Мраморное море
Мра́морное мо́ре (тур. Marmara Denizi от названия острова Мармара, где осуществлялись крупные разработки белого мрамора; др.-греч. Προποντίς — «Пропонтида»; от πρό — «перед» + πόντος — «море»: букв. «предморье») — средиземное море Атлантического океана, расположенное между европейской и малоазиатской частями Турции.
На северо-востоке соединяется проливом Босфор с Чёрным морем, на юго-западе — проливом Дарданеллы с Эгейским морем.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ТУРЦИЮ - ТУТ!
Море вытянуто в широтном направлении; длина его составляет 280 км, наибольшая ширина — 80 км.
Площадь 11 472 км².
Средний объём воды 4 тысячи км³, глубина до 1355 м.
Происхождение Мраморного моря связывают с крупными разломами земной коры, разделившими материки Европы, Азии и Африки. Первое описание берегов моря осуществлено в 1845-48 годах капитан-лейтенантом русского флота М. П. Манганари.
Значительные гидрологические и биологические исследования Мраморного моря провели в конце XIX веке русские ученые С. О. Макаров и И. Б. Шпиндлер (под его руководством в 1890—1891 была проведена специальная экспедиция, снаряжённая Русским географическим обществом и Императорской академией наук).
Как добраться до Мраморного моря
Чтобы добраться да мраморного моря, необходимо обратиться в туристическую компанию и посетить его в составе экскурсионной туристической группы. Если вы предпочтете самостоятельно добираться до места назначения, у вас будет несколько вариантов на выбор.
Воспользоваться самолетом и долететь до сердца Турции.
По воде – на пароме или морском лайнере до Азовского моря. Оттуда он следует через Черное море и Босфорский пролив до Мраморного моря.
Существует вариант добраться посредством железной дороги. Прямого маршрута на поезде нет. Придется совершить пересадку в Софии, либо Бухаресте.
География
Берега преимущественно гористые, на юге и востоке сильно расчленены (заливы Измитский, Гемликский и др.). Крупнейшие острова — Мармара, Принцевы, у северного побережья имеются подводные рифы. В море впадают небольшие реки Граник, Сусурлук и др. (практически все — с азиатского берега).
Турция планирует к 2023 году построить в 45 км к западу от пролива Босфор судоходный канал Стамбул шириной 150 м, который соединит Мраморное и Чёрное моря. Планируется, что по нему будет проходить основная масса перевозящих нефть танкеров.
Канал «Стамбул» свяжет Чёрное и Мраморное моря через озеро Кючюк-Чекмедже[en].
Гидрология
Море не замерзает; зимой температура воды на поверхности 9 °C, летом до 29 °C. Для гидрологии моря характерен обмен вод Чёрного и Эгейского морей через проливы.
Солёность на поверхности до 26 ‰, что гораздо больше, чем в Чёрном море, но значительно меньше, чем в океанах. При этом солёность придонной воды заметно выше — до 38 ‰, что сравнимо с солёностью вод Средиземного моря.
Когда лучше посетить Мраморное море
Наиболее благоприятный период для туристического отдыха здесь с конца мая по конец сентября. Это время, когда благодаря температуре воздуха и воды создаются благоприятные условия для отдыха. Сюда приезжают туристы со всех уголков мира. Чистый воздух, насыщенный фитонцидами рекомендован людям с болезнями органов дыхания.
Несмотря на то, что вода в море не замерзает никогда, в холодное время года лучше воздержаться от поездок сюда. В холодное время года поездки на острова проводятся крайне редко.
Особенности
Посещение Мраморного моря, как любого другого природного объекта имеет свои особенности. Их непременно стоит учитывать, собираясь в путешествие.
Термальная морская вода укрепляет организм, благоприятно влияет на иммунную систему, помогает при многих болезнях.
Вода Мраморного моря не отличается чистотой. Она загрязняется огромным количеством морских судов, которые приходят в порт, а также следуют через него из Черного в Средиземное море и наоборот.
Отдыхающим рекомендуется выбирать для жилья четырехзвездочные гостиницы. Стоимость проживания в гостиницах, обладающих статусом трех и четырех звезд практически аналогична. А сервис существенно отличается.
Курорт считается идеальным местом для тихого, размеренного семейного отдыха с детьми. Здесь отсутствует громкая музыка, ночные гулянья, дискотеки.
Режим работы катеров, которые организуют экскурсионные поездки на острова регулярно изменяется.
Здесь также есть много исторических, имеющих религиозное значение мест.
Курорты турецкого побережья славятся низкими, доступными ценами.
Мраморное море считается неспокойным местом. Здесь часто возникают цунами, землетрясения различной мощности.
Для отдыха следует выбирать те зоны побережья, которые максимально удалены от порта. Там спокойнее, и вода гораздо чище.
Флора и фауна
Флора и фауна Мраморного моря имеет видовой состав, родственный средиземноморскому.
Хозяйственное использование
Развито рыболовство (скумбрия и др.). Через Мраморное море проходят важные судоходные пути из Чёрного моря в Средиземное море. В декабре 1999 года в результате шторма в Мраморном море близ Стамбула затонул российский танкер «Волгонефть-248», в результате чего в море попало значительное количество нефтепродуктов.
Побережье моря густо заселено ещё с античных времён; на северо-востоке, у пролива Босфор расположен город Стамбул. На берегу — многочисленные курорты (Эрдек, Муданья и др.).
Что посмотреть
Эта часть побережья Стамбула имеет огромное количество достопримечательностей, которые непременно нужно увидеть приезжим гостям.
Стамбул.
Это невероятно красивый город, который поражает уникальными постройками, невероятной красоты древними памятниками и богатством растительности.
Принцевы острова.
Это девять небольших островков, соединенных друг с другом. Они расположены на расстоянии 15 километров от Стамбула. Они названы так потому, что византийские шейхи выбирали именно эти места для отдыха.
В южной части мраморного моря находится очень древний город – Изник.
Здесь огромное количество старинных памятников, архитектурных сооружений. Достопримечательностью города считается православный храм Святой Софии, который предположительно был построен в 6-м веке.
Знаменитый остров Мармара.
Всемирно известный остров, на котором по сей день добывается мрамор, аналогов которому нет нигде в мире.
Несмотря на то, что Мраморное море считается самым маленьким морем в мире, оно не уступает крупным водоемам по своей уникальности и достопримечательностям. Гостям и туристам здесь найдется что посмотреть и чему удивиться.
Основные курорты Мраморного моря: краткое описание
Остров Мармара.
Курорт заточен под семейный отдых, но понравится и дайверам своими обрывистыми скалистыми берегами. Здесь мягкий климат, летний зной переносится легко.
Остров Тюркели.
Для любителей вина и дикой, нетронутой природы этот остров – просто рай. Побережье славится чистейшей морской водой и множеством виноградников.
Ялова.
Помимо морского отдыха, посетители могут насладиться лечебными грязевыми процедурами и купанием в термальных источниках. А еще здесь есть прекрасные водопады.
Эрдек.
Этот курорт с песчаными пляжами отличается развитой инфраструктурой. Магазинов, ресторанов и закусочных здесь предостаточно. Еще это место известно благодаря Национальному парку Кушдженети. Здесь можно наблюдать сезонную миграцию птиц. Весной и осенью на озеро слетаются разнообразные виды пернатых. Зрелище неповторимое!
Измит –
город находится недалеко от Стамбула, что делает его привлекательным для туристов. Скучать не придется. Хотите отдохнуть на пляже, утопающем в зелени? Ступайте на побережье Измита. Хотите ярких эмоций и незабываемых впечатлений? Поезжайте на экскурсию в Стамбул.
Генен –
еще один курорт богатый лечебными источниками и старинными достопримечательностями.
Чекирге.
На курорте есть целебные термальные источники, отели предлагают отдыхающим отдых в термальных банях.
Муданья – тусовочный городок.
Здесь есть множество ресторанов, ночных клубов, рыбных магазинов и пр.
Чан –
курорт с серными источниками, которые благотворно влияют на работу органов желудочно-кишечного тракта.
Кому подойдет отдых на Мраморном море?
Семьям с детишками. Мраморное море очень мелкое, здесь не бывает штормов, а температура воды в летнее время достигает +30°C. Это рай для малышей и их родителей. Безопасность и комфорт – вот отличительные преимущества здешних курортов.
Людям, которые хотят оздоровиться.
Так как на побережье Мраморного моря есть множество термальных источников, можно смело утверждать, что отдых на «мраморных» курортах положительно повлияет на состояние всего организма, насытит его микро- и макроэлементами, улучшит барьерную функцию кожи и повысит иммунитет.
Дайверам.
Не только прозрачное море подарит незабываемые впечатления любителям подводного плавания. Многочисленные коралловые рифы украшают морской пейзаж.
Любителям спокойного отдыха.
Курорты Мраморного моря не так заполнены туристами, в основном здесь отдыхают местные. Тем, кто не любит тусовки и туристический шум, Мраморное море подойдет, как нельзя лучше.
Желающим сэкономить.
За 600-800 долларов на двоих здесь вполне возможно прилично отдохнуть в гостинице с бассейном. Есть возможность остановиться в кэмпинговом городке (палатки, автодома) «Моcamp» недалеко от Стамбула.
Путешественникам по историческим местам.
Здесь много артефактов античности. Древние города, храмы и исторические места создают особый колорит. Например, в городе Изник когда-то провели первый в истории христианства Вселенский Собор. Именно здесь был принят Символ веры и определено время торжества Светлой Пасхи.
Мармара – остров мраморных сокровищ Турции
Мармара – это остров двух частей света (Европы и Азии), находится на западе Мраморного моря. Это известное во всем мире месторождение белого мрамора.
Когда-то остров Мармара назывался Проконессос. Так его нарекли ионийские греки, которые поселились здесь еще в 3 веке до нашей эры. Затем островом правили персы, а во времена императора Константина тут проживала византийская знать. Византийский правитель Юстиниан построил здесь свой дворец.
Интересно, что до 1923 году остров населяли только греки, но потом Турция и Греция «обменялись населением», поэтому аборигены вынуждены были покинуть родную землю. Но архитектура здешних деревушек до сих пор хранит в себе греческий колорит.
Сегодня на острове Мармара можно посетить музей под открытым небом, где собраны древнеримские и византийские экспонаты.
Климат, рельеф
Климат в Мармаре мягкий и теплый, но отличается от средиземноморского прохладными зимами и относительно коротким летом. Так, пляжный сезон здесь длится всего 3 летних месяца. В это период температура воздуха колеблется в пределах +23…+30°C, воды — +22…27°C.
Рельеф в Мармаре холмистый с обрывистыми скалистыми берегами. Прибрежная зона изрезана многочисленными бухтами.
Чем заняться в Мармаре?
Не знаете, что делать в Мармаре? Вот вам несколько идей:
Плаванье и неспешные прогулки.
Песчано-галечный пляж в Мармаре с чистейшим Мраморным морем никогда не бывает таким переполненным, как на Эгейском или Средиземном море Турции. Здесь спокойно и тихо. В свободное время можно прогуляться по полупустынным улочкам и увидеть турков такими, какие они есть на самом деле. А чтобы ощутить восторг, стоит забраться на прибрежную скалу и насладиться умопомрачительным видом на море.
Дайвинг и рыбалка.
Мармара – идеальное место для любителей подводного плавания. Рифы, скалы и богатый подводный мир создают неповторимый пейзаж. Здесь водится голубая рыба, окунь, камбала, хамса, луфарь, ставрида, лещ, скумбрия и пр.
Изучение пещер.
На берегу моря в скалах образовано множество пещер, которые имеют сказочный вид.
Как добраться до острова Мармара?
До любого острова Мраморного моря легко добраться из Стамбула на пароме, корабле или катере по прямому рейсу или с пересадками.
Остров Тюркели – мечта поэта
В группе островов архипелага Пашилиманы есть маленький и очень живописный кусочек земли протяженностью всего 8 км. Это Тюрекли (Авша) – остров уединения, буйной растительности, неприступных скал, ароматного вина и Мраморного моря.
Если вы устали от суеты и хотите сбежать от забот хотя бы на несколько дней, отправляйтесь на остров Тюркели (Авша). Здесь вас ждет полная перезагрузка и полноценный отдых среди нетронутой живописной природы.
Недаром именно сюда приезжают многие турки, желающие надышаться свежим воздухом, освежиться морским бризом и скрыться от всех в густых зеленых рощах. Приезжают и влюбляются в это место. Потому и выстраивают здесь коттеджи. Так сказать для души.
4 раза в день курсирует паром по маршруту Стамбул – Тюркели (Авша). Так что транспортное сообщение здесь отличное. Ни туристам, ни местным жителям не составит труда добраться до острова.
Чем же так привлекателен остров Тюркели (Авша)?
Только представьте. Море.
Песчаный пляж, окруженный зелеными холмами и скалами. Повсюду слышен насыщенный аромат хвои и можжевельника. Пушистые кроны оливковых деревьев раскинулись по острову, а на золотистом побережье разбросаны каменные изваяния, веками создаваемые природой. Яркие цветы и пальмы украшают остров.
Экзотический пейзаж, который располагает к умиротворенному отдыху и приятным беседам под бокал душистого местного вина.
Этот остров я называю мечтой поэта.
Ведь если бы музы существовали по-настоящему, Тюркели стал бы их пристанищем. Отправляйтесь за вдохновением и приятного вам отдыха!
ПРИНЦЕВЫ ОСТРОВА
При́нцевы острова́ (Кызыладалар; тур. Kızıl Adalar — «красные острова», Prens Adaları — «принцевы острова» или просто Adalar — «острова»; греч. Πριγκηπόννησα, Pringeponnesa; др.-греч. Πριγκήπων νήσοι, Pringēpōn nēsoi) — группа из девяти островов недалеко от берега Стамбула, Турция, в Мраморном море. Административно составляют район Адалар провинции Стамбул.
Острова Адалар:
Бююкада (тур. Büyükada — «большой остров») или Принкипос (греч. Πρίγκηπος, Prínkēpos — «принц») площадью 5,36 км²
Хейбелиада (тур. Heybeliada — «остров с сумкой») или Халки (греч. Χάλκη, Chalki) площадь 2,4 км²
Бургазада (тур. Burgazada) или Антигони (греч. Αντιγόνη, Antigoni) площадь 1,5 км²
Кыналыада (тур. Kınalıada — «остров с хной») или Проти (греч. Πρώτη, Proti — «первый», поскольку он находится ближе всех к Константинополю) площадь 1,3 км²
Седефадасы (тур. Sedefadası — «перламутровый остров») или Теревинтос или Теревинф (греч. Τερέβινθος, Terebinthos) площадью 0,157 км²
Яссыада (тур. Yassıada — «плоский остров») или Плати (греч. Πλάτη, Plati) площадью 0,05 км²
Сивриада (тур. Sivriada — «остроконечный остров») или Оксея (греч. Οξειά, Oxeia) площадью 0,05 км²
Кашыкадасы (тур. Kaşıkadası — «остров-ложка», назван так из-за своей формы) или Пита (греч. Πίτα, Pita) площадью 0,006 км²
Тавшанадасы (тур. Tavşanadası — «заячий остров») или Неандрос (греч. Νέανδρος, Neandros) площадью 0,004 км²
История
Во времена Византийской империи принцы и другие близкие к императорам особы ссылались на острова. После 1302 года, когда османы захватили г. Пили (Ялова), на острова устремился поток греческих беженцев из Малой Азии. Сами острова были захвачены османами лишь в 1453 году, незадолго до падения самого Константинополя. Позднее на Принцевы острова отправляли родственников оттоманских султанов, что и дало островам их нынешнее название.
В течение XIX века острова стали популярным местом отдыха состоятельных греков, армян и евреев Константинополя. Население островов стало более этнически турецким из-за притока турецкого капитала, процесс начался в первые дни становления турецкой республики, когда британский яхт-клуб в Бюйюкада был приватизирован Anadolu Kulübü для турецких парламентариев. Однако, греческие и еврейские общины до сих пор составляют небольшую часть населения островов.
Население
В 1912 году на островах проживали:
Греки - 10 250 чел.
Турки - 670 чел.
Армяне - 300 чел.
Турки тогда проживали в основном на о. Хейбелиада. О. Кыналыада облюбовали армяне, а о. Бююкада — евреи и левантинцы.
По данным 2011 года население островов составляет 13 883 человек.
Греческое население островов преимущественно принадлежит к местной Принкипонисской митрополии Константинопольской православной церкви.
пролив Босфор
Туризм
В летние месяцы Принцевы острова — популярное направление однодневных путешествий из Стамбула. Так как на островах нет автомобильного движения, единственным транспортом остается гужевой. До островов можно доехать на пароме (продолжительность плавания около часа) как из азиатской части города (в Бостанджи и Картал), так и из европейской — от пристани Кабаташ (Kabataş). Большинство паромов причаливают к четырём крупнейшим островам архипелага: Кыналыада, Бургазада, Хейбелиада и наконец Бюйюкада. Паромная переправа обслуживается компанией Istanbul Seabuses (İDO), которой руководит муниципалитет Стамбула.
ИЗМИТСКИЙ ЗАЛИВ
Измитский залив (тур. Izmit körfezi) — узкий и длинный тектонический разлом, ныне заполненный водами Мраморного моря. Является частью береговой линии п-ова Малая Азия. Залив вытянут в широтном направлении, северный берег его составляет холмистый Вифинский полуостров, южный — гористый полуостров Боз. У входа в залив на южном берегу расп. город Ялова, на северном — Гебзе, в глубине — г. Измит.
История и современность
В средние века залив имел важное стратегическое значение, так как в глубине его располагалась важная византийская крепость Никомедия, а вдоль северного берега залива располагалась вереница важных приморских крепостей, защищавших подступы к Константинополю. За контроль над заливов долгую и упорную борьбу вели Византийская империя, Венеция, Генуя, Латинская империя и турки-османы.
После того как победой последних завершилась осада Никомедии (1337) года, город, переименованный в Измит, и залив (Измитский) вошли в состав Османской Турции, ныне в составе республики Турция. Длина залива сост. около 52 км, ширина у входа 6,1 км. Далее имеется два сужения, одно в р-не мыса Диль (до 3,5 км), другое в р-не г. Гельджюк (до 1,25 км).
В центральной части, перпендикулярно посёлку Карамюрсель, расположена самая широкая часть — до 10,5 км. Макс. глубина до 183 м. Северный берег залива занимает пригородная курортная зона Стамбула (так. наз. Анатолийская Ривьера).
Измитский порт расположен в глубине залива. Сохраняется высокий уровень сейсмоопасности. В 2010—2017 гг. на заливом планируется возвести Измитский подвесной мост.
ГЕМЛИКСКИЙ ЗАЛИВ
Гемликский залив (тур. Gemlik körfezi; до 1923 года также Киосский залив) — небольшой залив в юго-восточной части акватории Мраморного моря. Составляет часть береговой линии полуострова Малая Азия. Залив имеет извилистую форму, вытянут в широтном направлении, постепенно сужаясь к востоку. Северный берег его составляет гористый полуостров Боз, южный — собственно материк.
По берегам залива на южном берегу расположены посёлок Зейтинбагы, город Муданья, на северном — Армутлу и Капаклы, в глубине — город Гемлик (до 1922 года Киос).
История и современность
В средние века залив имел важное стратегическое значение, так как в глубине его располагалась важная византийская крепость Киос, защищавшая подступы к таким некогда важным и многолюдным византийским городам как Прусса и Никея. За контроль над заливом долгую и упорную борьбу вели Византийская империя, Венеция, Генуя, Латинская империя и турки-османы. Последние захватили Киос (ныне Гемлик) в 1326 году, и залив перешёл под их контроль, хотя в его окрестностях продолжало проживать преимущественно греческое население (до 1922 года).
Ныне залив контролирует Турция. Длина залива составялет около 32 км, ширина в средней части около 11-12 км. Глубина залива в устьевой части около 66 м, в средней части доходит до 105 м.
На южном берегу залива расположены историко-географический регион Куршунлу. Гемликский порт расположен в глубине залива. В районе залива сохраняется высокий уровень сейсмоопасности.
НОВЫЙ КАНАЛ СТАМБУЛ СОЕДЕНИТ МРАМОРНОЕ И ЧЕРНОЕ МОРЕ
Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган вдохновлен новым масштабным проектом: через европейский пригород Стамбула параллельно знаменитому Босфору прорыть новый судоходный канал из Мраморного моря в Черное. Назвать его так и собираются — канал «Стамбул». Уже известно, что новая транспортная артерия будет 45−50 километров длиной и 150 метров шириной. Глубина на фарватере — до 25 метров, что позволит проводить по нему корабли и суда практически любого водоизмещения. Огромное количество грунта, которое придется вынуть, рачительные турки собираются пустить на строительство искусственного острова в Мраморном море. Срок окончания строительства — 2023 год.
Планирующие органы этой страны предполагают, что канал будет проложен западнее города Силиври, что в турецкой Фракии, поскольку расположенные ближе к Стамбулу районы густо населены. Правительство уже объявило о планах строительства нового аэропорта возле Силиври. По подсчетам местных журналистов, ударная стройка обойдется стране примерно в 20 миллиардов долларов. Сам турецкий премьер уже назвал свой замысел «безумным и блистательным», отметив при этом, что данный проект куда масштабнее Панамского и Суэцкого каналов.
К чему вся эта затея?
Прежде всего, реализация идеи Эрдогана позволит резко уменьшить транспортную нагрузку на Босфор, через который ежегодно транзитом проходит до 45 тысяч судов и боевых кораблей, до четырех миллионов тонн сжиженного газа, до трех миллионов тонн химикатов и примерно 150 миллионов тонн нефти. Сырье, главным образом, из России. Естественно, при этом неизбежны огромные риски экологического характера. Извилистый Босфор — это 12 резких поворотов, что делает его одним из самых опасных мест для судоходства в мире. Стоит какому-нибудь из танкеров потерпеть в нем аварию, как многочисленные бедствия для 13-миллионного Стамбула, самый центр которого рассекает пролив, окажутся неизбежными. Нечто подобное уже случалось. Например, в декабре 1999 года в устье пролива раскололся на две части российский танкер, в результате в море вылилось 890 000 литров топлива, а загрязнению подверглось почти 10 километров побережья.
Кроме экологических есть и важные резоны из области экономики. Долгая закупорка этой важнейшей транспортной артерии в результате крушения крупного судна приведет к немалым финансовым потерям для многих государств.
Так вот, весь этот доходный, но небезопасный трафик Эрдоган предлагает перебросить в новый канал «Стамбул». А Босфор, средняя ширина которого составляет 1400 метров, сделать важнейшей транспортной артерией своей столицы, открыть его для отдыха, катерных прогулок и занятий водными видами спорта.
Словом, все выглядит, вроде бы, просто замечательно. На самом деле все не так однозначно. Особенно для России. Затея Эрдогана грозит нашей стране немалыми военно-политическим рисками.
Дело в том, что с 1936 года режим использования Босфора, Дарданеллов и Мраморного моря регулирует так называемая конвенция Монтре. Это соглашение сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Для военных кораблей режим совсем иной.
Нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением каждого не более 10000 тонн. Суммарное водоизмещение отряда кораблей не должно превышать 15000 тонн, и их проход разрешен только в дневное время. Нечерноморские государства не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 45 000 тонн.
Время пребывания на Черном море военных кораблей нечерноморских стран тоже строго ограничено. Оно не должно превышать 21 сутки, независимо от цели прихода. Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран — за 15 суток, для черноморских — обычно за 8 суток, но не менее, чем за трое.
Собственно, только поэтому в годы «холодной войны» Черное море почти исключительно принадлежало советскому Военно-Морскому флоту. Основные события многолетнего успешного для нас противостояния с 6-м флотом США проходили южнее — в Средиземном море. Боевые корабли стран НАТО (исключая, естественно, Турцию) если и заходили в черноморские воды, то лишь эпизодически. Поскольку о каждом таком визите было известно заранее, каждого заморского «гостя» еще у Босфора встречал советский сторожевик или эсминец и неотступно следовал за ним до того часа, пока пришелец снова не исчезал в Босфоре.
С распадом СССР все теперь не столь строго.
И американские корабли стали куда чаще появляться в этих широтах. Контролировать их действия теперь просто некому, большую часть теперь уже российского флота попилили «на иголки». Пошли разговоры даже о том, что Вашингтон собрался развернуть группировку кораблей с системой противоракетной обороны «Иджис» в румынских портах, откуда до российских пределов рукой подать. Как быть с мешающей этим замыслам конвенцией Монтре? Есть выход, который позволяет и дело делать, и букву конвенции не нарушать. Корабли ВМС США могут раз в 21 день проходить в Средиземное море и тут же возвращаться обратно.
Первая «ласточка» из-за океана в Черное море уже, возможно, прилетела. На днях сначала в румынские, а затем в украинские территориальные воды вошел американский крейсер «Монтеррей» с системой противоракетной обороны «Иджис». Официальная версия появления «Монтеррея» в Черном море — участие в международных учениях «Си Бриз-2011». Но есть сильное подозрение, что на самом деле американцы потихоньку осваивают новый для них театр возможных военных действий. Выражением обеспокоенности Москвы по этому поводу стала нота МИД РФ, появившаяся в минувшие выходные.
Теперь представим, что турки уже прорыли свой канал «Стамбул». Кому и как им пользоваться, не сказано нигде. Даже в конвенции Монтре. Соответственно, пропадает необходимость придумывать дипломатическое прикрытие вроде всяких там «СИ Бризов» для приближения морских элементов ПРО США к наших границам. Просто приходи и делай, что заблагорассудится.
О том, чем для России может обернуться строительство канала «Стамбул», обозреватель «Свободной прессы» поговорил с руководителем Центра морского права, доктором юридических наук, профессором Василием Гуцулюком.
«СП»: — Василий Николаевич, планы Эрдогана насчет строительства нового канала из Средиземного в Черное море угрожают интересам России?
— Разумеется, угроза существует. Заключается она в неопределенности международно-правового статуса пролива «Стамбул». Если, конечно, он все же появится. Поскольку это затрагивает интересы не одной лишь Турции, международное сообщество, без сомнения, потребует начать переговоры о регулировании судоходства по новой транспортной артерии.
«СП»: — Переговоры — дело долгое.
— Строительство канала — тоже. Панамский, например, строился несколько десятилетий.
«СП»: — Тогда был другой уровень развития техники. Сегодня все можно проделать гораздо быстрее. Но переговоры должны начаться заранее или лишь после того, как появится о чем договариваться? То есть, когда канал «Стамбул» войдет в строй?
— Когда он заработает, начинать переговоры будет поздно.
«СП»: — А если Турция посчитает эксплуатацию канала своим внутренним делом и не захочет международных переговоров?
— Тогда возможен бойкот или ответные меры. Между прочим, туркам не очень нравится конвенция Монтре. Они потихоньку проводят ревизию отдельных ее положений в свою пользу. На мой взгляд, красноречивый факт. Как известно, международное сообщество в понятие Черноморские проливы включает Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Но в Стамбуле упорно именуют эти проливы Турецкими.
«СП»: — Понятно, что Россию полностью устраивает конвенция Монтре, особенно в той ее части, которая сильно ограничивает пребывание в Черном море военных кораблей нечерноморских государств. На канал «Стамбул» возможно распространить такие же ограничения?
— Если будет общая воля.
«СП»: — Боюсь, что с этим окажется сложно. То, что устраивает в этом документе Россию, для тех же Соединенных Штатов выглядит ровно наоборот. Ограничения здесь им совсем ни к чему. Не было бы ограничений, 6-й американский флот давно стоял бы на якорях у Поти, Батуми. Да даже и у Севастополя и Новороссийска. Значит, США выгодно, чтобы канал «Стамбул» был скорее построен, а затем максимально открыт для них. Это так?
— Видимо, да. Поэтому, скорее всего, начнется большая дипломатическая возня. И не факт, что все решится в интересах причерноморских государств. Тем более, что многие из этих стран будут просто счастливы увидеть американский флаг у своих берегов.
«СП»: — Скандал, который поднял наш МИД в связи с заходом в румынские, а затем и в украинские территориальные воды крейсера ВМС США «Монтеррей» с системой противоракетной обороны «Иджис», сильно обостряет этот вопрос?
— Конечно. Потому что сегодня «Монтеррей» не может более 21-го дня находиться в Черном море. Если появится пролив с другим статусом, то это сильно поменяет ситуацию. Кстати, знаете, почему еще Москва столь остро реагирует на появление этого крейсера вблизи наших границ? Он же нам сильно насолил в 2000 году. Экипаж «Монтеррея» задержал в Персидском заливе наш танкер «Волгонефть» по обвинению в том, что тот осуществляет контрабанду иракского сырья в обход санкций Совбеза ООН. Россия, естественно, все яростно опровергала. Но досмотр нашего судна неопровержимо доказал: да, нарушали. Был большой скандал. А началось все с «Монтеррея». Видимо, у наших дипломатов особо развита историческая память.
«СП»: — Предлагаю оставить «Монтеррей» и вернуться к конвенции Монтре. Вы согласны, что только необходимость предусмотренных ею долгих согласований помешала американскому флоту вовремя подоспеть к Грузии в августе 2008 года, когда шла знаменитая пятидневная война с Россией за Южную Осетию?
— Скорее всего, это так. Есть такое понятие — демонстрация флага. Если бы флот США успел устроить такую демонстрацию у побережья Грузии раньше, чем завершились боевые действия, это, конечно, могло послужить важным фактором в войне.
«СП»: — То есть при определенных обстоятельствах появление нового пути из Средиземного в Черное море способно коренным образом изменить военно-политическую ситуацию в причерноморском регионе?
— Повторяю, все зависит от того, какой канал «Стамбул» получит правовой статус.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Пропонтида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Остров Стамбул. Новый Босфор — национальный проект Эрдогана для «новой Турции»
Мраморное море // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
В Мраморном море затонул танкер «Волгонефть 248», в результате чего произошел разлив нефтепродуктов. / Турция : Природа / Travel.Ru
Макаров С. О. Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей — СПб. 1885 г.
Шпиндлер И. Б.. Мраморное море // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Шпиндлер И. Б. Материалы по гидрологии Мраморного моря, собранные в экспедиции 1894 на турецком пароходе «Селяник» — Санкт-Петербург, 1896 г.
Мраморное море // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
Эгей // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Вложение | Размер |
---|---|
mramornoe_more (1).jpg | 93.86 КБ |
mramornoe_more (1).png | 438.29 КБ |
mramornoe_more (2).jpg | 132.84 КБ |
mramornoe_more (3).jpg | 126.65 КБ |
mramornoe_more (4).jpg | 134.07 КБ |
mramornoe_more (5).JPG | 100.43 КБ |
- 4583 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий