Город Эфес

Древний город Эфес — одна из самых популярных достопримечательностей Турции, по числу гостей его опережает только стамбульский Султанахмет. Эфес — это город-музей, расположенный рядом с Сельчуком, когда-то крошечным фермерским поселком, а теперь крупным туристическим центром. Археологический комплекс привлекает путешественников своей стариной и очень хорошей сохранностью. Правда, здесь почти всегда много туристов, но место безусловно заслуживает визита.

  

Территория музея не очень большая, обычно на посещение хватает двух-трех часов. Но нужно обязательно взять с собой воду, так как краны с питьевой водой находятся у входов, а купить напитки можно только за пределами комплекса.

В музей можно попасть через два входа: верхний и нижний, рядом с каждым из них есть кассы. Лучше выбрать дорогу, которая идет сверху вниз.

  

Про город Эфес

Своей славой Эфес в большой степени обязан местному культу восточной богини плодородия, со временем отождествлённой с греческой богиней Артемидой. Поклонение богине идёт с незапамятных времён, но строительство посвящённого ей храма, одного из семи чудес света, началось в первой половине VI века до н. э.

Город был заложен на берегу Эгейского моря как портовый и быстро развивался за счёт торговли. В 500-х годах нашей эры город перенесён на холм Айясолук вблизи нынешнего города Сельчук, поскольку бухта заилилась и полностью обмелела. Впоследствии море продолжило отступать от города, что и стало причиной его упадка. Землетрясения и оползни окончательно похоронили руины под землёй, тем самым сохранив их для археологов. Сегодня развалины Эфеса, большей частью реконструированные, находятся на расстоянии около 6 километров от берега моря на седловине между двух холмов.

Эфес (в ином написании — Ефес) и его жители многократно упоминаются в Деяниях святых апостолов (см. Деян. 18:19-21, Деян. 18:24-26 и практически полностью 19-ю главу «Деяний»). Ефесская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса (см. Откр. 1:11, Откр. 2:1-7); эти книги, а также Послание к Ефесянам апостола Павла входят в состав Нового Завета.

В 1869 году английскими учёными были произведены первые археологические раскопки основанного Лисимахом города на горе, в результате которых миру была открыта красота античного города. В настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, находится в окрестности турецкого города Сельчук. В музее Сельчука собраны уникальные находки из Эфеса и соседних античных городов и поселений.

   

Как добраться до Эфеса, где находится

Туристы, приезжающие в Эфес, обычно останавливаются в Сельчуке, до которого удобнее всего добираться из Измира. Можно поехать на автобусе с автовокзала, транспорт не очень комфортабельный и многолюдный, но обычно оснащен кондиционерами. Время в пути — 40 минут, билет стоит 9 TRY, покупают его у водителя. Главный автобусный перевозчик на этом маршруте — Metro, расписание можно узнать на оф. сайте (на англ.).

Также до Сельчука ходят электрички с измирского вокзала Басмане. За билет берут 4,75 TRY, но в дороге придется провести 1,5 часа. Более подробная информация представлена оф. сайте Турецких железных дорог (на англ.).

Поезд делает остановку в аэропорту Измира, поэтому при желании можно сразу отправиться в сторону Эфеса, не заезжая на курорт.

Еще один способ — на арендованном автомобиле или такси. Расстояние от Измира до Сельчука чуть меньше 80 км, дороги хорошие, есть платный участок ценой 2,5 TRY. Поездка на такси будет стоить около 200 TRY. Цены на странице указаны на июль 2017 г.

 

Из Сельчука в Эфес

Большинство путешественников идут в музей пешком, расстояние до него всего 3 км, но можно взять такси. Это обойдется примерно в 15 TRY, машина подъедет прямо к верхнему входу. Тем же, кто передвигается на своем автомобиле, удобнее будет остановиться возле нижних ворот, там есть большая парковка. Туристические автобусы прибывают туда же.

Транспорт

Так как Эфес — это археологический музей, по нему можно передвигаться только пешком. Территория небольшая, но местами труднопроходимая, поэтому важно позаботиться об удобной обуви. Зато вокруг комплекса активно ездят такси: предлагают подвезти к верхнему входу, вернуться назад «в город» или показать другие достопримечательности. Работают они по счетчику, но важно проследить, чтобы он был обнулен. За километр берут около 2 TRY плюс 4-5 TRY за посадку.

Еще один популярный вид транспорта в Сельчуке — долмуши — что-то вроде наших маршруток, которые ходят между городами, но останавливаются там, где нужно пассажиру. Проезд стоит 3-5 TRY.

Некоторые туристы берут напрокат велосипеды, чтобы передвигаться по городу и доехать до Эфеса (на территорию музея с великом не пустят). Аренда стоит 18-20 TRY в сутки, лучше брать горную модель, так как местность вокруг очень гористая.

  

 

История города Эфес

Неолит и бронзовый век

Окрестности Эфеса были населены ещё в эпоху неолита, о чём свидетельствуют раскопки курганов Арвальи и Кукуричи.

В ходе раскопок последних лет были найдены поселения раннего бронзового века у холма Аязулук. В 1954 году неподалёку от развалин базилики Св. Иоанна было найдено кладбище микенской эпохи (1500—1400 гг. до н. э.). Среди находок были изделия из керамики. Судя по хеттским источникам, город носил название Апаша (Апаса), откуда происходит более позднее «Эфес», и был краткое время столицей конфедерации или царства Арцава, враждебного хеттам и союзного ахейцам.

В постхеттскую эпоху бронзового века Эфес был столицей небольшого карийского государства, затем заселён греками-ионийцами из Афин.

                                                                 Большой античный театр                                            

Ионический период

В XI веке до н. э. территория будущего города была захвачена ионийцами. По преданию, сын Кодра, Андрокл, который возглавлял ионийских переселенцев, основал город на расстоянии 1,5 км от храма на берегу моря, данное прибрежное поселение было классическим ионийским городом. В городе были построены храмы Афины и Аполлона. От акрополя (в наши дни на том месте, где расположен акрополь, находится византийский источник) практически ничего не осталось. Местонахождение акрополя — небольшой холм округлой формы перед стадионом. Сын афинского правителя Кодра, Андрокл, правил государством вплоть до VI века до н. э., его устройство рассматривалось как полуаристократическое. До середины нового столетия государственное правление приобрело черты диктатуры.

В дальнейшем были налажены взаимоотношения с правителями Лидии. В 541 году до н. э. лидийский царь Крёз после захвата города заставил его жителей переселиться в долину ближе к храму Артемиды. Во времена его правления Эфес достиг значительного расцвета. Несмотря на жёсткий стиль правления, Крёз уважительно относился к жителям Эфеса и потратил большие средства, чтобы украсить новый большой храм Артемиды[]. В тот период здесь жили такие люди, как Гераклит, оказавший большое влияние на развитие античной философии, и Каллин, элегический поэт[].

Эфес продолжал процветать, но после поднятия налогов Камбисом II и Дарием I жители города приняли участие в Ионийском восстании против персидского владычества. В 498 году до н. э. состоялась битва при Эфесе, в которой греки потерпели поражение. В 479 году до н. э. ионийцы при поддержке Афин смогли вытеснить персов с берегов Малой Азии. В 478 году до н. э. ионийские города создали вместе с Афинами Первый афинский морской союз против персов. Эфес не предоставлял союзу корабли, но оказывал финансовую поддержку. Во время заключительного этапа Пелопонесской войны Эфес вышел из союза и воевал против Афин на стороне Спарты. После Коринфской войны, когда спартанские войска покинули Малую Азию, Эфес перешёл под контроль Персии. В 334 году до н. э. после битвы при Гранике город был освобождён от персов Александром Македонским. Позже в 283 году до н. э. Эфес захватил один из преемников Александра Лисимах.

С течением времени долина покрылась аллювиальным наносом реки Малый Мендерес, что препятствовало полноценному сообщению Эфеса с морем. Долина реки была заболочена, а население города подвергалось постоянной опасности эпидемии малярии.

Лисимах решил переселить население города в долину, расположенную в 2 км от современных гор Панаир и Бюльбюль. Это, как ему казалось, должно было повысить уровень благополучия и безопасности города. После переселения Лисимах приказал построить высокие крепостные стены. Остатки этих стен сохранились и до наших дней. Горожан, которые не желали переселяться, Лисимах заставил подчиниться его плану, намеренно перекрыв каналы водоснабжения, но затем их функционирование было возобновлено.

Новый город был назван Арсиное, в честь его супруги. В городе имелись стадионы, гимназиумы и театр, и, по некоторым сведениям, он являлся богатым торговым центром. Благодаря усилиям Лисимаха Эфес достиг своего наивысшего расцвета и благополучия. Период расцвета продолжался до завершения эллинистического и начала римского периода истории города.

 

Монетное дело

В течение очень долгого времени наиболее популярным изображением на монетах Эфеса была пчела, в городе чеканились как тетрадрахмы, так и очень маленькие бронзовые монеты. Пчела была связана с Эфесом по многим причинам. По словам писателя Филострата Старшего, афиняне, которые пришли, чтобы колонизировать Ионию, где находится Эфес, пришли с музами, принявшими форму пчёл. Кроме того, жриц Артемиды называли «пчёлами» богини. На более поздних монетах Эфеса наиболее часто изображали оленя и (или) факел на оборотной стороне. Олень и факел являлись атрибутами Артемиды.

 

Римский период

После смерти Лисимаха некоторое время Эфес находился под контролем Птолемеев и Селевкидов, а в 190 году до н. э. вошёл в состав Римской республики. Город участвовал в подавлении восстания Аристоника Пергамского: в морском бою эфесский флот нанёс поражение флоту восставших.

Став частью Римского государства, город сразу ощутил на себе влияние метрополии. Значительно выросли налоги, в результате чего участились случаи грабежей, кроме того, в первое время спокойствие горожан нарушали частые войны. В 88 г. до н. э. город присоединился к антиримскому восстанию городов Малой Азии, которое возглавил царь Понта Митридат. В результате восстания были убиты около 80 тысяч римских граждан, многие из которых жили в Эфесе. Однако, увидев, как Зенобий, полководец Митридата, обошёлся с жителями Хиоса, эфесцы отказались вступать в его армию. Зенобий был убит, за что Эфес был жестоко наказан Митридатом. Тем не менее, город получил самоуправление, но ненадолго. Уже в 86 г. до н. э. Митридат был разбит Луцием Корнелием Суллой. На этом закончилась первая Митридатова война, и Эфес вернулся под власть Рима. Вместе с другими малоазийскими городами Эфес должен был выплатить огромную контрибуцию, наложенную Суллой, что надолго осложнило финансовое положение города.

Во время гражданской войны в Риме, которая последовала после убийства Цезаря в 44 г. до н. э., дань с Эфеса получали обе стороны, но в 27 г. до н. э., при Августе, город стал фактически столицей римской провинции Азия, занимавшей западную половину Малой Азии. Город стал быстро развиваться и со временем стал одним из крупнейших в империи. Если верить Страбону, по своему значению Эфес уступал только самому Риму.

В первые два века нашей эры Эфес пережил новый культурный и экономический подъем. В городе шло широкое строительство: большой театр из мрамора и знаменитая Библиотека Цельса, новые храмы и административные здания, акведуки и фонтаны. Эфес стал одним из городов второй софистики.

Ещё больше увеличилось значение и влияние святилища Артемиды. Недаром выдающийся оратор II века Элий Аристид в одной из речей назвал храм Артемиды «казнохранилищем всей Азии» (Or. 23.24)[].

Лишь в 262 году нашей эры Эфес, как и другие греческие города, подвергся разорению готов, которые переплыли Геллеспонт и высадились в Малой Азии (SHA XXIII.IV.6). Готы не только разграбили, но и подожгли святилище Артемиды (Иордан. Getica 20).

                                                                     статуя Артемиды                                                                 

Византийский период

В V—VI веках Эфес входил в пятёрку важнейших городов Византийской империи. При императоре Константине I Великом город был в значительной степени перестроен, были выстроены новые бани. К IV веку большинство эфесцев, по-видимому, перешло в христианство, и в 401 году храм Артемиды был окончательно разрушен. Камень, из которого он был построен, пошёл на строительство других зданий, в том числе Софийского собора. В 431 году в Эфесе состоялся Третий Вселенский собор, на котором присутствовало 200 епископов. В 449 году в Эфесе состоялся Второй Эфесский собор, который не был признан Вселенской церковью.При императоре Юстиниане I в городе была построена базилика Св. Иоанна.

 

В 614 году город был частично разрушен землетрясением. В дальнейшем значение города как центра торговли убывало по мере того, как эфесская гавань постепенно заполнялась илом из реки. Неоднократно предпринимавшиеся попытки углубления дна не могли спасти ситуацию. На сегодняшний день гавань находится в 5 километрах от города. Потеряв гавань, город лишился и выхода к Эгейскому морю, что немедленно ударило по торговле. Люди стали покидать город, перебираясь на близлежащие холмы. Руины храмов использовались в качестве источника строительного камня для новых жилищ.

Арабские грабежи 654—655, 700 и 716 годов ещё больше ускорили упадок города. К моменту завоевания турками-сельджуками в 1090 году[] от него осталась лишь небольшая деревня. В 1100 году Византия возвратила контроль над населённым пунктом (переименованным в Агиос-Феологос, в честь апостола Иоанна Богослова) и удерживала его до 1308 года. В декабре 1147 года во время Второго крестового похода состоялась битва с сельджуками в непосредственной близости от города. На момент прихода в эти места крестоносцев на месте шумного портового города находилась деревня Аясолук. Даже храм Артемиды был совершенно забыт местными жителями.

  

Османский период

В 1304 году крепость Агиос-Теологос (тур. Аясолук) была занята войсками Саса-бея, полководца бейлика Ментеше. В скором времени он отошёл к бейлику Айдыногуллары, и здесь появился сильный флот, совершавший отсюда рейды по окрестностям. С этого начался новый, непродолжительный период процветания, уже под властью сельджуков. Город снова пережил короткий период расцвета в XIV веке во времена новых сельджукских правителей. В городе появились новые значительные сооружения — мечеть Иса-бей (1374—1375)[], караван-сараи и турецкие бани. В 1391—1392 годах территория вошла в состав Османской империи.

Полководец из Центральной Азии, Тамерлан, разгромил османов в Анатолии в 1402 году, а османский султан Баязид I умер в плену[]. После периода волнений данный регион был снова включён в состав Османской империи в 1425 году. В XV веке Эфес был окончательно заброшен. Соседний город Аясолук в 1914 году был переименован в Сельчук.

  

 

Связь и Wi-Fi

Три ведущих мобильных оператора Турции — Turkcell, Avia и Vodafone. Путешественники обычно выбирают первый, так как у него самая широкая зона покрытия. Хотя неплохо работают и два других. Сим-карты продаются с определенными пакетам услуг, в которые уже входят и звонки, и SMS, и мобильный интернет. Средняя цена пакета 25-50 TRY.

Многие туристы слышали о том, что при поездке в Турцию телефон нужно регистрировать. Это касается только тех, кто планирует провести в стране больше 30 дней. Они должны заплатить пошлину 115 TRY и встать на учет.

Wi-Fi есть во многих отелях и ресторанах, изредка стал появляться и в других общественных местах. Иногда подключение требует оплаты, но чаще всего достаточно пароля. Правда, сигнал может быть крайне нестабильным. На территории археологического комплекса древнего Эфеса интернета нет.

 

Отели

В небольшом городке Сельчук более сотни вариантов размещения: от дешевых гостевых домов до шикарных отелей. Самый скромный номер на двоих можно снять даже за 50 TRY. В гостиницах средней ценовой категории (2-3*) комната будет стоить 100-200 TRY в сутки. А по-настоящему царские условия обойдутся примерно в 400 TRY за ночь.

Практически всегда хозяева предлагают завтрак и экскурсионную программу за дополнительную плату. Во многих гостевых домах и отелях есть прокат велосипедов. А вот классических хостелов в окрестностях Эфеса нет, так же как и хорошо оборудованных площадок для кемпинга.

 

Что привезти из Эфеса

Возле обоих входов в Эфес туристов встречают лавки, в которых продают всю классику турецких сувениров: от стеклянных «глазков» до ковров и медной утвари, а еще цветные светильники, керамику, кальяны, инкрустированные шахматы и многое другое. Хорошим подарком для друзей и родных станут восточные сладости, например, знаменитый рахат-лукум, наборы пряностей и специй.

Тем же, кто ищет что-то особенное именно из Эфеса, можно обратить внимание на магниты и другие сувениры с изображением древнего города, книги и альбомы, а также очень эффектные ювелирные украшения из местного магазина: мимо него обязательно проезжают все такси и автобусы.

На территории самого музея встречаются люди, предлагающие туристам купить «с рук» находки археологических раскопок. Делать этого не нужно, так как в лучшем случае это мошенники, продающие подделку. А в худшем, то есть при покупке настоящих древностей, у вас возникнут проблемы с полицией. По закону покупать и вывозить из страны что-либо, что может считаться музейной ценностью, запрещено.

   

РЕЛИГИИ ГОРОДА ЭФЕС

Культ Артемиды

Родиной культа Великой Артемиды, богини охоты, считается залив реки Малый Мендерес. В архаические времена ещё в доионический период в этих местах поклонялись богине плодородия — владычице зверей. Обитатели этих мест — карийцы и лелегрелы — поклоняясь, обращались к ней «Великая Мать».

Изучая культуру античного периода, учёные убедились в том, что образ этой богини использовался в различных формах поклонения. Из-за этого имя Артемида употреблялось не всегда (в римской традиции фигурировало имя Диана), и всё же богиня почиталась в обязательном порядке. В более поздний период ионийцы, прибывшие в эти места, назвали её по-гречески Артемидой. Прибыв в залив реки Малый Мендерес, они обнаружили храм, расположенный между двумя дорогами, начинавшимися от порта и простиравшимися до самого центра этой местности, храм находился в окружении крепостных стен. Внутри крепостных стен находилась статуя Артемиды, изготовленная из дерева. Эта статуя является предшественницей известной статуи Артемиды. Лидийский царь Крёз, завоевав эти края, разрушил храм Артемиды. Позже по приказу царя на дороге между Сельджуком и Эфесом в 100 или 150 м от Сельджука был сооружён каменный храм Артемиды. Царь Лидии принёс в дар несколько колонн.

Исследователи отмечают определённую связь Александра Великого с храмом Артемиды. В 356 году до н. э. в ночь рождения Александра храм Артемиды в Эфесе был подожжён. Это сделал психически неустойчивый человек по имени Герострат, который таким образом планировал увековечить своё имя. Он достиг своей цели, так как его имя до сих пор является частью таких крылатых выражений, как «Геростратова слава», «лавры Герострата» и других. В те времена эфесцам часто задавали такой вопрос: «Отчего же Артемида не спаслась от пожара?», на что давался ответ: «В ту ночь Артемида оказывала помощь при родах Александра в Пелле вблизи Салоник». В результате от этого древнейшего памятника не осталось почти никаких следов. После случившегося пожара храм был восстановлен и украшен статуями работы Праксителя и других выдающихся скульпторов. Статуя богини была украшена позолоченным и блестящим мрамором, переливающимся на свету.

 

В 334 году до н. э. Александр Великий после нанесения поражения персам прибыл в эти места. Он организовал церемониальное шествие в честь богини Артемиды и обещал населению Эфеса содержать новый храм и оплатить старые расходы. Однако жители Эфеса отклонили предложение Александра и ответили таким образом:

« Боги богам не сооружают храмов! »

Существует выражение «велика Артемида Эфесская», возникшее в начале христианизации города во времена конфликтов между поклонниками богини и христианами. По сохранившимся сведениям, лидером христиан был апостол Павел. Ювелир по имени Димитрий изготовлял на продажу миниатюрные храмы Артемиды из серебра. Однако Павел осуждал поклонение идолам, изготовленным человеческой рукой, и счёл такой вид поклонения ошибочной и недопустимой религией. Димитрий, узнав об этом, собрал всех своих коллег и передал слова апостола Павла. Люди, поклонявшиеся богине Артемиде и зарабатывавшие на жизнь ремеслом, собрались вместе и устремились к Большому городскому театру с возгласами: «велика Артемида Эфесская». У здания театра скопление народа было наибольшим. Произносились многочисленные речи, и народное волнение приостановили государственные власти. Дело было передано в судебные органы. Павел был вынужден покинуть город. Храм Артемиды вошёл в историю не только как архитектурная памятка, но и в то же время служил храмом для поклонения тысяч людей. В его строительстве приняло участие большое число художников и скульпторов.

  

Христианство

Апостол Иоанн

В Эфесе жили апостолы Иисуса Павел и Иоанн. Святой Павел пребывал в Эфесе на протяжении 5—6 лет и занимался религиозной деятельностью, вместе с ним проповедовал его ученик, Тимофей, который впоследствии стал первым епископом Эфеса[34], основав Эфесскую архиепархию (существовала до XI века). Святой Иоанн провёл в Эфесе последние годы своей жизни и здесь же начал писать Евангелие. Местом его захоронения считается холм Аясолук, где и находится его могила. На его могиле римский император построил церковь, которая стала самым значительным памятником средневековья в этом регионе.

Согласно Евангелию, распятие Иисуса происходило на глазах у апостола Иоанна и Пресвятой Богородицы; в этот момент Иисус, взглянув на Свою Мать, сказал: «се, сын Твой» и взглянув на Иоанна, сказал: «се, Матерь твоя». После этого апостол Иоанн принял Марию и никогда не оставлял её одну. После распятия Иисуса в Иерусалиме обстановка среди населения была нестабильной. Вследствие убийства брата апостола Иоанна, апостола Иакова, он решил покинуть Иудею. Между 37 и 48 годами подробная информация о жизни Иоанна отсутствует. Исчезновение апостола Иоанна на 11 лет, предположительно, указывает на его нахождение в Эфесе. Как и другие апостолы, Иоанн был занят распространением христианства. В первой половине VI века по повелению императора Юстиниана I на могиле апостола Иоанна возвели базилику.

 

                                                          дом пресвятой Девы Марии                                                       

Святая Мария

Отрывок из одного сообщения третьего собора, созванного в Константинополе, подтверждает, что Святая Мария вместе с Иоанном Богословом действительно переселилась в Эфес. О жизни после Рождества и о смерти матери Иисуса, Святой Марии, подробных сведений не имеется. Сведения, данные апостолами Лукой и Иоанном, носят относительно противоречивый характер. В Евангелие от Луки Мария изображается как человек глубоко верующий и имеющий большую надежду на будущее. Апостол Лука описывает жизнь матери Иисуса до вознесения Христова.

Апостол Иоанн описывал события немного в иной плоскости. Зарождение новой религии сопровождалось волнениями внутри народа, тем не менее, новое вероучение распространялось довольно быстро. После распятия Иисуса Мария покинула Иудею. Иоанн рассказывает о Божьей Матери, которая была ему доверена Иисусом. Апостол Иоанн взял её к себе на содержание, как и завещал Иисус.

 

Вследствие распятия сына и начала гонений на христиан Мария покинула Иерусалим. Она переселилась в долину, окружённую лесом, неподалёку от Эфеса, её дом находился на горе, неподалёку от лесистой лощины. В этих местах Святая Мария нашла себе постоянное пристанище. Раз в году эфесцы, чтобы почтить Артемиду, взбирались на гору Сольмиссос, однако о нахождении Марии на этой горе им не было известно. Об этом знал лишь апостол Иоанн.

Не все религиоведы поддерживают версию, что Святая Мария умерла именно в Эфесе, многие называют местом её смерти Иерусалим, а местом погребения — Гефсиманский сад. В поддержку версии, связанной с Эфесом, высказывается Ф. Стрихер:

Поклоняйтесь Марие заступнице, находящейся не в Риме, а в Эфесе. — Schweizer Kirchenzeitung (рус. Швейцарская церковная газета)

 

Семь отроков Эфесских

По преданию, во времена императора Деция Траяна семеро юношей, спасаясь от идолопоклонников, нашли укрытие в пещере и провели в ней во сне 200 лет. По другой версии, семеро спящих проснулись в V столетии в годы правления императора Феодосия I. Семь отроков Эфесских почитаются и в мусульманстве. В итоге многие христиане пожелали быть захороненными в этом месте, и их желания были исполнены. Так здесь появилась и была построена вначале небольшая церквушка, затем кладбище со ста могилами, число которых росло; в итоге в городе находились большое кладбище и монастырь. Число могил росло вплоть до VI столетия, и эти места до начала XII века были пунктом назначения многих христианских паломников. Позже эти места были покинуты и подвергнуты разрушениям.

 

Ислам

Ислам в Эфесе стал распространяться с началом османского периода в истории города, то есть начиная с первой половины XIV века. В 1375 году на холме Аясолук была построена первая в Эфесе мечеть Иса-бей. Она была построена дамасским архитектором Али ибн Мишимишем по заказу Айдыноглу Иса-бея. Сама мечеть занимала 1/3 часть комплекса и 2/3 дворового участка. Весь комплекс имел длину в 57 м, ширину 51 м и занимал довольно большую площадь. Во внутренний двор мечети с полуразрушенными куполами имеется вход с западных ворот. Главный вход в мечеть проходит через трёхарочные ворота. Два купола подкреплены колоннами из чёрного гранита. Купола и колонны матово-белого и тёмно-голубого цветов с фаянсовым покрытием. Для возведения мечети Иса-бей и других мечетей в этом районе использовались строительные материалы, привезённые исключительно из Эфеса. Колонны из гранита и капители привезены из портовых бань. Мечеть Иса-бей является одним из лучших образцов исламской архитектуры в Малой Азии. Окна и двери мечети украшены с особой тщательностью. Купол имеет подпорочные своды из дерева, расположенные с двух сторон.

  

 

Кухня и рестораны

В самом Эфесе нет ни кафе, ни отелей, где можно было бы перекусить, поэтому лучше всего взять еду с собой. В Сельчуке же (даже на ближайших к Эфесу окраинах) много разных заведений: от дорогих ресторанов до фастфуда.

Самый распространенный и дешевый перекус — кебаб, его продают в киосках «кебабчи». В так называемых «денерджи» также предлагают баранину, но с хлебом, а иногда и гарниром. И там, и там можно перекусить за 3-5 TRY. «Пидеджи» — это небольшие ресторанчики, где готовят лепешки с разнообразными начинками (как правило, тоже мясными), по 5-7 TRY. В простых ресторанах «локанта» обычно едят местные жители, но и туристы могут к ним присоединиться. Здесь недорого и очень вкусно. Обед на человека обойдется примерно в 25-30 TRY. В изысканных ресторанах цены значительно выше — здесь за ужин придется заплатить от 50 TRY.

Кухня в этих местах тяжелая, но вкусная. Почти все основные блюда готовят из барашка или курицы. Стоит попробовать манты, пельмени и особые котлеты — «кефте». Очень популярна рыба, а в качестве гарнира обычно используют свежие овощи, тушеные бобы или кабачки. Из сладостей неизменно любимы пахвала и халва.

 

Развлечения и достопримечательности Эфеса

Эфес — самый крупный в восточном Средиземноморье археологический комплекс, где обнаружены находки, датируемые Римским периодом. По оценкам ученых, было раскопано только 15 % древнего города, что дает представление о его великолепии.

К самым красивым сооружениям относится построенная в 117 г. н. э. библиотека Цельсия, которая была своего рода монументальной гробницей Тиберию Юлию Цельсу, служившему губернатором провинции Азия в Римской империи и похороненному в саркофаге под цокольным этажом здания. Строительство гробницы, вход в которую украшали две статуи Афины, богини мудрости, было подарком Тиберию от его сына Гая Юлия Аквилы. Когда-то в библиотеке хранилось более 12 тыс. рукописных свитков — некоторые размещались в шкафах и стенных нишах, другие, более ценные экземпляры — за двойными стенами позади шкафов с целью их защиты от перепада температур и влажности.

Библиотека Цельсия считалась самой богатой в древние времена после библиотек в Александрии и Пергаме.

  

Храм Артемиды

Храм Артемиды, одно из семи чудес света, представлен только незаметной колонной, обнаруженной в ходе археологических раскопок, которые проводились Британским музеем в 1870 г. Некоторые фрагменты фриза и другие мелкие находки, обнаруженные на месте расположения храма, сейчас хранятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.

Одеон представлял собой небольшой крытый театр, построенный Публием Ведием Антонием и его супругой около 150 г. н. э. Небольшая площадка для спектаклей и концертов вмещала до 1500 человек. В театр вели 22 ступени лестницы, а его верхняя часть была украшена красными гранитными столбами, выполненными в коринфском стиле. По обе стороны от сцены располагались входы.

Храм Адриана, датируемый 2 веком н. э., посвящен императору Адриану, посещавшему Эфес в 128 г. Фасад одного из самых красивых и хорошо сохранившихся сооружений Эфеса оформлен 4 коринфскими колоннами, поддерживаемыми изогнутой аркой, в центре которой изображена Тюхе, богиня случая и удачи. Этот храм был изображен на обратной стороне банкноты в 20 млн турецких лир в 2001-2005 гг. и новой банкноты 2005-2009 гг. Храм Домициана был одним из крупнейших храмов в городе.

 

Храм Артемиды — одно из семи чудес света.

Вместимостью до 44 тыс. мест и расположенный под открытым небом театр Эфеса — крупнейший в своем роде в древнем мире. Его строительство относится к эллинистическому периоду ко времени правления Лисимаха (3 в. до н. э.). Во время римского периода театр использовался не только для концертов и спектаклей, но и для религиозных, политических и философских дискуссий, а также для боев быков и гладиаторов.

Другие достопримечательности: портика Агора, храм Гестии, ворота Геракла, ансамбль домов с мозаичными полами и настенными фресками («Дома на склоне холма»), здание канцелярских служб Пританей и местный публичный дом с дорожным указателем к нему.

Стоимость билета на посещение археологического комплекса — 30 TRY. 

 

Окрестности

Недалеко от Эфеса находятся руины базилики Св. Иоанна, построенной в 4 веке н. э. По преданию, на этом месте находится могила апостола, вокруг которой постепенно возникло религиозное сооружение. В 14 веке здесь была мечеть, а потом землетрясение нанесло серьезный урон зданию.

  

Святые отроки ефесские

Эфес называют городом «семерых спящих», они были молодыми христианами, подвергшимися преследованиям из-за веры в Бога. Согласно легенде, их замуровали в пещере, где мужчины проспали больше двух веков, а когда они вышли из заточения, оказалось, что христианство стало главенствующей религией. Пещера расположена в километре от древнего города и до сих пор считается местом поклонения католиков и православных, но сейчас войти в нее нельзя, разрешено только смотреть со стороны.

 

Примерно в 9 км от Эфеса находятся остатки дома, где, по легенде, жила Дева Мария уже после смерти Христа. Когда-то это была двухэтажная постройка из камня, которая даже сегодня считается типичным примером римской архитектуры. Посетители могут осмотреть центральную часть и комнату, расположенную справа. Кроме того, рядом с домом есть источник Девы Марии, люди верят, что вода в нем обладает целительными свойствами.

 

Еще одно интересное место, расположенное в Сельчуке, но непосредственно связанное с Эфесом — Эфесский музей. В нем представлены подлинные археологические находки, обнаруженные в городе и гробницах. Самые знаменитые экспонаты — фигурка Эроса на дельфине и комната Артемиды.

Музей закрыт на реновацию до 8 декабря 2017 г.

 

4 вещи, которые нужно сделать в Эфесе

Посетить развалины одного из семи чудес света — храма Артемиды.

Восхититься величественной Библиотекой Цельса.

Присесть на ступени древнегреческого театра и посмотреть представление современных музыкантов или актеров в античном обрамлении.

Познакомиться с христианской святыней — церковью Пресвятой Девы Марии, ставшей первым в истории храмом, посвященным Богоматери.

 

Погода

Эфес отличается жаркими, сухими и даже душными днями летом и прохладной, очень сырой зимой. В теплую половину года дождей практически не бывает, именно в это время лучше всего приезжать сюда, чтобы осмотреть достопримечательности. Хотя в самый разгар лета на археологических раскопках может быть чересчур жарко, поэтому лучше выбирать весенние или осенние месяцы.

Если же есть желание осмотреть памятники древности без толп туристов, можно приехать зимой. Температура в это время почти никогда не бывает ниже нуля, но периодически идет дождь.

 

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ЭФЕСА

 

Храм Артемиды Эфесской

  

 

Библиотека Цельса

Библиотека была построена в эпоху империи во время правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквилы, который пожелал посвятить её своему отцу Тиберию Юлию Цельсу[]. Строительство началось в 114 г. н. э. и было завершено в 135 г. н. э. уже наследником Тиберия, который завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III века во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил фасад здания. Однако в поздний византийский период фасад был разрушен землетрясением.

В 1960—70-х годах была проведена масштабная реконструкция фасада с целью придать ему первоначальный вид. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, которые стоят на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированны попарно в четыре ряда и увенчанны капителями коринфского ордера. Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трёх центральных пар. На нижнем этаже за сценично оформленною колоннадою видно три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз. Над порталами находятся три больших проёма окон. Вход в библиотеку начинался с 9-ступенчатой лестницы. На верхнем подиуме стояли четыре скульптуры, олицетворявшие Премудрость, Добродетель, Мысль и Познание.

  

Агора

Руины агоры относятся к сооружениям периода Римской империи, построенным, скорее всего, в период правления императоров Августа и Клавдия. Агора, которая окончательно была застроена при Феодосии (IV в.), была украшена двойной колоннадой портика, под которым размещались торговые ряды. Когда-то в центре агоры были водяные часы. Эти часы были отреставрированы и переставлены в восточную галерею. Агора была центром торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов империи. Здесь был также рынок рабов, на агоре проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. На севере от агоры стоят развалины колоннады базилики, построенной при династии императоров Августов.

 

Большой театр

Большой театр находился в самом начале Портового проспекта, прилегая вплотную к холмам горы Панаир. Передняя и боковые части театрального здания окружены высокими стенами. Театральная сцена, представляющая существенную культурную значимость, дошла до нашего времени и имеет хорошую сохранность. Театральное здание было трёхэтажным с особым декорационным строем колонн, скульптурных памятников в нишах и изящных рельефных рисунков. Второй этаж театра был построен по приказу императора Нерона, а третий — императором Гальбой.

Здание театра было обнаружено в результате многолетних археологических раскопок. Последние строительные работы в театре были проведены во времена правления императора Траяна. Театр вмещал 25 000 зрителей и имел диаметр 50 м. Проход, расположенный в верхней части здания, имел сообщение с улицей Куретов. Плиты и камни этого театрального здания, впрочем, как и в других случаях, были использованы при строительстве других зданий. Художественная значимость этого сооружения довольно велика: не только как образца театрального здания, но и как места кульминации борьбы между христианами и идолопоклонниками. В первые годы христианства шло постоянное противостояние между теми, кто поклонялся Христу и Артемиде[50]. В окрестностях этого театра происходили народные волнения на религиозной почве, в дело пришлось вмешаться городским службам.

 

Одеон

Полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от агоры. Судя по надписи, его построил в 150 году н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий, место заседаний городского сената. Первое крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочерёдно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. Архитектурное решение одеона аналогично классическим моделям: аудиториум с его двухъярусным полукругом рядов, разделённый на четыре основных сектора лестничными проходами; конструкция просцениума говорит о том, что строение было предназначено скорее для заседаний сената, чем для театральных представлений. Хотя существует версия, что театр вообще не использовался по причине отсутствия приспособлений для слива дождевой воды.

 

Храм Адриана

Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его сооружения — около 138 года н. э. — малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным пронаосом поднимаются пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм. По тем надписям, которые сохранились на пьедесталах, можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерея. Коринфский ордер храма безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурной орнаментики. Две центральные колонны поддерживают лёгкую, утончённую арку — всё, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. Орнаментика арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут цельной линией по антаблементу; в центре арки помещён бюст Тихе (богини-покровительницы города). Архитравы порталов богато декорированы с использованием античных орнаментов. Над главным порталом, который ведёт в наос, находится полукруглая люнетта, где на фоне утончённого переплетения цветов и листьев аканта представлена женская фигура, которая напоминает античные изображения Медузы. В середине наоса можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую императора Адриана[]. Храм был изображён на реверсе турецкой банкноты в 20 миллионов лир 2001—2005 годов и на новой 20-лировой банкноте 2005—2009 годов.

  

                                                          Ворота Геракла                                                                                   

Улица Куретов

Улица Куретов протянулась вдоль склона от Библиотеки Цельса и Ворот Геракла до агоры. Тот вид, который она имеет в наши дни, был придан ей на рубеже IV и V вв., когда проводились работы по её обновлению после сильного землетрясения середины IV в., которое полностью разрушило улицу. Мощение из мрамора и природного камня гармонирует с руинами античных строений, которые стоят по обеим сторонам улицы. Можно увидеть колонны, каменные пьедесталы, подиум, капители, фризы, статуи и остатки торговых лавок и жилых домов. Из этих античных руин, часто привезённых сюда из других районов города, выразительно выделяются крытые галереи с колоннами, покрытие которых выполнено из ценной тонкой мозаики. На пустых пьедесталах, повёрнутых к колоннам, когда-то стояли статуи. На многих пьедесталах до сих пор сохранились надписи, выгравированные на камне. Например, в левой части улицы на юге находилась статуя внука римского диктатора Суллы, Меммиуса. Большая часть статуй была помещена в музей. Название улицы связано с мифологическими персонажами, которые дали имя священной касте куретов. Сначала они возглавляли знаменитые культовые действия в Храме Артемиды[60], а со временем стали играть основную роль в Пританее, где сохранилось множество надписей, которые рассказывают об их деятельности. Такие же надписи встречаются и по всему городу. На этой и других улицах города размещались ямы, накрытые решётками, где помещали осуждённых за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право плюнуть в яму, чем выражал своё осуждение. На улице также расположена стена из мрамора, на котором выгравированы все городские законы.

 

«Дома на склоне холма»

С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль зданий под названием «Дома на склоне холма», повёрнутый к улице Куретов. В основном здесь жили представители привилегированных слоёв общества, в связи с чем улица имеет другое название — «Дома богачей». Они размещены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасой для следующего за ним дома. Так называемый Дом Перистиля II отличается большим количеством декораций. Он был построен в I веке, но со временем несколько раз перестраивался вплоть до VI века. Многочисленные комнаты внутри домов имеют мозаичные полы и настенные фрески IV века. Дом Перистиля I также реставрировался. Датировка его постройки та же, что и предыдущего дома, то есть I век. Одна из комнат известна под названием «театр», поскольку её стены украшены фресками на театральные сюжеты. Некоторые фрески изображают сцены из пьес Менандра и Еврипида. На других фресках изображены мужские и женские обнажённые фигуры. Комплекс был обнаружен в 1969 году во время раскопок пятой по счёту террасы.

 

Пританей

Пританеем в древности называлось здание, которое предназначалось для размещения канцелярских служб, где проводились также праздничные приёмы и банкеты для городской знати. Его можно сравнить с муниципалитетом. Здание пританея было найдено в результате длительных раскопок. Были обнаружены также колонны, плиты и скульптура Артемиды. Комнаты были сгруппированы вокруг священного очага. Нижняя часть здания относится к эллинистическому, а верхняя — к римскому периоду. Предполагается, что пританей был построен императором Августом в I веке н. э. Перед муниципалитетом был небольшой цветник, а для того, чтобы войти в здание, следовало пройти через второй двор, построенный в дорическом стиле. Здание использовалось также в качестве дома для гостей из провинции. Колонны поддерживали крышу помещения, в котором горел вечный священный огонь[62].

 

Дом Богородицы

Обнаружение дома Богородицы связывают с личностью монахини Анны Катерины Эммерих (1774—1824): за два года до смерти ей якобы явилось видение, связанное с этим домом. Дом был обнаружен в 1892 году благодаря раскопкам, инициатором которых был священник П. Юнг. Предполагается также, что этот дом позднее был церковью, построенной в честь Св. Марии в IX столетии. Дом имеет квадратную форму и построен из камня. Внутрь можно попасть через небольшую дверь спереди. В 1896 году папа Лев XIII высказался в поддержку того, что в доме действительно жила Богородица. Начиная с XX века дом активно посещают паломники.

 

Базилика Св. Иоанна

Святой Иоанн прибыл в Эфес, жил в этом городе и начал писать Евангелие в старой базилике, здесь же он и был похоронен. Археологические находки, обнаруженные здесь, показали, что в этом месте находились его могила и ещё пять других могил, имеющих форму креста, некоторые археологи считают, что такое расположение могил было осуществлено по желанию апостола Иоанна. Однако сделать окончательный вывод достаточно сложно, так как большая часть найденных здесь артефактов была тайно вывезена в Грецию, Австрию и другие страны. Начиная с ранних периодов христианства, эта базилика служила местом поклонения многих паломников. Однако в более поздний период базилика разрушилась из-за неблагоприятных климатических условий. По указу византийского императора Юстиниана I церковь была вновь отстроена, и вокруг были построены колонны. Базилика была двухэтажной с 6 большими и 5 малыми куполами, 110 м длиной. Купола были мозаичными и украшены фресковой росписью. Во время раскопок было обнаружено довольно большое количество монет, датируемых I столетием. Из этого следует, что могила апостола Иоанна и церковь его имени были местом постоянного паломничества.

 

   

 

 

 

_______________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

 Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 350.

Достопримечательности Турции.

Naci Keskin. Efes / Huraman Nevruzova. — Antalya: Keskin Color, 2006. —  ISBN 975-7559-02-6.

Şadan Gökovalı. Ephesus / Altan Erguvan. — Ege Net, 1979.

Edward Falkener. Ephesus, and the temple of Diana. — London, 1862.

Фролова Н. Эфес и Троя. — ЛитРес, 2013. — ISBN 9785457217829.

Wolfgang Kosack. Die koptischen Akten der Konzile von Nikaia und Ephesos. — Basel : Verlag Christoph Brunner, 2015. — ISBN 978-3-906206-07-3.

  

ВложениеРазмер
Efez1 (1).jpeg73.37 КБ
Efez1 (1).jpg37.24 КБ
Efez1 (2).jpg297.28 КБ
Efez1 (3).jpg148.47 КБ
Efez1 (4).jpg157.7 КБ
Efez1 (5).jpg745.9 КБ
Efez1 (6).jpg277.71 КБ
Efez1 (7).JPG150.88 КБ
Efez1 (8).jpg216.2 КБ

Комментарии

Отправить комментарий