Клады Урала
Урал – стык Европы и Азии, место передвижения древних народов и племен, старинные торговые тракты и пути! Как и любой регион с богатой историей вообще и с насыщенной историей нахождения кладов в частности, на Урале существует множество рассказов о спрятанных сокровищах, найдя которые можно стать богатым человеком. Часть из этих историй выглядит откровенно фантастично, другие имеют определённую объективную историческую основу.
Вот лишь часть из подобных легенд о потенциальных уральских кладах:
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО УРАЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УРАЛА - ТУТ!
САМЫЕ ВЫСОКИЕ ГОРЫ УРАЛА - ТУТ!
САМЫЕ БОЛЬШИЕ РЕКИ УРАЛА - ТУТ!
САМЫЕ БОЛЬШИЕ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПЕЩЕРЫ РОССИИ!
Прежде всего, много историй рассказывается о тайниках с непосредственно уральским золотом, которое всё-таки смогли найти те или иные счастливчики. Дело в том, что промышленной добычи золота на Урале не ведётся - так и не удалось обнаружить достаточно крупные месторождения, чтобы организовывать прииски. Однако сообщения о нахождения на Урале отдельных золотых самородков появлялись стабильно, хоть и периодически. На основе этих сообщений появились и слухи о том, что некоторые сумели собрать немало самородков и спрятали их в различных тайниках;
очень популярны легенды о сокровищах легендарного Ермака, покорителя Сибири. В частности, в Свердловской области в качестве предполагаемого места хранения награбленных Ермаком в Сибири сокровищ называют сеть пещер, расположенных в долине реки Серебрянки - местные сказания повествуют о том, что Ермак с отрядом проходил здесь и спрятал часть добычи;
существует версия, что во время Гражданской войны в бывшем селе Верхние Муллы Пермской области (ныне это часть города Пермь), когда Советская власть начала активно реквизировать церковные ценности, духовенство Пермской епархии собрало драгоценную утварь и якобы на двухстах подводах перевезли её в Верхние Муллы, где всё было замуровано в подвалах Никольского храма. Храм был снесён в 1930-е годы, место его нахождения было залито асфальтом, так что проверить версию можно лишь в результате полномасштабных раскопок.
Какие клады нашли:
Итак, клады на Урале не редкость, однако у такого плодородия уральской земли есть и обратная сторона - это привлекает сюда множество желающих обогатиться, так что, по оценкам специалистов, количество найденных, но не обнародованных кладов значительно превышает количество известных ценных находок. Причём это касается не только последних двадцати лет, такая же ситуация была на Урале и в XVII - XIX веках, пока за раскопками в первую очередь исторических захоронений мало кто следил. Впрочем, о многих кладах всё-таки становится известно, например:
большую известность получили так называемые аниковские клады (найденные близ деревни Аниковская в окрестностях города Чердынь на севере Пермского края). Эти места оказались удивительно богаты на старинные клады. В 1846 году в Аниковской была найдена серебряная чаша и 11 древнеперсидских монет времен царей Ездигерда II, Ковада и Хосроя II (V–VI века нашей эры). В 1860 году здесь был найден клад, состоящий из 50 среднеазиатских монет, одна из которых была выпущена в Самарканде в 994 году;
в 1899 году в ходе археологических раскопок в деревне Аниковской был найден клад - 796 серебряных предметов, переданных в Чердынский музей. В 1909 году в Аниковской был найден еще один клад серебряных вещей: блюдо с изображением военной сцены, две чашки с арабскими надписями, три шейных гривны, два крупных слитка серебра. На то, что это был именно клад, составленный одним владельцем и помещённый компактно, указывало обстоятельство, что предметы лежали вместе и были прикрыты блюдом;
в 2007 году в полуразрушенной усадьбе купца Рязанова в центре Екатеринбурга была найдена кубышка с несколькими килограммами медных монет, самая старая из которых датирована 1869 годом, а самая младшая была выпущена в 1916 году. Вероятно, клад был спрятан во время революции и Гражданской войны. Монеты мелкого достоинства, номиналом, в одну, две, три, пять копеек; при этом они были стопками упакованы в газеты, что улучшило их сохранность.
САМЫЕ ЛЕГЕНДАРНЫЕ КЛАДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Могильник гуннов
Воинственных гуннов цивилизованные римляне всерьез считали демонами! Это монголо-тюркское племя немало шороху навело на европейцев в IV-V веках. Могильник гуннов в Агаповском районе, неподалеку от поселка Магнитка, в начале 90-х нашли археологи. В центре захоронения покоились останки горбатой жрицы.
Женщина, по всей видимости, имела врожденный дефект позвоночника, что, возможно, и стало причиной ее "жреческой карьеры".
Кости погребенной обрамляли изделия из золота тысячной пробы, а вокруг все было усыпано драгоценными камнями. Все эти артефакты, разумеется, были переданы в музей. Однако весть о том, что под Магниткой археологи обнаружили золото (горбатая жрица была интересна немногим) облетела всю округу. Правда, орды “черных копателей” никаких кладов потом так и не нашли.
Сокровищница Пугачева под Инышкой
По легенде, разбойник Емельян Пугачев устроил тайник аж на дне Инышки, это озерцо неподалеку от Тургояка. Народная молва утверждает, что Пугачев утопил там несколько бочонков с золотом, а забрать драгоценности уже и не довелось. Дайверы ищут-ищут, а бочонков-то ни следа. Дно у Инышки илистое, вязкое, так что не отдаст оно свой клад… если он вообще существует, конечно!
Жилища людей-птиц
Смутил нынешних искателей приключений древний грек-историк Геродот! О Рипейских (Уральских) горах с чужих слов он записал так: "Выше исседонов живут одноглазые мужи аримаспы. Над ними стерегущие золото грифы, а выше этих – гипербореи, достигающие моря". Так-так, грифы стерегут золото, значит? Когда в Усть-Катавском районе нашли странные мегалиты непонятного предназначения, археологи всех мастей припомнили слова Геродота и отправились искать сокровища людей-птиц. Пока что нашли только перья, да и то не грифовы, а, скорее всего, принадлежащие живущим там коршунам.
Непряхинские пещеры
И снова “одна бабка сказала”... Вернее, не бабка, а дедушка из поселка Непряхино. Некогда дед сообщил, что неподалеку от села был военный склад пугачевской вольницы, а устроен он был в пещере. Дедуля утверждал, что местные жители даже находили там дюжину старинных ружей. Однако же (опять же, со слов старца) пещера тут же обвалилась, как только искатели сокровищ ее покинули, и похоронила все несметные богатства Пугачева. Пока что никакого подтверждения всей легенде не нашлось.
Клад у трех дубов
На берегу реки Ай меж трех дубов зарыл пугачевский атаман свою пенсию… Ну, как пенсию. Рассчитывал он награбленное откопать и уйти на покой от дел военных, зажить с подругой Акулиной. Но не дожил атаман до старости, пал в бою, а Акулина жила до самой смерти скромно, лишь перед самой кончиной проговорившись о кладе. Дальше следы припрятанного золотишка теряются.
“Лодка сокровищ”
Недавно дайверы подняли со дна Увильдов лодку, которая сама по себе ценности, может, и не имеет, зато есть мнение, будто бы перевозили в ней золотишко и топазы. Под тяжестью ценного груза судно и затонуло, а значит, могут быть в Увильдах всяческие драгоценности.
Подземелье Демидовых
В Кыштыме в центре внимания кладоискателей находится усадьба промышленников Демидовых. Сказывают, будто под ней вырыт туннель, а ведет лаз в подземную комнату. В закутке кто-то из Демидовых чеканил фальшивые серебряные монеты, которые разошлись потом по всей Империи. Если в этой лаборатории сохранилось серебро и станки, можно как следует поживиться! Однако вскрывать полы в усадьбе пока никто не решился.
Челябинские тайники
Во время раскопок в районе улиц Карла Маркса и Кирова историки нашли гигантский малахит, спрятанный кем-то из челябинских богачей в XIX веке. Возбуждает интерес? А в семидесятых годах прошлого века на территории охотничьего магазина оружейника Мартынова откопали сундук с фамильными драгоценностями. Так что местные купцы наверняка оставили нам еще немало схронов с камнями драгоценными, златом да сребром.
Глыба у Степного
Больше всего “пугачевских легенд” ходит, пожалуй, в Троицком районе. Послушать местных, так чуть ли не у каждого во дворе зарыт котелок с золотом, древняя сабля или пугачевская пушечка. Близ поселка Степной стоит гигантский булыжник шириной несколько метров. Ну, конечно, именно под ним самый главный клад Пугачева! Все попытки подкопаться под обелиск или сдвинуть его с места пока не увенчались успехом.
Кичигинские сарматы
Кроме гуннов, с которых мы начали повествование, на Урале успели побывать и сарматы. Ох уж и любители были пышных похорон эти кочевники!
В Увельском районе, например, неподалеку от села Кичигино, отыскали захоронение жрицы, которую прямо в золоте и закопали. Золотая пластина на лбу, золотой гребень, кольца, браслеты, ожерелье…
Приходится теперь отгонять от тех мест мужичков с металлоискателями.
10 САМЫХ ЛЕГЕНДАРНЫХ КЛАДОВ КОМИ
1. Наследие чуди
В каждом комяцком селе есть предание, где именно обитал странный народ - «чудь белоглазая». Странные это были люди, ездили на неких «петухах-лошадях», а застрелить их можно было только «пулей с хлебом». Оставим исторические изыскания специалистам. Считается, что чудь оставила после себя множество кладов. Старожилы отдаленных деревень рассказывают о сундуках золота, которые утащили с собой в леса не желающие принимать христианскую веру язычники.
Если кратко, то «чудские клады» можно искать вот где: в деревнях Черныб, Селиб, Мучкас и Чернутьево Удорского района, у деревни Мелентьево около холма Яранкыр (тот же Удорский район), на реке Подчерье, в селе Большелуг Корткересского района, возле озера Чуб (Чуд), в деревне Лывма возле Чудского холма (Корткересский район). В том же районе — село Богородск, Нившера (возле реки Нившера), в верховьях реки Печора и возле реки Вычегда. В селе Керчомья Усть-Куломского района есть сказание о большом кладе под сосной.
2. Золотая баба (с.Вотча Сысольского района)
Согласно "Церковно-историческому описанию Вотчинского прихода Устьсысольского уезда, Вологодской губернии" от 1911 года говорится: "От 1032 года уже известен поход Нормана Улеба, родственника Ярослава Мудрого по жене, к железным воротам и последние находились неподалеку от села Вотчи и неподалеку от одной из возвышенностей – что носит название «Кар – ил» (по – русски город-холм) будто бы находится чудский клад. Что за клад и из чего он состоит, народ не дает точного ответа на эти вопросы. Одни утверждают, что зарыто в горе чудское идолище – золотая или серебряная баба, имеющая до двенадцати рук и вооруженная какими-то орудиями". Здесь напрямую указывается Вотча как одно из местоположений утерянного языческого идола, имевшего центральное положение среди народов коми и зырян. А именно Зарни-ань - что в переводе означает Золотая баба.
3. Сухановские сокровища
Торговая династия князей Сухановых обитала в Сыктывкаре, тогда еще — в Усть-Сысольске, несколько столетий. Слухи о сухановских кладах и подземельях будоражат народ с начала XX века. Один из потомков княжеского рода, бывший геолог Николай Владимирович Суханов, несколько лет назад сообщил о сухановском кладе. Будто бы он был зарыт под могучим кедровым пнем, стоявшим во дворе сухановского дома. Дом этот до 1969 года находился на высоком берегу Сысолы.
Сейчас на этом месте в Сыктывкаре территория детского парка. Глубоко зарытые сокровища так и не нашли.
4. Клад миллионеров Рябушинских
В лесах Усть-Цилемского района, на реке Умбе, в 1921 году было зарыто золото известных российских миллионеров Рябушинских. С 1921 года и до самой смерти сокровища охранял старовер из деревни Скитская Сидор Нилович Антонов. Он шестьдесят лет прожил в лесной избушке на реке Умба, неподалеку от того места, где до сих пор могут хранится бочки с золотыми монетами, которые привезли на север Рябушинские. Считается, что золото так и хранится в лесах на Умбе. Здесь на берегу много небольших пещерок, леса глухие, поэтому найти сокровища миллионеров практически невозможно.
5. Церковное золото (Усть-Куломский равон)
В Усть-Куломском районе, в окрестностях бывшего Стефано-Ульяновского монастыря, должен находиться клад, спрятанный в годы революции старшим духовенством. Перед тем, как до обители, расположенной в 160 км от Сыктывкара, добрались красные, монахи вывезли монастрыскую казну, золото и иконы в леса. Пока что никому этот клад не открылся. Косвенно на богатства духовенства указывает небольшой клад, найденный уже после Великой отечественной в бревнах дома казначея Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря отца Мелетия. Там было 116 российских монет достоинством 3 и 5 копеек с 1832 по 1915 г. Даже если это были «закладные» деньги, такое количество указывает на достаточную обеспеченность казначея.
6. Екатерининский тракт и купеческие «схроны» (Прилузский район).
Из архивов доподлинно известно, что через Прилузский район в 18-ом веке пролегал Екатерининский тракт. Купцы на лошадях из разных уголков государства возили на ярмарки свои товары, а золото и драгоценности, опасаясь разбойников по пути, как гласит предание, зарывали как раз в тех местах. Искать клад имеет смысл на территориях вымерших окрестных деревушек Былатовка, Прошкино, Лавровка и других, говорят старожилы Прилузья.
7. Княжпогостские захоронения
По реке Емва (Вымь) и вокруг озера Синдор располагаются сотни стоянок, поселений, погребений, святилищ. Здесь найдено большое количество памятников старины и уникальных кладов. Что до древности, то уже более 400 лет существуют деревни Кони, Весляна и Раковицы, село Серегово. А селам Княжпогост и Туръя свыше пяти веков. Там поиск тоже должен быть удачным.
8. Речной клад Тыл Пур Яка
Разбойник с таким замысловатым имечком по некоторым данным, был крестьянином в Усть-Сысольском уезде. Потом он завел небольшую банду и повадился грабить торговые суда, плававшие по рекам Малая Печора и Ылыдзь. Этот и другие разбойники деньги хранить не умели, и зарывали в землю свои сокровища. Искать можно в устьях небольших речек, впадающих в Ылыдзь (р.Дац, р.Юксо). Данные из «Вологодского сборника» конца XIX века.
9. Лоемский городок
Лоемские старики донесли до нашего поколения легенду о Юрьине — большом сгинувшем городище. Давным-давно, в десятом веке (может быть, и позже), существовало Лоемское или, как еще его называют, Юрьино городище. Существует народное предание о битве воинства князя Юрия, правителя городка, с полчищами чуди. Место, где расположено это поселение, до сих пор учеными и не установлено, хотя экспедиции туда определенно посылали.
10. Царская казна
Древний путь через Уральские горы имел название Зырянская дорога, так как первыми о ней прознали зыряне, народ, населявший территорию современной Республики Коми. Позже тракт был назван Сибиряковским - по имени русского предпринимателя Сибирякова, попытавшегося сделать дорогу основной торговой магистралью, связывающей Сибирь и Европу. Начинается древняя дорога от деревни Усть-Щугер в Республике Коми. Есть рассказ о том, что во времена постоянных стычек красных и белых по данному тракту куда-то из города Саранпуль вывезли часть царской казны. Может быть, довезли до Коми, а, может, стоит отправиться за золотом вдоль по бывшему тракту.
Ну и в завершение статьи можно упомянуть, что в районе деревень Додзь и Нёбдино в больших количествах встречаются «куль чунь» - чертовы пальцы, окаменевшие моллюски белемниты. В интернете купить их предлагают по 150 рублей за штуку. Также находят в болотах на севере Коми бивни мамонта. Но уже без металлоискателей.
Тальков Камень
Одно из мест в Свердловской области, обросшее легендами о кладах, находится примерно в 50 км от Екатеринбурга. Это озеро Тальков Камень.
Глубина «водной сказки», как ее называют местные жители, — 32 м. Раньше здесь был глубокий карьер, в котором добывали тальк. Однако затем на дно стали просачиваться грунтовые воды, и постепенно карьер заполнился водой.
По преданиям, именно на дне карьера хранится богатая коллекция фарфора, насчитывающая сотни изделий, известного уральского промышленника — владельца «заводов и пароходов» Дмитрия Павловича Соломирского.
В 1919 году, когда близлежащий к Талькову Камню городок Сысерть покидали белые войска, управляющий заводами Соломирского, понимая, что ценные вещи не вывезти, распорядился затопить их в карьере. Говорят, что жители Сысерти видели, как из дома Соломирского в сторону Талькова Камня направляется огромный обоз, груженный драгоценностями. Через несколько недель в город вступили красные. Все уцелевшее имущество промышленника растащили. Было предпринято несколько попыток найти фарфор Соломирского, но ни одна из них не увенчалась успехом.
В наши дни на дно Талькова Камня не раз спускались водолазы, но и их усилия по поиску коллекции фарфора не принесли результатов.
Золотые огороды
Особенно часто денежные клады в Свердловской области находили в 70-х годах прошлого века. Самый крупный был обнаружен в 1978 году в деревне Юшкова Тугулымского района. На обычном огороде можно найти монетный клад Местный житель, вскапывая огород, нашел берестяной короб. В нем оказалось 12 500 пятаков времен Елизаветы и Екатерины II.
Сейчас эта богатая коллекция хранится в фондах музея. Найденные монеты были отчеканены на Сибирском и Екатеринбургском монетных дворах. Вместе с ними оказалась бирка с описью. Так удалось определить, что монеты везли в Сибирь.
Сразу несколько кладов с серебряными монетами были найдены и в Екатеринбурге. В 70-х годах в центре города часто разрушали старинные особняки и в подвалах находили помещичьи сбережения.
Сокровища Ермака
Еще одна из историй про сказочные богатства связана с именем знаменитого покорителя Сибири Ермака. В долине реки Серебрянки, протекающей в Свердловской области в пещерах, где в нее впадает ручей Кокуй, Ермак спрятал часть своих награбленных сокровищ.
Покоритель Сибири надеялся в будущем вернуться за ними, но через несколько лет попал в засаду с небольшим отрядом казаков и, спасаясь бегством, утонул в реке Вагай. Также клады Ермака ищут на реке Тагил при устье речки Медведки и на реке Чусовой в пещере вблизи скалы Ермак-Камень. Сокровища Ермака не дают покоя кладоискателям
Клад Пугачева
По преданиям, именно в Свердловской области спрятан клад Пугачева. Знаменитый бунтарь в 1774 году недалеко от села Подгорная в Красноуфимском районе был разбит правительственными войсками. Отступая, Пугачев не пожелал, чтобы его сокровища достались царским слугам, и приказал своим подчиненным бросить несколько телег с бочками, наполненными монетами и драгоценностями, в местные болота.
Правда, поговаривают, что затем сокровища нашел пермский воевода Александр Голубцов, который и разбил войско Пугачева. Он стал стремительно скупать местные в общем-то не особо плодородные земли и даже построил здесь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы (для сравнения: в те времена даже в Санкт-Петербурге из камня строили только фасады, а не все здание). Сын Голубцова входил в состав кабинета министров, что также наводит на определенные мысли. Дворяне Голубцовы входили в число богатейших людей страны.
Правда, через сто лет, спасаясь от большевиков, Голубцовым пришлось хоронить в болотах около основанного ими же села Александровское свои сокровища. Клад Емельяна Пугачова не менее знаменит
Любители покопать
В Красноуфимском районе только за последние 30 лет местные кладоискатели находили массу раритетных вещей: ружья XVIII века, шашки, винтовки, патроны, серебряную лампаду весом более килограмма, пистолеты, штыки. Но самый большой клад был обнаружен еще в 70-х годах прошлого века.
Рядом с парком имени Блюхера в Красноуфимске был найден горшок с золотыми монетами достоинством 5, 10, 15 рублей времен царствования Александра III и Николая II. Там же лежало несколько платиновых 3-, 6- и 12-рублевых монет времен Николая I. Рядом с горшком также было найдено ведро серебряных монет. Всех кладоискателей я бы разделил на две категории: мелкие хулиганы — это те, кто ищет монетки, и бандюги — это те, кто в поисках богатств роют могилы, курганы и места древних городищ.
Я рьяный противник каких бы то ни было работ по поиску кладов. Этими делами должна заниматься наука, а не кто попало. Но у нас, к сожалению, наука находится в загоне. Финансирование этой важнейшей отрасли, по сути, отсутствует. Ученые выживают только за счет грантов, никаких целевых программ развития нет. Свердловскую область за последние годы уже всю перепахали. Ищут по берегам озер, рек — везде, где только можно. К сожалению, никто этому не препятствует, хотя есть федеральный закон, запрещающий подобные поиски. Олег Погорелов, заместитель начальника отдела археологии областного центра охраны памятников культуры. Зато официально на Урале можно поискать даже золото. Такие экскурсии предлагают туристам.
КЛАД КУПЦА РЯЗАНОВА
в 2007 году в полуразрушенной усадьбе купца Рязанова в центре Екатеринбурга была найдена кубышка с несколькими килограммами медных монет, самая старая из которых датирована 1869 годом, а самая младшая была выпущена в 1916 году.
Вероятно, клад был спрятан во время революции и Гражданской войны. Монеты мелкого достоинства, номиналом, в одну, две, три, пять копеек; при этом они были стопками упакованы в газеты, что улучшило их сохранность.
Он обнаружил в ветхом доме склад монет времен Александра Второго
Я в этой усадьбе проводку смотрел: надо восстанавливать здание, - рассказывает инженер-энергетик Александр Мальцев.
В старинный дом купца Рязанова на улице Куйбышева Александр Федорович зашел вместе со своим знакомым Владимиром Боликовым. Прошлись внутри здания, посмотрели на покосившиеся стены, почти обвалившиеся потолки. Случайно наткнулись на металлический предмет: под ногами валялось нечто среднее между гильзой и жестяной банкой. Подняли: «гильза» оказалась набита медными монетами.
Вероятно, клад спрятал сам владелец дома. Самая старая монета - 1868 года выпуска, самая «новая» - 1881 года. Точную сумму клада пока подсчитать не пробовали. Известно только, что там около 300 монет по 1, 2, 3 и 5 копеек.
В здании подвал, два этажа и мансарда. Удивительное дело: кого только не перебывало в этом старом доме. В последнее время туда частенько наведывались бомжи. Но ценный раритет оставался незамеченным почти два века. Александр считает, что изначально деньги спрятали где-то под потолком, но он осыпался, и клад попросту упал на пол второго этажа.
Александр Мальцев не стал жадничать. Забрал горсть найденных монет себе, на память. Остальную часть клада оставил Екатеринбургской епархии: именно в ее ведомстве сейчас находится старинная усадьба Рязанова.
Тем же вечером Александра буквально атаковали телефонными звонками. Знакомые, родственники - все интересовались находкой. В гости наведались даже из Невьянска: сотрудники местного музея хотели купить раритетные деньги.
- Рублей 20 за монетку предложили, но я не стал продавать. Лучше просто так раздам, - улыбается инженер.
Он и впрямь раздает клад налево-направо. Вот и редакции «Комсомолки» 11 копеек подарил.
Кстати, Александр Федорович, как выяснилось, собирает давние копеечные монетки. До вчерашнего дня самым древним «экспонатом» в его коллекции была копейка 1933 года выпуска. Теперь прибавилось еще несколько монет, гораздо более древних.
Сохранился клад неплохо, даже почти не потускнел. Скорее всего потому, что был завернут в газетную бумагу.
Сейчас антикварные деньги, видимо, отправятся в музей епархии. А вот пару веков назад на них можно было неплохо прожить.
- По-моему, тогда на 5 копеек в ресторане обедали, - смеется Мальцев, держа в руке парочку таких «походов в ресторан».
А в это время украли памятную плиту
Пока одни находят клады, другие воруют исторические ценности.
В Историческом сквере неизвестные демонтировали и увезли здоровенную металлическую плиту с исторической надписью. Раньше она находилась слева от всем известного родонита напротив плотины.
Никто не помнит, что на нем было написано - ни дворники, убирающие территорию, ни постоянные прохожие. Да и обнаружили ее исчезновение случайно.
В мэрии о пропаже узнали вчера от журналистов. Говорят, что будут восстанавливать, правда, к майским праздникам не успеют точно.
КЛАД В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
Настоящий клад найден в центре Екатеринбурга. Несколько килограммов старинных монет середины XIX - начала XX веков были спрятаны в полуразрушенной усадьбе купца Рязанова - это на улице Куйбышева.
Старинное захоронение обнаружили двое жителей города. Мужчины рассказывают, что кубышка с медными монетами лежала прямо под ногами на втором этаже особняка. "Тут прошли, по-моему, тысяча человек, но никто не мог найти. А мы пришли, я случайно наступил, и увидел целую кубышку", - рассказал корреспондентам программы \"Вести-Урал\" житель Екатеринбурга Владимир Боликов.
Скорее всего, монеты спрятали в земле накануне революции в 1917 году. Самые старые из них датированы 1869 годом, самые поздние - 1916-м. Их номинал - одна, две, три и пять копеек.
Благодаря тому, что деньги были стопками завернуты в газету, они хорошо сохранились. Некоторые и вовсе выглядят как новые. Между тем, что делать с находкой, мужчины ещё не определились.
Говорят, что согласны отдать монеты в музей. \"Дочери я возьму 3 копейки - показать, что были такие, а вот ведро денег мне не нужно\", - сказал Александр Мальцев.
СЕРЕБРО ДРЕВНИХ ПЕРСОВ
Речь пойдёт, прежде всего, о сасанидском серебре, в былые века буквально валявшемся под ногами: оно объявлялось вдруг то под корнями рухнувшего от старости дерева, то на пашне поднятое отвалом плуга, то на дне водоёмов. Серебра было столько, что о нём грезили и викинги, и новгородцы, и московский великий князь, а позже — царь. Отправляли целые экспедиции добывать «закамское» серебро. Причём учёта ему не было никакого — всё шло в лом и переплавку, и лишь позже, уже при Екатерине Великой, драгоценные свидетельства древнего торгового оборота Прикамья и Персии стали пополнять сасанидскую коллекцию Эрмитажа. Сейчас она на 70% состоит из сокровищ, найденных в Пермской губернии.
В книге известного археолога и нумизмата Алексея Маркова «Топография кладов восточных монет» часто упоминаются Строгановы и их имение. Вероятно, кроме находок, попавших в «список Маркова», могли быть и другие: захотели хозяева сдать древнее добро в музей — отослали, не захотели — себе оставили, чтоб гости завидовали. Тем более попадались не только деньги, но и кухонная утварь, и женские украшения. Например, в 1895 году найденные в Майкоре золотые кольца с уточкой тогдашний олигарх распорядился переделать в брошь и серьги для одной из дочерей. А по свидетельству известного лесовода, археолога и краеведа Александра Теплоухова, получившего от Строгановых вольную, ежегодно в Вятке переплавляли до 30 кг серебра и 20 кг золота из прикамских кладов: из сасанидских сокровищ делали крестики.
Находили клады чаще всего по берегам рек, поэтому остаётся только вздохнуть, представив, сколько сокровищ затоплено водами Камского водохранилища.
Под ними и легендарное место рождения Заратустры, пророка и основателя государственной религии в Персии при Сасанидах — зороастризма. Согласно мифу, Заратустра пришёл в мир на стрелке Камы и Чусовой. Сейчас стрелка напротив Банной Горы, а до строительства КамГЭС была напротив Лёвшино, но закопаны ли там драгоценные жертвы персов родине своего кумира — это смогут теперь узнать лишь подводные археологи.
До революции клады находили на Вишере у деревни Сыпучей, у Чердыни и южнее — у Гудбора (ныне Губдор. — «МВ») и Редикора, у Керчево и Клепкиной, Григоровского и Половодово, деревни Занина (уже Коми-округ. — «МВ») и Майкора, Климово и Пешнигорта, Мальцева и Кудымкара, у Гутово, Волгино, Печище, возле Строгановского имения Ильинское, в Большевисимском могильнике под Чёрмозом, под Суксуном, в Вереино на Чусовой и в Асовском на Барде, под Кунгуром.
КРУПНЕЙШИЕ НАХОДКИ
В 1872 году в 1,25 версты от села на косогоре возле чудского городища вешними водами были вымыты несколько серебряных предметов, закопанных в землю в деревянном или берестяном футляре. Клад состоял из: 1) блюда 25 см в диаметре с изображением охоты сасанидского царя на кабанов; 2) блюда около 17 см в диаметре с аллегорической сценой; 3) сосуда в форме чашки с набитой сценой охоты трёх всадников на львов; 4) монеты царя Хосроя II; 5) браслета и трёх колец из серебра; 6) золотого кольца и золотого обломка.
Двадцатью годами ранее крепостной Иннокентий Ужегов пахал с сыном Евгением целинное поле в верховьях ручья Лаштовки у деревни Волчиной Соликамского уезда, и плуг выворотил двенадцать предметов из серебра общей массой около двух килограммов. Наиболее крупной из всех была тарелка с изображением оленя в окружении цветочного орнамента. А в 1860-м в Чердынском уезде обнаружили клад из шести тысяч монет. С таким уловом сравнима разве что находка под Редикором в 1883-м: 34 серебряные шейные гривны в серебряном ведре — все вещи made in Волжская Булгария. Позже, кстати, в 1908 году, у этого села был также найден крупный серебряный клад из монет и гривен.
Большое количество предметов было и в находке, сделанной в 1899 году в деревне Аниковской Чердынского уезда — 796 серебряных изделий. А через десятилетие там же неподалеку обнаружились блюдо с изображением на военный сюжет, две чашки, два слитка серебра и три гривны. Отметились в списке местонахождений и Березники — причём уже в середине XX века. В 1959 году житель деревни Чупино ковырялся на огороде и выкопал три шейных витых гривны, два массивных браслета и хорезмийский сосуд с флористическим орнаментом. Все эти булгарские вещи были переданы в местный краеведческий музей. Впрочем, по иной версии, всё случилось при строительстве дороги в долине реки Быгель.
Много украшений булгарского производства было и в кладе, найденном в селе Вильгорт Чердынского района в 1927 году: 26 ювелирных и искусно сделанных изделий из серебра и золота со вставками из красного сердолика и бирюзы. Вообще, на Чердынский район приходится 59 крупных находок, сделанных в разное время: две сотни предметов.
Из-за обилия количества и ассортимента серебряные артефакты, обнаруженные в Прикамье, в ряде научных трудов даже названы «дальним импортом в Предуралье в VII — начале IX века нашей эры». Классическими в этом смысле являются Бартымские клады, обнаруженные в окрестностях деревни Бартым Берёзовского района Пермского края, — византийские, сасанидские, хорезмийские сосуды и монеты, а также византийская застёжка от ожерелья. Предполагается, что вещи эти попали в бассейн реки Сылва из Средней Азии через Башкирию по пути на север через Вишеру к берегам Печоры.
ПО СЛЕДАМ ГРАБИТЕЛЕЙ
Бартымские клады — целая череда находок: сначала в 1925, 1947, 1949 и 1950 годах — к северу от деревни, а затем в 1951, 1952 и 1957 годах — к юго-западу от древнего селища. Первые относятся к VII веку, вторые — к VIII, а возле Бартыма на месте слияния одноимённой речки и Шаквы, очевидно, было торговище, если не таможня или не прообраз сбербанка: проезжие зарывали своё имущество, получая взамен расписки, которыми могли рассчитываться уже на Вишере и Печоре. Ну и, конечно, монеты — те шли в наш регион нескончаемым потоком и оседали в бассейне Сылвы: деньги древние путешествующие торговцы тратили где-то в районе Кунгура.
Кстати, оттого там было и несколько небезопасно. Во всяком случае известно, что посёлок на слиянии Бартыма и Шаквы погиб в результате разбойного нападения неизвестной группы людей. Ну точно — первое в прикамской истории ограбление банка! А недалеко от впадения Сылвы в Чусовую на Усть-Сылвенском жертвенном месте вообще найдены серебряные слитки в форме прямоугольных брусков: четыре слитка, 200 бусин из сердолика, стекла и хрусталя, женские подвески и другие украшения. Причём бруски из ценного металла предназначались для изготовления денег: от слитка отрубались куски, плющились молотом и чеканились при помощи штемпеля. Добрались ли бандиты и до этого монетного двора — науке пока не известно.
Зато ей известно, сколько тонн золота и миллионов каратов лучших в мире алмазов хранят прикамские недра, есть ли самородки и бриллианты под толщей пластов соляного месторождения, как они там появились и правда ли, что свои алмазные копи Дмитрий Рыболовлев подарил дочери. Но об этом уже — в следующих номерах «Местного времени».
СПИСОК МАРКОВА
Выдержка из книги известного археолога и нумизмата Алексея Маркова, в каталоге пермские находки приведены под номерами от 162 до 170:
162. Близ Кунгура при реке Сылве найдены 1 серебряная куфическая монета VIII века и две серебряные сасанидские.
163. В Кунгурском уезде в 1887 году была найдена сильно потёртая сасанидская монета приблизительно VI века.
164. В 18 верстах от города Чердыни близ деревни Аниковой в размоине ручья найден в 1860 году клад в 50 монет. Одна монета из этого клада оказалась диргемом Исмаила с. Ахмеда, битым (чеканенным. — «МВ») в Самарканде в 908 году.
165. В Красноуфимском уезде близ деревни Шестаковой около реки Иргени в конце 1851 года крестьянином были найдены различные вещи восточного происхождения и при них 21 монета, из которых десять принадлежали византийскому императору Гераклию и его сыну Гераклию Константину, чеканились в 613–641 годах. десять монет было сасанидских, из которых древнейшие принадлежали Перозу, царствовавшему с 458 по 485 год, а новейшая — Варахрану VI, царствовавшему в 590–591 годах, и одна монета была бактрийская, до сего времени точно не определённая. Все эти монеты в 1852 году поступили в Эрмитаж.
166. В Пермской губернии в окрестностях Донды-Кара, Весья Коза и Игна-Кара (сейчас Кировская область. — «МВ») в 1886–1887 годах найдены были омайядский диргем, чеканенный в Васите в 103 году (=721) и аббасидский диргем 146 года (=763), чеканенный в Басре.
167. В имении графа Строганова на берегу Камы в 1846 году был найден серебряный сосуд в виде леканы с изображением четверорукой женщины в короне, окружённой надписью на неизвестном языке. Вместе с этим сосудом было найдено одиннадцать серебряных монет, которые, по рассмотрении их академиком Дорном, оказались сасанидскими, битыми в 441–594 годах. Три монеты принадлежали, как думает Дорн, вероятно, Иездегерду II (441–557), четвёртая, вероятно, а пять ещё наверняка — Каваду I (491–532), и одиннадцатая — Хосрою II (590–628).
168. В Пермской губернии неизвестно в каком уезде открыты омайядский диргем 125 года (=742) и аббасидский диргем 166 года (=782), находящиеся в коллекции графа Строганова.
169. По словам Штраленберга, около Чердыни находят много халифских монет. Справедливость этого известия подтвердилась находкою там же в 1861 году куфических монет 282–295 годов гиджры (=895–908).
170. В Чердынском уезде в 1893 году был найден клад из серебряных вещей и 12 монет; из последних две штуки были пересланы секретарём местного статистического комитета Д. Д. Смышляевым директору Археологического института А. Н. Труворову, и им показаны мне. Обе они оказались сасанидскими: одна — Хосроя I, чеканенная в Мейбуде в четвёртый год его царствования (=534), а другая — неизвестного сасанидского царя без всякой легенды.
Большая часть кладов утеряна давным-давно, с момент создания Петром I Кунсткамеры и его приказа о том, что «коли кто чего ценного в земле найдет, сдавать государству». С тех времен фактически началось разграбление могильников и других исторических мест. Система была очень простая, и для истории губительная. Крестьяне, на долю которых приходилась большая часть находок, обнаружив клад, сначала пытались найти ему практическое применение - посуда шла в дом, железо - в переплавку. Остальное сдавалось старосте или приказчику.
С 17 века в центральной полосе России и на Урале существовали целые деревни так называемых «бугровщиков». Они зарабатывали тем, что вскрывали и разоряли могильники. Искали исключительно золото, находки измерялись килограммами. Это были «прародители» черных археологов, собравшие самые ценные клады.
Как много кладов?
Удмуртия - периферия цивилизации. В древние и средние века здесь не было княжеской власти или каких-либо богатых племен и народностей, даже Золотая орда остановилась чуть ниже, дойдя до территории соседнего Татарстана. Ценности заносились в Удмуртию с древними караванами - вверх везли сахар, украшения и другие товары из Азии и Европы, вниз - меха. Ценности группировались сначала вокруг небольших городищ, служивших укрытием для караванов, а позже вокруг меняльных контор, постоялых дворов и меховых факторий. Золотых корон и тронов здесь не найти, потому что общее благосостояние местных жителей вплоть до 18 века было крайне низким.
Как определять ценность клада?
Основа добычи «черных» археологов - монеты. Этот вид находок наиболее ликвиден и прост для оценки. Все монеты систематизированы и каталогизированы, ценность их указана в специальных изданиях. По ним легко прикинуть, какова ценность клада. Часто важнее, например, не состав - золото или серебро, а редкость монет. Скажем, пробная чеканка монеты достоинством 2 копейки Иоанном Антоновичем в 1740 году, петровский алтын или 15 копеек Александра I. Монета достоинством 1 рубль может стоить на черном рынке до 5-6 тысяч рублей, 1 копейка - около 300-500 рублей.
Цифра
Только 30 кладов в Удмуртии были официально сданы нашедшими их государству. Самая ранняя находка датирована 1898 годом, клад носит название «Ижевский», в нем найдено 213 монет времен Ивана Грозного и серебряная подвеска.
О кладах в Удмуртии
«Клад - мечта детства или дань моде»
Ижевчанин Александр Стерхов - заместитель директора ижевской фирмы по производству мебели. Поисками «сокровищ» заразился 5 лет назад. Сейчас это обязательная программа каждую неделю по четвергам и с пятницы по воскресенье.
- Свой первый клад я нашел на второй же день самых первых поисков, - говорит Александр. - Находка была не маленькая. От радости перехватило дыхание. Монеты продал на 6 тысяч рублей.
В то время кладоискателей было не так много. Но с каждым годом желающих покопаться в земле в поисках сокровищ становится все больше. Сегодня по Удмуртии таких любителей около 500 человек.
Олег Рощупкин пришел к поискам кладов из увлечения историей, занимается этим делом уже два года.
- Я не могу похвастаться значимыми находками, - говорит Олег. - Чаще находил по несколько монеток. Знакомые рассказывали, что откапывали набор сельскохозяйственных инструментов - серп там, что-то еще было. Есть и другие, которые находили клады стоимостью более чем в 600 тысяч.
По словам Александра, ему везло больше. Были случаи, когда «поднимал» (на сленге кладоискателей означает - нашел, выкопал), по 500-600 тысяч рублей. В этом сезоне вот нашел 1200 монет - на 350 тысяч рублей. Две недели назад ходили - снова повезло: «подняли» 101 монету, каждая из которых уйдет по 300 руб.
Одну находку Александр вспоминает с особыми эмоциями.
- Это была одна из первых монет, которые я нашел. Пятак времен Екатерины II. Он сам по себе большой, красивый. Подумал тогда - я богат. Оказалось, стоит монета 200 рублей.
Найдешь ты клад или нет - во многом зависит от удачи. Но кроме этого, конечно, нечего делать на поле и без специальных инструментов. Прежде всего, необходимо найти карты старых деревень.
- Такие карты можно купить либо через Интернет, либо найти в архивах и библиотеках, - говорит Александр.
Купить карту у знакомых практически невозможно. В этом деле каждый сам за себя. За пределы бригады, которыми обычно и ведутся поиски, не выходит также информация о том, где именно был найден клад.
По словам наших героев, кладоискателей не уважают не только археологи, но и некоторые деревенские жители.
- Есть один-два человека, которые ведут поиски кладов, пренебрегая всеми правилами, - говорит Олег. - Они раскапывают археологические памятники, не зарывают после себя ямы, куда потом может провалиться техника, скотина. Вот из-за таких единиц все думают, что все мы - кладоискатели - такие. На самом деле, мы никогда не разрушаем памятники археологии, не раскапываем кладбища. И поле после себя оставляем чистым и ровным. Да и на частные территории без разрешения хозяина не суемся.
Но были случаи, когда «копарей» даже забирала полиция. Если докажут, что раскопка шла в неположенном месте, правоохранительные органы имеют право выписать штраф за административное правонарушение.
- Сейчас мы обшариваем старые деревни, все кладоискатели работают именно по таким местам, - уверяет Александр. - Находок хватит еще года на два. Потом можно будет приниматься и за дороги, и за леса.
Клады Святогорской волости – Удмуртия
Кто с детства не мечтал найти клад? Желательно такой, как у капитана Флинта – в большом сундуке, окованном железом, а там – драгоценные камни, украшения! Но можно и попроще – в глиняном кувшине или чугунном горшке. А что? Ведь наши предки были богаче нас, это советская власть сделала всех одинаково бедными. Да, прежде люди жили – не чета нам. Помните рассказы ваших бабушек? Только не тех, которые в юности были комсомолками - постарше, кто еще царя-батюшку видели, и непременно на сон вещавщих внукам: «Вот тогда мы жили богато!»
Подсказка в книге
- Дед перед смертью говорил – клад он зарыл возле деревни! Как начали коллективизацию, все семейные накопления в горшок сложил и закопал в заветном месте. Золото там! – вполголоса горячо шептал мне Лазарь Кузьмич, наш фотокор, человек увлеченный и романтичный. – Я и поляну эту знаю, но большая она, не могу же ее всю перекопать! Миноискатель нужен! Нет ли у тебя знакомого с такой техникой?
Слушая его длинный рассказ, я только отмахивался – мы же не дети искать клады. Да и приборов таких даже в военкоматах нет, к тому же золото миноискатели не берут, им только простая железяка по силам.
Но через много лет появился в наших краях человек с современным металлоискателем. Жаль, Кузьмич к тому времени уже умер, не уточнив, где же, на какой полянке лежит клад его дедушки. Пока другие старожилы вспоминали адреса известных сокровищ, мы с товарищем, назовем его Владимиром, отправились по более известным адресам. Иногда их даже искать долго не надо – достаточно освежить в памяти известные работы по краеведению, например, книгу Михаила Атаманова «Топонимика Удмуртии».
На одной из ее страниц рассказывается история древнего городища на севере Удмуртии. Где-то в 50-х годах его осмотрели археологи, но, видимо, оценили как не очень перспективное. Сколько-то лет городище не трогали, но затем местный совхоз распахал территорию, чтоб не пустовала. Найти это место оказалось очень просто – все историки здешней школы о нем знают, с сожалением рассказывая, как перестала существовать эта достопримечательность.
И вот мы стоим возле древнего городища неподалеку от деревни Удмуртский Караул. Да, великолепное место выбрали для него древние люди – самая высокая точка на местности, во все стороны открывается изумительная панорама лесов, полей, близких и далеких деревень.
- Посмотрите, отсюда одновременно видна телевышка возле Балезино, вышка сотовой связи в Красногорском, а по ночам светится такая же в Юкаменском, - сказал нам местный житель Геннадий, подошедший к дороге в ожидании попутного траспорта.
Действительно, вот она, черная игла далекой телевышки. А ведь до нее по прямой километров пятнадцать, если не больше! Даже если в древности лес тут был погуще и повыше, отлично можно было подавать сигналы, например, дымом костров. Впрочем, только ли удмурты здесь жили?
- Вот тут на бугре когда-то было кладбище, мы его называем татарским, - сообщил Геннадий. – Когда строили дорогу, в грунте находили кости, разные черепки.
Вряд ли это место выбрали для себя татары, достаточно редкие в нашей местности, зато бесермяне тут живут до сих пор. Не случайно названия некоторых местных деревень созвучны с тюркскими словами.
Впрочем, кладбище сейчас совершенно незаметно на местности, поскольку по нему проложили дорогу. Тут же рядом для строительства трассы сделали неглубокий карьер, так что лишь в памяти людей остались древние захоронения. А еще народ рассказывает – из-за того, что дорога прошла по могилам, здесь регулярно происходят автомобильные аварии. О последней напоминает небольшой монумент: на перекрестке с хорошей видимостью столкнулись две машины, погиб человек.
Наш специалист Владимир со своими приборами обходит местность, проводя еще и биолокацию. «Местность обжитая, на месте городища ощущается положительная энергетика, на кладбище – отрицательная», - говорит он. Однако обнаружить какие-то следы древних эпох здесь не удается.
Металла под землей немало, но это остатки различной техники, целые листы железа, мелкие гайки и болтики, когда-то отвалившиеся от тракторов, комбайнов.
Заповедный луг
Попутно осматриваем неподалеку еще одно место, указанное в книге Атаманова. Это луг, на который до революции собирались удмурты всего Глазовского уезда! Здесь они приносили жертвоприношения, молились, держали совет. Тоже красивое местечко – луг, леса, небольшая речка, окруженная кустарником. В советские годы тут проводились уже совхозные и районные праздники, перед ними школьники даже чистили территорию от мусора. Но теперь местным жителям не до праздников – дела у бывшего совхоза «Качкашурский» идут неважно. На заповедном лугу пасется скотина, по речке бродят рыбаки.
О том, что здесь в прошлом происходили такие грандиозные «форумы», знают только школьные историки, открывавшие книгу Атаманова. Но даже они спорят между собой, на каком берегу речки находилась куала – место молений. А ведь древние удмурты не случайно выбрали для своих встреч именно этот на первый взгляд обычный луг. Видимо, все-таки он отличался особой энергетикой или тут в незапамятные времена было место, чем-то притягивавшее язычников. Их же потомки почему-то довольно быстро забыли свои заповедные места. Я сам, прочитав книгу Атаманова, года три подряд уговаривал активистов «Удмурт-кенеша» сделать выезд сюда. Увы, то транспорта нет, то времени на поездку. Лет через десять никто и не вспомнит, где находится этот заповедный луг, фактически памятник истории и культуры.
Иногда задумываешься – сколько шуму по национальному вопросу, особенно в Ижевске, особенно тогда, когда надо делить власть. А то, что требует простого и бескорыстного внимания, - ветшает, забывается, теряется. Вот так и потеряется эта достопримечательность.
Жеребенок возле леса
Исчерпав подсказки в научных книгах, мы обратились к местным жителям с вопросом – ну, где тут у вас есть клады, древности?
- Ой, наша деревня всегда бедной была, какие тут клады? – отвечали многие. – Вообще-то есть где-то у нас в огороде бабушкин клад. Но что я соседям скажу, если они увидят, как у нас что-то приборами ищут?
- Помню, в детстве целую горсть патронов выкопал на месте боев гражданской войны! Хотите, покажу? – сказал мой знакомый.
При дальнейших расспросах выяснилось, что место хоть и недалекое, но дорога туда запущенная, местами непроезжая. Между прочим, в разговорах о не столь далекой истории оказалось, что в дореволюционное время дороги проходили частенько совсем не там, где мы их видим сейчас. И многие заметные раньше деревни измельчали, а то и вообще исчезли с карты. Поэтому позарастали стежки-дорожки. О прежних населенных пунктах в лучшем случае напоминают старые могучие тополя. Кроме того, какой интерес сейчас представляют места гражданской войны? На севере Удмуртии в большинстве случаев она была скоротечной. Искать ржавые винтовки и следы окопов там, где когда-то сошлись в бою белые и красные, увы, не столь впечатляющее занятие. Оставим его юным следопытам. Если они еще не побывали на местах боев тогда, когда было в большой чести патриотическое воспитание молодежи.
Но все-таки старые населенные пункты, созданные еще в 19-м веке, обладают большой историей и обязательно хоть какой-то местной легендой, связанной с кладами и другими древними находками. Едем в такое вот старое село Кокман, отпраздновавшее недавно 160-летие, о чем гласит транспарант на въезде. Начиналось оно с купеческой «дачи». Тогда это слово подразумевало не шесть соток с деревянным домиком, а солидный массив леса, отданный (отсюда и слово «дача») в аренду на много лет. Постепенно на купеческом участке появился и стеклозавод, затем его сменила винокурня, пользовавшаяся большой известностью во всем уезде. Сюда обозами возили зерно для переработки в спиртное, его же в свою очередь доставляли по всей округе, в том числе в далекие от Удмуртии губернии. Дорога сюда шла дремучими лесами, а в них, как известно, в старину водились разбойники – чаще всего местные жители, не устоявшие перед искушением пограбить проезжих, в том числе купцов, ехавших на свои «дачи».
- Вон тут раньше стояла деревня Селифоновцы, известная своими разбойниками. Награбленное они прятали где-то неподалеку, в лесу. Рассказывают, что свой клад они тут и оставили. Люди здесь грибы собирают и видели – выбегал из лесу жеребенок, словно звал за собой. А жеребенок – верный признак клада, который кому-то просится в руки, - повествует по дороге наш провожатый.
Правда, где искать в этом бесконечном лесу клад – неясно. Замечательный пейзаж с могучими соснами, однако они, скорее всего, выросли уже при советской власти. И лес тут вырубали, и пашню распахивали. Словом, местность не раз меняла свой облик, даже расположение той разбойничьей деревни не угадывается.
Едем дальше, приглядываясь к старым тополям - верному признаку, что тут когда-то стояли деревни. А клады частенько прятали именно под тополями, поскольку это дерево живет долго, на дрова или на строительство не очень пригодно.
Последний поворот дороги – и мы возле села Кокман. В селе стояла добротная кирпичная церковь, построенная на деньги купцов и заводчиков. Колокол этой церкви был слышен на очень большом расстоянии. После революции церковь закрыли, колокол сбросили, здание постепенно растащили по кирпичикам. Их еще в наше время местные люди использовали на фундаменты своих домов. Сравнительно недавно к селу строили дорогу, при этом спрямили бульдозерами холм возле бывшей церкви. Сразу открылись взгляду остатки фундамента церкви, сложенного из пластов известкового камня (хотя залежей такого камня в округе нет – значит, возили издалека). И еще нашли могилу священника, судя по облачению лежавшего в ней человека. На облачении обнаружилась золотая пуговица.
По местным преданиям, Пугачев спрятал награбленное в одном из многочисленных озер под городом. Говорят, даже приезжали профессиональные водолазы, да все пока без толку. Другие же ищут пугачевское золото совсем в другом конце Башкирии — в пещере у села Нагайбаково Бакалинского района, где бунтарь укрывался от преследования.
Конечно, это мечта любого кладоискателя, но найти его почти нереально и очень затратно. Оборудование дорогое, техника дорогая, а спрятаны они в озерах и густых лесах, куда просто так не доберешься. Всего в Башкирии около 200–300 человек увлекаются кладокопательством, и все основные клады они уже нашли.
Один из лучших кладоискателей Дон Алексей однажды вообще нашел бронзовую пушку XVI века. Для этого пришлось копать полтора метра.
Но золото Пугачева — не единственное сокровище Башкирии.
В 1989 году в Альшеевском районе республики рабочие-землекопы нашли настоящий клад с тысячелетней историей. Особо ученые выделяют два блюда, одно из которых украшено гравированным изображением царя верхом на коне, поражающего копьем вепря. На втором блюде изображен летящий горный козел с развевающимся шарфом на шее — образ иранского бога удачи. По данным археологов, находке не меньше тысячи лет. Часть клада (по месту нахождения его назвали Аврюзтамакским) благополучно пропала, другую передали в фонд Стерлитамакского историко-краеведческого музея.
Среди пропавших вещей из этого клада были фигуры (головы, ноги) верблюдов, на золотом кумгане был изображен верблюд. Изделия Аврюзтамакского клада имели среднеазиатское происхождение. Предметы данного клада являются прямым археологическим доказательством существования культа верблюда в эпоху раннего Средневековья на территории Башкортостана.
Шамиль Исянгулов, историк, из материалов V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых
Альберт Еникеев
директор юридического бюро «Еникеев и партнеры»
— Нет, не получится. Согласно Гражданскому кодексу, клад должен быть поровну разделен между тем, кто его нашел, и хозяином земельного участка. Отдать находку придется в любом случае — вам заплатят за нее часть стоимости, причем налог с нее не возьмут. Если хозяин участка — государство, то оно заберет 25 или 30%. Между прочим, если вы искали и нашли клад без разрешения хозяина участка, то вознаграждение полностью получит он.
В конце 60-х годов прошлого века найти клад в Уфе было не редкостью — город тогда активно застраивали и в фундаментах старых купеческих домов часто находили какие-нибудь заначки зажиточных людей. Но один случай советская пресса обойти стороной не смогла.
Несколько учеников ремесленного училища помогали копать траншею на улице Кирова и нашли большой черный цилиндр, в котором лежало множество золотых червонцев с портретом императора Николая II. Так бы никто о находке и не узнал, но один из ребят случайно проговорился или похвастался знакомым. Всех в итоге арестовали, в городе начался шумный процесс с клеймением «утаивших народное добро».
Закончилась эта история хорошо: клад у ребят отобрали, а самих отпустили.
Спустя почти 10 лет в Уфе попался еще один «молчун», который где-то нашел царское золото и любимой родине его не отдал. Попался в цепкие руки сотрудников КГБ он по своей оплошности — продал часть золота стоматологам, и те сделали коронки «слишком высокой пробы». Врачей допросили — на кладоискателя вышли очень быстро. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.
КЛАДЫ БАШКИРИИ
КЛАДЫ — КЛАДЫ (археологические).
Самыми ранними в Башкортостане являются К. эпохи бронзового века, состоящие из орудий труда и оружия. К., найденный на горе Куштау под г.Стерлитамаком, состоял из бронз. наконечников, копья, дротика, бронз. долота-тесла, шила и гарпуна.
В К. сер. 2-го тыс. до н.э., обнаруженных у сс.Ибракаево Стерлибашевского р-на и Миловка под Уфой, входили серпы-косари (11 и 6 соотв.); по одному бронз. топору и теслу.
В К. у д.Бахчи Стерлибашевского р-на обнаружены 10 бронз. серпов-косарей и тесло. Самый ранний К. зол. украшений (4-3 вв. до н.э.) найден в 1965 при раскопках Охлебининского городища в устье р.Сим. Он содержал гривну, спаянную из 6 наложенных друг на друга бронз. колец, обложенных листовым золотом, 7 зол. ворворок, 30 обоймочек и 10 стекл. бусин.
С ним синхронен знаменитый Куганакский К., состоящий из литых бронз. предметов явно культового назн.: фигурок ж-ных, круглой бронз. бляхи и композиции, изображающей двух людей в высоких головных уборах, стоящих под "древом жизни".
К. эпохи раннего средневековья (7-8 вв. н.э.), состоящие из серебр. сосудов иранского происхождения, найдены в центр. р-нах Башкортостана.
На терр. г.Уфы обнаружен К. из серебр. чаши, украшенной фигурой орла с ланью в когтях, серебр. блюда с изображением царской охоты на диких коз и медн. сосуда с крышкой.
Богатый К. серебр. сосудов был найден в окрестностях с.Аврюзтамак Альшеевского р-на (см. Аврюзтамакский клад).
К. эпохи развитого средневековья состоят в осн. из монет золотоордынских ханов.
Наиб. кр. является Петровский К. (Туймазинский р-н РБ), содержащий 345 серебряных монет ханов Узбека, Джанибека и Тохты, а также жен. украшения (перстни и серьги).
Монетные К. 14 в. найдены у сс.Якты-Куль Дюртюлинского р-на, Брик-Алга Белебеевского р-на и Кызыл-Яр на р.Уфе.
Два К. серебр. монетных слитков 14 в. найдены в окрестностях с.Верх. Калмаш Чекмагушевского р-на.
В эпоху Золотой Орды на терр. Башкортостана были широко распространены К. жел. вещей.
Это К. земледельч. орудий у с.Нижне-Хозятово Чишминского р-на (топоры, мотыги, серп, лемех, плужный резец, две косы) и К. (стремена, серпы, косы) у сс.Спасское Стерлитамакского р-на, Больше-Абишево Абзелиловского р-на и на Турналинском городище в Салаватском р-не.
КЛАД СЕРЕБРЯНЫХ РУБЛЕЙ
Житель Башкирии нашёл клад серебряных рублей
Житель Башкирии в интервью медиа-холдингу «Уфа-пресс» сообщил о том, что в прошлом году, осенью, он во время проведения сельскохозяйственных работ на собственном огороде обнаружил клад серебряных монет. Он состоял из рублей отчеканенных при Петре Первом, Екатерине Второй и Иоанне Антоновиче.
При этом счастливец рассказал о том, что испытывает сложности с реализацией своей находки, так как в последнее время в республике стала распространённой мошенническая схема, при которой мошенники реализуют поддельные рубли такого вида вместо фальшивых.
По информации, полученной издательством от экспертов-нумизматов, стоимость одного такого рубля в случае его подлинности может составить от 5 до 10 тысяч долларов, а всего находка тянет примерно на 50 000 долларов.
БОЛЬШОЙ КЛАД
Житель Башкирии нашёл под землёй клад весом в 102 килограмма. Обладателем находки стал житель Стерлитамака. Фотографию клада он разместил в соцсетях.
Находка представляет собой пластиковую ёмкость относительно небольшого объёма, в котором лежат монеты времён Советского Союза. Находку житель Стердлитамака пока держит при себе. В соцсети он пишет, что осознаёт отсутствие фактической ценности этих монет, однако найти их было всё же приятно.
Отметим, что другие комментаторы уже подсчитали возможную выручку от клада: если продать все монеты, она составит примерно три тысячи рублей. Справка: Согласно закону РФ о кладах, находка становится собственностью лица, нашедшего клад, и владельца участка, где он был найден, в равных долях.
Если клад был найден без согласия владельца земли, он передаётся собственнику полностью. Если земля не принадлежит государству, охотнику за кладами он принадлежит полностью. Однако в случае обнаружения вещей, относящихся к памятникам истории или культуры, они будут переданы в государственную собственность. Историческую ценность устанавливают эксперты, как правило – сотрудники музеев.
КЛАД У МЕЛЕУЗА
Всего в 25 километрах от Мелеуза расположилось село Воскресенское. Оно помнит еще Емельяна Пугачева и его разбитную банду, которая с радостью и веселым гиканьем вешала помещиков и грабила их родовые поместья. На этом месте Пугачев велел построить завод, который отливал для его войска пушки.
Прошли годы, завод сейчас полностью разрушен, осталось всего несколько стен. Проезжая мимо, всегда удивляюсь — почему местные власти не восстановят завод в первозданном виде? Почему не сделают здесь своеобразную мекку для историков всех рангов и мастей? Можно разработать целый исторический комплекс и назвать его, к примеру, «По пугачевским местам» или «Пугачев и его сподвижники: Салават Юлаев и Кинзя Арсланов — поэтапная реконструкция событий». Кто мешает?
Проезжая здесь однажды, я обратил внимание на множество холмов, которые возвышались то тут, то там. Были они даже посреди засеянных полей. То есть, представьте себе — огромное поле, засаженное, скажем, рожью, а посреди него — здоровенный нетронутый холм.
— Что это? — спросил как-то я своих провожатых. — Почему эти возвышенности просто-напросто не разровняют тракторами?
Мне объяснили, что холмы — это захоронения пугачевцев. И с давних времен пошла традиция эти захоронения не трогать. Удивительно только (мне, по крайней мере, непонятно в силу воспитания), как возле этих могильников еще умудряются хлеб сажать. Как будто больше места нет.
Здесь уже третье столетие находят клады. Лихие подручные самозваного Петра III закапывали здесь свое кровавое золотишко, в надежде вернуться когда-нибудь, но так и не возвращались. Но настоящие клады — это, конечно, редкость. А вот царские монеты, штыки, кинжалы — очень даже частое явление. Практически каждый житель Воскресенского находил екатерининские пятаки, почерневшие от времени.
Странно, что мало кто из жителей Башкирии знает, что в этом селе есть замечательный музей. В нем хранятся работы художников, которые были эвакуированы из Москвы во время Великой Отечественной войны. Они организовали художественную школу в селе, которая существует и поныне. Пожалуй, по знаменитым именам в мире живописи с этим музеем может конкурировать только Нестеровский в Уфе. Еще одна фишка для властей Мелеузовского района, чтобы привлечь туристов! Но никто почему-то не чешется, никому ничего не надо.
Я начал эту колонку с природы и ею же закончу. Сейчас, осенью, в здешних лесах грибов видимо-невидимо. Устанете солить. Животные здесь человека даже не боятся. Несколько раз ко мне, например, во время сенокоса выходил… лось. Не страшась и не пугаясь (я-то струхнул, конечно — такая громадина).
А знаете, о чем я подумал? А всё-таки в Мелеузе не дураки сидят. Правильно делают, что туристов сюда не привлекают. Те приедут, всё загадят, разрушат, поломают, разровняют…
МЕДНЫЕ КЛАДЫ
Старинные медные рудники расположены на территории Башкирии в долинах рек Дема, Тятер, Кидаш, между населенными пунктами Стерлибашево и Киргиз-Мияки, в окрестностях поселка Вознесенское и в некоторых других местах [2, 6]. Медистые песчаники распространены на всех этих территориях, различаясь между собой глубиной залегания и сопутствующими породами. Как можно заметить, эти области находятся гораздо ближе к заводам, чем Каргалинские рудники, а значит, транспортировка руды из этих месторождений была более дешевой. Некоторые рудники в Башкирии [2] так же, как и на Каргалинском месторождении, были заложены по следам древних \"чудских работ\". То, что указанная область входит в зону лесостепей, создает больше возможностей для древней металлургии, чем в Каргалинских степях. Если принять версию о торговле жителей Каргалинских степей рудой, а не металлом, то указанные области Башкирии представляются в этом смысле предпочтительными, так как они имеют запасы леса, находятся недалеко и население имело представление о горном деле и металлургии.
Во время экспедиций 1991-1992 годов мы осмотрели несколько полей рудников на территории Башкирии, а именно в районе сел Гулюмово и Айдарали (Стерлибашевский район) и деревни Дедово Федоровского района.
Выработки в районе деревни Гулюмово находятся на большой лесной поляне в 1,5 км к западу от поселка. Вход в выработку представляет собой воронку на месте обрушившейся штольни. Протяженность подземной части 205 м (рис 3.1). Выработка состоит из двух частей. Более ранняя часть разрабатывалась через ствол 3, а более поздняя - через штольню, вход в которую в настоящее время завален. В месте соединения штреков разного времени имеется перепад уровней подошвы выработки ~1 метра. В сохранившейся части штольни можно увидеть остатки деревянных крепей. Площадь рудника не превышает 4 гектаров. Недалеко от указанного места в районе деревни Бол. Каркалы на карте В. Квалена отмечены Ключевские рудники [2], однако, по описанию, их поле значительно больше.
Большое поле рудников было осмотрено нами в 5 км к югу от деревни Айдарали. Отвалы и воронки в настоящее время заросли лесом, что затрудняет поиск входов и оценку размеров рудного поля. Его величина ~750х350 метров. Нами были обнаружены только небольшие фрагменты вертикальных шахтных стволов и участков горизонтальных выработок. Возможно, именно эти рудники упоминаются как Дурасовские [2].
Значительное поле рудников площадью ~20 га находится в окрестностях деревни Дедово, в Федоровском районе, на холме, на берегу реки Ашкадар. Нами был обнаружен вход - треугольный шурф глубиной не более двух метров. По-видимому, шурф использовался для вентиляции. Основной вход - штольня - в настоящее время практически полностью замыта грунтом с поверхности. Протяженность выработки составляет 155 метров (рис 3.2).
Оренбургские степи, воспетые в песнях и стихах, известны по всему миру не только своей красотой, но и уникальными артефактами. Музейную коллекцию древних ценностей, рассказывающую о жизни племен сарматов, археологи пополняют уже больше ста лет.
А частных искателей привлекает местная легенда о золотом кладе Емельяна Пугачева. Находки оренбургских археологов и кладоискателей не могут не удивлять. В IV–VI веках до нашей эры оренбургские степи были заселены ираноязычными племенами раннего железного века — это были сарматы, кочевники, скотоводы и искусные воины.
Поэтому степи с курганными захоронениями сарматских вождей всегда привлекали археологов и кладоискателей.
Золотое украшение, найденное в Оренбургской области
Раскопки на территории Оренбургской области проводились с самого начала прошлого века.
А у знаменитой горы Маяк были обнаружены погребения женщин-воительниц сарматской культуры — знаменитых амазонок. Причем первые находки на горе были сделаны случайно: рабочие, добывая известняк, обнаружили в каменоломне бронзовые и медные топорики, наконечники стрел, круглый столик из камня и даже череп с застрявшим в нем наконечником стрелы.
Большинство удивительных древнейших коллекций и экземпляров хранится сегодня в оренбургских музеях. Наконечник стрелы - хранится в музее Оренбурга
Самой большой и поистине уникальной коллекцией, обладающей огромной научной ценностью, является археологическая коллекция — это 25 тыс. музейных экземпляров. История ее формирования длится уже более ста лет. Первые поступления будущего археологического фонда связаны с предметами, обнаруженными рабочими в 1908 году на горе Маяк, а также вещами, найденными кладоискателями в 1911 году в курганах близ сел Прохоровка, Покровка и Красногор. По итогам многолетних археологических исследований в Соль-Илецком районе фонды музея приобрели наиболее цельную и представительную коллекцию из Покровских курганных могильников левобережного Илека.
Серебряный кувшин, найденный в Покровских курганных могильниках Самую интересную и богатую коллекцию артефактов предоставила музею знаменитая Приуральская археологическая экспедиция, которую возглавлял Леонид Яблонский, доктор исторических наук и заведующий отделом скифо-сарматской археологии. Она вела раскопки в регионе на протяжении четырех лет. Больше 600 различных уникальных предметов, найденных археологами в Филипповском курганном могильнике, — золотые украшения, наконечники для стрел, предметы обихода — составили выставку «Сокровища сарматских вождей.
Статуэтка с изображением древнего бога представлена в экспозиции Сокровища сарматских вождей Наибольший интерес вызывают предметы из драгоценных металлов, в основном украшения. Это нашивки на пояс со стилизованными изображениями оленьих голов, навершия (шпильки или детали головных уборов) в форме булавы, золотые перстни, золотые серьги, пряжки портупейные, подвески, женские и мужские украшения на шею — гривны, браслеты в форме греческой буквы «омега» с фигурками хищников на концах. Вылитый из серебра литой крюк в виде синкретичного образа пантеры и грифона, накладка на чашу с гравированным изображением рыбы, амфора с зооморфной ручкой-сливом. Золотыми накладками украшен сарматский меч-акинак, занимающий центральное место в экспозиции.
Меч украшают изображения копытных, сцен терзания, охоты и жертвоприношения. Марина Запольских, сотрудница Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Одно из золотых украшений, найденных в Оренбургской области В одном из захоронений археологи обнаружили нашивки, сделанные из штампованного золотого листа, изображающие тигров в фас и профиль. Еще одна не менее ценная находка — уникальный набор для нанесения татуировок, которые тогда имели сакральное значение.
В специальном кожаном мешочке лежали костяная игла, каменная палитра для размешивания красок и костяная ложечка для их растирания. Сегодня курганные могильники, разбросанные по оренбургским степям, не только археологи продолжают исследовать, но и в буквальном смысле слова атакуют частные кладоискатели и коллекционеры. Золотые украшения часто оседают в частных коллекциях
Ежедневно на просторах интернета продолжают появляться блоги и посты с информацией о частных находках. Помимо предметов и драгоценностей сарматской культуры в Оренбуржье, как и во многих других регионах, через которые прошло войско легендарного бунтаря и полководца Емельяна Пугачева, ищут зарытые им клады. Традиционно ориентиром служат местные легенды, передающиеся из уст в уста.
КЛАДЫ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ
Полистаем немного старые газеты и журналы. В 1970 году профессор Свердловского института народного хозяйства А. Малахов, геолог и писатель, напечатал в «Уральском рабочем» свою первую статью «Тайна малахитовой плитки». Более подробная публикация была в №8 журнала «Вокруг света». Смысл сводился к следующему: старый горщик подарил профессору малахитовую плитку, на которой тот при очень большом увеличении обнаружил выполненную в микротехнике живопись, названную им литостилем. Среди сотен различных рисунков, увиденных профессором, им были расшифрованы многие, якобы связанные с Пугачевским восстанием.
Один из этих сюжетов и послужил основанием для поиска клада: «У противоположного края плитки размещены пейзажи реки Чусовой, то есть все, что расположено на западе Среднего Урала, а с юга в эту зону двигались «гонцы» с караваном наиболее секретных документов и ценнейшей части казны Пугачева». Это заявление послужило сигналом, и на берега Чусовой ринулись толпы кладоискателей. Одну из них возглавил сам Малахов. При помощи лозы и электроразведки обследовались пещеры и скалы вдоль реки, пока наконец не было сказано: вот в этой пещере должны быть сокровища!
В 1983 году А.Малахов умер, и страсти немного поутихли. Однако последователи его идей не сложили оружия, и вновь замелькали публикации в центральных и местных газетах, появились заявления в самые высокие инстанции страны. Процитируем одно из самых последних из них:
«Небольшой, но тяжело нагруженный караван ослов и верблюдов в сопровождении трех сотен отборных, преданных казаков во главе с Емельяном Пугачевым в сумерках достиг реки Чусовой – притока Камы – одной из самых крупных составных Волги-матушки.
Казаки постепенно разгружали караван и погрузили сокровища на подоспевшие лодки и плоты. В предрассветной дымке они тронулись вниз по реке. Водный вояж продолжался более суток. Наконец, отряд причалил к берегу.
Казна Российском империи была спешно перенесена в одну из пещер карстовой галереи. Вход в галерею был заложен порохом и закрыт взрывом.
Сопровождающий секретный отряд Пугачевым был брошен в бой, оказавшийся для них гибельным. Однако тайну этого захоронения неизвестный русский умелец, чудом уцелевший, доверил малахитовой плитке, на которой он изобразил разные сцены из жизни Пугачева: его портрет, царскую корону, клинопись, безмасштабный план захоронения сокровищ и профиль, на котором видны бочки с драгоценностями, засыпанные грунтом».
Давайте порассуждаем хладнокровно: могло ли это произойти?
Было ли что прятать?
Первое, что бросается в глаза: сам Пугачев никогда в бассейне Чусовой не был. Его пребывание на Урале, начиная с 22 ноября 1772 года, когда он объявился в Яицком городке, и кончая трагическим пленением 8 сентября 1774 года на реке Малый Узень, нам известно буквально по дням. Ближе линии Каслинский завод – Красноуфимская крепость вождь восстания к бассейну р.Чусовой не приближался.
Это отстает по прямой от самой ближней точки бассейна не менее чем на 120 км! Заметим, что и по времени это приближение проходило в период между 19 мая (бой у Троицкой крепости) и 11 июля 1774 года (взятие Красноуфимской крепости), когда в бассейне Чусовой все военные действия давно завершились и там повсюду стояли преданные правительству войска. Следовательно, версия с личным участием Пугачева напрочь отпадает сразу.
Справедливости ради надо сказать, что есть другой подходящий кандидат – пугачевский атаман Иван Белобородов. Тот как раз вел свои боевые действия в бассейне Чусовой. Начиная с первых чисел января 1774 года и до разгрома под Староуткинским заводом в конце февраля Белобородов был полновластным хозяином здесь. Вот он мог спрятать клад. Но тут встает другой немаловажный вопрос: что ему было прятать?
Про захват пугачевскими войсками несметных богатств ходят сотни легенд. Между тем документально закреплены почти все случаи захвата ценностей армиями восставших. Они подсчитаны в материалах следственной комиссии, воспоминаниях современников, перечислены в реестре, представленном в Сенат, наконец, упомянуты в романе В.Шишкова. Эта сумма равна примерно 200 тысячам рублей. На долю отрядов Белобородова падает вообще мизер: каких-то 30 тысяч рублей. Но и тут надо учесть, что в середине февраля 1774 года майор Фишер отбил казну Белобородова, где находилось 20 тысяч рублей. Остается всего ничего, да и то в медных деньгах. Ценных вещей в этом районе вообще не захватили, если не считать нескольких икон и породистых лошадей. Но и их тоже отбили.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Клады Оренбургской области
Клады Башкирии
Клады Пермского края
Клады Урала
Клады Удмуртии
Клады Челябинской области
- 12608 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий