Бахчисарайский дворец
Прекрасный Ханский дворец Бахчисарая, легендарного «города-сада», вызывал восхищения всех, когда-либо здесь бывавших. Восторженные строки о нем писали великие поэты, писатели, музыканты, монархи. Этот дворец служит удивительным и, бесспорно, уникальным образцом крымско-татарской архитектуры. Настоящий город в городе: с мечетями, банями, мавзолеями, богато украшенными, расписанными и отделанными с большим тщанием и искусством. Когда эту новую ханскую резиденцию строили, в основу проекта заложили идею воплощения исламских представлений о райских кущах, а каждый последующий правитель добавлял сюда что-то свое. Попадая на территорию ханского дворца, оказываешься в удивительной и таинственной атмосфере Востока.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРЫМА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КРЫМА - ТУТ!
КЛАДЫ И СОКРОВИЩА КРЫМА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ КРЫМА - ТУТ!
МЕГАЛИТЫ И ДОЛЬМЕНЫ КРЫМА - ТУТ!
Строительство этого удивительного дворца началось в 16 веке, в период правления хана Сахиб I Гирея. Ранее резиденция крымских ханов располагалась в другом месте, но двор рос, ширился, и в итоге самому правителю, вельможам, многочисленной прислуге и охране стало тесно. Тогда и было решение построить новый дворец, который сегодня мы имеем счастье наблюдать. Самые старые постройки комплекса — это Большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, возведенные в 1532 г. Строго говоря, есть здесь и более старая постройка — это портал под названием Демир-Капы (1508), однако, стоит заметить, что строился он в другом месте, а сюда был перенесен несколько позднее.
При каждом последующем хане во дворце появлялось что-то новое, каждый правитель хотел вложить сюда что-то на память для благодарных потомков. Во время войны между Россией и Крымским ханством, когда столица была взята войсками фельдмаршала Миниха, дворец был уничтожен, однако капитану Манштейну было поручено сделать описание дворца, кое он и составил. Благодаря этому дворец удалось восстановить.
В мае 1787 Бахчисарай посетила Екатерина Вторая, к приезду который были проведены масштабные реставрационные работы, водружена так называемая «Екатерининская миля». Были вместе с императрицей и представители других ведущих европейских держав: император Австрии Иоисиф II, послы Франции, Австрии и Англии.
Восторженные строки о нем писали великие поэты, писатели, музыканты, монархи. Этот дворец служит удивительным и, бесспорно, уникальным образцом крымско-татарской архитектуры.
В 1818 году «Екатерининскую милю» украсила надпись на русском и татарском: «Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисараѣ въ 1787 году Маія 14». Позже бывали в бахчисарайском дворце и другие представители августейшей фамилии, например, императоры Александр I, Александр II, Николай II и многие другие известные люди: поэты Пушкин и Жуковский, герой Отечественной войны генерал Раевский. В тяжелые годы Крымской кампании, когда в роскошных стенах дворца располагался лазарет, здесь оперировал великий хирург Николай Иванович Пирогов.
ПУШКИН В БАХЧИСАРАЕ
4-й зал Художественного музея представляет для посетителей выставку, приуроченную пребыванию в Бахчисарае великого русского поэта Александра Пушкина.
Как известно, молодой поэт посетил Бахчисарай в 1820 году, во время своего вояжа по Крыму. Так случилось, что первое в жизни Пушкина большое путешествие состоялось по причине его ссылки в Ектеринослав, ставшей результатом монаршего гнева.
Отвечая направленности музея, ведущее место в экспозиции заняли предметы изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства из собрания музея-заповедника, среди авторов гравюр и рисунков – К. Боссоли, А. Раффе, А. Чернышев, А.де Палдо, В. Пассек, В. Матэ, Н. Жаба, П. Шиллинговский, Н. Уткин, Т. Райт. Здесь также представлен художник, чьё творчество – гордость всех бахчисарайцев, это В. Яновский, самый «солнечный» художник Крыма…
Написанная под впечатлениями от посещения Ханского дворца поэма «Бахчисарайский фонтан» живёт в культуре и искусстве без малого два века, пушкинские герои любимы ценителями не только литературного наследия, но и сценического. Об этом языком выставочного искусства также говорит данная экспозиция: представлены эскизы к театральным постановкам, фотографии первых исполнителей, репродукции из журналов, копии прижизненных и просто удачных иллюстраций к поэме.
На выставке представлены прижизненные издания литературного журнала «Московский телеграфъ» с произведениями поэта, а также факсимильные копии рисунков и черновиков Пушкина, о которых пушкинист А. Эфрос сказал: «Пушкинский рисунок – дитя пауз и раздумий поэтического труда».
Без преувеличения скажем, что Крым повлиял на творчество поэта исключительно благотворно, именно здесь, по словам самого Пушкина, он провёл «счастливейшие минуты своей жизни». Именно в этот «ссыльный» период определились романтические настроения и устремления поэта, были созданы такие шедевры как «Погасло дневное светило…», «Узник», «Наполеон», «Песнь о Вещем Олеге», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Именно о Крыме Пушкин сказал: «Там колыбель моего Онегина…»
Хан-Джами
Ханский дворец можно смело назвать «городом в городе», настолько он обширен и столько здесь всевозможных достопримечательностей. Однако, попробуем заостриться на наиболее заметных из них. Нельзя не упомянуть старейшую постройку дворца, так называемую Большую Ханскую мечеть или Хан-Джами. Мечеть представляет из себя прямоугольник: имеет два яруса, а четырехскатная крыша покрыта черепицей. Мечеть, как и многие другие архитектурные достопримечательности дворца, возведена в османском стиле и легко бы могла встретится на улицах Стамбула, например.
Снаружи мечеть выглядит приземистой, особенно контрастируя с двумя, вздымающимися ввысь, минаретами. Внутри внимание сразу же привлекает ханская ложа, богато отделанная, искусно расписанная и имеющая свой собственный отдельный вход. К мечети непосредственно примыкает старинное кладбище, самое старое захоронение которого датировано 1592 г.
Сары-Гюзель
Другое старейшее здание дворца, возведенное в 1532 г., — это банный корпус под названием Сары-Гюзель, что означает в переводе на русский язык «Желтая красавица». Здание, правда, своей массивной мощью напоминает скорее не красавицу, а татарского богатыря. Эти бани построены по византийскому типу. Служили они не только для омовения, но и для отдыха и развлечения. Колоритный облик придает факт отсутствия окон, свет попадает сюда исключительно через специальные отверстия в куполе. Отверстия эти сработаны в виде звезд и полумесяцев. Удивительно, но эта древняя баня функционировала вплоть до 20-х годов прошлого столетия.
Портал Алевиза
Еще одно, самое старое здание дворца — это Портал Алевиза, согласно преданию, созданный итальянцем по имени Алевиз Новый. Этот портал датируется и вовсе 1508 г. Ранее он украшал старую ханскую резиденцию в Ашлама-Дере.
Фонтаны Бахчисарайского дворца
В Бахчисарйском дворце бьют сразу два фонтана: один из них шикарный, помпезный, со сложным растительным орнаментом и позолотой, зовется он «Золотой фонтан». Но гораздо большую популярность приобрел совсем другой, более скромный, названый «фонтаном Слез». Имя такое он получил не случайно: построен источник воды был в период правления хана Крым-Гирея в память рано ушедшей из жизни его любимой жены. С тех пор фонтан имеет романтический и печальный ореол.
Где находится, как доехать:
Координаты
Адрес: ул. Речная 133, Бахчисарай.
Экспозиции открыты для посещения зимой до 17:00, летом — до 18:00, лучше заранее уточнять. Центральная касса работает с 9:00.
Стоимость посещения зависит от количества экспозиций, которые желает турист посетить, в среднем около 300 RUB взрослым и 100 RUB студентам.
ОБЪЕКТЫ ХАНСКОГО ДВОРЦА
Северный вход во дворец
Северные ворота (крымско-тат. Darbehane Qapı) — один из четырёх входов во дворец (в настоящее время сохранилось только два). К дворцовым воротам ведёт мост через реку Чурук-Су. Ворота изготовлены из дерева и обиты кованым железом. Они находятся в арке, на которой есть изображение двух переплетённых змей или драконов. По легенде, Сахиб I Герай встретил двух сражающихся змей на берегу реки и одна из них исцелилась в речной воде, что послужило причиной основания дворца именно в этом месте. Эти ворота в настоящее время служат основным входом во дворец.
«Darbehane Qapı» переводится как «ворота монетного двора» (крымско-тат. darbehane — монетный двор, крымско-тат. qapı — дверь, ворота). Это название появилось из-за того, что напротив ворот располагался монетный двор (дарбехане).
К воротам слева и справа примыкают здания Свитского корпуса. Над воротами находится надвратная башня, которая выполняла сторожевые функции. Наружные стены надвратной башни расписаны пёстрым орнаментом, а в окна вставлены цветные стёкла.
Ворота, надвратная башня и стены вокруг дворца были построены только в 1611 году. До этого у дворца не было оборонительных сооружений, так как он изначально не рассматривался как фортификационное сооружение, а укрепления находились в крепости Кырк-Ер. Необходимость в постройке стен появилась только после учащения военных походов донских казаков на Крымский и Таманский полуострова. Строительством руководил Сулейман-паша.
В зданиях Свитского корпуса размещались свита хана и его стража (капы-халкы, крымско-тат. qapı halqı — «дверной народ», «привратники»). После того как Крым вошёл в состав Российской империи, в свитском корпусе стали размещать гостей. В настоящее время в восточном здании Свитского корпуса размещается администрация музея, а в западном — экспозиции.
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь является композиционным центром ханской резиденции[17]. На площадь выходят северные ворота с надвратной башней, Свитский корпус, большая ханская мечеть, ханское кладбище, конюшни, южные ворота, соколиная башня, жилые покои, ворота в посольский дворик. К югу от дворцовой площади расположены садовые террасы, которые хорошо просматривались с площади.
В настоящее время площадь вымощена камнем и засажена деревьями. Во времена Крымского ханства мощения и растительности не было, а площадь была засыпана песком. На ней собиралось войско для напутствия перед военным походом, проводились торжественные церемонии, а также происходила встреча послов и гостей.
Большая Ханская мечеть
Большая Ханская мечеть (крымско-тат. Büyük Han Cami) находится на дворцовой площади к востоку от северных ворот. Это одна из крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца. Мечеть была построена в 1532 году Сахибом I Гераем и носила его имя в XVII веке.
Здание мечети массивное, со стрельчатой аркадой по низу и майоликовыми вставками на стенах. Крыша мечети четырёхскатная и покрыта красной черепицей. Первоначально крыша была покрыта куполами.
Внутри мечети находится большой зал с высокими колоннами. На южной стене расположены окна с цветными стёклами и михраб. Изнутри по периметру верхнего яруса восточной, южной и западной стены мечети идёт широкий балкон (хоры), который поддерживается колонами. На балконе находится застеклённая Ханская ложа, которая расписана, декорирована глазурованной плиткой и украшена витражами. На балкон ведут две винтовые лестницы, кроме того есть отдельный вход со двора на Ханскую ложу.
Главный вход в мечеть находится со стороны реки Чурук-Су. Фасад с этой стороны ранее был отделан мрамором. У восточной стены мечети расположено абдестхане (место для совершения ритуального омовения — абдеста) с шадырваном (фонтаном). На стенах изображены несколько каллиграфических надписей на арабском языке, появившихся в XVIII веке. Надписи выполнены чёрным цветом в зелёных картушах, и являются цитатами из Корана. Также среди каллиграфических надписей на стене есть упоминание имени Кырыма Герая, ремонтировавшего и украшавшего мечеть:
« Да будет благословен ремонт Его Высочества Кырыма Герая Хана »
У мечети два десятигранных минарета с островерхими крышами, которые венчаются бронзовыми алемами (полумесяцами). Высота минаретов — 28 метров. Наверх ведут каменные винтовые лестницы внутри минаретов. Башни минаретов сложены из отёсанных каменных плит, которые скреплены между собой свинцовыми вставками[9].
В 1736 году мечеть пострадала при пожаре. Была восстановлена во время правления хана Селямета Герая мастером Омером. В 1750-х годах Арслан Герай основал во дворе мечети медресе, которое не сохранилось до наших дней. В советское время мечеть была закрыта. В её верхней части располагалась экспозиция музейного отдела археологии, а в нижней части был расположен находится лапидарий (хранилище архитектурных деталей, обломов, камней с надписями и изображениями). В настоящее время она вновь открыта для верующих.
Баня Сары-Гюзель
Банный комплекс Сары-Гюзель — одно из старейших зданий Ханского дворца, которое было построено Сахибом I Гераем в 1532 году. С крымско-татарского языка «Sarı Güzel» переводится как «желтая красавица» (крымско-тат. sarı — жёлтый, т.е. светлокожий, güzel — красивый, красавица). Бани находятся на восток от большой Ханской мечети.
Баня устроена по турецкому типу. Горячий воздух, нагретый топкой в подвальном помещении, поднимаясь, нагревал плиты пола, которые были установлены на коротких колоннах. Горячая и холодная вода подавались в баню по свинцовым трубам. Вдоль стен были расположены каменные скамьи и установлены раковины. Имелось мужское и женское отделение, каждое из которых было накрыто отдельным куполом и имело у выхода крытый дворик с фонтаном. В куполах для вентиляции и освещения проделаны отверстия в форме звёзд и полумесяцев. Над мужским отделением есть надпись:
« Это превосходное сооружение соорудил справедливый султан Сахиб Герай хан сын Менгли Герая хана сына Хаджи Герая хана. Дата 939 год.
Оригинальный текст (кр.тат.) [показать]
»
Банный комплекс продолжал работать по назначению вплоть до 1924 года[22], после чего помещения пришли в аварийное состояние. В настоящее время ведётся реставрация.
Ханское кладбище
Ханское кладбище (крымско-тат. Mezarlıq) находится к югу от большой Ханской мечети. Первое захоронение на кладбище датируется XVI веком. Сохранилось 98 памятников, изготовленных из мрамора и известняка.
На кладбище похоронены девять ханов: Девлет I Герай, Газы II Герай, Ислям III Герай, Мехмед IV Герай, Хаджи Селим I Герай, Менгли II Герай, Селим II Герай, Арслан Герай, Кырым Герай. Сохранились надгробные памятники Мехмеда IV Герая, Менгли II Герая, Селима II Герая, Арслана Герая и Крыма Герая. Кроме того, на кладбище похоронены 45[] членов ханских семей, а также представители высшей придворной знати, всего более 320[] человек.
Памятники Ханского кладбища выполнены единообразно: саркофаг с двумя стелами по торцам. Головная стела венчается чалмой у мужских погребений и фесом у женских погребений. Многие из памятников украшены орнаментальной резьбой, также на головных стелах высечены эпитафии. Над могилой Менгли II Герая построена ротонда с восемью колоннами и арочными перекрытиями, посередине которой расположено мраморное резное надгробие.
Для Девлета I Герая и Исляма III Герая построены два восьмигранных мавзолея (крымско-тат. dürbe), которые сложены из тёсаного известняка и покрыты куполом. Купола покрыты кровельным железом, а до 1863 года были покрыты свинцом. Северное дюрбе принадлежит Девлету I Гераю. В нём похоронено шесть человек. Южное — Исляму III Гераю, в нём похоронено девять[] человек.
Конюшенный корпус
Конюшенный корпус состоит из нескольких зданий. Он находится между ханским кладбищем и библиотечным корпусом. Сами конюшни были расположены на первом этаже. Второй этаж был отведён для смотрителей. Корпус был перестроен в 1850-е годы.
В XIX веке в конюшенном корпусе были расквартированы солдаты инвалидной команды.
Дюрбе Диляры-бикеч
Дюрбе Диляры-бикеч (крымско-тат. Dilâra bikeç Dürbesı) — мавзолей Диляры («бикеч» указывает на высокое положение, крымско-тат. bikeç — устар. невеста), которая по легенде была любимой женой хана Крыма Герая. Здание было построено в 1764 году в дальнем углу садовых террас. Над входом в мавзолей ранее была установлена плита с надписью «Молитва за упокой души усопшей Диляры-бикеч». «Фонтан слёз» первоначально был установлен при дюрбе, а затем в 1783 году был перенесён в фонтанный дворик.
Здание дюрбе восьмигранное и укрыто куполом с полумесяцем наверху. Все стены разбивают идущие в два ряда проёмы-арки с окнами внутри. Сверху и снизу по сторонам восьмигранника идут рельефные тяги, которые подчёркивают дробное членение форм, выполненное арками.
Персидский сад
Персидский сад расположен к югу от гарема и огорожен высокой стеной. В нём были беседки, фонтаны, бани. Из гарема в сад есть широкая калитка. В углу сада стоит Соколиная башня.
Соколиная башня
Соколиная башня (крымско-тат. Toğan qullesi) находится к югу от гарема в Персидском саду. Башня была построена в 1760-е годы. Название «соколиная» связано с тем, что на первом этаже башни держались ловчие птицы.
Башня двухэтажная и пустая изнутри. Первый этаж башни сложен в форме куба из скреплённого глиняным раствором бутового камня и оштукатурен. Верхний этаж башни сделан в форме шестигранника, обшит досками и покрыт черепицей. Высота башни составляет более 15 метров. Наверху смотровая площадка с забранными деревянными решетками окнами, на которую ведёт деревянная винтовая лестница.
Соколиная башня была соединена с торцом гаремного корпуса. Из неё жительницы гарема могли наблюдать за дворцовой площадью, а евнухи могли видеть гарем.
Портал Демир-Капы
Портал Демир-Капы, крымско-тат. Demir Qapı («посольские» двери, портал Алевиза) — древнейшая датированная часть дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через который послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. Портал был выполнен в 1503—1504 годах для хана зодчим Алевизом Новым, который работал в Крыму по пути в Москву, куда направлялся по приглашению Ивана III для строительства Архангельского собора и ряда других храмов. Портал Демир-Капы был создан до постройки ханского дворца в Бахчисарае и, возможно, находился в предыдущей ханской резиденции Девлет-Сарай, а затем был перенесён в Бахчисарай.
Массивная дверь портала обита коваными железными полосами. Название «Demir Qapı» с крымскотатарского языка переводится как «железная дверь» (крымско-тат. demir — железо, железный, крымско-тат. qapı — дверь). С двух сторон дверь обрамляют пилястры с коринфскими капителями. Над пилястрами находятся архитрав, орнаментальный фриз и карниз. В углах карниза — акротерии с растительным рисунком, а над карнизом — полукруглый тимпан, над которым также расположены акротерии.
Портал выполнен из резных блоков известняка в стиле ломбардо-венецианского Ренессанса. На нём изображены дубовые листья, цветы, желуди, монеты, нити жемчуга. Над дверью находится арка, украшенная растительными завитками и цветами. Также портал украшен двумя надписями на арабском языке, которые высечены из камня и позолочены.
Первая надпись, высеченная в круге внутри тимпана, гласит:
« Владелец этого дворца и правитель этой области, государь величайший, благороднейший, Менгли Герай хан, сын Хаджи Герая хана, да помилует Бог его и его родителей в обоих мирах. »
В центре этой надписи изображена Тарак-тамга — символ династии Гераев.
Вторая надпись, идущая по фризу, гласит:
« Этот величественный порог и эта возвышенная дверь построены по приказу государя двух материков и хакана двух морей, государя, сына государя, Менгли Герая хана, сына государя Хаджи Герая хана. 909 (1503). »
Портал Демир-Капы
Зал Дивана
Зал Дивана (крымско-тат. Divan hanesı) предназначался для заседаний государственного совета (Дивана). Для хана по центру южной стены был установлен трон, обтянутый цветным сукном и украшенный золотым шитьем. Слева и справа от трона стояли низкие диваны для приближённых хана. Для беев, входивших в Диван, вдоль стен были установлены длинные скамьи.
На северной стене над входом в зал Дивана находится узкий решетчатый балкон (хор), который, по легенде, использовался ханом для подслушивания заседаний дивана, когда они проходили в его отсутствие. Такой же балкон ранее был и на южной стене.
Потолок деревянный, наборный[]. Во всех стенах были проделаны окна, которые шли в два ряда и были оформлены витражами. До наших дней сохранились окна в восточной стене.
До сожжения дворца фельдмаршалом Минихом пол зала Дивана был выложен из мраморных плит, в центре зала был расположен квадратный бассейн с фонтаном, а стены были украшены фарфоровыми изразцами[]. В 1742 году помещение зала Дивана было восстановлено. Изначально росписи стен и потолка имитировали мрамор и изображали виноградные гроздья. Те росписи, которыми оформлен зал в настоящее время, были созданы в XIX веке.
В 1917 году в зале Дивана курултай крымских татар провозгласил создание независимого крымскотатарского правительства.
Летняя беседка
Летняя беседка была построена в Бассейном дворике для отдыха. В центре беседки расположен квадратный бассейн с резным фонтаном из белого мрамора. Вдоль стен стоят диваны. Сначала беседка была открытой и одноэтажной. Колонны были увиты плющом. В 1821—1831 годах между её колоннами сделали дощатые перекрытия и застеклили витражами. Также был достроен второй этаж, в котором находится Золотой кабинет. Резной потолок беседки был выполнен мастерами Михаилом Кладо и Василием Дорофеевым[].
В 1962 году проводилась реставрация летней беседки, при которой открыли её первоначальную роспись. На этой росписи изображены: домики, воздушные мостики, группы кипарисов, беседки.
Золотой кабинет
Вид на Золотой кабинет снаружи
Золотой кабинет находится на втором этаже над летней беседкой. Его оформление — результат работы иранского зодчего Омера. В Золотом кабинете резной деревянный потолок, к которому прикреплена люстра из хрусталя. Всего в кабинете 24 окна, застеклённых цветными стёклами и расположенных в два яруса на трёх стенах. Под окнами стоят диваны, обитые бархатом.
На стенах лепнина из алебастра, изображающая вазы с фруктами. По карнизу вдоль трёх стен тянется поэтическая надпись на арабском языке в честь Крыма Герая. Вдоль одной из стен стоят шкафы с посудой; в ней же сделаны камин и входная дверь. Над входной дверью в застекленных антресолях стояла изготовленная из воска композиция зимнего сада из искусственных миниатюрных деревьев, цветов и птиц. Во время немецкой оккупации Крыма она исчезла.
Малая ханская мечеть
Малая ханская мечеть (крымско-тат. Kiçik Han Cami) располагается в главном корпусе и была предназначена для представителей ханской семьи и ближайших сановников. Постройка малой мечети датируется XVI веком, а росписи — XVII—XVIII веками. В росписях мечети используются только растительные и декоративные орнаменты. Купол парусный, опирается на барабан-восьмигранник, сложен из плинфы, расписан в конце XVIII века мастером Омером.
В южной стене расположен михраб, в верхней части которого вырезано семь орнаментированных поясов, символизирующих семь уровней небес. Над михрабом есть витраж, на котором изображена печать Сулеймана (гексаграмма). На стенах малой мечети были обнаружены выцарапанные изображения лодок с парусами, лошадей и всадников.
Золотой фонтан
Золотой фонтан (Маг-зуб) изготовлен из мрамора и находится в фонтанном дворике возле входа в малую Ханскую мечеть. Он использовался для обряда омовения (абдест)[].
Фонтан назван «золотым» из-за того, что покрыт позолоченным резным орнаментом, символизирующем райский сад. В орнаменте использованы растительные мотивы: цветы, листья, фрукты, виноградные лозы. Посередине фонтана высечена крупная розетка, символизирующая вечную жизнь. Орнамент Золотого фонтана был использован на аверсе монеты, выпущенной Национальным банком Украины в честь Бахчисарайского дворца в 2001 году.
Кроме орнамента, фонтан также украшают две надписи на арабском языке. Верхняя надпись на фонтане сообщает, что фонтан был построен в 1733 году при хане Каплане I Герае:
« Каплан Герай хан, сын Эль-Хадж Селима Герая хана, да помилует Аллах его и родителей его, 1146 год »
Нижняя надпись является цитатой из Корана (76:21):
« И напоил их Господь напитком чистым »
«Фонтан слёз»
«Фонтан слёз» был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. Он был установлен у дюрбе Диляры-бикеч. Со временем источник, питавший фонтан на старом месте, иссяк. К приезду в Ханский дворец Екатерины II фонтан был перенесён в Фонтанный дворик, где находится по сей день. В Бассейном дворике дворца есть похожий фонтан.
По легенде, Диляра была любимой женой Крыма Герая, которую отравила соперница. Фонтан, созданный в честь жены, должен был символизировать скорбь хана. Эта легенда легла в основу поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан»[], благодаря которой фонтан стал широко известен.
Фонтан сделан по типу «Сельсебиль» (Сельсебиль — один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру)[]. В центре расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши водой символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе то усиливается, то утихает.
У подножия фонтана вырезана спираль, которая символизирует вечность. В верхней части фонтана вырезано стихотворение поэта Шейхия в честь хана Крыма Герая, а в нижней части фонтана — 18-й стих из 76-й суры Корана:
Гаремный корпус
Гарем (крымско-тат. Arem) размещался в четырёх больших зданиях. В XVIII веке в нём было 73 комнаты. К приезду во дворец Александра I в 1818 году были снесены три обветшалых здания (70 комнат). Сохранились только трёхкомнатный флигель и беседка, которые дошли до наших дней. Здание флигеля впоследствии было отреставрировано, а на его широкой террасе для обзора туристами выставлены балконы. Во флигеле воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского дома XVII—XIX веков[]: комнаты «Буфетная», «Жилая» и «Гостиная».
Гарем обнесён стенами из камня, высота которых достигает восьми метров[12]. К южной стене примыкает Соколиная башня, из которой жительницы гарема могли видеть дворцовую площадь. Также в южной стене проделана широкая калитка в Персидский сад.
Жилые покои
Жилые покои занимают второй этаж главного корпуса. Также на втором этаже расположены Посольский зал, Кофейная комната и Золотой кабинет.
Комнаты имеют резные потолки и витражи на окнах, а также оборудованы каминами. Отделка помещений и планировка существенно изменились после присоединения Крыма к Российской империи.
В комнатах покоев размещена экспозиция предметов быта крымских татар. Отдельно выделены «ханская столовая» и «ханская спальня». В спальне есть альков.
Посольский дворик
В посольском дворике послы ожидали приёма. Во дворик они попадали через ворота с Дворцовой площади, откуда затем через «посольские» двери (портал Демир-Капы) и Фонтанный дворик попадали в зал Дивана.
В посольском дворике разбит сад, засаженный кустами самшита и тополями. Также здесь установлены два фонтана: один из них расположен по центру, второй из резного камня у здания.
К югу от дворика находятся парадные помещения, а к северу — личные покои ханов.
ИСТОРИЯ БАХЧИСАРАЙСКОГО МУЗЕЯ
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник является преемником Национального музея крымских татар, который официально был провозглашен в 1917 г. Инициатива создания первого крымскотатарского музея принадлежит художнику, историку-краеведу, этнографу Усеину Боданинскому. Раскопки. Мечеть Узбека Музей размещался в знаменитом памятнике архитектуры XVI-XVIII вв. – Ханском дворце, бывшей резиденции правителей Крымского ханства. История создания музея берет свое начало еще в дореволюционное время. 31 марта 1916 г. Петроградское общество защиты и сохранении в России памятников искусства и старины открыло Бахчисарайский отдел (кружок), инициатором и председателем которого стал У.А. Боданинский. Членами кружка был создан и татарский художественно-исторический музей, однако официального статуса он еще не имел.После Февральской революции, 25 сентября 1917 г. решением Крымского Временного Мусульманского Исполнительного комитета Усеин Боданинский был назначен директором дворца, а 4-го (17) октября 1917 г. приказом Таврического Губернского комиссара Временного Российского правительства он был утвержден комиссаром (заведующим) Бахчисарайского ханского дворца. Усеин Боданинский и Осман Акчокраклы Первоначальную коллекцию музея составили остатки собственно ханского имущества, предметы внутреннего убранства комнат, приобретенные для прибывавших во дворец российских царственных особ и небольшая коллекция декоративно-прикладного искусства крымских татар, собранная А.Г. Котовым, Н.П. Кондаковым и А. Иваненко.За короткое время работы музея, его фонды пополнились с 200 единиц до одной тысячи предметов. Первоначально музей содержался на средства крымскотатарской Директории.В ноябре 1920 г. власть в Крыму была вновь взята большевиками. Несмотря на то, что Дворец-музей официально существовал с октября 1917 г., документальное оформление при большевистской власти крымскотатарский музей получил лишь 18 марта 1922 г.
Бахчисарай - Ханский дворец. Фото Ф. Орлова. н. ХХ в. С этого времени он получил название «Государственный Дворец и Музей Тюрко-татарской культуры». Были образованы филиалы: Музей Гаспринского (до 1928 г.), Коккозкий дворец (до 1924 г.) и развалины городов-крепостей Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен и Черкез-Кермен.
У. Боданинский развернул широкую деятельность по популяризации музея не только в Крыму, и в целом по стране, но и на международном уровне (в фондах ГБУ РК БИКАМЗ сохранились письма У. Боданинскому из Британского музея и посла Японии).
Стремительно растет пополнение фондов музея. Согласно Книгам поступлений, в 1922 г. в музее насчитывалось 1835 единиц хранения, а к концу 1934 г. – 2715 предметов, не учитывая старинных рукописных и печатных книг, а также предметов из археологических экспедиций. Формирование фондов музея с самого его основания имело не случайный характер. Целенаправленно закупались или передавались в дар предметы, относящиеся к истории и этнографии крымских татар, к культуре Ислама.
Усеин Боданинский 1903 г. Книги поступили главным образом из библиотек Зынджирлы медресе, Буюк Хан Джами (Большой ханской мечети) и личной библиотеки Исмаила Гаспринского. Всего старинных книг насчитывалось более полутора тысяч единиц, из них 600 наиболее ценных рукописных. Основу коллекции составляли старинные предметы XVI-XIX вв. декоративно-прикладного искусства крымских татар (вышивки, ювелирные украшения, изделия из дерева, металла, кожи и др.), коллекция восточного, в том числе крымского оружия, монеты золотоордынского периода и Крымского ханства, предметы из личного имущества крымских ханов.
В помещениях дворца размещались экспозиции, отражающие историю и культуру крымских татар. Для этого были изготовлены манекены, по эскизам У. Боданинского. Действовала экспозиция, отражающая культуру крымских караимов.
Разработанный музеем в 1926 г. маршрут экскурсий включал в себя показ построек средневекового города, его древних промыслов, кустарного производства, знакомство с ремеслами и бытом Бахчисарая. В СССР это был первый этнографический музей «под открытым небом».
Успешно развивалась и научная деятельность музея. Сотрудники принимали участие в ряде этнографических экспедиций по Крыму. Были организованы и археологические экспедиции, с привлечением ведущих археологов и востоковедов страны. Это И.Н. Бороздин, Г.А. Бонч-Осмоловский, А.С. Башкиров, Б.Н. Засыпкин, Н.Л. Эрнст, А.Н. Самойлович и др. Исследованиям подверглись Кырк-Азизлер, Эски-Юрт, Старый Крым, Чуфут-Кале, Эски-Кермен. В ходе экспедиций был собран богатейший материал.
К сожалению, с начала 1930-х гг. все исследовательские работы по археологии и этнографии в музее были приостановлены, часть сотрудников музея была репрессирована. Первый директор и основатель музея У. Боданинский в 1934 г. был уволен, затем арестован и расстрелян 17 апреля 1938 г.
18 мая 1944 г. в результате депортации крымскотатарского народа, музей крымских татар перестал существовать, а его этнографическая коллекция была, частью разграблена, частью перемещена в другие музеи. Сегодня эти предметы находятся в музеях Украины, России, Германии и в частных коллекциях. Уцелевшие экспонаты составляют сейчас основу нынешних экспозиций Музея истории и культуры крымских татар, созданного в 1996 г. и являющегося филиалом Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
Кустова Мария Георгиевна В 1944 г. директором Бахчисарайского музея была назначена Кустова Мария Георгиевна. Это были не простые годы для музея. Благодаря усилиям и убедительности М.Г. Кустовой Ханский дворец был спасен от разрушения и полного забвения. Не считаясь с трудностями, лишениями послевоенных лет, эта удивительная женщина возродила к жизни Бахчисарайский музей. Своим упорным трудом она добилась восстановления многих памятников, по ее инициативе была продолжена реставрация дворца. Огромная заслуга М.Г. Кустовой состоит в сохранении этнографических коллекций и пополнении фондов музея. Так, в 1951 и 1957 гг. М.Г. Кустова побывала в командировке в Артиллерийском и Этнографическом музеях Ленинграда и Эрмитаже, благодаря чему фонды музея пополнились старинным оружием, посудой известных фарфоровых заводов, восточными тканями, вышивками, салфетками XVII-XVIII столетий. В этот период продолжается работа по собиранию и приобретению экспонатов, характеризующих ремесленное производство крымских татар. Музей обладает уникальной коллекцией золотного шитья крымских мастеров XVIII вв.
Археологические коллекции поступали в фонды музея с момента его основания. Планомерная и целенаправленная работа по научному комплектованию археологических фондов началась с момента создания в Бахчисарае Музея «Пещерных городов» в октябре 1937 г. С этого времени музей состоял из музея «Пещерных городов» и Дворца-музея. Экспозиция музея «Пещерных городов», тематико-экспозиционный план которой был составлен известными археологами: Е.В. Веймарном, Д.А. Крайновым и Н.Н. Смирновым, размещалась в Большой Ханской мечете.
Е. В. Веймарн, 1945 г. При музее была создана археологическая станция по приему и консервации археологического материала. В ведении музея находилось 14 филиалов. Начальником станции долгие годы работал Е.В. Веймарн, который внес неоценимый вклад в создание археологической коллекции музея. Создание музея «Пещерных городов» сыграло значительную роль в деле охраны «пещерных городов». В 1955 г. Дворец-музей и музей «Пещерных городов» были объединены в Бахчисарайский историко-археологический музей с двумя отделами: археологическим и историческим. В это время во Дворце начали работать сотрудники Киевских реставрационных мастерских.
В Фонтанном дворике Ханского дворца, на северной и южной стенах, они расчистили росписи XVI века в виде черно-красного «рустика», а Золотой фонтан отмыли от масляной краски и обновили отделку сусальным золотом, сделав его вид первоначальным. С этого времени работы по реставрации дворцовых построек велись постоянно. Так, в 1970-80-х гг. было отреставрировано помещение бывшей Ханской канцелярии, Посольский зал, зал Дивана, Свитский корпус, здание Гарема, бани Сары Гузель.
Фонтанный дворик, 60-е гг. (2) Киевскими реставраторами были произведены не только ремонтные работы этих построек, но расчищены и восстановлены старинные росписи под руководством П.Я. Редько. С 1960 по 1981 гг. директором музея был Иван Иванович Чурилов.
В 1957 г. в музей пришел И.И. Лобода, его трудовая деятельность продолжалась 55 лет. Он внес огромный вклад в развитие археологической науки Крыма, вместе с В.Н. Хоменко создавал экспозицию археологического отдела Бахчисарайского музея, которая была лучшей в Крыму, многие годы участвовал и руководил раскопками музея, из них 25 лет работал на Усть-Альме.
В 1970-80-х гг. экспозиция археологического отдела располагалась в Большой Ханской мечете, где освещалась история Крыма и Бахчисарайского района от эпохи палеолита до средневековья. Непосредственно в Ханском дворце была развернута экспозиция исторического отдела, рассказывающая об истории Крымского ханства и Ханском дворце – памятнике архитектуры XVI-XVIII столетий. Свитский корпус дворца использовался в качестве помещения для выставочных залов.
Веймарн Е.В., Лобода И.И. в археологической экспедиции В этот же период в нартексе Большой Ханской мечети функционировала первая в Крыму голографическая выставка крымских археологических находок, созданная В.Н. Хоменко, заместителем директора по научной работе. Экскурсия по дворцу длилась 2,5 часа и охватывала экспозиции обоих отделов. Так же проводились экскурсии по Успенскому монастырю и «пещерным городам» – Чуфут-Кале, Мангупу и др. Директором музея с 1981-1987 гг. был Виктор Денисович Касьяненко. В это время в музее продолжались ремонтно-реставрационные работы, создавались новые экспозиции в Ханском дворце. Большой вклад в развитие экспозиционной концепции, создание экспозиций, экскурсионных рассказов и экскурсионной деятельности музея внесли: В.Б. Кочетов, Л.Н. Малиновская, Г.Д. Остапенко, З.А. Табурина, Г.А. Попова. В 1980-90-х гг. археологи Бахчисарайского музея продолжали участвовать в археологических экспедициях по Бахчисарайскому району и пополняли коллекции музея новыми экспонатами. Они так же вели научно-методическую работу, фондовую по обработке поступивших коллекций, публиковали научные статьи в археологических сборниках. В археологических фондах сосредоточен огромный материал, представляющий большую научную ценность. Ежегодно фонды пополняются новыми коллекциями. Более 30 лет фондовую работу музея возглавляла Г.И. Золотова.
Экспозиция археологического отдела, 60-70 -е гг (1) Бахчисарайский историко-археологический музей был переименован в историко-архитектурный музей в январе 1978 г. На базе историко-архитектурного музея был создан Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник в 1990 г.
С 1987 по 2011 гг. заповедником руководил Евгений Владимирович Петров. В эти годы проводились объемные ремонтно-реставрационные работы в бане Сары Гузель, Зинджырлы медресе, в Соколиной башне. В это время был создан Художественный музей, музей И. Гаспринского, сектор «Военно-исторический мемориал» «Поле Альминского сражения», этнографический отдел в Ханском дворце. Большой вклад в создание экспозиции этнографического отдела внесли О.А. Желтухина и Н.М. Эбубекирова. Большая личная заслуга С.У. Эбубекирова, который около 20 лет возглавлял работу Ханского дворца, состоит в создании «Музея истории и культуры крымских татар». Инициатива и идея создания мемориала «Поле Альминского сражения» принадлежала С.Ф. Сундукову, энтузиазм и творческая деятельность которого воплотили эту идею в жизнь. Художественный музей Бахчисарайского музея-заповедника был открыт 8 июля 1996 г. в отреставрированных залах бывшего дома смотрителя Ханского дворца, перестроенного в 1820 г. по проекту архитектора Колодина. Экспозиция музея была создана под руководством И.Б. Арбитайло, проработавшей в Музее более 30 лет. В коллекции Художественного музея собраны произведения знаменитых отечественных и зарубежных мастеров живописи XVIII-XIX веков: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, С.С. Щукина, Гюне, В.Ф. Тимма и др. Музей располагает крупными монографическими коллекциями художников, жизнь и творчество которых тесно связаны с Бахчисараем: Б.В. Смирнова, П.А. Шиллинговского, К.Ф. Богаевского, А.П. Могилевского, А.П. Яновского, Я.А. Басова и других. Мемориальный музей Исмаила Гаспринского был открыт в 1921 г. При музее была и библиотека, где были собраны уникальные книги и журналы. Музей и библиотека просуществовали ровно 10 лет. В начале 1930 г. он был закрыт. Новая жизнь музея начинается 21 марта 2001 г. Много энергии для этого приложил заведующий музеем Я.А. Аппазов. Сегодня в экспозиции музея представлены сохранившиеся личные вещи И. Гаспринского, его награды и книги из его библиотеки. Коллекция музея постоянно пополняется, и тематика экспонируемого материала становится разносторонней и обширней.
Экспозиции исторического отдела, 90-е гг (2) С 1992 г. выходит серия сборников научных трудов, издаваемых Бахчисарайским заповедником, в которых ученые, в том числе и сотрудники заповедника, поднимают актуальные вопросы и публикуют свои труды.
В 1997 г., к 80-летию Бахчисарайского музея, А. Демираяк передал заповеднику коллекцию монет Крымского ханства, Золотой Орды и медалей Европы (195 ед.), которые он собирал в течение 40 лет. В 2007 г. Львовский музей истории религии положил начало реституции: Бахчисарайскому заповеднику было возвращено 13 старинных мусульманских и караимских книг. В 2009 г. Венский музей этнографии передал заповеднику 68 единиц декоративно-прикладного искусства, вывезенных во время Великой Отечественной войны.
ОЧЕРКИ ПРО ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ
Бахчисарайский Дворец был не единственной ханской резиденцией.
В Крыму существовало еще пять т.н. малых ханских дворцов – старый дворец Девлет Сарай, дворцы Улаклы Сарай, Алма Сарай, Качи Сарай, Сюйрень Сарай. Однако это были загородные виллы ханского рода, а главным местом пребывания крымских государей всегда оставался Бахчисарай.
За те два с половиной столетия, которые Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. Непросто будет в точности восстановить ту последовательность перемен, которая в итоге привела к складыванию знакомого нам нынешнего облика Хансарая. Почти при каждом новом правителе во Дворце появлялись новые сооружения, производились ремонты. Крымские ханы ставили себе памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае поныне.
Памятником Сахибу I Гераю служит сам Бахчисарай. При Девлете I Герае (или чуть позже) во Дворце возникло первое ханское дюрбе, при Исляме III Герае – второе дюрбе и зал собраний, при Бахадыре I Герае — еще одно помещение для официальных приемов. Каплан I Герай увековечил память о себе в сооружении Золотого фонтана. Селямет II Герай возвел беседку, названную его именем. Его же имя запечатлено на многих постройках Дворца (в частности, Большой Ханской мечети) восстановленных им после пожара, что практически разрушил Дворец во время русского вторжения. Арслан Герай построил рядом с Ханской мечетью медресе. Крым Герай возвел прекрасное дюрбе Диляры-бикеч, «Фонтан слёз» и богато украсил внутренние покои Дворца. Как говорил турецкий путешественник XVII в. Э. Челеби, «Каждое строение построено кем-нибудь из падишахов (т.е. ханов)». Ханский Дворец – истинная летопись рода Гераев, многие представители которого внесли вклад в его великолепие.
С течением времени менялись архитектурные и орнаментальные стили: лаконичные узоры стенных росписей XVII в., изображавшие гроздья винограда и плиты мрамора, сменялись изысканными растительными композициями в стиле «крымского рококо»; на смену торжественным гулким залам XVI в. в XVIII столетии во Дворце начали строить легкие постройки. Этот список можно продолжать: внимательное искусствоведческое изучение Дворца может дать довольно ясный срез чередования стилей в крымскотатарском архитектурном искусстве.
Последний крымский хан Шахин Герай, имел намерение перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). Он даже начал постройку новой резиденции – но, потеряв в 1783 г. власть, не успел реализовать свой план.
В имперский период Дворец находился в ведении МВД. Здесь пребывал полицейский чин, при наличии разрешения губернатора позволявший важным гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. Время от времени Дворец посещали императоры и члены императорской фамилии. Во время Крымской войны 1854-55 гг. здесь размещался лазарет.
Тот облик, который Хансарай имеет сейчас, в общих чертах сложился в XVIII в., когда орнаментальное и строительное искусство Крымского ханства достигло высот совершенства. Дворец – великолепный памятник архитектурного искусства, но пожар, устроенный прорвавшимся в Бахчисарай царским фельдмаршалом Минихом в 1736 г., не принес такого вреда дворцу, как «реставрации» XIX века.
История этих ремонтов берет начало в 1787 г., когда дворец готовили к приезду в Бахчисарай Екатерины II. Как правило, и в будущем подобные работы совпадали с подготовкой дворца к приему очередного коронованного гостя. Чаще всего ремонты проводились случайными людьми, а когда за дело брались профессионалы – они мало интересовались традициями местной архитектуры, подходя к ремонту дворца со стандартными мерками. В итоге внутренние покои Хансарая переделывались на «европейский» лад, неподражаемые росписи придворных художников искажались, а ветхие здания попросту сносились. Так, в 1820-х гг. было снесено три из четырех зданий гарема, Зимний дворец, обширный банный комплекс и многие другие ценные постройки.
Цари гневались за искажение экзотического облика Дворца, ревизоры обнаруживали бреши в сметах. За прошедшие два столетия площадь дворцового комплекса значительно сократилась.
Научно обоснованная реставрация началась в 1960-х гг. В 2003 г. во Дворце была предпринята новая серия ремонтно-реставрационных работ, производители которых под тщательным научным контролем старались по крупицам восстановить оригинальный и неповторимый изначальный облик ханской резиденции.
БАНЯ САРЫ ГУЗЕЛЬ
Баня Сары Гузель (с крымскотатарского — «желтая красавица») расположена к востоку от Большой Ханской мечети. Это одно из самых ранних, датируемых сооружений дворцового комплекса. Об этом свидетельствует находящаяся над входом мраморная плита с рельефной надписью: «построено по повелению Султана Адиль Сахиб Герай хана, сына Менгли Герай хана, сына Хаджи Герай хана в 939 г. (1532-33 г.)».
Баня традиционно делится на мужскую и женскую половины, которые состоят из нескольких помещений. Первым помещением является предбанник в виде четырехугольной комнаты, перекрытой деревянной стрельчатой крышей. Посередине комнаты – фонтан, высеченный из местного известняка. Затем идет помещение самой бани, представляющей собой в плане квадрат, перекрытый куполом. Это помещение освещается верхним естественным светом. Вдоль стен находятся мраморные раковины с кранами горячей и холодной воды. Система работы восточных бань основана на принципе подпольного отопления. Эта система известна еще с античных времен. Принцип функционирования бани Сары Гузель заключался в следующем: автономно от бани располагалась печь («кюльхан»). От нее по керамическим трубам под мраморными плитами пола и в стенах проходил горячий воздух и дым.
Обеспечивая необходимое гигиеническое и бытовое назначение, восточные бани служили местом отдыха и развлечений. Такие бани были распространены по всему Крымскому полуострову, особенно в наиболее крупных городах Крыма, где преобладало мусульманское население.
_____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Достопримечательности Крыма
https://handvorec.ru
Крым; путеводитель. // Моисей Яковлевич Олинский. Крым, 1966.
Вложение | Размер |
---|---|
Бахчисарайский дворец | 131.08 КБ |
Бахчисарайский дворец | 90.73 КБ |
Бахчисарайский дворец | 85.23 КБ |
Бахчисарайский дворец | 139.6 КБ |
Bahchisarai (5).jpg | 95.59 КБ |
Bahchisarai (6).jpg | 145.56 КБ |
Bahchisarai (7).jpg | 147.69 КБ |
- Тэги:
- 3499 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий