Ораниенбаум
Ораниенба́ум (нем. Oranienbaum — померанцевое дерево или апельсиновое дерево — изображено на гербе) — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Ломоносова (до 1948 года — Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века.
Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятника Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». С 2007 года дворцы и парк находятся в ведении ГМЗ «Петергоф».
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЛЕНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ - ЭРМИТАЖ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ГАТЧИНА - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДВОРЦЫ И ЗАМКИ РОССИИ - ТУТ!
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ПАВЛОВСК - ТУТ!
История
В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум — конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году — Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя.
В 1743—1762 годах Ораниенбаум стал резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III[L 1], для него на территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт (1756—1762, сохранились Почётные ворота и дворец). Вокруг дворцовой усадьбы стал формироваться город, который в 1780 году получает статус уездного[L 2].
После дворцового переворота 28 июня 1762 года для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме в Верхнем парке строится Собственная дача, постройки которой являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо[L 3].
С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года — его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, а после её смерти — их наследникам.
Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией — герцоги Мекленбург-Стрелицкие (Георгий Георгиевич, похороненный на территории парка, и его младший брат Михаил Георгиевич).
После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой Меншиковский дворец) были отданы Лесному техникуму, основанному в Ораниенбауме в 1918 году[L 1]. В Китайском дворце в 1922 году был открыт музей[L 3].
Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга, поскольку здесь была развёрнута оборона на так называемом «ораниенбаумском плацдарме». Однако ансамбль пришёл в запустение в послевоенное время, и его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов.
В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.
схема-карта Ораниенбаума
Композиция паркового ансамбляА — Нижний сад
В — Верхний парк
С — Нижний пруд
D — Красный (Верхний) пруд
E — Карпин пруд
F — Китайский пруд
G — П-образный пруд
H — Морской канал
1 — Большой (Меншиковский) дворец (1711—1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн)
2 — Картинный дом (1710-е — 1730-е гг., либо 1752—1754 гг.)
3 — Нижние дома (1710-е — 1720-е гг., либо 1749—1751 гг.)
4 — ворота крепости Петерштадт (1757 г., А. Ринальди)
5 — дворец Петра III (1758—1762 гг., А. Ринальди)
6 — Каменное зало (1749—1751 гг., предположительно Б. Растрелли)
7 — Кавалерский корпус (1767 г., А. Ринальди)
8 — Китайский дворец (1762—1768 гг., А. Ринальди)
9 — павильон Катальной горки (1762—1774 гг., А. Ринальди)
10 — павильон «Китайская кухня» (1852—1853 гг., Л. Бонштедт)
11 — Пергола (1870-е гг.)
Старейшим сооружением дворцово-паркового ансамбля является Большой (Меншиковский) дворец, возведённый по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шедель в 1710—1727 гг. Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на две неравные части — это Нижний сад, имеющий регулярную планировку, и пейзажный Верхний парк.
Верхний парк делится опять же на две части — это Петровский парк, на территории которого находилась потешная крепость Петерштадт, и ансамбль Собственной дачи, включающий в себя павильон Катальной горки и Китайский дворец.
Ансамбль Большого Меншиковского дворца
Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров[L 4]. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца.
Меншиковский дворец — памятник петровского барокко. Он был построен для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I. Строительство велось под началом архитектора Ф. Фонтана, в 1713 году его сменил И. Г. Шедель[L 5]. Также в работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер[L 2] , а также Н. Пино, которому принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась — в течение XVIII—XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось.
Современники отмечали небывалую роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:
« Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях[L 4] »
К воротам Нижнего сада со стороны Финского залива подходил Морской канал (как в Петергофе), который оканчивался фигурной гаванью с пристанью.
Северный фасад Большого Меншиковского дворца
Касательно происхождения необычного названия Ораниенбаум (в переводе с немецкого — померанцевое дерево) существует несколько версий. Самая известная версия, больше похожая на легенду, заключается в том, что на территории будущей резиденции Меншикова располагалась оранжерея с померанцевыми деревьями, над каждым из которых была надпись «Oranienbaum». Если верить другой версии, название было заимствовано у немецкого города Ораниенбаума. Третья версия гласит, что, выбирая наименование для своей усадьбы, А. Д. Меншиков стремился сделать приятное Петру и использовал несколько изменённое название Ораниенбург, которое Пётр I дал в 1703 году новому имению Меншикова вблизи Воронежа[L 2]. Наконец, согласно последней точке зрения, Ораниенбаум назван так в честь английского короля Вильгельма Оранского, который вызывал глубокие симпатии Петра Великого, в юности граничащие с поклонением[L 6]. .
В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы проводил Б. Растрелли), а в 60-х — 70-х годах А. Ринальди перестраивает террасы перед дворцом и создает систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.
Ремонтно-реставрационные работы над дворцом, активная фаза которых началась с начала 1990-х, проводились по проекту архитектора-реставратора Д. А. Бутырина. В 2010 году реставрация фасадов Большого Меншиковского дворца была завершена, а в сентябре 2011 года во дворце открылся музей.
Нижний сад
Нижний сад был заложен спустя два года после начала строительства Большого дворца. Это один из первых регулярных садов в России[L 7]. Перед дворцом был создан партер из трёх цветников, три фонтана (фонтанный водовод был подведён к Нижнему саду от плотины, сооружённой на Красном пруду) и трельяжные решётки, ограждавшие скамьи. В саду стояло тридцать девять резных деревянных скульптур, выкрашенных белой краской под мрамор, и четыре позолоченные свинцовые скульптуры[L 7].
На территории Нижнего сада также располагались плодовые деревья и ягодные кусты — дань традиции московских садов XVI—XVII веков. Яблони и вишни с подстриженными деревьями других пород (клёны, липы, вязы) имели не только декоративное, но и практическое значение[L 2].В 60-е года XVIII века сад был украшен уже не деревянной, а мраморной скульптурой. Перед Большим дворцом в 1762 году А. Ринальди были сооружены два фонтана. К концу XVIII — началу XIX века Нижний сад теряет свой регулярный облик, а к началу XX века в саду сохраняется только центральная аллея и появляются газоны с клумбами[L 2].
Морской канал
Канал, связывающий дворец с морем — характерная особенность дворцовых ансамблей петровского времени (в Петергофе от Большого дворца также идет Морской канал). В Ораниенбауме канал начали рыть в 1719 году[L 7]. Берега канала были обсажены двойным рядом деревьев, а заканчивался он у ворот Нижнего сада фигурной гаванью. На её берегу были сооружены каменный павильон и беседка.
В течение XVIII века канал и особенно пристань неоднократно ремонтировались. Впоследствии канал разрезается на две части построенной железной дорогой[L 7]. Сейчас он находится в запущенном состоянии, так как в XX веке был пересечён ещё и шоссе с интенсивным автомобильным движением.
Картинный дом
У северной границы Нижнего сада (у Дворцового проспекта) симметрично (у восточного края ограды Нижнего сада и западного) располагались два одинаковых здания — Оранжерея и Картинный дом. Оранжерея была утрачена ещё в XVIII веке, а Картинный дом сохранился до наших дней. Это одноэтажное каменное здание с мезонином. Точное время его постройки неизвестно — одни исследователи утверждают, что это первая треть XVIII века[L 7], другие — что строительство началось в 1752 году[L 6] .
При Петре III в Картинном доме, вероятно, хранилась его коллекция живописных полотен (более 300 картин)[L 8], а опись картин 1765 года указывает на существование шпалерной развески картин в Картинном доме, как во дворце Петра III в крепости Петерштадт[L 2].В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась т. н. Парковская школа (с сентября 1942 по май 1944 г.), единственная школа на территории г. Ораниенбаума в годы «малой блокады» (Ораниенбаумского плацдарма)
Нижние дома
Нижние дома протянулись вдоль Дворцового проспекта, к востоку от Большого дворца. Весь комплекс этих домов состоит из П-образно расположенных пяти зданий. Три дома, объединённые сплошной каменной оградой протяженностью в 160 метров[L 2], обращены к проспекту, а два дома углублены в парк. Нижние дома были воздвигнуты в 1710-х — 1720-х гг. (С. Б. Горбатенко, однако, полагает, что Нижние дома были возведены в 1749—1751 гг.[L 6]) и предназначались для служащих дворца и первоначально назывались служебными. Четыре здания из пяти были жилыми[L 7].
В XIX веке дома частично подверглись перестройке. Именно в таком виде они сохранились до наших дней.
Верхний парк
Верхний парк, занимающий территорию около 160 га, расположен на плато, простирающееся на юг и на запад от Большого Меншиковского дворца. Он состоит из двух исторически сложившихся частей — Петерштадтского ансамбля и ансамбля Собственной дачи. Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.
Работы по созданию Верхнего парка велись ещё при А. Д. Меншикове[L 5]. Расчищались леса, прокладывались осушительные каналы, рылись искусственные водоемы. При Петре III (в 1758—1762 годах) создается Петровский парк, одновременно со строительством Собственной дачи (1762—1774) ведутся работы по благоустройству Западной части Верхнего парка.
Пространство Верхнего парка пересекает речка Караста, а также многочисленные аллеи — Ореховая, являющаяся южной границей парка; Сойкинская, проходящая с севера на юг и делящая Верхний парк на две приблизительно равные части; параллельная ей Тройная липовая аллея, которая ведет от Каменного зала к Китайскому дворцу, и другие.
Каменное зало
Каменное зало расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, на краю естественной возвышенности. Перед ним находится П-образный пруд, через который перекинуто два каменных моста.
Строительство Каменного зала проходило в 1749—1751 гг[L 4]. Автор проекта неизвестен, в современной литературе предполагают авторство Ф. Растрелли[L 4]. Д. А. Кючарианц полагает, что автором проекта мог быть М. Г. Земцов, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду[L 2]. В документах 50-х годов XVIII века Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем — Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов — в нём был большой зал со сценой[L 2]. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников, устроенных будущей императрицей Екатериной II[L 7].
На протяжении XIX—XX веков Каменное зало неоднократно перестраивается. Самая значительная перестройка была проведена в 1843 году — здание приспосабливали под лютеранскую кирху[L 4]. В 1902 году архитектор О. Паульсен надстраивает над западной частью здания каменную колокольню[L 2]. Таким Каменное зало простояло до 60-х годов XX века, когда его воссоздали в первоначальном виде[L 2].
По оси Каменного зала в 1750-х годах прокладывается Тройная липовая аллея, первая планировочная ось нового сада в Ораниенбауме — будущей Собственной дачи Екатерины II[L 4].
В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.
Кавалерский корпус
Кавалерский корпус был построен в середине XVIII века по проекту А. Ринальди[L 7]. Это было одноэтажное прямоугольное в плане здание. В 1807 году был надстроен второй этаж, а к середине XIX века здание приобретает современный вид — в планировке имеет форму буквы «Ш»[L 2], имеет строгий внешний вид, причиной чего является утилитарное назначение постройки.
Павильон «Китайская кухня»
В 1852—1853 годах архитектор Л. Л. Бонштедт воздвигает кухню для Китайского дворца, стилизованную под середину XVIII века постройку, подражая основным приемам А. Ринальди[L 4].Здание в плане представляет собой квадратный греческий крест, имеет купольное завершение, увенчанное дымовой трубой. Такое расположение трубы позволяло сконструировать несколько печей разных видов в центре павильона. Печное устройство кухни состояло из двух русских печей (одна из них пирожково-пекарская), двух голландских плит с духовою печкой, кондитерских духовых и жаровочных шкафов[L 2]. Внутреннее пространство кухни имело семь служебных комнат, где размещались сервизная, буфетная, скатертная, кондитерская и др[L 2].
После революции 1917 года здание использовалось под хозяйственные и бытовые нужды (как жилое, как летнее кафе). В годы Великой Отечественной войны в Китайской кухне жил комендант Китайского дворца Н. М. Михайлов с детьми. В 1983 году здание переходит в ведение музея-заповедника.
Летом 2010 года в павильоне располагалась выставка «Спасенная красота», посвященная бытованию Ораниенбаума (города и парка) во время Великой Отечественной войны и приуроченная к 65-летию Победы.
Пергола
Пергола — беседка, расположенная вдоль западного берега пруда перед Китайским дворцом. Она состоит из 54 пилонов, к воде ведет небольшая каменная лестница. Беседка была построена в 70-х годах XIX века и является характерной чертой садово-парковой архитектуры того периода[L 8].
Пергола находится на том месте, где А. Ринальди намеревался возвести Кофейный домик (часть задуманного им ансамбля Собственной дачи)[L 2]. Рядом с Перголой располагается большой древний камень-валун, в котором высечена скамья и вырублена надпись: «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».
Пять музеев-заповедников, словно корона, венчают облик Санкт-Петербурга. Пропитанное пушкинской поэзией Царское село, благородный классицистический Павловск и сияющий золотом фонтанов Петергоф - наш вечный праздник, также как и Гатчина, в аллеях которой когда-то слышался и охотничий рог, и лай псовой охоты, и, на плацу, дробь армейских барабанов. Между тем, последним в этом романтическом списке обычно называют будто отодвинутый на второй план и, в определенном смысле, несколько камерный Ораниенбаум.
Все эти пять заповедников, пережившие периоды упадка и своего великолепия, уничтожения и восстановления, составляют уникальную, живую и развивающуюся энциклопедию пригородного строительства трехсотлетней истории Петербурга. Каждый из них отличается неповторимым своеобразием, в том числе и, в буквальном смысле, чудесный Ораниенбаум.
Судьба Ораниенбаума, этой прекрасной загородной усадьбы, основанной А.Д.Меншиковым, на протяжении почти трех столетий изобиловала самыми неожиданными поворотами, связанными со сменой его владельцев.
ИСТОРИЯ ОРАНИЕНБАУМА
8 сентября 1727 года "блестящий баловень судьбы" Меншиков, как известно, был обвинен в государственной измене и в хищении казны и вместе с семьей сослан в Березов. Все его имущество было конфисковано, а Большой дворец - отошел в казну под наблюдение "Канцелярии от строений".
С 1737 года ансамбль этого дворца находился в ведении Адмиралтейской коллегии, которая устроила здесь госпиталь.
Однако в 1743 году Елизавета Петровна дарит Ораниенбаум своему племяннику Петру Федоровичу, будущему императору Петру III, и усадьба становится загородной резиденцией малого великокняжеского двора.
24 апреля 1792 года по указу Екатерины II Большой дворец и остальные ораниенбаумские дворцовые постройки с прилегающей к ним территорией (кроме Собственной дачи) были переданы Морскому кадетскому корпусу, в ведомство адмирала И.Голенищева-Кутузова.
В 1796 году, после смерти Екатерины II, "ораниенбаумский дворец со всеми принадлежащими ему мызами, деревнями и прочими селениями и угодьями" по именному указу Павла I становится собственностью одного из его сыновей, великого князя Александра Павловича.
С 1827 года имением владеют великие князья Константин Павлович и Михаил Павлович.
С 1831 года единоличным владельцем становится великий князь Михаил Павлович, а позднее его дочь - Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Мекленбург-Стрелицкого. Собственно, семья Мекленбург-Стрелицких и владела Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.
А после революции Декретом Совета Народных Комиссаров Северной трудовой коммуны от 18 февраля 1918 года за №83 все дворцы с имуществом и парки города Ораниенбаума были национализированы и позже были открыты как музей-заповедник.
НАЧАЛО ИСТОРИИ
Первый раз Ораниенбауму повезло, когда он перестал быть императорской резиденцией и перешел в собственность принцев Мекленбург-Стрелицких. Их наследственное понимание прекрасного и относительная бедность не позволили в угоду менявшимся вкусам и моде перестроить его дворцы. Они сохранялись почти без изменений в том виде, который приобрели в XVIII веке.
Второй раз, уже заповеднику, Ораниенбауму повезло в годы последней войны. Буквально залитый кровью ораниенбаумский плацдарм так и не был взят немцами, дворцы не были разрушены, парк сильно не пострадал.
В третий раз заповеднику повезло в 1980-е годы, когда возрождение музея-заповедника стало делом государственной важности. Собственно, заповедника тогда не было. Две третьих лесопарка (более трехсот гектаров леса с Красным прудом) отошли к городу Ломоносову и Глуховскому лесхозу. Побережье Балтийского моря с каналом, прорытым в свое время Александром Даниловичем Меншиковым за три дня, ибо Петр I пожелал прибыть в его усадьбу по воде, отошло частично к военным морякам, частично городу, территорию вокруг канала заняли фабрика резиновой обуви и многочисленные складские базы различных торгов. Сам Меншиковский дворец уже принадлежал военным ведомствам и был обнесен колючей проволокой.
В нижнем саду раскинулось футбольное поле. В Картинном доме разместилась школа, во дворце Петра III - библиотека, в нижних домах - солдатский клуб, в Кавалерском корпусе - училище профтехобразования, в Каменной зале был кинотеатр, а перед ним, в партере, установили щиты с портретами членов Политбюро, в павильоне "Катальная горка" склад зерна сменила база проката спортивного инвентаря, в Китайской кухне обустроился ресторан "Уют". У музея оставался единственный объект - Китайский дворец. Не вмешайся, к счастью, власть - заповедник растворился бы в городе. Именно тогда определили существующие границы заповедника, установили изгородь, и начался процесс передачи музею сохранившихся исторических зданий.
Сегодняшний Ораниенбаум начинается, разумеется, с дворца Александра Даниловича Меншикова.
В 1707 Петр I пожаловал ему титул "светлейшего князя", а вместе с тем и обширные земли на берегу Финского залива с городами Ямбург и Капорье. Здесь, напротив Кронштадта, в 40 километрах от Санкт-Петербурга и в 9 километрах от Петергофа и основал Меншиков свою загородную резиденцию, назвав выбранное место "Ораниенбаум", что означает "померанцевое дерево", заимствовав это название у княжеской резиденции принцессы Оранской в Саксонии.
Строительство Большого дворца началось вскоре после победы под Полтавой, в 1711 году. Архитектором был назначен Франческо Фонтана. Но уже в 1713 году Фонтана уезжает на родину, и его заменяет Иоганн Готфрид Шедель, "каменного палатного и гипсового дела мастер", которого Меншиков нанял специально для себя в Германии. Он-то и руководил строительством Большого дворца в Ораниенбауме вплоть до 1727 года.
По свидетельству современников дворец Меншикова в Ораниенбауме являлся одним из самых грандиозных сооружений в окрестностях Петербурга, превосходившим своим внешним великолепием и роскошью внутреннего убранства даже императорские дворцы.
ДВОРЦЫ ОРАНИЕНБАУМА
Здание было построено на возвышенности и обращено главным фасадом к заливу. Двухэтажное в центральной части, со смелым, свободным размахом циркумференций, фланкированных на концах восьмигранными, выразительного силуэта павильонами, оно поражает гармонией композиции, многообразием форм и четкой вписанностью в естественный ландшафт. Значительная протяженность фасадов дворца, их ясное архитектурное членение, пластическая выразительность подчеркивают монументальность и парадность всего сооружения. Широкая прямая лестница, пересекая террасы, вела к парадному входу, а канал, прорытый по центральной оси сооружения, связывал его с Финским заливом. Подобная композиция, характерная для пригородных резиденций первой четверти XVIII века, призвана была служить символом морского могущества России.
Разбивка парка началась с 1712 года. Болотистые места, поросшие низкорослыми березами и елями, суровый северный климат требовали принципиально нового подхода к созданию садово-парковой композиции. И если здесь, как уже было сказано, естественно росли ели, сосны и березы, то к ним подсаживались липы, дубы клены и лиственницы, что создавало особый колорит типично северных садов, резко отличающихся от западно-европейских.
К востоку от Большого дворца с помощью искусно сооруженных плотин и запруд на реке Карость был создан пруд площадью 4,5 гектара, названный в XVIII веке "Малым увеселительным морем", из которого по сложной системе деревянных шлюзов вода широким уступчатым каскадом низвергалась в водоем, образованный расширенными берегами реки, через которую был перекинут мост с фигурными деревянными перилами. Для оформления сада аиспользовалась скульптура во всем многообразии материалов - мрамор, медь, беленое дерево.
"...После божественной литургии флот тронулся, и мы за ним отправились в Ораниенбаум (do Ranibowa), лежащий у моря, в четырех милях от Кронштадта. Это дворец князя Меншикова.
Остановились мы у моста, где нас ждали кареты; сев, мы подъехали к Итальянскому саду, расположенному у самого дворца; выйдя из кареты, мы гуляли по саду. Этот сад украшают три фонтана, 46 различных статуй; а также клумбы и галереи...
Красивый этот дворец; еще стоят флигеля; по углам его церкви; здесь есть бани и пруды; воду в них доставляет река, протекающая у замка. В этой реке множество рыбы, особенно осетров и форелей", - писал в 1720 году польский гость.
Композиция комплекса Большого Ораниенбаумского дворца, включающая в себя Нижние дома, Нижний сад и пруд, переименованный в Нижний, сохранилась до наших дней.
Необычайным разнообразием декоративных приемов и использованных материалов отличалось внутреннее убранство дворцовых покоев. Во дворце было несколько десятков различных по своему назначению комнат. Наибольшей парадностью отличались помещения центрального корпуса: в их отделке использовались живописные плафоны в богатых резных золоченых рамах, роспись стен и перекрытий по штукатурке, декоративная живопись на холстах, лепка, резьба, тисненые кожаные обои, расписанные золотом, серебром и "разными травами". Были здесь "израсцовые" и "мраморовая" палаты. Наборные паркеты из различных отечественных и "заморских" древесных пород дополняли убранство интерьеров. К сожалению, их первоначальный декор почти полностью утрачен.
Начиная с 1730-х и до 1743 года в Ораниенбауме все работы велись при участии М.Г.Земцова, И.А.Мордвинова, П.М.Еропкина и И.К.Коробова.
А в 1746 году здесь начинает работать Франческо Бартоломео Растрелли. Непревзойденный мастер торжественной и пышной архитектуры барокко, Растрелли, переделывая дворец "в современном вкусе", сумел осуществить это с необычайным тактом, максимально сохраняя то, что было создано до него.
Против западного служебного флигеля дворца он возводит восточный, соединив их оградой. В центре Парадного (южного) двора, на месте частично засыпанного Большого пруда, появляется фигурный бассейн. Каменные одноэтажные домики (Нижние дома) находились за въездными воротами и имели одинаковые размеры. За Нижними домами появляются здания оранжереи, в которых выращивали различные экзотические растения, фрукты, цветы и овощи, в том числе померанцевые, фиговые, лавровые деревья, олеандры, персики, абрикосы, ананасы.
Изменили свой облик и интерьеры. В их новом оформлении Растрелли добился чрезвычайно сильных декоративных эффектов: десюдепорты, золоченая резьба, зеркала, дорогие ткани с разноцветным и золотым шитьем, наборные паркеты создавали впечатление необыкновенной праздничности.
В 1752-1755 годах в западной части Нижнего сада строится уникальное сооружение, названное Картинным домом. Таким образом завершается формирование объемно-пространственной композиции Большого Ораниенбаумского дворца.
КАРТИННЫЙ ДОМ
В Картинном доме, уже при будущем императоре Петре III, появляется маленькая кунсткамера, которая по составу напоминает кунсткамеру Петра I. Кроме зоологических и анатомических курьезов здесь содержалась редкая коллекция раритетов, привезенных из Китая и Японии, уникальное собрание минералов, в частности янтаря. Петр Федорович был страстным коллекционером, и набор его скрипок украшали экземпляры даже Амати и Страдивари. Библиотека насчитывала более 5000 томов редких книг, прибывших из Киля, и картинная галерея, в шпалерной развеске, представляла полотна разных жанров, выполненные самыми знаменитыми западноевропейскими мастерами XVII-XVIII веков. Чертежи размещения картин выполнял Якоб Штелин, академик Российской Академии наук, воспитатель, а затем библиотекарь Петра III.
Особой гордостью великого князя был театральный зал, на сцене которого в 1755 году давали премьеру оперы "Прибежище мира", сочинения Франческо Арайи на слова Бонекки. Оперу дополнял балет "Фоссано". Эскизы декораций выполнил Д.Валериани.
При всех противоречиях великокняжескую чету объединяла любовь к праздникам, маскарадам и фейерверкам. В 1752-1753 годах был построен специальный зал для праздников и маскарадов - "Каменное зало". В нем будущая Екатерина II в честь именин Его Императорского Высочества 17 июля 1757 года проводит праздник, в устройстве которого принимал участие М.В.Ломоносов. Ставилась драматическая кантата "Пророчествующая Урания". Ломоносов изобрел для этого случая машину, наверху которой сидела муза Урания на множестве сфер и глобусов. Ему же принадлежит перевод на русский язык текста стихов, написанных на итальянском языке Антонио Денуи.
В 1756 году в Ораниенбаум приезжает архитектор Антонио Ринальди, который продолжает работы в комплексе Большого дворца, строит крепость "Петерштадт" и создает исключительно изысканный ансамбль Собственной дачи.
По желанию великого князя (возможно, и по его чертежу) в 1746 году к югу от Большого дворца была устроена маленькая земляная крепость со рвом и кронверком, названная "Екатеринбург" в честь великой княгини Екатерины Алексеевны.
Императрица Елизавета Петровна поощряла увлечение великого князя военными забавами, так как через строительство потешных крепостей будущий монарх обучался основам ратного ремесла, что поддерживало традиции русского императорского дома, начиная с первых потешных полков Петра I в селе Преображенском под Москвой.
С 1756 по 1757 год строилась вторая "потешная" крепость "Святого Петра" на берегу реки Карость, устроенная аналогичным образом. Ее пушки были направлены в сторону крепости "Екатеринбург", которой отводилась роль неприятеля. Но эти миниатюрные "крепостцы", видимо, не отвечали требованиям великого князя. В 1759-1762 годах крепость "Святого Петра" перестраивается в более сложное фортификационное сооружение, отвечающее всем правилам военной науки того времени. Руководили строительством голштинский майор Ферстер, инженер-поручик, архитекторский гезель Савелий Соколов.
Новая крепость "Петерштадт" представляла собой в плане четырнадцатиконечную звезду, площадью в два гектара, о "четырех бастионах", ее окружали земляные валы и рвы, наполненные водой. Крепость была снабжена сложной системой дополнительных укреплений, особенно с юга, что связано с равнинным рельефом местности. С севера и с запада вместо земляных валов были устроены каменные казематы с амбразурами для пушек.
Пространство внутри крепости было плотно застроено. В центре располагался плац, вокруг которого размещались комендантский дом, арсенал, гауптвахта, казармы для солдат и дома для офицеров, пороховые погреба, кладовые и лютеранская кирха. Все постройки были деревянными, кроме "мазанкового" дома коменданта (сохранившегося от крепости "Святого Петра") и кирпичного здания гауптвахты с необычной чугунной черепицей. У западного бастиона в 1758-1762 годах строится маленький дворец, который в документах упоминается сначала как "каменный дом", позднее - дворец Петра III. Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появляется изысканная дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям. Эту сложную архитектурную задачу успешно разрешил замечательный итальянский архитектор Ринальди. Дворец Петра III - самое значительное и совершенное из произведений Ринальди, относящихся к началу его деятельности в Ораниенбауме. Архитектурный облик дворца Петра III и сегодня остался таким же, каким был в XVIII веке.
В камерной планировке дворца и его отделке Ринальди отразил стремление заказчика к простому, но изысканному уюту. Комнаты первого этажа не имели художественной отделки, по периметру второго этажа располагались шесть парадных комнат - Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар.
Почти без изменений с XVIII века сохранилась необычная декорировка восточной стены маленькой Буфетной. На двадцати двух лепных полочках-консолях, объединенных растительным орнаментом в единую композицию, располагаются изделия из фарфора. Этот прием Ринальди впоследствии блестяще развил в оформлении знаменитого Фарфорового кабинета павильона Катальной горки.
Самое большое помещение дворца - Картинный зал. Архитектура зала со скругленными углами способствовала созданию эффекта экранирования звука. Акустика была превосходной, и поэтому в зале устраивались домашние концерты, непременным участником которых был сам Петр Федорович, который, как известно, замечательно играл на скрипке.
Стены Картинного зала украшены произведениями западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, размещенными по принципу шпалерной развески. Как уже было сказано, она была осуществлена в 1762 году академиком Якобом Штелиным, а также художником Л.К.Пфанцельтом.
Стены остальных небольших комнат были затянуты штофами различного цвета и рисунка.
Самой главной драгоценностью дворца до сих пор являются лаковые росписи, украшающие панели стен, оконные откосы и двери. Они выполнены "лакирных дел мастером" Федором Власовым. Используя в качестве образца "рисунков китайских две дюжины", художник создал 218 композиций, где выражено наивное представление русского мастера о далекой и недоступной, как мечта, стране. "Горы и воды", "Цветы и птицы", прелестные маленькие китаянки с зонтиками, точно сошедшие с китайских свитков, создают удивительную атмосферу. Искусный резной орнамент, обрамляющий живописные композиции, - изысканная преграда между фантастическим миром изображений и пространством дворца, легкий, но очень точно переданный переход от фантастики к реальности. Росписи выполнены золотом с подцветкой и раскраской отдельных деталей по темно-зеленому и красно-коричневому фону.
Федор Власов работал во многих дворцах Петербурга и его пригородах, но лишь во дворце Петра III его творения почти полностью сохранились до нашего времени.
В Спальне обращает на себя внимание резной шкаф-бюро, так называемый "белый кабинет". Его создал и расписал в подражание китайскому искусству немецкий мастер Франциск Конрад в 1759 году специально для Петерштадта.
Все лепное убранство во дворце выполнено по эскизам все того же Ринальди - прекрасного рисовальщика - русскими мастерами в технике намазной лепки.
В лепных композициях Ринальди пластика формы орнаментов сочетается с живой, не прекращающей движение линией. Впервые на перекрытии Спальни появляется излюбленный мотив архитектора - знаменитый "цветок Ринальди": две перекрещенные цветущие ветки, связанные лентой.
Лепка Будуара представляет собой картины из жизни крепости Петерштадт: башни, крепостные стены с орудиями, кавалерийский дозор, морской бой - знаки давно ушедшей эпохи. Это и память об императоре Петре Федоровиче - медальон с вензелем которого помещен в центре перекрытия интерьера.
Сохранились и Въездные ворота, ведущие на арсенальный двор. "В крепости ворота каменные под оными в проезде створчатые решетчатые железные полотна и наверху оных ворот осьмигранный шпиц со светлыми дверями и окончинами верх покрыт листовым белым железом, наверху спица медное вызолоченное яблоко".
С одной стороны дворец был увязан с крепостными сооружениями, что подчеркивалось постановкой здания по диагонали от Въездных ворот, с другой - органично связан с миниатюрным парком, разбитым в долине реки Карость по образцу итальянских садов. Живописность самой местности была использована архитектором для создания интересной и своеобразной парковой декорации. Парк регулярной планировки располагался на естественной террасе в два яруса. Недалеко от дворца к берегу реки была устроена лестница, ведущая к Менажерии - круглому деревянному зданию, где помещались клетки для животных и птиц, с фонтаном в центре. Аллеи подстриженных деревьев и кустарников приводили к другим парковым постройкам - Эрмитажу и Китайскому домику. Река Карость использовалась для создания каскада, украшенного скульптурой в виде дельфинов и раковин. В 1760-1761 годах великий князь строит новый Зверинец, чертеж для которого сделал инженер-поручик Савелий Соколов. В Зверинце особое внимание уделялось разведению оленей.
Тринадцать казарм для гусар и драгун-голштинцев, большие конюшни, лазарет и пасторский дом были расположены за территорией крепости.
Начиная с 1762 года, в течение почти двух десятилетий, велись работы в Большом Ораниенбаумском дворце по проектам Ринальди. В 1760-1770-е годы перестраиваются террасы. Появляется новая, оригинальная по композиции парадная лестница, сохранившаяся до наших дней. Именно она, с ее плавными маршами, сделалась не только неотъемлемым, но и одним из самых эффектных элементов композиции дворца и сегодня является легко узнаваемой своеобразной визитной карточкой музея-заповедника.
ПЕТЕРШТАДТ
В период строительства крепости "Петерштадт" великая княгиня Екатерина Алексеевна приобрела в Ораниенбауме участок "пустопорожней земли в 100 десятин", принадлежавший князьям Голицыным, на котором и задумала создание уникального садово-паркового ансамбля "Собственной дачи", поручив его воплощение все тому же Антонио Ринальди. Разбивка парка началась одновременно с постройкой Китайского дворца и Катальной горки.
Альбом чертежей ораниенбаумских построек Ринальди, состоящий из 29 листов, дает самое полное представление об архитектурном ансамбле "Собственной дачи". По генеральному плану архитектора участок, находившийся между трех вытянутых каналов, распланирован в виде прямоугольника, прорезанного Тройной липовой аллеей. Благодаря сохранившейся в архиве описи 1766 года можно установить, что в этом году Верхний парк уже существовал, и не только в районе Каменного зала, но и в районе строящегося Китайского дворца.
В 1768 году были представлены проекты и сметы на возведение "в новостроящемся саду" павильонов, галерей, беседок, оград мостов, скамей.
Верхний парк являлся интереснейшим образцом планировки, отличающейся от распространенных в то время в западной Европе и России регулярных садов. Ринальди, создавая в Ораниенбауме "Собственную дачу", в разбивке этого парка применил в центральной его части характерный геометрический принцип.
КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ
Китайский дворец построен не в центре всей композиции, а в стороне от "главной першпективы", то есть Тройной липовой аллеи. Перед ним отсутствовали кружевные партеры и фонтаны. Появляются беседки и домики в китайском стиле. Все это свидетельствует об отходе от основных правил регулярной планировки и о внесении элементов нового пейзажного стиля паркового искусства.
Перед Китайским дворцом с южной стороны помещался пруд. По натурному плану Сент-Илера пруд был обсажен подстриженными деревьями с южной, восточной и западной сторон.
Перед прудом с южной стороны находилась деревянная двухэтажная решетчатая беседка с куполообразной крышей и круглыми порталами с двух сторон. Перед беседкой были разбиты два небольших цветника с причудливым рокайльным рисунком.
Пруд огибала дорожка, выходившая на Ореховую дорогу. С западной стороны Китайского дворца была проложена аллея в район фигурных прудов.
Китайский дворец строился Ринальди в 1762-1768 годах как летняя резиденция Екатерины II. Простота и строгость внешнего облика - вот отличительные черты этого удивительного памятника. Нарядная, изящная отделка небольших интерьеров дворца, которые хранят аромат ушедшей эпохи, переносит нас в галантный XVIII век с его условностями, чопорностью придворного этикета, с уходом от действительности в мир сказки, мечты, фантазии. Кажется, здесь жили беззаботные люди, наслаждаясь счастьем бытия, не ведая общественных бурь и потрясений, где гармония человека и природы достигла желанного идеала вдали от суеты столичной жизни.
В этой искусственно созданной тишине небольших дворцовых построек среди зелени парка, вдали от шумной городской жизни иногда проводила время владелица дворца или принимала здесь особо чтимых гостей. Так 24 октября 1770 года Китайский дворец осматривал прусский принц Генрих. 25 июня 1773 года здесь были вместе с Екатериной II великий князь Павел Петрович и принцесса Гессен-Дармштадтская Вильгельмина, ставшая позже женой Павла Петровича. 17 июля 1780 года Екатерина показывала дворец внукам, великим князьям Александру и Константину. 27 июля 1774 года в Стеклярусном кабинете Екатерина II дала аудиенцию австрийскому послу князю Лобковичу. 3 июля 1781 года дворец посетила уже великая княгиня Мария Федоровна с супругом, наследником престола великим князем Павлом Петровичем. Здесь бывали австрийский император Иосиф II, шведский король Густав III.
Эти визиты были неслучайны. Русская императрица охотно показывала гостям редкую драгоценность - Китайский дворец, покорявший всех без исключения изяществом и гармонией декоративного убранства интерьеров, которые были призваны удивить посетителя нарядностью, легкостью, изысканностью отделки, обилием материалов, примененных в убранстве помещений, фантазией художников-декораторов. Живопись на холсте сменяет роспись по штукатурке, штофные обои - резьба по дереву, гладкий стюк составляет контраст лепке низкого рельефа, вышивка по холсту сменяется росписью по атласу с восточной тематикой. Оформление дворцовых покоев выполнялось русскими и итальянскими мастерами под руководством Ринальди, который осуществил постройку дворца в виде небольшого одноэтажного здания. Таким предстает он сейчас перед нами со стороны северного фасада.
В середине XIX века с южной стороны был надстроен второй этаж и застекленная галерея в первом. С востока и запада к торцовым частям здания были пристроены небольшие антикамеры (помещения, предшествующие парадному залу). Эти работы велись по проектам архитекторов А.Штакеншнейдера и Л.Бонштедта. Вот в таком виде Китайский дворец сохранился до наших дней.
Внешняя простота и строгость дворца контрастируют с нарядностью и изысканной роскошью внутреннего убранства интерьеров, каждый из которых имеет свои характерные очертания, размеры, свою отделку, присущую только данному помещению, свой колорит, свой рисунок наборного паркета, перекликающийся с рисунком лепки и росписью плафонов. И в то же время все здесь взаимосвязанно. Ничто не может существовать одно без другого.
В этой сокровищнице русского искусства хранятся замечательные коллекции живописи, фарфора, мебели работы русских и европейских мастеров XVIII века, а также образцы прикладного искусства умельцев Китая и Японии.
Высочайшие хвалебные отзывы всех без исключения гостей императрицы получал декор таких интерьеров, как Зал муз с росписями Стефано Торелли, уникальная отделка Стеклярусного кабинета, особенно поразившая искусством исполнения вышитых панно большого знатока в области художеств Марию Федоровну, тогда еще великую княгиню. Экзотический характер убранства Большого китайского кабинета приводил в восхищение гостей своей необычностью и фантазией декора. Екатерина II обращала внимание гостей на барельефы Петра I и Елизаветы Петровны из белого мрамора, помещенные в Большом зале на фоне ломоносовских смальт и выполненные М.А.Калло. Этим как бы подчеркивалась преемственность власти в России.
С особой гордостью Екатерина II показывала Иосифу II мозаичные столы также из цветных смальт, зная, что подобными изделиями не располагает ни один европейский двор. А любителя искусств и коллекционера Густава III покорила сюита плафонов Китайского дворца.
КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ
Коллекция живописи представлена работами итальянских художников XVIII века, главным образом членов Венецианской Академии художеств, создавших по заказу из России плафоны специально для Китайского дворца. Это - Д.-Б.Питтони, Г.Дициани, Я.Гуарана, Д.Маджотто, Ф.Цуньо. Плафоны написаны на аллегорические темы наук и искусств или же на мифологические сюжеты. А живописцы С.Торелли и С.Бароцци в течение ряда лет непосредственно работали в Китайском дворце. Прекрасными образцами искусства портрета XVIII века являются работы замечательных мастеров своего времени Г.Гроота, В.Эриксена, П.Ротари. Интересна коллекция и пастельных портретов еще мало известного художника Ж. Де Сампсуа (работал в России между 1752-1780 годами). Неповторимы и своеобразны паркеты, в которых использованы двадцать видов древесины. Паркеты столь раннего времени и такого высокого художественного уровня сохранились в настоящее время только в Китайском дворце. Это единственные наборные полы, не имеющие аналогов ни в европейских, ни в русских дворцах. Наборные паркеты Китайского дворца - редчайший образец декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII века; создавая их затейливые композиции, Ринальди максимально использовал колористические свойства древесины, как отечественной, так и заморской: агарного дерева, амаранта, фернабука, магона, сандала, розового и фиолетового деревьев, ореха, палисандра, сахардана, пальмы, лимонного дерева, табачного, самшита, яблони, груши, клена, березы, эбена. Паркеты Китайского дворца, с их легкими извилистыми линиями, виртуозным рисунком, изысканной цветовой гаммой, созвучны другим видам отделки: лепке, резьбе, позолоте, искусственному мрамору, вышивке, мозаике, живописи, - и являются чуть ли не главной частью убранства интерьеров.
В декоративном оформлении Зала муз особую роль играет живопись. В нижних частях интерьера располагаются крупнофигурные композиции с изображением муз на фоне облаков. На падугах и потолке размещены небольшого размера фигурные композиции, написанные светлыми красками. Они чередуются с орнаментальной лепкой, очень легкой и динамичной. Здесь все тематически взаимосвязано, все живет и движется в игре рисунка, все пронизано светлыми, нежными тонами красок. Отсюда ощущение легкости, воздушности, невесомости этого помещения.
Каждый интерьер Китайского дворца имеет характерный облик декора, но Стеклярусный кабинет известен своей уникальной отделкой, не имеющей аналогий в мировом искусстве. Двенадцать панно украшают стены небольшой комнаты, сверху донизу покрывая их нарядным затейливым рисунком, два - декорируют каминный экран. Рисунок выполнен в технике вышивки разноцветным ворсистым шелком - синелью. Фон составляют тонкие трубочки перламутрового стекла. Чувствуется уверенная рука опытного художника-орнаменталиста, выполнившего рисунки для панно, - С.Бароцци, а также высокий профессионализм мастеров-вышивальщиков.
Виртуозный рисунок композиции дополняет изысканная цветовая гамма, построенная на сочетании нежно-розового, бледно-малинового, золотисто-желтого, вишневого, голубого, зеленого, синего, оранжевого. На фоне стекляруса эта феерия красок переливается всеми цветами радуги, то мерцая, то вспыхивая в лучах света, сверкая рефлексами разноцветных искр.
Стеклярусные панно были выполнены для данного помещения в период с 1762 по 1764 год в Петербурге русскими девушками-золотошвеями под руководством бывшей актрисы французской труппы при русском дворе Марии де Шель. Одно панно имеет надпись de Chele F. Вышили их Анна Андреева, Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусовы, Прасковья и Матрена Петровы, Авдотья Петрова, Клеопатра Данилова, Марья Иванова. Стеклярус был изготовлен на Усть-Рудицкой фабрике, основанной Ломоносовым.
Резные золоченые рамы являются завершающим аккордом в убранстве интерьера. Исполненные в одном ключе со стеклярусными панно, они придают им завершенность, объединяют в единую декорацию, нарядную, изящную, полную неистощимой выдумки и фантазии.
Декоративное оформление Стеклярусного кабинета отличается безукоризненным вкусом. Восточные мотивы, здесь едва намеченные тематикой рисунка, предвосхищают уже фантастическую экзотику Востока, которая найдет свое место в убранстве Китайских кабинетов дворца.
В Малом китайском кабинете все необычно. И прямые линии архитектуры, и звучные сочные краски, и геометрический орнамент в рисунке паркета - все построено на контрасте с остальными помещениями дворца. Красный, зеленый, черный цвета, в сочетании с позолотой, смело введены в окраску наличников дверей, панелей, фриза. Шелк на стенах воссоздан и расписан по старому образцу в 1959 году. В узоре паркета наблюдается сочетание восточной орнаментики геометрического характера с европейской в виде растительных побегов и листьев аканта. Здесь художник и архитектор также добиваются гармонии в убранстве интерьера, но гармонии яркой, сочной, с элементами экзотики и фантазии на восточные темы. Необычная отделка Малого китайского кабинета лишь только предвосхищает экзотический декор следующего помещения.
Это Большой китайский кабинет, или Китайская галерея, как его называли в XVIII веке. Он принадлежит к главным интерьерам дворца по своему декоративному оформлению и представляет одно из лучших убранств среди европейских дворцов на тему Востока. Авторы доносят до нас аромат Востока с его мифологией и реальностью, с представлением о нем человека того времени. Различные виды украшений, примененные в оформлении этого зала парадной анфилады, объединены только одной восточной темой. Дополняют убранство Большого китайского кабинета подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, необычные для европейцев по форме, цвету, материалу, из которого они изготовлены.
Отделка Китайской опочивальни также отличается оригинальностью и экзотикой. Убранство перекрытия решено в виде легкого восточного шатра с плафоном "Китайское жертвоприношение" - художника Я.Гуарана. Наборный паркет, с включением в композицию растительных и геометрических мотивов, отвечает общему замыслу в оформлении интерьера.
А вот в Кабинете Екатерины II при жизни императрицы хранилась небольшая библиотека, переданная в 1792 году в Эрмитаж. Стены Кабинета затянуты холстами с росписями орнаментального характера и фигурными композициями на мифологические сюжеты. Их исполнил С.Бароцци. Орнамент растительной росписи с введением рокайлей, птиц, реалистически трактованных цветов выполнен по серебристой присыпке, закрепленной на холстах. Поэтому фон панно отливает серебристым блеском и вместе с полихромной гаммой живописи создает необычный декоративный эффект, и весь этот замысловатый рисунок перекликается с изящной композицией наборного паркета, сложной и динамичной. Плафон, завершающий убранство интерьера, написан художником Г.Дициани на тему "История".
Китайский дворец стоит в числе выдающихся памятников своего времени. Его архитектурно-художественное решение характеризуется логичностью планировки, внешний вид - строгостью и простотой. По своей художественной цельности и изяществу декорировки он не знает себе равных в искусстве XVIII века.
КАТАЛЬНАЯ ГОРКА
Еще, одним из шедевров, созданных в Ораниенбауме Ринальди в 1762-1774 годах, является Катальная горка. Сооруженное на высокой естественной гряде, в обрамлении зелени парка, это здание сразу привлекает к себе внимание эллинской гармонией пропорций, стройностью силуэта, пластической выразительностью фасадов. На бледно-голубом фоне стен четко читаются белоснежные колоннады, ряды пилястр, обрамления окон.
Трехэтажное сооружение не кажется массивным. Соразмерность отдельных частей, ступенчатость силуэта придают ему легкость и устремленность вверх. Этому впечатлению способствует и завершение павильона легким куполом в форме колокола, покоящимся на деревянном барабане, украшенном резными гирляндами.
Сейчас здание павильона Катальной горки воспринимается как самостоятельное архитектурное сооружение. Но в XVIII веке оно было частью грандиозного аттракциона. К каменному зданию примыкали деревянные горы, длина которых составляла 532 метра. По обе стороны ската тянулись длинные колоннады с плоской крышей, украшенной балюстрадами и сотней декоративных ваз и скульптур.
Колоннада, закругляясь в конце, образовывала площадь овальной формы. По плану Ринальди в центре должен был находиться обелиск с вензелем Екатерины II и короной, который так и не был установлен.
Катание начиналось с высоты 22 метров со специальной стартовой площадки, куда вела лестница с галереи третьего этажа павильона. От этой площадки был сооружен волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, центральные служили для катания, боковые - предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений-блоков. Катания осуществлялись только в летнее время, для чего были сконструированы специальные колясочки с двенадцатью колесиками, которые двигались по врезанным в скаты колеям. Просуществовали горки недолго. Последние катания относятся к 1801 году. И уже к середине XIX века скаты и колоннаду разобрали, а на их месте появился луг с двумя рядами пихт. Сохранившийся павильон - единственный памятник, напоминающий о бытовавших в России XVIII века подобных увеселительных сооружениях.
К основному цилиндрическому объему этого необыкновенного здания симметрично примыкают три ризалита. Колоннада тосканского ордера, связанная с балюстрадой, образует открытую галерею, окружающую павильон. Колоннада второго этажа поддерживает балконную террасу третьего этажа, самого высокого и парадного. Его фасады расчленены пилястрами коринфского ордера. С восточной стороны на высоту цоколя поднимается красивая наружная лестница. В облике Катальной горки изящно сочетаются декоративные элементы барокко и классицистическая сдержанность и конструктивность. Именно эта двойственность позволяет рассматривать Катальную горку как памятник переходного периода - времени раннего классицизма.
Оформление вестибюля и живописно изогнутой лестницы, ведущей на третий этаж, выполнено Ринальди изящно и лаконично. Верхняя площадка лестницы перекрыта куполом, декорированным тонкой лепкой трельяжной сетки в советании со стилизованным растительным орнаментом. Сдержанный декор лестницы сменяется многоцветием парадного Круглого зала. Росписи стен и купола, насыщенные многочисленными гирляндами цветов, выполнены живописцем С.Бароцци. Мотивам живописного декора вторят линии лепного орнамента. Мягкое мерцание золоченой лепки придает залу элемент особой нарядности. Над дверями зала помещены живописные десюдепорты "Нептун", "Амфитрита" и "Нимфа на дельфине", принадлежащие кисти С.Торелли. Композиционное и цветовое единство достигнуто здесь благодаря использованию в отделке наличников дверей и пола многоцветного искусственного мрамора.
Полы Вестибюля, Круглого зала и Белого (Охотничьего) кабинета, облицованные искусственным мрамором, выполненные в подобной технике и сохранившиеся до наших дней, - уникальное произведение искусства XVIII века. Рисунки этих полов построены на чередовании окружностей, на фоне которых легкими живописными мазками наложены орнаменты в виде стилизованных побегов и цветов. В центре пола Круглого зала помещено изображение фазана, держащего в клюве веточку, выполненное с поразительным мастерством. Толщина искусственного мрамора в медальоне с павлином составляет от 3 до 5 мм.
В отличие от праздничного и богато декорированного Круглого зала отделка Белого (Охотничьего) кабинета, расположенного в западном ризалите, поражает своим изящным лаконизмом и мягкой строгостью. Гипсовые рельефные панно, обрамленные растительным орнаментом, по ритму и цвету сочетаются с мраморным полом, композиция которого построена на многочисленных оттенках белого. Фарфоровый кабинет расположен на восточном ризалите. Это помещение площадью всего двадцать пять квадратных метров кажется просторным благодаря обилию света. В основу его оформления легли лепные композиции, декоративная живопись, выполненная также С.Бароцци. Но главная его достопримечательность - 40 специально изготовленных скульптурных фарфоровых групп и фигур аллегорического содержания, размещенных по стенам на специально выполненных для них полочках-консолях. Ключом к прочтению аллегорий является подлинное историческое событие - блестящая победа русского флота в 1770 году в бухте Чесма.
Античные божества - Юпитер, Нептун, Амфитрита, Аполлон, Меркурий, Виктория и другие прославляют морскую победу России. Авторами-исполнителями фарфоровых групп и фигур были Иоганн Иоахим Кендлер и Мишель Виктор Асье - крупнейшие мастера фарфоровой пластики.
Декоративное убранство кабинета представляет редчайшую отделку в стиле рококо, сохранившуюся до нашего времени без изменений и имеющую не только художественное, но и историческое значение, которое еще больше возрастает в связи с тем, что дошло до нас в интерьере, для которого и создавалось, являясь смысловой и пластической доминантой в архитектурной раме произведения выдающегося Ринальди.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Сегодня Музей-заповедник Ораниенбаум единственное место в России, где сохранился подлинный галантный XVIII век. Здесь паркеты помнят державную поступь Екатерины Великой, зеркала хранят отражение ее ближайшего окружения и королей Европы, которых принимала императрица, и где дух заговора и интриги, чем славился этот век, еще витает в аллеях парка.
где находится, как доехать:
Царские резиденции в окрестностях Санкт-Петербурга включены в разнообразные экскурсионные туры. Посетить их можно и самостоятельно, если заранее узнать, как добраться.
Ораниенбаум расположен в городе Ломоносов, находящемся в 40 километрах от северной столицы. Лучше всего сюда добираться из юго-восточной части города.
Так, до железнодорожной станции «Ораниенбаум» (в Ломоносове) можно доехать от станции метрополитена «Автово» на маршрутном такси К-424а, автобусе №200; от станции «Проспект Ветеранов» - на автобусе №343.
От Балтийского вокзала в Ломоносов регулярно отправляются электропоезда.
Ранее из Кронштадта в музей-заповедник можно было попасть на пароме, сейчас легче добраться рейсовым автобусом №175. Портативный путеводитель
На входе в парк расположена карта с ключевыми местами, которыми славится Ораниенбаум. Фото плана в дальнейшем поможет правильно распланировать свою экскурсию.
Стоит обратить внимание на инструкцию для скачивания портативного путеводителя по парку - это электронное приложение «Парк Ораниенбаум».
В нем есть план, герб, информация об истории комплекса и небольшое видео.
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс. — СПб, 2001. — ISBN 5-86007-242-2.
Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. — СПб, 2002.
https://peterhofmuseum.ru
Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. - 4-е изд., испр. и доп.. — СПб, 2013. — ISBN 978-5-8015-0316-5.
Журавлёв В. В., Митюрин Д. В., Сакса К. Б. Форпост Петербурга. Три века ратной истории Ораниенбаума-Ломоносова. — СПб, 2011. — ISBN 978-5-903984-26-8.
Журавлёв В. В. Ораниенбаум. Хронограф Офицерской стрелковой школы. — СПб, 2013. — ISBN 978-5-9903987-6-4.
Здесь он построил себе крепостцу: каталог выставки. — СПб, 2006.
Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. — Л.: Стройиздат, 1984.
Музей-заповедник "Ораниенбаум". — М.: Белый город, 2008. — ISBN 978-5-77931-4022.
Ораниенбаум. Век XIX... (по материалам выставки "Осколки зеркала". К 150-летию Мекленбург-Стрелицкого дома в России). — СПб, 2006.
Ораниенбаум. 300 лет. История города в почтовых открытках. — Ораниенбаум, 2009. — ISBN 978-5-7435-0289-9.
Гусаров А. Ю. Ораниенбаум. Три века истории. — СПб, 2011. — ISBN 978-5-93437-329-1.
Серебряный век Ораниенбаума. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-8465-1010-4.
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.
Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Серебряков В. Г. Школа в двойном блокадном кольце. Ломоносов, 2009. С. 13
Коренцвит В. А. Потешная крепость Петерштадт // Здесь он построил себе крепостцу: каталог выставки. Спб, 2006.
Клементьев В. Г. Китайский дворец в Ораниенбауме. — СПб, 1998. — ISBN 5-86789-072-4.
Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Ораниенбаум. Дворцы и парки. — СПб, 2006. — ISBN 5-289-02199.
Кармазин Н. И. Государственный музей-заповедник Ораниенбаум. Дворцы и парки. — СПб, 1996.
Вложение | Размер |
---|---|
Ораниенбаум | 190.88 КБ |
Ораниенбаум | 133.66 КБ |
Ораниенбаум | 238.92 КБ |
Ораниенбаум | 565.29 КБ |
Ораниенбаум | 417.56 КБ |
Ораниенбаум | 132.21 КБ |
Oranienbaum (7).jpg | 404.54 КБ |
Oranienbaum (8).jpg | 310.34 КБ |
Oranienbaum (9).jpg | 257.67 КБ |
Oranienbaum (10).jpg | 289.26 КБ |
- 4475 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий