Кувербская священная роща
Кувербская священная роща (или Кувербское кереметище) – сакральное марийское место и памятник природы, расположенный в полукилометре на западе от селения Большая Куверба Тоншаевского района Нижегородской области (НГО).
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ТОНШАЕВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ТОНШАЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
В нескольких районах Нижегородской области до наших дней проживает коренное население Поветлужья – ветлужские мари. Они относятся к западной подгруппе луговых марийцев, но имеют свои особенности. Многие мари до сих пор исповедуют язычество (или двоеверие - синкретизм) и проводят моления в древних рощах – кюсото (юмото).
Одной из таких кюсото является - Кувербская священная роща. Это действующий памятник природы, включенный в государственные регистры охраняемых территорий в сентябре 1996 года.
Роща предназначена для родовых и общинных молений и по размерам достаточно велика – её площадь почти пол гектара.
Марийцы одухотворяли природу, лес для мари – был святилищем и храмом, а также кормил и одевал. Без нужды марийцы никогда не рубили деревья и просто так не убивали зверей и птиц. Особенно священными считались языческие рощи, где строго запрещалось ломать даже сухие ветки, нельзя было собирать ягоды и грибы, а если зверь забегал в кюсото – то его уже никто не смел бить. По этой причине в роще сохранялись реликтовые растения, кустарники и деревья – какими они были сотни лет назад в этом краю.
Сама роща является лесным массивом со смешанным составом деревьев. С запада кюсото граничит с полем, а севера и юга расположены пастбища и покосы. С северо-востока от священной рощи проложена автотрасса (раньше там располагалась кирпичная будка с газовыми баллонами).
В кюсото сохранились остатки южного таежного леса с лиственными деревьями и даже с дубами. Основная часть рощи – пихтово-еловый березняк с высоким лесным разнотравьем, местами встречаются дубравные элементы, растет липа и лещина лесная.
В центре священной рощи расположены самые старые деревья – это онапу – священные деревья, которые посвящали различным богам и полубогам марийской традиционной религии. Среди них береза повислая, ель и пихта. Высота деревьев от 30 до 35 метров, диаметр стволов до 60 см., возраст деревьев от 10 до 140 лет. Главные священные деревья – это две очень большие березы (одна с засохшей вершиной) возрастом около 180 лет, диаметр ствола у основания почти 80 см. Рядом расположена старая липа (возраст 140 лет) – она тоже, скорее всего, относится к онапу, а с юго-запада растет вяз возрастом почти двести лет, вероятно, что и он участвовал в мольбищах.
центр кюсото - священной рощи
Нижний ярус рощи – подлесок – образован молодыми елями, березой, черемухой, встречается малина, на опушках растут ива пепельная и рябина обыкновенная.
Самый нижний ярус - травостой распространен участками: в северной и южной частях кюсото – растет герань луговая, горошек заборный, зверобой пятнистый, земляника лесная, сныть обыкновенная, сочевичник весенний, минжетка обыкновенная, ежа сборная - без выраженного доминирования отдельных видов.
В западной части священной рощи - растет сныть обыкновенная, сочевичник весенний, будра плющевидная, лютик кашубский, вороний глаз с преобладанием сныти обыкновенной.
В центре кюсото - крапива двудомная, лопух паутинный, осот огородный с преобладанием крапивы двудомной - рудеральный участок указывает на место молельной поляны, где приносились жертвы. Встречается охраняемое растение - валериана лекарственная.
онапу в кюсото - священное дерево - старая береза
С самых древних времен эта роща является местом исполнения марийских языческих обрядов, также роща известна как «вдовья» или женская роща. Тут можно было помолиться за детей, за усопших родственников, при женском бесплодии и при других болезнях.
Сама кюсото и окрестные места были окутаны тайнами и легендами, Кувербская священная роща часто включается в перечень аномальных и мистических мест Нижегородской области. Были случаи, когда в роще в темное время замечали свечение или огонь – про такие мистические случаи местные жители рассказывают легенды.
Однако следует указать, что в советское время было достаточно длительное гонение на все религии, и тогда марийцы тайно собирались по ночам в своих святилищах, где приносились жертвы языческим богам. Это было распространено во многих местах компактного проживания мари, при этом многие местные жители (тут могли быть и русские) ничего не знали о молениях. Поэтому ночные огни и свет в рощах для постороннего наблюдателя были мистическим и загадочным явлением.
Другой легендой этой рощи является появление в ней гигантского человека Кугу-Енга (кугу с марийского: большой, енг – человек, а также енг - чужой). В марийской мифологии считается, что Кугу-Енг – это дух или охранник рощи, или дух любого сакрального места: горы, урочища, святилища, родника и т.п. Чаще всего Кугу-Енга видят ягодники или грибники, которые по незнанию зашли на территорию святилища, и собирают там грибы или ягоды. Именно тогда им является этот огромный человек в белой домотканной одежде и пугает их, чтобы они покинули территорию рощи, и не оскверняли её человеческими делами.
В книгах нижегородского профессора Н.В. Морохина (Комбо корно) про огромного человека можно прочитать:
«…В священной роще – мне показали даже где именно – видели утром большие следы на снегу. Ночью идёшь с кировского поезда… Ой!.. Там костёр виден, а возле него фигуры большие колышутся. Огоньки точками летают между деревьями… Туда приходят из лесу Кугу Енг – большие люди. Не надо им попадаться. У них своя жизнь».
Кто эти большие люди – вам тут никто не расскажет. Но если увидите в лесу огонек и фигуры вокруг него – не спешите бежать на свет. Есть случаи, когда идущих на костер вдруг охватывал ужас, и те спасались бегством от минуту назад казавшимся спасительным костра.
Тайны рощи на этом не кончаются, в своей книге «Гусиная дорога» (Комбо корно) нижегородский профессор Николай Владимирович Морохин также указал, что недалеко от священной рощи и деревни Куверба (со стороны Тоншаево) проходит загадочная дорога, русские так и назвали её – «Чертова дорога». Он написал в книге: «В Тоншаевском районе есть такое слово “млит” – кажется, видится что-то». Именно на этой дороге людям часто мнится и видится что-то сверхъестественное, например, слышны скрип колес, людские голоса, ржание коней – а никого вокруг не видно. Были даже случаи, когда одинокий прохожий слышал игру на гармошке, веселые песни на марийском языке, громкие голоса людей – будто по дороге едет настоящая свадьба, а вокруг ни души.
По этой причине люди старались в ночное время не ходить по этой дороге. Недалеко от деревне на этом пути встречается поворот, а за ним небольшой мост – там часто случаются аварии. Чаще всего, водителю что-либо видится в сумерках, и он пытается вырулить или теряет управление машиной.
Еще одна легенда, которая нынче часто пересказывается в СМИ, это призрачная деревня в окрестностях кюсото. Около Большой Кувербы – располагалась другая марийская деревня – Малая Куверба, но со временем её жители все переехали в Большую Кувербу, и деревня перестала существовать. Однако до сих пор многим местным жителям среди полей и перелесков часто видятся крыши домов, окна и изгороди, деревенская улица, слышится крик петуха и собачий лай – а когда человек подходит ближе, то деревня исчезает словно видение. А на том месте остаются луговины и кусты, пустая пашня, и будто ничего не напоминает о пропавшем селении.
Загадок и тайн в этом краю много, в самом Тоншаевском районе около десяти священных марийских рощ, и все окружены преданиями и легендами.
Где находится, как добраться:
Тоншаевский район, Нижегородская область, Россия
Координаты деревни Большая Куверба:
57.835156, 47.136768
До деревни Большая Куверба можно добраться из районного центра – поселка Тоншаево - по дороге на поселок Пижма (Пурлы) - трасса 22Н-4329.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Священные марийские рощи.
Н.В. Морохин «Гусиная дорога» (Комбо корно).
Распоряжение администрации Нижегородской области от 13.09.1996 №1236-р
Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы регионального (областного) значения
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Вложение | Размер |
---|---|
Кувербская священная роща | 57.94 КБ |
Кувербская священная роща | 131.57 КБ |
Кувербская священная роща | 206.17 КБ |
Кувербская священная роща | 224.72 КБ |
Кувербская священная роща | 190.75 КБ |
Кувербская священная роща | 197.05 КБ |
- 1608 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий