Богородицкие родники на горе Шихан
Богородицкие родники на горе Шихан.
Гора Шихан - довольно высокая гора, недалеко от эрзянского села Большая Йога (сейчас пишут - Ега) на юге Похвистневского района.
Село основано в 1755 году. Тогда из Пензенского воеводства сразу целое эрзянское село Йога было переселено по воле начальства на границу - на реку Кинель.
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Шихан зарос густым лесом (по-эрзянски Шихан и значит: лес-гора). Где-то в лесу на горе, говорят, можно найти остатки каменных строений - местные жители говорят, что там то ли Степан Разин укрывался (в тех местах он, впрочем, не бывал), то ли стояла какая-то татарская крепость. В прошлом веке на горе прятались разбойники, а в 40-х годах - дезертиры.
На самой вершине бьет несколько маленьких ключей, и они образовали во впадине небольшое озеро. Это озеро всегда - сколько село стоит - чтили как святыню, как особое, чудесной силой обладающее место. Как-то это озеро связывают сейчас с именем Богородицы, но почему - никто не говорит толком.
Еще на памяти стариков из Большой Еги, как в 10-20-е годы каждый год по нескольку раз на Шихан устраивались крестные ходы.
Особенно усердно ходили молиться в засуху: на Шихан-озеро дождя у Богородицы просить.
В засуху собирались всем селом; с иконами, с хоругвями, во главе со священником обходили поля, а потом клали на блюдо хлеб, на хлеб - соль, и всем крестным ходом поднимались на Шихан. Там служили молебен. Хлеб и соль ставили на особый моленный камень. Потом спускались с горы и еще один молебен служили в лесу под горой, на старом кладбище - там можно было заметить холмики, заросшие и сгнившие кресты от могил.
Устраивали на Шихан крестные ходы и из соседних сел, сплошь населенных мордвой-эрзей - из Красных Ключей, Большого и Малого Толкаев, из Среднего Аверкина, из Чекалинки.
Хранили родники молитвенники и богомолки из Большой Йоги.
Последним хранителем был богомольный мужик Николай Аверьянович Худяев (по прозвищу дядя Кокша). Он в 60-х годах обновил камень или даже поставил новый.
Жители Йоги каждый год прочищали родники и озерцо, и потому вода там всегда была особенно чистой. Последним, уже в одиночку, озеро чистил Николай Худяев. После его смерти в начале 70-х годов, озеро чистить перестали, а молиться туда некоторое время ходили одни старухи. В начале 80-х годов озеро совсем заросло травой, оставшиеся оконца покрылись тиной. В воде завелись лягушки. Потом на горе, в лесных склонах, поселилось стадо кабанов, пришедшее из сгоревших оренбургских лесов, и ходить на гору совсем перестали. Последние 7-8 лет никто из местных жителей туда не ходил.
Легенды родников
Легенда тех мест гласит, что на горе жил старый монах. Когда у подножия горы стали возникать деревни, их жители отправлялись к монаху за благословением на строительство церквей. У старца в келье были три иконы. Образом святых Космы и Дамиана он благословил жителей села Большой Толкай, иконой Архангела Михаила — крестьян села Архангельские Ключи. У старца оставалась икона Божией Матери «Казанская», когда пришли ходоки сразу из двух деревень — Малого Толкая и Большой Еги. Поскольку крестьянин из Большой Еги преподнес старцу хлеб, он и решил отдать ему икону. Обиделся житель Малого Толкая, между крестьянами возникла ссора, а потом драка. Икона же взлетела в небо и опустилась в одно из озер на горе Шихан (по-эрзянски Шихан и значит: «лес-гора»). Отсюда и пошло название родников — Богородицкие.
Из истории также известно, что село Большая Йога основано в 1775 году. Тогда из пензенского воеводства сразу целое эрзянское село Йога было переселено на реку Кинель. Шихан в то время был покрыт густым лесом. На самой его вершине били ключи, они и образовали во впадинах четыре озерца, которые назвали: первое - «Во имя Отца», второе - «Во имя Сына», третье - «Во имя Святого Духа» и четвертое - «Богородицкое».
В 1937 году местные власти уничтожили два озерца — остались Духовское и Богородичное. К ним постоянно шли больные — они купались в студеной воде и пили ее. Но люди хорошо знали, что вода исцеляет только после молитвы к Господу Иисусу Христу, поэтому здесь много молились, читался акафист Божией Матери. После этого считалось обязательным положить тысячу поклонов перед иконами, которые были укреплены на трех крестах. На среднем кресте, самом большом, была Казанская икона Богородицы; на западном кресте, со стороны села Красные Ключи — икона Архистратига Божия Михаила и Богородицы «Вспоможение в родах»; со стороны села Большой Толкай — икона великомученика Георгия Победоносца — покровителя села Era и икона чудотворцев Космы и Дамиана, очень почитаемая толкайскими мордвами. Иконы эти сохранились и находятся в домах у егинцев.
Сохранившиеся два озерца, в Большом лесу у села Большая Ега, верующие раньше чистили под руководством самого старого жителя села и ходили на вершину молиться и купаться, обливаться водой. Вода считается целебной, очень долго хранится и имеет серо-молочный цвет, но после отстоя очищается и приобретает прозрачность и сладковатый вкус. Вода из озер стекает ручьями с горы, которые соединяются в деревне в один и дальше текут на север, впадая в реку Большой Кинель.
Об исцелениях егинской водой местные жители говорят неохотно, считается, что «за болтливость» болезнь может вернуться. Сложилась традиция ходить на гору не реже одного раза в месяц. Лишь в засушливые годы дозволялось чаще. После восхождения и молитв на 3-4-й день всегда бывал дождь. Если же люди молились усердно — дождь мог пойти сразу. А могла быть только роса — за «слабую» молитву.
Собирали и траву близ родников как целебную. Что интересно, неженатые мужчины на родники не допускались (это было чисто эрзянское поверье).
Особенно усердно ходили молиться на Шихан-озеро в засуху — дождя у Богородицы просить. В засуху со всех окрестных сел сюда шли люди с иконами, хоругвями. Затем во главе со священником обходили поля, а потом клали на блюдо хлеб, на хлеб — соль и крестным ходом поднимались на Шихан. Там служили молебен. Хлеб и соль ставились на особый камень. Потом спускались с горы и еще один молебен служили в лесу под горой.
...Летом 2010 года в страшную засуху из Красных Ключей на двух машинах приехали 10 человек. Машины они оставили у подножия горы. На вершине усердно просили Господа Иисуса Христа о милости — ниспослать дождь. Через три дня на несколько сел Похвистневского района пролился благодатный дождь.
В 1998 году священник села Красные Ключи Владимир Юлин по благословению архиепископа Сергия освятил Богородицкие родники.
О чем просят.
Вода, а также грязь и ил с озер помогают при болях в суставах, снимают ломоту в руках, ногах и пояснице. Вода хорошо исцеляет женские болезни, помогает забеременеть и выносить ребенка. У мужчин повышается потенция. Не загнаиваясь, быстро заживают раны и порезы. Помогает при ушибах, переломах. Хорошо сворачивает кровь. Исцеляет от экземы.
Где находится, как доехать:
Координаты: 53°32′21″N 51°58′54″E
Молитва перед погружением в Святой источник:
Господи!
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником.
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
Молитва после купания.
Господи!
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Аминь.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры! Святой источник - это место особого благоговейного поведения.
Запрещается:
1. Распивать спиртные напитки.
2. Курить.
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель.
4. Выгуливать и купать животных.
5. Громко разговаривать и включать музыку.
6. Разжигать костры вблизи источника.
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Самарской области / сост. А.С.Паженков. — Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области. — Самара: «Экотон», 2010. — С. 117. — 259 с. — 200 экз.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Кадастровое дело № 84. — Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. — Самара, 2015. — С. 1174—1184. — 3010 с.
Из книги Олега Бедулы "Живые родники", 2011 г.
Кадастровые №№ 1-Ки – 8-Ки // Родники Самарской области / Отв. ред. Довбыш В. Н.. — Самара, 2002. — С. 150—151. — 531 с.
Матвеев В., Ильина И., Задульская О. // «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. Захаров А. С., Горелов М. С.. — Самара: Кн. изд-во, 1995. — С. 155—156. — 352 с. — ISBN 5-7575-0465-X.
Мильков Ф. Н. Среднее Поволжье: физико-географическое описание. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. — 261 с.
"Святых ключей чистейшая слеза". Сборник путеводитель по святым родникам Самарской митрополии. Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
официальный Сайт Правительства Самарской области
Достопримечательности Самарской области
родники Самарской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Богородицкие родники на горе Шихан | 197.62 КБ |
Богородицкие родники на горе Шихан | 759.71 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 2659 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий