Гора Маура
На испещренной множеством рек, озер, болот и холмов территории Вологодской области раскинулся национальный парк «Русский Север».
Этот оазис распространения нетипичных для северных широт представителей флоры богат на созданные природой достопримечательности.
Одним из таких удивительных объектов является природный памятник гора Маура.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
По своему геологическому происхождению гора представляет собой огромное меловое образование с тремя вершинами высотой от 60 до 184 м, в далеком прошлом принесенное сюда скандинавским ледником. Еще совсем недавно крестьянский люд из окрестных деревень добывал на ее склонах известь для хозяйственных нужд.
Более столетия назад южный склон и вершина горы были совершенно безлесыми, здесь располагались заливные луга. С вершины открывался захватывающий вид на Кирилло-Белозерский монастырь и Сиверское озеро, а у подножия можно было любоваться живописной панорамой долины реки Шексны.
Отсутствие высоких деревьев обусловливалось в прошлом массовым выпасом скота на склонах, которым вытаптывалась молодая поросль елей и сосен.
Сегодня обогащенные кальцием и другими микроэлементами почвы поспособствовали наличию буйной растительности как на самой горе, так и в ее окрестностях. Рассмотреть что-то с вершины теперь не представляется возможным, поскольку она и северный склон густо поросли ельником с расстоянием между деревьями 2-3 метра.
В сочетании с непролазными чащами можжевеловых зарослей, земляничными коврами-полянами, множеством трав и цветов по пояс они вызывают воспоминания о дремучих лесах из детских сказок.
Считаясь у местных жителей мощным энергоактивным местом, гора Маура в Вологодской области притягивает к себе туристов и необычным камнем огромных размеров с отпечатком контура босой человеческой ступни (следовым камнем).
Легенда наградила его чудодейственными свойствами: если ступить на отпечаток босой ногой и загадать желание – вскоре оно непременно сбудется.
Этот след приписывается преподобному Кириллу, который поведал здесь преподобному Ферапонту о пришествии к нему Богородицы, которая указала место для строительства новой обители. Отсюда Кирилл осматривал окрестности для основания Кирилло-Белозерского монастыря. Строительство обители положило начало для закладки других монастырей, пустыней, скитов.
В память о совместной молитве преподобных Кирилла и Ферапонта – основателей многих святых мест в округе — в 1997 году рядом с камнем был воздвигнут Поклонный крест.
А в 2000 году вершину горы украсила часовня с маленькой звонницей, на колоколе которой были отлиты лики Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца.
Где находится, как доехать:
Гора расположена на расстоянии 1 км от пос. Горицы и 5 км от г. Кириллов.
Сюда можно добраться на теплоходе или автомобильным (автобусным) маршрутом. От подножия к вершине проложены несколько пеших туристических троп с указателями и памятками об основных значимых датах и фактах.
Многие туристы действительно отмечают небывалый прилив энергии от посещения этого знаменитого и загадочного святого места Вологодчины.
Гора Маура — как проехать указано на карте
На карте обозначены остановки рейсовых автобусов, стоянки экскурсионных автобусов, священный Следовой камень и другие объекты.
Цифрами обозначены экскурсионные стоянки, имеющие следующие названия: 1. топонимическая 2. геологическая 3. историческая 4. история лесов и животный мир 5. ботаническая 6. великий водный путь 7. монастырский родник.
Мы много читали в отзывах об этой волшебной горе, и воображение рисовало её дикой, непролазной, заросшей косматым дремучим лесом. Оказалось ничего подобного. Гора давно окультурена. Через ромашковое поле к ней ведёт хорошо утоптанная тропинка. Хлебнуть вольного лесного воздуха, расслабиться на диких лесных тропах, а также забыть про цивилизацию вам мешают часто расставленные таблички местных археологов и краеведов, которые дают вам информацию о том, какая здесь почва, какие минералы, какая фауна и какая флора, и где здесь стоянки времён неолита. Сомневаюсь я, что здесь сейчас при таком обилии туристов можно встретить сон-траву или венерин башмачок, спасибо, что хоть ромашки с колокольчиками пока не вытоптали.
Тропа на макушку горы, к сожалению, очень даже не дикая и пролазная, на крутых местах даже с небольшими деревянными ступеньками. Неокультуренными остались только стаи комаров, которые стоят около вас как облако. И это не воспитанные московские комары-задохнотики, которые сначала жалко попищат, а потом тихо куснут. Нет, это местные, обнаглевшие от экологически чистого воздуха кабаны, которые впиваются сразу мощно и без предупреждения. Помахивать веткой, конечно, можно, но им это не мешает. Я была вся покусанная, а муж вообще их наелся.
На вершине горы стоят деревянная избушка-часовня, деревянный крест, и загадочный камень с отпечатком босой человеческой ноги.
По православным историям следует, что с этого места преподобный Кирилл Белозёрский увидел место для будущего монастыря, поэтому здесь построена часовня в его честь и считается, что на камне отпечатан его след. Сейчас отсюда, конечно, ничего не увидишь, вся гора и особенно здесь на макушке заросла высоченным густым еловым лесом. Составители путеводителей, которые обещают «прекрасный панорамный вид» либо здесь не были, либо утаили, что карабкались на самое высокое дерево за этим самым видом.
Потом, конечно, нечестно полагать, что след на камне принадлежит преподобному старцу. Камень этот гораздо старше и лежал там задолго до Кирилла. Такие камни называют следовиками. Эти камни-следовики встречаются и в других местах России. По мнению некоторых исследователей, изображения человеческих ладоней и ступней на них являются отражением древних славянских культов, посвященных предкам. Есть также мнение, что камни-следовики были посвящены славянскому богу Велесу. Ещё говорят, что это след ангела. Вообще сама поверхность этого большого серого камня достаточно неровная и бугристая, и сам след не очень чёткий, это скорее похоже на некое очертание подобия ступни. Но, тем не менее, существует чёткое старинное поверье, что если разуться и приложиться к отпечатку, загадав при этом желание, то это желание исполнится.
Гора Маура вообще полна загадок. Считается, что эта возвышенность в центре Вологодской области – мощное энергоактивное место. Считается, что многие отмечают необычный прилив сил от посещения этого места и созерцания окрестностей. А люди с экстрасенсорными способностями утверждают, что «наблюдают на Мауре светлые энергетические потоки, бьющие из-под земли».
Пока я обнималась с камнем, снимала кроссовку и ставила босую ногу в отпечаток, наглые комариные облака пользовались моментом, и я встала перекошенная как сватья баба Бабариха из пушкинской сказки. На лбу, под глазом, над глазом. Красота!...
Кстати, в Воскресенской церкви в Горицко-Успенском монастыре я купила маленькие пакетики с сушеными ягодами черноплодной рябины и витаминный чай из листьев чёрной смородины, малины, земляники и лепестков роз, освящённых у иконы Тихвинской Божией Матери. На них было написано, что все эти растения собраны в окрестностях горы Мауры. Как приятно.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ГОРУ МАУРА
С первого взгляда Гора Маура ничем не поражает туриста. Она весьма небольшая, всего 185 м высотой, о ней нет уникальных исторических сооружений, не растут какие-то необычные растения. Конечно, гора, густо поросшая еловым лесом и цветущими лугами, необычайно красива, но так красив и весь природный парк «Русский Север», на территории которого она и расположена. И все же гора Маура отличается от любой другой природной или исторической достопримечательности Кирилловского района Вологодской области, это понимает каждый, кому посчастливилось приехать к Горицам и подняться на вершину, чтобы полюбоваться красотой открывающего сверху вида. Уже при подъеме в гору вместо привычной усталости человек начинал чувствовать бодрость и особый прилив сил, все черные мысли отступают, сердце наполняется радостью и легкостью. В народе говорят, что внизу под горой Пересекаются сразу несколько водных потоков, а такие места и всегда несут положительную энергию, наполняющую человека новыми силами. Мудрые отшельники, умевшие слышать и чувствовать природу, сознательно искали такие места для строительства монастырей, церквей, скитов, так как мысли человека в таком месте просвалялись и обращались к любви и добру. Об уникальной энергетике эти мест говорят и невиданного размера муравейники, хорошо заметные с тропинок, ведущих в гору. Сегодня на вершине горы стоит небольшая часовенка, со 2-го этажа которой открывается чудесный вид на окрестности. При хорошей погоде можно отчетливо смотреть Кирилло-Белозерский монастырь, стоящий в нескольких километрах от горы.
По преданию, именно с этой вершины и увидел преподобный Кирилл Белозерский то место, которое некогда ему было указано в видении для возведения новой обители. Сегодня неподалеку от часовни можно увидеть камень с выщерблиной, напоминающей очертаниями след ноги.Если верить народной молве, то на камне чудесным образом запечатлелся след ступни преподобного Кирилла, поэтому он починится как одна из святынь кирилловских земель. Им стоит отметить, что, по мнению ученых, возраст камня гораздо больше 6 столетий, прошедших со времени поднятия на гору преподобного старца. К тому же такие камни с отпечатком босой человеческой ноги встречаются и в других местах России, историки связывают их с царившим в дохристианские времена у славянских племен культом предков, а возможно, их посвящали богу нижнего мира и покровителю богатства Велесу.
Сами же жители окрестных сел вспоминают свои сказки и легенды, судя по которым, на камне след ангела, некогда ступившего на гору, местные жители загадывают желание прикасаясь к камню.
Сегодня вершина горы густо поросла высоким лесом, который загораживает панорамный вид, некогда открывшийся преподному старцу. Однако, если верить историческим памятникам, еще в 1930-ые года Маура имела совершенно другой вид. После того наступивший на Европу ледник притащил с собой замечательную глыбу мела, а затем отступил, меловая гора покрылась растительностью. При этом на южном склоне, на вершине горы выросли прекрасные луга, а северный склон порос густым ельником.
Ельник мог продвигаться и дальше на вершину горы, но деревенский скот, который пасся ни вершине, вытаптывал нежные деревья еще в младенческом возрасте, и они не успевали вырасти в лесу. После революции 1917 г. и последовавшего за ней раскулачивания жителей подгорного села лишили большей част скота и вытаптывать лес стало некому. За несколько десятилетий елки выросли, и сегодня Кирилло-Белозерский монастырь можно увидеть, только если подняться на верх построенной часовенки. Но на Мауре есть что посмотреть и без достопамятного камня, например можжевеловые заросли и прекрасные еловые леса, прекрасные луга с обилием редких растений; одних только орхидей на горе насчитывается 10 видов, а в целом в заповеднике — 23 вида. Как это ни покажется странным, но даже суровые зимы теплолюбивым видам орхидей не помеха! они прекрасно адаптировались к вологодскому климату, столь не похожему на привычные орхидеям тропики. Да и в целом гора представляет собой интересный природный феномен, так как растительность ее южного склона свойственна лугам и полям средней полосы России, а северный склон заняли растения из лесотундровой полосы региона Архангельска или Карелии.
В Вологодской области немало аномальных зон с разной энергетикой: одни зоны дают силы, другие могут полностью опустошить человека и стать причиной его смерти. Одно из таких мест — вологодское озеро Колодное. Стоит охотникам или рыболовам остановиться на берегу этого озера, как они бесследно исчезают и больше их никто и никогда не видит.
И остальной части России между этими видами растений различных климатических поясов сохраняется |расстояние в 2500 км, а здесь, на горе Мауре, их раздели ют всего сотни метров.
Следует отметить, что сегодня гора уже во многом утратила свою первобытную красоту: слишком много туристов и паломников проходит по ее тропам за год, все хотят насладиться природными видами и подышать чистым воздухом на этом намоленном мосте. Хотя и прежде, потоки положительной энергии устремляются от поверхности земли вверх, доставляя людям радость и приятные воспоминания об этом месте их пребывания. Впрочем, стоит сказать, что некоторые исследователи аномальных явлений говорили о том, что на горе бывают хрономиражи, однако подробных исследований на Мауре не проводилось, их предстоит сделать в будущем.
ПОСЕЛОК ГОРИЦЫ
Горицы — село в Кирилловском районе Вологодской области, административный центр Горицкого сельского поселения. Расположено в 130 километрах к северо-западу от города Вологды и в 7 км от города Кириллова на живописном берегу реки Шексны.
По переписи 2002 года население — 546 человек (259 мужчин, 287 женщин). Преобладающая национальность — русские (99 %).
Местные жители произносят название села как Гори́цы, распространено также произношение Го́рицы. Название связано с обилием гор в окрестностях села: Маура, Никитская, Городок, Сандырёва, Старое кладбище.
Село Горицы впервые упоминается в письменных источниках под названием Девичья Гора[2] (по другим данным, Древняя Гора[]) в XVI веке. В 1544 году был основан Воскресенский Горицкий монастырь, к тому времени в деревне уже существовали Воскресенская и Введенская церкви.
В 1912 году в «Списке населённых мест Кирилловского уезда Новгородской губернии» в Зауломскую волость входили село и погост Горицкая Слобода, отдельно учитывался Горицкий монастырь. В селе насчитывался 61 жилой дом и 252 жителя (131 мужчина и 121 женщина), в монастыре — 24 жилых дома и 509 женщин. В селе действовали церковь, волостное правление, пристань, магазин, бакалейные и винная лавки[6]. В 1927 году при расформировании уезда село вошло в состав Кирилловского района. В селе был создан Горицкий сельсовет, в 2006 году он был преобразован в Горицкое сельское поселение.
В 1932 году монастырь был закрыт, примерно в то же время были взорваны церкви на Никитской горе и Федосьином Городке.
В годы Великой Отечественной войны в деревне были установлены противотанковые надолбы, но линия фронта остановилась в 200 км к северо-западу, в устье реки Свирь. По воспоминаниям местных жителей, вражеские самолёты часто пролетали над деревней и сбрасывали листовки. После окончания войны на территории монастыря был открыт Дом Инвалидов войны.
В 1963 году при наполнении Шекснинского водохранилища уровень воды в Шексне поднялся и прибрежная часть села оказалась затоплена. Дома, попавшие в зону затопления, были перенесены. Вода покрыла многие окрестные озёра и болота, русла мелких речек, заливные луга и сенокосы. Прибрежные холмы превратились в острова: Никитская, Городок (историческое название — Федосьин Городок), Борки, Козий остров.
С районным центром — Кирилловом — село связано асфальтированной дорогой, построенной в 1972 году. До этого жители пользовались грунтовой дорогой, проходившей по другой стороне озера Аристово (Константиновское) и берегу Сиверского озера. С 1965 года открыто автобусное сообщение.
В 1905 году при монастыре была построена пристань. В 1963 году при строительстве Волго-Балтийского пути старую деревянную пристань разобрали и заменили дебаркадером. В 1964 году построена новая пристань Горицы, которая начала принимать пассажирские «Метеоры» и «Ракеты», а также туристические теплоходы. В настоящее время пассажирское судоходство прекращено. Пристань работает только на приём туристических теплоходов. После постройки двух новых причалов в Горицах могут за день остановиться 10−15 теплоходов. За навигацию 2007 года пристань приняла 812 теплоходов — больше, чем все три пристани Санкт-Петербурга. В 2009 году в Горицах остановились 647 судов.
С давних времён в Горицах действовала паромная переправа через Шексну до деревни Ивицы[7]. В 1963 году паром был заменён моторной лодкой, а потом катером. Катер отправлялся от небольшого причала, расположенного рядом с монастырём. После строительства в в 2004 году автомобильного моста через Шексну в деревне Иванов Бор, расположенной в соседнем с Горицами Алёшинском сельском поселении, переправа была закрыта.
2006 год. При поднятии уровня воды в Шексне прибрежные дома были перенесены. Возле угловой башни монастыря уже не действующая переправа с катером
Главная достопримечательность села — женский Горицкий монастырь. В 1964 году открылись первые маршруты по Волго-Балту на туристических теплоходах с остановкой в Горицах[8]. Из Гориц организуются автобусные экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь и Ферапонтов монастырь. Принадлежащий Череповецкому пассажирскому порту прогулочный теплоход совершает прогулки по окрестным островам.
В 2011 году в Горицах был открыт музей льна и бересты с сувенирной лавкой.
За сезон Горицы посещают более 100 тысяч туристов как из России, так и других стран.
Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский женский монастырь основан в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой. В советское время был закрыт, вновь стал действующим в 1999 году.
СЕВЕРНАЯ ТОПОНИМИКА
Загадка горы Маура
ГОрицы или ГорИцы – допустимы оба ударения – бесспорно славянские названия очень широкого распространения, особенно в гидронимике, но здесь, под Кирилловым, это так называемый ойконим, обозначение населённого пункта. Смысл данного названия как-будто понятен каждому славянскому уху: “маленькие горки”, “невысокие горки”. В словаре В.И.Даля горицей именуется трава острица или лишанка. Кроме того, существует с прошлого века и третье толкование – от старославянского глагола “горети” в значении “светиться”, “сиять”, “искриться”. Хотя бы для речек с названием Горица такая этимология подходит гораздо больше. Но во всяком случае перед нами исконно славянское слово. А вот Маура (по топонимической классификации – ороним, обозначение черты гористого ландшафта) никакому истолкованию на восточнославянской языковой почве, как, кстати, и на финской, не поддаётся. К тому же это бессуффиксальное образование, тогда как русские топонимы в подавляющем большинстве случаев образуются с помощью различных суффиксов, что хорошо видно из названия Горицы.
Там, где бессильна этимология, иной раз бывают полезны более простые средства. Для начала надо посмотреть на карте, конечно, не слишком современной, где располагаются сходные названия. Специальные историко-географические справочники Барсова, Всеволошского и т.п. наших топонимов не содержат. В таком случае остаются губернские статистические описания 60-ых годов прошлого века, лучшие текстовые пособия из существующих. Их данные кое-что проясняют. Если взять за центр ориентации Москву, то в середине России мы найдём Горицы всего один раз, под Липецком. На Брянщине, Смоленщине, в Белоруссии нет ничего, на Псковщине и Новгородчине сходные названия мелькнут всего по одному разу. Их не будет ни в Олонецком, ни в Архангельском краях, вообще нигде севернее и восточнее наших кирилловских Гориц. Вопреки ожиданиям данный ойконим выглядит совсем не общерусским. По два таких названия возникают в Тверской и Ярославской губерниях, одно на Владимировщине, а следующий окажется очень далеко на Востоке в Нижегородской губернии. Единственным местом у нас предстаёт Вологодский край, притом только западная его половина. Тут целых четыре топонима Горицы, считая кирилловские.
Почти такую же картину получаем после картографирования названий от топоосновы “Маур-”. Маурино на Тарусе всего одно для Подмосковья, Маурино под Ростовом Великим, да ещё Мауринская слобода на Вятке. Больше нигде ничего, кроме Вологодчины. На неё падает десяток таких названий, причём больше половины их тоже сосредоточены на западе края. Там, где больше всего Горец, равным образом находим больше всего производных от топоосновы “Маур-”. Стало быть, между двумя этими названиями существовала прочная историческая взаимосвязь, что уже не маловажно. Наши Горицы и Маура на Шексне, как видим, соединены не волей слепого случая, а некоей закономерностью. Следует также отметить один важный момент: Горицы – форма очень устойчивая, почти единственная. Только на Псковщине у нас Горицк, да ещё возможна форма единственного числа Горица. Совсем иное дело с производными от “Маур-”. В отличие от нашего оронима Маура в губернских статописаниях представлены только ойконимы, названия населённых пунктов в самых различных вариантах. Тут и Маурниково, и Маурениковская, и Мауркино, чаще всего Маурино, но есть и Маурина Хребтовская (на Кулое). Это, во-первых, даёт знать, что когда-то таких названий было очень много, во-вторых, что смысл топоосновы тем не менее уже не угадывается, не читается.
Суммируем полученные результаты: оба топонима, Горицы и Маура или производное последнего, принесены на Вологодчину со стороны Подмосковья какой-то племенной группой славян, осевшей именно здесь, окрест Вологды. Далее на восток оба названия убывают. Без особого труда можно установить этническую принадлежность носителей наших топонимов. Из трёх племенных групп восточнославянского происхождения, проникших сюда с запада – новгородцев, то есть, ильменских словен, затем кривичей и, наконец, вятичей – две первые определённо не отдавали нашим топонимам никакого предпочтения. Со стороны Москвы, из бассейна Оки, на Вологодчину продвигались только вятичи. Они-то и несли с собой исследуемые нами названия.
Новая проблема состоит в том, где и когда вятичи широко стали ими пользоваться, ведь в самом бассейне Оки пока известно только одно – единственное тарусское Маурино. Между тем топонимы до эпохи нового времени не изобретались, а наследовались. Надо проследить историю вятичей до первых её истоков, насколько это возможно. “Повесть временных лет”, что общеизвестно, приписывает вятичам, самой восточной группировке среди всех славян, происхождение с дальнего славянского запада, “от ляхов”, и сверх того, относится к ним совершенно враждебно. По этой причине многие учёные, начиная с Татищева, даже не признавали вятичей за славян вообще, как сейчас это утверждает, к примеру, ленинградский археолог А.Д.Мачинский. Наши ведущие слависты – филологи В.В.Иванов и В.И.Топоров выражаются осторожнее, подчёркивая лишь, что вятичи были чужаками среди восточных славян. Как всегда, имеются инаковерующие. Некоторые историки считают сообщение “Повести временных лет” о западнославянском происхождении вятичей недостоверным. У них вятичи так и возникли на Оке.
Тем не менее, хотя бы для контроля, нам с вами стоит заглянуть на запад Славии. Там мы найдём многие десятки, если не сотню с лишним, наших топонимов, причём куда более древних, чем на Руси. Сведения “Повести временных лет”, по всей видимости, не были праздным измышлением летописца. Во-вторых, и здесь ойконим Горицы/Горица стабилен, разве что может быть уснащен определениями вроде Ямничка Горица, Камна, Горнья, Иванчина, Славенска и т.п. Зато производные от топоосновы “Маур-” тоже более многочисленные, как на Вологодчине, и снова демонстрируют множество вариантов словообразования.
По географическим лексиконам прошлого века названия типа Горица от Прибалтики под Ростоком спускаются на юг восточнее Берлина, мелькают в Чехии, в Австрии, особенно в провинции Штиреи, и обильнее всего представлены до наших дней на северо-западе Югославии, прежде всего Словении. Далее к югу на Балканах они заметно убывают, но доходят до северной Греции и Болгарии. Если учитывать варианты типа Горична, Горишна, Горичани и некоторые итальянизированные нормы на севере Адриатики, то для всей Центральной Европы от Ростока до знаменитого Ахерона можно насчитать около ста подобных названий. В тех местах, где сгустки подобных топонимов особенно плотны, в Словении и в Штирии, обитает особый западнославянский народ – горичане. Мелкие их группы проживают в Венгрии. Если сравнить немецкие картографические издания за истекшее столетие, то сразу видно, что там, где веймарский лексикон 1865 года числит около 30 Гориц вне Словении, на новейших картах уцелело менее десяти, а то и пяти. Из этого можно оценить скорость исчезновения наших топонимов, а также сделать очевидный вывод, что лет за двести-триста до составления веймарскиго лексикона всех и всяких Гориц в центре Европы было попросту без счёта.
Ситуация с производными от основы “Маур-” намного сложнее. В той же зоне, что западнославянские Горицы, их сохранилось не так много, но вне данной зоны, там, где древних славян вообще не было, их и теперь ещё десятки. Ими покрыта вся Западная Европа до Уэльса, но без Скандинавии, пестрит карта Южных Балкан, Эгеиды, Малой Азии. Сразу видно, что в отличие от бесспорно славянских Гориц на Одере, в Богемском Лесу, на Шумаве, Драве, Ахероне и прочих производных от “Маур-” создавались каким-то иным этносом. Рассмотрим только самые отчётливые примеры.
Поскольку нас прежде всего интересует пришекснинская гора Маура, отберём сначала чистые аналоги к ней. Это гора в Уэльсе под названием Арренинг Маур, затем гора Монмаур во французских Высоких Альпах и рядом в Савойских или Грайских Альпах, огромный массив под названием Мауриана. Отметим гору Маурберг в Тироле и там горный ойконим Маура, потом гору Маурина в Пьемонте и гору Монте Мауро во Абруццах, горный перевал в Доломитовых Альпах Пассо ди Маурья. Для Словении типичны ойконимы вроде Мауровича, Мауринича, но дальше к югу, в Греции, ярким протуберанцем вспыхивают названия гор и горных хребтов бессуффиксального образования – Маура, Мауро, Мауре – исуффигированные формы Маурейя, Маурели, Маурайя, Маурана, Мауриллон, Мауратон. Не менее трёх горных массивов называются Маурон Орос, то есть “Мауровы горы”.
Кроме тог, в центре и на западе Европы присутствует множество рек и населенных мест от топоосновы “Маур-”, например, городок Маур на Грейфензее под Цюрихом, два округа Маурах в Австрии, реки Мауре и Маурель в Испании, Маурине в Мекленбурге, кантоны во Франции Маурон, Маура. Шатание и разброд словообразования всех этих и подобных им топонимов точно также, как и на Вологодчине, знаменует вырождение семантики топоосновы “Маур-”. Представление о её смысле зато уцелело в Греции, где для нее создавались византийские глоссы-пояснения и кальки-переводы на четырех языках – латыни, итальянском, турецким и, конечно, славянском. Во всех случаях без исключения это будут “Черные горы” (Монтана Нигра, Монтенегро, Карадаг). За неимением иных этимологий, кроме вторичной искусственной от этникона “мавр, мавры”, не остаётся ничего иного, как предположить, что и на. Шексне стоит Черная гора, хотя здесь вятичи едва ли улавливали данный смысл. Если для Гориц принять третью этимологию от “горети”, то между ними и Маурой кроме оппозиции культуры к природе появится еще одна – оппозиция света к мраку.
Для датировки важно следуюшее: глоссы к топониму Маурон орос дает уже Малала, автор VI века н. э„ то есть это слово явно не греческое, как и не латинское, и не германское. Еще раньше, до 300 года н. э., но не известно, когда именно, на среднем течении Эльбы располагался край Мауринга. Это топоним от основы “Маур-” с наращением германского патронимического суффикса – “инг”. Буквальный его смысл, как и латинизированного оронима Мауриана в Альпах, “страна Мауры”, “Маурский край”. В эти времена никаких славян восточнее Днепра на будущей Руси ещё не было, а в Европе романизированные галлы, германцы, на юге греки упражнялись в переделках и в переоформлении оронимов и ойконимов от топоосновы “Маур-”, плохо улавливая её исчезающий смысл. Итак, славяне вместе с другими центрально- и южно-европейскими народами унаследовали это почему-то очень престижное, видимо сакральное, название от предыдущих эпох, у какого-то неведомого народа.
Таким народом скорее всего мог быть только один древнеевропейский этнос – венеты. Как раз они в разные эпохи чересполосно, разрозненными очагами сидели по всей Европе, кроме Восточной, от Эгеиды, где их знавал Гомер, до Атлантики, где их нашел Цезарь. От имени западных венетов до нынешних времён сохранился топоним Вандея. Самый значительный анклав венетов, увековеченный названием Венеции, простирался от Адриатики до южной Германии. Баденское озеро именовалось у древних авторов Лакус Венетус. Кроме этого, на юг Италии прорвалась отдельная группа венетов и обоновалась в Абруццах. Соответственно в итальянской Адриатике уцелело минимум четыре варианта оронимов типа Маура и один в Абруццах, но во всей прочей Италии их больше нет. Это верный знак венетского происхождения всех пяти оронимов.
Венеты крайне важны для нашего исследования по двум веским причинам, надёжно установленным в качестве исторических фактов еще более ста лет тому назад. Факт первый – примерно во времена Цезаря прибалтийские германцы и финны почему-то перенесли название полувымерших к тому времени венетов (венедов) на славян. Немцы и сейчас так зовут лужицких сербов (Wenden или Win disch), а финны и эстонцы именуют всех русских целиком vene, а Россию Venaja , то есть русские, на взгляд из финской Прибалтики, продолжают оставаться “венетами”. Факт второй состоит в следующем: речь идет о так называемом иноназвании или этниконе, поскольку никто в славянском мире не прилагал к своим соплеменникам обозначение “венеты”. Из этого всеобщего для древних славян правила было только одно единственное исключение. Виновниками его оказываются как раз вятичи. Именная основа их самоназвания “Вят-” являеться славянизация этнонима венетов “Венет-/Вент-” с выпадением носового -н-. Такая славянизация, между прочим, произошла довольно поздно, когда это племя уже сидело на Оке. По данным арабских источников носовое -н- в названии вятичей еще сохранялось в Х веке (“Вннт”). Стало быть, знакомая нам форма “вятичи” совсем поздняя, она, видимо, устоялась лишь после XI века. На момент оседания в бассейне Оки они еще были “венетичами”, чужеродными пришельцами из Центральной Европы с точки зрения других местных славян. Как раз их самоназвание доказывает, что у германцев и финнов на самом деле имелись неведомые нам исторические поводы связывать древних центральноевропейских венетов со славянами, а также удостоверяет долю истины в сообщении “Повести временных лет”. То же самое явствует из переноса вятичами далеко на восток неславянского оронима типа “Маура”. Как видим, его историческое значение выходит далеко за пределы местных краеведческих интересов. Он проливает некоторый свет на самые ранние этапы славянской истории.
...Тема данного очерка наметилась в процессе довольно праздного разглядывания плана города ориция на итало-югославской границе. Это самый значительный и наиболее славный из всех населённых пунктов такого названия, в средние века столица графства Горицого и соответствующего архиепископства. Последнее сохраняется и по ныне. На северном выезде из города план указывал гору Сан-Мауро. Сходство ситуации с нашей кирилловской было слишком очевидно, как и вторичность осмысления итальянского оронима от имени католического святого Сан Мауро, то есть Св. Мавр. Только в пору раннего средневековия было канонизировано шесть лиц с этим именем. До всех этих канонизаций гора, конечно, называлась иначе, видимо, просто Маура или Мауро, как в Абруццах. Западные славяне почему-то, как это кажется, сознательно сближали территориально топонимы Горица и Маура, быть может, если держаться старой этимологии для Гориц, для подчёркивания священного контраста между обозначениями света и тьмы. Подтверждением этому служит Горица на том самом Ахероне, который у древних греков отделял их мир от потустороннего. Дело в том, что у Ахерона есть второе название – Мауропотамос, “Чёрный поток”. Здесь ойконим Горицы сопоставлен не с оронимом, а с гидронимом от топоосновы “Маур-”, что существа сакральных оппозиций, если они были, не меняет. Похоже, что наиболее приемлемое объяснение для тесного соседства Гориц(ы) с Маурой на севере Адриатики, на знаменитом Ахероне-Мауропотамосе и у нас на Шексне.
Обнаруженное совпадение – не более чем частный случай, но и не исключение. На Вологодчине имеются другие топонимы западно-славянского происхождения, например, гидроним Тарнога. По восточнославянской фонетической норме в нем не может быть фонемы -а-, а только -е-, как в украинском топониме Тернополь. Формы с -а- засвидетельствованы и фонетически допустимы исключительно в Польше; Тарнобжег, Тарногоуд, Таронов, Тарновски горы, Тарногура, Тарноруда, Торноц и другие. Следовательно, Тарнога – ярко выраженный полонизм, черта польских говоров, не зря вятичи пришли “от ляхов”. Тень сомнения палает даже на главнейший из местных топонимов, название Вологда. По утверждению географа-краеведа начала века А. Орлова в бассейне верхней Одры тоже известен гидроним Вологда, приток реки Малапаны, впадающей непосредственно в Одру. А. Орлов на этом основании доказывал, что и на западе Польши сначала – до славян – жили финны. Современная наука не видит финского субстрата в бассейне Одры. Если польская речка Вологда существует, этот гидроним будет славянским и миграционным в нашем краю. На вероятность этого указывает польский топоним Вологощь и гидроним Волозда – Белоруссии. Несомненно, что при тщательном обследовании местной топонимики будут сделаны и другие неожиданные открытия.
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области.-Вологда: «Русь», 1с.
География Вологодской области.- Вологда: Учебная литература,2005.-240с.
Памятники природы Вологодской области.
Сайт НП Русский Север.
Э. Раков. Основание Горицкого монастыря // Монастырь опальных княгинь. — СПб: Концепт, 1995. — 72 с.
Сведения о Горицком женском монастыре. — Кириллов. Вологда, 1994.
Выпуск X. Кирилловский уезд // Список населённых мест Новгородской губернии / под редакцией Н. П. Володина. — Новгород: Губернская типография, 1912. — С. 36-37. — 146 с.
Александр Раков. Глаза прикрою и увижу снова // Гони, старик, свою лошадку! Былинки. — СПб: Сатисъ, 2009. — 520 с.
И. Куканова. Маленькая пристань с большими возможностями. Волго-Невский Проспект (№22, 2008 год). Проверено 3 июня 2009.
Г. Смирнова. Салют, Горицы!. Красный Север (15 ноября 2007).
Вложение | Размер |
---|---|
Гора Маура | 114.34 КБ |
Гора Маура | 182.35 КБ |
- Тэги:
- 6874 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий