Музей-заповедник Павловск
В пригородной зоне Санкт-Петербурга находится знаменитый дворцово-парковый ансамбль «Павловск». Его создали на основе имения Павлово, которое подарила императору Павлу I Екатерина Великая. Сердцем государственного музея-заповедника «Павловск» является Павловский дворец.
Возвели его по уникальному проекту известного архитектора Чарльз Камерона в 1780–1790-е годы. Стоит отметить, что сейчас внешний вид дворца отличается от прежнего, поскольку здание несколько раз переделывали в первой половине девятнадцатого века. Вокруг дворца располагается большой пейзажный Павловский парк. Над его созданием работал Чарльз Камерон, Андрей Воронихин и Винченцо Бренна.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
История Павловска началась в 1777 году. Именно тогда императрица Екатерина II подарила земли у берегов реки Славянки (в 26 километрах от Cанкт-Петербурга) своему сыну Павлу I и его супруге Марии Федоровне. Молодая чета на тот момент только обрела первенца. Место, названное село Павлово, должно было стать уютным семейным гнездышком. В парке были возведены первые деревянные постройки: «Долина Марии» (Мариенталь) и «Павлова утеха» (Паульлюст).
Стоит отметить, что именно Павловский парк стал одним из крупнейших во всей Европе. Более шестисот гектар составила общая площадь пейзажного парка. Его отличает красота, гармония. Природный ландшафт органично сочетается с изысканными архитектурными сооружениями.
Павловский дворец
Создавался ансамбль в два этапа на протяжении пятидесяти лет. Сначала возвели дворянскую усадьбу в классическом русском стиле, в ней уже были пейзажный парк и дворец. Строительством в 1782–1796-е годы занимался Чарльз Камерон. В 1796-й год, когда император Павел I взошел на престол дворец был разрушен и на его месте была построена новая летняя резиденция.
Перед фасадом был установлен памятник Павлу I. Он представляет собой своеобразное подражание скульптуре Людовика XIV, которая стоит перед Версалем.
1837-й год становится временем перерождения Павловска. В стране тогда проложили первую железную дорогу, а город Павловск сделали её конечной станцией. Петербуржцы по-новому открыли для себя эти места, а Павловск превратился в любимое место отдыха.
В 1917-м году Павловск признали музеем. В 1983-м году комплекс получил статус музея-заповедника. До середины 20-х годов ценности из дворца активно вывозились и продавались за границу.
В годы Второй мировой войны был нанесён серьёзный урон дворцово-парковому ансамблю. Ценности из музея эвакуировали в первые дни войны, однако сам комплекс был оккупирован нацистами. Когда они отступали в 1944-м году, здание дворца было подожжено и разграблено. Специалисты отметили, что очень сильно пострадал парк, но дворец было возможно восстановить. Даже внутренняя отделка во многих помещениях оказалась целой. Мастера приступили к реставрации Павловского дворца. Завершили работы только в 1978-м году, но первые залы открыли для посещения уже в 1957-м году.
Государственный музей-заповедник Павловск включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
В музее-заповеднике «Павловск» содержатся 47337 единиц хранения – от живописных полотен до предметов декоративно-прикладного искусства.
Сегодня посетителям музея открыты 45 залов Павловского дворца.Павловский дворец – сердце всего ансамбля и главное здание нынешнего музея. В своем плане дворец напоминает подкову – от центрального корпуса, увенчанного куполом, расходятся в обе стороны закругленные галереи из колонн, соединяющие его со служебными корпусами. На главном фасаде мало скульптуры, украшен он сдержанно и торжественно.
схема Павловского дворца
В состав ансамбля входит множество различных построек:
Павловский дворец
Розовый павильон
Холодная баня
Вольер
Пиль-башня
Молочня
Круглый зал
Храм Дружбы
Елизаветин павильон
Амфитеатр
Мавзолей Павла
Павильон Трех граций
Колоннада Аполлона
Осенний Павловск
Людмила Корнаева
Давай, поедем в Павловскую осень.
Она нас встретит янтарём и златом!
Средь золота ещё сияет просинь,
Но зеркало прудов ту просинь гасит.
Давай, впитаем дух листвы шуршащей.
Он горьковат и с привкусом грустинки.
Ещё тепло, но ветер леденящий
Вот-вот сорвёт узоры-паутинки.
Остынет парк. Дорожки опустеют.
И дерева пред зимним сном умолкнут.
И только память каждую аллею
Тенями светлой юности наполнит.
Как им привольно с ветром и листами
Будить в сердцах забытые страницы.
Кто здесь любил, страдал и пел веками,
Теперь потомкам могут только сниться.
Славянки голос, медленно текущей,
Уносит тени к берегам забвенья.
И лишь мосты да пламенные кущи
Готовят встречу в Мире Единенья.
весна в Павловске
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Музей-заповедник Павловск — дворцово-парковый ансамбль XVIII–XIX веков, расположенный в городе Павловске, неподалеку от Санкт-Петербурга. В центре дворцово-паркового комплекса расположен Павловский дворец, который был летним дворцом Российского императора Павла I. Площадь раскинувшегося по обеим берегам реки Славянки парка около 600 га, что делает его одним из крупнейших пейзажных парков в Европе.
Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 года. Дворец и парк строились на протяжении около 50 лет тремя поколениями архитекторов и оформителей. Вначале строительства дворец представлял собой скорее дворянскую усадьбу с дворцом, хозяйственными постройками и парком. Руководил работами британский архитектор Чарльз Камерон, который постоянно конфликтовал с Павлом I по тем или иным архитектурным вопросам. Строительство всё же велось быстрыми темпами и осенью 1782 года появились главное здание и боковые галереи.
После коронации в 1796 году император продолжал настаивать на увеличении размеров дворца, чтобы прекратить его в императорскую резиденцию, поэтому дворец был перестроен и расширен для придания ему большей величественности и парадности. Ответственным за строительство был назначен помощник Камерона итальянский архитектор Виченцо Бренна.
В 1836 году началось строительство первой в России железной дороги от Петербурга до Павловска. Постройкой руководил чех Франц фон Герстнер. Первый участок Царское Село - Павловск был открыт осенью того же года. Через год, в октябре 1837 г. произошло торжественное открытие всей линии от Петербурга до Павловска. Это событие дало новый импульс развитию этих мест. Павловский воксал, как тогда говорили, был не столько станцией железной дороги, сколько концертным залом. Павловские концерты здесь стали очень популярны, а среди музыкантов дававших здесь концерты был и Иоганн Штраус.
В настоящее время в музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным.
мост на речке Славянке
ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, — самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке. Он создан Чарльзом Камероном в 80-х годах XVIII века.
Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.
После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.
Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде.
В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания.
В начале XIX века Андрей Воронихин и Джакомо Кваренги завершили отделку фасадов дворца со стороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами, балкон, застекленный полукруг «Фонарика». В 1806-1807 годах П. Гонзага расписал фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображены наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. В историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага. В 1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнами и бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершено формирование дворцового ансамбля.
Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, скульптуру, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы. Королевские особы преподносили им различные подарки, которые вошли в убранство залов дворца. Музей славится уникальными коллекциями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Особое место занимает коллекция античного искусства: римская мраморная скульптура, бронзовая пластика и стекло (I в.до н.э.- III в. н.э.). Первоклассные образцы западноевропейской и русской скульптуры XVIII века украшают залы дворца ландшафтные композиции парка - произведения итальянских мастеров А. Альгарди, П. Баратты, братьев Коллини, К. Альбачини, русских скульпторов М. Козловского, И. Мартоса, Ф. Гордеева, И. Витали. В коллекции западноевропейской живописи представлены: итальянская школа XVI-XVIII веков работами А. Бронзино, Ф. Альбани, Г. Рени, Сассоферато, П. Баттони, Ф. Гварди; голландская и фламандская школы XVI-XVIII веков картинами А. Остаде, К. Пуленбурга, Марсеуса ван Скрика, П. Рубенса, Д. Тенирса; французская школы XVII-XVIII веков произведениями Ш. Лебрена, П. Миньяра, Г. Робера. Богатством и разнообразием отличается коллекция русской портретной живописи и русского пейзажа ХVIII - начала XIX в. Из музейных предметов декоративно-прикладного искусства наиболее полно представлена коллекция фарфора ХVIII-начала Х IХ в., как западноевропейского, особенно Севрской фарфоровой мануфактуры, так и русского, производства Императорского фарфорового завода. Среди предметов мебели наиболее интересными являются работы Давида Рентгена (Германия) и Анри Жакоба (Франция), а также русская мебель по рисункам А. Воронихина. В убранстве залов дворца большое место занимают произведения французского декоративного искусства ХVIII века: гобелены, шелка обивок мебели и драпировки, фарфоровые сервизы и гарнитуры, светильники, бра, канделябры и часы художественной бронзы. В музейных фондах имеются коллекции миниатюр, акварелей, рисунка, гравюр, костюмов, тканей, вышивок, кружева, вееров, редкой книги, предметов быта, стекла, изделий из цветного камня, фонд «Особая кладовая».
в здании библиотеки
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
Коллекции Павловска исторически сложились при его первых владельцах, великом князе и цесаревиче Павле Петровиче и его супруге Марии Федоровне. Отправившись в знаменитое путешествие по Европе под именами графа и графини Северных в 1781-1782 годах, они имели исключительную возможность приобретать для убранства своей резиденции в Павловске картины и статуи, бронзу и мебель у лучших художников и мастеров Европы, а фарфор и стекло, ковры и ткани - на самых знаменитых мануфактурах. Европейские монархи делали наследнику русского престола щедрые подарки. Прибывая затем различными путями в Павловск, эти первоклассные произведения искусства влияли на характер декоративного решения интерьеров дворца.
В Италии владельцы Павловска прикоснулись к цивилизации Древнего Рима и увлеклись античным искусством, которое превосходно представлено в Павловском дворце. Античные мраморы: статуи, бюсты, рельефы, пеплохранильницы дополнены мелкой бронзовой пластикой, стеклом и керамикой, составляющими отдельную часть античной коллекции. В Риме в мастерской скульптора Карло Альбачини было заказано 10 мраморных статуй «Аполлон и музы», уменьшенных повторений скульптур эллинистического периода из собрания Ватикана. Наряду с антиками широко представлена и современная скульптура XVIII века, это и бюсты с античных оригиналов итальянской работы, и статуи К. Альбачини, выполненные по мотивам античности, и работы туринских скульпторов братьев Коллини.
Посещения мастерских известных художников в Италии, а затем во Франции - А. Кауффман, П. Батони, А.-Р. Менгса, Ж.-Б. Греза, К.-Ж. Верне, Г. Робера, положили начало коллекции живописи. Через комиссионеров и торговцев картинами приобретались произведения западноевропейских школ: голландской, фламандской, итальянской, немецкой и французской. Позднее, после вступления Павла I на престол, коллекция пополнилась рядом больших полотен из Зимнего дворца и Эрмитажа. Вдовствующая императрица Мария Федоровна постоянно продолжала пополнять коллекцию, отдавая предпочтения мастерам итальянской школы.
Особо значимым для формирования первоначальных коллекций Павловска стало пребывание его владельцев во Франции, где их с большим почетом принимала королевская чета Людовик XVI и Мария Антуанетта. Король и королева преподнесли своим гостям дорогие подарки: несколько серий ковров Королевской Гобеленовой мануфактуры и мануфактуры Савоннери, которые и по сей день украшают интерьеры дворца. Изысканностью отличаются изделия из фарфора работы Севрской королевской мануфактуры. Среди них особое место занимает Туалетный прибор из 72 предметов. Помимо подарков были сделаны и другие приобретения из фарфора, например, так называемый Парижский сервиз.
Посетив мастерскую королевского мебельщика Анри Жакоба, Мария Федоровна заказала несколько гарнитуров резной золоченой мебели с шелковыми обивками. Эта мебель и сегодня украшает Парадную спальню и Старую гостиную. Павловск обладает также рядом уникальных предметов корпусной мебели немецкого мастера Давида Рентгена. Этот заказ для Павловска был сделан Екатериной II. Ученик Рентгена Генрих Гамбс, открывший свою мастерскую в Петербурге, выполнил в начале XIX века для вдовствующей императрицы Марии Федоровны различные предметы корпусной мебели с бронзовыми золочеными накладками, которые украшают ее мемориальные комнаты на первом этаже центрального корпуса дворца.
Из произведений декоративно-прикладного искусства своими высокими художественными достоинствами выделяется коллекция французской бронзы XVIII - первой половины XIX века: часы, каминные гарнитуры и осветительные приборы работы самых известных бронзовщиков и часовщиков.
Говоря о коллекциях Павловска, нельзя не восхититься произведениями русских мастеров в различных областях декоративного искусства. На Императорской фарфоровой мануфактуре, Стеклянном казенном заводе, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках выполнялись уникальные изделия из фарфора, стекла и различных цветных камней: яшмы, порфира, оникса для украшения залов и комнат Павловского дворца. Стол с фарфоровой столешницей «Виды Павловска», Зеленый фарфоровый туалет, Умывальный прибор и ваза-треножник из хрусталя и цветного стекла, ваза из коргонского порфира с бронзовыми фигурами сатиров, обелиски из калканской яшмы - подлинные шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Произведения русского фарфора экспонируются на выставке Открытых фондов, которые можно посетить, заказав экскурсию.
Музей обладает превосходной коллекцией русского изобразительного искусства конца XVIII - начала XIX века: портретная и пейзажная живопись представлена работами Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, С. Щедрина, А. Мартынова, произведения скульптуры - работами Ф. Шубина, И. Мартоса, М. Козловского, И. Прокофьева.
В коллекции графического искусства представлены миниатюры, акварели, архитектурные чертежи, печатная гравюра, как русская, так и западноевропейская.
Разнообразием и богатством отличается фонд тканей, куда входят отдельными коллекциями веера, изделия из кружева, образцы тканей, вышивки, в том числе из бисера, и коллекция костюма с аксессуарами. Мемориальные костюмы и платья членов императорской фамилии включены в действующий Музей костюма.
Среди коллекций выделяется также большое собрание редкой книги, около 15 тысяч томов, фотографии конца XIX-начала XX века, литики-интальи из стекла, художественные рамы, предметы быта, рукописный архив.
В настоящее время в фондах музея насчитывается около 60 тысяч единиц хранения музейных предметов.
Колоннада Апполона
ПАВЛОВСКИЙ ПАРК
Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Вместе с Павловским дворцом составляет единый художественный дворцово-парковый ансамбль. Его история начинается с момента основания Павловска в 1777 г. Первоначально это были лесные угодья, где устраивались царские охоты.
С появлением первых скромных деревянных дворцов Пауллюста и Мариенталя вокруг них стали создаваться небольшие сады на холмистых берегах Славянки. Беседки, мостики, руины, цветники были типичны для русской усадьбы. Превращение леса в парк начинается с появления Ч. Камерона, который создает проект нового пейзажного парка на берегах реки Славянки, которая является связующей артерией парка. Именно во 2-ой пол. XVIII века в Европе появляется мода на пейзажные парки. Она сначала утверждается в Англии, отчего такие парки получают название английских.
На примере Павловска Камерон впервые развивает идеи и принципы новой ландшафтной архитектуры. Так как будущий парк представлял собой лесной массив, то работа была начата с прорубки просек. При Ч. Камероне возникают почти все основные парковые композиции - Придворцовый район, Большая звезда, Долина реки Славянки, Зверинец и Белая береза. Большая широкая просека, которая оформляется в Тройную липовую аллею, становится образующей Придворцового района, примыкающего ко дворцу. Здесь Камерон использует прием регулярной планировки, ярким примером которой являются Собственный садик и Вольерный участок. В дальнейшем архитекторы В. Бренна, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, не меняя камероновского плана этих районов, вносят свои дополнения и обогащают их общий характер.
В 1790-е гг. В. Бренна превращает Павловск в императорскую резиденцию и, наряду с расширением дворца, он уделяет большое внимание парку, который также раздвигает свои границы. Около дворца он создает Большие круги, которые органично вписались между Тройной липовой аллеей и Долиной р. Славянки. Вдоль правого берега Славянки он создает два новых района – Старую Сильвию (1795 г.) и Новую Сильвию (1800 г.). Старая Сильвия имеет радиальную планировку и богато украшена бронзовой скульптурой, более известна как Двенадцать дорожек. Здесь же находилась и первая постройка допавловского периода – охотничий домик Крик (не сохранился), а также Памятник родителям, построенный еще Камероном. Чуть вдали от высокого берега реки. Несмотря на то, что Старая Сильвия расположена на возвышенном плато и имеет несколько замкнутую планировку, что подчеркивается еще и несколькими въездными воротцами, радиальные дороги соединяют ее с окружающим парком.
Так одна из дорог ведет к Амфитеатру, построенному на высоком холме над Славянкой. Каменный Амфитеатр с разбитым напротив него Зеленым амфитеатром и открывающимся с его площадки видом на Пиль-башню (В. Бренна, 1795 г.) стали еще одной картиной в пейзажном районе Долины р. Славянки. Новая Сильвия при правильной планировке еще более сохраняет эффект природного леса, так как площадки-залы и соединяющие их коридоры созданы в гуще лесного массива. Сюда в Новую Сильвию была перенесена Колонна Конец света, а над оврагом поставлен Мавзолей супругу благодетелю. Новая Сильвия примыкает к Долине р. Славянки и плавно переходит в Белую березу. Последним крупным создателем пейзажей Павловского парка стал итальянский декоратор П. Гонзага. Восприняв особую красоту русской природы, Гонзага, используя приемы театрально- декорационного искусства, сумел создать ландшафтные композиции с эффектами перспективного обзора. Это наиболее ярко выразилось в Белой березе и Парадном Поле. Если Парадное поле – это новый, заново высаженный район парка, то Белая береза представляет собой результат очень сложной работы декоратора, который в большей степени использовал рубки деревьев для создания перспективных видов в ландшафте, сказав, таким образом, новое слово в ландшафтном искусстве. В обширном районе Большой звезды Гонзаго создал изысканный романтический уголок – Долину прудов с павильоном Новое Шале (не сохранился) и системой Новошалейных прудов. Павловский парк, расположенный по обоим берегам Славянки, завершается Красной долиной, которая является продолжением Долины р. Славянки и была оформлена П. Гонзага. В ансамбль Красной долины входят романтические постройки, созданные Камероном – Руины и Краснодолинный или Елизаветин павильон, а также Новосильвийский мост.
Общая хронология дворца
25 мая 1782 г. — начало строительства Павловского дворца.
1783 г. — построен центральный корпус.
1785 г. — построены галереи-колоннады и служебные корпуса.
1787 г. — завершена отделка внутренних помещений дворца.
1796 г. — воцарение Павла I
Конец 1790-х гг. — дворец перестроен и расширен.
1801 — убийство Павла I
10 января 1803 г. — пожар в Павловском дворце.
1803—1805 гг. — восстановление дворца.
1808 год — построен «кабинет-фонарик» с фигурами кариатид. Архитектор А. Н. Воронихин. Скульптор В. И. Демут-Малиновский.
1822—1824 гг. — построен библиотечный корпус.
1872 г. — в парадном дворе установлен памятник Павлу I.
1920-е — реставрация по проекту архитектора С. В. Домбровского, служившего в должности хранителя и архитектора дворца.
1942—1944 — парк сильно пострадал во время фашистской оккупации. Дворец был подожжен оккупантами при отступлении
1957 г. — в ходе послевоенной реставрации открыты для посетителей первые залы дворца.
1978 г. — завершена реставрация Павловского дворца.
1978 г. — коллектив Дворца-музея награждён орденом «Знак Почёта».
1983 г. — присвоен статус музея-заповедника.
павильон Дружбы
ИСТОРИЯ ДВОРЦА-МУЗЕЯ
Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв. – памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО.
История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность. Когда по руслам рек, богатых дичью и рыбой селились, ильменские славяне и различные финно-угорские племена. В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «Сельцо на реке Славянке». Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам, и были отвоеваны Петром Великим в ходе Северной войны. Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. Именно эти угодья площадью более 600 га с окрестными деревнями и крестьянами, преимущественно ингерманландского происхождения, и подарила Екатерина II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне по случаю рождения у них 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра. Так появилось Село Павловское, переименованное в город в 1796 году после вступления Павла I на престол. Первоначально на Славянке было построено два деревянных господских дома – Пауллюст на высоком правом берегу Славянки (он будет разобран после строительства Большого каменного дворца) и Мариенталь на месте старых шведских укреплений при слиянии Славянки с речкой Тызвой (при императоре Павле перестроен в крепость Бип).
С 1780 года начаты большие работы по возведению большого каменного дворца для великокняжеского семейства по проекту Чарльза Камерона, приглашенного Екатериной II в Россию. Знаток античности, автор книги «Термы римлян», Камерон был страстным поклонником итальянского архитектора и теоретика архитектуры XVI века Андреа Палладио. Большой дворец в Павловске он задумал по образцу палладианской виллы. Центральный трехэтажный корпус увенчан пологим куполом, окруженным колоннадой. К нему примыкают открытые полуциркульные галереи, которые завершались полутораэтажными служебными корпусами. В то же время он поставил дворец на холме над рекой, в которой отражается западный фасад, а к восточному ведет Тройная липовая аллея – элементы ландшафтной архитектуры, более характерные для русской усадьбы.
Первый камень в основание дворца был положен в мае 1782 года, когда владельцы Павловска Павел Петрович и Мария Федоровна под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе. Наряду с официальными приемами, они знакомились с памятниками истории и культуры, посещали мастерские прославленных художников и ремесленников. Италия открыла им цивилизации Древнего Рима, Франция поразила их высочайшим уровнем художественной промышленности, Австрия – музыкальной культурой. Все это не только расширяло кругозор путешественников, но и способствовало формированию высокого вкуса, который и отразился в убранстве Павловского дворца. Павел Петрович с супругой покупали и заказывали картины и статуи, фарфор и бронзу, ткани и мебель у лучших мастеров и на знаменитых мануфактурах. Во время Гранд-тура европейские монархи вручали наследнику русского престола щедрые подарки. Эти первоклассные произведения искусства, прибывая в Павловск в течение 1783-1784 годов, подсказывали архитекторам характер декоративного решения интерьеров еще в стадии строительства. Это было исключительным случаем в мировой архитектуре того времени. Благодаря этим обстоятельствам Павловск стал воплощением удивительного синтеза и гармонии архитектурного декора и предметов убранства.
С 1784 года в Павловске начал работать итальянец Винченцо Бренна, он завершил работу по убранству залов 1-го и 2-го этажей. В 1795 году работы Мария Федоровна сделала первое описание всех парадных залов бельэтажа (2-го этажа). С вступлением Павла I на престол в 1796 году Павловск превратился в императорскую резиденцию. По распоряжению императора Бренна, теперь уже главный архитектор двора, провел работы по расширению дворца: надстроил камероновские галереи, вместо полутораэтажных флигелей, пристроил к ним двухэтажные квадратные корпуса, увенчав их башенками, к ним присоединил полуциркульные служебные корпуса, которые оформили парадный плац. С юго-востока он пристроил церковный корпус. В новых строениях Бренна отделал новые большие залы для приемов: Картинную галерею, Тронный и Кавалерский залы, а также дворцовую церковь.
В 1803 году во дворце вспыхнул пожар, в результате которого пострадали многие дворцовые залы, однако русский архитектор Андрей Воронихин не только вернул им первозданную красоту, но и обогатил залы новыми элементами декора. В кон.XVIII - нач.XIX вв. ряд интерьеров декорирован выдающимися архитекторами Джакомо Кваренги и Карлом Росси, в отделке залов принимали участие известные русские скульпторы – М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, В. Демут-Малиновский, а также декораторы Д.Б. Скотти, Пьетро Гонзага, А. Мартынов. К этому же периоду относится создание Жилых комнат для вдовствующей императрицы Марии Федоровны на первом этаже, Их архитектурные объемы появились еще в конце 1790-х годов, когда Бренна занимался работами по расширению дворца. Архитектор Воронихин завершил ансамбль жилых комнат, которые являют собой яркий пример единства стиля начала XIX века.
Согласно завещанию императрицы Марии Федоровны Павловск должен был перейти после ее смерти во владение «старшему сыну, минуя наследника», и далее наследоваться по мужской линии, что означало, что из императорской резиденции он превращался в майорат. После кончины императрицы в 1828 году Павловск стал собственностью ее младшего сына Великого князя Михаила Павловича, который, благоговея перед памятью своей матери, сохранял Павловск как мемориал. При Михаиле Павловиче в Павловск в 1836 году была проведена Первая в России железная дорога, линия которой вошла в Павловский парк через район Большой звезды. В Павловском парке построен Музыкальный вокзал.
Так как у Михаила Павловича не было наследника по мужской линии, то после его смерти Павловск стал владением второго сына императора Николая I Великого князя Константина Николаевича с 1849 по 1892 год. При Константине Николаевиче во дворце в 1872 году устроена Картинная галерея и Музей древностей, которые можно было посещать от весны до поздней осени в дневные часы. Ученые и специалисты могли посещать большую императорскую библиотеку, которая насчитывала более 20 тысяч томов, включая редкие издания. Тогда же перед дворцом был установлен памятник императору Павлу I (ск. И. Витали). На границе Павловского парка появилась Магнито-Метеорологическая обсерватория. С 1892 по 1915 год Павловском владел второй сын Великого князя Константина Николаевича Великий князь Константин Константинович, боле известный как поэт КР. При нем в конце Тройной липовой аллеи был поставлен памятник императрице Марии Федоровне.
Последним владельцем Павловска до событий октябрьской революции 1917 года был старший сын последнего князь императорской крови Иоанн Константинович, павший жертвой большевистского террора в 1918 году.
С июня 1918 года Павловский дворец и парк были преобразованы в государственный музей. После Октябрьской революции правительство большевиков – Совет народных комиссаров, национализировав имущество династии Романовых и провозгласив лозунг «Искусство принадлежит народу», решило превратить их дворцы, которые являлись шедеврами архитектуры и были наполнены богатейшими собраниями художественных предметов, в общедоступные музеи, открытые для народа. Эту работу возглавил А.В. Луначарский, нарком просвещения, одна из ярких личностей первого советского правительства. Будучи широко образованным, Луначарский собрал вокруг себя лучших специалистов, знатоков истории и культуры, известных художников для осуществления этого замысла. Работа длилась несколько месяцев и вот в мае 1918 бывшие императорские летние резиденции Гатчина, Петергоф, Царское Село и Павловск открылись как дворцы-музеи и приняли первых посетителей. Первое время музеи работали 2-3 раза в неделю.
Первым хранителем в 1918 году был А.А. Половцев. С осени 1918 по 1924 год дворец-музей «Павловск» возглавлял архитектор В.Н. Талепоровский. Он создал несколько музейных экспозиций, планы множества выставок из коллекций музея, проводил регулярную работу по реставрации павильонов. Это был наиболее плодотворный период работы музея. С 1925 по 1934 год Павловский дворец и парк входил в «Объединение Детскосельских и Павловского дворцов-музеев». Именно в этот период происходило изъятие художественных ценностей из музеев в созданные правительством организации Госфонд и Антиквариат, откуда они поступали для продажи за границу с целью получения средств для развития промышленности.
Когда началась война, в Павловске приступили к работе по упаковке художественных ценностей и отправке их в эвакуацию. В годы войны коллекции Павловска хранились в г. Сарапуле Удмуртской АССР в здании Краеведческого музея, в Новосибирске в здании Оперного театра, а также в Исаакиевском соборе в Ленинграде. 17 сентября 1941 года фашисты вошли в Павловск, оккупация длилась по 24 января 1944 года. Во дворце размещались штаб гестапо, казармы, офицерский госпиталь, территорию вокруг дворца превратили в запретную зону. В Павловском парке было вырублено 70 тысяч деревьев, взорваны мосты, уничтожена мелиоративная система, изуродована траншеями сеть дорог, повреждены павильоны, а в январе 1944 года при отступлении фашистов Павловский дворец сильно пострадал от пожара.
Работы по возрождению Павловска начались сразу после его освобождения по инициативе А.И. Зеленовой, назначенной директором Павловского дворца-музея и парка в августе 1941 года. Именно ею была впервые создана научная методика реставрации памятников архитектуры, которая и была осуществлена в Павловске. Кроме этого проводились большие научно-исследовательские работы, которые и дали возможность с полной достоверностью разработать проекты восстановления архитектурно-художественной отделки фасадов и интерьеров дворца. Открытие залов происходило поэтапно: в 1957, 1958, 1960, 1963, 1965, 1967, 1970 и 1977 году, когда основные работы по реставрации считались законченными. Спасенные коллекции заняли свои исторические места. В парке шла работа по восстановлению зеленого массива. Павловск стал школой отечественной реставрации и первым пригородным дворцово-парковым ансамблем, возрожденным после Великой Отечественной войны. В декабре 1977 года Павловск отмечал свое двухсотлетие во всем блеске обновленной красоты. А.И. Зеленова была удостоена звания заслуженного работника культуры и награждена орденами Октябрьской революции и Знак Почета.
В 1972 году за высокие достижения в деле реставрации Павловского дворца-музея и парка группа из пяти сотрудников и реставраторов была удостоена Государственной премии РСФСР: Н.И. Громова, А.В. Трескин, Н.И. Мальцева, И.И. Калугин и П.Д. Никаноров. В 1986 году главному хранителю Павловского дворца-музея А.М. Кучумову была присуждена Ленинская премия СССР за научную концепцию музейной экспозиции Павловского дворца. В 1980 году Павловский дворец-музей и парк был награжден Орденом Знак Почета. В 1990 году Павловский дворцово-парковый ансамбль вошел в перечень компонентов объектов культурно-исторического всемирного наследия ЮНЕСКО не только по критериям целостности, цельности, подлинности и аутентичности, но и самостоятельной ценности, критерием которой явились научная методика и приемы реставрации и воссоздания.
В настоящее время Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» является одним из ведущих учреждений не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации. Музей ведет активную работу по различным музейным направлениям: комплектование фондов, научно-исследовательская, научно-просветительская и научно-экспозиционная работа, культурно-массовая и просветительская работа с населением, особенно с детьми: в музее имеется детский творческий центр.
Как добраться, где находится:
Государственный музей-заповедник «Павловск» расположен по адресу:
Россия, 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., д. 20
Координаты GPS: N59.685776, E30.453559
На электричке:
от Витебского вокзала до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)
от ж/д станции «Купчино» до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)
На маршрутном такси:
от станции метро «Московская»
№ 299 до Павловского дворца
№ 545 до Павловского вокзала
от станции метро «Звездная»
№ 363 до Павловского вокзала
а также на автобусе №179 до Павловского вокзала
от станции метро «Купчино»
№ 286 до Павловского дворца
№ 545А до Павловского вокзала
№ 521 до Павловского дворца
От Павловского вокзала до Павловского дворца можно проехать:
на автобусах № 370, 372, 375А, 383, 493
на маршрутных такси № 286, 299, 521
Режим работы
Павловский парк
Входные билеты
Открыт для посещения ежедневно с 06:00 до 21:00.
С 21:00 31 декабря 2016 года до 21:00 01 января 2017 года парк открыт.
Павловский дворец
Открыт для посещения с 10:00 до 18:00.
Время работы кассы с 10:00 до 17:00.
Вход в Павловский дворец закрывается в 17:15.
Основные экспозиции (Центральный корпус)
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
Жилые комнаты - I этаж
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
Парадные залы дворца - II этаж
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны - I этаж
При отсутствии билета на экспозиции Жилые комнаты и Парадные залы дворца - посещение по сеансу в 12:00.
Время работы терминала по продаже билетов с 10:00 до 17:30.
Терминал расположен на I этаже Павловского дворца.
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
Русский жилой интерьер XIX - начала XX века - III этаж
При отсутствии билета на экспозиции Жилые комнаты и Парадные залы дворца - посещение по сеансу в 11:00.
Время работы терминалов по продаже билетов с 10:00 до 17:30.
Терминалы расположены на I и III этажах Павловского дворца.
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
Выставки
Постоянные выставки
«Мир женщины и её увлечений» - Центральный корпус дворца, Хоры Итальянского зала, III этаж
Входные билеты
При отсутствии билета на экспозиции Жилые комнаты и Парадные залы дворца - посещение по сеансу в 11:00.
Время работы терминалов по продаже билетов с 10:00 до 17:30.
Терминалы расположены на I и III этажах Павловского дворца.
Выходные дни: вторник, пятница, первый понедельник месяца.
«Флорентийская мозаика из коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск» - Центральный корпус дворца, Русский жилой интерьер XIX - начала XX века, III этаж
Вход по билету на экспозицию Русский жилой интерьер XIX - начала XX века
При отсутствии билета на экспозиции Жилые комнаты и Парадные залы дворца - посещение по сеансу в 11:00.
Время работы терминалов по продаже билетов с 10:00 до 17:30.
Терминалы расположены на I и III этажах Павловского дворца.
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
«Музей костюма» - Северный полуциркульный корпус дворца, I этаж
Входные билеты
Выставка открыта для посещения: пятница, суббота, воскресенье и первый понедельник месяца.
Время работы выставки с 10:00 до 17:30.
Время работы терминала по продаже билетов с 10:00 до 17:00.
Терминал расположен у входа на выставку.
Вход на выставку закрывается в 17:00.
Выходные дни: вторник, среда, четверг, 2-ой, 3-ий и 4-ый понедельники месяца.
«Церковное облачение и церковная утварь из фондов ГМЗ «Павловск» - Церковный корпус дворца, Парадные залы дворца, Дворцовая церковь, I этаж
Входные билеты
Выставка открыта для посещения: суббота, воскресенье.
Посещение по сеансам: в 11:00, в 13:00 и в 15:00.
Продажа билетов осуществляется с 10:00 до 14:45.
Посещение в будние дни только по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.
«Открытый Фонд русского фарфора» - Северный прямоугольный корпус дворца, вход с плаца, II этаж
Входные билеты
Посещение только по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.
Мемориальный кабинет А.И. Зеленовой - Южный полуциркульный корпус дворца, I этаж
Входные билеты
Посещение только группами по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.
Фотовыставка «Из пепла и руин», посвященная истории музея в XX веке - Южный полуциркульный корпус дворца, I этаж
Входные билеты
Посещение только по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.
Временные выставки
«Наследие Античного мира» - Центральный корпус дворца, Парадные залы дворца, Кавалерский зал и Кавалергардская, II этаж
Входные билеты
Выставка открыта до 15 января 2017 г.
Время работы выставки с 10:00 до 17:30.
Время работы кассы с 10:00 до 17:00.
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
«Великая княгиня Ольга Константиновна – королева Греческая. К 165-летию со дня рождения» - Центральный корпус дворца, Парадные залы дворца, Библиотека Росси, II этаж
Входные билеты
Выставка открыта до 20 декабря 2016 г.
Время работы выставки с 10:00 до 17:15.
Время работы кассы с 10:00 до 17:00.
Выходные дни: пятница, первый понедельник месяца.
Женщина, которая спасла Павловск
Анна Ивановна Зеленова
Среди множества подвигов, совершенных советскими гражданами в страшные годы Великой Отечественной войны, есть один, о котором мало кому известно. Да и подвигом его, с общепринятых позиций, назвать нельзя, поскольку наша героиня не взрывала танков, не бросалась грудью на вражеский дзот и не водружала знамен. На поле брани эта женщина ничего не совершила. Но именно благодаря ей существует сегодня Государственный музей-заповедник «Павловск». Звали ее АННА ИВАНОВНА ЗЕЛЕНОВА.
Она была одним из авторов первой довоенной экспозиции музея истории Петербурга, одним из авторов музея Обороны Ленинграда, в годы блокады она оформила пятьдесят выставок в читальном зале Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина и постоянно обновляла стенды "ОКОН ТАСС" возле Аничкова дворца. Однажды ей не хватило кнопок, чтобы закрепить фотографии на стенде. Она не успела дойти до Павильона Росси, как начавшийся артобстрел превратил место, где она только что работала, в глубокую воронку.
На фрагментах обмеров парадной мебели Главного штаба (обмерами она занималась по заданию ГИОП) сохранилась сделанная ею надпись карандашом: "Слышу самолет. Боюсь, спустит бомбу". Позднее на Дворцовой площади в нее попал осколок снаряда, оставив отметину на всю жизнь.
После бомбежки или артобстрела она шла осматривать Летний сад, Летний дворец, Домик Петра I. Она делала это неукоснительно, несмотря на состояние здоровья, на ледяные ветры и метели или проливные дожди, и во время обходов действовала без скидок на условия военного времени. Своей задачей она считала освобождение от воинских частей музейных парков Ленинграда.
"Примером недопустимого отношения отдельных воинских частей к культурным ценностям являются факты многочисленных поломок и вынос вещей из опечатанных экспозиционных залов во дворце Петра I в Летнем Саду…
..Беспрестанный проезд и стоянки автотранспорта уничтожают газоны, портят аллеи и дороги, уничтожают ценнейшие древесные и кустарниковые насаждения - губят парки...
... Убедительно просим Вас дать соответствующие указания по частям, дабы все командиры без исключения учитывали бы, что вопрос сохранения культурных, исторических и художественных объектов на территории, которую Красная Армия защищает от фашистских варваров, есть дело государственной важности, есть дело чести каждого бойца", - писала Анна Ивановна Зеленова начальнику политуправления генерал-майору Кулину 15 апреля 1943 года. С огромным трудом, но она добилась вывода воинских частей из Летнего сада.
Но в ее жизни главной заботой был Павловск, его дворцово-парковый ансамбль. Впервые она стала водить экскурсии в Павловске в возрасте 21 год. Где бы она ни появлялась - веселая, остроумная, она легко и органично становилась лидером. Вскоре Зеленова стала помощником директора Павловского дворца-музея и парка по научной работе.
Она возглавила музеефикацию павильонов Павловского парка, она пригласила знаменитого инженера-конструктора Л. Жуковского, который отремонтировал башенные часы. Бригада художников отреставрировала фрески Галереи Гонзага, профессор Л.М. Тверской провел ландшафтную инвентаризацию Парадного поля, созданного П. Гонзага. Под ее руководством и при ее участии была проведена генеральная инвентаризация музейных ценностей Павловска. Рабочих рук не хватало, поэтому она сама отмаркировала новыми инвентарными шифрами зеленой масляной краской фарфор, стекло, мебель, скульптуру. И уже тогда она взяла под свой личный контроль семейный архив владельцев Павловска. Она приняла все рукописи императорской фамилии на свое материально-ответственное хранение, понимая, что владельцы Павловска, начиная с императора Павла, не в чести у управленческого начальства.
Она считала, что дворец и парк - это не только архитектурный ансамбль, но и «семейный очаг», любовно созданный и украшенный его первой хозяйкой. В этом особенность Павловска, не менее ценная, чем архитектура Камерона или Росси.
Когда началась война, она проследила, чтобы работы Марии Федоровны были отправлены в эвакуацию. И когда осталось последнее свободное место в последнем транспорте, отвозившем музейные ценности в Ленинград, она, вместо того, чтобы самой уехать, отправила три ящика с рукописями императорской фамилии. А сама пошла через линию фронта пешком.
Методику восстановления Павловска она продумала еще в блокадном Ленинграде. Не было сомнений в том, что фашисты разрушат его. Однако масштаб уничтожения поверг ее в шок. Пережив потрясение, уже в первое посещение Павловска, после снятия блокады, она уяснила для себя возможность и пути его возрождения. Начальник ГИОП Н.Н.Белехов, отмечая успешное восстановление Павловска из пепла и руин, утверждал, что успех стал возможным "благодаря директору Зеленовой, которая буквально жертвует своей жизнью во имя этого дворца".
Ее профессиональное око с радостью отметило массу подлинных деталей, чудом уцелевших на стенах и в обрушенных завалах перекрытий. Поэтому она поставила перед собой задачу: аккуратно разобрать завалы, вынуть подлинные фрагменты, определить их первоначальное местонахождение и сохранить для реставрации залов как эталоны. Но для неотложного выполнения этих работ необходимо было сделать главное: "СРОЧНО РАЗМИНИРОВАТЬ ДВОРЕЦ-МУЗЕЙ". Только на плацу было вынуто 240 мин.
Еще шла война, а в Павловске уже началась гигантская по масштабу работа по возрождению уникального ансамбля.
С самопожертвованием первопроходца Анна Ивановна преодолевала многочисленные препоны и препятствия. Она возила на санках продукты для рабочих из Ленинграда в Павловск, так как пропуск в Ленинград был выдан только ей. И однажды чуть не погибла, застигнутая в пути пургой. Ее спасла проходившая мимо жительница Колпина. Работая день и ночь, в полном смысле этого слова, оберегая дворец от захвата различными учреждениями (техникумы, санатории, военно-морские училища), она почти полностью утратила зрение. Ее спас академик Филатов - лучший окулист страны.
Ее отрадой был Итальянский зал - главный зал дворца, сохранившийся практически полностью; ее головной болью был Греческий зал, колоннада которого погибла в пожаре войны. И реставрацию она начала с залов императорского Павловска, против чего бурно возражали ее коллеги. Именно с залов архитектора Бренны, ошельмованного советским искусствознанием, и началась музейная жизнь Павловска после войны.
Анне Ивановне удалось довести возрождение дворца и парка почти до конца. Если бы не мешали - были бы восстановлены Галерея Гонзага и мебель библиотеки Росси. Против восстановления Галереи, не разобравшись, выступал академик Д.С. Лихачев.
Она ушла из жизни во время выступления на партийном собрании в возрождённом Павловском дворце 16 января 1980 года…
В память об Анне Ивановне Зеленовой Управление культуры предложило ежегодно проводить научные конференции. Но павловчане резко выступили против: на научных конференциях ее имя будет обозначено только в программе, каждый будет в день памяти говорить на свою тему, а надо, чтобы в этот день говорили только о ней и вспоминали только ее.
Она вошла в жизнь очень многих, как человек самый близкий и самый надежный. Люди к ней шли за помощью в любое время и всегда находили поддержку и участие. Она никогда и никого не боялась. Ей удавалось вытаскивать людей из сталинского застенка, ей удавалось спасать многих от голода и безработицы. Когда гнали "за происхождение" - у нее ключевые посты занимали дворяне, когда гнали "из-за пятого пункта" - национальность - она брала на работу именно с этим "пятым пунктом". Если человек не имел жилья - она временно селила его у себя, пока хлопотала о жилье. Она каждого стремилась обогреть и ободрить. Когда ей говорили о том, что она очень добрый человек, она отвечала : "Моим учителем был ДОБРОКЛОНСКИЙ, поэтому быть недоброй неприлично". Она была гуманистом в высшем и лучшем понимании этого слова.
Стремясь увековечить память о ней, павловчане требовали, чтобы ее именем была бы названа улица, ведущая к музею. Чиновники не смогли отвергнуть это требование, но сделали все в высшей степени формально, поставив самую «махровую галку». Именем Анны Зеленовой названа улица на дальней окраине Павловска в бывшей солдатской слободке, прилепившейся некогда к загородной резиденции Павла Петровича. На улице - несколько частных домов людей разного достатка. Как бы есть именитая улица, и как бы ее нет. Но однажды, побывав там, я спросила у старика, тяжело опиравшегося на две палки: "Вы что-нибудь знаете об Анне Зеленовой?"
Лицо его вдруг просияло, и он ответил: "Доченька! Да когда я увидел, под чьим именем живу - мои ноги аж до парка дошли ".
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.pavlovskmuseum.ru
Достопримечательности Ленинградской области
https://100чудес.рф/index.php?id=87
https://pushkin.ru/encycl/museums/muzey-zapovednik-pavlovsk.html
сайт музея-заповедника Павловск
https://www.stihi.ru/2014/09/29/5318
https://pavlovsk-spb.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Музей-заповедник Павловск | 124.83 КБ |
Музей-заповедник Павловск | 132.59 КБ |
Музей-заповедник Павловск | 293.3 КБ |
Музей-заповедник Павловск | 1.48 МБ |
Музей-заповедник Павловск | 188.98 КБ |
Музей-заповедник Павловск | 210.55 КБ |
5368657 (6).jpg | 339.23 КБ |
5368657 (7).jpg | 469.8 КБ |
5368657 (8).jpg | 396.47 КБ |
5368657 (9).jpg | 619.68 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 4865 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий