земляники, ежевики), лекарственных растений (душица, зверобой, пижма), сенокошения, отдыха, охоты и рыбалки. Они имеют также и оздоровительное значение.
Окрестности реки Красной (притока Майны) – одно из ярких в культурологическом и природном отношении мест области. Возле села Бряндино проходил Симбирский тракт. Были времена, когда гнали людей на каторгу, вели арестантов дремучими лесами в малых кандалах. Так появлялись названия близлежащих сел.
Здесь сохранилось обилие памятников археологии разных эпох. Эти места связаны с рождением и творческой деятельностью писателя А.С. Неверова. Поэт и исследователь Д.Н. Садовников собирал на этой территории материалы для классических книг по фольклору. Во второй половине 19 века здесь жил один из самых талантливых сказочников – А.К. Новопольцев (Ребята фольклорного кружка «Народный театр» Бряндинской школы поставили в этом году сказку «Болтливая жена» по его произведению и показали ее на юбилее школы).
В селе Бряндино родилась и выросла Елена Андреевна Сапогова – народная артистка, ныне профессор Саратовской консерватории, победительница конкурса «Глас ангельский России» (премию ей вручал сам Алексий II), она тесно сотрудничает с телевизионной передачей «Играй гармонь», дружит с семьей, известного баяниста Геннадия Заболокина.
Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории «Сельский краеведческий центр»
Место это уникально во многих отношениях. Здесь сошлись три стихии: лесная, водная и степная.
Пожалуй, нигде более тайга не проникала так глубоко в лесостепную зону, «засылая» далеко на юг своих «разведчиков»: плауны и чернику, можжевельник обыкновенный и сфагнум, воробьиного сычика и овсянку-ремез. В старомайнских лесах зарегистрировано более 50-ти видов редких и исчезающих растений - недаром учёные-ботаники называют эти леса основой биоразнообразия ульяновского Заволжья. Количество редких птиц так велико, что зоологи выделили Старомайнский лес как ключевую орнитологическую территорию международного значения. А в районе Головкинских островов нерестятся почти все виды волжской рыбы.
Старомайнский лес - это крупный заволжский лесной массив, в основном смешанный, со значительными участками чистых сосняков. Сохранились даже «острова» с элитными соснами высотой до 40-50 метров. До 1990 года этот элитный лес вырубался умеренно и грамотно, но сейчас по всему массиву ведутся интенсивные рубки строевого леса, что сильно изменяет ландшафт и экологические условия существования многих лесных видов животных. Сосновый бор заменяется на загущенные поросли березы, липы, лещины.
В результате обследования Старомайнского лесного массива, прилегающих водоемов и открытых пространств ульяновские орнитологи отметили 116 видов птиц. Среди них - несколько видов, занесенных в Красную книгу России: большой подорлик, могильник, орлан-белохвост. Вместе с коростелем они включены еще и в Международную Красную книгу. Здесь также встречаются птицы, занесенные в Красную книгу Ульяновской области, это: лебедь-шипун, обыкновенный осоед, обыкновенный зимородок, седой дятел, желна, мохноногий сыч, серый журавль, клинтух.
На территории Старомайнского леса выделено несколько памятников природы. Особо значимый из них - «Лесная жемчужина» Кандалинского лесничества Старомайнского лесхоза. Имеющиеся здесь несколько участков сосновых насаждений возрастом 110-115 лет относятся к генетическим лесным резервам России. Что останется от этих замечательных лесов через несколько лет, если срочно не принять меры по запрещению массовых рубок на легко развеваемых песках? Конечно же, здесь требуется введение режима особо охраняемых природных территорий, создание комплекса памятников природы.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Светлана Ямина, «Народная газета», 6 мая 2008 г.
https://7-chudesulo.ru/articles/index.html_id=12.html
https://turizm073.narod.ru/zap/krasn/
Николай МАРЯНИН, «Народная газета»,
https://www.stmaina.ru/infusions/
https://www.simturinfo.ru/pages/sobytia/festnovopolc.htm
https://pravda73.ru/kultura/301-festival-sblizhaet.html
Вложение | Размер |
---|---|
Природно-культурный комплекс «Красноречье» | 36.8 КБ |
Природно-культурный комплекс «Красноречье» | 132.22 КБ |
Природно-культурный комплекс «Красноречье» | 84.87 КБ |
Природно-культурный комплекс «Красноречье» | 49.69 КБ |
Природно-культурный комплекс «Красноречье» | 95.24 КБ |
img_0234.jpg | 55.78 КБ |
img_0411.jpg | 54.62 КБ |
img_0420.jpg | 68.14 КБ |
img_0433.jpg | 44.18 КБ |
kollag.jpg | 115.83 КБ |
krasn.jpg | 173.04 КБ |
в Новиковке.JPG | 67.13 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 7330 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий