Город Чердынь
Че́рдынь — город в России, расположенный на севере Пермского края, на правом берегу реки Колвы.
Вместе с прилегающей территорией образует Чердынское городское поселение и является административным центром Чердынского района.
Чердынь является одним из древнейших городов Урала и входит в Перечень исторических городов России. Население — 4920 человек (2010).
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Соликамск — 102 км, до административного центра Пермского края, города Перми — 308 км.
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
Происхождение названия
Название города происходит, согласно гипотезе, выдвинутой А. С. Гантман, от двух коми-пермяцких слов: чер — «приток» и дын — «устье», — то есть «поселение, возникшее при устье ручья».
Согласно другой версии, название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). Современное название речки — Чердынка — вторично, дано по названию города.
В писцовых книгах XVI—XVII веков, в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой, отождествляя её с наименованием исторической области.
Город Чердынь
История
Основание города
Точных сведений о дате основания Чердыни нет.
Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своём современном месте.
Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище, которое относят к родановской культуре. При его раскопках обнаружены обломки глиняной посуды и бронзовые шумящие подвески XII-XIII веков. На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI-XVII веками.
Считается, что Чердынь была центром исторической области Перми Великой, которая в X—XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами (Югрой).
В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путем по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву. Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ её впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Отсюда далее на юг проходил путь на Каму и Волгу, а на восток — по Вишере — в Сибирь. Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно, название горы Полюд происходит от полюдья, то есть дани, которую здесь собирали для Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет. Даже местные князья, которых летописи называют русскими именами и числят среди родственников верейских князей из Московии, в настоящее время по национальности считаются пермяками.
Экономическое и политическое значение Перми Великой — Чердыни достигло пика в XV веке. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское серебро, то есть высокохудожественные серебряные изделия Сасанидской Персии, Византии и Великой Моравии, издавна стекавшиеся сюда по торговым путям в обмен на меха; это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями Золотой Орде. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем, но лишь Василию Темному удалось назначить в Чердынь своих ставленников.
Первые упоминания
Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой в состав Великого княжества Московского.
Первым из найденных через прошедшие пять веков описанием исторических событий в Чердыни является Вычегодско-Вымская летопись, которая начинает упоминать город с 1451 года:
Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной.
Так великопермские князья стали вассалами московских, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятчанами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. После войны с Новгородом 1471 г., за которой последовало его окончательное включение в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 московские полки под командованием воеводы стародубского князя Фёдора Пёстрого разбили пермское войско и взяли в плен князя Михаила Ермолаевича.
Собор Иоанна Богослова Богословского монастыря
Крещение Чердыни
В 1455 году епископом Питиримом была предпринята попытка «крестити ко святей вере чердынцев», оказавшаяся неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства.
В 1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» (повторное, дополнительное) крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь Иоанна Богослова.
1472—1535 года
В 1472 году, после похода устюжского воеводы князя Фёдора Пёстрого на Чердынь, административный центр Перми Великой временно переносится в Покчу[6]. Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре прибыл назад. Его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505, когда княжество было упразднено, и в Чердынь был назначен московский наместник. С этого момента население Чердыни и Покчи становится преимущественно русским, в то время как пермяцкое население сохранилось лишь в отдельных деревнях и на территориях Коми-пермяцкого национального округа, расположенного к западу от р. Камы.
В 1481 году Чердынь переживает атаку манси (вогуличей), которым не удалось взять город.
Устюжский летописный свод доводит до нас сведения о том, что в 1504 году «город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил город на Почке новый».
В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера — дьяка Семёна Курчова — был возведён деревянный кремль, переживший одиннадцать крупных осад. В этом же году сгорела Покча, и Чердынь возвращает себе статус административного центра Перми Великой. Кроме того, в 1535 году Чердынь официально признана городом.
Преображенская церковь и Воскресенский собор
Известно описание Чердыни, составленное воеводой Петром Нащокиным в 1613 году:
город Чердынь деревянный и на городе шесть башен, а мосты и обломы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверо ворота, да тайник завалился; а на городе наряду пушка медная 12 пядей в станку, а станок и колеса ветхи и худы
После выделения южной части пермских земель в вотчину Строгановым административный центр края также сместился на юг, и Чердынь утратила прежнее политическое значение. Экономика края развивается преимущественно за счёт разработки месторождений поваренной и калийной солей вокруг городов Соликамск и Березники, для вывоза которых в Чердыни и Покче до начала XX века строили баржи. Строительство железных дорог также ограничилось южной частью Пермской области, и Чердынь с областным центром в настоящее время соединяет только шоссе и речной транспорт.
Всесвятская кладбищенская церковь Город Чердынь
Чердынь и Покча до сих пор сохраняют облик старинных русских городков с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Пермской художественной галерее (г. Пермь).
Чердынь известна также как место первой ссылки Осипа Мандельштама.
Население
По итогам Всероссийской переписи 2010 года население Чердыни составило 4920 человек, из них 2234 мужчин и 2686 женщин (45,4 % и 54,6% соответственно). По национальному составу наибольший процент среди жителей города составляют: русские — 94,6%, украинцы — 1,4%, татары — 0,7%.
Город Чердынь
Краеведческий музей
В 1899 году в городе был открыт общеобразовательный музей в ознаменование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В этом же году в городе был создан археологический музей. В 1918 году оба музея слились в один Общеобразовательный музей имени А. С. Пушкина, с 1922 года получивший своё современное название — Чердынский краеведческий музей имени А. С. Пушкина.
Музейное собрание составляет более 110 тыс. ед. хранения и включает в себя следующие коллекции: археологическую, пермской деревянной скульптуры, старопечатных и рукописных книг XVI—XVIII веков, коллекции иконописи, этнографии, клады восточных монет.
Музей имеет два филиала: Выставочный зал и Музей истории веры.
Интересные факты
В русской историографии XIX века древнерусский топоним Пермь Великая отождествлялся со скандинавским топонимом Биармия, центр которой, как полагали, находился в районе Чердыни.
Основное действие романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» разворачивается в Перми Великой, в Чердыни и её окрестностях. Второе, авторское название романа — «Чердынь — княгиня гор».
С Чердынью связаны жизни известных писателей: М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Осипа Мандельштама, Леонида Южанинова и других.
Преображенская церковь и Воскресенский собор
ЧЕРДЫНЬ СЕГОДНЯ
Приятно сознавать, что к седой старине и к делам недавно минувших лет протянулись прочные нити современности.
Более чем на 20 тыс. кв. км раскинулась территория Чердынского района, занимая почти всю северную часть Пермской области. А районный центр г.Чердынь имеет особое место среди городов Урала. В 1970 году Чердынь отнесена к числу 116 исторических городов России.
Без преувеличения город можно назвать своеобразным музеем под открытым небом. Здесь взято на государственный учет и охраняется более 100 памятников истории и культуры. Некоторые из них просто уникальны. Земля Чердынская хранит немало бесценных реликвий. Некоторые из них сегодня известны всему миру: пермский звериный стиль, пермские деревянные «боги», уникальные иконы…
С 1947 года продолжаются целенаправленные археологические исследования на территории города и района. На Вятском холме были найдены остатки металлургического производства – медные и железные шлаки, а также яма-кладовка, заполненная черепками посуды, костями животных, предметами, относящимися к пермскому звериному стилю.
Троицкая гора всегда привлекала самое пристальное внимание археологов – еще ни одна из проведенных здесь экспедиций не обошлась без ценных находок.
Вот и ныне, летом 2003 года, на небольшом по площади раскопе обнаружено более 120 находок. Был найден комплект бытовых предметов – наружные замки, наконечники стрел, ножи, серьги, монеты… особое место среди находок занимает бронзовый крест-мощевик, датируемый ХV-ХVI вв.
В городе осуществляется восьмилетняя программа по комплексному историко-археологическому изучению Троицкого городища и превращения его в историко-культурный центр. Троицкий холм уникален тем, что это единственное незастроенное историческое место, которое можно использовать для воссоздания древнего кремля.
Далеко за пределами края известен краеведческий музей им. А.С.Пушкина, являющийся гордостью города. В 1998 году ему исполнилось 100 лет.
В Чердынском районе удивительная по своему составу флора и фауна. Здесь можно встретить редкие экземпляры животных и растений. А слава о Дивьей пещере (длина ее около 10 км), могучем былинном богатыре-камне Ветлан, реках Колве, Березовой, Каме и Вишере, богатой рыбой, идет не только в нашей области, но и по всей стране.
Город Чердынь
Древнейший город Урала становится известным туристским центром Прикамья. Из Чердыни отправляются в походы на Дивью пещеру, на отроги Уральских гор, сплавляются по рекам Березовой, Колве, Вишере. А для тех, кто хоть однажды прошел по Чердынским таежным тропам, совсем по-иному начинают звучать старинные названия селений: Покча, Вильгорт, Янидор, Камгорт, Искор, Ныроб, Колва, Полюд…
Чердынский край привлекает многих людей разных профессий, возрастов и поколений. В последние годы он превратился в место массового туризма и паломничества в том числе и гостей из-за рубежа.
Богатое историческое прошлое района вмещает в себя развитую сеть народных промыслов и ремесел. Здесь развивались резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, вышивка, вязание, плетение, металлообработка и гончарное производство. С целью возрождения прежних традиций создано муниципальное учреждение «Центр сохранения народных промыслов и ремесел», расположенное в бывшей лавке купца Черных. Особенно привлекает туристов салон-магазин «Народные промыслы и ремесла», где всегда широкий ассортимент товара мастеров гончарного производства, узорного ткачества, резчиков по дереву.
В последнее время широкой популярностью среди гостей пользуются вновь открытые Никольская (зимняя) и Прокопьевская (летняя) ярмарки, на которых предлагаются исключительно изделия народных умельцев не только Чердынского района, но и соседних с ним районов.
С недавнего времени в чердынском районе стал действовать центр памяти М.Н. Романова и получил широкую популярность как среди местного населения, так и в области. Основной темой работы Центра и «Исторического театра» стали реальные трагические события, имевшие место в конце 16 начале 17 вв., распространение знаний об историческом наследии. На основе исторических фактов составляются сценарии для театрализованного действия «Исторического театра», что позволяет приобщить к духовному наследию не только специалистов, но и общественность, подрастающее поколение, население края, туристов. Работа в этом направлении ведется постоянно. Об этом свидетельствуют проводимые Центром областные и районные мероприятия. Благодаря театрализованным действиям профессиональных и самодеятельных артистов Вы сможете совершить увлекательное путешествие в 16 век.
ВУЗ В ГЛУБИНКЕ
ВУЗ в глубинке или удачный пример того, когда образование отвечает экономическим потребностям региона.
Российскую высшую школу часто ругают за то, что она не отвечает потребностям рынка и зачастую готовит специалистов, которые не востребованы на рынке труда. В Пермском крае появился пример того, когда подготовка специалистов ведется с учетом экономических потребностей Северо-западного региона края. Инициаторами проекта выступили представители бизнес-сообщества, заинтересованные в подготовке необходимых специалистов.
В 2007 году в г. Чердынь, что в Пермском крае, произошло событие, заставившее по новому взглянуть на проблемы получения высшего образования в российской глубинке. В 2007 году начал действовать совместный проект ЮниКредит Банка, ОАО «Соликамскбумпром», администрации Чердынского района и ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». Цель проекта – обеспечение Чердынского района специалистами в области туристического менеджмента.
Чердынь — уникальный город
Для начала было бы уместно рассказать о специфике региона и, собственно, о причинах, почему возникла необходимость заняться подготовкой менеджеров по туризму для Чердыни.
Чердынь – небольшой город в Пермском крае, расположенный в 470 км к северу от Перми. Городок примечателен своей историей, берущей начало в XV веке. Тогда Чердынь была столицей Великой Перми, а в 1472 г. вошла в состав Московского государства. Сегодня город известен широкой аудитории, благодаря роману пермского писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы», в котором описаны исторические события, происходившие в Чердыни во второй половине XV века. Здесь сохранилось множество исторических и археологических памятников XVIII-XIX вв., а также функционирует Краеведческий музей, основанный в 1899 году. Чердынский район давно известен кладоискателям, потому что именно здесь князья и купцы прятали свои сокровища, скрываясь от врагов, нападавших на Пермские земли во время междуусобиц. Наиболее ценные находки были перевезены в петербургский Эрмитаж, а остальное – хранится в краеведческом музее.
На протяжении последних двух лет в Чердыни проходит ставший традиционным фестиваль «Сердце Пармы» и межрегиональный форум «Русский мир». В рамках этих мероприятий в городе устраиваются научно-культурные конференции, сценические представления, направленные на формирование имиджа Чердынского района как потенциального туристического центра Прикамья. Любители истории располагают богатым краеведческим материалом, который ложится в основу научных трудов местных исследователей Чердынской земли. Жители города с особым трепетом относятся к истории своего края и тверды в намерении сохранить культурно-исторические памятники. Администрация Чердыни разработала стратегию развития туристической инфраструктуры до 2010 года, включающую смелые планы по привлечению средств в местный бюджет от туризма и по занятости населения в данной сфере.
Чердынь, Богоявленский собор
Легенды города Чердынь
О Полюде
Гадал неприятель, в смятении великом пребывая, отчего непобедима Чердынь, в чем сила ее?
Не знали вороги, что жил за Колвой-рекой, средь лесов в пещере огромной каменной славной богатырь по имени Полюд. Дорога была ему Чердынь, оттого и охранял ее богатырь. Чуть завидит он вдалеке вражье войско – разводит у пещеры своей высокий костер, чтобы заметили этот сигнал чердынские стрелки.
Но однажды пришла на Чердынь несметная орда. И решил Полюд сам вступить в бой. Три дня шло сражение жестокое, но неприятель не отступал, подобно черным волнам. Рассердился тогда Полюд, топнул ногой о землю, и закачалась она, застонала, вышла из берегов Вишера-река и потопила в бурных водах своих вражье войско. Мало кто спасся, а и те, кому выжить довелось, долго вспоминали потом о непобедимом богатыре Полюде.
Рассказывает предание, что спустя годы окаменел богатырь, обернувшись горой на Чердынском горизонте.
С тех пор минули века, а Полюд все так же красив, горд и мил сердцу каждого жителя этой легендарной стороны.
Спасская часовня, вдали гора Полюд
Дивий камень (по реке Колва)
С этим камнем связана легенда о какой-то девице, которая управляла чудью. Дева эта, гласит легенда, управляла чудским народом и жила в неприступной крепости на вершине горы, где до сего дня видны следы древнего городища. Дева славилась умом и красотою. Чудской народ под ее управлением был богат и счастлив и вел торговлю с другими «чудаками», обитавшими в Искоре. В хорошие дни Дева сидела на вершине своей скалы и сучила шелк для тенет, которым ее подданные ловили пушных зверей. Когда веретено у нее опрастывалось, она перебрасывала его на Бобыкский Камень, в подарок тамошним девицам.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. 1888г.
Другая легенда о Деве-красавице и богатыре Ветлане. Будто в незапамятные времена на одной скале жила Дева изумительной красоты, а на другой стороне Колвы жил молодой богатырь Ветлан. Они безгранично любили друг друга, но река преграждала им путь. Однажды Дева бросилась к Ветлану, но не смогла перепрыгнуть через реку и разбилась. От печали окаменел Ветлан.
Никольская церковь (пос. Ныроб)
Люди, увидевшие эту церковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческими руками. Ее и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, которая рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю (по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» на поверхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.
О святой Параскеве Пятнице (с. Искор)
С древних времен живет в народе легенда о православной святой Параскеве Пятнице, которая особенно почиталась местными жителями. Во время одного из вражеских набегов Параскева обороняла городок вместе с другими защитниками. Врагам удалось полонить ее. Надеясь, что страдания мученицы устрашат русских воинов, и они сдадутся, израненную женщину с разбитыми в кровь ногами водили вокруг крепости, затем подняли по «узкой улочке» на вершину скалы. Но недруги просчитались – мученический подвиг Параскевы Пятницы укрепил дух защитников крепости, и они храбро отразили все приступы. С тех пор эта святая считается покровительницей Искора, в память об этих событиях в ХIХ веке там построена часовня.
О богатыре Бухоне
Особенно популярным предание стало на севере Чердынского уезда. Прототип героя – Ивашко Сидоров – сын Бухонин – родился в погосте Вильгорт, и более 30 лет содержал на арендных началах транзитный путь по водоразделу-волоку между реками Молог (приток Березовки, бассейн Камы) и Нем (приток Вычегды).
Волок получил второе название – Бухонин (первое название – Немской). По нему чердынские купцы в течение нескольких веков перебрасывали свои товары на Вычегду. Предание записал в 1821 году В.Н.Берх со слов 105-летнего М.Д.Пономарева: «…Вызван был как-то Бухонин в Москву. Забавлял шутками своими великого князя весьма много, раз пришли на княжий двор семь немцев, которые показывали разные чудеса, но Бухонин их всех поглотил». В легендарном предании о Бухоне повторяется широко распространенный в мировом фольклоре мотив об избавлении, который обладает необычайной силой.
Покчинский родник
Говорят, что обязательная примета любой значимой исторической местности – наличие двух источников – живой и мертвой воды. Мертвая лечит человеческое тело, а живая – душу. Так вот, мертвый родник древней Чердынской земли находится на окраине села Покча. Легенды гласят, что на этом самом месте был казнен захватчиками покчинский князь вместе с женой и пятерыми детьми. А на другой день из пропитанной кровью земли потекли семь ручейков, слившихся в маленькое круглое озерцо. И сегодня, если присмотреться, можно заметить, как на поверхность хрустальной воды восходят пузырьками семь подземных струй – две побольше, а пять поменьше.
__________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://cherdyn.permonline.ru/
https://fotki.yandex.ru/
сайт Википедия.
Энциклопедия Пермской области.
Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004.
Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV — первой половине XVII в. — Екатеринбург, 2006.
https://northural.ru/
https://cherdyn59.narod.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Город Чердынь | 46.81 КБ |
Город Чердынь | 73.34 КБ |
Город Чердынь | 97.66 КБ |
Город Чердынь | 122.53 КБ |
Город Чердынь | 89.38 КБ |
Город Чердынь | 216.39 КБ |
CherdynG (6).jpg | 106.11 КБ |
CherdynG (7).jpg | 68.93 КБ |
John_the_Apostle_Church_Cherdyn.jpg | 44.42 КБ |
map387654.jpg | 104.48 КБ |
SpaskChasov.jpg | 77.93 КБ |
Voskres_Preobrazh.jpg | 83.71 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 16335 просмотров
Комментарии
о неоконченном...
снова о неоконченном путешествии в Пермский край...
немного на север, немного на запад - как много можно посмотреть буквально за 1 экспедицию...
Отправить комментарий